13 Агаджанян Н. А. Проблема адаптации и здоровья студентов //«Научные основы охраны здоровья студентов»: Сб. науч. тр. - М.: Изд-во УДН, 1987. - С. 3-13.
14 Баранов А. А. Стратегия «Здоровье и развитие подростков России» (гармонизация Европейских и Российских подходов к теории и практике охраны и укрепления подростков). - М.: 2010. - 108 с.
15 Кожевникова Н. Г. Роль факторов риска образа жизни в формировании заболеваемости студентов // Земский врач. - 2011. -№6. - С. 13-17.
16 И. А. Камаев, Т. В. Поздеева, Д. В. Непряхин и др. Инновационные технологии формирования здоровье сберегающего поведения: Метод. Рекоменд. - Н. Новгород: Пламя, 2005. - 52 с.
17 Атрощенко, Г.Н. Влияние занятий по физической культуре на сердечно-сосудистую систему и дыхательную систему студентов // Гигиена и санитария. - 2005. - № 1. - С. 41-42.
18 Стратегическая программа Развития «Казахстан-2030».
19 Послание Президента Республики Казахстан Н.Назарбаева народу Казахстана. 29 января 2010 г. Государственная Программа развития здравоохранения «Саламатты Казахстан» Астана 2010г.
Г.К. Каусова, Г.С. Уразиманова
«КДСЖМ» Цазацстандыц медицина университетi
СТУДЕНТТЕР1НЩ ДЕНСАУЛЬЩ ЖАFДАЙЫН МЕДИЦИНАЛЬЩ-ЭЛЕУМЕТТЖ БАFАЛАУ ЖЭНЕ МЕДИЦИНАЛЬЩ
К0МЕКТ1 ОНТАЙЛАНДЫРУ
tywh: Ka3ipri жагдайда езгерген экономикалы; жагдайга байланысты студент жастардыц денсаулыгын са;тау жэне ныгайту мэселей оны шешудщ жаца тэсыщ оныц шшде КР денсаулы; са;тау саласындагы мiндеттердi сапалы медициналы; кемекпен ;амтамасыз ету, оны уйымдастырудыц жаца нысандарын табуды ;амтамасыз ету, денсаулы; са;таудыц ерекше моделiн жасауды талап етедi.
ТYЙiндi свздер: цогам денсаулыгы, студенттердщ денсаулыгы, студент жастар, салауатты eMip салты, Казахстан Республикасы.
G.K.Kausova, G.S. Urazimanova
Kazakhstan's medical university «KSPH»
MEDICO-SOCIAL ASSESSMENT OF HEALTH STATUS AND OPTIMIZATION OF MEDICAL
CARE FORSTUDENTS
Resume: In modern conditions, in connection with the changed economic situation, the problem of preserving and strengthening the health of student youth requires a new approach to solving it, including the task of the health care of the RK to ensure the provision of student youth with quality medical care, to find new forms of its organization, to develop a special model of health management students. Keywords: public health, student health, student youth, healthy lifestyle, Republic of Kazakhstan.
ХРАНЕНИЕ ИСТОРИЧЕСКОГО НАСЛЕДИЯ МЕДИЦИНЫ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ В МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО СОЗНАНИЯ
У.М. Датхаев, А.С. Саятова, Г.М. Аликеева
Казахский Национальный медицинский университет им. С. Асфендиярова
В статье рассмотрены основные направления модернизации общественного сознания, изложенные в программной статье Н.А. Назарбаева, и задачи медицинского вуза в ходе реализации данной Программы. Указано на особую роль хранения исторического наследия в области медицины и его значение в формировании понятиянациональной идентичности.
Ключевые слова: программа, общественное сознание, модернизация, национальная идентичность, традиции, музей, историческое наследие.
УДК 316.422
В апреле 2017 года опубликована программная статья Президента страны Н.А. Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», где изложены задачи масштабных преобразований государства и весомо представлены доводы о необходимости опережающей модернизации национального сознания. В программе предельно ясно выделенышесть направлений модернизации национального сознания:
конкурентоспособность, прагматизм, сохранение национальной идентичности, культ знания, эволюционное развитие Казахстана, открытость сознания [1]. Указанные направления четко разъясняются в тексте, что дает каждому подразделению нашего вуза возможность
грамотно составить план последовательной реализации Программы.
