Научная статья на тему 'Храмовое искусство как культурно-историческое явление в контексте Ветхого Завета и раннехристианского периода'

Храмовое искусство как культурно-историческое явление в контексте Ветхого Завета и раннехристианского периода Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
1355
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРАМ / ЦЕРКОВНАЯ ЖИВОПИСЬ / АРХИТЕКТУРА / ПЕНИЕ
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Храмовое искусство как культурно-историческое явление в контексте Ветхого Завета и раннехристианского периода»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

УДК 23/28

И.А. Страхова

к.и.н, старший преподаватель социально-теологический факультет НИУ «БелГУ» г. Белгород, Российская Федерация

ХРАМОВОЕ ИСКУССТВО КАК КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКОЕ ЯВЛЕНИЕ В КОНТЕКСТЕ ВЕТХОГО ЗАВЕТА И РАННЕХРИСТИАНСКОГО ПЕРИОДА

Ветхозаветный храм и синагоги имели в себе несколько хорошо развитых типов искусств: пение, живопись и др. Все, что наполняло ветхозаветные храмы, носило богоустановленный характер. В раннехристаиснкий период закладываются основы структуры христианского храма и искусства: пения, живописи, архитектуры, богослужебного чтения, складывается богослужебный канон.

Ключевые слова храм, церковная живопись, архитектура, пение.

В этой статье мы рассмотрим исторические этапы формирования ветхозаветного храма и храма раннехристианского периода, его материально-художественной среды. С древнейших времен культовое действо стремилось объединить в себе различные виды искусства. Все лучшее, что было создано человеком в области искусства, создано им во имя Бога. По Божественному промыслу, человек является художником и одновременно «художественным произведением - храмом». Поэтому, апостол Павел, обращаясь к Коринфянам, говорит: «Разве вы не знаете что, вы храм Божий, и дух Божий живет в вас?» [1 Кор. 3, 16].

Бог, создав человека по образу и подобию Своему, поставил его хранить и возделывать Эдемский сад. Этот сад и был первым храмом Божьим, как и человек [1 Кор. 3, 16]. Богослужение в раю состояло в свободном излиянии благоговейного чувства перед Богом, как своим Творцом. «Мир был создан как огромный благолепный храм, и Господь поставил в нем человека Царем и Священником. В мире не было ни зла, ни смерти. Человек (Адам) должен был наследовать окружавший его мир как дар Бога, хранить и возделывать его, и возвращать через непрестанное благодарение как жертву» [1; с. 66].

Грехопадение нарушило живую связь с Богом. После грехопадения первых людей и изгнания их из рая, первобытное богослужение получает свое дальнейшее развитие в учреждении обряда жертвоприношений. Эти жертвоприношения были двоякого рода: они совершались при всех торжественных и радостных случаях, как выражение благодарности Богу за полученные от Него благодеяния, а затем, когда приходилось просить Бога о помощи или умолять, о прощении за содеянные грехи. В Ветхом Завете, при патриархах (Адам, Ной, Авраам) богослужение совершалось на жертвенниках под открытым небом. Для жертвоприношений выбирались места, где Бог являлся человеку и где Он оказывал какое-либо благодеяние, или места, своим величием, таинственностью и красотой, невольно располагавшие человека к размышлению о Божией силе и Премудрости.

Первым храмом истинному Богу послужила скиния. Израильтяне изготовили ее в соответствии с правилами, которые дал Моисею Бог на горе Синай. Первоначально скиния была переносной. Следить за скинией входило в обязанность левитов. Скиния помещалась посередине лагеря и была центром религиозной жизни израильтян, символом того, что Бог всегда с ними. Скинию называли «местом встречи» или «жилищем Бога».

В ветхозаветной скинии находились богослужебные предметы: жертвенник, семисвечник, кадильница, облачения священников и другие предметы, которые были сделаны по откровению свыше: «Все сделайте как я показываю тебе, и образец всех сосудов ее; так и сделайте их - сказал господь Моисею, - поставь скинию по образцу, который был показан тебе на горе» [Исх. 25, 9; 26, 30].

Становление Израиля как государства, отказ от кочевой жизни, обусловили строительство первого каменного храма. Этот построенный царем Соломоном в 975 г. до Р.Х. храм напоминал скинию по своему устройству. Господь сказал Соломону: «Я освятил сей храм и будут очи Мои и сердце Мое там во веки» [3 Царств, 8-9 гл; 1 Паралип. 6-7].

