Научная статья на тему '«Хранитель острова спасения»: мысли о Ю. А. Жданове'

«Хранитель острова спасения»: мысли о Ю. А. Жданове Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
64
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему ««Хранитель острова спасения»: мысли о Ю. А. Жданове»

УДК 1; 316.7

DOI 10.23683/2227-8656.2019.3.3

«ХРАНИТЕЛЬ ОСТРОВА СПАСЕНИЯ»: МЫСЛИ О Ю.А. ЖДАНОВЕ

«KEEPER OF RESCUE ISLAND»: THOUGHTS OF YU.A. ZHDANOV

Суркова Любовь Александровна

Кандидат философских наук, заслуженный работник культуры РФ, редактор студии телевидения ГТРК «Дон-ТР», г. Ростов-на-Дону, Россия, e-mail: surkova@dontr.ru

Lyubov A. Surkova

Candidate of Philosophical Sciences, Honored Worker of Culture of the Russian Federation, Editor of the TV studio "Don-TR", Rostov-on-Don, Russia, e-mail: surkova@dontr.ru

Эта картина так и стоит перед глазами, хотя минуло не меньше двадцати лет. Наша съёмочная группа работала в одном из престижных залов Москвы, где проходила конференция по международным отношениям и взаимовлиянию народов. На трибуне сменяли друг друга отмеченные учёными степенями и солидными должностями ораторы, щедро сдабривавшие речь научными терминами, возможно, владевшие темой, но формальностью изложения не вдохновлявшие аудиторию. И потихоньку народ потянулся в курилки и буфеты.

Тут объявили выступление Юрия Андреевича Жданова. Через несколько минут места в зале были заняты, кто-то даже стоял вдоль стен. Мне кажется, Юрий Андреевич перебрал положенное для докладчика время, но слушатели были этому только рады. Наконец-то проблема прозвучала во всей своей тревожной актуальности. Кроме фактов и статистики, по-моему, среди аргументов выступавшего были ещё и поэтические строки. Позднее, в перерыве, Жданова окружили слушатели и засыпали вопросами.

Подобное я видела не раз, когда случалось присутствовать на выступлениях Юрия Андреевича в самых разных аудиториях и по самым разным поводам.

И дело здесь вовсе не в том, что он был блестящим оратором.

Во времена ректорства Жданова я была студенткой РГУ. С тех далёких пор осталось убеждение, что человек, стоящий во главе такого вуза, конечно, должен уметь найти ответ на любой вопрос. Или хотя бы честно постараться это сделать. Позже, работая с разными профессионалами, убедилась, что это вовсе не аксиома, к сожалению.

У Юрия Андреевича было множество научных и общественных, отечественных и зарубежных званий и титулов. Но, вспоминая сегодня этого внешне неброского человека, понимаю, что даже люди, ничего не знающие о его статусе, надолго запоминали встречи с ним. И это имя как звание, Юрий Жданов.

Потому что Ю.А. Жданов - это учёный-энциклопедист, знаток истории и культуры, естествоиспытатель по образованию, гуманитарий по стилю мышления. Гуманитарий - это не профессия, а особый склад личности, захваченный вечным поиском истины и смысла жизни. Его стиль мышления - это стремление к целостному постижению мира в его творческой сущности.

Отсюда такой почти невероятный размах творческого крыла, сравнимый с людьми эпохи Возрождения.

В архиве ГТРК «Дон-ТР» хранится запись одного из последних интервью Жданова. Речь, в частности, зашла о созданном в РГУ первом в мире НИИ нейрокибернетики. И на вопрос о том, в чём ещё университет оказался безусловно первым, Юрий Андреевич, не задумываясь, ответил: «Я не говорю о мире... нет, пожалуй, даже в мире: если у нас в институтах искусства, киноинститутах, художественных институтах, театральных был курс истории культуры, то в университете впервые возник курс теории культуры. И кафедра теории культуры. Впервые...

Вот мы с Давидовичем книгу тогда "Сущность культуры" написали, она пользовалась большим спросом. Это было первое. Второе -экология, о которой сейчас столько болтовни. Первая кафедра рационального природопользования - тогда ещё слово "экология" не вошло в быт - была создана у нас, в университете. Она называлась кафедра рационального природопользования.

