Научная статья на тему 'Хозяйственно-правовой статус электронных средств массовой информации в Украине в условиях развития информационно-коммуникационных технологий'

Хозяйственно-правовой статус электронных средств массовой информации в Украине в условиях развития информационно-коммуникационных технологий Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
334
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕЛЕРАДИООРГАНИЗАЦИЯ / ПРОВАЙДЕР ПРОГРАММНОЙ УСЛУГИ / СЕТЕВОЕ ИЗДАНИЕ / АУДИОВИЗУАЛЬНЫЕ МЕДИА-УСЛУГИ / СУБЪЕКТЫ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бурило Юрий Павлович

Рассматриваются особенности хозяйственно-правового статуса телерадиоорганизаций и провайдеров программной услуги, а также проблемы правового регулирования хозяйственной деятельности, связанной с предоставлением аудиовизуальных медиа-услуг сетевыми средствами массовой информации

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BUSINESS LEGAL STATUS OF ELECTRONIC MASS-MEDIA IN UKRAINE IN THE CONTEXT OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY DEVELOPMENT

The article deals with special features of business legal status of broadcasting companies and program service providers as well as some business activity legal issues of Internet mass-media, providing audiovisual media-services

Текст научной работы на тему «Хозяйственно-правовой статус электронных средств массовой информации в Украине в условиях развития информационно-коммуникационных технологий»

10. ФИНАНСОВОЕ ПРАВО; НАЛОГОВОЕ ПРАВО; БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.04); ИНФОРМАЦИОННОЕ ПРАВО (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.13); АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО; АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОЦЕСС (СПЕЦИАЛЬНОСТЬ 12.00.14)

10.1. ХОЗЯЙСТВЕННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В УКРАИНЕ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Бурило Юрий Павлович, к.ю.н., доцент. Должность: доцент кафедры конституционного и административного права. Место работы: Киевский национальный экономический университет имени Вадима Гетьмана. E-mail: burylojunior@rambler.ru

Аннотация: Рассматриваются особенности хозяйственно-правового статуса телерадиоорганизаций и провайдеров программной услуги, а также проблемы правового регулирования хозяйственной деятельности, связанной с предоставлением аудиовизуальных медиа-услуг сетевыми средствами массовой информации

Ключевые слова: телерадиоорганизация, провайдер программной услуги, сетевое издание, аудиовизуальные медиа-услуги, субъекты хозяйственной деятельности.

BUSINESS LEGAL STATUS OF ELECTRONIC MASS-MEDIA IN UKRAINE IN THE CONTEXT OF INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY DEVELOPMENT

Burylo Yuriy Pavlovich, PhD at law, associate professor. Position: associate professor at constitutional and administrative law chair. Place of employment: Kiev national economic university of Vadim Hetman. E-mail: burylojunior@rambler.ru

Annotation: The article deals with special features of business legal status of broadcasting companies and program service providers as well as some business activity legal issues of Internet mass-media, providing audiovisual media-services

Keywords: broadcasting companies, program service providers, web-editions, audiovisual media-services, businesses.

Развитие современных информационно-коммуникационных технологий отражается на всех сферах общественной жизни. В первую очередь влияние этих технологий ощущается в информационной деятельности средств массовой информации, которая к тому же, как правило, носит хозяйственный характер. Существенные изменения в хозяйственной информационной деятельности, вызванные новыми технологиями, характерны не только для традиционных электронных средств массовой информации - телерадиовещательных организаций и провайдеров программной услуги, которые начали предоставлять

новые виды аудиовизуальных услуг. С появлением сети Интернет начали развиваться новые виды средств массовой информации - электронные сетевые издания, являющиеся либо электронными копиями печатных изданий, либо не имеющие аналогов реальном мире и предоставляющие не только текстовую информацию, но и аудиовизуальную информационную продукцию и услуги. Все эти инновации влекут изменения в хозяйственной деятельности электронных средств массовой информации, вызывая новые проблемы хозяйственно-правового плана, которые пока что не в полной мере урегулированы законодательством Украины. В этих условиях существенную актуальность приобретает исследование хозяйственно-правового статуса электронных средств массовой информации.

