Научная статья на тему '"христиане на Востоке": от мифа к реальности средневековья (предпосылки становления и обособления христианской Церкви на Востоке)'

"христиане на Востоке": от мифа к реальности средневековья (предпосылки становления и обособления христианской Церкви на Востоке) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
173
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРИСТИАНСКИЙ МИР / ХРИСТИАНСТВО / ЭПОХА ВСЕЛЕНСКИХ СОБОРОВ / "АНТИОХИЙСКАЯ ШКОЛА" / НЕСТОРИАНСТВО / МОНОФИЗИТСТВО
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «"христиане на Востоке": от мифа к реальности средневековья (предпосылки становления и обособления христианской Церкви на Востоке)»

Лобе М. Трагедия ордена тамплиеров / Пер. с франц. Д.А. Журавлевой СПб.: Евразия, 2003. 224 с.

Мельвиль М. История ордена тамплиеров. СПб.: Евразия, 2000. 415 с.

Рид П.П. Тамплиеры. / Пер. с англ. В.М. Абашкина. М.: АСТ: Ермак, 2005. 410 с.

Фо Г. Дело тамплиеров / Пер. с фр. Е.В. Чудиновой СПб.: Евразия, 2004. 224 с.

М.С. Ильин, исторический факультет Научный консультант: канд. ист. наук, доц. В.И. Земенко

«Христиане на Востоке»: от мифа к реальности средневековья (предпосылки становления и обособления христианской Церкви на Востоке)

«Не существует единой христианской религии, но существует столько форм христианства, начиная от первоначального и вплоть до католичества и протестантства, сколько есть социальных эпох, пережитых христианскими общинами за эти два тысячелетия».

А. Донини

Мировая история на всём своём протяжении наполнена многочисленными «мифами», многие из которых обусловлены отсутствием известных и достоверных источников, не разработанностью отдельных вопросов или же идеологическими моделями, лежащими в основе историографии вопроса (Репина, 2004, с.4-5). Так или иначе, даже для современной исторической науки многое представляется «мифологизированным», безусловно, таковой и остаётся история «христиан Востока» (Малая Азия, Средняя и Центральная Азия, Юго-Восточный регион). Возникнув на территории Византийской империи и её периферийных зон, выделившиеся внутри христианства движения со временем трансформировались в обособленную политическую и церковную организацию с более чем тысячелетней историей. Для того чтобы понимать эту историю, необходимо обратиться к её истокам. Попытаемся взглянуть на христианский мир в один из узловых моментов его истории - период Вселенских соборов.

Длительные богословско-христологические дискуссии, проходившие на территориях поздней Западной Римской империи, всей Восточной Римской империи, а в особенности Александрии и Антиохии, на протяжении IV - VII вв. выявили ряд устойчивых тенденций, определивших всё последующее развитие и становление христианской Церкви.

Христианский мир в этот момент стремится как будто бы сомкнуться в едином географическом, политическом и идеологическом пространстве на основе универсальной религиозной доктрины (догматики), истолкование которой становится прерогативой узкой группы лиц, стремящихся во что бы то ни стало утвердить автократию Церкви (Лозинский, 1986, с.31-35).

92

Становление центров религиозного притяжения шло параллельно росту престижа и авторитета отцов Церкви, а также борьбе между ними и их последователями. Складывается, на первый взгляд, весьма противоречивая ситуация, когда признание относительности всякого богословия граничит с постепенной утратой терпимости к разному богословскому языку (Карташёв, 1994, с.242).

Христианство как мировая религия с огромным духовным потенциалом приобретала качественно новые черты и специфику, кардинально отличавшую её как от иудаизма, так и вероучения первых христианских общин. Формировался облик, как самой Церкви, так и её духовно-идеологического содержания.

Ещё одной важнейшей тенденцией этого периода является процесс включения монашества во внутрицерковную политику и, как следствие этого, - борьба против епископата. Соборы 431г., 448г., 449г.1 продемонстрировали неспособность иерархов преодолеть стремление монашества оказывать решающее влияние на постановления Вселенских Соборов (Дьяков, 1997, с. 240-246). Противостояние наметилось и в среде епископата Запада (Рим, Александрия) и епископата Востока (Константинополь, Антиохия, Сирия и т.д.), ситуацию усугублял и временный союз Рима с провинциями Восточной Римской империи, явно тяготившихся как власти императора, так и константинопольского епископа. Как отмечает по этому поводу историк церкви С.Г. Лозинский: «Римскому епископу, становившемуся фактически и светским правителем, необходимо было сломить претензии на мировое господство Константинополя, этого «выскочки», гордо называвшего себя Новым Римом» (Лозинский, 1986, 32). Особенно эти противоречия проявились на Эфеском Соборе 449г. и Халкидонском 451г., где «апостольскому доктору» (Льву I Великому) так и не удалось утвердить приоритет власти Рима (Лозинский, 1986, с. 34).

