Научная статья на тему 'Хозяйственная культура коренного населения Сибири'

Хозяйственная культура коренного населения Сибири Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
1349
86
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА / ТРУД / КОРЕННОЕ НАСЕЛЕНИЕ / ECONOMICAL CULTURE / LABOR / ABORIGINE

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Дегальцева Екатерина Александровна

Хозяйственная культура коренного населения Сибири XIX в. является составной частью общей экономической культуры. Она включает артефакты, ценности, установки, верования, модели и нормы поведения, возникавшие в результате хозяйственной деятельности в XIX в. Труд играл главную роль в повседневной жизни большинства населения Сибири. Среди коренного населения не был развит крестьянский земледельческий труд, трудовая специфика определялась географическими, гендерными и социальными особенностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The culture included artifacts, values, orientations, beliefs, modes and behavioral norms, appeared as a result of economy activity in 19 century. The labor played a main part in daily life of Siberian population. Among indigenous population peasant agriculture work did not work because of area settlement.

Текст научной работы на тему «Хозяйственная культура коренного населения Сибири»

2010 История №1(9)

УДК 908

Е.А. Дегальцева

ХОЗЯЙСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА КОРЕННОГО НАСЕЛЕНИЯ СИБИРИ

Хозяйственная культура коренного населения Сибири XIX в. является составной частью общей экономической культуры. Она включает артефакты, ценности, установки, верования, модели и нормы поведения, возникавшие в результате хозяйственной деятельности в XIX в. Труд играл главную роль в повседневной жизни большинства населения Сибири. Среди коренного населения не был развит крестьянский земледельческий труд, трудовая специфика определялась географическими, гендерными и социальными особенностями.

Ключевые слова: хозяйственная культура, труд, коренное население.

Опираясь на историко-генетический подход, специалистами выделяется такой тип культуры, как хозяйственная культура, понимаемая как система ценностей, смыслов, символов, знаний, традиций, обеспечивающих мотивацию и регуляцию хозяйственной деятельности, определяющих форму её существования, а вместе с тем и восприятие ее обществом. В хозяйственной культуре выделяют срединную, специализированные и экстремальные формы. Данный тип культуры является составной частью общей экономической культуры, представляющей собой ценностно-мотивационную систему, так называемую проекцию культуры (глобальной, национальной и региональной) на сферу социально-экономических отношений. Она включает артефакты, ценности, установки, верования, модели и нормы поведения, возникающие в результате хозяйственной деятельности и касающиеся процессов распределения ресурсов. В соответствии с областью поведения в экономической культуре выделяются следующие виды: культура труда, инвестиционная или сберегательная культура, потребительская культура и предпринимательская культура [1. С. 43-65]. В данном случае необходимо остановиться подробнее на региональной «проекции» и рассмотреть особенности хозяйственной культуры аборигенного населения Сибири и их роль в процессе освоения региона.

Занятия русского населения Сибири подробно рассмотрены в работах

В.А. Скубневского, Ю.М. Гончарова и др. [2-7]. Ими обозначена функциональная структура городов, проведен отраслевой, сословный и возрастной анализ трудовой деятельности, установлена её городская специфика в связи с процессами модернизации во второй половине XIX - начале XX в. Нами же преследуется цель провести социокультурный анализ трудовой деятельности, рассмотреть её ценностные и мотивационные аспекты, а также определить занимаемую долю в жизненном пространстве коренного населения. Трудовая составляющая образа жизни играла главенствующую роль в повседневности большинства жителей Сибири. Ведущими специалистами обоснован принцип труда как системообразующий принцип жизнедеятельности общества и человека [8. С. 14]. Ими доказано, что существует специфика труда в следующих отношениях: ландшафтном, климатическом, географиче-

ском, устанавливающем его социальную природу и соответствующие типы гражданско-государственного устройства социума. Определение социальных альтернатив должно основываться на цивилизационных особенностях российского социума, любые социальные проекты при их реализации преломлялись и будут преломляться через ландшафтную, духовно-нравственную, ментально-этническую составляющие российской цивилизации.

