ности поэтапного строительства и оснащения дома инженерным оборудованием, в том числе строительства первого отапливаемого блока за один строительный сезон, обеспечение возможности будущего расширения (блокирования) дома без его существенной реконструкции; обеспечение достаточного освещения основного (зимнего) помещения при условии большого количества буферных зон, обеспечение естественной вентиляции в связи с повышенной герметичностью дома.
Библиографический список
1. Новиков, В.А. Архитектурная организация сельской среды / В.А. Новиков. - М. : Архи-тектура-С, 2006. - 376 с.
2. Пустоветов, Г.И. Эволюция архитектурно-планировочной структуры сельского жилища в XX веке / Г.И. Пустоветов, Е.Н. Лихачев // Известия вузов. Строительство. -2009. - № 1.
3. Лихачева, А.Е. О классификации факторов, влияющих на архитектурно-планировочные решения крестьянских фермерских хозяйств в Сибири / А.Е. Лихачева // Вестник ТГАСУ. - 2007. - № 3. - С. 46-52.
A.E. LIKHACHEVA
WAYS OF IMPROVEMENT OF COUNTRY FARM DWELLING IN THE WESTERN SIBERIA
The main factors of development of country farm dwelling in the Western Siberia are revealed in the paper. Conditions of a choice of space-planning structure of an apartment house of the farmer depending on character of household processes on service of the basic manufacture, on maintenance of autonomy of vital ability, on realization of amateur and creative activity, on development of professional work, sports processes and others are considered. Principles of steady development of an apartment house of a country farm are presented.
УДК 72.035/.036(510)
Д. С. МАСЛЕННИКОВА, канд. архит., доцент,
ТОГУ, Хабаровск
ХРАМЫ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ В СТРАНАХ АФРИКАНСКОГО КОНТИНЕНТА: ГРАНИ ИДЕНТИЧНОСТИ И РЕГИОНАЛЬНЫЕ ОТЛИЧИЯ СТИЛЕОБРАЗОВАНИЯ
В статье представлен анализ формирования стилистики и объемно-пространственной композиции русских православных храмов в африканских странах, которые исследуются в контексте зарубежной архитектуры начала XX в. Выявлены региональные особенности храмового зодчества стран африканского континента.
Ключевые слова: нарушение архитектурной символики, крайнее упрощение геометрии объемов, схематизация форм и декора, утилитарно-практическое направление, непрофессиональная архитектура, стилистическое течение «примитивизм».
© Д. С. Масленникова, 2009
Страны африканского континента - один из своеобразных, наименее исследованных регионов в аспекте изучения мировой православной храмовой архитектуры, которая отражает всю сложную историю русской эмиграции. Одним из главных факторов развития русской православной архитектуры в африканских странах стало образование белоэмигрантских колоний с 20-х гг. XX в. В Египте наших соотечественников, прибывших из Новороссийска и Одессы, насчитывалось до 4000 человек [3]. В основном это были солдаты, офицеры и члены их семей. Англия, захватившая Египет и связанная рядом договоренностей с союзной Россией, была заинтересована в сохранении русских воинских формирований на африканском континенте [5].
Другой поток русских беженцев, состоявший из остатков Добровольческой армии, шел из портов Крыма. Эскадра из 132 кораблей прибыла на французскую средиземноморскую военную базу в бухте Бизерты. Отсюда, из Туниса, началось расселение русских людей по соседним странам - Алжиру и Марокко [1]. Как и во всех местах своего компактного проживания, русские эмигранты стремились создавать храмы и приходы. Где-то удавалось построить настоящие церкви, где-то использовали приспособленные временные помещения.
Вторая волна эмиграции, пришедшаяся на время после окончания второй мировой войны, активизировала русскую церковную жизнь в африканских странах [6]. В наше время продолжается так называемая экономическая эмиграция, и служение в православных храмах идет в Египте, Тунисе, Марокко и ЮАР. История сохраняет эти памятники русского присутствия (рис. 1).
