Научная статья на тему 'ХРАМ КАК ГИБРИДНОЕ ПРОСТРАНСТВО ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТИ: ТЕОРИЯ ТОМАСА ЭРНЕ. РЕЦ. НА: ERNE T. HYBRIDE RäUME DER TRANSZENDENZ. WOZU WIR HEUTE NOCH KIRCHEN BRAUCHEN. STUDIEN ZU EINER POSTSäKULAREN THEORIE DES KIRCHENBAUS. LEIPZIG: EVANGELISCHE VERLAGSANSTALT, 2017. 254 S.'

ХРАМ КАК ГИБРИДНОЕ ПРОСТРАНСТВО ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТИ: ТЕОРИЯ ТОМАСА ЭРНЕ. РЕЦ. НА: ERNE T. HYBRIDE RäUME DER TRANSZENDENZ. WOZU WIR HEUTE NOCH KIRCHEN BRAUCHEN. STUDIEN ZU EINER POSTSäKULAREN THEORIE DES KIRCHENBAUS. LEIPZIG: EVANGELISCHE VERLAGSANSTALT, 2017. 254 S. Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
30
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ХРАМ КАК ГИБРИДНОЕ ПРОСТРАНСТВО ТРАНСЦЕНДЕНТНОСТИ: ТЕОРИЯ ТОМАСА ЭРНЕ. РЕЦ. НА: ERNE T. HYBRIDE RäUME DER TRANSZENDENZ. WOZU WIR HEUTE NOCH KIRCHEN BRAUCHEN. STUDIEN ZU EINER POSTSäKULAREN THEORIE DES KIRCHENBAUS. LEIPZIG: EVANGELISCHE VERLAGSANSTALT, 2017. 254 S.»

к какому жанру может быть отнесена рецензируемая книга. Можно сказать, что она являет собой образец довольно распространенного сегодня специфического жанра литературы по практической теологии, допускающего публицистические элементы. Это снижает научную ценность работы, но одновременно расширяет аудиторию: книга может представлять интерес не только для ученых, но и для церковных практиков, она является показательным примером исследования в области немецкой практической теологии, а также позволяет познакомиться со многими тенденциями в сфере католической церковной практики, господствующими в ряде европейских стран во второй половине XX в.

Черный Алексей Иванович, священник канд. богословия,

науч. сотрудник научного Центра истории богословия и богословского образования, ст. преподаватель кафедры практического богословия ПСТГУ Российская Федерация, Москва, 127051, Лихов пер., д. 6 lexschwarz@gmail.com ORCID: 0000-0002-7287-0860

Alexey Chernyi, priest Candidate of Sciences in Theology, Research Fellow and Senior Lecturer, St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities 6/1 Likhov pereulok, Moscow 127051, Russian Federation lexschwarz@gmail.com ORCID: 0000-0002-7287-0860

Храм как гибридное пространство трансцендентности: теория Томаса Эрне

Рец. на: Erne T. Hybride Räume der Transzendenz. Wozu wir heute noch Kirchen brauchen. Studien zu einer postsäkularen Theorie des Kirchenbaus. Leipzig: Evangelische Verlagsanstalt, 2017. 254 s.

Church as Hybrid Space of Transcendence: Thomas Erne's Theory

Rev. on: Erne T. Hybride Räume der Transzendenz. Wozu wir heute noch Kirchen brauchen. Studien zu einer postsäkularen Theorie des Kirchenbaus. Leipzig: Evangelische Verlagsanstalt, 2017. 254 s.

Томас Эрне — известный немецкий протестантский теолог, профессор практической теологии, директор Института церковной архитектуры и церковного искусства современности Евангелической Церкви Германии, созданного при

университете Марбурга1. Эрне является организатором проходящего раз в два года «Дня евангелической церковной архитектуры» (Evangelischer Kirchbautag), в 2018 г. «Первого евангелического дня образов» (Erster Evangelischer Bildertag), им издан целый ряд работ2, под его редакцией выходят сборники3. Рецензируемая книга вышла в 2017 г. и за несколько лет стала широко цитируемой, вызвала как позитивные, так и критические отклики.