Как известно, хозяйственная культура определяется характером и динамикой материального производства и в то же время сама определяет его. Невозможно работать в любой сфере хозяйства и при этом не осознавать своей деятельности, не относиться к ней как к желанной или тягостной, престижной и почетной или позорной, обусловленной социальным статусом и потому гармоничной или, напротив, выводящей за пределы должных социальных отношений и потому нуждающейся в оправдании в глазах общества. «Представления о высокой духовной, моральной ценности той или иной деятельности, наделение её надобыденным смыслом побуждают активнее ею заниматься и наоборот» [9. С. 12-13].

В связи с тяжелым трудом, которым была заполнена повседневность аборигенного населения, а также и столь же нелегким процессом освоения окраин духовно-нравственная организация общества вряд ли была нацелена на воспевание и уважение мотивации труда и его результатов. В конце XIX в., по подсчетам А.Д. Марголиса, на 300 тыс. ссыльных в Сибири приходилось не менее 100 тыс. безвестно отсутствующих [10. С. 37]. Они оставались в крае, бродяжничали и производительным трудом не занимались. В лучшем случае они становились ремесленниками или нанимались в работники. Таких в Сибири называли «бродячей посельгой» [11. С. 77]. Томский губернатор А. А. Ломачевский в своем отчете в МВД за 1896 г. откровенно признавал, что «громадное число преступлений, падающих на ссылаемых, объясняется не столько порочностью, сколько безвыходным положением, в котором становятся ссыльные, совершенно не подготовленные к условиям жизни и заработка, ими встречаемым» [12]. Их поведение, несомненно, оказывало влияние и на аборигенов.

Крестьянским хозяйством, по подсчетам Н. Рубакина, занимался лишь один из десяти ссыльных, приписанных к сельскому обществу [11. С. 77]. Закон устанавливал особую квоту: в селении на 100 старожилов должно было приходиться не более 20 ссыльных, однако в круговой поруке они не состояли. В деревнях они сторонились местных жителей, жили особняком, и крестьяне их недолюбливали. Как отмечает М.В. Шиловский, у подавляющего большинства из них «отсутствовала мотивация к занятию честным трудом» [10. С. 37-38].

Именно через трудовую составляющую менталитета совсем другое - радушное и уважительное - отношение было у сибиряков к политическим ссыльным. Они обучали детей и взрослых грамоте, занимались общественно-просветительной работой. Со многими, ранее неизвестными в Сибири сферами деятельности местных жителей познакомили ссыльные поляки. Они научили сибиряков выделывать масло из кедровых орехов, культивировали пчеловодство. Трудовая специфика в Сибири определяется географическими

и социальными особенностями. В Тобольске, например, расположенном на пересечении двух сибирских рек Тобола и Иртыша, одной из ведущих отраслей являлось рыболовство. В начале ХХ в. с Севера в Тобольск за один зимний период доставлялось до 1 млн пудов мороженой рыбы [13]. Из-за отсутствия постоянных удобных путей сообщения (в частности, железной дороги Тюмень - Тобольск) эта отрасль постепенно пришла в упадок, так и не дав должного развития столь выгодному для края рыбному делу.

Примерно в последней декаде мая открывалась навигация и оживлялась трудовая деятельность тех, кто был связан с судоходством. До начала октября в местах стоянок пароходов шла бойкая торговля продуктами питания и промыслов. Жители Тобольска, Сургута, Нарыма и других расположенных на речном пути городов на пристанях ждали остановок проплывавших теплоходов, чтобы сбыть продукты своего хозяйства. Местные женщины вели торговлю молочными продуктами, баранками, хлебом, сибирскими шанежками, кедровыми орехами, рыбой и дичью. Широкое развитие судоходства давало и такой вид заработка, как заготовка и доставка «пароходских» дров, особенно в зимнее время. Отбывавший ссылку в г. Сургуте Тобольской губернии И.Я. Неклепаев даже отмечал, что перед этим «заработком, какой дают населению городов и сел, куда пристают пароходы», отступали на задний план традиционные промыслы [14. С. 306].