Рис. 1. Схема расположения храмов Русской православной церкви в африканских странах
Первые православные храмы в Тунисе, выстроенные российскими эмигрантами в 20-х гг. XX в. на африканской земле, представляли собой вполне традиционные объемно-пространственные композиции в рамках русского стиля, основанные на творчески переработанных образцах древнего отечественного зодчества (рис. 2). Как сообщается на памятной доске Воскресенского храма в Бизерте, данный храм строился «по образу и подобию» знаменитого храма Покрова на р. Нерли в России [7] (рис. 3). Но вместе с тем эти самые ранние архитектурные произведения русского храмового зодчества в Африке уже были отмечены нарушением архитектурной символики, крайним упрощением геометрии объемов, схематизацией форм и декора.
Рис. 2. Храм в честь Александра Невского в Бизерте (Тунис)
Рис. 3. Воскресенский храм в Тунисе (Тунис)
В дальнейшем данное утилитарно-практическое направление, ориентированное на создание недорогих и практичных церковных зданий, стало преобладающим в православной архитектуре на протяжении всего XX в. Для почти абсолютного большинства православных храмов в Африке, построенных в этот период - как «профессиональной», так и «непрофессиональной» архитектуры, характерно композиционное однообразие в объемно-планировочном решении, в выборе декоративного оформления фасадов.
Архитектуроведческий анализ русских православных храмов в африканских странах, проведенный автором, позволил выделить особую группу храмов (храм Николая Чудотворца в Йоханнесбурге (ЮАР), Троицкий храм в Касабланке (Марокко), храм Даниила Пророка в Танжере (Марокко), храм Андрея Первозванного в Алжире (Алжир), храм Александра Невского в Александрии (Египет) и др.), в которых вышеназванное направление проявилось с особой полнотой (рис. 4, 5, 6). В этих храмах использовано простейшее художественное средство создания единства архитектурнохудожественной композиции - придание объемам зданий простой геометрической формы. В основу объемно-пространственной композиции положена одна и та же предельно простая схема: одноэтажный прямоугольный объем, перекрытый скатной крышей и, в ряде случаев, четверик колокольни, расположенной с юга или с севера от притвора. Вместе с тем следует отметить определенный принцип композиционного построения во многих исследуемых церковных сооружениях - принцип контрастного противопоставления отдельных форм и объемов, заимствованный из архитектуры православных храмов Александрийской православной церкви. Горизонтально протяженному, невысокому основному храмовому объему противопоставлена вертикаль колокольни. Контраст еще более усиливается отсутствием каких-либо горизонтальных членений, карнизных поясов или разделений объема колокольни на ярусы. Одновременно с этим при всей силе противопоставления отдельных архитектурных объемов во всех анализируемых храмах существует один, достаточно ярко выраженный лаконичный мотив, объединяющий храм в единое целое. Этим мотивом являются окна с циркульным завершением, применяемые как в верхнем и нижнем ярусах колокольни, в оформлении паперти, так и на фасадах основного храмового объема.
В церкви в честь Николая Чудотворца в Йоханнесбурге (ЮАР), ранее принадлежавшей Александрийской православной церкви, пристроенная к югу от главного входа колокольня решена в виде монолитного четверика, лишь в верхнем ярусе имеющего щелевидные оконные проемы и увенчанного куполом полусферической формы.
В несколько более сложном ансамбле здания храма Пресвятой Богородицы в г. Рабате (Марокко), освященном в 1932 г., единство лаконичного образа храма достигается соподчинением центральному объему четверика, который является композиционным центром, второстепенных частей здания (рис. 7, 8). Главенствующее значение основного храмового объема подчеркивают гладкие (нерасчлененные деталями на горизонтальные и вертикальные ярусы) плоскости стен, которые в сочетании с массивным восьмигранным куполом создают довольно прозрачные ассоциации с романо-византийской архитектурой.
Рис. 5. Храм Даниила Пророка в Танжере (Марокко)
Рис. 7. Храм Пресвятой Богородицы в Рабате (Марокко). Южный фасад
Рис. 8. Храм Пресвятой Богородицы в Рабате (Марокко). Западный фасад
Симметричная объемно-пространственная композиция храма усиливается вертикалью монолитной колокольни, в декоративном решении которой не прочитывается разделение на ярусы, что еще более мощно подчеркивает впечатление строгой величественности храма в Рабате.