И это тоже первое в мире. Покойный Иосиф Израилевич Ворович возглавил это дело. Математическая модель экологической системы Азовского бассейна. Не моря - бассейна! Целая группа была, которая

этим занялась. Тоже первые. Причем американцы создали модель Великих озёр своих. Эта модель характеризовалась 17 параметрами, а у нас модель Азовского моря - 840 параметров. Две большие разницы? И американцы письмо прислали, я его где-то храню в сейфе, что они очень высоко ценят то, что мы сделали. Вот так вот! Тоже первые!»1.

Возможно, если бы при этом разговоре присутствовали коллеги учёного, они бы продолжили список достижений, свершенных за тридцать с небольшим лет и повлиявших на жизнь не только в Ростовской области, но на Северном Кавказе и в России.

В самом конце интервью на вопрос о планах Юрий Андреевич ответил: «Сейчас главное - доклад 19 октября. Забабурова попросила. Надо готовиться. А как же? Особый день - день Пушкинского лицея».

Известно, что с Пушкиным у Жданова всю жизнь были особые отношения, а в конце XX в., когда страна отмечала двухсотлетие поэта, Юрий Андреевич не раз был гостем нашей программы «Импровизация на Пушкинскую тему», поражая умением «пушкинизировать современность».

Это есть и в его статьях, написанных в 1999 г.: «Пушкин был в курсе проблем и имен современной ему классической политической экономии. Ему были знакомы и физиократы, и Сисмонди, а своего любимого Онегина он характеризовал известными стихами:

Зато читал Адама Смита И был глубокий эконом. То есть умел судить о том, Как государство богатеет И чем живет, и почему Не надо золота ему, Когда простой продукт имеет.

Он видел тёмные стороны нашей истории и быта. Вспомним сарказм из "Станционного смотрителя": "В самом деле, что было бы с нами, если бы вместо общеудобного правила: чин чина почитай, ввелось в употребление ум ума почитай? Какие возникли бы споры! И слуги с кого бы начинали кушанья подавать?"» (Жданов, 2005. С. 82).

Словно обращаясь к нашим дням, Пушкин предостерегал: «Уважение к минувшему - вот черта, отличающая образованность от дикости» (Жданов, 2005. С. 83).

1 Из эксклюзивного интервью Жданова для ГТРК «Дон-ТР», 2002 г.

Говоря о поэте, Юрий Андреевич не раз цитировал Гоголя: «Пушкин есть явление чрезвычайное, и, может быть, единственное явление русского духа: это русский человек в конечном его развитии, в каком он, может быть, явится через двести лет». Эти слова Гоголя устанавливают беспощадную меру, норму, критерий, масштаб, исходя из которых должны формироваться в России общественные и индивидуальные оценки и самооценки. Ведь отмеренные 200 лет уже истекают (Жданов, 2005. С. 82).

В нынешнем году мир будет отмечать 220-летие великого поэта. Юрию Андреевичу Жданову исполнится 100 лет. Он всего на 120 лет моложе Пушкина, но остается удивительное ощущение, что их волнует одно и говорят они на одном языке.

«Культура - это остров человеческого спасения. Русская культура -это один из немногих островков духовности в бездушном океане современной цивилизации» (Жданов, 2007. С. 5-6).

Не раз и в наших программах, и в выступлениях, и, конечно, в статьях Юрий Андреевич подчёркивал, что культуру нельзя получить в наследство от родителей, каждое поколение заново открывает её для себя, неизбежно проходя путь познания.

Казалось бы, очевидная истина. Сегодня мы часто наблюдаем последствия её игнорирования.

Каждый раз, когда я вижу на улице молодых людей с плакатом на спине: «Курсовые. Дипломные», понимаю: вот оно то, о чём так болел Жданов.

«Проблема разрыва и преемственности поколений - одна из существеннейших для судеб человечества. Невежество паразитирует на ней, соблазняя молодые души болотными огоньками, яркими манками. Поэтому проблема формирования культуры нового поколения, образования и приобщения ко всему богатству знания и умения является ключевой» (Жданов, 2015. С. 100).

«Пожалуй, только Маркс обратил внимание на сей предмет и высказал таинственную сентенцию: "Невежество - это демоническая сила, и мы опасаемся, что она послужит причиной ещё многих трагедий. Итак, не экономика, не базис, не надстройка, не идеология, а самое бесхитростное невежество, а результат - трагедия"» (Жданов, 2015. С. 91).

