Сборник трудов Якутской духовной семинарии. 2023. Вып. 19. С. 9–20
Collection of works of the Yakut Theological Seminary. 2023. Issue 19. P.9–20 Научная статья
УДК 27-9(395.6)"3"
doi:
ИСТОРИЯ, ИСТОЧНИКОВЕДЕНИЕ
Христианизация Кавказской Албании в Iv в.
Архимандрит Алексий (Никоноров А. В.)
Бакинское епархиальное управление, Бакинская и Азербайджанская епархия Русской Православной Церкви Московский Патриархат, г. Баку, Азербайджанская Республика, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4651-7913
Аннотация. Несмотря на имеющиеся многочисленные предания о христианизации кавказских народов в апостольский век, мы должны признать, что относятся они к более позднему времени и скорее всего мало достоверны. На деле процесс христианизации кавказских народов необходимо соотнести с событиями, имевшими место быть в могуществен- ных противоборствующих империях – Римской и Персидской. И связаны эти процессы были с царствовавшими на Южном Кавказе особами, чувствовав- шими политическую конъюнктуру, практическую для своих стран необходимость и новые перспективы, открывающиеся через принятие новой религии. В данной статье рассматривается процесс христианизации территории исторического Азербайджана – древнего государства Кавказской Албании в связи с историческими событиями, происходившими в соседних государствах в IV столетии.
Ключевые слова: христианство на Южном Кавказе, христианизация Кавказа, Кавказская Албания, царь Урнайр, Григорий Просветитель
Для цитирования: Алексий (Никоноров), архм. Христианизация Кавказской Албании в IV в. // Сборник трудов Якутской духовной семинарии. Якутск, 2023. Вып. 19. С. 9–20. http://
© Алексий (Никоноров), архм. Якутск, 2023
Сборник трудов ЯкутСкой духовной Семинарии. вЫП. 19
HISTORY, SOURCE STUDIES
Original article
CHRISTIANIZATION OF CAUCASIAN ALBANIA IN THE 4TH CENTURY
Archimandrite Aleksy (Nikonorov A. v.)
Baku Diocesan Administration, Baku and Azerbaijan Diocese of the Russian Orthodox Church Moscow Patriarchate, Baku, Republic of Azerbaijan, [email protected], https://orcid.org/0000-0003-4651-7913
Abstract. Despite the existing numerous traditions about the Christianization of the Caucasian peoples in the apostolic age, we must admit that they belong to a later time and, most probably, have little credibility. In fact, the process of Christianization of the Caucasian peoples must be correlated with the events that took place in the powerful opposing empires - the Roman and Persian. These processes were related to the rulers of the South Caucasus, who perceived the political conjuncture, the practical necessity for their countries and new prospects that open up through the adoption of a new religion. The article discusses the process of Christianization of the territory of historical Azerbaijan - the ancient state of Caucasian Albania in connection with the historical events that took place in neighboring states in the 4th century.
Keywords: Christianity in the South Caucasus, Christianization of the Caucasus, Caucasian Albania, King Urnair, Gregory the Illuminator
For citation: Alexy (Nikonorov), archimandrite. Christianization of Caucasian Albania in the 4th century. Collection of Research Papers of the Yakutsk Theological Seminary. 2023; 19: 9–20. (in Russ.). http://***
Многочисленные, хотя в большинстве своем и поздние, источники сообщают о евангельской проповеди среди кавказских народов самих апостолов и их учеников. Не вдаваясь в подробности достоверности этих сведений, можно допустить, что последующие за апостольской проповедью три столетия подготовили благоприятную почву в целых регионах и государствах для единовременного принятия новой религиозной системы в качестве государственной религии. Процесс распространения христианства в Кавказской Албании неразрывно связан с общим ходом событий на Кавказе – в Армении, Албании и Иберии. В начале IV в. в Римской империи христианство получает статус легальной религии с достаточно широким ареалом распростра- нения, люди постепенно приходят к убеждению, что христиане
– это не какая-то злая секта, а, напротив, сограждане, которые живут высокими евангельскими идеалами и придерживаются норм морали.
Алексий (Никоноров А.В.), архим. Христианизация Кавказской Албании в IV в.
По преданию, в 301 г. (но, вероятнее, не ранее 313 г.) христианство как государственную религию принимает Армения. Для нас представ- ляется важным выяснить по возможности более точное время принятия Арменией христианства для уточнения датировки начала христианиза- ции Кавказской Албании.
