Научная статья на тему 'Храмовый комплекс как средство социально-экологической компенсации'

Храмовый комплекс как средство социально-экологической компенсации Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
358
201
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРАМОВЫЙ КОМПЛЕКС / ЗЕЛЕНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА ГОРОДА / ПЛАНИРОВОЧНЫЕ НОРМЫ / CHURCH COMPLEX / GREEN INFRASTRUCTURE OF A CITY / PLANNING NORMS

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Благовидова Наталья Георгиевна

Green infrastructure of a city consists of different territories, among which smaller gardens now play the most important part. Such gardens belong to schools, kindergartens, hospitals; the church complex is a fairly new element among these social institutions. A green space belonging to the church complex can become an important addition to the city green system, thus improving the ecological situation. Planning norms for this new object can be worked out by analogy with norms for school and club territories.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Church Complex as Means of Social and Ecological Compensation

Green infrastructure of a city consists of different territories, among which smaller gardens now play the most important part. Such gardens belong to schools, kindergartens, hospitals; the church complex is a fairly new element among these social institutions. A green space belonging to the church complex can become an important addition to the city green system, thus improving the ecological situation. Planning norms for this new object can be worked out by analogy with norms for school and club territories.

Текст научной работы на тему «Храмовый комплекс как средство социально-экологической компенсации»

Храмовый комплекс как средство социально-экологической компенсации

Н.Г.Благовидова

Современный мегаполис Москва испытывает дефицит озелененных территорий. Такие территории все чаще рассматриваются как резерв для застройки. Москва утратила «зеленый клин», проходивший с северной окраины до центра города. Активно застраивается ЛПЗП - лесопарковый защитный пояс, созданный в 1935 году и служивший резервом для пополнения кислородом городских территорий.

Город, подобный Москве, с большой площадью запечатанных территорий можно рассматривать по аналогии с городом в жарко-сухом климате, остро нуждающимся в «малых садах», которые создают среду для жизни на открытом воздухе и регулируют микроклимат отдельных участков города. В таких условиях особую важность приобретают озелененные территории ограниченного и специального назначения - участки школ, детских садов, больниц, спортивных сооружений, промышленных предприятий и т.п., а также санитарно-защитные и водоохранные зоны, ботанические и зоологические сады, насаждения кладбищ и санаториев.

Нормы площади зеленых насаждений специального назначения и ограниченного пользования дополняют общую норму площади зеленых насаждений города.

К сожалению, Москва за последние двадцать лет утратила озеленение многих участков школ и детских садов по причине их сноса или же участившейся практики изменения их функ-

ций под офисы. А утрата даже минимальных озелененных участков неблагоприятно влияет на экологическое состояние города, на здоровье и организацию быта его жителей.

Вместе с тем в эти же годы городским храмам и монастырям вернули их изначальные богослужебные функции. Храмовые комплексы и монастыри обрели новую жизнь и благоустраивают свои участки как прообраз «небесного града на земле».

Однако для территорий объектов культового назначения в СССР не были предусмотрены нормы озеленения. И вероятно, настало время провести всестороннее исследование данного вопроса, определить, к какому функциональному типу можно отнести зеленые насаждения участков приходских храмов и монастырей и по какому принципу рассчитывать их площадь. Со строительством новых храмов и реконструкцией существующих возникло немало проблем, касающихся в основном именно территорий. Дополнят ли участки храмов систему озеленения городов или нарушат ее целостность, какие объекты могут быть размещены на участке помимо храма, в каком направлении должно идти его благоустройство?

В Московской епархии по статистике за 2010 год насчитывалось 1435 храмов, из которых 574 были полностью восстановлены, 306 вновь построены, на стадии строительства находились 170. Некоторые из них имеют исторически

Рис. 1. Ситуационный план храмового комплекса в Ясеневе 92 3 2012

Рис. 2. Строящийся храмовый комплекс в Ясеневе

сложившиеся участки, а для новых выделяются уже озелененные территории, входящие в систему территорий общего пользования, охранных насаждений, санитарно-защитных зон.

