Научная статья на тему 'Христианская мораль и ее особенности'

Христианская мораль и ее особенности Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
2889
155
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Христианская мораль и ее особенности»

божественную истину нельзя вывести, она открывается в блеске молнии, она целостно дана в откровении» [9]. Свободная творящая воля как Абсолют возможна не как безликая абстракция, а как лик, сверхмировая личность, как абсолютное Добро и Любовь, любящая сверхличность. Иными словами, это Бог-Творец, Бог-Отец.

Абсолютная свобода тождественна Богу, который и есть бытие. Сотворенный мир обладает бытием, которым его наделяет Бог. Поэтому свобода предшествует бытию сотворенного мира, но не бытию Бога. А бытие Божье в сотворенном Им мире недоказуемо из него самого, иначе как на основании аксиологического тезиса: «Если нет Бога, то нет свободы».

Проведенное рассуждение не является доказательством существования Бога. Однако оно убеждает нас в том, что, если мы выбираем свободу (а коль можем выбирать,

значит, обладаем свободой), то мы тем самым принимаем идею Бога.

Литература

1. Левицкий С.А. Классические доказательства бытия Божия и современная философия. Соч. Т. 1. Трагедия свободы. - М.: Канон, 1995. - 384 с.

2. Янков М. Материя и информация. - София: Наука и изкуство, 1976. Русский перевод: М.: Прогресс, 1979.-С. 97-110.

3. Дрознин М. Библейский код: Тайнопись будущего. - М.: Варгиус, 2000.

4. Мелхиседек Друнвало. Древняя Тайна Цветка Жизни. Т. 1. - Киев: София, 2000. - С. 32.

5. Цит. по: Добров А.В., Тыкоцкий В.В. Конспект лекций по концептуальным аспектам современного естествознания. Физика, астрономия, философские вопросы мироздания. - Новогорск, 1997. -С. 45.

6. Кант И. Соч. в 6 т. Т. 6. - М.: Мысль, 1966. - С. 237-238.

7. Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл Творчества. - М.: Правда, 1989. - С. 19.

8. Вышеславцев Б.П. Этика преображенного Эроса. -М.: Республика, 1994. - С. 97, 196.

9. Бердяев Н.А. Цит. соч. - С. 19.

ХРИСТИАНСКАЯ МОРАЛЬ И ЕЕ ОСОБЕННОСТИ

Т.В. КАРПОВСКАЯ, ст. преподаватель кафедры философии

Христианство - одна из мировых религий. Статус мировой религии оно получило не только потому, что имеет своих последователей почти во всех странах мира. Широкому распространению христианства способствовал прежде всего его отказ от этнических и социальных ограничений, а также идеи всеобщей справедливости, равенства и спасения, которые провозгласило новое учение.

Христианство возникло в I в. в одной из многочисленных иудейских сект, в секте ессеев. Относительно быстрое распространение христианства было обусловлено также рядом социально-исторических факторов. Именно в середине I в. уже начали проявляться признаки разложения могучей Римской империи. В обществе ощущается ду-

ховный кризис. Суеверия и шарлатанство, скептицизм, разочарование в религиозных и философских идеалах подрывали общественную нравственность. Одни искали выход в чувственных наслаждениях, другие- в смаковании насилия и чужих страданий, третьи старались найти выход в самосозерцании и отрешении от мира. Характеризуя сложившуюся атмосферу в римском обществе, Энгельс писал: «...во всех классах должно было быть известное количество людей, которые, отчаявшись в материальном освобождении, искали взамен него освобождения духовного, освобождения в сознании, которое спасло бы их от полного отчаяния. Этого утешения не могла дать ни стоическая философия, ни школа Эпикура, во-первых, потому что это были философские системы,

рассчитанные, следовательно, не на рядовое сознание, а затем, во-вторых, потому что образ жизни их приверженцев вызывал недоверие к учению этих школ. Для того, чтобы дать утешение, нужно было дать не утраченную философию, а утраченную религию. Утешение должно было выступить в религиозной форме, как и все то, что должно было захватить массы» [1].

В качестве такой религии как раз и выступило христианство. Возникнув как религия рабов и угнетенных масс, оно даровало людям надежду на утешение, на избавление от непосильного гнета и страданий, на воздаяние по заслугам в ином мире. Соответственно, христианство проповедовало такую мораль, которая отвечала интересам именно этих слоев населения:

«Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны плачущие, ибо они утешатся.

Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.

Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся.

Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.

Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.

Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены сынами божьими.

Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное.

Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить на Меня» [2].

Христианская мораль основывается на представлении, что Бог, единый в трех лицах, является единственным творцом мира и основным источником моральных норм. Сотворив мир в соответствии со своей свободной волей, Бог есть Благо, Бытие и моральный Абсолют.

Создав человека по своему образу и подобию, Бог также наделил его свободной волей. Но человек не сумел распорядиться свободной волей и впал в грех, за что и был изгнан из Рая. Свою греховность человек

передает по наследству своим потомкам, потому все человечество погрязло в грехе.

Иисус Христос своими заповедями показывает людям путь к спасению. Возвестив приближение Царства Небесного (Евангелие в переводе с греческого означает благую, радостную весть), Христос призывает к покаянию. Осознав свою греховность и раскаявшись, человек делает первый шаг по пути спасения. Весть о приближении Царства Небесного вселяет в людей ужас и надежду, так как Царство Небесное - это одновременно и конец мира, страшный суд для грешников, царство духа, возможность вечной жизни и воссоединения с Богом для праведников. Иисус Христос дает людям возможность сойти с пути греха, выбирать между добром и злом, ибо этот выбор - выбор между смертью и вечной жизнью. Путь спасения - это путь служения моральному закону, смысл которого и раскрывают заповеди Христа.

Нравственное учение христианства идет по пути переосмысления и углубления ветхозаветной морали. Отвергая обвинения в нарушении нравственного закона, Христос говорит: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков, Не нарушить Я пришел, но исполнить» [3].

Тем не менее заповеди Иисуса Христа отвергают буквальное следование нормам ветхозаветной морали. Христос делает акцент не на букве закона, а на его духе, наполняя его новым смыслом. Заповедь «не убий» трансформируется в заповедь «не гневайся несправедливо на брата своего, ибо это подлежит осуждению». Гнев не является убийством, но несправедливый гнев подлежит осуждению в такой же мере, как и убийство. Заповедь «не преступай клятвы, но исполняй перед Господом клятвы твои» превращается в заповедь «не клянись вовсе: ни небом, потому что оно Престол Божий, ни Землею, потому что она подножие ног Его...». Заповедь «кто разведется с женою своею, пусть даст ей разводную» ужесточается до осуждения развода вообще: «кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбо-

дёйствовать, а кто женится на разведенной, тот прелюбодействует». Заповедь «око за око, зуб за зуб» превращается в заповедь «не противься злому, но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему левую». Заповедь «люби ближнего своего и ненавидь врага твоего» также приобретает новый смысл: «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящих вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас» [4].

Любовь к Богу, любовь к людям - основная христианская добродетель. Задолго до Канта Иисус Христос провозглашает «золотое правило нравственности»: «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» [5]. Любовь не только к близким, но и к врагам, к тем, кто ненавидит вас - вот путь, идя по которому можно приблизиться к Богу. «Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?» [6]. Благодаря любви к врагам человек приобретает нравственное совершенство, поднимается на новую нравственную высоту и тем самым приближается к Богу. Конечно, человек не может достичь совершенства божественной любви, не может уподобиться Богу, но он должен стремиться к этому идеалу.

Всей своей жизнью Иисус Христос являет собой пример христианской любви, покорности и смирения воле Бога. Даже в приближении страшной смерти - распятия на кресте - он следует путем, предначертанным свыше: «не Моя воля, но Твоя да будет» [7]. Человек должен безоговорочно принимать волю Бога, не подменять его собой, не пытаться принять собственное решение. Смирение, покорность есть умение без жалоб и упреков принимать любые жизненные ситуации, даже если они кажутся незаслуженными и несправедливыми, рассматривая их как испытание свыше. Но по настоящему смиренным может быть только глубоко верующий человек. Свою судьбу, тело и душу он отдает в руки Бога и тем самым опирается на его мощь и силу. Неверующий же сам пытается решить свои проблемы, поскольку

сомневается в Боге и не надеется на его помощь. , ,

Признаком настоящей веры является надежда. Надежда есть убежденность в том, что Бог никогда не оставит человека, он всегда в его сердце. Напротив, уныние есть сомнение в Боге, недоверие к его доброте, могуществу и справедливости и потому является одним из смертных грехов.