Хотя вопросам правового регулирования деятельности средств массовой информации в современной юридической науке в целом уделяется достаточное внимание, в частности такими исследователями как В. А. Копылов1, В.М. Брыжко2, А. А. Баранов3, А. Крас-ноступ4 и др., хозяйственно-правовые аспекты правового положения средств массовой информации остаются мало изученными. В связи с этим целью данной статьи является комплексное исследование хозяйственно-правового положения электронных средств массовой информации, а также изменения в их правовом статусе, происходящие под влиянием современных технологий. Это необходимо не только для развития юридической доктрины, но и для совершенствования практики хозяйственной деятельности современных медиа-структур.

Действующее законодательство Украины в области электронных средств массовой информации различает два вида субъектов хозяйственной деятельности в этой отрасли - телерадиоорганизации и провайдеры программной услуги. Закон Украины "О телевидении и радиовещании" определяет телерадиоорганизации как зарегистрированные в установленном законодательством порядке юридические лица, которые на основании выданной Национальным советом Украины по вопросам телевидения и радиовещания лицензии на вещание, создают либо комплектуют и/или пакетируют телерадиопрограммы или передачи и распространяют их с помощью технических средств вещания. Таким образом, сущность хозяйственной информационной деятельности телерадиоорганизации заключается в

1 Копылов В. А. Информационное право: вопросы теории и практики. / Московская гос. юридическая академия. - М.: Юристъ, 2003. - 622 с.

2 Брыжко В. М. Методолопчн та правовi засади упорядкування Ыформацмних вщносин: монографiя. - К.: ТОВ "ПанТот", 2009. -415 с.

3 Баранов О. А. Правове регулювання ЗМ1, що використовують 1нтернет-технологп // Правова Ыформатика. - 2012. - №2 (34). -С.28-38.

4 Красноступ Г. Правове регулювання „1нтернет - засобiв

масовоТ ¡нформацГГ [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://www. minjust.gov.ua/24640

создании телерадиопрограмм/ передач и их распространении.

Согласно ст.1 Закон Украины "О телевидении и радиовещании" провайдером программной услуги является субъект хозяйственной деятельности, который на основании лицензии, выданной Национальным советом по вопросам телевидения и радиовещания, на договорных основаниях предоставляет абонентам возможность просмотра пакетов программ, используя для передачи этих программ ресурсы многоканальных телесетей. Тогда как лицензия на вещание телерадиоор-ганизации предоставляет ей право создавать телерадиопрограммы и передачи, т.е. аудиовизуальный контент, лицензия провайдера программной услуги дает ему право лишь формировать пакеты уже созданных телерадиоорганизациями программ и предоставлять абонентам возможность их просмотра на договорных основаниях.

Такое достаточно четкое размежевание функций те-лерадиоорганизаций и провайдеров программной услуги сложилось давно, еще до начала бурного развития Интернета. Однако развитие современных цифровых информационно-коммуникационных технологий (IPTV, OTT TV, HbbTV и др.) приводит к появлению новых видов аудиовизуальных медиа-услуг, трансформирующих информационную деятельность хозяйствующих субъектов в меди-отрасли. Так, например, многие телерадиоорганизации сегодня организовывают трансляцию своих программ в сети Интернет параллельно с эфирной трансляцией. Впрочем, в наибольшей степени технические инновации отразились на деятельности провайдеров программной услуги. Одной из новых технологий интерактивного телевидения, активно используемой украинскими провайдерами программной услуги, является IPTV (телевидение через IP-протокол по управляемой сети) 5 6. Только на протяжении 2012 года Национальный совет по телевидению и радиовещанию выдала 24 лицензии провайдера программной услуги на основе этой технологии.

Технология IPTV отличается тем, что дает возможность провайдеру программной услуги не только пакетировать и ретранслировать программы телерадиоор-ганизаций, но и предоставлять другие услуги, например, VOD (видео на запрос), Time Shifted TV (телевидение со смещением во времени), NPVR (сетевой персональный видеомагнитофон) и др. По терминологии Директивы Европейского Парламента и Совета Европейского Союза 2010/13/ЕС "Об аудиовизуальных медиа-услугах" это значит, что провайдер программной услуги может предоставлять как линейные аудиовизуальные медиа-услуги, т. е. осуществлять традиционную телевизионную трансляцию по программному расписанию, так и нелинейные аудиовизуальные медиа-услуги по индивидуальным запросам абонентов 7

Впрочем, в отличие от законодательства Европейского Союза законодательство Украины регулирует лишь телевизионную трансляцию/ретрансляцию, т.е. линейные аудиовизуальные медиа-услуги, а что касается нелинейных - ни одного положения не содержит. Из-за этого законодательного пробела правовой статус провайдеров программной услуги урегулирован лишь частично - относительно линейных услуг. Отсутствие правового регулирование относительно нелинейных аудиовизуальных медиа-услуг оставляет правовое положение провайдеров в значительной степени неопределенным, что поднимает вопрос о существенной доработке соответствующего законодательства.

