ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ОНЛАЙН-КОНФЕРЕНЦИЯ СТУДЕНТОВ, АСПИРАНТОВ И МОЛОДЫХ УЧЕНЫХ «АРХИТЕКТУРНО-КУЛЬТУРНОЕ НАСЛЕДИЕ РУССКОГО ПРАВОСЛАВИЯ КАК ФАКТОР СОХРАНЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ И ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-
НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ»
Юрьева А.В. кандидат философских наук,
Санкт- Петербургский Государственный Университет Промышленных Технологий и Дизайна
ХРАМОВАЯ АРХИТЕКТУРА: ТРАДИЦИЯ И НОВАЦИЯ
Аннотация: Проблема традиций и новаций всегда была актуальна в вопросах исследования культуры. В современном динамично изменяющемся мире назревают стилевые перемены. В некоторых областях они уже имеют место быть. Но храмовая архитектура, как наиболее устойчивый стилистический феномен, сохраняет баланс между традиционным и новаторским подходами.
Цель: Основная цель данной работы представляется в анализе стилистических изменений в современном храмовом зодчестве.
Материалы исследования: В качестве материала исследования автором были выбраны значимые архитектурные произведения, наиболее существенно затронувшие представления о канонах и традициях в храмовом строительстве.
Результаты и научная новизна: В рамках статьи были получены следующие результаты: стилистические изменения храмовой архитектуры современного мира связаны с технологическим прорывом в строительстве; не смотря на то, что храм сохраняет крайне традиционную форму, он все же подвергается определенной трансформации; православный храм в России остается на сегодняшний день в рамках ортодоксальной традиции, но уже ведутся первые попытки преобразить его форму, создав новый современный облик. Научной новизной данной работы является сравнительная характеристика традиционных и новаторских тенденций в храмовом зодчестве, а так же выявление причин, в результате которых происходят стилистические перемены.
Ключевые слова: храмовая архитектура, модернизм, минимализм, религиозное пространство, новаторство, традиция
Введение. Храмовое архитектурное искусство имеет давнюю традицию и изобилует разнообразием стилей, форм и фактур. Анализируя религиозное искусство, мы прикасаемся к сакральным представлениям человечества, его глубинной рефлексии, его самому сокровенному творчеству. Храмовая постройка - это место встречи человека и Бога, это пространство, в котором человек чувствует себя в безопасности, как под покровом. Создание храма - это сложный многоуровневый процесс, выражающийся в синтезе различных видов искусств. Через малые и большие церковные объекты, витражи, богослужебную обстановку, создатели храма стремятся к одному - достигнуть впечатления и ощущения сакрального пространства.
Цели и задачи: Основной целью данной работы является описание стилистических тенденций в современном храмовом строительстве. Для реализации этой цели были поставлены несколько задач: во-первых, определить закономерность технического развития эпохи и соответствующих изменений в стилистическом оформлении архитектурных объектов; во-
вторых, проанализировать храмовое строительство в современной России и провести сравнительный анализ с западноевропейскими аналогами.
Теоретическая и практическая значимость: Данная работа направлена на систематизацию и обобщение основных тенденций в религиозном строительном искусстве, в это заключается ее теоретическая значимость. Эти выводы могут быть применимы в практической деятельности архитектора, а так же в образовательном процессе.
Степень разработанности проблемы: Стоит сказать, что какого-то системного и монументального исследования на представленную тему пока найти достаточно сложно. Однако существуют работы теоретиков архитектуры, связанные с философией пространства, трансформацией и восприятием архитектурных объектов. К примеру, Ле Корбюзье, Р. Бофиль, Д. Либескинд и другие. В российском научном сообществе можно привести имена С. Ситара, Г. Ревзина, В.И. Лучковой и других. Безусловно остается наиболее существенный вопрос о систематизации этих знаний и приведении их к единому знаменателю.
Методы и материалы: в данной работе были применены: синхронический, сравнительно-исторический и метод обобщения. Для обеспечения работы материалами автором были отобраны наиболее существенные архитектурные постройки, которые в значительной мере имели резонансный эффект в храмовом зодчестве.
Если мы обратимся к европейской архитектурной тенденции, то увидим, что в религиозных зданиях последних нескольких десятилетий христианская символика и новаторский язык формы слились, чтобы сформировать новые связи. Подобный синтез не всегда проходит успешно и даже с серьезными нареканиями, но этот дискуссионный момент и есть главный вопрос нахождения баланса между новациями и традицией в храмовой архитектуре.