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

Ветхозаветное богослужение делилось на два вида: храмовое и синагогальное. Первое отправлялось в храме и состояло из чтения десятисловия и некоторых других избранных мест ветхозаветного Священного Писания, из приношений, жертв и песнопений.

Кроме храма со времен Ездры начали строить синагоги, в которых чувствовали особую нужду иудеи, лишенные участия храмового богослужения и не желавшие оставаться без религиозного храмового назидания. В синагоги собирались иудеи по субботам для молитвы, пения, чтения Священного Писания, для перевода и объяснения богослужения для рожденных в плену иудеев, не знавших хорошо священного языка.

Что касается пения в ветхозаветном храме, то всю его историю можно условно разделить на два периода, отделяемых один друг от другого реформами царей Давила и Соломона. Первый период характеризуется отсутствием профессиональных музыкантов (пел весь народ). Музыка не знала разделения на религиозную и светскую, так как у избранного народа Божьего не могло быть дел и занятий «нерелигиозных», совершаемых «вне» Бога.

При царе и пророке Давиде богослужебное храмовое пение стало профессиональным занятием. Большое развитие и профессионализацию богослужебное пение получило во времена царя Соломона. Певцы и музыканты иерусалимского храма представляли собой некоторую замкнутую касту, связанную узами родства. Система руководства и подчинения осуществлялась через родство - от отца к сыну, от старшего брата к младшему. Лицу постороннему, не входящему в певческую систему родства, невозможно было стать членом этой закрытой корпорации. Храмовым певцом можно было только родиться, и рожденный в этом звании должен был посвятить этому делу всю жизнь. В функции этой корпорации входило не только исполнение установленных песнопений и создание новых, но обучение и воспитание молодых певчих, осуществлявшееся на основании передачи знаний «из уст в уста». Такое объединение храмовых певцов-музыкантов представляло собой единый организм, одновременно выполняющий и роль творца, и исполнителя и педагога, и ученика, то есть замкнутую систему, гарантирующую прочное сохранение традиций богослужебного пения.

Наряду с пением в ветхозаветном храме использовалось и живописное искусство. Главной святыней в скинии был Ковчег Завета, на котором были поставлены и укреплены два херувима из золота. Они покрывали крышку крыльями, распростертыми вверх, а лицами были обращены друг ко другу и склонены к крышке. Бог открывался Моисею и говорил с ним над крышкой посреди двух херувимов [Исх. 25, 17-22]. Святое Святых было отделено завесой, сделанной из разноцветной шерсти и крученного виссона, на этой завесе искусною работою также сделаны были херувимы [Исх. 26, 31]. Скиния, вместо крыши и стен, имела по четыре покрывала, лежавшие один на другом на столпах ее, на покрывалах тоже были сделаны херувимы [Исх. 36, 8].

В храме Соломоновом изображения херувимов были в большем количестве. Соломон сделал и поставил в середине Святого Святых двух херувимов из масличного дерева. Оба крыла херувима были распростерты так, что крыло одного херувима касалось одной стены, а крыло другого херувима касалось другой стены, другие же их крылья сходились вместе посередине храма. Во время освящения храма священники внесли Ковчег Завета в Святое Святых и «поставили его под крылья больших херувимов, сделанных Соломоном, и покрыли херувимы сверху ковчег и шесты его, за которые он был носим» [3 Царств 6, 23-28; 8, 6, 7]. На двух половинках дверей, сделанных из масличного дерева, Соломон сделал резных херувимов и пальмы, распускающиеся цветы и двери, а изображения покрыл золотом. На всех стенах храма он сделал также разные изображения херувимов и пальмовых деревьев и распускающихся цветов.

Есть свидетельства, что иногда синагоги и усыпальницы еврейского народа украшались в то время фресками и мозаиками, среди которых были не только орнаменты и символы, но и сцены из Священной Истории.

Обратимся к христианским храмам первых веков и характерных особенностей их богослужебной среды. Иерусалимский храм и его богослужение воспитал сонм праведников. В нем получила свое воспитание Пресвятая Богородица Дева Мария. Сам Христос молился в иерусалимском храме и ревновал о его чистоте и славе [Иоан. 2,15]. Посещали иерусалимский храм и синагоги и святые апостолы. Первыми местами богослужебных собраний были Иерусалимский храм, синагоги, в которых звучала проповедь о

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

Христе, горнице. Но в силу гонений со стороны иудеев первые христиане вынуждены были оставить храмовую службу и собрание в синагогах.