Еще более неопределенным является правовой статус субъектов хозяйствования, предоставляющих программную услугу на базе технологии OTT TV (Over-The-Top TV - надсетевое телевидение). Эта технология является дальнейшим развитием IPTV и отличается от последней тем, что телевидение, видео и другие услуги доставляются пользователю через открытую, неуправляемую сеть Интернет, а не через закрытую, управляемую сеть IPTV провайдера 8 9. Прогнозируется, что к 2015 году количество OTT TV пользователей в мире достигнет 380 млн. и вдвое превысит количество пользователей 10. Хотя в Украине пока что только 3 компании (Divan.tv, oll.tv та Воля) предоставляют услуги на базе OTT TV 11, рыночный потенциал этой технологии заставляет задуматься о правовых аспектах деятельности хозяйствующих субъектов, применяющих эту технологию. Дело в том, что действующее законодательство с одной стороны дает основания считать, что хозяйственная деятельность с применением OTT TV подпадает под определение программной услуги, а с другой не дает возможности признать за соответствующими субъектами хозяйственной деятельности статуса провайдера программной услуги.

Так, согласно ст.1 Закона Украины "О телевидении и радиовещании" программная услуга включает в себя формирование пакетов программ и обеспечение абонентам возможности их просмотра на договорных основаниях. Именно этим в основном и занимаются провайдеры OTT TV. В то же время в соответствии с указанным законом провайдером программной услуги считается только хозяйствующий субъект, который имеет лицензию, выданную Национальным советом Украины по вопросам телевидения и радиовещания, и использует для предоставления программной услуги абонентам ресурсы многоканальных телесетей. При этом право на использование многоканальной телесети у провайдера программной услуги возникает на основании его лицензии и соглашения с оператором этой телесети. Или же оператор многоканальной телесети может самостоятельно предоставлять программную услугу при условии получения лицензии провайдера программной услуги. Однако, в случае OTT TV для предоставления программной услуги используется не

5 IPTV (Internet Protocol television) " [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://searchtelecom.techtarget.com/definition/IPTV

6 IPTV - Technology and regulation Overview " [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.infodev.org/en/Docu-ment.257.pdf

7 DIRECTIVE 2010/13/EU OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL of 10 March 2010 on the coordination of certain provisions laid down by law, regulation or administrative action in Member States concerning the provision of audiovisual media services (Audiovisual Media Services Directive) (codified version) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/ LexUri-Serv/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2010:095:0001:0024:EN:PDF

8 OTT [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/OTT

9 Over the Top Services (OTT) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pace.com/global/our-thinking/over-the-top-services-ott/

10 OTT TV viewers to outnumber IPTV viewers in 2013 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.informa.com/ Media-centre/Press-releases--news/Latest-News/OTT-TV-viewers-to-outnumber-IPTV-viewers-in-2013-/

11 Легальность OTT-телевидения остается под вопросом [Элек-

тронный ресурс]. - Режим доступа: http://proit.com.ua/ ar-

ticle/progress/2013/03/19/212348. html

одна или несколько телесетеи, принадлежащих тому или иному оператору, а сеть Интернет, объединяющая миллионы разных компьютерных сетеИ 12, у которой нет единого оператора или собственника. Поэтому для приобретения статуса провайдера программной услуги исполнить требования закона, касающиеся использования телесетей субъект хозяйственной деятельности, предоставляющий OTT TV услуги, в принципе не может.

Законодательная привязка правового статуса провайдера программной услуги к многоканальной телесети также препятствует хозяйствующему субъекту, имеющему намерение предоставлять программную услугу, в получении им лицензии провайдера программной услуги, которая является одним из обязательных атрибутов статуса провайдера. Так, согласно п. 5 Положения о порядке выдачи лицензии провайдера программной услуги для получения соответствующей лицензии субъект хозяйственной деятельности должен подать заверенные в установленном порядке копию договора с оператором телекоммуникаций о предоставлении услуг по обслуживанию и технической эксплуатации многоканальной телесети (если оператором телекоммуникаций является другой субъект хозяйственной деятельности), копии соответствующей лицензии Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере связи и информатизации, либо уведомление о включении хозяйствующего субъекта в реестр операторов (провайдеров) телекоммуникаций 13. Однако, предоставление этих документов и соответственно получение лицензии провайдера программной услуги субъектом хозяйственной деятельности, предоставляющим OTT TV услуги, невозможно из-за того, что эта технология никак не связана с конкретной телесетью и ее оператором. Вместо этого она может использоваться для предоставления услуг в масштабе всей всемирной паутины сети Интернет.