Современные исторические исследования показывают, что дата принятия христианства в Армении, которое произошло, как тради- ционно считают, в 301 г., в действительности нуждается в некоторой корректировке. Армянский историк V в. Агафангел сообщает нам, что армянский царь Трдат III (287-330) участвовал в диоклетиановых гонениях и предал мученической смерти деву-христианку Рипсиме по требованию императора. Все четыре эдикта Диоклетиана (284-305) против христианства и манихейства относятся к 303-304 гг. Следова- тельно, маловероятно, чтобы мученическая кончина римских девушек- монахинь, которая должна была предшествовать его обращению, произошла ранее этого времени. Кроме того, Трдат, который был тесно связан с Диоклетианом, очевидно, смог официально принять христианство только после отречения императора в 305 г. Наконец, предание сообщает нам, что св. Григорий был рукоположен в епископы в Кесарии Каппадокийской архиепископом Леонтием сразу после принятия христианства Трдатом. Нам определенно известно, что святи- тель Леонтий до 314 г. не занимал Кесарийскую кафедру [1, с. 61-62], так как период его святительства приходится на 319-325 гг. [2, с. 488].
Историю проповеди св. Григория Просветителя (ок. 252-326), которая привела к обращению царя Трдата и принятию христианства в качестве государственной религии Армении, рассказывают нам древнеармянские историки Агафангел и Моисей Хоренский.
Критическим разбором Агафангеловой истории о христианизации закавказских стран в свое время занимался исследователь армянских исторических источников А. Аннинский [3, с. 55-79]. В частности, автор приходит к выводу о том, что все подробности «Истории» Агафангела, как относящиеся к самому факту обращения армян, так и касающиеся обстоятельств, предшествующих этому факту и за ним последовавших, постоянно и неизменно указывают на одно и то же, а именно: ко времени обращения кавказских народов гонения на христиан в Римской империи уже прекратились, а христианство получило свободу.
«Свидетельства Агафангела, – пишет Аннинский, – вполне согласны с историей, нужно только относить их к тому времени, на которое указывают они сами. С перенесением факта обращения армян на годы, непосредственно следующие за 316 г., свидетельства Агафангела о побочных этому факту, но тесно связанных с ним обстоя-
Сборник трудов ЯкутСкой духовной Семинарии. вЫП. 19
тельствах представляются вероятными и подтверждаются свидетельствами западных; такое перенесение делает понятным в книге Агафангела многое такое, что считается недостоверным» [3, с. 71-72].
Наш албанский историк дает совершенно верную датировку, увязывая обращение закавказских народов со временем правления римского императора Константина Великого (306-337). Моисей Каланкатуйский повествует: «Блаженный Елисей, начав апостольское возделывание с концов земли, просветил только северную часть нашего востока, а не всех и сам, совершив благую борьбу за народ свой,
– утрудился. Но в то время, когда Господь посетил род человеческий, озарил весь запад через великого императора Константина … Он обратил в веру и Восток, который несколько познал уже о спаситель- ном явлении истинного солнца. Они (т. е. жители Востока – албаны) вторично и совершеннее были просвещены Урнайром. Все эти чудеса совершились в одно время от Бога» [4, кн. I, гл. 9].
Албанский царь Урнайр, правивший Албанией в IV в., сам принадлежал к парфянскому роду Аршакидов, жена же его была сестрой персидского царя Шапура II (309-379). Как считается, парфянского происхождения был и находящийся в это время в Армении св. Григорий. После проповеди в Армении св. Григорий принимает в Кесарии Каппадокийской достоинство первосвятителя Армянского и обращает страну в христианскую веру.
Армянские средневековые историографы полагали, что Григорий Просветитель принадлежал к парфянскому царскому роду [5, гл. VIII, с. 63]; его потомок, католикос Саак I Великий († 439), носил прозвание
«Партев», т. е. Парфянин.
Однако, по мнению исследователей, легенда о парфянском происхождении св. Григория Просветителя носит характер родового предания и придумана, чтобы связать его с правящим парфянским домом. То, что Григорий был парфянин, сын Анака*, что его укрыли в Кесарии и что он пришел в Армению дабы искупить грехи отца, – это, возможно, «всего лишь легенда, предание, которое возникло на совсем иной почве и гораздо позже, во второй половине V в. Григорий был христианским деятелем, а вовсе не национальным, какого бы происхождения он ни был!» [6, с. 20].