Таким образом, участки храмов, находящихся в районах нового строительства, входят в сложившуюся систему озелененных территорий. К наиболее ярким их примерам можно отнести строящийся храм Покрова Пресвятой Богородицы в Ясеневе (рис. 1).

Согласно исследованиям Е. Баранцевой, объемно-планировочное решение храма Покрова Пресвятой Богородицы в Ясе-

Рис. 3. Храм Во имя всех московских святых в Бибиреве

неве предполагает размещение церкви и помещений духовно-просветительного центра в едином объеме, что существенно для планировки участка. Строительство храма началось в 2008 году, планируемый срок окончания работ - 2012 год. Участок строительства находится на бульваре, разделяющем 15-й и 16-й микрорайоны Ясенева, застраивавшиеся в конце 1970-х - начале 1980-х годов. С северо-запада и юго-востока участок ограничен проезжей частью улицы Айвазовского, с северо-востока - территорией открытой автостоянки, с юго-запада - территорией кинотеатра.

Градостроительные особенности участка и перепад рельефа в 1,5 м определили выбор центричной, вертикальной композиции храма с подъездом и устройством главных въездных ворот и автостоянок в нижней зоне существующего рельефа. Храм, сомасштабный окружающей застройке, является ее доминантой.

Очень важно, что выбор компоновки строительных объемов с минимальной площадью застройки позволил сохранить до 70% озелененных поверхностей, включая озеленение кровли цокольного этажа и газоны по георешетке (рис. 2), чему способствовало и то, что церковь Покрова Пресвятой Богородицы, в стилобатной части которой будут размещены культурно-образовательный центр, крестильня и церковная лавка, имеет вертикальное зонирование. Примером подобной организации пространства в современной храмовой архитектуре является храм Христа Спасителя и строящийся храм Во имя всех московских святых в Бибиреве.

Экспликация зданий и сооружений

Существующие здания

1 - Церковь Преподобного Сергия Радонежского в бывшем селе Бибиреве (1894)

2 - Церковная лавка

3 - Хозяйственные постройки

Проектируемые здания

4 - Храм Во имя всех московских святых

5 - Часовня Во имя державной иконы Божией Матери

6 - Крестовый храм Во имя святого преподобного Феодосия Тотемског с помещениями для оглашений и крещения

7 - Автостоянка 8, 9 - Солнечные батареи

10 - Площадка для обслуживающего транспорта

11 - Крест-памятник

12 - Арка главного входа

13 - Ограждение территории храмового комплекса

14 - Мост

15 - Водоем

Рис. 4. Генеральный план храмового комплекса Во имя всех московских святых в Бибиреве. Москва

Условные обозначения

Проектируемые здания Сносимые здания Существующие здания Благоустройство Фонтаны Граница участка Кустарники Деревья

Храм расположен на улице Костромской. В его цокольном этаже находятся помещения для работы с детьми, в том числе для занятия спортом. Площадь застройки составляет 3580 кв.м, а всего участка - 1,5 га. На участке планируется разместить крестильный храм с воскресной школой, часовню, крест-памятник, автостоянку и солнечные батареи (90 кв.м). По его периметру высажены деревья, при входе расположены водоем с мостиком, декоративная композиция (рис. 3, 4).

Эти объекты находятся в новых районах Москвы, где еще сохранившиеся резервы озелененных территорий позволи-

ли создать при церкви полноценное озеленение и благоустройство. В историческом же центре города, где резервов никаких не осталось, ситуация более сложная.

