Научная статья на тему 'Хренников. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром ор. 21'

Хренников. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром ор. 21 Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
176
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Хренников. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром ор. 21»

Любопытное совпадение: в огромной авторской копилке Стравинского всего две сонаты для фортепиано, а временной интервал между ними составляет 21 год. Число 21, помимо всего, символизирует еще и удачу. С давних времен считалось, что любое соприкосновение с этим числом дает человеку счастливый шанс изменить свою судьбу, и кто-то его использует, а кто-то не замечает. Вспомним хотя бы Германа из «Пиковой дамы». Графиня назвала ему три счастливых карты, которые в сумме дают 21.

Автор всемирно известных балетов «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная», безусловно, поймал за хвост свою Птицу счастья в Париже в рамках дягилевских сезонов в 1910 году. Но семью годами раньше, в 1903 году, когда известный французский художник-модельер Поль Пуаре открыл собственный Дом мод, и был готов задавать тон нарядам XX века, будущий «человек тысячи и одного стиля» сделал свой первый шаг на пути к высокому статусу «законодателя музыкальных мод».

Д. Гегиева

Хренников. Концерт № 2 для фортепиано с оркестром ор. 21

Летом 1933 года произошло знаковое событие для истории отечественной музыки. В ее скрижали было вписано имя, рядом с которым в будущем часто будет звучать словосочетание «человек-эпоха». Тихон Хренников дебютировал перед московской аудиторией как композитор и исполнитель своего первого опуса - Концерта для фортепиано с оркестром. Ему шел двадцать первый год, на календаре было 21 июня. А ведь совсем недавно, всего пять лет назад, в столицу из Ельца, провинциального городка в Липецкой области, приехал юный музыкант, 10-й ребенок в семье. У начинающего композитора было всё для успеха: талант, блестящие наставники (Нейгауз по классу фортепиано, Шебалин по классу композиции) и, что не менее важно, творческая смелость. Через два года его Первую симфонию, вместе с фамилией автора, услышит весь музыкальный мир от Москвы до Нью-Йорка.

Судьба подарила Тихону Николаевичу яркую, долгую творческую жизнь: он родился в фантастически далеком 1913 году, окончил свой земной путь в 2007. Через два дня, 13 июня ему исполнилось бы 98 лет. Кажется невероятным, как один человек мог столько успевать: более четырех десятилетий возглавлял Союз композиторов СССР, вел класс композиции в Московской консерватории, одновременно активно занимаясь творчеством - композиторским и артистическим. Да, жизнь была яркой, но далеко не безмятежной: мало кто знает, что через год после назначения генеральным секретарем Союза композиторов 36-летний композитор буквально слег от истощения нервной системы. Мало кто знает, каких душевных и физических сил стоило уберегать коллег в пору политических репрессий 30-50-х годов. Возможно, и тогда, и позже ему вспоминались слова, какими его напутствовал отец, провожая в Москву: «Не радоваться никаким своим удачам, не огорчать-

ся неудачам, просто относиться ко всему. Просто работать и делать добро». Они стали жизненным принципом до конца его дней.

О Хренникове написано и сказано много. И хорошего, и плохого. Друзья, знакомые, коллеги, ученики с благодарностью вспоминают сделанные для них добрые дела. В том числе - и организаторы «Музыкального обозрения», которым Тихон Николаевич оказал большую поддержку при создании газеты. В перестроечные времена он, фаворит советской власти, член Центрального комитета КПСС, обладатель 68 отечественных и зарубежных наград, званий и премий, часто подвергался резкой критике. Ему припомнили печально известный в музыкальном мире доклад о формализме, зачитанный в 1948 году на I съезде Союза композиторов, в его музыке нашли «розовощёкий оптимизм светлого будущего», называли просоветским композитором-песенником и т. д.

Да, всё его творчество пронизано ощущением оптимизма, молодости духа, темпераментом и увлеченностью, в общем, всем тем, что приветствовалось (и насаждалось) властью. Но, как сказал сам Хренников, «всё, что есть в композиторе индивидуального, - в его музыке. Она его точный образ, человеческий портрет... О чем я пишу? О любви к жизни. Я люблю жизнь во всех ее проявлениях и высоко ценю в людях жизнеутверждающее начало.» В его музыке -портрет XX века. Портрет, конечно, не такой, как, скажем, у Шостаковича. Эта картина создана художником с совершенно другим взглядом. В фокусе его зрения мир видится в цвете светлых надежд, ожиданий и стремлений.