Уже современники подметили специфику отношения к труду в разных районах Сибири, связанную не только с климатическими условиями, но и с социально-экономическими особенностями. «Западная Сибирь, - писал Н. Рубакин, - занимает такое большое место, что в разных углах её людям приходится жить по-разному. Русские одичали в этих краях (север Тобольской губернии. - Е.Д.), стали походить на остяков... Русский народ тут неграмотен, хлебопашеством не занимается, от многого отвык и многое позабыл. Не умеют распилить бревна, бабы не умеют прясть» [11. С. 14].

В северных районах Восточной Сибири, особенно в Якутской области, где проживали преимущественно инородцы, оформилась особая трудовая этика. Зимой до 8 месяцев здесь приходилось сидеть дома, а остальную часть года (в конце лета и начале осени) мужчины проводили в лодке, занимаясь рыбными промыслами. Эта короткая пора для населения была самая счастливая и желанная. Помимо рыбалки, инородцы занимались охотой на пушного зверя и торговлей.

Зарубежные исследователи делают выводы об экстремальном характере российского освоения Сибири и даже определяют цену сибирского холода, которая может быть прямой и косвенной (цена адаптации) [15. С. 40-41]. Если прямая цена определяется ущербом вследствие сурового климата для строительства, развития промышленности, инфраструктуры, сельского хозяйства, рыбной ловли и в целом человеческого существования, то цена адаптации включает дополнительные расходы на обогрев зданий, особо прочные материалы и всё, что защищает общество от холода. По мнению Ф. Хилл и К. Гэдди, огромная площадь Российской империи не способствовала быстрому экономическому росту, а расширение её территории во многом нарушало связность её частей, причём это усугублялось продвижением

на восток, то есть во всё более холодные регионы с континентальным климатом. Сравнивая с историей экономического освоения США, Канады и Австралии, авторы считают, что в отличие от перечисленных стран, довольно быстро «сконцентрировавших» население, Россия «размазала» своё население по огромной территории, жертвуя при этом как качеством условий жизни, так и экономической эффективностью строившихся в Сибири промышленных предприятий.

Цена адаптации для человеческой жизни действительно была слишком высока. Постоянная зависимость потребления от природных условий приводила к вынужденным частым голодовкам, которые чередовались у местных жителей с обжорством. Жившие здесь русские в результате метизации, а также вынужденного жизненного стиля теряли трудовые навыки и физическую силу. Из наблюдений П. Рябкова, путешествовавшего по Колымскому округу, русские здесь редко что-то делали сами. «Дрова нарубить, печь класть, дом построить, кузнечное дело и др. делал якут или поселенец» [16.

С. 13]. Русские избегали и стыдились этих работ, особенно казаки, которые были на пайковом довольствии. В Нижнеколымске климат был суровей, а плотники и кузнецы - более искусны. Однако и здесь «тоже ленивы и зимой могли проспать несколько суток» [16. С. 15].

Большую часть трудового процесса у коренного населения занимало строительство и обустройство жилища. В северных частях Восточной Сибири инородцы строили избы без крыши (Нижнеколымск). Потолки в них были насыпаны землей. Такое жилище было не вполне приспособлено к суровому климату. Никаких украшений и узоров по дереву нигде не было. Многое у проживавших здесь русских было заимствовано у якутов, в том числе и внутренняя обстановка дома. В середине его стояли (вместо кровати) нары с оленьими шкурами [16. С. 21]. Жилье имело характерный запах, так как большая часть одежды была сшита из оленьих шкур, тут же хранилась провонявшая рыба и варился собачий корм из разложившихся остатков рыбы и оленьих кишок. Пол и стены женщины мыли один-два раза в год перед большими праздниками, однако посуду и столы скоблили и мыли довольно часто.

