Научная статья на тему 'Хозяйства населения как форма малого предпринимательства в селах Хабаровского края'

Хозяйства населения как форма малого предпринимательства в селах Хабаровского края Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
95
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Хозяйства населения как форма малого предпринимательства в селах Хабаровского края»

шее развитие этих первоначальных ячеек может привести к их объединению в союзы, сначала районные, а далее и на более высоком уровне.

Это произойдет при том условии, что кооперация по сбыту будет успешно развиваться и привлекать в свои ряды все большие массы сельских жителей.

ХОЗЯЙСТВА НАСЕЛЕНИЯ КАК ФОРМА МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В СЕЛАХ ХАБАРОВСКОГО КРАЯ

А.Н. Бойко, мл. науч. сотр. Дальневосточного НИИ экономики, организации и планирования АПК

Малое предпринимательство в сельских районах развивается в сфере торговли и общественного питания. Занятость сельского населения Хабаровского края в сфере сельскохозяйственного предпринимательства незначительна. Это происходит из-за отсутствия первоначального капитала и поддержки на разных уровнях.

Экономические и аграрные реформы, ухудшение социально-экономической ситуации на селе способствовали переходу части сельского населения к натуральному хозяйству. В условиях резкого падения производства в сельскохозяйственных предприятиях личные подсобные хозяйства стали основным источником производства картофеля, овощей, мяса и молока. В условиях кризиса подворья крестьян являются одним из основных факторов выживания и самосохранения семьи.

Сектор личных подсобных хозяйств можно отнести к сфере малого предпринимательства, так как владельцы подворий используют свой потенциал и создают определенные блага. Каждый человек делает это специфично, сообразно своим способностям и целям: одним нравится физическая работа, другим - умственная, третьим - творческая, четвертым - управленческая. Но любую деятельность можно осуществлять с разными целями: получить некоторые средства для поддержания жизни, получить максимально больше средств, которых хватило бы еще и для организации какого-то дела, наконец, чтобы самовыразиться. Достигать эти цели можно разными средствами. Одни предпочитают организацию частного предприятия, другие согласны заниматься в работающем предприятии, третьи - только индивидуально, а четвертые - исключительно коллективно.

Уровень развития личных подворий территории во многом зависит от ряда факторов: социальнобытовых условий жизни на селе, степени развития крупного сельскохозяйственного производства, его взаимосвязей со всеми хозяйствующими субъектами, а также возможностей реализации излишков продукции личных подсобных хозяйств. Как показали опросы, лишь 10-12% сельских жителей Хабаровского края рассматривают личное подсобное хозяйство как форму хозяйствования, а для 80-90% это -один из способов выжить в критической ситуации. Экономический интерес к собственному подворью в основном обусловлен не законами рынка, а сложившимися условиями жизни.

Возрастание роли хозяйств населения в переходный период объясняется целой системой факторов, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное влияние на уровень, стабильность и эффективность производства.

При определении размеров отдельного хозяйства на территории края учитывали структуру семей

по их составу, наличие трудоспособных членов, тенденции изменения этой структуры под влиянием демографических процессов, что отражается не только на размерах обрабатываемых участков, но и на ритме жизнедеятельности семьи. Поэтому участников опроса - жителей Хабаровского края - разделили на четыре возрастные группы: 18-30 лет, 3145 лет, 46-60 лет, 61 год и старше. Обследования показали, что пик трудоспособного возраста занятости на подворье приходится на группы 31-45 лет и 46-60 лет с числом трудоспособных членов два-три человека. Как правило, в них входят супружеские пары с одним-двумя детьми в возрасте 12-15 лет, которые выполняют посильную работу по хозяйству. Для этих семей собственное подворье служит средством удовлетворения материальных потребностей, т.е. выращиваемая продукция потребляется внутри домохозяйства и частично реализуется на рынке.

На ЛПХ, состоящие из одного человека, в среднем приходится 8,3%, из двух - 25, из трех -24,7, из четырех - 21,1, из пяти и более - 16,7% из числа опрошенных. Данные социологических опросов указывают на то, что средний размер сельской семьи составляет 3,2 человека. Как по количественному, так и по демографическому составу семьи, ведущие личное подсобное хозяйство, существенно различаются. Одинокие семьи, как правило, представлены пенсионерами, а в семьях из пяти-шести человек преобладают трудоспособные.

