Научная статья на тему 'Христианизация нерусских народов Среднего Поволжья в трудах казанских церковных историков (60-70-е годы XIX В. )'

Христианизация нерусских народов Среднего Поволжья в трудах казанских церковных историков (60-70-е годы XIX В. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1094
190
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Христианизация нерусских народов Среднего Поволжья в трудах казанских церковных историков (60-70-е годы XIX В. )»

А.В. ЗАЙЦЕВ

ХРИСТИАНИЗАЦИЯ НЕРУССКИХ НАРОДОВ СРЕДНЕГО ПОВОЛЖЬЯ В ТРУДАХ КАЗАНСКИХ ЦЕРКОВНЫХ ИСТОРИКОВ (60-70-е годы XIX в.)

Вопросы христианизации нерусских народов Среднего Поволжья волновали умы отечественных историков на протяжении, без малого, двух последних столетий. В разные исторические эпохи в зависимости от конкретной общественно-политической, идеологической ситуации менялись не только теоретические и методологические подходы, но и проблематика исследований. Так, в дореволюционный период развития отечественной исторической науки подавляющее большинство исследований проводилось в рамках так называемого «миссионерского направления» и служило нуждам христианского просвещения татар, чувашей, мордвы, марийцев и удмуртов Среднего Поволжья. Но именно историками «миссионерского направления» было начато целенаправленное и систематическое изучение процесса распространения христианства среди нерусских народов нашей страны.

Историография христианизации нерусских народов Среднего Поволжья нашла свое отражение в исследованиях П.Н. Луппова «Христианство у вотяков со времени первых известий о них до XIX в.» (1901 г.), Ю.Н. Иванова «К изучению вопроса политики христианизации нерусских народов Среднего Поволжья в ХУ1-ХУШ вв.» (1981 г.), Д.М. Макарова «Самодержавие и христианизация народов Среднего Поволжья во второй половине ХУ1-ХУШ в.» (2000 г.), Л.А. Таймасова «Христианское просвещение нерусских народов и этноконфес-сиональные процессы в Среднем Поволжье в последней четверти XVIII - начале XX в.» (2004 г.), а также в ряде диссертационных исследований постсоветского периода, посвященных тем или иным аспектам христианизации нерусских народов Среднего Поволжья. Тем не менее вопросы историографии христианизации нерусских народов нуждаются в дальнейшей разработке. В настоящей публикации автором предпринята попытка дать представление о вкладе казанских церковных историков 60-70-х годов XIX в. в изучение вопросов христианизации нерусских народов, населяющих регион Среднего Поволжья.

До второй половины XIX в. история распространения христианства среди нерусских народов Среднего Поволжья фактически не становилась предметом специальных исторических изысканий. Она лишь находила некоторое эпизодическое освещение в ряде работ по истории Русской православной церкви или этнографии народов Среднего Поволжья. Фактическая постановка вопроса истории христианизации народов Среднего Поволжья в отечественной исторической науке произошла в исследовании С.В. Ешевского «Миссионерство в России», написанном в 1857 г. В 1867 г. при Казанском кафедральном соборе было учреждено «Братство святителя Гурия». Его целью стали утверждение и распространение православия среди крещеных и некрещеных «инородцев». Именно преимущественно под эгидой «Братства» в стенах Казанской духовной академии шло дальнейшее изучение истории христианизации нерусских народов Среднего Поволжья.

В 60-70-е годы XIX в. происходил процесс разработки, становления и развития системы христианского просвещения нерусских народов Востока России, разработанной профессором Н.И. Ильминским и введенной в 1870 г. Полемика, развернувшаяся в рассматриваемый период вокруг системы Н.И. Ильминского,

также способствовала повышению интереса исследователей к истории распространения христианства среди нерусских народов. Более того, для успешного воплощения данной просветительской системы было необходимо произвести экскурс в историю христианского просвещения «инородцев» России, т.е. изучение истории христианизации нерусских народов носило и прикладной характер.

В 1868 г., еще до введения системы Н.И. Ильминского, была напечатана публичная лекция виднейшего члена «Братства св. Гурия» протоиерея, профессора Казанской духовной академии Е.А. Малова «О новокрещенских школах в XVIII в.». Начало религиозного просвещения «инородцев» в духе русского православия в XVIII в. автор связывал с деятельностью Казанского митрополита Тихона III. Именно при этом митрополите в Казани в 1707-1709 гг. существовала первая достоверно известная школа для новокрещенов. Протоиерей также повествовал в своей лекции о деятельности виднейшего миссионера Алексея Раивско-го в связи с реализацией указа Св. Синода 1721 г. об организации училищных домов для детей новокрещенов. Кроме школы при архиерейском доме, как полагал историк, в 20-е годы XVIII в. также функционировала школа для детей ново-крещенов в Свияжске под руководством архимандрита А. Раивского.