* В арабской версии жития святого нет сведений армянской национальной редакции об Анаке, отце Григория Просветителя, убийце царя Хосроя, о парфянском его происхождении и т.п., и весьма возможно, что это не случайный пробел. Арабский епископ Георгий, пользовавшийся, по всей видимости, греческим источником, также не знает парфянского происхождения св. Григория: он говорит, что Григорий «был родом из Рима» [7, p. 122].
Алексий (Никоноров А.В.), архим. Христианизация Кавказской Албании в IV в.
Согласно повествованию древних историков, после казни свв. дев Рипсимии и Гаиании армянского царя Трдата III постигла кара Божия. Излечить царя смог только его кровный враг, сын князя Анака, убийцы его отца, обреченный Трдатом на мучительную гибель христианин Григорий. После того как раскаявшийся царь оказал почести казнен- ным мученицам и обратился в веру Христову, св. Григорий добился объявления прежних богов и верований ложными. Храмовые земли были переданы молодой Церкви. Приняв епископский сан, Григорий начал массовое крещение народа. О датировках этого события уже достаточно было сказано, и мы остановимся на том, что события эти происходят в первую четверть IV в.
После крещения армянского народа святитель Григорий, по сообщению нашего историка, отправляется просвещать светом Евангелия Албанскую страну: «… и просвещал страну Иберскую и Албанию. Придя в область Габанд*, он поучал и наставлял народ соблюдать заповеди Сына Божьего и положил основание церкви в городе Амарасе**, назначил работников и смотрителей, чтобы достроить церковь» [4, кн. I, гл. 14]. Подробное житие св. Григория Просветителя занимает всю XIV главу Первой книги «Истории Албании» Моисея Каланкатуйского.
В научной литературе существует и критический взгляд на возможность соотнесения миссионерской деятельности св. Григория Просветителя со всеми кавказскими странами, в том числе и Албанией. Данный вопрос разбирает Н. Апциаури в своей статье «О миссионерской деятельности св. Григория Просветителя» [9, с. 289-295].
Добавим, что в V в. культ Григория Просветителя еще не был ни всеармянским, ни тем более общекавказским. Ни историк Елише (50-60- е гг. V в.), ни Корюн не упоминают о св. Григории. Его Житие, вошедшее в «Историю Армении» Агафангела, обнаруживает большое (иногда дословное) сходство с «Житием Месропа Маштоца» Корюна не только
* Габанд – одна из 12 областей провинции Орхистена (Арцах, Малый Сюник).
** Амарас – древнее селение в области Орхистена в юго-восточной части Нагорного Карабаха, с V в. – в составе Албанского марзпанства. В IV в. святителем Григорием Просветителем в Амарасе была заложена церковь, где около 338 г. был захоронен убитый язычниками-маскутами внук Григория Просветителя Григорис, епископ Албании и Иверии. Мощи священномученика Григориса были обретены в 489 г. при албанском царе Вачагане III, который возвел над ними часовню и восстановил разрушенную к тому времени церковь. В начале V в. создатель армянского алфавита Месроп Маштоц основал в Амарасе первую школу. С VI в. Амарас – епископство в структуре Албанского католикосата. Епископу Амараса «царем ромеев» была подарена десница св. Григория Просветителя, находившаяся в Константинополе. В Средние века Амарас был известен как монастырь, который являлся крупным скрипторием. Амарас подвергался частым разрушениям (в 1387 г. разрушен Тамерланом) и неоднократно восстанавли- вался. Под алтарем построенной в 1858 г. церкви сохранилась сводчатая усыпальница из чисто отесанных блоков с орнаментацией, характерной для V в. [8].
Сборник трудов ЯкутСкой духовной Семинарии. вЫП. 19
в тексте, но и в концепции. В частности, в грекофильской редакции Жития Григория Просветителя нашла воплощение идея единства христианских народов Кавказа – армян, грузин и албан [10].