Безусловно, богатая мировая история развития храмового зодчества, наполненная шпилями, витражами, нефами, стрельчатыми арками, никогда не перестанет вызывать у зрителя удивление и благоговейный трепет. Сколько бы веков не кануло в Лету, впечатление от классического храма будет ярким и сильным. Но сегодня намечен некоторый сдвиг в религиозном строительстве и отступление от классических канонов в архитектуре кажется уже не таким непоколебимым.
В стремительно развивающемся техногенном мире сакральные пространства в европейском искусстве постепенно видоизменяются: от замысловатых барочных и готических форм традиционной архитектуры к минималистским конструкциям. Здесь уместно будет упомянуть пионера архитектурного минимализма - японского архитектора Тадао Андо. Его Церковь Света, построенная в конце 80-х гг. стала ярким примером сдержанности, строгости и простоты в архитектуре. В отношении эмоционального переживания пространства минимализм становится крайне любопытной теорией.
Хрестоматийный принцип минимализма был провозглашен еще в начале ХХ в. Людвигом Мис ван дер Роэ: «меньше - значит больше», и в Церкви Света эта мысль четко прослеживается. В основе размышлений самого автора лежит такая мысль: «философ или писатель используют слова, чтобы заставить мыслить других. Сила слова огромна. Архитектура - это слово, сказанное пространством. Бетонная стена говорит со зрителем. И это весомое слово»1. Как мы видим из этих слов, в минимализме присутствует намеренное желание
1 Павлов Н.Л. Архитектура. Введение в профессию. - М., 2018. - 472 с.
автора снизить роль декоративного элемента, но усилить внимание к деталям природного окружения будущего здания. Из этих рассуждений архитектора проистекает вся система формообразования его построек. Таким образом, искусство, ранее присутствовавшее в виде картин, скульптур и фресок, проявляется в современных религиозных пространствах через простоту формы.
Тадао Андо не первый и не единственный архитектор, работающий в подобной стилистике. Здесь невозможно не вспомнить о Нотр-Дам-дю-Роншан Ле Корбюзье, скромной католической церкви, построенной в 1950-х гг. недалеко от Парижа. Основной спецификой этой церкви является то, что это архитектура чистого пространства. Безусловно, создавая капеллу Рошан, взгляд архитектора пронизывала модернистская эстетика. В свое время Корбюзье изменил ход архитектурной истории, но церковное строительство было не его специализацией. Своими работами он «заразил» многие поколения архитекторов строить здания, в том числе и религиозные, в стилистике модернизма, когда религиозный опыт зрителя основывается на медитации и созерцании. Эти примеры показывают, как традиционная символика церковных зданий может быть гармонизирована с требованиями нового времени.
Что же касается современной российской храмовой архитектуры, то здесь существует две тенденции. Во-первых, нацеленность на сохранение традиций, связанных с классическими законами православного храмового строительства. В этих смысловых координатах строятся и восстанавливаются многие соборы в нашей стране, что не может не радовать. Во-вторых, наметилась тенденция к использованию современных строительных материалов, которые изменяют облик религиозной постройки. Для примера возьмем конкурсные проекты, представленные на таких публичных «состязаниях» как, «Современное архитектурное решение образа православного храма» (2014) или «Проект православного храма вместимостью 300, 600, 900 человек с приходским комплексом» (2016) и других. Интересным в этом контексте можно назвать проект, реализованный хоть и не на российской территории, однако являющийся очевидно компромиссным между традицией и новацией в храмовом зодчестве. Это Свято-Троицкий собор и Русский духовно-культурный центр в Париже, на набережной Бранли, открытый в 2016 г. По большому счету, это единичные случаи, чаще всего подобные проекты остаются нереализованными. Скорее всего, это связано с мощной охранительной спецификой русского храмового зодчества, а так же с тем, что реакция на подобные эксперименты зачастую оказывается неоднозначной и поднимает глубинные культурологические, религиозные, философские пласты.
Как показала нам история культуры, места поклонения могут принимать различные формы и стили. Но по сути, это пространства, которые позволяют созерцать, размышлять и объединять тех людей, которые имеют схожие религиозных убеждения. Роскошное убранство в церквях более ранних эпох никогда не перестанет нести свою самобытную смысловую нагрузку, но в современном стиле улавливается тенденция к простоте и скромности религиозного пространства. Поэтому примеры минимализма в архитектурном строительстве имеют признаки универсального стиля, но главное, что это здание, в котором человек ищет встречи с Богом.