Е.А. Малов уделил немного внимания рассмотрению некоторых проектов создания школ для детей «инородцев», выдвинутых религиозными и общественными деятелями XVIII в. Среди них был рассмотрен проект Иллариона Ро-галевского о строительстве школ для новокрещенов в Казани, Цивильске, Ца-ревококшайске и Елабуге, датируемый 1735 г. В 30-е годы XVIII в., как полагал миссионер, функционировали школы в Зелантовом монастыре Казани и Сви-яжском Богородицком монастыре. Кроме всего прочего Е.А. Маловым был рассмотрен указ от 11 сентября 1740 г., согласно которому полагалось учредить упомянутые ранее школы.

В лекции было уделено немного внимания рассмотрению недостатков, имевшихся в работе новокрещенских школ. Среди таких особо отмечается недостаточный образовательный и нравственный уровень педагогов: «Не было хороших наставников, знающих инородческие языки. А это такой недостаток, коего не могло вознаградить никакое, самое даже безбедное обеспечение материальное» [1, с. 105]. Подробной информации об учебном процессе в школах, ученическом и преподавательском составе, системе управления и т.п. у Е.А. Малова не содержится.

Кроме публичной лекции Е.А. Малова в том же 1868 г. было опубликовано исследование одного из членов «Братства св. Гурия», ставшего впоследствии профессором Казанского университета, А.Ф. Можаровского «История Казанской духовной семинарии», в котором автор попытался рассмотреть историю семинарии во взаимосвязи с процессом распространения христианства в Казанском крае.

А.Ф. Можаровский исходил из того мнения, что христианизаторская политика была необходимым и единственно возможным средством включения покоренных в XVI в. народов в российское общество. Им была описана религиознопросветительская деятельность первых предстоятелей Казанской епархии - Гурия, Гермогена и Варсанофия. Автор придерживался мнения, что по инициативе Гурия были открыты школы в трех казанских монастырях. Исследователь считал, что весь XVII в. явился «темным веком» христианского просвещения «инородцев». Тем не менее он все же утверждал, что школы для «инородцев» продолжали существовать, но носили негосударственный, общественный характер.

При раскрытии истории семинарии в XVIII в. А.Ф. Можаровский дал представление о вкладе митрополита Иллариона в дело просвещения «инородцев». Им был отмечен факт пристального внимания митрополита к проблеме формирования слоя священнослужителей из среды «инородцев». Предметом беглого рассмотрения стал также проект Иллариона «О необходимости учреждения в Казанской епархии четырех инородческих школ».

В рассматриваемой публикации А.Ф. Можаровского вопросы истории инородческого просвещения были рассмотрены лишь в связи с деятельностью Казанской духовной семинарии. В ней также были даны подробные сведения о материально-хозяйственной стороне работы данного учреждения и его кадровом составе в различные периоды существования.

В другом своем известнейшем сочинении «О Новокрещенской конторе» протоиерей Е.А. Малов избрал в качестве предмета исследования историю Новокрещенской конторы, функционировавшей в Казанском крае в 1731-1764 гг. Повествование в нем ведется с использованием законодательных актов религиозного характера данного периода, различного рода документов из архивов Св. Синода, а также донесений миссионеров различного ранга.

Е.А. Малов обосновал положение, что фактическое свое существование Новокрещенская контора начала уже с момента Комиссии новокрещенских дел в Свияжске под руководством А. Раивского. Как выяснил автор, уже с 1734 г. Комиссия новокрещенских дел стала называться Конторою новокрещенских дел, или Новокрещенской конторой. Он дает понять, что в первые годы своего существования до вмешательства архиепископа Иллариона Комиссия новокрещенских дел обладала значительной автономией внутри Казанской епархии в деле христианизации «иноверцев».

Противоречия, существовавшие между главой комиссии и главой епархии, по его мнению, сказались на миссионерской деятельности не самым лучшим образом: «с этого времени начинается тот неблагоприятный для миссии период времени, который продолжался целые восемь лет до 1740 г.» [2, с. 16]. Е.А. Малов выяснил, что в связи с этим, а также по причине многочисленных жалоб «инородцев» на действия миссионеров в конце 30-х годов XVIII в., в правительственных кругах существовала мысль о возможном свертывании миссии. Те же причины упоминаются протоиереем и в качестве причин издания указа от 11 сентября 1740 г., текст которого был изложен им в полном объеме. Е.А. Малов также произвел подробное разъяснение каждого из пунктов указа.

Е.А. Малов, кроме того, привел сведения о составе штатов конторы в 17401742 гг. Поскольку местом нахождения Новокрещенской конторы оставался г. Свияжск, автор полагал, что преимущественной задачей Новокрещенской конторы было обращение чувашей, черемисов и мордвы. Главными внешними средствами для принятия «иноверцами» крещения он считал трехлетние льготы и переселение. При этом подчеркивает, что положения указа о перекладывании податей неофитов и их рекрутской повинности на плечи некрещеных препятствовали новокрещеным воспользоваться льготами и значительно тормозили темпы христианизации.

Протоиерей в результате своих изысканий выяснил, что уже с первых лет существования Новокрещенской конторы появилась необходимость отступления от некоторых положений указа от 11 сентября 1740 г. Среди таковых он упомянул отказ от переселения новокрещенов в отведенные между Царицыном и Самарой местности и вообще переселение новокрещенов от своих «иноверных»

соплеменников [2, с. 47]. Нехватка финансовых средств, как выяснил автор, приводила к практике неполной реализации льгот для новокрещенов.