Учитывая сказанное, для предоставления статуса провайдера программной услуги субъектам хозяйственной деятельности, предоставляющим OTT TV услуги, необходимо внести изменения в Закон Украины "О телевидении и радиовещании", а именно:

- определение провайдера программной услуги в ст.1 этого закона изложить в следующей редакции: "провайдер программной услуги - субъект хозяйствования, который на основании выданной Национальным советом по вопросам телевидения и радиовещания лицензии, на договорных основаниях предоставляет абонентам возможность просмотра пакетов программ, используя для передачи этих программ ресурсы многоканальных телесетей и/или сеть Интернет".

- изложить название ст.39 в такой редакции: "Распространение телерадиопрограмм в многоканальных телесетях и сети Интернет"; ч.2 этой статьи в следующей редакции: "Для распространения телерадиопрограмм в многоканальных телесетях и сети Интернет субъекты хозяйствования должны получить соответствующую лицензию Национального совета"; ч.3 после слов "в многоканальных телесетях" дополнить словами "и сети Интернет"; ч.5 дополнить следующим пред-

ложением: "Использование сети Интернет для предоставления программной услуги осуществляется на основании лицензии провайдера программной услуги".

Как уже отмечалось, существенным пробелом в регулировании правового положения провайдеров программной услуги, предоставляемой на базе IPTV, является отсутствие норм, которые определяли бы их права и обязанности по предоставлению нелинейных аудиовизуальных медиа-услуг. Это касается и хозяйственно-правового статуса OTT TV провайдеров, поскольку они также как IPTV провайдеры наряду с линейными предоставляют и нелинейные аудиовизуальные медиа-услуги. Однако, проблема неурегулированости нелинейных аудиовизуальных услуг в законодательстве Украине касается не только провайдеров программной услуги, но и многих других хозяйствующих субъектов, которые программную услугу не предоставляют, а специализируются на нелинейных аудиовизуальных медиа-услугах (например, с помощью сети Интернет предоставляют услуги VOD (видео по запросу) или pay-per-view (плата за просмотр) и др.). Иными словами, эта проблема выходит за рамки правового статуса традиционных аудиовизуальных средств массовой информации - телерадиоорганиза-ций и провайдеров программной услуги.

Выход из этой ситуации видится в использовании опыта Европейского Союза, который в Директиве 2010/13/еС "Об аудиовизуальных медиа-услугах" закрепил новое и достаточно широкое по содержанию понятие "провайдер медиа-услуг" для обозначения физических и юридических лиц, предоставляющих как линейные, так и нелинейные аудиовизуальные услуги. К характерным признакам правового статуса провайдеров медиа-услуг эта директива относит ответственность за выбор содержания аудиовизуальных медиа-услуг и определение порядка их организации 14 Законодательное определение статуса провайдеров медиа-услуг по аналогии с законодательством Европейского Союза необходимо и в Украине. Впрочем, вносить соответствующие дополнения в Закон Украины "О телевидении и радиовещании" нецелесообразно, поскольку предмет его правового регулирования охватывает только линейные аудиовизуальные медиа-услуги.

Учитывая сказанное, необходимо обратить внимание на то, что одним из проблемных вопросов, связанных с применением Директивы 2010/13/ЕС "Об аудиовизуальных медиа-услугах", оказалось отнесение к сфере ее действия электронных сетевых изданий, содержащих смешанный контент (текстовый и аудиовизуальный) 15, и соответственно квалификация собственников этих изданий как провайдеров медиа-услуг. Так, в 15 европейских государствах, в частности в Австрии, Бельгии, Чехии, Дании, Финляндии, Литве, Люксембурге и др., электронные издания, содержащие видеораздел, считается таким, что предоставляет аудиови-

12 Internet [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://en.wikipedia.org/wiki/Internet

13 Ршення НацюнальноТ ради Украши з питань телебачення i радюмовлення "Про затвердження Положення про порядок видачi лщензп провайдера програмноТ послуги" № 2979 вщ 28.12.2011 р. // Офщмний вюник УкраТни. - 2012. - № 21. - Ст. 808.

