Научная статья на тему 'Храм Божий'

Храм Божий Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
67
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Храм Божий»

Санкт-Петербургская православная духовная академия

Архив журнала «Христианское чтение»

Протоиерей Николай Антонов

Храм Божий

Опубликовано: Вестник Ленинградской духовной академии. 1990. № 1. С. 147-154

© Сканирование и создание электронного варианта: Санкт-Петербургская православная духовная академия (www.spbda.ru), 2013. Материал распространяется на основе некоммерческой лицензии Creative Commons 3.0 с указанием авторства без возможности изменений.

Издательство СПбПДА Санкт-Петербург 2013

После общей предваряющей статьи приступаем к систематическому изложению учения о православном богослужении. При этом мы будем руководствоваться трудом ключаря храма Воскресения Христова (Спас на крови) прот. Н. Антонова. Храм Божий Ст. 19/2

1. Понятие о православном богослужении. Под православным богослужением разумеется ряд церковных служб, совершаемых священными лицами в соучастии с другими членами Православной Церкви. Во время этих служб молящиеся выражают Господу чувства своей веры, надежды и любви, и через это входят с Ним в невидимое, духовное общение, получая помощь Божию для благочестивой жизни на земле, а через Таинства — и спасительную благодать для достижения Царства Божия. Если же таких чувств у молящихся пока не имеется, то через богослужение они призываются св. Церковью к таким чувствам и научаются переживать их в сердце.

2. Характер православного богослужения. Как известно из ветхозаветной истории, не все люди сохранили истинную веру в Бога. Напротив, после грехопадения и вавилонского столпотворения большинство людей забыло истинную веру. Потому и богослужение не у всех народов сохранило свой первоначальный богоустановлен-ный смысл. Например, много было людей, которые позабыли мысль, что Бог есть верховное, всеведущее, духовное Существо, и за Бога стали почитать видимые предметы (солнце, огонь, животных и т. д.). Богослужение у этих народов стало собранием внешних церемоний и обрядов без любви и сердечной веры в Невидимого Бога. Были народы, считавшие Бога злым, мстительным существом, и богослужение свое они сопровождали то истязанием себя (вспомним историю пророка Илии!), то принесением в жертву животных, людей и даже детей (вспомним про жертву идолу Молоху). На христианском богослужении лежит отпечаток духа христианской веры. Господь Иисус Христос учил, что Бог есть небесный милующий Отец (Л к. 6, 36), что Он — есть Дух (Ин. 4, 24), что Ему можно угодить одушевленными, искренними молитвами и любвеобильными делами (Мф. 7, 21; 15, 8—9). Сообщая верующим искупительную благодать и сознание примиренности помилованного человека Богом, а потому отличаясь от своей (невидимой) сущности таинственностью и одухотворенностью, с внешней (наблюдаемой) стороны истинно христианское, православное богослужение отличается сердечностью, возвышенностью и задушевностью. Молитвы и песнопения его очень трогательны. Они призывают молящихся к добродетели, искренней вере в Господа и любви друг к другу. Словами:

«Миром Господу помолимся» начинается Литургия — главная православная служба; теми же словами: «С миром изыдем» она и оканчивается. В этих словах, как и во всем составе нашей Литургии, отразилась наша православная вера. В православных храмах молящиеся могут внести посильную лепту в пользу бедных, чтобы доказать свою любовь к ближним и милосердие.

3. Божественное установление православного богослужения. Являясь обнаружением веры Православной Церкви, в чистоте и неизменности хранящей Откровение и благодать, дарованные Богом людям от времен сотворения наших праотцев, Адама и Евы, православное богослужение тем самым в истоках своего происхождения теряется в священной дали веков и соприкасается с первоначальным Богоустановленным богослужением. Господь, сотворив наших праотцев, Адама и Еву, и «почивши в день седьмый от всех дел своих, благословил, освятил день седьмый» (Быт. 2, 2, 3) и тем положил начало священному почитанию дня седьмого. Своими благодатными явлениями Господь поддерживал в первых людях святые молитвенные чувства. Когда же Адам и Ева, после грехопадения, были изгнаны из рая, то Господь научил их принесению жертв. При посредстве жертв ветхозаветные люди верою прозревали искупительную жертву, которую надлежало принести на Голгофе для спасения людей Господу нашему Иисусу Христу. Независимо от Бога, как первые люди — Адам и Ева, — так и последующие их потомки, и сами невольно побуждались к радости и благодарности к Богу. Наблюдая повсюду в природе следы всемогущества, премудрости и благости Божией и испытывая на себе благодеяния Божии, первые люди (как и современные с чутким сердцем люди) невольно выражали чувства священной радости, восторга и благодарности словами, телесными движениями и внешними обрядами. По мере того как росло число истинно верующих в Бога людей в Ветхом завете и раскрывалось Божественное Откровение, развивалось и ветхозаветное богослужение — появились молитвы и обряды. После Синайского законодательства св. пророк Моисей, по повелению Божию, устроил скинию, посвятил лиц для совершения богослужения, установил священные праздники и назначил сроки для принесения жертв. В Новом завете Иисус Христос, пришедший дополнить Моисеев закон (Мф. 5, 17), положил начало христианскому богослужению, установив Таинство Св. Причащения, средоточие богослужения. Апостолы, просвещая светом Христовым различные языческие народы, научали их богослужению. При этом Св. Апостолы приводили в дальнейший порядок установленное Спасителем богослужение.

