Научная статья на тему 'Храм в структуре города. Традиции и современность'

Храм в структуре города. Традиции и современность Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
173
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИЕМЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ХРАМОВ В СТРУКТУРЕ ГОРОДА / ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ / СИЛУЭТ / ДОМИНАНТЫ / ГОРОДСКАЯ ЗАСТРОЙКА

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — Куцевич В.В.

Рассмотрено размещение христианских храмов в исторических украинских поселениях. Приводятся рекомендации, касающиеся размещения современных сакральных зданий и сооружений в сегодняшней градостроительной ситуации городов, при этом выявлены тенденции к обновлению традиционных приемов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Храм в структуре города. Традиции и современность»

ХРАМ В СТРУКТУРЕ ГОРОДА. ТРАДИЦИИ И СОВРЕМЕННОСТЬ

В.В. Куцевич

Украинский зональный научно-исследовательский и проектный институт по гражданскому строительству (ПАО «КиевЗНИИЭП»), Киев, Украина

Аннотация

Рассмотрено размещение христианских храмов в исторических украинских поселениях. Приводятся рекомендации, касающиеся расположения современных сакральных зданий и сооружений в сегодняшней градостроительной ситуации городов, при этом выявлены тенденции к обновлению традиционных приемов.

Ключевые слова: приемы размещения храмов в структуре города, градостроительная ситуация, силуэт, доминанты, городская застройка

THE BUILDING OF THE TEMPLE IN THE CITY STRUCTURE. TRADITION AND MODERNITY

V. Kutsevych

Ukrainian Zonal Scientific and Research and Design Institute of Civil Engineering (PJSC «KyivZNIlEP»), Kyiv, Ukraine

Abstract

In this article we examined the accommodation of Christian churches in the historic Ukrainian settlements. The recommendations on the placement of modern sacred buildings in today's urban setting of cities. The article also revealed a tendency to upgrade traditional methods.

Keywords: methods of placing temples, urban setting, silhouette, dominant, urban building

Цель статьи заключается в выявлении особенностей градостроительных аспектов размещения современных храмов в городах Украины на основе следования традициям и поиска современного видения образных решений.

Искусственный перерыв многовековых традиций украинского храмостроительства привел к тому, что общество потребовало от архитекторов создания храмов взамен разрушенных. В результате возникла проблема адекватного ответа на запрос времени, что привело к возобновлению целого направления в архитектуре общественных зданий и сооружений - сакральной архитектуры.

Спонтанные усилия реанимировать искусство храмостроительства часто являлись возвращением в ту пространственно-временную точку, где и проводилось массовое уничтожение и разрушение сакральной архитектуры, что проявляло в себе триединую роль: важного пласта материальной культуры, градостроительного каркаса и носителя духовности.

Градостроительная структура и планировка украинских населенных пунктов всегда ориентировалась на храм, который был их архитектурной доминантой [1]. Доминантность церквей в городской застройке обосновывалась их размещением в узловых точках на высоких берегах рек, на возвышенностях, площадях, а также при помощи собственной

объёмно-пространственной композиции: монументальности форм, особенностей силуэта, значительно большей высотой по отношению к окружающей среде и т.п.

Примером могут служить исторические города Украины: Чернигов, Киев, Львов. Так, Чернигов - один из древнейших городов Украины. Детинец его был основным пространством, где были сооружены главные храмы города: Спасо-Преображенский собор (XI ст.), Борисоглебский собор (XII ст.), Благовещенская и Михайловская церкви. Детинец хорошо проглядывается издалека с размещенными в нем монументальными зданиями.

К детинцу примыкал Окольный град, где была основная часть его застройки с отдельной частью - участок третяк. Этот участок занимал территорию горы, где размещался Елецкий монастырь, а в нем - большой Успенский собор.

Передградие охватывает широкую площадь с северо-запада от Окольного града Чернигова по обе стороны реки Стрижень, где была сформирована торговая площадь города и сооружена церковь Параскевы Пятницы, покровительницы торговли [2].