Эпоха Вселенских Соборов - это ещё и длительная борьба церковных богословов по поводу формулировок исповедального символа веры, которому суждено было стать краеугольным камнем преткновения и «абисалью» вопросов патристики. Этому предшествовал длительный период отбора священных книг христиан, окончившийся в V в. и окончательно разделивший богословские традиции Востока и Запада (Свенцицкая, 1988, с. 179). Таким образом, в христианском мире эпохи Вселенских соборов сложились все предпосылки для возникновения и обособления христианских течений, отличавшихся взглядами на основные вопросы патристики и устройство Церкви. Известный специалист в

1 На разбойничьем соборе 449г. архимандрит Варсума с громадной толпой сирийских монахов заслужил титул человекоубийцы. В Палестине монах Феодосий сгоняет с кафедры епископов, отворяет тюрьмы, жжёт дома, повергает всю провинцию в состояние безысходной анархии. В Александрии пресвитер Тимофей во главе «негодных монахов, отторгшихся от общения с православной церковью», производит восстание и убивает патриарха.

2 Важнейшие проблемы философско - теологического характера, обсуждавшиеся в патристике:1) троичность Бога и соотношение между божественными ипостасями («споры о Троице»); 2) природа

области истории христианства И.С. Свенцицкая отмечала, что «поддержка того или иного теологического тезиса зависела и от социально -политических позиций данного человека или христианской группы» (Свенцицкая, 1988, с. 176). Так, например, борьба развернулась между двумя крупными центрами притяжения (школами богословия), находившимися в Александрии и Антиохии. Противоречия между этими богословскими традициями привели к открытому противостоянию церковных иерархов Александрии, возглавляемых Кириллом Александрийским, и константинопольской кафедрой, последовательно занимаемой представителями Антиохийской школы.

«Антиохийская школа» - это группа христианских богословов и теологов, учение которых строится на христологических достижениях Диодора Тарсийского и Феодора Мопсуестийского, полагавших, что в Иисусе Христе сосуществуют два раздельных лица - Второе Лицо Бога и человек Иисус. В 428 г. место константинопольского патриарха занимает выходец из Антиохийской школы - Несторий, который модифицировал учение антиохийцев и выступил против почитания Девы Марии как Богородицы, что в свою очередь вызвало раздражение у Кирилла Александрийского, всячески старавшегося подчинить себе константинопольскую кафедру (Лортц, 1999, с. 74). Принципиально на иных позициях настаивала «Александрийская школа». «АШ» - это группа последователей христологической теории Кирилла Александрийского, в основе которой признание реального единства обеих природ (божественной и человеческой), соединённых в одном физическом лице, но без смешения. Активное позиционирование этих школ, в конечном итоге привела к ожесточённой борьбе епископата Востока и Запада на последующих Вселенских соборах, где учения указанных школ трансформировались в религиозно - политические движения, и, в конечном счете, были признаны еретическими, но в дальнейшем получившими распространение в восточно-азиатской ойкумене. Так начиналась история «христиан Востока», где, безусловно, важнейшее место занимают «несторианство» и «монофизитство» (Карташёв, 1994, с.272).

Несторианство - религиозно-политическое течение в христианстве, модифицированное в начале V в. константинопольским патриархом Несторием на основе христологии Антиохийской богословской школы и осужденное как ересь на Эфеском соборе 431 г.

Монофизитство - это религиозно-политическое течение в христианстве, основывающееся на патристике Александрийской школы, и модифицированном варианте Евтихия и Диоскора Александрийского, где упор делался на единственности божественной природы Иисуса Христа. Принятое в качестве учения Церкви на Константинопольском Соборе 448 г. и на Эфесском Соборе 449 г. монофизитство было признано ересью на Халкидонском Соборе 451 г. Вот вкратце те исторические предпосылки,

Христа - божественная, человеческая или богочеловеческая (христологическая проблема); 3) соотношение свободы и благодати; 4) отношение веры и разума.

предшествовавшие появлению христианской Церкви Востока и во многом обусловившие специфику её последующего развития (Лортц, 1999, с. 84; Карташёв, 1994, с.230-452).

***

История распространения христианства в традиционных восточных цивилизациях - это одна из многочисленных проблем политического, экономического и социо-культурного взаимодействия между средневековым Западом и Востоком, развивавшегося порой далеко не так, как его принято представлять в отечественной и зарубежной историографии.

Существенные затруднения в процесс исследования и локализации христианских общин на Востоке вносит отсутствие в научной литературе какой-либо периодизации, позволяющей проследить динамику изменений положения христианства в различных средневековых цивилизациях. Вероятно, во многом это связано с вопросом о критериях периодизации, обнаружить которые порой представляется крайне затруднительным. В рамках последующих работ, автор предлагает собственную периодизацию, т.е. выделяет отдельные периоды распространения и становления христианства в регионах, исходя как из вещественных, так и письменных источников.

Список литературы

Дядьков Н. Монашество на Востоке // Энциклопедия мистицизма. СПб.: Литера, 1997.

Карташев А.В. Вселенские соборы. М.: Республика, 1994.

Лозинский С.Г. История папства. М., 1986.

Лортц Й. История Церкви. Древность и средние века. М., 1999.

Репина Л.П. История исторического знания: Пособие для вузов / Л.П. Репина, В.В. Зверева, М.Ю. Парамонова. М.: Дрофа, 2004.

Свенцицкая И.С. Раннее христианство: Страницы истории. М., 1988.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.