14 DIRECTIVE 2010/13/EU OF THE EUROPEAN PARLIAMENT AND OF THE COUNCIL of 10 March 2010 on the coordination of certain provisions laid down by law, regulation or administrative action in Member States concerning the provision of audiovisual media services (Audiovisual Media Services Directive) (codified version) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2010:095:0001:002 4:EN:PDF

15 3bít НацюнальноТ ради УкраТни з питань телебачення i радюмовлення УкраТни за 2012 рк [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nrada.gov.ua/userfiles/file/2013/Zvitna% 20informacia/zvit2012.pdf - С.118.

зуальные услуги, а в других странах нет 16. В Украине даже в случае определения правового режима нелинейных аудиовизуальных медиа-услуг и закрепления правового статуса провайдеров медиа-услуг неурегулированной останется проблема деятельности электронной прессы. Это дополнительно осложнит вопрос размежевания аудиовизуальных медиа-услуг и услуг электронных сетевых изданий и как следствие вызовет проблемы в определении соотношения правового статуса хозяйствующих субъектов, предоставляющих эти услуги. Таким образом, урегулирование правового положения провайдеров медиа-услуг должно сопровождаться определением правового положения электронных сетевых изданий.

Определенный опыт правового регулирования деятельности сетевых средств массовой информации на постсоветском пространстве уже существует. Так, согласно ст.2 Закона Российской Федерации "О средствах массовой информации" под сетевым изданием понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", зарегистрированный в качестве средства массовой информации 17 Хотя целесообразность легитимации деятельности Интернет-СМИ является дискуссионным вопросом и иногда вызывает возражения 18, в целом позиция российского законодателя в отношении регистрации сетевых изданий является оправданной, поскольку регистрационная процедура легитимации применяется к периодическим печатным изданиям как в Российской Федерации, так и в Украине и других государствах.

В данном случае регистрацию следует рассматривать как инструмент закрепления за лицом, отвечающим за информационное наполнение сетевого издания, правового статуса редакции, необходимого для участия в информационных, в том числе хозяйственно-информационных правоотношениях. Учитывая это, при разработке украинского законодательства об электронных сетевых изданиях их необходимо определить по аналогии с российским законодательством как вебсайты в сети Интернет, зарегистрированные как средства массовой информации. При этом регистрация должна быть добровольной по отношению ко всем веб-сайтам, кроме тех из них, которые используются для осуществления хозяйственной деятельности путем реализации линейных и нелинейных медиа-услуг, а также рекламных услуг. Такая обязательная регистрация будет способствовать повышению эффективности финансового и налогового контроля за электронными транзакциями.

Оценивая перспективы развития законодательства об электронных средствах массовой информации в Украине, стоит подчеркнуть необходимость системного подхода к заполнению пробелов соответствующего законодательства, касающихся правового статуса провайдеров программной услуги, провайдеров аудиовизуальных медиа-услуг, хозяйствующих субъектов, владеющими электронными сетевыми изданиями. Секторальный подход, проявляющийся в принятии отдельных законодательных актов в отношении разных

16 Зв^ НацюнальноТ ради УкраТни з питань телебачення i радю-мовлення УкраТни за 2012 рк [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nrada.gov.ua/userfiles/file/2013/Zvitna% 20informacia/zvit2012.pdf - С.117.

17 Закон Российской Федерации "О средствах массовой инфор-мациии"от 27.12.1991 р. № 2124-1 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/popular/smi/42_1 .html

18 Баранов О. А. Правове регулювання ЗМ1, що використовують

1нтернет-технологп // Правова Ыформатика. - 2012. - №2 (34). -

С.32-33.