Территория Киева в топографическом аспекте не имеет равных себе в Приднепровье. Киевские горы поднимаются на 80 - 100 м выше уровня Днепра (Рис. 1), исходя из этого территория, где возник Киев, является очень удачной для размещения градостроительных комплексов, в том числе храмовых. Поэтому самые важные объекты древнего Киева были сосредоточены на Старокиевской горе. Постепенно город Владимира, который расположен на Старокиевской горе, и город Ярослава преобразовались в большой архитектурный комплекс, выполняя репрезентативные функции, в которых и были сосредоточены монументальные здания.

Рис. 1. Панорама Киева. Гравюра Л. Тарасевича из «Киево-Печерского патерика», 1702 г.

Главным акцентом нового детинца и всего Киева стал Софийский собор. Недалеко от собора, на юг, юго-восток и юго-запад от него были исследованы руины трех каменных церквей XI ст. В 60-ые годы XI в. Непосредственно возле детинца был сооружен Михайловский монастырь.

В пределах города Владимира стояла Десятинная церковь X ст., а в XII ст. были построены Андреевский и Федоровский монастыри. Оба киевские детинца были размещены на холмах, воспринимались из днепровских берегов и содействовали формированию уникального киевского силуэта [3].

Главным идеологическим и религиозным центром Киева с древнейших времен была Киево-Печерская лавра. Этот монастырский комплекс, так же как и детинец, сооружен на высокой горе и при подъезде к Киеву, формирует величественный сакральный ансамбль.

Невозможно не увидеть в Киеве и Львове похожесть в размещении сакральных комплексов. Так, место, которое занимает в Киеве Свято-Печерская лавра, во Львове соответственно - Святоюрский монастырь. Оба эти комплекса имеют уникальные градостроительные и архитектурно-пространственные расположения [4].

Массовые разорения церквей, монастырей в 20-30-ые и 40-60-ые годы XX ст. в Украине привело к утрате силуэтов, градостроительных ориентиров и множества древних памятников сакрального зодчества. В генеральных планах советского периода, естественно, не предусматривались участки для храмов. И когда в связи с возобновлением религиозной жизни появилась потребность в храмах, возникли проблемы с отводом участков.

Несмотря на возникшие градостроительные проблемы в городах Украины в период Независимости были воссозданы два замечательных градостроительных и композиционных акцента столицы: Киево-Михайловский Златоверхий монастырь и Успенский собор Киево-Печерской лавры (Рис. 2).

Рис. 2. Схема генплана застройки Владимирского проезда в Киеве. Восстановление исторической градостроительной оси «Софийский собор - Михайловский Златоверхий собор». Конкурсный проект. Арх. В. Штолько, В. Горбонос, В. Куцевич, А. Загниборода, О. Стукалов

Анализ практики проектирования, строительства отечественных и зарубежных сакральных зданий и сооружений, а также проведенное автором поисковое проектирование позволили выявить места их размещения в планировочной структуре городских поселений [5, 6]:

- в селитебной зоне (микрорайон, квартал);

- в общественном центре города (жилого района) на площадях;

- в специальных мемориальных зонах, в ландшафтном пространстве, на берегу рек (озер), на территории кладбищ;

- в комплексах социальных и медицинских учреждений, в военных частях, в исправительно-трудовых организациях;

- в комплексах с аэропортами, железнодорожными, речными, морскими и автовокзалами.

Так, например, в селитебной зоне сооружен собор Иконы Казанской Божьей Матери на Южной Борщаговке в Киеве (Рис. 3). Церковь Рождества Пресвятой Богородицы Украинской Греко-католической церкви (УГКЦ) во Львове (арх. Р. Жук, З. Пидлисный) станет доминантой общественного центра жилого района, который в настоящее время проектируется.

Рис. 3. Собор Иконы Казанской Божьей Матери в Киеве. Схема генплана. Арх. О. Слепцов, И. Подгорный

Кафедральный собор г. Полтавы планируется разместить в общественном центре жилого района (Рис. 4(а,б)). В составе общественно центра г. Энергодар Запорожской области предусматривается строительство мемориальной церкви (арх. В. Куцевич).

В парке им. И. Котляревского в г. Полтаве сооружен мемориальный храм Пантелеймона Целителя (арх. В.Трегубов), а в Гидропарке г. Киева оборудовано место и построена часовня Крещения Господнего, в которой объединены функции бювета и крестильной (арх. С. Снежкин, А. Гудименко, А. Доценко).