Планировочная схема характерна для русского стиля: по продольной оси симметрии последовательно расположены колокольня, трапезная, четверик основного храмового объема, полуциркульная апсида. Построение же объемно-пространственной композиции представляет собой пример храма в русско-византийском стиле с высокой колокольней. Данный вариант получил широкое распространение в России в конце XIX в., но вместе с тем его крайне редко использовали профессиональные зодчие, точно соблюдавшие закономерность византийского стиля (заключающуюся в том, что колокольня
не должна превышать по высоте купол основного храмового объема). Ощущение легкости и художественной целостности колокольни, достигнутое за счет сквозных арочных проемов в первом и третьем ярусах, нарушено постановкой непропорционально маленького купола на барабане. Плавные очертания полуциркульной апсиды находятся в некотором диссонансе с остальными резко очерченными лаконичными объемами храма, с массивным граненым центральным куполом. В совокупности с абсолютно полным отсутствием какого-либо декоративного оформления, каких-либо декоративных элементов на фасадах храма (карнизных поясов, тяг, оконных обрамлений и т. д.) анализ пространственной композиции не подтверждает проявления в полной мере конкретной стилистики в данном храме, а скорее свидетельствует о непрофессиональном уровне архитектуры храма.
Знаменательно, что ни одна архитектурно-декоративная деталь или форма не использованы в художественном оформлении фасадов этого уникального храма. Такая чрезвычайная лаконичность архитектурно-художественного образа храма Пресвятой Богородицы в г. Рабате (Марокко) и др. совершенно не сочетается с привычным представлением о «богатом узорочье» русского православного храма.
В целом во всех исследуемых православных храмах африканского континента, выполненных из бетона или местного камня, архитекторы сочли излишним следовать древнерусским формам и воспроизводить на фасадах пилястры, столбы, колонны, ведь несущая способность достаточна в наше время и без этого. Но, упраздняя вышеперечисленные декоративные элементы, архитектор лишает храм его традиционной архитектурно-богословской символики.
Именно эти региональные отличия, проявившиеся в отсутствии художественных деталей, в нарушении архитектурной символики, как и сама внешняя и внутренняя архитектурно-пространственная форма, еще отчетливее подчеркнули оригинальность храма Пресвятой Богородицы в Рабате. Здесь был создан совершенно новый по облику храм, обладавший основой для дальнейшего упрощения и схематизации церковного зодчества в странах африканского континента. В дальнейшем данное утилитарное направление в зарубежном зодчестве преобразовалось под влиянием социальных факторов в устойчивое стилистическое течение так называемого примитивизма, ставшего характерной особенностью церковной архитектуры стран с относительно низким экономическим уровнем развития.
Метаморфозы канонической традиции в архитектуре православных храмов стран африканского континента прослеживаются довольно ясно: непрофессиональный подход к историческому наследию зодчества России, отказ от символического наполнения, от присущих русскому стилю декоративных деталей и элементов. Изменения касаются в основном стилистики, объемно-пространственная композиции анализируемых храмов остается в пределах канонических закономерностей. Но на фоне отсутствия как такового архитектурного стиля в большинстве случаев даже вполне традиционная объемно-пространственная композиция не помогает создать образец исконно русской архитектуры за рубежом. Поскольку элементы декора в русском православном зодчестве всегда несли в себе смысл, в том числе архетипический,
архитектурные детали на фасадах российских храмов обладали большой информативностью, они всегда выполняли задачу создания не только атмосферы красоты и роскоши, а также визуального комфорта, но и играли важную роль носителей закодированной в символах информации об исконных традициях -с целью ее передачи из поколения в поколение.
В традиционном русском зодчестве типология и иерархия архитектурных форм, которые могли быть достаточно разнообразными, тем не менее строго соответствовали иерархии целей, не стараясь их скрыть, и тем более не вводили в заблуждение. Жилой дом всегда выглядел как жилой дом, а храм во всех случаях, кроме, может быть, тайных сектантских прибежищ, опознавался в качестве церковного сооружения. Большие сложности с идентификацией храмовых сооружений в странах африканского континента, которые порой трудно отличить от сакральных зданий других конфессий, внес метод строительства русских православных церквей местными строителями, зачастую без руководства архитектора, владеющего профессиональным представлением о русском храмовом зодчестве, его традициях, закономерностях.
Отрицание канонов в храмовом зодчестве дает полную свободу архитекторам делать все, что они хотят. Если формы не несут богословского смысла, то становится возможным делать какие угодно изменения, вводить любые новые формы, что происходит довольно часто, особенно в православном храмовом строительстве стран Африки. Причины того, что такое непонимание имеет место в практике зарубежного храмостроительства, в частности в странах африканского континента, заключаются в трех основных факторах, определяющих развитие церковной архитектуры.