Через всю жизнь Хренников пронес верность своим кумирам в музыке: Баху и Прокофьеву. (В скобках надо отметить: даже после того, как на выпускном экзамене уже известному композитору Хренникову «четверку» поставил именно Прокофьев.) Дань уважения своим кумирам он

отдал Вторым концертом для фортепиано с оркестром ор. 21. Влияние старшего современника - в моторике, движении, остроте звучаний, Баха - в сложных полифонических сплетениях каденций солиста - двух фугах.

Спустя почти сорок лет после премьеры своего Первого фортепианного концерта, в 1972

году мастер представил публике новое сочинение в этом жанре. Хренников вновь вышел на сцену в качестве солиста, и вновь - колоссальный успех. Немного позже за эту работу он получил очередную государственную награду - Ленинскую премию. Кстати сказать, награда эта была 21-й по счету.

А. Дорошенко

Римский-Корсаков. Симфония № 1 (1-я редакция)

Число 21 не раз встретится в сегодняшней программе, где будет звучать Первая симфония Римского-Корсакова. Композитор скончался 21 июня (по новому стилю) 1908 года в усадьбе Любенск, где были сочинены шесть опер. Сейчас здесь, в Псковской области, Мемориальный музей-заповедник, куда в свое время потомки великого музыканта передали коллекцию предметов мебели конца XIX - начала XX века, состоящую из 21 предмета.

Но не будем о грустном. Первая симфония 21-летнего Римского-Корсакова явилась полной неожиданностью для его современников и товарищей по балакиревскому кружку. Действительно, для молодого человека, не имевшего систематического музыкального образования, было смелым шагом «замахнуться» на высшую форму инструментальной музыки, требующей, по меньшей мере, универсального владения ремеслом.

На его пути стать музыкантом было немало препятствий. Родные не понимали, как молодой человек с богатой военно-морской родословной может всерьез увлекаться музыкой, тем более что в их семье музыкальная одаренность была обычным явлением. Но стремление к заветной цели подростка, потом юноши только крепло. Уже находясь в Морском корпусе в Петербурге, куда его определили в 12-летнем возрасте, он посещает оперные спектакли, симфонические концерты, дирижирует хором товарищей, изучает клавиры глинкинских опер и даже начинает оркестровать антракты из «Жизни за царя».

Спустя пять лет состоялась поистине судьбоносная встреча с Балакиревым. Начинающий музыкант оказался в кругу складывающейся «Новой русской музыкальной школы», которая впоследствии будет называться «Могучая кучка». Именно по совету и под руководством Балакирева в 1861 году он начинает сочинять симфонию es-moll. Три части завершил в течение нескольких месяцев - первую, скерцо (без середины) и финал. Но созданию симфонии

было вынуждено надолго прерваться: пришло время окончания Морского корпуса и отправки в дальнее плавание на клипере «Алмаз». Морское путешествие обогатило новоиспеченного гардемарина впечатлениями, немало повлиявшими на него как художника. Море покорило его навсегда. Позднее его по праву назовут лучшим в мировом музыкальном искусстве «маринистом».

Вдали от родины Римский-Корсаков провел три года, в течение которых продолжал усердно изучать классическую музыку, покупая в портовых городах симфонические и камерные партитуры. Главным его достижением за время плавания была вторая часть симфонии - Andante. В ее основу легла подлинная народная песня «Про татарский полон», которую ему подсказал все тот же Балакирев.

Плавание закончилось в мае 1865 года (21 числа!), когда клипер «Алмаз» бросил якорь в Кронштадте. Римский-Корсаков вновь встретился со своими друзьями-музыкантами. Теперь он больше не чувствовал себя «офицером-дилетантом», он был полноправным участником кружка. Он вновь принимается за симфонию, дописывает недостающие фрагменты, оркеструет ее.

Премьера симфонии состоялась 19 декабря 1865 года в концерте Бесплатной музыкальной школы под управлением Балакирева. Именно этот день Римский-Корсаков считал началом своей композиторской деятельности. Симфония была воспринята слушателями как значительное событие русской музыкальной жизни. Кюи писал: «Публика слушала симфонию с возрастающим интересом и после Andante и финала к громким рукоплесканиям прибавила обычные вызовы автора. И когда на эстраде появился автор, офицер морской службы, юноша лет двадцати двух... все встали, как один человек, и громкое единодушное приветствие начинающему композитору наполнило залу Городской думы». Тот же Кюи считал это сочинение первой русской симфонией. Действительно, ав-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.