Тема современной церковной архитектуры в последние десятилетия привлекает пристальное внимание как архитекторов, так и теологов4. Для Германии, где церковная жизнь характеризуется уменьшением числа прихожан и, соответственно, закрытием церквей или приданием им других функций, проблема видится в особом контексте. Как сохранить религиозное назначение Церкви, при этом делая ее открытой для других проектов и, соответственно, поддерживая ее финансирование?5

Рецензируемая работа имеет четкую структуру и включает в себя пять основных частей: «Введение», «На пути к постсекулярной церковной архитектуре», «Гибридные пространства трансцендентности», «Образ в гибридных пространствах трансцендентности», «Взгляд на будущее церкви в век массмедиа». Первая часть обрисовывает проблемное поле, вводит основные понятия; вторая — описывает динамику церковной архитектуры XX—XXI вв.; в третьей части раскрывается и обосновывается авторская концепция; в четвертой — дополняется предыдущее изложение анализом художественной составляющей интерьера церквей — вопрос, который продолжает находиться в центре дискуссий в протестантизме. Последняя, пятая, часть представляет собой прогнозы на ближайшее будущее.

В первой части (Введении) автор вводит понятие эстетического опыта трансцендентности. Этот опыт включает в себя измерения «необжитого», «другого места», «гетеротопии». С ним неразрывно связан эстетический опыт самотрансцендентности (открытие бесконечного в самом человеке). В церквях религиозное и эстетическое измерения могут наслаиваться друг на друга. Их пересечение приводит как к плавному переходу от одного к другому, так и к пограничному конфликту.

Кратко описывая путь к постсекулярной церковной архитектуре, автор отмечает такие его этапы: 1) понимание храма как «Дома Бога» (domus Dei);

1 EKD-Institut für Kirchenbau und kirchliche Kunst der Gegenwart an der Philipps-Universität Marburg (основан в 1961 г.): http://kirchbauinstitut.de/

2 Erne T. Lebenskunst. Aneignung ästhetischer Erfahrung. Ein theologischer Beitrag zur Ästhetik im Anschluss an Kierkegaard. Kampen/Nl, 1994; Idem. Räume der Begegnung. Religion und Kultur in evangelischer Perspektive. Eine Denkschrift der EKD und VEF. Gütersloh, 2002.

3 Protestantischer Kirchenbau mit Zukunft? / T. Erne, Hrsg. Darmstadt, 2010; Der religiöse Charme der Kunst / T. Erne, P. Schüz, Hrsg. Paderborn, 2012; Open Spaces. Räume religiöser und spiritueller Vielfalt / T. Erne, P. Noss, Chr. Bracht, Hrsg. Weimar, 2016.

4 Daelemans B. Spiritus Loci: a Theological Method for Contemporary Church Architecture. Leiden; Boston, 2015.

5 Umbruch — Abbruch — Aufbruch? Nutzen und Zukunft unserer Kirchengebäude / A. Gerhards, M. Struck, Hrsg. Regensburg, 2008; Kirchen — Nutzung und Umnutzung: Kulturgeschichtliche, theologische und praktische Reflexionen / A. Büchse, H. Fendrich, P. Reichling, W. Zahner, Hrsg. Münster, 2012.

2) основанное на учении апостола Павла понимание храма как Дома, в центре которого находится дух общины (domus ecclesiae); 3) возвращение к концепции «Дома Бога» в архитектуре Средних веков; 4) вторая (после ап. Павла) «секуляризация» или послесакральная (nachsakral) архитектура. К последнему этапу относятся церкви XX века, спроектированные на основе нового понимания литургии («Liturgie als Bauherr»). По мнению Эрне, они терпят неудачу в передаче особой ауры (как нуминозной атмосферы, так и эстетической красоты).