Апостолы, подражая Христу, стали собираться в частных домах, в которых для собраний выделяли лучшее помещение. Прообразом такой домовой церкви стала горница, в которой произошла Тайная Вечеря. Первые три века существования христианства условия для храмостроительства были неблагоприятные. Но намеки на существование самостоятельных храмов относятся еще к концу II в. Сначала христиане устраивали их в «старых зданиях», затем, в царствование императора Коммода, стали строить новые. В трудах Тертуллиана и святого Климента Александрийского имеются упоминания о храмах в виде отдельных зданий. Эдикт императора Диоклетиана, изданный в 302 г., повелевает «повсюду разрушать храмы до основания» [3, с. 25]. Это говорит о том, что к концу III в. храмов было достаточно много.

Еще одним местом собрания христиан стали катакомбы. Они служили христианам убежищем от преследований, местом погребения и богослужения. Помещения в катакомбах делились на кубикулы, крипты и капеллы. Капеллы имели несколько помещений, отдельный алтарь, особое место для женщин и для оглашенных, солею. На стенах и потолках этих сооружений сохранились до наших дней надписи, символические христианские изображения, фрески с изображением Христа, Божией Матери, святых, событий священной истории Ветхого и Нового Заветов.

В конце этого периода сложился корабельный тип церкви, разделенный на три части, с алтарем, отделенным преградой от остального храма. Храм делился на алтарь и общую часть, посередине которой -«некоторое возвышение».

Новозаветный храм становится местом принесения бескровной жертвы и соединяет в себе функции иерусалимского храма и синагоги. Как предыдущие храмы он украшается, наполняется пением и служит местом молитвы. О богослужении этого периода имеется немного сведений. Кроме литургии были еще простые словесные службы, не предусматривающие жертвоприношения - синаксисы. Эти первые собрания христиан были посвящены псалмопению, чтению Священного Писания и поучений, обычаи, заимствованные из еврейской синагоги. Пелись сначала антифонно псалмы, после этого следовало чтение Священного Писания, затем следовала проповедь. О том, как развивалась духовная музыка в этот период, наука достоверными сведениями не располагает. Нет нотных манускриптов, потому что не было нотных записей, мелодии были хорошо известны всем верующим. Первые два века христианского пения пронизаны духом импровизации. Плодом ее стала боговдохновенная богослужебная поэзия гимнов и псалмов, песен хвалы и благодарения. И даже вне богослужения апостол Иаков советует: «Благодушествует ли кто, да поет» [Иак. 5;

13].

Распространяя Христово учение и организуя Церковь, апостолы заботились о богослужебном пении. В апостольских постановлениях обязательность и способ богослужебного пения узаконены. На молитвенных собраниях и богослужениях первые христиане пели кроме псалмов Давида и ветхозаветные гимны. Пелись и новозаветные раннехристианские песнопения.

Церковная живопись этого периода носила в себе отпечаток античности. Но большое распространение получили символические изображения, фрески с изображением Христа, Божией Матери, святых, событий священной истории Ветхого и Нового Заветов. Изображения разделяются на символические: якорь, голубь, птица феникс, петух, агнец, крест, монограммы с именем Иисуса Христа; аллегорические: притча о десяти девах, о Добром Пастыре; на библейские события: Ной в ковчеге. Изображения пророка Ионы, Даниил во рву львином, поклонение волхвов, воскрешение Лазаря. В этот период начал складываться иконописный канон [4, с. 255-278].

Обратимся теперь к важному периоду формирования христианского храма и его среды -византийскому периоду. В царствование императора Константина церковь вышла из катакомб и широко раскрыла свои двери окружающему миру. Большой наплыв новообращенных потребовал больше обширных храмов и изменения характера искусства и богослужения. Появилась потребность более ясного образного выражения в пении, изображениях, архитектуре. Художественная деятельность и храмостроительство получили широкое развитие в новом государстве - Византии и новой столице - Константинополе.