Следуя задачам Программы, уже сегодня кафедры медицинского университета, в первую очередь клинические, обязаны приложить немало усилий, чтобы не просто выпустить врача, а подготовить высококвалифицированного специалиста XXI века, воспитанного на культе знаний и открытости, «адаптированного к глобальной конкурентности в сфере знаний».Наши молодые выпускники должны быть интеллектуалами, способными выигрышно по качеству предложить медицинские услуги на региональном и
международном уровнях, готовыми легко осваивать передовой опыт зарубежной медицины. В Программе даны пояснения и другим направлениям модернизации национального сознания. Например, сохранение национальной идентичности - это «наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды,- одним словом национальный дух, должны вечно оставаться с нами». В Программе подчеркивается, что «особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям - это важнейшая черта патриотизма. Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов». В связи с этим становятся понятны задачи сегодняшнего дня для нашего Музея истории университета- сбор, хранение и пропаганда исторического наследия народа, и не только в области культуры, но и всех сфер профессиональной деятельности медицинских работников. Сохранение наследия медицины дает возможность дополнить фрагменты истории нации новыми фактами и шире представить историю казахского народа.
Музей истории КазНМУ им. С. Асфендиярова с момента основания, т.е. с 1981 года, активно занимается сбором и формированием фонда архивных документов и экспонатов в области истории медицины и здравоохранения, принимает участие в образовательном процессе вуза, в социализации молодежи, формировании сознания ценности истории страны и вуза, формировании ответственности будущих врачей перед народом Казахстана.
С течением десятилетий многое в медицине и профессии врача меняется, но наша студенческая молодежь должна черпать знания о прошлом, исследовать все лучшее в этике и деонтологии врачебной профессии, уметь гордиться историческими традициями гуманизма, милосердия, добросердечия, открытости и толерантности в профессии, как части культуры нашего народа. Знание исторического опыта и традиций не только в области медицины, но и в деятельности всего народа являются важным условием модернизации общественного сознания самых различных контингентов населения, в т.ч. студентов-медиков и коллектива преподавателей университета.В этом направлении успешно была реализована задача восстановления деятельности музея истории КазНМУ, ликвидированного ранее под предлогом необходимости складских помещений, когда были разрушены и вынесены все стенды с экспозицией истории университета. Два больших зала Музея на долгие 10 лет стали хозяйственно-строительным складом. Только в конце 2000 года вернулись к вопросу восстановления Музея. В первую очередь была проведена ревизия всех документов и экспонатов, уцелевших после ликвидации музея. Затем было обращение к кафедрам и деканатам с просьбой о помощи всборе исторических материалов, свидетельствующих о деятельности преподавателей с 1930 года. В работе участвовал весь коллектив вуза, но штатных ставок для Музея не было выделено, сбор документов, восстановление стендов выполнялись на общественных началах. Понятно, что первоначально документы, фотографии прошлых лет и экспонаты поступалибессистемно, без «легенды», т.е. без описания событий, места фотосъемок и даже без указания фамилий.
Лишь в 2003 году Музей стал самостоятельным подразделением университета,подчиненным
непосредственно ректору вуза. Была выделена штатная ставка руководителя Музея (А.С. Саятова). Началась трудоемкая работа по анализу архивных документов, целенаправленный сбор исторических материалов. В 2007 году для Музея было дополнительно выделено 2 ставки сотрудников: хранителя и реставратора.За прошедшие годы Музей истории КазНМУ им. С. Асфендиярова три раза проводил полную реорганизацию экспозиционных залов, четыре раза участвовал в смотрах-конкурсах музеев образовательных учреждений и неизменно занимал призовое место (2005, 2012, 2015, 2017); все смотры-
конкурсы проводились по шести номинациям: 1) уникальность и подлинность экспонатов, 2) участие музея в учебно-образовательном и воспитательном процессах вуза, воспитание патриотизма, 3) дизайн экспозиционных залов, 4) связь с ветеранами, 5) научная работа, публикация научных работ, 6) ведение документации музея.
В 2015 году наш Музей завоевал 1 место и получил Кубок Фонда Президента РК в конкурсе, где участвовало 37 музеев вузов, колледжей и школ г. Алматы. В настоящее время в основном фонде Музея истории КазНМУ около 57 000 единиц хранения, в том числе более 2 000 экспонатов, что позволяет проводить экскурсии по отдельным темам истории Казахстана и медицины в рамках реализации Программы модернизации общественного сознания. Эффективно демонстрируется коллекция документальных и художественных фильмов по истории Казахстана: 1) Асфендияров С. - гений казахского народа, 2) Казахскому ханству 550 лет, 3) Это наша история (История КазНМУ), 4) История Семиречья. Алматы-1000 лет, 5) «Дорога к матери», 6) Назарбаев Н.А. -президент РК. Эти фильмы могут успешно использоваться в работе кураторов по пропаганде национальной идентичности и культа знаний среди молодежи. Приобщение к исконной казахской культуре и самобытности выполняется при просмотрах фильмов: 1) Казахская юрта - традиционное жилище казахов, 2) Мавзолей Бекет-ата,святыня и место поклонения населения Казахстана 3)Мавзолей Джучи-хана (сын Чингиз-хана), 4) КуляшБайсеитова - дочь казахского народа, 5) АмреКашаубаев - народный певец, лауреатэтнографического конкурса (Серебряная медаль,Париж).