видов средств массовой информации, который сегодня имеет место в Украине, в дальнейшем неприемлем, поскольку он не учитывает конвергентных процессов в развитии информационно-коммуникационных технологий, а также тенденций интеграции текстового и аудиовизуального контента. В связи с этим нельзя согласится с предложениями о принятии отдельного закона о средствах массовой информации в сети Интернет 19, тем более, что основная часть норм действующего законодательства, регулирующих деятельность традиционных средств массовой информации, может быть применена и в случае размещения массовой информации в сети Интернет 20

Обобщая сказанное, в качестве вывода необходимо отметить, что оптимальным путем совершенствования законодательства о средствах массовой информации, в том числе относительно их хозяйственной деятельности, является его кодификация в рамках подготовки Информационного кодекса Украины. Именно кодификация как способ систематизации законодательства позволит не только согласовать между собой существующие нормы, определяющие правовой статус разных видов средств массовой информации, выделить среди них общие и специальные нормы (касающиеся всех средств массовой информации и отдельных их видов), но и даст возможность заполнить пробелы в правовом поле относительно новых видов масс-медиа, в том числе провайдеров медиа-услуг, электронных сетевых изданий и т.д., в частности регламентировать хозяйственно-правовые аспекты их правового положения.

Относительно перспектив дальнейших исследований в этой области, следует отметить необходимость их сосредоточения на вопросах связанных с хозяйственно-правовым статусом провайдеров нелинейных аудиовизуальных услуг.

Список литературы:

Бурило Ю.П. ПРОБЛЕМЫ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ ДОГОВОРОВ ПУТЕМ ОБМЕНА ЭЛЕКТРОННЫМИ ДОКУМЕНТАМИ В УСЛОВИЯХ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ КОММЕРЦИИ В УКРАИНЕ // Бизнес в законе - 2013 г., №3.

Отзыв

На статью к.ю.н., доцента Бурила Ю. П.: "Хозяйственно-правовой статус электронных средств массовой информации в Украине в условиях развития информационно-коммуникационных технологий"

Развитие современных информационно-коммуникационных технологий существенно трансформирует хозяйственную информационную деятельность электронных средств массовой информации. Это, в свою очередь, оказывает влияние на их хозяйственно-правовой статус, который должен учитывать не только экономические, но и технические аспекты их деятельности. При этом научно-технический прогресс порождает новые виды электронных средств массовой информации, для регулирования деятельности которых правовая база в Украине, как и во многих других странах, еще не создана. Именно это и обуславливает актуальность данной статьи.

19 Красноступ Г. Правове регулювання „1нтернет - засоб'в масовоТ Мформаф" [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www. minjust. gov. ua/24640

20 Баранов О. А. Правове регулювання ЗМ1, що використовують 1нтернет-технологп // Правова Ыформатика. - 2012. - №2 (34). -С.37

В статье поднимаются вопросы, связанные с трудностями правового регулирования хозяйственной деятельности провайдеров программной услуги, вызванные появлением таких технологий интерактивного телевидения как IPTV и OTT TV. В связи с этим заслуживают внимание предложения автора статьи, направленные на изменение действующего законодательства Украины, которые обеспечат возможность распространения правового статуса провайдера программной услуги на субъектов хозяйственной деятельности, предоставляющих услуги OTT TV.

Представляет интерес также позиция автора касательно регулирования правового положения хозяйствующих субъектов, которые предоставляют так называемые нелинейные аудиовизуальные медиа-услуги, т.е. услуги, которые не распространяются по программному расписанию, а предоставляются по индивидуальному запросу пользователя. Учитывая опыт Европейского Союза, в статье предлагается ввести в правовое поле Украины новое понятие - провайдер медиа-услуг, охватывающее как организации предоставляющие линейные, так и нелинейные аудиовизуальные медиа-услуги. При этом убедительно обосновывается необходимость одновременно урегулировать правовое положение электронных сетевых изданий, поскольку их деятельность часто непосредственно связана с предоставлением помимо текстового также и аудиовизуального контента.

В то же время дискуссионными, хотя и заслуживающими внимания, кажутся предложения автора относительно государственной регистрации электронных сетевых изданий. С одной стороны определенный контроль за их деятельностью действительно необходим, особенно, когда речь идет об осуществлении с их помощью хозяйственной деятельности путем реализации электронной информационной продукции и услуг. В этом смысле регистрация может считаться организационной предпосылкой осуществления контроля. Однако, с другой стороны, учитывая трансграничность Интернета, можно предположить, что веб-сайты могут создаваться хозяйствующими субъектами Украины в иностранных доменных зонах, не подпадающих под юрисдикцию Украины и ее регистрационные процедуры.

В целом же статья подготовлена на высоком научном уровне, отвечает всем требованиям к подобного рода работам и может быть рекомендована к печати в научных юридических изданиях.

Научный консультант, академик Национальной академии правовых наук Украины, директор Института частного права и предпринимательства НАПрН Украины, к.ю.н., доцент О. Д. Крупчан

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.