^ Теория и история культуры 109
ХОЗЯЙСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА: ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СУБЪЕКТЕ ХОЗЯЙСТВА
Т. А. Кузнецова
Московский государственный университет культуры и искусств
В статье анализируется проблема субъекта хозяйственной культуры в свете культурфилософско-го понимания сущности хозяйственной культуры, ее нравственно-этической основы. Автор статьи обращается к научным концепциям ряда известных отечественных исследователей для обоснования вывода ведущей роли творческой деятельности в понимании сущности субъекта хозяйства.
Ключевые слова: теория и история культуры, хозяйственная культура, философия хозяйства, духовные ценности, субъект хозяйства, «экономический человек», цель хозяйства, смысл труда, неэкономические факторы, инновации в хозяйственной деятельности, творчество.
The author of the article analyzes the problem of economic culture's subject in the light of cultural-philosophical essence comprehension of economic culture, its ethical basis. The author appeals to scientific conceptions of known researchers in order to substantiate the conclusion about the leading role of creative activity in the network of economy's subject.
Key words: theory and history of culture, economic culture, economy's philosophy, intellectual values, economy's subject, "economical human", economy's subject, aim of labor, non-economic factors, innovations in economic activity, creative work.
В наступившем втором десятилетии XXI века хозяйственная культура проходит через трансформацию, обусловленную теми изменениями, которые характеризуют современное общество на этапе перехода от индустриального к постиндустриальному этапа развития, а именно: повышением роли знаний, опыта и их носителя - человека, его творческой реализации, самоидентификации.
Изменения в конфигурации хозяйственной культуры характеризуются возрастающей субъектностью в труде, что актуализирует вопрос об определении понятия субъекта хозяйства. Субъектами специализированной хозяйственной культуры ряд исследователей определяет три группы. Первая группа создает инновации в хозяйственной культуре самой своей деятельностью. Вторая группа рефлексирует результаты этой деятельности, нахо-
дит и выделяет общее поле исследовательской активности с целью ее совершенствования, выясняет тенденции и перспективы развития. Третья группа - исполнители, выступает основным объектом воздействия со стороны тех, кто заинтересован в экономическом росте и развитии хозяйственной культуры. Определяя субъект хозяйства, мы согласимся с первыми двумя характеристиками, тем более, что при характеристике третьей группы отмечается то, что ее представители являются «объектом воздействия». В исследовании современного российского ученого Н.Н. Зарубиной (2, с. 53) субъектами хозяйственной культуры называются те классы, социальные и профессиональные группы, индивиды, которые заняты хозяйственной деятельностью осознанно. В первую очередь - это самостоятельные хозяева, такие как предприниматели - организа-
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 4 (42) июль-август 2011 109-111
110 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 4 (42) июль-август
торы производства и движения товаров и услуг, далее - это мелкие производители, крестьяне, ремесленники, а также наемные работники - менеджеры, рабочие и др. При этом автор поясняет, что субъектность участников хозяйства может быть неполной, если их деятельность не носит сознательного и отрефлек-сированного характера. Так, например, рабы являлись подневольными работниками, «говорящими орудиями», а не полноценными субъектами хозяйства, в отличие от свободных мелких собственников или арендаторов, имеющих осознанные мотивы хозяйствования, самостоятельно избирающих его формы и методы, стремящихся к повышению профессионального мастерства.
Исходя из посыла о том, что главное свойство субъекта - сознательная и отреф-лексированная деятельность в сфере хозяйства, разграничим понятия «субъект экономики» и «субъект хозяйства». В качестве исходной позиции примем вывод о том, что хозяйственная деятельность, в отличие от экономической, понимается не в терминах экономической эффективности, а в терминах морали. Как отмечает известный немецкий философ-экономист Петер Козловски, область экономики - это выбор средств при заданных целях, область этики - это выбор правильных целей и вытекающих из них ценностей и норм. «Именно субъект формирует свои экономические предпочтения, на основе своих мировоззренческих принципов выбирает из альтернативных возможностей добиться желаемого. Экономическое преуспеяние есть лишь результат, но не причина духовно-нравственных оснований жизни» (3, с. 66). Экономика, отделяясь от этики, вынуждена сама себе задавать цели - обогащаться ради обогащения. Экономика имеет цель в самой себе, то есть в получении максимальной прибыли, цель же хозяйства определяется духовно-идеологическими институтами общества. В развитии подобной точки зрения приемлемо утверждение о том, что хозяйственная культура обуславливается спецификой хозяйства, а экономическая культура - спецификой эконо-
мики. Вот почему в аксиосфере хозяйственной культуры преобладают духовные ценности, именно они наличествуют в системе мотивации хозяйствующих субъектов.