4. Количество церковных служб православного богослужения. Церковных служб, составляющих православное богослужение, очень много. Они могут совершаться утром и вечером, в храме Божием и на дому, для многих христиан вместе и по желанию какого-нибудь

отдельного человека. Так как св. Церковь желает призывать Божие благословение на всякое событие и на каждый шаг в жизни человека, то церковные службы охватывают собою всю жизнь христианина от рождения до смерти. Родится ли человек, умирает ли, вступает ли в новое жилище или самостоятельную семейную жизнь, отправляется ли в дальний путь, начинает ли совершать какое-нибудь полезное дело, испытывает ли он радость или горе — на все в св. Церкви можно найти отклик, совет, утешение и молитвенное благословение. Поэтому на все богослужение Православной Церкви можно смотреть, как на действие ее, словно материнского, попечения об освящении ею своих верующих чад. Из числа церковных служб назовем прежде всего — Литургию, утреню, вечерню, всенощную, панихиду, молебны и др.

5. Состав богослужения. Все наше богослужение и каждая служба в отдельности состоит из чтения, пения и священных действий или обрядов. Посему составными частями нашего богослужения являются — чтение, пение и св. действия

6. Что читается в церкви? В церкви читаются: 1) Священное Писание или Библия, т. е. священные книги Ветхого и Нового завета; 2) особые молитвы, из которых немногие находятся в св. книгах («Отче наш», «Богородице Дево», «Величит душа моя Господа», «Ныне отпущаеши» и др.), а большинство написано св. Отцами и Учителями Церкви, например, св. Василием Великим, Иоанном Златоустом, Ефремом Сириным, Иоанном Дамаскиным, Андреем Критским и многими другими.

7. Понятие о Библии или Священном Писании. Библией или Священным Писанием называются книги, написанные по вдохновению от Святого Духа Пророками и Апостолами и разделяемые на две части: Ветхий завет (22 книги) и Новый завет (27 книг). Не все Священные книги употребляются за богослужением, и те, которые употребляются в Церкви, напечатаны отдельно, например: Евангелие, Апостол, Псалтирь.

8. Древность чтения Свящ. Писания за богослужением. Еще в Ветхом завете во время богослужения читались ветхозаветные книги и прежде всего книги Моисея и пророческие (Деян. 15, 21). Чтение ветхозаветных книг освятил своим примером Сам Иисус Христос, прочитав в Назаретской синагоге из книги Св. Прор. Исаии (Лк. 4, 17) и сказав: «Исследуйте Писания, потому что они свидетельствуют обо Мне» (Ин. 5. 39). При Апостолах в состав христианского богослужения входило чтение Св. книг сперва только ветхозаветных, но по мере написания новозаветных книг и по-

" К числу составных мастей богослужения можно отнести также проповеди или поучения.

ледних. Выбор чтений первоначально зависел от воли совершителей богослужения. Они, назначая то или другое чтение, руководствовались обыкновенно воспоминаемыми событиями, потребностями слушателей и запросами времени. Так было до IV века. После IV века постепенно образовывался уже определенный порядок чтений на каждый день. Приуроченные к этим дням отделы теперь называются «зачалами», и указатель их печатается в конце «Нового Завета». Делаемые ссылки на места из Св. Писания сокращенно обозначаются начальными буквами, например: Евр. — Послание Апостола Павла к Евреям; Еф. — Поел, к Ефесянам; I Петр. — I Послание Ап. Петра и т. д.

9. Обряды, употребляемые при чтении Св. Писания. Чтение Св. книг в церкви узнается по следующим знакам:

1). Перед чтением диакон говорит: «вонмем, премудрость, вонмем»; или «премудрость, прости», т. е. будем внимательны, сосредоточены, так как будет чтение Божественной Премудрости п.