Сразу отметим, что эти фильмы, характеризующие национальную идентичность казахстанцев, дополняются хорошей экспозицией с подлинными предметами быта казахского населения. Это коллекция деревянной посуды Х1Хвека (гигиена питания), национальная взрослая и детская одежда (личная гигиена и гигиена детей). В экспозиции представлена богато украшенная казахская юрта с подлинными предметами национального жилища, характеризующие представление населения о гигиене жилища. С концептуальной точки зрения это, безусловно, междисциплинарный подход, который эффективно позволяет студентам обогащать знание истории республики.
Долгие годы в стране умалчивалась история 20-30-х годов о голоде, борьбе казахской интеллигенции за суверенность Казахстана и трагедии репрессий. Об этом Н.А. Назарбаев в разделе Программы «Эволюционное, а не революционное развитие Казахстана» пишет: «Уроки ХХ века для нашего народа во многом трагические. Во-первых, был сломан естественный путь национального развития и навязаны чуждые формы общественного устройства. Во-вторых, нанесен страшный демографический удар по нации. Удар, который сказался на протяжении целого столетия...».
О подлинном драматизме тех лет сохранилось немало материалов в Центральном государственном архиве Республики Казахстан. Отдельные очень ценные документы были скопированы и находятся в экспозиции Музея.
Сегодня в нашем Музее есть не только отдельный стенд о репрессиях с совершенно уникальными документами, но и документальные фильмы о выдающихся деятелях Казахстана, репрессированных в 30-е годы: 1) Трагедия казахского народа, 2) Письмо, написанное кровью, 3) Алаш, 4) А. Букейханов - основатель партии, 5) ДосмухамедовХалел, 6) Жургенев Т. - нарком образования и ДамешЕрмекова.
Особое внимание в Программе Президента РК уделено воспитанию патриотизма. Эта задача - очень тонкая грань в работе кураторов; здесь нельзяв огромной аудитории стандартно перечислять современной молодежи догмы, характеризующие патриотизм. Совершенно необходимо предлагать студентам конкретный и иллюстративный материал, позволяющий вызывать сочувствие,
сопереживание и гордость. В этих целях ранее в Музее мы проводили встречи с ветеранами ВОВ, но их осталось мало и здоровье зачастую не позволяет покидать дом. Опыт работы Музея показал, что в этой задаче действенно работают не только беседы, но и внимательный подбор документальных фильмов о героях войны. Любопытно, что наиболее востребованным фильмом стала документальная лента «Жизнь-легенда» о нашей студентке - Герое Советского Союза Маншук Маметовой. Этот фильм был снят самими студентами-медиками, что дало большую достоверность всей теме экскурсии в Музее. Кроме того, есть и другие фильмы: 1) Храброе сердце, 2) Алия Молдагулова, 3) Снайпер - Алия Молдагулова.
Настоящим потрясением для студентов-медиков стали фильмы о солдатах из Казахстана, которые действительно первыми водрузили знамя над рейхстагом - это казах РахимжанКошкарбаев и крещеный татарин Георгий Булатов, а не Егоров и Кантария, о которых упорно писала советская пропаганда (см. фильмы «Знамя победы на рейхстаге» и «Они были первыми»). Кроме просмотра документальных фильмов, в Музее демонстрируются исторические экспонаты, свидетельствующие о событиях прежних лет: документы, личные вещи репрессированных врачей и ветеранов Великой Отечественной войны (в т.ч. Маншук Маметовой), выдающихся ученых-основоположников медицинских школ в Казахстане и многое другое.
В данной статье мы подробно излагаем сведения о кинофонде Музея и экспозиции, т.к. полагаем, что это позволит преподавателям кафедр заранее определить тематику кураторского часа, подготовить беседу, доклад и заказать просмотр конкретных фильмов в рамках реализации Программы «Модернизация общественного сознания». В своей работе кураторы студенческих групп университета должны обязательно обратиться и к современной истории. Только тесная взаимосвязь прошлого и настоящего в кураторской работе, бесспорно, станет платформой модернизации сознания молодежной когорты республики. Она сохранит историко-профессиональные ценности медицины, которые станут гордостью казахстанской нации.