Российский византинист и арменовед В. А. Арутюнова-Фиданян указывает на то, что только в VI в. Григорий Просветитель объявляется общекавказским просветителем, а местные миссионеры превращаются в его сподвижников. Официальная концепция трех Церквей – Армян- ской, Албанской и Грузинской – представлена в греческой и арабской версиях Жития св. Григория. У Моисея Хоренского и у Лазаря Парбского Григорий именуется не только общеармянским просветителем, но и распространителем новой религии в пределах всего Кавказского региона. О его равном почитании в Армении и Грузии свидетельствует переписка грузинского католикоса Кириона I (599-614/616) с армянски- ми духовными и светскими владыками, относящаяся к 604-609 гг. и сохраненная в «Книге посланий» и «Истории» Ухтанеса, где сообщается, что св. Григорий насаждал «святую и праведную веру в Кавказских краях» [11, с. 132]; Вртанес Кертог пишет о нем как о Просветителе Армении и Грузии [11, с. 136, 138]; грузинский католикос также подтверждает учреждение христианской веры Григорием Просветителем [11, с. 169]; его оппонент, армянский католикос Авраам I Албатанеци, указывает, что в Армении и Грузии «общее богопочитание ввели сперва блаженный св. Григорий, а затем Маштоц» [11, с. 180]. В третьей четверти IX в. грузинский католикос Арсений Сапарский обвинял армян-монофизитов в том, что они отошли от учения св. Григория: «… и стал спор большой между Сомхити и Картли. Грузины говорили: св. Григорий из Греции дал нам веру, вы оставили его святое исповедание и подчинились сирийцу Абдишо и остальным злым еретикам» [12]. В сирийском тексте Жития Григорий Просветитель представлен продолжателем дела апостола Фаддея [10].
По мнению М. Абегяна, переработка Жития Григория Просветителя в армянскую версию произошла не ранее начала раскола между Армянской и Грузинской Церквами [13, с. 102-103], окончательно оформившегося после Маназкертского собора 726 г. Ее целью было создание величественной истории возникновения Армянской апостольской церкви. В этой редакции уже нет места идее обращения Григорием Просветителем в христианство соседних народов и его проповедь ограничивается 15-ю областями Большой Армении. В Житии св. Григорий предстает «чудесным мужем», прославившимся долголетним мученичеством, подвижничеством и, наконец, удостоившимся видения, утверждающего связь Армянской церкви с Самим Единородным Сыном Божиим – Христом.
Алексий (Никоноров А.В.), архим. Христианизация Кавказской Албании в IV в.
Современный византинист и историк, протопресвитер Иоанн Мейендорф, рассуждая о духовных связях Грузии и Армении в IV-V вв., отмечает, что святитель Григорий «был хиротонисан во епископа Аштишата, города на западе от озера Ван в Анатолии, став первым главой организованной Церкви в Армении. Но, независимо от того, существовали или нет прямые связи между грузинским царем Мирианом и Константинополем, между св. Ниной и еврейскими христианами, трудно отрицать институционную связь Восточногру- зинской церкви, по крайней мере на конец V в., с церковным центром, установленным св. Григорием в Аштишате и Двине. Центр этот хотя и входил в Армянское царство, не был в то время исключительно армянским католикосатом; это был региональный церковный центр, где богослуже- ния совершались на греческом и сирийском языках. Поэтому не было ничего противоестественного в церковном единстве Двина и Мцхета» [14, IV, III]. Эти рассуждения справедливы в отношении духовных взаимосвязей всех кавказских стран, в том числе и Кавказской Албании. Очевидно, что в случае с обращением Кавказской Албании христианство здесь одерживает победу не проповедями и миссионерством, а с помощью волевого решения и силы, и, если кого и можно назвать
апостолом Албании, так это албанского царя Урнайра (ок. 313-371).
Албанский историк сообщает, что когда Урнайр «слышал о великих знамениях Божиих, совершенных св. Григорием, то он обратился из многих стезей заблуждения к истинному Богу» [4, кн. I, гл. 11]. Далее Моисей Каланкатуйский повествует о том, что «не через посланника, а сам великий царь с великолепными вельможами и сильным войском» отправился в Армению к блаженному царю Трдату. В беседе со святите- лем Григорием Урнайр раскаивается в прежних своих заблуждениях и исповедует ему свои грехи. Святитель ободряет царя «пришествием вочеловечившегося Сына Божия, который пришел в отпущение, а не в осуждение, в оживление, а не в умерщвление, и обещал жизнь прежде прошедшим по земле». Слыша все это, в присутствии Трдата царь Урнайр со всеми своими спутниками и войском обрекает себя на многодневный пост. «На 50-й день, когда они отступились от диавола и от всех деяний его и признали Святую Троицу, сошел царь в святую воду и все войско с ним; и когда первосвященник совершил над ними обряд возрождения в небесную Троицу, все вышли со Святым Духом» [4, кн. I, гл. 11]. Очевидно, что албанский историк подробно описывает практику оглашения перед принятием крещения, сформировавшуюся в древней Церкви: раскаяние, исповедание, наставление епископа, пост,
экзорцизмы и само крещение.