2). Прочитывается название книги, из которой взято избранное место. Чтение Евангелия начинается словами: «во время оно», «во дни оны», т. е. в те дни, во дни жизни Иисуса Христа, «рече Господь», а чтение Апостола большею частию — словами «братие», «во дни оны».

3). Во время чтения Евангелия перед лежащим Евангелием ставится свеча в ознаменование слов Иисуса Христа, что Он «свет миру и следующий за Ним не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (Ин. 8, 12).

4). Перед чтением и по прочтении Евангелия поется «Слава Тебе, Господи, слава Тебе», а после чтения Апостола: «Алли-луиа»2), означающее: «Хвалите Бога».

5). В знак благоговейного внимания молящиеся слушают чтение Св. Евангелия с наклоненными головами.

10. Понятие о молитве и древность молитв. Переживаемые в душе христианина религиозные чувства иначе называются религиозною настроенностью или настроением. Обнаружение же религиозного настроения в благоговейных словах называется словесною молитвою. В душе первых составителей молитва была свободным выражением переживаемых ими личных чувств, или же чувств,

11 По-гречески эти неоднократно произносимые возгласы читаются так: а) «лро-лро6хо)|лХ\'» (просхомен — от глагола прос+эхо, обращаю внимание), т. е. обратим внимание; 1оф!и — софйа, премудрость; б) Хоцпа ор^о1 (орфй — от слова орфос, прямой), т. е. премудрость! сделайтесь прямыми, встаньте.

Слово «аллилуиа» по-гречески читается «аМ.т^/.огиа» и произошло от еврейского слова: «галлелуия». Еврейское же слово состоит из слова «галлелу» (от глагола «галал» — 2 лицо, м. ч., повелит, накл. и значит «хвалите») и слова «ияг» (сокращенное слово имени Божия, по-еврейски Иегова, Ияг, а по-русски слышится «ия»).

переживаемых целым обществом. В Евангелии находится несколько молитв, впервые произнесенных Иисусом Христом. Таковы, кроме «Отче наш» (Лк. 11, 1—4), «Исповедаю Ти ся, Отче, Господи, неба и земли» (Мф. 11, 25—29), «Боже, милостив буди мне грешному» (Лк. 18, 13), Первосвященническая молитва (Ин. 17 гл.), «Во имя Отца и Сына. . .» (Мф. 28, 19). Апостолы сами молились и заповедовали христианам совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех людей, за царя, за власти (1 Тим. 2, 1, 2). Для выражения участия в молитве присутствующие еще в Апостольские времена говорили в конце слово «аминь», т. е. «истинно» (1 Кор. 14, 16). Молитвы продолжали появляться и после Апостолов, постепенно записывались и составили содержание целого ряда богослужебных книг. В них выражаются в образной, поэтической форме те мысли и чувства, которые содержатся в Св. Писании, например: вера в Бога, Его милосердие и любовь к людям, благодарение Его за различные благодеяния и т. д. За лирический характер и поэтическую форму молитвы можно назвать духовными стихотворениями.

П. Происхождение церковных молитв. Появление молитв вполне естественно и понятно. Есть люди с чуткой, поэтическою душою, сочиняющие различные поэтические произведения, в которых восхваляются ими красоты и величия природы, нравы, жизнь людей и их отношения друг к другу. Но Господь вложил в душу человека любовь и влечение не только к природе, но и к Творцу ее. Выражать эту любовь и стремление возможно всем нашим существом: и умом — через познание Бога и Его святой воли; сердцем — через воспитание в нем веры, страха и благоговения к Богу; волею — через укрепление ее в Божественных заповедях. То, что имеется у человека в душе, невольно выражается и вовне словами и действиями. Поэтому высокие религиозно-нравственные чувства угодников Божиих, при своей праведной и святой жизни одаренных и поэтическим талантом, изливались в ряде размышлений, художественных повествований и молитвенных воззваний. Подобно тому, как в школе мы читаем и заучиваем стихотворения и рассказы великих писателей, чтобы самим научиться лучше выражаться на словах, лучше думать и писать, подобно сему нам нужно слушать, читать и заучивать церковные молитвы, чтобы лучше научиться молиться Господу, лучше выражать свою веру в Него.