Но даже небольшие участки храмов в центре Москвы представляют собой зеленые оазисы. Примером тому может служить церковь Николая Чудотворца на перекрестке улицы Рождественки и Звонарного переулка, вблизи станции метро «Кузнецкий мост» (рис. 5). Участок, на котором кроме храма расположены корпуса монастырского подворья Пюхтицкого монастыря и часовня-крестильня, замкнут зданиями с четы-

Рис. 5. Ситуационный план храма Николая Чудотворца Рис. 6. Храм Николая Чудотворца в Звонарях

в Звонарях

Рис. 7, 8. Двор церкви Монастырского подворья и церкви Николая Чудотворца в Звонарях. Москва

рех сторон и образует внутренний двор с беседками в тени деревьев (рис. 6). На участке не только сохранены деревья, но и сделано цветочное оформление (рис. 7). Так как сильный уклон в сторону Неглинной усложнил планировку, малый сад был разбит на несколько уровней (рис. 8).

Объединенные с участками школ, детских садов, больниц посредством озелененных улиц или бульваров, участки храмов могли бы повысить комфортность проживания в контакте с природой. Не случайно в последнее десятилетие в рекламе жилья, наряду с близостью парковых и лесных массивов, фигурируют храмы со своими участками. Конечно, в реальности для Москвы создание подобного зеленого каркаса осложнено растущим автопарком, гибелью деревьев вдоль

Рис. 9. Храм, совмещенный с клубом. Обнинск

магистралей, расширением этих магистралей, сильнейшей загазованностью. Но в средних и малых городах, особенно там, где при планировке сохранялись насаждения, это вполне осуществимо.

Такие наукограды, как Обнинск, Троицк, Пущино, а также среднерусские города Вологда, Торжок, Тула, Ярославль и многие другие сохранили озелененные и улицы, и дворы, и территории специального назначения.

Обнинск - молодой наукоград - строился на свободной территории во времена СССР с учетом максимальной сохранности существующего ландшафта. В городе не было храмов, и первой его церковью стал перестроенный клуб воинской части с фруктовым садом при нем. Интересно, что клуб ока-

Рис. 10. Вологодские храмы в прибрежной зоне реки Вологды

зался по составу своих помещений приспособленным к функциям современной церкви. В 2011 году на смежном участке была выстроена церковь, но клуб стал функционировать как воскресная школа и духовно-просветительный центр (рис. 9).

На примере Вологды и других русских городов мы видим органичное включение храмов в ландшафт. Вологодский кремль, расположенный на берегу реки Вологды (рис. 10), образует вместе с набережной и Кремлевской площадью духовно-просветительный и культурный комплекс с действующими храмами, часовней, музеями, сувенирными магазинчиками, ярмаркой кустарных промыслов и т.д. Софийский собор с колокольней остался главной вертикальной доминантой города (рис. 11).

Прибрежные храмовые комплексы характерны для многих исторических городов. Так, в городе Торжке монастырь и ряд культовых сооружений образуют ансамбль вдоль реки Тверцы (рис. 12).

Ярославль всегда славился выдающимися храмовыми комплексами, наряду с насаждениями формирующими ланд-шафтно-экологическую среду города (рис. 13). В последние годы она была дополнена крупнейшим храмом, построенным в парке на стрелке Волги и Которосли (рис. 14).

Разумеется, проблемы храмовых комплексов, создаваемых или восстановленных в городах России, в какой-то степени решаются с учетом местных условий. Но более острые проблемы мегаполиса ведут к возникновению конфликтов. Так, принятая в Москве «Программа-200», предполагающая строительство двухсот храмов, быстровозводимых из модульных конструкций, в первую очередь отражает потребность

верующих. При этом благоустроенная зеленая территория храма способна возместить недостающее или утраченное открытое общественное пространство - небольшой сквер или продолжение бульвара. Однако городские власти часто предлагают под строительство храма уже существующие озелененные территории, из-за чего возникает конфликт с жителями, использующими данный участок для отдыха.