Сборник трудов ЯкутСкой духовной Семинарии. вЫП. 19
Согласно Моисею Каланкатуйскому, принятие албанским царем новой веры можно объяснить глубоким внутренним убеждением. Покоренный невероятной силой слов св. Григория, а также многочисленными чудесами Урнайр всем сердцем склоняется к евангельскому учению. Твердость его намерения как будто доказывает и многодневный пост, который сам царь, а за ним и его войско добровольно возложили на себя. Но в действительности предпосылки соглашения Урнайра и Григория были совершенно разными. Урнайр обращается к христианской церкви, чтобы создать в своей стране оплот сопротивле- ния персидской политической агрессии, которая была одновременно и агрессией религиозной. Св. Григорий как религиозный христианский деятель воспользовался случаем и прибег к помощи Урнайра, чтобы приобрести для исповедуемой им религии жизненное пространство в Кавказской Албании и создать новую церковную организацию.
Они вместе разрушали капища и преследовали адептов прежних языческих культов. Епископ Гют (461-478) в своем письме к албанскому царю Ваче следующим образом передает церковное предание о христианизации албанской страны: «С этими небесными благами царь Урнайр вступил в Албанию, выучил и исполнил все обряды по правилам апостолов: все приняли небесное помазание и вписались в книгу жизни; были изгнаны бесы из страны вашей, прекратились жертвоприношения … устыдились заблуждения, возвысилась истина, воцарился невидимый свет, удален мрак добровольный, для церкви назначены первые плоды, отделены десятины доходов и жатвы, полей и всех домашних животных; даже и земля досталась на долю её, и всё приняло правильный порядок» [15, кн. I, гл. 11].
С помощью новой религии Урнайр рассчитывает, во-первых, объединить разноплеменное государство, а во-вторых, – противостоять зороастрийской Персии.
Св. Григорий, отправляя в родные пределы албанского царя, заботится и об учреждении клира молодой Албанской церкви. Григорий посылает с Урнайром в Албанию «блаженного мужа, рукоположенного во епископы в городе Риме» [4, кн. I, гл. 11], для того чтобы устроить Албанскую церковь. Об этом говорит и Киракос Гандзакский (1200-1271): «Св. Григор одного из своих служителей, прибывшего вместе с ним от ромеев, рукоположил в епископы и дал его царю Урнайру» [16, кн. I, гл. 10].
Как нам отнестись к этим упоминаниям об устроении Албанской епископской кафедры? И кем был этот епископ «от ромеев»?
Вероятно, что и в самом деле им мог быть епископ, прибывший в числе прочих из Кесарии Каппадокийской и названный нашими автора- ми «ромеем». Но об этом служителе мы не находим иных упоминаний,
Алексий (Никоноров А.В.), архим. Христианизация Кавказской Албании в IV в.
а албанская церковная традиция назовет своим первым перво- престольником святителя Григориса [17, с. 67]. Само же путешествие св. Григория, сопровождавшего Трдата в Рим, несмотря на упомина- ние его всеми армянскими писателями – как светскими, так и духов- ными – исследователи подвергают сомнению [3, с. 88-96].
Из сообщения источников становится ясно, что в начале IV в., что по времени совпадает с изданием Медиоланского эдикта (313 г.), население Кавказской Албании во главе с царем и войском принимает крещение вслед за Арменией, и царская власть берет курс на христианизацию всех областей жизни государства. Сам Урнайр и последующие албанские цари проявили большую заботу об Албанской церкви и духовенстве, предоставив ему привилегии. Они постарались уравнять духовенство со светской знатью-азатами, создав наряду с дворцовым судом суд церковный [18, с. 179-180].