Приводя сенатский указ 1742 г., направленный на улучшение положения дел с выплатой льгот новокрещенам, Е.А. Малов замечает: «для новокреще-нов предстояло неопределенное время ожидать своих льгот за крещение. Подати же, платимые за новокрещеных некрестившимися, подавали повод к разным столкновениям помимо даже религиозного неприятия» [2, с. 56].

Косвенно историю конторы Е.А. Малов делит на периоды, когда во главе ее находились те или иные лица. Несмотря на то, что он высказал мнение, что уже с 1734 г. можно говорить о существовании Новокрещенской конторы, все же первым ее управляющим он считал Дмитрия Сеченова. В сочинении также приводятся краткие биографические справки относительно каждого управляющего конторой.

Описав некоторые известные случаи крещения «иноверцев» в период функционирования Новокрещенской конторы, историк пришел к выводу, что до 1746 г. контора фактически обладала монопольными правами на проведение обряда крещения «инородцев». Приходское же духовенство не участвовало напрямую в крещении нерусских народностей. На основе делопроизводственной документации Казанской духовной консистории были описаны примеры участия приходского духовенства после 1746 г. в непосредственном крещении «инородцев».

По подсчетам Е.А. Малова, за годы существования Новокрещенской конторы приняло крещение около 410 тыс. «инородцев» [2, с. 202]. Протоиерей отмечает упадок миссионерства в регионе после закрытия конторы, а к концу XVIII в. и полное ее прекращение. Основной причиной подобного явления стало, по его справедливому мнению, отсутствие централизованного руководства миссионерским делом.

В заключительной части сочинения Е.А. Малов предложил обобщающую оценку деятельности Новокрещенской конторы. Наряду с этим автор вынужденно оправдывает имевшиеся негативные моменты в деятельности конторы реалиями того времени. Негативные стороны трактуются как незначительные. Особо при этом подчеркиваются успехи конторы в противомусульманской пропаганде.

В 1874 г. было опубликовано сочинение студента Казанской духовной академии А. Г. Хрусталева «Очерк распространения христианства между иноверцами Казанского края». Автор при описании распространения христианства среди «инородцев» во второй половине XVI в. использовал материалы «Актов археографической экспедиции», «Наказное письмо» Ивана IV, его переписку с первым казанским архиепископом Гурием, а также материалы Никоновской летописи. Хронологические рамки данного сочинения ограничены второй половиной XVI - первой половиной XIX в.

Очерк А. Г. Хрусталева не разделен на какие-либо главы или части, изложение материала ведется без его структурирования и систематизации. Для автора характерны некритическое отношение к источникам и голословность выводов и суждений. Подача материала происходит с явно промонархических и проправославных позиций. Для него также характерны религиозная неприязнь и уничижительное отношение к нерусским народам Среднего Поволжья. Тем не менее сочинение А.Г. Хрусталева явилось первым историческим трудом, охватившим процесс христианизации нерусских народов Поволжья в феодальный период.

Таким образом, казанскими церковными историками в 60-70-е годы XIX в. было начато систематическое изучение христианизации нерусских народов

Среднего Поволжья на основе широкого спектра источников. Е.А. Маловым и А.Ф. Можаровским были впервые затронуты вопросы становления системы христианского просвещения среди «инородцев» Казанского края. Е.А. Мало-вым была охарактеризована также деятельность важнейшего миссионерского учреждения XVIII в. - Новокрещенской конторы. А.Г. Хрусталевым была предпринята первая в отечественной исторической науке попытка в полной, возможной на тот момент, мере охватить процесс распространения православия в «иноверческой» среде.

Для работ данных авторов, естественно, характерны процерковные позиции и признание несомненной прогрессивности принятия нерусскими народами православия. Процесс крещения «иноверцев» носил, по их общему мнению, преимущественно добровольный характер, а имевшиеся при этом злоупотребления и притеснения были незначительными. Но в то же время все они признают формальный характер восприятия нерусскими народами Среднего Поволжья христианства вплоть до середины XIX в.

Литература и источники

1. Малов Е.А. О новокрещенских школах в XVIII в. Публичная лекция. Читалась в Казани 7 апреля 1868 года / Е.А. Малов // Православное обозрение. 1868. Т. 3. С. 93-123.

2. Малов Е.А. О Новокрещенской конторе / Е.А. Малов. Казань: Типография императорского университета, 1878. 124 с.

3. Можаровский А.Ф. История Казанской духовной семинарии / А.Ф. Можаровский. Казань: Типография императорского университета, 1868. 60 с.

4. Хрусталев А.Г. Очерк распространения христианства между инородцами Казанского края / А.Г. Хрусталев. Казань: Типография императорского университета, 1874. 128 с.

ЗАЙЦЕВ АНДРЕЙ ВЛАДИМИРОВИЧ родился в 1980 г. Окончил Чувашский государственный педагогический университет. Область научных интересов - изучение проблем отечественной историографии христианизации нерусских народов Среднего Поволжья. Автор 5 научных работ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.