Как соотносится религиозное назначение (religiöse Anspruch) церкви с эстетическим опытом? Церквям, следующим принципу «автономного произведения искусства» (ярким выразителем которого являлся Ле Корбюзье), нельзя отказать в имплицитном религиозном смысле. Новый (5-й) этап Эрне называет постсекуляр-ным (postsäkular), предполагающим трансцендентность во множественном числе (Transzendenz im Plural). Церковь может одновременно пониматься эстетически как произведение искусства, которое вводит человека в бесконечное, и религиозно — как сакральное пространство. В таком случае религия может пониматься как «трансцендентность второго порядка» (термин теолога Мартина Зеела).

Вводимый Эрне термин «гибридное пространство трансцендентности» (Hybridraum der Transzendenz) восходит, с одной стороны, к пониманию «гибридных пространств» в трудах Хоми Бхабха, а с другой — к понятию «гибридных религий», разработанному П. Бергером, К. Хохом и Т. Кли. Термин отражает различные формы трансцендентности, которые связаны с пространством церкви, при этом каждая из них остается самодостаточной (ein bestimmter und in sich vollständiger Fall von Transzendenz).

Во второй части рассматривается послесакральный этап церковной архитектуры. На нем происходит трансформация сакрального пространства в функцию литургии, в то же время не затихают споры относительно сакральности. В XX в. как католики, так и протестанты (Эрне имеет в виду прежде всего реалии Германии) сходятся в том, что церковь не является «Домом Бога», но скорее «Домом собраний», который освящается через богослужение общины. Литургия представляется для современной церковной архитектуры формообразующим принципом. Так, Корнелиус Гурлитт считал, что задача искусства — целенаправленно «облагородить» литургию. Католический архитектор Рудольф Шварц отмечал, что церковь сама является литургией. Согласно Отто Бартнингу, литургическое, духовное и архитектурное напряжение в пространстве должны оказывать живое воздействие друг на друга: церковь является пространственным выражением чувства соборности общины. В этой позиции Бартнинга Эрне видит предпосылки гибридных пространств трансцендентности.

На волне «второй секуляризации» появилась идея общинных центров, по выражению Эрне, специфически "протестантского" вклада в церковную архитектуру. В то же время в 1970-е гг. именно этот феномен обозначил конец эпохи сакральной церковной архитектуры. Своего рода поворотной точкой в переходе к постсекулярному веку Эрне считает капеллу в Роншане Ле Корбюзье, которая исходит из принципа автономного духа архитектуры.

В третьей части разъясняется один из центральных для книги вопросов — как сегодня переживаются церкви? Для протестантов, согласно Аугсбургскому

исповеданию, церковь является событием религиозной коммуникации собравшейся на богослужение общины. Что же тогда ищут в церковных пространствах люди, которые не принадлежат к церкви или приходят туда в отличное от богослужения время? Согласно Эрне, они ищут расширения бытия (Daseinweitung), видят в церкви «Дом для людей» (domus hominis spiritualis et aesthetici), что не исключает того, что она может одновременно переживаться и религиозно. Более того, эта религиозная подоснова придает особенный религиозный шарм церкви как произведению искусства6. Церкви открыты (großzügig) как различным религиозным позициям, так и социальным и эстетическим значениям бесконечного.

Эрне дает несколько ответов на вопрос, стоящий в заглавии: «Зачем мы сегодня еще нуждаемся в церквях?» Во-первых, Церкви нужно много церквей для богослужений, так как они являются пространствами религиозной коммуникации общины. Во-вторых, обществу нужны церкви, поскольку многие люди в них нуждаются как в местах расширения бытия, не интерпретируемого исключительно религиозно. В-третьих, Церкви, как и обществу, нужны церкви в обеих упомянутых формах, то есть как гибридные пространства трансцендентности, где эти формы наслаиваются и пересекаются. Более того, церкви в последнем смысле должны культивироваться. Церковная община должна принимать в этом самое активное участие, прорабатывая духовно, литургически, социально и эстетически связь с релевантными для современности формами расширения бытия.