12. О церковных песнопениях. Второю составною частью церковного богослужения является пение. Пение, как и слово, служит обнаружением человеческой мысли и чувств, то радости, то горя. Молитвенные чувства выражаются не только в спокойном тихом слове, но также и в звуках, нараспев. Пение с самых древних времен употреблялось и употребляется за богослужением у всех народов. Употреблялось пение в Ветхом завете, а также и в Новом завете, начиная с Иисуса Христа. Спаситель Своим примером освя-

тил потребность человеческой души пением выражать свои чувства, когда после Тайной вечери, воспевши, пошел на гору Елеонскую (Мрк. 14, 26). Апостолы и сами пели, и других христиан учили прославлять Господа «в псалмех, пениях и песнех духовных» (Ефес. 5, 19 и Колос. 3, 16). Из I послания Апостола Павла к Коринфянам (14, 9—40) видно, что пение в апостольское время уже имело свой чин и совершалось по установленному порядку.

13. Разделение песнопений по происхождению. На основании слов Ап. Павла, чтобы верующие прославляли Бога во псалмах (фаХ^оТБ). пениях или гимнах (у^оГб) и песнях духовных или одах духовных (собш^), можно установить три следующих главных разряда песнопений, употреблявшихся со времен Апостольских в христианских церквах: 1). Псалмы, т. е. избранные места из св. книги Псалтирь. Из псалмов некоторые только читаются, а многие и читаются, и поются (например, «Благослови, душе моя, Господа», «Помилуй мя, Боже» и др.). 2). Песни или гимны — это следующие девять поэтических одушевленных ветхозаветных гимнов, воспетых священными лицами под впечатлением выдающихся событий ветхозаветной истории, а именно: а) песнь, воспетая по переходе через Черное море (Исх. 15, 1 —19); б) обличительная песнь Моисея перед его смертию (Втор. 32, 1—43);

в) песнь Анны, матери Самуила (1 Цар. 2, 1 —10); песни пророков;

г) Исаии (Ис. 24, 9—17); д) Аввакума (3, 1 —12);е) Ионы (2, 3—10); ж) песнь трех отроков (Дан. 3, 24—90); з) песнь Богородицы (Лк. 1. 46—55); и) молитва Захарии (Лк. 1, 68—79). Эти гимны важны потому, что они послужили образцом для величественного, церковного песнопения, называемого каноном. 3) Песни или оды духовные — это песни, составленные и составляемые самими христианскими поэтами и писателями. Такие христианские священные песни содержатся в некоторых новозаветных книгах (например, Ефес. 5, 14; 2 Тим. 2, 11 —12; Апок. 15, 3—4), но во всей своей совокупности они стали появляться после Апостольского времени, составляя неисчерпаемое сокровище богослужебной поэзии. Велико богатство христианских молитв и многочисленны имена их составителей. От времен Апостольских до конца XVII в. в одной только греческой Церкви насчитывается до ста песнописцев. Если же принять во внимание последующие века и др. православные церкви, то число песнописцев будет гораздо больше.

14. Разделение церковных молитв и песнопений по содержанию и по форме. Церковные молитвы и песнопения по содержанию разделяются на: просительные, благодарственные и хвалебные, потому что в одних содержится просьба к Богу, в других — благодарение, а в третьих — хвала. Но, кроме того, молитвами и песнопениями усваиваются еще названия в зависмости от формы, времени и порядка их исполнения за службами, и в зависимости от молитв, после которых они поются. Для примера можно указать

следующие названия: «стихира», «тропарь», «кондак», «катавасия», «антифон» и др.

15. Священные символические действия. Св. действия и обряды, являющиеся третьей составной частью богослужения, потому употребляются за богослужением и потому называются символическими, что за видимым, внешним способом их совершения лежит и скрывается какая-нибудь священная мысль и что, благодаря молитвенному освящению, даже вещественные и земные предметы приобретают иное, религиозное достоинство. Символическими действиями являются: 1) крестное знамение, 2) поклон, 3) коленопреклонение и падение ниц, 4) благословение священнодействующих, 5) каждение икон и народа, 6) возжигание свечей и елея и 7) окропление святой водою.

1. Крестное знамение. Для совершения крестного знамения складываются три перста правой руки (большой, указательный и великосредний) в честь Святой, Единосущной и Нераздельной Троицы, а два других пригибаются к ладони в ознаменование соединения двух естеств в Иисусе Христе. Сложенные так персты сперва кладут на чело, потом на грудь и, наконец, на правое и левое плечо. Истовым, неторопливым изображением мы показываем, что мы сознательно молимся, что крест близок нам, касается нашего сердца, находится перед нашими взорами, освящает наш ум, сердце и силы.

2. П о к л о н. В обыкновенной жизни мы кланяемся, когда просим кого-нибудь, или благодарим, или приветствуем. В храм мы приходим для того, чтобы просить Бога о чем-нибудь, или поблагодарить, или прославить Его, а потому все такие чувства и в храме необходимо сопровождаются поклонами.