Жители здесь почти не пользовались постельным бельем, в ходу были лишь одеяла из заячьих шкур. Спали голые, мылись очень редко, всеми исследователями отмечается невежество в плане личной гигиены. Например, в Колымске и Верхоянске совсем не было бань. Даже летом женщины не купались в реках, и мужчины делали это крайне редко и далеко не все. Принято было мыться в доме только перед Пасхой и Рождеством. Поселенцы и приезжие, в отличие от местных, купались часто. Погода требовала добротной и практичной одежды. Инородцы её шили сами. В ней присутствовало очень много меха и теплых тканей. В полярных районах Сибири этническая одежда коренных народов (якуты, юкагиры, тунгусы) вытеснила русскую национальную одежду. Лишь приезжие и некоторые горожане здесь носили одежду и обувь европейского покроя: сюртуки, пальто, пиджаки, жилеты, женские платья, ботинки, сапоги. Однако материал оставался неизменным -оленьи шкуры, меха, сукно, ситец и плис [16. С. 23-24]. По мнению

О.Н. Шелегиной, заимствование некоторых элементов аборигенного костюма носило утилитарный, а не престижно-знаковый характер [17. С. 21]. Исследователь пишет о гибкости и силе людей, «сумевших адаптироваться в новой экологической и этнической обстановке», но при этом не утратить стрежня традиционной российской культуры [17. С. 21].

Охота была главным занятием мужчин. Она рассматривалась не только как основное трудовое занятие, но как основной элемент традиционного образа жизни. Инородцы употребляли в пищу всё, что приносили с охоты и собирательства. У теленгутов любимым мясом была конина, поскольку охота была менее распространена. Среди них все - и мужчины, и женщины -курили, поэтому было распространено выращивание табака [18. С. 117]. Среди аборигенного населения широко распространены были смешанные браки, особенно в северных районах Восточной Сибири, где проживало большое количество инородцев. Как уже указывалось, к метизации у современников было негативное отношение. Инородцы (тунгусы, ламуты, юкагиры, якуты и др.) не получали в достаточной степени солнечного тепла и света, принимали однообразную рыбную пищу (нередко плохо сохранившуюся), хлеба почти не употребляли, жили в неприемлемых гигиенических условиях, вели малоподвижный образ жизни. Не обремененные в суровых климатических условиях какими-либо занятиями местные жители по 4-5 раз в день устраивали чаепития [16. С. 14].

Земледелие среди инородцев было не распространено в большей степени в силу суровых климатических условий. Поэтому переселенцы из России редко шли туда, где жили инородцы, поскольку эти районы были не пригодны для занятия земледелием. Те, которые оставались, жили в этих местах не более одного-двух лет [11. С. 70]. Хлебопашеством не занимались не только на севере Тобольской губернии и в ряде местностей Восточной Сибири, но и в предгорных районах Алтая, где был более мягкий климат. Наиболее предприимчивые держали здесь пасеки, торговали медом и воском. Неподалеку, в Бийском округе (Томская губерния), был распространен ореховый промысел. Здесь им зарабатывали на жизнь более 1,5 тыс. семей. Занимались заготовкой орехов также в Тобольском и Туринском уездах. Скупщики покупали орехи от 1 руб. 80 коп. до 3 руб. 50 коп. за пуд. За осенний сезон два человека могли набрать до 250 мешков орехов [11. С. 31].