Развитие религиозных отношений и духовности в Украине вернул традицию размещения храмов в учреждениях здравоохранения. Так, в Александровской клинической больнице восстановлена церковь Св. Михаила (арх. В.Николаев, 1902; арх. П. Балюк - 1999-2001), а на территории госпиталя МВД Украины в Киеве сооружена церковь Св. Георгия Победоносца (арх. О. Стукалов).

а)

б)

Рис. 4(а,б). Проект кафедрального собора для г. Полтавы: а) общий вид; б) генплан. Арх. В. Куцевич, В. Бельчиков

В общественном мемориальном комплексе на Поклонной горе в Москве была возобновлена религиозная память. Недалеко друг от друга были построены православный храм, мусульманская мечеть и иудейская синагога (арх. А. Полянский) в честь героев разных религиозных конфессий. Подобный прием предлагается использовать в мемориальном комплексе «Бабий Яр» в Киеве.

В Украине возрождается строительство университетских и домовых церквей и часовен. Примером может служить проект часовни в парковой зоне НТУ «Киевский политехнический институт» (арх. В. Куцевич, В. Лиховодов, С. Снежкин).

Возобновляется традиция поклонения святым, и сейчас человек, который приезжает в город сразу может посетить храм. Так, вблизи Киевского и Львовского железнодорожных вокзалов сооружены церкви Георгия Победоносца (арх. Р. Сивенький), которые принимают богомольцев из различных населенных пунктов СНГ.

Из истории древних городов Украины известно, что там, где кипела жизнь, всегда сосредотачивались народные обереги, символы веры. Как оберег для моряков, возводились церкви на воде на берегах рек и морей (Киев, Одесса и др., Рис. 5).

На основе проведенных исследований, автором статьи выявлены приемы размещения храмов в городской застройке. В соответствии с особенностями сложившейся застройки, церковное здание может занимать центральное положение, подчиняя своей массе окружающее пространство, или занимать своим объёмом основные направления восприятия, находящиеся вдоль оси главных коммуникационных связей либо располагаться в застройке жилого квартала.

В первом случае здание размещается в открытом пространстве природного или градостроительного окружения, на возвышенности или площади в городском центре, что рассчитано на восприятие с близких и удаленных точек, лежащих по периметру участка храма. Объем здания проецируется на различные участки окружения по мере изменения точки восприятия. В этом случае величина объема здания и его силуэт должны соизмеряться с особенностями периметрального фонового окружения.

Рис. 5. Церковь Св. Михаила на воде в г. Киеве. Общий вид. Арх. Ю. Лосицкий

В качестве примера можно привести размещение комплекса кафедрального собора УГКЦ в Киеве в Левобережном общественном центре на берегу Русановской протоки (арх. Н. Левчук, А. Клименко, О. Белогуб). Выразительное композиционное решение этого храма выигрышно доминирует над жилой застройкой и другими элементами центра.

Во втором случае композиция ансамбля должна рассчитываться на осевое центральное или боковое восприятия по мере движения прихожан к рассматриваемому объекту. То есть, сценарий восприятия храма должен базироваться на правилах поэтапного раскрытия ансамбля с момента появления объекта на оси движения, восприятие его силуэта с удаленных точек, а также прочтение его деталей с близкого расстояния. Примером такого приема может быть осевое расположение Покровского собора в застройке микрорайона ЗА жилого района «Оболонь» в г. Киеве (арх. В. Исак, И. Авдеев).

Третий прием обеспечивает контраст объемно-пространственной композиции храма с жилой застройкой. В этом случае здание храма размещается в затесненной и часто лишенной индивидуальности среде, сформированной стандартными жилыми домами. Для обеспечения необходимой традиционной доминантности храма в условиях, когда высота окружающих жилых зданий больше его, необходимо использовать особые средства архитектурно-художественной выразительности.

Если говорить о тенденциях современной сакральной архитектуры Украины, то следует отметить, что в православных храмах преобладает традиционный подход, с ориентацией на устоявшиеся образцы. Существует стремление архитекторов восстановить прерванную после 1917 года храмостроительную практику. Однако, очень часто заметно подражание либо эклектичное смешение стилей, не дающее нового образного решения.

Более современные тенденции в образных решениях проглядываются в украинских греко-католических, римско-католических и протестантских храмах.