Есть и противоположные примеры. Церковь Митрополита Филиппа, зажатая рынком, «Макдональдсом», спортивными и торговыми комплексами, смогла сохранить внутреннюю зеленую территорию (рис.15). Сквер изолирован от шума мегаполиса и открыт жителям близлежащих домов, лишенных дворовых благоустроенных территорий. Множество садовых скамеек в окружении деревьев и кустарников создает ощущение закрытости и уединения (рис. 16).

Транспортными магистралями изолирован комплекс церковных зданий у метро «Рижская» (рис. 17). Такая изоляция в изменившихся градостроительных условиях заставляет искать новые архитектурно-планировочные решения.

Вместе с тем не везде достаточно внимания уделяется благоустройству участка храма. Пример - храм Вознесения на улице Казакова, одна из лучших построек зодчего, выдающийся архитектурный памятник. На примыкающем к храму участке осуществляется программа «Милосердие», здесь кормят бездомных, помогают нуждающимся, но участок выглядит пустырем. Значит, необходимо внимательно изучить ситуацию и найти резервы для программы озеленения.

Храм в районе новостроек может стать не только объектом культа, но и при участии прихожан превратить свою террито-

Рис. 12. Храмы и монастыри на зеленых берегах реки Тверцы. Торжок

рию в сад, соединив ее с окружающей территорией, детскими площадками, спортивной зоной, о чем свидетельствует современный опыт строительства храмов в городе Ногинске.

Территория, выделенная под строительство храма Блаженной Матроны, начатое в 2010 году, представляла собой узкий участок между рекой Клязьмой и улицей Климова. Низкий, частично подтопляемый паводком берег, заросший сеянцами и сорняками, с редкими березами на возвышенных точках, отделен от улицы рядом высоких тополей. Совместная инициатива жителей, будущих прихожан, и городской администрации заключалась в намерении благоустроить долину Клязьмы и создать городской парк отдыха, соединенный с участком храма. Проектом предусмотрены детская площадка, открытая автостоянка, посадка деревьев и пруд в небольшом овраге (рис. 18, 19). А между участками двух храмов в историческом центре Ногинска уже созданы спорткомплекс с бассейном и православная гимназия.

Вместе с тем в градостроительных расчетных нормах, действовавших в СССР и во многом сохранившихся в насто-

Рис. 13. Ярославль. Сквер у храма Ильи Пророка

Рис. 15. Храм Митрополита Филиппа на проспекте Мира в Москве

ящее время, отсутствует среди перечисленных учреждений и предприятий культурно-бытового и коммунального обслуживания такой объект, как церковный комплекс. Нет норм расчета площади участка и его озеленения. До сих пор непонятно, к какому типу учреждений относится церковь. Актуальность вопроса объясняется массовым строительством церковных комплексов и условием их пешеходной доступности.

Вероятно, можно допустить, что территории храмов дополняют систему озелененных территорий общего пользования и относятся к группе территорий специального назначения, таких, как школы, детские сады, больницы и клубы. Их площадь рассчитывается исходя из емкости учреждений, а площадь озеленения участка должна составлять не менее 50% площади территории для детских учреждений и не менее 60% - для больниц.

В прошлом расчетные нормы для учреждений культурно-бытового назначения были гораздо более оптимистичными. Так, для школы на 640 учащихся выделялся участок в

Рис. 14. Ярославль. Храмовый комплекс на стрелке Волги и Которосли

Рис. 16. Часовня и сквер на территории храма

Рис. 18. Генеральный план храма Блаженной Матроны с прилегающей парковой зоной на берегу реки Клязьмы. Ногинск

Рис. 19. Храмовый комплекс Блаженной Матроны в Ногинске

98 3 2012

2 га, а на 1600 - 3,4 га. При этом на одном гектаре полагалось высадить 100-200 деревьев и 1200-1500 кустарников. На одно детское учреждение приходилась площадка 35-40 кв.м, а на лечебное - от 80 кв.м (современная норма не превышает 25 кв.м). В настоящее время приняты укрупненные показатели участков культурно-бытового обслуживания, в квадратных метрах на человека. Для школ этот показатель равен 2,7, для других детских учреждений - 2,8, для культурно-просветительных - 1. Эти показатели могут служить ориентиром при разработке норм для культурно-просветительных учреждений нового типа - храмов и духовных комплексов.