Еще один важнейший момент в учении Иисуса Христа- это провозглашение равенства всех людей и осуждение их стремления к богатству. Это положение в христианстве выражено предельно четко: «трудно богатому войти в Царство Небесное», «удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие» [8]. Осуждая стремление людей к богатству и роскоши, Христос призывает их собирать сокровища не на земле, а на небе, искать «прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам» [9]. Правда, в более позднее время христианство уже не осуждает богатства, а наоборот, закрепляет и освещает и частную собственность, и имущественное расслоение, на что указывают многие исследователи христианской религии [10].

Подводя некоторый итог сказанному выше, мы можем выделить следующие особенности христианской морали:

• Признание изначальной порочности природы человека, его склонности к злу и греху.

• Признание Бога единственным источником нравственных норм и правил поведения. Заповеди Бога носят абсолютный характер и не требуют обоснования.

• Полный отказ человека от своей воли и безоговорочное подчинение воле Бога. Принятие любой несправедливости и унижения как ниспосланных свыше.

• Наличие в христианской морали двух различных тенденций - пессимистической и оптимистической. Пессимизм связан прежде всего с верой в конец света и страшный суд, а оптимизм - с верой в установление Царства Небесного.

• Аскетизм ранней христианской морали, достаточно быстро сменившийся признанием социального неравенства и частной собственности.

• Исторический характер христианской морали, как и любой морали вообще, изменение ее норм под влиянием социально-экономического положения общества.

В то же время следует отметить, что христианская религия оказывала и оказывает огромное влияние на духовный мир человека. В России после революции 1917 г. утвердилось атеистическое мировоззрение. Но в борьбе с религией и церковью было упущено главное - воспитание нравственности. В обществе сложилось представление, что если Бога нет, то все позволено. То же самое мы видим в нашем обществе и сейчас: бездуховность, вседозволенность, размытость моральных норм и правил стали уже привычным состоянием. В этих условиях не

стоит отвергать помощь религии в воспитании нравственности, тем более что многие моральные заповеди христианства звучат сегодня так же актуально, как и две тысячи лет назад.

Литература

1. Энгельс Ф. Бруно Бауэр и первоначальное христианство. Маркс К., Энгельс Ф. Соч., 2-е изд. Т. 19.-С.313.

2. От Матфея святое благовествование. Новый Завет.-Минск: Изд. Пикорп, 1994. Гл.5:2-11.

3. Там же, гл. 5:17.

4. Там же, гл.5:22,24,28, 32, 34, 39,44.

5. Там же, гл.7:12

6. Там же, гл.5:46.

7. От Луки святое благовествование. Новый Завет. -Минск: Изд. Пикорп, 1994. Гл. 22:4.

8. От Матфея святое благовествование. Новый Завет. Минск: Изд.. Пикорп, 1994. Гл. 19:23-24.

9. Там же, Гл. 6:33.

10. Кропоткин П.А. Этика. - М.: Изд. полит, лит., 1991.-С. 110.

МОДЕРНИЗАЦИЯ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ XX ВЕКА

Р.В. КОРОТКЕВИЧ, к.истор.н., доцент кафедры философии

Вот уже полстолетия в мировой политологии лидирующие позиции занимают концепции модернизации. Они основываются на признании неравномерности общественного развития, необходимости преобразования (модернизации) отсталых стран в индустриальные (постиндустриальные). Таким образом, термин «модернизация» означает одновременно и стадию общественных преобразований, и процесс перехода к современным обществам.

Теории модернизации, возникшие в 50 - 60-е годы XX в., рассматривали развитие общества как универсальный процесс, имеющий одни и те же закономерности и этапы для всех стран и народов. Неся в себе нормативность, заданность перехода к «модерну», они определяли критерии современного общества, цели и содержание необхо-

димых преобразований. К таким универсальным требованиям относились:

• в сфере экономики - товарно-денежные регуляторы производства, увеличение затрат на образование, рост роли науки;

• в социальной сфере - формирование открытой социальной структуры с неограниченной мобильностью населения;

• в области политики - установление демократии с плюралистической организацией власти, консенсусная технология реализации управленческих решений;

• в духовной области - размывание традиций, дифференциация культурных систем, распространение ценностей индивидуализма.

В практической реализации западной модели модернизации особый интерес представляет опыт Германии. Милитариза-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.