Проводимые обследования указывают на то, что первая категория граждан (с единственным членом семьи) имеет приусадебный участок площадью 16 соток. В нашем случае данная группа состоит из одиноких людей пенсионного возраста 60-65 лет. Они выращивают на своих участках картофель и овощи, ягоды и фрукты, некоторые хозяйства имеют сельскохозяйственных животных. Это хозяйства потребительского типа.

Во вторую группу (два человека) входят семьи пенсионеров, смешанные семьи (пенсионер + безработный, пенсионер + работающий) и семьи из двух трудоспособных человек. Во второй группе хозяйств производят картофель, овощи, корма, содержат больше сельскохозяйственных животных. Лишнее количество полученного в хозяйстве картофеля 1 000-1 800 кг и молока в пределах 100-300 л реализуется на рынке или соседям. Таким образом часть хозяйств можно отнести к потребительски- товарному типу.

В третью группу респондентов входят родители с одним ребенком. Средний возраст опрашиваемых в этой группе - 42 лет, возраст детей - 18 лет. При желании данная группа респондентов свои потребительские хозяйства могла бы довести до хозяйств товарно-потребительского типа. Для этого имеются все предпосылки.

На семьи, состоящие из четырех человек, приходится 21,1% из общего числа опрошенных, они составляют четвертую группу. Эта группа представлена супружескими парами с двумя детьми, неполными семьями (родитель и трое детей), смешанными семьями - представитель старшего поколения, молодая семья и ребенок, двумя семьями, проживающими вместе. Для этой группы опрашиваемых характерно наличие наибольшего среднего размера приусадебного участка. Такие подворья специализируются исключительно на производстве картофеля, т.е. на семью приходится от 1 750,0 до 2 500,0 кг. На подворьях содержатся все виды животных, но особенно выделяются хозяйства по содержанию свиней. Опрашиваемые семьи заинтересованы в получении не только продуктов питания, но и значительной прибавки к семейному бюджету. Представленные хозяйства можно отнести к хозяйствам товарного типа, так как в основном они сориентированны на рынок.

К пятой группе относятся 16,7% опрошенных семей. В основном группа представлена двумя совместно проживающими семьями, т.е. представители старшего поколения и молодой семьей с одним ребенком или представителем старшего поколения + семейной парой с двумя и более детьми; также она может быть представлена семейной парой и несовершеннолетним ребенком + молодоженами; исключение составляют семейные пары с тремя и более детьми, их удельный вес достигает 15%. Представленная категория семей производит все виды сельскохозяйственной продукции. Как и хозяйства третьей группы, при желании владельцев можно довести подворья до хозяйств товарно-потребительского типа.

Размеры производства в ЛПХ в значительной мере зависят не только от численности домохозяйства, но и от площади обрабатываемой земли. Группировка по этому признаку показала, что основная масса хозяйств (55,4%) обрабатывает по 0,15 га и производит на 1 хозяйство картофеля 2 345 кг, овощей 625 кг, молока 750 л, мяса 160 кг, яиц 150 шт. Хозяйства, использующие более 0,76 га составляют лишь 4,3%, на 1 хозяйство производится 9 100 кг картофеля, 500 кг овощей, 1 300 л молока, 205 кг мяса, 385 шт. яиц.

Реализацией продукции занимаются как одинокие семьи, так и семьи с детьми. Для всех сельских жителей это основной источник получения продуктов питания и дополнительных доходов. Современное сельскохозяйственное производство невозможно вести без товаров промышленного производства. Поэтому в валовом совокупном доходе семьи должна быть денежная составляющая. Даже в потребительском семейном хозяйстве ее размер должен быть не меньше стоимости приобретаемых материальных ресурсов.

Хозяйства с большой площадью земли в Хабаровском крае единичны. Но даже при этом, как показали данные опроса, они не могут обеспечить се-

бе прожиточного минимума. Так, при объеме реализации картофеля 13,5 т из выращенных 15 т по цене 4 тыс. р./т может быть получена выручка 54 тыс. р. Она не обеспечивает семье из трех трудоспособных человек прожиточного минимума 108 тыс. р. в год, а следовательно, такое хозяйство является подсобным. Установленный максимальный размер земельной площади ЛПХ в Хабаровском крае (4,5 га) позволил построить модели товарных хозяйств, приносящих доход и обеспечивающих занятость всех членов семьи (табл. 1).