Согласно Моисею Каланкатуйскому, две личности сыграли решающую роль в таком эпохальном событии для Кавказской Албании, как принятие Христианства. Это равноапостольный Григорий, который изначально Промыслом Божьим был уготован для великого апостольского дела на Кавказе, и, пройдя через горнило испытаний, страданий и гонений, явился Просветителем не только Армянской страны, но и Албании. Вторая фигура, благодаря которой Албания определила ход своей истории на последующие века, – это царь Урнайр, именуемый в албанской традиции «Благословенным».
Когда христианство в Албании возвысилось до уровня государствен- ной религии, христианские общины в Малой Азии еще не разделились административно на сферы влияния разных Церквей. Их распростра- нение и именования носили географический, а не административный характер, а границы Церквей могли совпадать или не совпадать. Главенство Поместных церквей, еще не опирающихся на реальную политическую силу, определялось пока только традицией. Церковь Кавказской Албании должна была остаться вне этого разделения как пользующаяся государственным статусом, но она также была частью общей христианской Церкви и как таковая входила в число малоазийских епископатов. И вполне понятно, почему первый албанский епископ был рукоположен св. Григорием Просветителем. Факт этот показывает, что признанная государством Церковь еще не была проникнута государственностью и по сути своей была вненациональной. Царь Урнайр не только не воспротивился тому обстоятельству, что епископа Албанского рукоположил св. Григорий в Армении, но и сам направился туда для принятия крещения.
Сборник трудов ЯкутСкой духовной Семинарии. вЫП. 19
Моисей Каланкатуйский сообщает: «Храбрый Урнайр … сам великий царь со своими вельможами, нахарарами и множеством войск прибыл в Армению и предстал перед исполином Трдатом, царем [армянским]. Тот принял его по-братски, с любовью и радостью, встретил со всеми своими приближенными и раскрыл перед ним все помыслы свои, при св. Григории и всем множестве армянского войска. Поклонился царь … припал к руке св. Григория, рассказал обо всех заблуждениях языческих и покаялся во всех прежних грехах, совершенных по неведению» [15, кн. I, гл. 11].
Урнайр не видел в этом обстоятельстве никакой политической подоплеки, воздействия или вмешательства. Армянская церковь еще не имела политического характера и не могла диктовать свою волю, но она могла стать опорой поднимавшейся новой Церкви, в которой было столь заинтересовано албанское государство.
Список источников
1. Гуайта Д. 1700 лет верности. История Армении и ее Церкви. М., 2002. 397 с.
2. Э. В. Ш. Леонтий // Православная энциклопедия. М., 2015. Т. XL. С. 488.
3. Аннинский А. Древние армянские историки как исторические источники. Одесса: Тип. Акц. Юж.-Рус. о-ва печ. дела, 1899. 133 с.
4. Мовсес Каганкатваци. История агван / пер. с древнеармян. К. Патканова. СПб., 1861. 376 с.
5. Ованес Драсханакертци. История Армении / пер. М. О. Дарбинян-Меликян. Ереван, 1984.
6. Мартиросян А. Маштоц. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1988. 253 с.
7. Lagardii Р. Аnalecta syriaca. London: Williams & Norgate, 1858. 271 p.
8. Казарян А. Ю. Амарас // Православная энциклопедия. М., 2001. Т. II. С. 98.
9. Апциаури Н. О. К вопросу о миссионерской деятельности св. Григория Просвети- теля // Христианский Восток. СПб., 1999. № 1 (7). С. 289-295.
10. Арутюнова-Фиданян В. А. Григорий Просветитель // Православная энциклопедия. М., 2009. Т. XIII. С. 41-47.
11. Книга посланий. Тифлис, 1901 (на арм. яз.).
12. Мурадян П. М. Кавказский культурный мир и культ Григория Просветителя // Кавказ и Византия. 1982. № 3. С. 18.
13. Абегян М. Х. История древнеармянской литературы. Т. I. Ереван: изд-во и тип. Акад. наук Арм. ССР, 1948. 527 с.
14. Мейендорф И., протопр. Единство империи и разделения христиан / под общей ред. Прот. Валентина Асмуса. М., 2003. 574 с.
15. Моисей Каланкатуаци. История страны Алуанк / пер. с древнеармян. Ш. В. Смба- тяна. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1984.
