Научная статья на тему 'Хранители соловьёвского очага'

Хранители соловьёвского очага Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
35
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Хранители соловьёвского очага»

могают избежать подобного финала, провоцируя и поддерживая интерес к подлинному философскому творчеству.

Е.А. ПРИБЫТКОВА

канд. юрид. наук, доцент Московской финансово-промышленной академии

ХРАНИТЕЛИ СОЛОВЬЁВСКОГО ОЧАГА

Вот уже 10 лет принимает гостей «Соловьёвский семинар». Несколько раз в году собираются в Иваново представители разных специальностей, научных школ, стран. Что же заставляет их, оставив дела, спешить в Ивановский государственный энергетический университет из разных точек Земного шара? В чем секрет популярности Соловьёвского семинара? На эти вопросы нет единственного ответа. Привлекает впервые и заставляет вновь и вновь возвращаться в Иваново очень многое: прекрасная организация Семинара, необычайно интересные дискуссии, возможность общения с коллегами из разных уголков России и мира и, наконец, удивительная приветливость и добросердечие принимающей стороны. Но, самое главное, — это желание посильного соучастия и соработничества в чрезвычайно важном и необходимом для российской культуры деле открытия для современности наследия Владимира Сергеевича Соловьёва.

Вл. Соловьёв — центральная фигура в интеллектуальной истории России. Обращение к его творчеству и тому влиянию, которое он оказал на такие области знания, как философия, литература, правоведение, политология, социология, экономика — крайне значимый шаг в процессе «возвращения имен». Заветной мечте Вл. Соловьёва об интеграции знания более чем когда-либо

соответствует основное стремление современной науки стать полем пересечения междисциплинарных и межкультурных дискуссий. Организаторам Семинара удалось уловить и найти блестящее воплощение этому чаянию. За 10 лет Соловьёвский семинар превратился в уникальный научный центр, способствующий всесторонней актуализации идей философа и объединяющий ведущих представителей различных дисциплин России и зарубежья. Весьма символично, что именно великому русскому мыслителю суждено было стать вдохновителем организаторов Семинара.

В настоящее время Соловьёвский семинар исполняет миссию главного хранителя интеллектуальной традиции, которая связывает нас с Вл. Соловьёвым. Потрясает объем работы, образующий поле деятельности Семинара. Он не только выступает своего рода информационной и библиографической «кладовой» творчества Вл. Соловьёва, организует конференции, посвященные философу, но и интегрирует большую часть современных изысканий о нем. Огромную ценность для любого исследователя истории русской мысли представляет периодический сборник «Соловьёвские исследования», отражающий деятельность Семинара. Закономерно, что его выпуски, будучи плодом тяжелой и кропотливой работы, уже с момента выхода в свет первого номера попали в разряд «редкой книги».

Не может не восхищать то, с какой любовью, вдохновением и сплоченностью работает коллектив кафедры философии ИГЭУ. Поразительны работоспособность и поистине «мистическая» неутомимость Михаила Викторовича Максимова, его талант ученого и организатора, а также удивительный дар притягивать к себе людей. Мало кому известно, с какими трудностями пришлось столкнуться руководителю и коллективу и каких усилий им стоит сохранить для нас «Соловьёвский семинар». Их деятельность в условиях коммерциализирующейся науки и изъеденной неизбывными проблемами повседневной действительности является настоящим подвижничеством.

Я хотела бы поподробнее остановится на том значении, которое Солоьевский семинар имеет для начинающих исследователей. К этому меня вдохновляют воспоминания. Четыре года назад М.В. Максимов отозвался на письмо аспирантки Института государства и права РАН первого года обучения и пригласил

принять участие в заседании Семинара. Я никогда не забуду свой первый приезд в Иваново и ту теплоту, с которой было встречено мое выступление. Мои первые впечатления превзошли все ожидания. На протяжении двух дней меня не покидало ощущение живого научного диалога, напряжения мысли, насыщенности и глубины обсуждений, а также небывалой заинтересованности участников Семинара в своем деле. Для меня Соловьёвский семинар стал воплощением того, что старые мастера философии права называли «пиршеством духа».

Я думаю, что именно эта встреча, которая также стала моим первым участием в серьезной научной конференции, сформировала мое отношение к своей будущей работе. Соловьёвский семинар стал для меня школой в изучении творчества Вл. Соловьёва. Большое внимание здесь уделялось социальной философии и философии права мыслителя — наиболее актуальным и вместе с тем наименее изученным аспектам его идейного наследия. На протяжении нескольких лет я принимала участие в заседаниях Семинара, каждый раз увозя с собой новые идеи, библиографические данные, неразрешенные проблемы и жгучее желание над ними работать. Многие выводы моего диссертационного исследования возникли под непосредственным влиянием соловьёвского междисциплинарного диалога.

Радостно осознавать, что число выпускников Соловьёвского семинара с годами возрастает. Едва ли преувеличенным будет суждение о том, что приверженность делу Соловьёвского семинара» накладывает огромный отпечаток на всю будущую жизнь молодого исследователя. Его деятельность задает самую высокую планку в уровне дискуссий, качестве работы, отношении к исследуемому материалу. Соловьёвский семинар представляет редкостный шанс научного общения с ведущими учеными России и мира, а также возможность перенимать их опыт, учиться их мастерству. Год за годом научная школа под руководством М.В. Максимова вырабатывает свой собственный знак качества: старательное и активное участие в Соловьёвском семинаре, а также внимательное отношение к высказанным рекомендациям становятся залогом добротного диссертационного исследования.

И, конечно же, огромное значение имеет то внимание, с которым здесь принято встречать молодых ученых. Ни что так не ок-

рыляет и не побуждает к интенсивному исследовательскому труду, как осознание заинтересованности в твоих идеях и твоей работе. Именно это находит каждый приехавший в первый раз на Соловь-ёвский семинар в Иваново. Не могут не притягивать к себе отзывчивость и искреннее желание помочь, а также уютная дружеская атмосфера, которую создают хранители Солоеъееского очага.

Едва ли мне когда-нибудь удастся в полной мере выразить свою глубокую признательность М.В. Максимову и всем организаторам и участникам Соловьевского семинара, которому я от всей души желаю процветания и долголетия. Как и многие другие, я время от времени испытываю стойкую необходимость приехать в Иваново — отогреть душу у Соловъёвского очага.

В.Н. ПОРУС

д-р филос. наук, профессор, зав. кафедрой философии Государственного университета - Высшей школы экономики, г. Москва

О ВЛАДИМИРЕ СОЛОВЬЁВЕ И НЕМНОГО О СЕБЕ

(Профессор В.Н. Порус отвечает на вопросы руководителя Соловьёвсого семинара профессора М.В. Максимова)

М. Максимов: Когда впервые и при каких обстоятельствах Вы обратились к работам Соловьёва?

В. Порус: В первый раз имя Владимира Соловьёва я встретил в эпиграфе к «Скифам» Блока, которого люблю с детства. Но это было бог знает когда. В МГУ на философском факультете (1965-1970) я больше интересовался логикой и философией науки. О русской философии в то время знал очень мало, из лекций И. Я. Щипанова вынес надолго сохранившиеся недоумения и, пожалуй, больше ничего. Помню, как в студенческие годы мы «доставали» плохонькие фотокопии книг Н. А. Бердяева, изданных за рубежом, их давали на одну ночь и надо было все прочитать до утра... От поэзии русского символизма, очарование которой храню и сегодня, я направился к его философии, хотя в те годы это было не так легко, как сегодня. Роясь в университетской библиотеке, нашел работы о русских символистах В. Ф. Асмуса, чьи лекции по античной философии слушал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.