В заключительной части Программы наш Президент предлагает «направить внимание общества на современность, на историю наших современников... Это должны быть конкретные истории конкретных людей, это облик современного Казахстана. Рядом с нами столько выдающихся современников, которых породила эпоха Независимости. Их рассказ о жизни убедительнее любой статистики. Мы должны сделать их образцом для подражания, для трезвого и объективного взгляда на жизнь».
Такая работа активно выполняется на базе Музея. Уже в течение нескольких лет кафедры казахского языка, русского языка, гуманитарных наук, военной подготовки и ряд кафедр фармацевтического профиля в экспозиционном зале Музея проводят открытые занятия и встречи с современными литераторами, выдающимися спортсменами, воинами-интернационалистами, семьями репрессированных и др. [2].
При подготовке таких открытых занятий студенты празднично оформляют зал Музея, надевают национальные казахские костюмы, исполняют музыкальные произведения на домбре и кобызе, читают доклады и собственные стихи.
На отдельных занятияхдемонстрируются фильмы о корифеях медицинской науки - проф. Х.К. Сатпаевой, акад. Н.А. Сызганове, о наших современниках старшего поколения - академиках: Т.Ш. Шарманове, К.С. Ормантаеве, А.Р. Рахишеве, проф. А.Л. Котовой. Но годы стремительно проходят и выросло, возмужало новое молодое поколение ученых-медиков и ярких, одаренных специалистов-врачей, занятых в практическом секторе здравоохранения г. Алматы. Пока кураторы КазНМУ очень редко организуют встречи студентов с этой важной когортойсуверенного Казахстана. Однако эта тема очень актуальна на современном этапе. В Программе Н.А. Назарбаева подчеркивается: «Мы строим
меритократическое общество, где каждый должен оцениваться по личному вкладу и по личным профессиональным качествам». Поясним это понятие по интернет-энциклопедии (Википедия): «Меритократическое общество - это справедливое общество равных возможностей и достойной жизни для всех .Меритократия -принцип управления, согласно которому руководящие посты должны занимать наиболее способные люди, независимо от их социального происхождения и финансового достатка».
Современные студенты-медики весьма амбициозны и это позитивная мотивация к знаниям, к росту карьеры. А потому кураторы должны чаще знакомить будущих врачей с современным поколением успешных специалистов из самых разных областей медицины: организовывать встречи с нашими талантливыми выпускниками прошлых лет, где студенты могут лично услышать советы и напутствия в предстоящей работе.
Итак, перед педагогическим коллективом медицинского университета стоит серьезная задача: участие в модернизации общественного сознания. В стенах вуза мы обязаны воспитать конкурентоспособное поколение врачей ХХ^ека с осознанным культом знаний, способное перенимать передовой опыт медицины зарубежных стран, ценить национальную идентичность, гордиться своим народом, историей республики и историей отечественной медицины.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1 Назарбаев Н.А. «Болашавда багадар: рухани жангыру. Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», газета «ЕгеменКазак;стан». - 12 апреля 2017. - С. 1-2.
2 Архив Музея КазНМУ. «Отчет о деятельности Музея истории Казахского национального университета им. С. Асфендиярова», 2015, 2016, 2017 г.г.
У.М. Датхаев, А.С. Саятова, Г.М. Аликеева
С.Ж. Асфендияров атындагы Цаз¥МУ
МЕДИЦИНАДАFЫ ТАРИХИ М¥РАНЫ САЦТАУ ЖЭНЕ ^АМДЬЩ САНАНЫН, ЖАНТЫРТУ МАН,ЫЗДЫЛЬЩТАРЫ
ТYЙiн: Медициналы; университетшщ педагогикалы; ужымына к;огамдык; сананыц озы; жацгыртуын жузеге асыру мэселелей, KYрделi мэселелердщ бiрi. Университет ;абыргасында, шет елдерде медицина тэж1рибесш озы; уйренуге, бэсекеге ;абшетть XXI гасырдыц дэр^ерлердщ бiлiм жэне саналы табынушылы; к;асиеттерi бар жастарды тэрбiелеу, бiздiц мiндетiмiз. Бiздiц жастар ултты; бiрегейлiктi TYсiну жэне багалай бiлетiн болуы тшс, ез халцыныц жэне республиканыц тарихын ма;тан тутып, отан CYЙгiш болуы ;ажет.
ТYЙiндi свздер: багдарлама, цогамдык; ес, модернизация, ултты; бiрдейлiк, жен-жоралгылар, муражай, тарихи мура.