Если религию мы воспринимаем как нечто такое, что дано нам свыше и не подлежит изменениям, то трактовка духовности архитектором, который проектирует храм, может быть различной, но обоснованной по отношению к программе создаваемого сакрального здания. Ее адекватность требованиям прихожанина должна подтверждаться жизненной практикой, последствиями влияния на ментальность индивидуума.

Говоря о традициях в сакральной архитектуре, известный канадский архитектор украинского происхождения Родислав Жук сказал, что это явление очень сложное, где: «...ставится цель создать архитектуру, которая отвечает определенным эстетическим вкусам и историческому опыту и одновременно связана с данной географической ситуацией и динамизмом современности» [7].

Исходя из этого, следует, что при размещении храма, формировании его архитектурного образа должны присутствовать и традиция, и своеобразный аккумулятивно-генеологический процесс, которые будут содействовать созданию новаторских произведений сакрального зодчества, отвечающим современным требованиям XXI столетия.

Литература

1. Перспективы напрямки проектування житлових та громадських будiвель. Спе^альний випуск: Сучасне храмобудування. Зб. наук. праць / За загальною ред. В. В.Куцевича. -К. : Ки!'вЗНД1ЕП, 2006. - 133 с.

2. Археолопя Украшсько!' РСР: у 3-х т. - Т. 3: Ранньослав'янський та давньоруський перюди. - К. : Вид-во «Наукова думка», 1971 - 1975. - С. 201 - 212.

3. Толочко П.П. Древний Киев / П.П.Толочко. - К. : Вид-во «Наукова думка», 1978. -С.75, 78.

4. Дида I. Еколопчн основи традицмно!' украшсько!' аржтектури / 1.Дида. - Львiв: Вид-во НУ «Львiвська пол^ехшка», 2009. - 332 с.

5. Куцевич В.В. Культовi будинки i споруди рiзних конфесй Поабник з проектування / В. В. Куцевич. - 2-ге видання перероблене i доповнене. - К. : Ки!'вЗНД1ЕП, 2009. -122 с.

6. Куцевич В.В. Мiстобудiвнi прийоми розмщення сучасних храмiв у мюьких поселеннях / В. В. Куцевич // Будiвництво Украши. - 2008. - № 6. - С. 26 - 31.

7. Власова Т. Церковная архитектура Радислава Жука / Т. Власова, Ю. Лосицкий // Архитектура СССР, 1991. - № 3. - С. 116.

References

1. Kucevich V.V. Perspektivni napryamki proektuvannya zhitlovix ta gromadskix budivel. specialnij vipusk: suchasne xramobuduvannya [Prospective directions of designing residential and public buildings. Special Issue: Modern building churches]. Kyiv, 2006, 133 p.

2. Arxeologiya ukrainskoi RSR. Rannoslav'yanskij ta davnoruskij periodu [Archaeology Ukrainian Soviet Socialist Republic. Early Slavic and Old times. In 3 volumes]. 1971 - 1975, 212 p.

3. Tolochko P.P. Drevnij kiev [Ancient Kiev]. Kyiv, 1978, 78 p.

4. Dida I. Ekologichni osnovi tradicijnoïukraïnskoïarxitekturi [Ecological bases of traditional Ukrainian architecture]. Lviv, 2009, 332 p.

5. Kucevich V.V. Kultovi budinki i sporudi riznix konfesij. Posibnik z proektuvannya [Religious buildings and structures of various denominations. A tutorial on designing]. Kyiv, 2009, 122 p.

6. Kucevich V.V. Mistobudivni prijomi rozmishhennya suchasnix xramiv u miskix poselennyax [Urban placement techniques of modern churches in urban areas. «Construction of Ukraine» scientific abstracts]. Kyiv, 2008, no. 6, 26-31 pp.

7. Vlasova T. Cerkovnaya arxitektura Radislava Zhuka [Church architecture Radislav Zhuk. Magazine Architecture of USSR]. 1991, no. 3, 116 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ Куцевич Вадим Владимирович

Доктор архитектуры, профессор, руководитель научно-исследовательского архитектурного центра ПАО «КиевЗНИИЭП», Киев, Украина e-mail: zndiep@yandex.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR Kucevich Vadim

Doctor of Architecture, professor, head of research of the architectural center PJSC «KyivZNIlEP», Kyiv, Ukraine e-mail: zndiep@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.