3. Коленопреклонение и падение ниц. Коленопреклонение есть выражение нашей повинности перед Богом, а падение ниц — выражение глубочайшего смирения и признания мысли, что мы — земля и прах перед Богом (Быт. 18, 2).

4. Благословение. Благословение священнодействующим есть знак преподания благословения Божьего людям. Оно есть Божие благословение, потому что: 1) священнослужитель представляет собою во время богослужения образ Спасителя; 2) священник осеняет молящихся знамением Креста, который есть орудие нашего спасения; 3) в самом перстосложении изображаются начальные буквы имени Спасителя: Ис. Хр.

5. Возжигание свечей. Употребление свечей и светильников за богослужением существовало и в Ветхом завете, а в Новом завете было с самого возникновения Церкви Христовой. Свечи не только необходимы для освещения церквей, которые иногда бывают темны, но еще увеличивают торжественность и радость богослужения. Кроме того, огонь является знаком пламенной любви и горячей веры к святому, пред которым мы ставим свечу. Свет — есть

знак нашего просвещения, получаемого от подражания жизни святого.

6. Каждение. Каждение Св. икон выражает наше благоговение к святым, изображенным на иконах, а каждение народа внушает молящимся, что молитвы их должны быть усердны, чтобы, подобно фимиаму, возноситься к небесам. Кроме того, дым кадильный, обнимающий собою молящихся, означает благодать Божию, которая также окружает нас.

7. Окропление св. водою. Доставляя, как всякая вода, бодрость человеку, освященная вода напоминает христианину о духовном очищении и духовной бодрости, подавая это очищение и бодрость тем, которые с верою принимают св. воду и окропляются ею.

16. Необходимость обрядов и символических действий при богослужении. Обряды и символические действия необходимы при богослужении не только потому, что являются естественным обнаружением души человека и что выражают священные мысли, но и потому, что они древнехристианского происхождения. Большинство из них освящены примером Иисуса Христа. Из различных евангельских рассказов видно, как во дни Своей жизни Иисус Христос, при молитве и сообщении людям благодатной помощи, неоднократно возводил очи на небо (при насыщении пятью хлебами 5000 человек (Мф. 14, 19) и во время первосвя-щеннической молитвы (Ин. 17, 1); коленопреклонно молился в саду Гефсиманском пред страданиями (Мф. 26, 39; Л к. 22, 41, 44), с поднятыми руками благословил учеников (пред вознесением — Л к. 24, 50) и детей (Мф. 19, 15); после исцеления слепорожденного повелел ему умыться в священной воде Силоамской (Ин. 9, 11). В сиянии света — елея и светильников в притче о десяти девах изобразил торжество в Царствии Божием (Мф. 25, 1 —13). Подобно этому и во дни Апостолов богослужение сопровождалось коленопреклонениями (Деян. 7, 60; 9, 40; 20, 36; Ефес. 3, 14), возжжением светильников (Деян. 20, 7, 8), воздеянием рук (I Тимоф. 2, 8). . . Лучшие христиане, святые мученики не сократили, а обогатили богослужение обрядовыми и символическими действиями.

17. Цель изучения богослужения. Изучать богослужение необходимо: во-первых, для уразумения порядка и чередования между собою различных молитв, песнопений и священнодействий, входящих в состав церковных служб, во-вторых, для уразумения смысла этих молитв, песнопений обрядов и действий и, наконец, в-третьих, для воздания в своем сердце благоговейной любви к Храму Божию и православному богослужению.

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПРАВОСЛАВНАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

Санкт-Петербургская православная духовная академия Русской Православной Церкви - высшее учебное заведение, осуществляющее подготовку священнослужителей, преподавателей духовных учебных заведений, специалистов в области богословия, регентов церковных хоров и иконописцев.

На сайте академии

www.spbda.ru

> сведения о структуре и подразделениях академии;

> информация об учебном процессе и научной работе;

> события из жизни академии;

> сведения для абитуриентов.

Проект по созданию электронного архива журнала «Христианское чтение»

Руководитель проекта - ректор академии епископ Гатчинский Амвросий (Ермаков). Куратор - проректор по научно-богословской работе протоиерей Димитрий Юревич. В подготовке электронных вариантов номеров журнала принимают участие студенты академии. Материалы распространяются на компакт-дисках и размещаются на сайте журнала в формате pdf.

На сайте журнала «Христианское чтение»

www.spbpda.ru

> электронный архив номеров в свободном доступе;

> каталоги журнала по годам издания и по авторам;

> требования к рукописям, подаваемым в журнал.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.