«На первый взгляд невежество - попросту неосведомленность, отсутствие знания, информации, как говорим мы теперь. Но уже давно сказано: многознание не научает уму. Невежество не просто незнание, это агрессивное самоутверждение своего незнания, с порога отвергающее знание, удовлетворяющееся своей самодостаточностью, враждебно, по-

дозрительно относящееся к знанию, злобно и воинственно навязывающее себя. Вот почему оно может принять демонический характер» (Жданов, 2015. С. 92).

«Серьезным источником невежества является высокомерие узкого профессионализма, профессионального кретинизма: если я хорошо знаю химию, то могу компетентно судить о социологии, хотя её и не изучал; если мне доступны глубины математики, то уж политические проблемы руками разведу. Норберт Винер предостерегал против появления кибернетиков, которые могут передавать сообщение, но им нечего сообщить другим людям; отсюда - дилетантизм в решении любых вопросов... » (Жданов, 2015. С. 94).

Недавно бойкая пятикурсница вполне серьёзно попросила рекомендовать ей учебник, где были бы приведены слова, которые следует употреблять в текстах успешным журналистам. Предложение читать книги успеха не имело.

На меня обрушилась Вселенная Колченогим бытовым мирком, И теперь душа моя нетленная Оказалась тоненьким шнурком.

Завязалась некрасивым бантиком, Вывалялась в ваксе и пыли И забыла, что была романтика И корсары брали корабли.

Я живу. И никого не трогаю. На серванте пыли не найти. Пусть друзья идут своей дорогою -С ними мне теперь не по пути.

Только самому все время кажется, Будто вовсе я и не живу. Жду, когда шнурок души развяжется И я снова в море уплыву. И тогда терзания закончатся, И тогда свобода на века. Иногда шнурок разрезать хочется, Да не поднимается рука.

Случайно на глаза попалось это стихотворение, написанное Ждановым в последние годы. Стихи иной раз могут сказать больше научного трактата.

Человеку, намного опередившему время, было понятно, что разрушение культуры - это и есть апокалипсис. И он до конца оставался хранителем этого «острова вечного человеческого спасения».

Прошли годы, и маятник качнулся в другую сторону. Юрий Адрее-вич не дожил до времени, когда в России был принят беспрецедентный документ «Основы государственной культурной политики».

«Принимая настоящие Основы, государство впервые возводит культуру в ранг национальных приоритетов и признает ее важнейшим фактором роста качества жизни и гармонизации общественных отношений, залогом динамичного социально-экономического развития, гарантом сохранения единого культурного пространства и территориальной целостности России» (Основы государственной ... , 2014. С. 3).

«Государственная культурная политика призвана обеспечить приоритетное культурное и гуманитарное развитие как основу экономического процветания, государственного суверенитета и цивилизационной самобытности страны.

Государственная культурная политика признается неотъемлемой частью стратегии национальной безопасности Российской Федерации» (Основы государственной ... , 2014. С. 2).

В том, что такой документ появился в России, есть и заслуга Юрия Андреевича Жданова.

Литература

Жданов Ю.А. Гордость Дона. Ростов н/Д. : Наука-пресс, 2007.

Жданов Ю.А. Проблемы теории и истории культуры. Ростов н/Д. : Новая книга, 2005. 432 с.

Жданов Ю.А. Тени и свет минувшего. Ростов н/Д. : Изд-во Южн. фед. ун-та, 2015. 152 с.

Из эксклюзивного интервью Жданова для ГТРК «Дон-ТР», 2002.

Основы государственной культурной политики. М. : Кремль, 2014. 72 с.

References

Zhdanov, Yu.A. (2007). Don's Pride. Rostov n/D.: Nauka-press.

Zhdanov, Yu.A. (2005). Problems of the theory and history of culture. Rostov n/D.: Novaya kniga.

Zhdanov, Yu.A. (2015). Shadows and light of the past. Rostov n/D.: Izd-vo Yuzh. fed. un-ta.

From Zhdanov's exclusive interview for GTRK "Don-TR" (2002).

Basics of state cultural policy (2014). M.: Kreml.

Поступила в редакцию 14 марта 2019 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.