Опираясь на различия определений понятий «хозяйство» и «экономика», можно предположить, что в экономике духовно-культурные качества людей заменяются на функциональные, выгодные на рынке труда. Учитывая, что экономика абстрагируется от социальных связей, культурных ценностей, нравственных норм, идеологических и религиозных убеждений, традиций, эмоциональных реакций и т.д., экономический человек, homo economicus, как пишет известный российский философ С.Н. Мареев, «... есть воплощенный расчет, схема личности, утратившей все человеческие чувства, кроме одного, поразительного чутья собственной пользы» (4, с. 20). К подобной характеристике можно добавить, что при ориентации на экономический интерес - на прибыль, рентабельность, эффективность, из мотивации экономического человека исключаются все неэкономические факторы. И хотя такому субъекту присущи и осознанность, и рефлексирование, на наш взгляд, он не может являться хозяйствующим субъектом.
Субъектом подлинно хозяйственной деятельности не может быть ни «отчужденный, деклассированный пролетариат», ни homo economicus, человек экономический. «Субъект хозяйства - не счетное устройство, хотя он и считает, и решает, даже весьма успешно, но хозяйствующий субъект - это прежде всего человек со всеми страстями, порывами, слабостями, со всем комплексным многообразием. Хозяйствующий субъект - целый мир со свойственной ему трансцендентностью », - отмечает ведущий современный философ хозяйства Ю.М. Осипов (5, с. 81-82).
Исходя из вышеизложенного можно констатировать, что в свете культурфилософских традиций понятие хозяйственная культура включает в себя компоненты, содержание которых существенно важнее экономических. Это нравственные идеалы, религиозные представления о смысле человеческого существо-
04_óáí6éy_é_éóéüóó6ü.p65 110 1 03.10.2011, 18:19
Теория и история культуры 111
вания, эстетические и художественные каноны. Цель хозяйства, согласно этим традициям, заключается в служении нравственно-этическим ценностям, так как их существование первично по отношению к хозяйственной системе. Как писал С.Н. Булгаков в книге «Философия хозяйства»: «Всякая хозяйственная эпоха имеет свой дух и, в свою очередь, является порождением этого духа, каждая экономическая эпоха имеет свой особый тип "экономического человека", порождаемый духом хозяйства... Призрак "экономического человека" рассеивается при свете исторического исследования . хозяйственная деятельность может быть общественным служением и исполнением нравственного долга» (1, с. 233). Понимая хозяйство как синтез субъекта и объекта, необходимости и свободы, С.Н. Булгаков рассматривает хозяйство как творчество, которое всегда есть создание нового. Творчество как раз и характеризует духовную сторону хозяйства. «Дух хозяйства» придает направленность хозяйству, глубокий смысл, гуманистический характер. В современных исторических условиях творчество все более востребовано в трудовой деятельности, является необходимым качеством нового типа хозяйствующего субъекта, ибо присутствие твор-
ческого начала привносит в хозяйственные отношения момент осмысленности и соучастия, придает им новое, отвечающее «вызовам» современности содержание.
Таким образом, анализ отличий в хозяйственной и экономической деятельности, существенных различий между хозяйством и экономикой приводит к выводу о том, что субъектом хозяйства не может быть ни субъект экономики, ни экономический субъект, ни «экономический человек». Субъект хозяйства - это субъект, создающий инновации в хозяйственной деятельности, ведущий творческую и осознанную деятельность. Подлинный субъект хозяйства - это субъект, способный принимать ответственные решения, властвовать в первую очередь над собственными, в том числе и потребительскими, устремлениями, воспринимающий свое бытие в мире как уникальную ценность, осознающий смысл труда и его предназначение. Именно такое понимание субъекта хозяйства возможно при современном культурфилософс-ком подходе к анализу трудовой деятельности, к пониманию смысла хозяйства, при доминирующей роли хозяйственной культуры как фактора гуманизации постиндустриального общества.
Примечания
1. Булгаков, С. Н. Философия хозяйства / С.Н. Булгаков // Соч.: в 2 т. - М.: Наука, 1993. - Т. 1.
2. Зарубина, Н. Н. Социология хозяйственной жизни: Проблемный анализ в глобальной перспективе / Н.Н. Зарубина . - М.: Логос, 2006.
3. Козловски, П. Этическая экономия как синтез экономической и этической теории / П. Козловски // Вопросы философии. - 1998. - № 8.
4. Мареев, С. Н. Введение в пострыночную экономику / С. Н. Мареев. - М., 1993.
5. Осипов, Ю. М. Философия хозяйства / Ю. М. Осипов. - М.: Юристъ, 2001.