Архитектура этого периода ищет символы, формирующие новый облик христианского храма. Самым распространенным типом храма становится базилика.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

В заключении можно сказать о том, что храм - это среда, в которой все виды искусства на протяжении многих веков находятся в синтезе, оказывая на человека огромное влияние. И сегодня каждый из видов искусств в храме неотделим от общего целого. Список использованной литературы:

1. Арх. Зенон. Хождение ко святой горе // Литературная учеба ноябрь / декабрь. 1990.

2. Библия. Издание Московской Патриархии. - М., 1993.

3. Покровский Н.Ф. проф., Церковная археология в связи с историей христианского искусства. - СПб., 1916.

4. Свеницицкая И.С. Первые христиане и римская империя. - М.: Вече, 2003.

© И.А. Страхова, 2015

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №6/2015 ISSN 2410-6070

НАУКИ О ЗЕМЛЕ

УДК 66.088

Т.Ю. Еранская

К.т.н., с.н.с.

Старший научный сотрудник Институт геологии и природопользования ДВО РАН г. Благовещенск, Российская Федерация

ЭЛЕКТРОХИМИЧЕСКИЙ МЕТОД ПЕРЕРАБОТКИ КАОЛИНОВ1

Аннотация

Разрабатывается метод разложения каолина на алюминатную и силикатную составляющие под действием электроискрового разряда в щелочном растворе. Выход гидроксида алюминия из каолина марки КМ-1 Чалганского месторождения составляет до 37,2% от расчетного.

Ключевые слова

Каолин, каолинит, электроискровой метод, алюминатный раствор, сгущение, декомпозиция,

гидроксид алюминия.

Щелочной метод является одним из методов переработки каолинов на глинозем. В традиционных технологиях каолин со щелочью в смеси с водой длительное время перемешивается в специальных устройствах барабанного типа. При этом происходит разложение молекулы каолина на алюминатную и силикатную составляющие с последующим химическим взаимодействием с ионами щелочного раствора. Длительная обработка сопровождается постоянным нагревом.

Нами поставлена задача ускорить данный процесс до нескольких минут - предложен метод электроискрового или электрогидравлического воздействия.

Сущность этого метода (по Юткину Л.А.) [1, с. 11] состоит в том, что под действием высокого напряжения между двумя электродами в жидкости формируется импульсный электрический разряд, вокруг которого возникают сверхвысокие гидравлические давления, вызывающие перемещения жидкости со скоростью в несколько сотен метров в секунду. В зоне разряда импульсно возникают мощные кавитационные процессы, инфра- и ультразвуковые излучения, резонансные явления, другие физические и физико-химические процессы, происходит многократная ионизация самой жидкости и частиц вещества. Вблизи зоны разряда происходят разрушение и диспергация частиц, интенсификация химических процессов за счет обрыва сорбционных и химических связей. Такое комплексное воздействие на вещество является основой для предложенного метода.

Возникающие при электроискровом разряде условия во много раз превосходят условия обычной химической реакции, поэтому можно ожидать, что и результат взаимодействия при химической реакции в условиях электроискрового разряда будет значительно превосходить результат обычной реакции. Условия, создаваемые электроискровым разрядом, являются катализатором химической реакции.

Процесс переработки каолина на глинозем должен состоять из двух стадий. Результатом первой стадии является получение гидроокиси алюминия. Вторая часть процесса - получение оксида из гидроокиси на данном этапе не выполнялась. В свою очередь, процесс получения гидроокиси алюминия проходит в два этапа: перевод алюминатной части в раствор по реакции (1) и выделение Al(OH)3 в осадок по реакции (2). Это два самостоятельных этапа.

Al2O3-2SiO2- 2H2O + 6NaOH + H2O = 2NaAlO2 + 2Na2SiO3 + 6H2O (1)

Al(OH)3

NaAlO2 + 2H2O ^ Al(OH)3j + NaOH (2)

затравка

В процессе реакции (1) в раствор одновременно переходят алюминатная и силикатная части каолинита в виде алюмината и силиката натрия. Далее отфильтрованный раствор подвергается сгущению (выпариванию) до получения концентрированного раствора. Второй этап - декомпозиция по реакции (2). При переработке бокситов по Байеру этот процесс представляет собой самопроизвольное разложение

1 Работа выполнялась при финансовой поддержке Российского фонда фундаментальных исследований (проект 11-05-98507).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.