В целом хозяйства населения Хабаровского края сохраняют натуральный и полунатуральный характер. Товарность хозяйств Хабаровского края составляла в 1999-2001 гг. по молоку 25%, мясу 10, картофелю и овощам 7%. Опрос хозяйств жителей района им. Лазо показал, что владельцы хозяйств продают свою продукцию в основном самостоятельно, на внутри-деревенских рынках и соседям хозяйства 37%, а частным скупщикам из города - 31%.

Дальнейшее развитие ЛПХ Хабаровского края предполагает оказание им стабильной экономической поддержки. В связи с этим основной объем работы по поддержке личных подворий призваны осуществить субъекты Федерации, районные и поселенческие муниципальные образования. Для этого необходимо на территории края принять программу развития мелкотоварного производства продукции сельского хозяйства в личных подсобных хозяйствах сельского населения, предусматривающую устойчивое развитие и повышение их эффективности, социальную защищенность сельских жителей в условиях рыночных отношений, развитие сотрудничества частных и коллективных хозяйств.

Осуществлению такой программы будет способствовать приоритетный национальный проект «Развитие АПК», направленный на ускоренное развитие животноводства и стимулирование развития малых форм хозяйствования в агропромышленном комплексе при расширении доступности кредитных ресурсов для ЛПХ и К(Ф)Х и создаваемых ими сельскохозяйственных потребительских кооперативов. Учитывая практически полное отсутствие развития кооперативного движения в крае и трудности сбыта продукции, стимулирование создания заготовительных и снабженческо-сбытовых структур, развитие кредитной кооперации, а также производств по переработке сельхозпродукции, производимой ЛПХ и К(Ф)Х, позволят развивать малое предпринимательство. Другим направлением развития должно стать совершенствование организационных и экономических взаимосвязей между владельцами личных подворий, коллективными сельскохозяйственными предприятиями и органами исполнительной власти на основе заинтересованности в конечных результатах производства и реализации.

№ Показатели Растениеводческие хозяйства Животноводческие хозяйства

п/п Пригородные Удаленные Пригородные Удаленные

1 Число членов домохозяйства, чел. 5 5 5 5

Число трудоспособных, чел. 3 3,2 3 3,2

2 Площадь сельхозугодий, га 4,5 4,5 4,5 4,5

В том числе: пашни 2,0 2,0 2,0 2,0

3 Посевов всего, га 2,5 2,5 2,5 2,5

В том числе зерновых 0,3 0,2 0,5 0,2

картофеля 1,7 2,0 1,7 2,0

овощей 0,5 0,3 0,5 0,3

4 Поголовье, гол

КРС 1 1 2 3

в том числе коров 1 1 1 2

свиней 1 2 1 4

свиноматок - - 1 2

птицы 20 25 20 35

5 Производство

картофеля, ц 234,8 276,2 234,8 276,2

овощей, ц 95,6 57,3 95,6 57,3

говядины, ц ж.в. 1,5 1,5 3,0 6,0

свинины, ц ж.в. 0,82 1,64 0,82 2,40

птицы, ц ж.в. 0,15 0,15 0,15 0,25

молока, ц 28,3 56,6 28,3 56,6

яиц, шт. 1000 1250 1000 1250

6 Реализация продукции, кг

картофеля 15 000 35 000 15 000 30 000

овощей 4 500 5 000 4 500 5 000

молока 466 829 466 1 600

мяса 80 100 150 350

7 Выручка от реализации, р.

картофеля 56 000 87 500 56 000 75 000

овощей 43 650 42 500 43 650 42 500

молока 4 520,2 7 046 4 520,2 13 600

мяса 2 456 1 760 4 605 6 160

8 Выручка от реализации продукции, р. 106 626,2 138 806 108 820,2 137 260

9 Затраты на производство, с учетом покупных кормов), р.:

при 50%-ной их покупке 38 837,9 45 838,4 49 722,4 79 133,4

при 100%-ной их покупке 53 297,9 62 573 71 641,9 120 063,9

10 Валовой доход, р.

I вариант 67 788,3 92 967,6 59 097,8 58 126,6

II вариант 53 328,3 76 233 21 919,5 17 196,1

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.