В истории СССР 1930-х годов имеются примеры разработки градостроительных норм для школ, домов культуры, клубов - учреждений, которых не было в дореволюционной России. Современные приходские церкви - это уже комплексы, осуществляющие большой набор духовных и культурно-просветительных функций.

Временно можно рассчитывать нормы площади территории храма и ее озеленения исходя из численности прихожан, как в больницах или школах. Но и дом культуры, и клуб могут стать аналогами (так, по СНИП П-К, 2-62 при территории клуба площадью не менее 2 га рекомендовано устройство сада).

С учетом функций современной приходской церкви необходимо ее территорию разделить, как это сделано храмом Сошествия Святого Духа на Большом Лазаревском кладбище (рис. 20), на детскую зону (крещение детей всех возрастов и ожидание причастия), зону для отдыха пожилых и больных взрослых, окружную дорожку для крестного хода, стоянку автотранспорта - обязательные для каждого храма, независимо от вместимости и посещаемости. При крупных приходах - церковных культурно-просветительных центрах -спектр функций озелененных территорий дополнительно может быть расширен для учащихся воскресных школ за счет спортивно-оздоровительной зоны, сада и огорода.

Рис. 20. Детская площадка на территории храма Сошествия Святого Духа на Большом Лазаревском кладбище

Даже такие, временные нормы будут способствовать улучшению социально-экологической ситуации в городе, поскольку в современных храмах и церковных комплексах вместимость варьируется от 300 до 3000 человек. А есть еще кладбищенские церкви и монастырские комплексы, которые исторически озеленялись, имели пруды (в некоторых случаях сохранившиеся в настоящее время), служили и служат местом отдыха горожан. Итак, храмы и их территории должны быть включены в социальную систему обслуживания населения, а научные исследования - обосновывать площади участка, его озеленения в соответствии с функциями приходской жизни.

Литература

1. Благовидова Н.Г. Роль храмов в современной урбанизированной среде (на примере научных студенческих работ) // Наука, образование и экспериментальное проектирование. Труды МАрхИ. Материалы научно-практической конференции. Т.2. М., 2010. С. 131-139.

2. Благовидова Н.Г. Духовно-просветительские комплексы в структуре города // Наука, образование и экспериментальное проектирование. Тезисы докладов международной научно-практической конференции. Материалы научно-практической конференции. Т.1. М., 2011. С. 72-73.

Literatura

1. Blagovidova N.G. Rol hramov v sovremennoi urbanizirovannoi srede (na primere nauchnyh studencheskih rabot) // Nauka, obra-zovanie i eksperimentalnoe proektirovanie. Trudy MArhI. Materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii. T.2. М., 2010. С. 131-139.

2. Blagovidova N.G. Duhovno-prosvetitelskie kompleksy v strukture goroda // Nauka, obrazovanie i eksperimentalnoe proektirovanie. Tezisy dokladov mejdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii. Materialy nauchno-prakticheskoi konferentsii. T.1. М., 2011. С. 72-73.

Church Complex as Means of Social and Ecological Compensation. By N.G.Blagovidova

Green infrastructure of a city consists of different territories, among which smaller gardens now play the most important part. Such gardens belong to schools, kindergartens, hospitals; the church complex is a fairly new element among these social institutions. A green space belonging to the church complex can become an important addition to the city green system, thus improving the ecological situation. Planning norms for this new object can be worked out by analogy with norms for school and club territories.

Ключевые слова: храмовый комплекс, зеленая инфраструктура города, планировочные нормы.

Key words: church complex, green infrastructure of a city, planning norms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.