Эрне полагает, что церкви, которые оформляются как гибридные пространства трансцендентности, с большей долей вероятности будут также использоваться и религиозно. Архитектурно церковная ось должна при этом оставаться центральной. В новой главе книги он приводит примеры этого. Функциональное расширение реформатской Швейцарской церкви в Лондоне в 2011 г. сделало ее привлекательным местом как для богослужений, так и для художественных выставок. Включение в пространство церквей Эрфурта и Оснабрюка колумбариев обусловило гибридную форму трансцендентности, раскрывающую феномен смерти. Высоко оцениваются Эрне проекты, объединяющие сельские церкви единой сетью туристических троп (проект «Travel slow» в Мекленбурге). Община выигрывает и в том случае, когда церкви и капеллы перестраивают художники. Примерами служат «Церковь-ателье» в Штутгарте, оформленная в 2015 г. по проекту Томаса Путце, и новый интерьер в церкви в Гольдшойере, выполненный в 2011 г. художником Штефаном Штрумбелем. В случае с часовней на кладбище Доротеенштадта в Берлине, оформленной художником по свету Джеймсом Тар-реллом, два измерения — религиозное и эстетическое — сознательно разделены (что не исключает их взаимопроникновения)7.

6 Вспомним сочувственную реакцию людей на пожар в Нотр-Дам-де-Пари 14—15 апреля 2019 г. (как верующих, так и в неменьшей степени тех, для кого это первоклассный шедевр искусства, истории, культуры). Неповторимое значение этому собору придал роман Виктора Гюго.

7 См.: Барашков В. В. Трансформация языка современного религиозного искусства // Первый российский эстетический конгресс. Санкт-Петербург, 17—19 октября 2018 г.: Доклады и выступления. СПб., 2018. С. 34-42.

В четвертой части рассматривается место образа (Bild) в гибридных пространствах трансцендентности. Этот аспект важен по нескольким причинам. Во-первых, в церковном пространстве и в литургии образ раскрывает свою экзистенциальную значимость и драматизм. Во-вторых, следствием «иконическо-го поворота» стало обращение к присутствию (Präsenz) и ауре образа. В-третьих, современная наука об образе (Bildwissenschaft), говоря о собственной его динамике, выходит на тему иконы («нерукотворность»). Религиозная аура и перфор-мативность культового образа, которые резко критиковались в протестантизме, возвращаются обратно в литургическое пространство как автономные присутствие и перформативность образа. Согласно Эрне, протестантизм сегодня испытывает потребность в образе, который бы служил, наряду со словом, альтернативным посредником реального присутствия Христа. Протестантская критика образа и протестантское его использование должны вступить в новые отношения с православной и католической традициями. Эрне опирается на теории теологов Мартина Зеела и Михаэля Мокстера. Первый подчеркивает измерение неопределимости, которое «погашает» содержание, что находит свое выражение в беспредметном образе. Мокстер говорит о религиозно заряженном интервале (Zwischenraum), когда присутствие образа не растворяется в критике и в то же время не принимается некритично.

Эрне считает, что этот гибридный интервал охватывает все прежние христианские стратегии отношения к образу и заново вводит их в игру. современные образы (картины), которые представляют в качестве темы автономное присутствие и иконическую перформативность «по ту сторону христианских содержаний», являются тем не менее в церквях исключением8. Им отмечается значимость редких примеров liturgy-specific art: «присутствие» в них становится событием, темой художественной практики.