В заключении следует указать выводы, которые становятся результатом данной работы. Во-первых, современные церковные здания также являются зеркалом своего времени, как и классические постройки.
Во-вторых. Инновационные материалы и методы на сегодняшний день кажутся нам прогрессивными и нетрадиционными, но пройдет время, устоятся стилевые особенности, и даже современная нам традиция покажется чем-то вроде классики.
В- третьих, современная религиозная архитектура в России, в отличие от западноевропейских аналогов, тяготеет к своему традиционному облику, хотя не лишена ряда инновационных проектов.
В-четвертых, наиболее существенной частью архитектурного проектирования современных соборов становиться точный баланс между новацией и традицией, и лишь большое мастерство архитектора помогает избежать излишеств при создании столь личностного пространства.
Литература:
1. Добрицына И.А. От постмодернизма к нелинейной архитектуре: Архитектура в контексте современной философии и науки. - М.: Прогресс- Традиция, 2004. - 416 с.
2. Павлов Н.Л. Архитектура. Введение в профессию. - М., 2018. - 472 с.
3. Ревзин Г. Очерки по философии архитектурной формы. - М.: ОГИ, 2002. - 144 с.
4. Тарханов А. Интервью с Тадао Андо. URL: https://www.admagazine.ru/architecture/intervyu-s-tadao-ando (дата обращения 10.10.2020)
5. Шубенков М.В. Структура архитектурного пространства: автореферат дис...доктора архитектуры. - М., 2006. - 56 с.
6. Юрьева А.В. Новаторство в современной архитектурной мысли // Реформы и реформаторы как предмет исследования социальных и гуманитарных дисциплин: материалы международной научной конференции. - СПб., 2016. С. 264 -268.
References:
1. Dobricyna I.A. Ot postmodernizma k nelinejnoj arhitekture: Arhitektura v kontekste sovremennoj filosofii i nauki [From postmodernism to non-linear architecture: Architecture in the context of modern philosophy and science]. - M.: Progress- Tradicija, 2004. - 416 s. (In Russian)
2. Pavlov N.L. Arhitektura. Vvedenie v professiju [Architecture. Introduction to the profession]. -M., 2018. - 472 s. (In Russian)
3. Revzin G. Ocherki po filosofii arhitekturnoj formy. [Essays on the philosophy of architectural form] - M.: OGI, 2002. - 144 s. (In Russian)
4. Tarhanov A. Interv'ju s Tadao Ando [ Interview with Tadao Ando]. - URL: https://www.admagazine.ru/architecture/intervyu-s-tadao-ando (data obrashhenija 10.10.20)
5. Shubenkov M.V. Struktura arhitekturnogo prostranstva: avtoreferat dis...doktora arhitektury. [Structure of the architectural space]- M., 2006. - 56 s. (In Russian)
6. Jur'eva A.V. Novatorstvo v sovremennoj arhitekturnoj mysli [Innovation in modern architectural thought]. Reformy i reformatory kak predmet issledovanija social'nyh i gumanitarnyh disciplin: materialy mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. - SPb., 2016. S. 264 -268. (In Russian)
TEMPLE ARCHITECTURE: TRADITION AND INNOVATION
Yurieva A.V.
Candidate of Philosophy, Saint Petersburg State University of Industrial Technologies and Design [email protected]
Abstract: In the modern dynamic world, global changes are taking place, including those related to traditional areas of culture. In temple construction, there has always been a tendency to preserve the tradition, but now we can observe a different process. On the example of various temple buildings, we can observe stylistic changes with the use of high technologies. Of course, this process began a long time ago, even with the work of Le Corbusier, the chapel in Roshan. Both at that time and now, this work causes controversy around the need to modernize the most conservative part of the architecture. If we look at the Russian architectural heritage, we will see a dominant tendency to preserve the traditional format. All new churches are being built today, as they say "according to the old patterns". And there is no question why this is so. The temple is not a place for complex stylistic experiments, but a meeting place for God and man. But the world does not stand still and many trends are pushing builders.
Keywords: temple architecture, modernism, minimalism, religious space, innovation, tradition
Для цитирования: Юрьева А.В. Храмовая архитектура: традиция и новация// Архонт, 2020. № 5 (20). С. 106-110.