U.M. Datkhayev, A.S. Sayatova, G.M. Alikeeva
Asfendiyarov Kazakh National Medical University
PRESERVATION OF THE HISTORICAL HERITAGE OF MEDICINE AND ITS IMPORTANCE IN MODERNIZING OF PUBLIC CONSCIOUSNESS
Resume: The pedagogical staff of the medical university will have to fulfill the serious task of anticipating modernization of the public consciousness. Within the walls of the university we are obliged to raise a competitive generation of doctors of the XXI century with a conscious cult of knowledge, able to learn from the advanced experience of foreign countries, medicine. Our youth must understand and appreciate the national identity, be patriotic, proud of their people and history of the republic.
Keywords: program, public consciousness, modernisation, national identity, traditions, museum, historical heritage.
АНАЛИЗ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ ОРГАНОВ ПИЩЕВАРЕНИЯ
СРЕДИ НАСЕЛЕНИЯ В КАЗАХСТАНЕ
1Г.К. Каусова, 2М.А.Булешов,1Е.С. Утеулиев,1А.А. Жацсылык;
1 Казахстанский Медицинский Университет «ВШОЗ», Алматы,Казахстан 2Южно-Казахстанская государственная фармацевтическая академия, Шымкент, Казахстан
В настоящее время среди населенияРеспублики Казахстан (РК), в частности среди детей и подростков,заболевания органов пищеварения имеютодин из первых мест в составе соматическойпатологии. В современных условиях хроническиезаболеваниягастродуоденальной области и билиарной системы, выявляются с раннего периода, начиная с детского (дошкольного) возраста,и далеестановятся непрерывно-рецидивирующими, тем самым понижая качествожизни всего населения страны. Между заболеваниями органов пищеварения одно из главных местзанимает гастродуоденальная патология, а такжефункциональные расстройства ивоспалительныезаболевания желчно-выводящих путей.
Ключевые слова: Заболевания органов пищеварения, желудочно-кишечный тракт, Всемирная организация здравоохранения, гастродуоденальная патология, желудочно-кишечные болезни.
УДК 616.3-517
Актуальность: По прогнозам экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), к середине XXI века заболевания органов пищеварения будут занимать одно из ведущих мест, что обусловлено образом жизни современного человека (стрессы, нерациональное питание, гиподинамия, вредные привычки), загрязнением окружающей среды, увеличением в рационе питания доли некачественных и генно-модифицированных продуктов питания.
Анализ заболеваемости органов пищеварения. Нами с 2009 по 2014 годы был проанализирован уровень заболеваемости органов пищеварения среди населения в Казахстан и отмечен рост динамики заболевания органов пищеварения среди населения.Кроме того, нами по состоянию за 2009 по 2014 г. были рассчитаны ипроанализированы показатели, описывающие
заболеваемость (по обращаемости населения) основных возрастных контингентов населения (дети, подростки, взрослые) в РК болезнями органов пищеварения.[1].За последние 5 летколебание показателей по болезни органов пищеварения у детей и подростков увеличилось в 3 раза[1-5].Проведенное нами исследованиепоказало, что структура болезней органов пищеварения в значительной степени видоизменилась, среди которых четковыделяется хронический гастродуоденит[6-8]. Данное заболевание, по нашим данным (с 2009 по 2014 гг.), имеет высокий уровень и составляет 50-65 %, что доказывает о неблагополучии профилактики данного заболевания и его лечения[1-11].
Эпидемиологические исследования и клинические наблюдения доказывают о том, что среди данного заболевания самое высокое распространение имеют нарушения желудочно-кишечного тракта (ЖКТ)[12]. Одним из наиболее частыхявляются дисфункциональные расстройства билиарной системы[13].
Причинами этого являются:высокий показатель
дисфункций желчного пузыря в структуре болезней органов пищеварения. Нами выявлено, что по колебанию они имеют второе место и уступают только хроническим гастродуоденитам;различиеимеющейся классификации настоящим международным принципам
дисфункциональных расстройств билиарного
тракта;трудность дифференциального диагноза, состоит в разнообразии причин, обусловливающих нарушения билиарной системы;полиморфизм симптоматики функциональных расстройств желчного пузыря, осложняющийвыявление данной патологии: часто больным ставятся диагнозы хронического холецистита, панкреатита; отсутствие стандартов профилактики данного заболевания. Несмотря на профилактику заболеваний ЖКТ все вышеуказанные причины, являютсяодним из главных причинроста данного заболевания[14-18]. По результатам исследования можно сделать выводы, в каких годах есть прирост данного заболевания. Мы в рисунке 1 показали уровень заболеваемости среди населения, которое указывает на снижение данного заболевания по годам.