В последней, пятой, части Эрне рассматривает перспективы развертывания церковной деятельности в пространстве интернета. Позитивными для Церкви моментами он считает открытие новых возможностей религиозной коммуникации, новой формы церкви — ecclesia virtualis sui generis. Дух взаимопонимания, явленный в событии Пятидесятницы и превосходящий любые языковые и культурные границы, находит в интернете свое «постмодернистское» исполнение. Характеризуя новую ситуацию, Эрне использует понятие Э. Гидденса «высвобождение». Эрне говорит о церкви в интернете как о «симуляции религии». В век масс-медиа произойдет удвоение реальности, но это означает, что останется и «реальная» религия. Потребность в возвращении (Rückbettung) к конкретным местам и пространствам возникает вместе со стремлением к симуляциям. Поэтому Эрне полагает, что между виртуальной церковью и реальными церквями возникнет новое гибридное пространство трансцендентности.

В целом монография является весьма информативной, вводит целый ряд новых понятий, представляет читателю примеры современной церковной архитектуры и удачного (на взгляд автора) нового обустройства храмов. Вместе с тем

8 Таким исключением является проект «Другой алтарный образ», действующий на протяжении уже двух десятилетий в протестантской St. Matthäuskirche в Берлине: https://www. stiftung-stmatthaeus.de/pro gramm/proj ektreihen/veranstaltung/das-andere-altarbild/

в книге встречается много необоснованных повторов, иногда в ущерб последовательности и убедительности изложения мыслей. Заключение не дает выводов по существу, предлагая лишь новые перспективы используемой теории. Вполне естественно, что книга протестантского теолога строится в основном на примерах из практики Евангелической Церкви в Германии. Между тем примеров из католической церковной практики могло быть и больше. Православная Церковь не упоминается вовсе, в то время как в ряде случаев сдаваемые в аренду католиками или протестантами церкви в Европе выкупаются православными общинами, что сохраняет общий христианский дух строений и выявляет их новые измерения. Идея Эрне, что в «гибридных пространствах трансцендентности» встречаются и взаимодействуют друг с другом различные его измерения, является, на наш взгляд, плодотворной для дальнейших исследований (уточнения, критики) как богословов, так и философов и религиоведов. Книга репрезентативна для понимания современных религиозных процессов в Европе и заслуживает пристального внимания.

Барашков Виктор Владимирович, канд. филос. наук,

доцент кафедры философии и религиоведения,

Владимирский государственный университет

им. А. Г. и Н. Г. Столетовых

Российская Федерация, 600000, г. Владимир,

проспект Строителей, 3/7, корп. 3, ауд. 211

v.barashkov@gmail.com

ORCID: 0000-0002-9806-6504

Viktor Barashkov, Candidate of Sciences in Philosophy, Associate Professor, Department of Philosophy and Religious Studies, Vladimir State University named after Alexander and Nikolay Stoletovs 3/7 Prospekt Stroitelej, Vladimir 600000, Russian Federation v.barashkov@gmail.com ORCID: 0000-0002-9806-6504

Рец. ra: Sieben H. J. Konzils- und Papstidee. Untersuchungen zu ihrer Geschichte. Paderborn: Ferdinand Schöning, 2017. 263 S.

Rev. of: Sieben H. J. Konzils- und Papstidee. Untersuchungen zu ihrer Geschichte. Paderborn: Ferdinand Schöning, 2017. 263 S.

Книга «Идея собора и папы» (Konzils- und Papstidee. Untersuchungen zu ihrer Geschichte) принадлежит авторству Германа Йозефа Зибена (H. J. Sieben), профессора-эмерита из школы «Санкт-Георгиен» (высшего учебного заведения Католической Церкви в Германии, г. Франкфурт-на-Майне). Г. Зибен — католический священник, известный в западноевропейских научно-теологических кругах как исследователь истории вероучения, патролог и историк Католической Церкви. Предложенный труд представляет собой ряд объединенных в монографию статей, опубликованных им ранее в немецком журнале «Теология и философия» (Theologie und Philosophie) с 2010 по 2016 г. (за исключением последнего раздела книги (с. 211—244), публикующегося впервые).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.