Несмотря на то, что приезжим казалось, будто Сибирь «чрезвычайно богатая страна, земля необыкновенно плодородна, и немного надо приложить труда, чтобы получить обильную жатву», местные жители, чтобы покорить этот край, трудились не покладая рук [19]. Высокое начальство, отправляя в места проживания инородцев священников, учителей, врачей, считало, что они с покорным равнодушием отправлялись в глухие места и там нередко «погружались в зимнюю спячку или спивались среди мертвящего холода, самоедов и медведей» [20]. Во время Первой мировой войны понизились цены на масло, рыбу, пушнину, что не замедлило отразиться на и без этого невысоком уровне жизни инородцев. Одновременно резко подскочили цены на предметы первой необходимости: мануфактуру, табак, спички, керосин, а в таежных районах - на порох и дробь. Большой интерес представляет и ген-

дерная специфика хозяйственной культуры инородцев. Так, например, у те-ленгутов вся домашняя работа лежала на плечах женщины. Они доили коров и коз, варили обед, шили бельё, верхнюю одежду и обувь. Мужчины же, по наблюдениям современника, только «едят, пьют, курят и спят» [18. C. 121].

Итак, психология коренного населения Сибири определялась трудом. Специфика хозяйственной культуры инородцев в Сибири XIX в. имеет адаптационный характер и состоит в преодолении суровых климатических и новых социальных условий, а также в постоянном взаимодействии с колонизаторами.

Литература

1. Положихина М.А. Культура организаций: Формирование и перспективы эволюции // Экономические и социальные проблемы России: Сб. науч. трудов. М., 2008. № 1: Экономическое поведение и этика. С. 43-65.

2. Земеров Б.И. Динамика численности и профессиональной структуры железнодорожников Сибири в период империализма // Из истории Сибири. Томск, 1974. Вып. 14.

3. Рабочий класс Сибири в дооктябрьский период. Новосибирск, 1982.

4. Вопросы экономической истории России XVIII-XX вв. Томск, 1996.

5. Зиновьев В.П. Сибирь в экономике России XVIII - начала XX в. // Сибирь в составе России XIX - начала XX в. Томск, 1999. С. 9-32.

6. Скубневский В.А., Старцев А.В., Гончаров Ю.М. Купечество Алтая второй половины XIX - начала XX в. Барнаул, 2001.

7. Скубневский В.А., Гончаров Ю.М. Города Западной Сибири во второй половине XIX -начале XX в. Часть I: Население. Экономика. Барнаул, 2003.

8. Марцева Л.М. Труд в контексте российской цивилизации (социально-философский аспект): Дис. ... д-ра экон. наук // Бюллетень ВАК Минобразования РФ. 2004. № 1. С. 14-19.

9. Зарубина Н.Н. Социально-культурные основы хозяйства и предпринимательства. М., 1998.

10. Шиловский М.В. Основные направления политики правительства по отношению к Сибири во второй половине XIX - начале XX в. // Сибирское общество в контексте модернизации XVIII - XX вв. Новосибирск, 2003.

11. РубакинН. Рассказы о Западной Сибири. М., 1908.

12. Российский государственный исторический архив. Ф. 1282. Оп. 3. Д. 240. Л. 156.

13. Известия ТГОУ (Томского городского общественного управления). 1908. № 13-16. С. 293.

14. Неклепаев И.Я. Народная медицина в Сургутском крае // Тобольский Север глазами политических ссыльных XIX - начала XX века / Сост. Л.П. Рощевская, В.К. Белобородов. Екатеринбург, 1998.

15. Fiona Hill, Clifford Gaddy. The Ciberian Curce: How Communist Planners Left Russia Out in the Cold. Wash., D.C.: Brookings Institution Press, 2003.

16. Рябков П. Полярные страны Сибири. (Заметки и наблюдения в Колымском округе) // Сибирский сборник. СПб., 1887.

17. Шелегина О.Н. Специфика историко-культурных процессов в западносибирской деревне феодального периода // Общественно-политическая мысль и культура сибиряков в XVII - первой половине XIX в. Новосибирск, 1990. С. 19-32.

18. НаумовН. Горная идиллия // Русское богатство. СПб., 1880. № 6.

19. Анненкова П.Е. Записки жены декабриста // http://www.annenk.html.

20. Флоринский В.М. Заметки и воспоминания // Русская старина. 1906. № 4. С. 130-131.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.