16. Гандзакеци К. История Армении / пер. с древнеармян. Л. А. Ханларяна. М., 1976. 357 с.
17. Алексий (Никоноров), иером. История христианства в Кавказской Албании. Баку, 2005. 194 с.
Алексий (Никоноров А.В.), архим. Христианизация Кавказской Албании в IV в.
18. Мамедова Ф. Дж. «История албан» Моисея Каланкатуйского как источник по общественному строю раннесредневековой Албании. Баку, 1977. 198 с.
References
1. Guaita Dzh. 1700 let vernosti. Istoriia Armenii i ee Tserkvi [1700 Years of Fidelity. History of Armenia and Its Church]. Moscow, 2002.
2. E. V. Sh. Leontii [E. V. Sh. Leonty]. Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopedia]. Moscow, 2015, vol. XL.
3. Anninskii A. Drevnie armianskie istoriki kak istoricheskie istochniki [Ancient Armenian Historians as Historical Sources]. Odessa, 1899.
4. Movses Kalankatuatsi, Smbatiana Sh. V. (transl.). Istoriia strany Aluank [History of the Country Aluank]. Erevan, 1984.
5. Ovanes Draskhanakerttsi, Darbinian-Melikian M. O. (transl.). Istoriia Armenii [History of Armenia]. Erevan, 1984.
6. Martirosian A. Mashtots [Mashtots]. Erevan, 1988.
7. Lagardii R. Analecta syriaca, 1858.8. Kazarian A. Iu. Amaras [Amaras]. Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopedia]. Moscow, 2001, vol. II.
9. Aptsiauri N. O missionerskoi deiatel'nosti sv. Grigoriia Prosvetitelia [About the Missionary Activity of St. Gregory the Illuminator]. Khristianskii Vostok — Christian East, 1999, no. 1 (7).
10. Arutiunova-Fidanian V. A. Grigorii Prosvetitel' [Gregory the Illuminator]. Pravoslavnaia entsiklopediia [Orthodox Encyclopedia]. Moscow, 2009, vol. XIII.
11. Kniga poslanii [The Book of Epistles]. Tiflis, 1901.
12. Muradian P. M. Kavkazskii kul'turnyi mir i kul't Grigoriia Prosvetitelia [The Caucasian Cultural World and the Cult of Gregory the Illuminator]. Kavkaz i Vizantiia — Caucasus and Byzantium, 1982, no. 3
13. Abegian M. Istoriia drevnearmianskoi literatury [History of Ancient Armenian Literature]. Erevan, 1948.
14. Meiendorf Ioann, protopresviter [protopriest]. Edinstvo imperii i razdeleniia khristian [The Unity of the Empire and the Division of Christians]. Moscow, 2003.
15. Moisei Kagankatvatsi, Patkanova K. (transl.). Istoriia agvan [History of Agvans]. St. Petersburg, 1861.
16. Kirakos Gandzaketsi, Khanlariana L. A. (transl.). Istoriia Armenii [The History of Armenia]. Moscow, 1976.
17. Nikonorov Aleksii, ieromonakh [hieromonk]. Istoriia khristianstva v Kavkazskoi Albanii [History of Christianity in Caucasian Albania]. Baku, 2005.
18. Mamedova F. Dzh. «Istoriia alban» Moiseia Kalankatuiskogo kak istochnik po obshchestvennomu stroiu rannesrednevekovoi Albanii ["History of the Albanians" by Moses Kalankatuysky as a Source on the Social System of Early Medieval Albania]. Baku, 1977.
Информация об авторе
Архимандрит Алексий (Андрей Валерьевич Никоноров), кандидат богословия (МДА, 2004), доктор Церковной Истории (PIO, 2013); секретарь Бакинского епархиального управления, настоятель Кафедрального собора св. Жен-Мироносиц г. Баку.
Сборник трудов ЯкутСкой духовной Семинарии. вЫП. 19
Information about the authors
Archimandrite Alexy (Andrey Valeryevich Nikonorov), Candidate of Theology (MDA, 2004), Doctor of History of the Church (PIO, 2013); Secretary of the Baku Diocesan Administration, rector of the Cathedral of the Holy Myrrh-Bearing Women in Baku.
Статья поступила в редакцию 16.02.2023, принята к публикации 20.06.2023 The article was submitted 16.02.2023; accepted for publication 20.06.2023