Первый фактор, не требующий отдельного разъяснения, - особое географическое расположение православных приходов. Отдаленность от центров российской культуры обусловливает почти полное отсутствие влияния архитектурной традиции, опыта строительства храмов.
Второй фактор - влияние архитектуры православных храмов, находящихся в юрисдикции Александрийской православной церкви.
Третий, основополагающий фактор - отсутствие познавательного подхода к традиционному русскому храмовому зодчеству, нежелание изучать каноны православного храмостроительства. По свидетельствам современников, Россия не представляет особого интереса для местного населения, даже имеющего российские корни, в том числе для архитекторов.
Использование русского стиля в архитектуре приходских церквей в зарубежных странах было формой выражения ностальгии эмигрантов, а также желания сохранить культурные национальные традиции [4]. В царской России точное соблюдение архитектурной символики, канонов русского стиля было связано утверждением православия как идеологической опоры империи, в обстановке же изгнания эту традицию поддержали идеологи национальнопатриотического движения. К концу XX в. их влияние стало ослабевать, так как с каждым годом изменялась сама диаспора, и родилось новое явление в христианской жизни - выход православия за рамки своей прежней формы религиозно-этнической общности, становление его частью всеобщего христианского мира. В результате сегодня в русской православной зарубежной архи-
тектуре наблюдаются тенденции отхода от модификаций русского стиля, отхода от точного следования канонам при строительстве и проектировании храмов. Одно из объяснений постепенного ослабления интереса к отечественной традиции, к русской стилистике можно найти у историков, которые считают, что после второй мировой войны первая волна послереволюционной эмиграции перестала существовать как единый организм [2]. У их потомков, не знавших России, патриотические чувства слабели, появились маргиналы и полностью ассимилировавшиеся. Именно в забвении традиций кроется причина сужения спектра архитектурных приемов и средств.
Таким образом, активное строительство русских православных храмов велось во многих странах африканского континента. Выстроенные в эпоху зарождения и формирования русского стиля в России, православные храмы стран африканского континента наглядно демонстрируют идентичное развитие основных принципов зарубежной церковной архитектуры XX в.: ориентации на древнерусское наследие, соединения классицистических приемов и современных строительных достижений, сохранения традиционной типологии, пронизанной богословским осмыслением. Региональные особенности архитектуры храмов стран Африки заключаются в том, что в аспекте объемно-пространственной композиции и стилистического оформления фасадов их отличает крайняя аскетичность, даже некоторый «примитивизм» построения архитектурных форм, архитектурного образа, обусловленные не только экономическими, но и социально-историческими факторами.
Библиографический список
1. Архитектурное наследие русского зарубежья. Вторая половина XIX - первая половина XX в. / под ред. С. С. Левошко. - СПб.: ДМИТРИЙ БУЛАНИН, 2008. - 428 с.
2. Батаева, Т.В. Национальные диаспоры в России и за рубежом в XIX-XX вв. / Т.В. Батаева // Отечественная история. - 2002. - № 2. - С. 176-192.
3. Бовкало, А.В. Православные храмы в Африке / А.В. Бовкало // Азия и Африка. - 2003. -№ 1. - С. 12-28.
4. Бондарева, Е.П. Религиозная мысль русского зарубежья об исторических судьбах России / Е.П. Бондарева // Вопросы истории. - 2001. - № 9. - С. 53-59.
5. Колупаев, В.Е. Под солнцем Африки / В.Е. Колупаев // Военно-исторический архив. -2004. - № 1 (49). - С. 8-32.
6. Колупаев, В.Е. Русские в Северной в Африке, 1920-1998 гг. : дис. ... канд. ист. наук. -М., 1999.
7. Пильникова, Г.Д. Первый русский храм на юге Африки / Г.Д. Пильникова / / Православная Москва. - 2003. - № 4 (286).- С. 16-20.
D.S. MASLENNIKOVA
THE RUSSIAN ORTHODOX TEMPLES IN AFRICA: THE SIDES OF SIMILARITY AND DISTINCTION OF STYLE ORIGION
The author describes analysis of style and composition of the orthodox temples in Africa as an aspect of the foreign architecture of XIX - XX cc. The features of architecture temples in Africa are presented in the article.