Samorukova Antonina G.
Researcher Fellow of the Barents Centre of the Humanities of the Barents Centre of the Humanities, FRC KSC RAS
Petrov Valentin P.
Dr. Sci. (Geology-Mineralogy), Professor, Chief Research Fellow of the Barents Centre of the Humanities, FRC KSC RAS
DOI: 10.25702/KSC.2307-5252.2019.10.2.109-122 УДК 94(470.22)"19"
С. Н. Филимончик
«ХОЗЯЕВА ЗЕМЛИ» ИЛИ «ХОДОКИ»?
СОВЕТЫ КАРЕЛИИ В УСЛОВИЯХ КОНСТИТУЦИОННОЙ РЕФОРМЫ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ 1930-Х ГОДОВ
Аннотация
Рассмотрено проведение конституционной реформы второй половины 1930-х гг. в Карельской АССР (КАССР). Охарактеризованы избирательные кампании 1937— 1940 гг., выявлены факторы, влиявшие на электоральное поведение граждан. Проанализированы состав и основные направления работы Верховного Совета и Президиума Верховного Совета КАССР в 1938-1940 гг. Показано влияние начала Второй мировой войны на деятельность органов власти приграничной Карелии.
Ключевые слова:
выборы, избиратель, депутат, сессия, Верховный Совет, Президиум Верховного Совета.
Svetlana N. Filimonchik
"LAND OWNERS" OR "WALKERS"?
THE COUNCILS OF KARELIA IN THE CONTEXT
OF THE CONSTITUTIONAL REFORM OF THE SECOND HALF OF THE 1930S Abstract
The article focuses on the constitutional reform of the second half of the 1930s in the Karelian Autonomous Soviet Socialist Republic. It discusses the election campaigns of 1937-1940 and identifies the factors which influenced the citizens' electoral behavior. The article analyzes the composition and main activities of the Supreme Council and the Presidium of the Supreme Council of the KASSR in 1938-1940. It demonstrates how the beginning of the Second World War influenced the authorities' work in the near-border Karelia.
Keywords:
elections, voter, deputy, session, Supreme Council, Presidium of the Supreme Council.
Большевики, пришедшие к власти с лозунгами отрицания ценностей парламентаризма, в Конституции 1936 г. закрепили права и свободы граждан, разделение властей, ввели всеобщее, равное, прямое избирательное право при тайном голосовании. Теперь властная элита должна была в большей степени формироваться через процедуру выборов, нежели через назначения и кооптацию. Смена управленческих кадров проводилась в условиях жестоких политических
чисток и репрессий. Столь варварский способ замещения был чреват снижением качества управления и обусловил усиление контроля над малоопытными политиками. Статья 126 Конституции 1936 г. впервые закрепила особую роль в обществе Всесоюзной коммунистической партии большевиков (ВКП(б)) как ядра всех государственных организаций. Очень сильно повлияло на ход реформы начало Второй мировой войны. В чрезвычайных условиях требовалась готовность быстро принимать сложные управленческие решения: внешнеполитические цели государства диктовали изменение территории, состава населения и административно-государственного устройства.
Изучение конституционной реформы второй половины 1930-х гг. историки успешно ведут на материалах высших органов власти СССР и РСФСР, что позволяет глубже понять ведущие тенденции политических изменений, факторы, их определяющие, и рассмотреть процесс перераспределения власти между основными политическими силами. Эту работу необходимо сочетать с изучением хода реформы в регионах, автономных республиках РСФСР, на местах. Рассмотрение феномена власти в сталинское время на материалах небольших социальных общностей, отдельных политических институтов дает возможность активнее связать политический процесс с конкретной социальной реальностью, с коллективным сознанием, ценностными установками.
На материалах Карельской АССР реформа емко охарактеризована в исследованиях А. И. Бутвило [Бутвило, 2008] и Л. И. Вавулинской [Вавулинская, 1994], а также в коллективной монографии по истории представительной власти Карелии (соответствующий раздел написан М. И. Шумиловым) [Представительная власть..., 2006]. Автор данной статьи ставит целью рассмотреть избирательные кампании 1937-1940 гг., опыт работы новых представительных органов власти Карельской АССР и показать, как в ходе реформы выстраивались отношения «власть — подчинение» у основных участников политического процесса: избирателя, депутата, партийного работника. Хронологически статья охватывает вторую половину 1930-х гг. — от начала конституционной реформы до преобразования Карельской АССР в Карело-Финскую ССР (КФССР). Общественно-политическое развитие КФССР в 1940 г. рассмотрено частично, в основном на материалах избирательных кампаний в местные Советы, другие важные политические мероприятия уже освещены в трудах С. Г. Веригина [Веригин, 2009], Ю. М. Килина [Килин, 1999], В. Г. Макурова [Макуров, 2001].
Источниковую базу исследования составили опубликованные стенограммы сессий Верховного Совета КАССР и хранящиеся в Национальном архиве Республики Карелия различные группы делопроизводственных документов. Протоколы сессий Верховного Совета КАССР, заседаний Президиума Верховного Совета КАССР за 1938-1940 гг. позволили выявить принятые законодателями решения и охарактеризовать их подготовку и обсуждение. В стенограммах карельских областных партконференций 1938-1939 гг. представлен материал о партийном руководстве избирательными кампаниями. Автором изучены отчеты о работе депутатов Верховного Совета Карелии, о деятельности избирательных комиссий, работе агитаторов. Адресованные начальству отчетные документы далеко не всегда ограничивались перечислением успехов и достижений. Зная о возможных проверках, авторы стремились указать на недостатки и провалы с тем, чтобы первыми объяснить их причины, в том числе сославшись на «происки врагов». Учетные карточки депутатов Верховного
Совета КАССР позволили представить характеристику депутатского корпуса с демографической, национальной, профессиональной, образовательной стороны. Для уточнения биографических сведений привлекалась периодическая печать Карелии конца 1930-х гг. Исследование выполнено на основе историко-критического и конкретно-проблемного методов и контекстуального подхода.
17 июня 1937 г. XI Всекарельский съезд Советов утвердил первую в истории Карелии Конституцию. В структуре текста, в содержании основных глав она была тождественна Конституции РСФСР и СССР и закрепляла всеобщие, равные, прямые выборы при тайном голосовании. В 1937-1938 гг. граждане КАССР приняли участие в выборах в Верховный Совет СССР и Верховный Совет РСФСР. В 1938 г. они избрали Верховный Совет Карельской АССР. В 1939 г. шла подготовка к выборам в местные Советы. Из-за советско-финляндской войны Президиум Верховного Совета КАССР принял решение выборы отложить [НАРК. Ф. 689. Оп. 15. Д. 8/18. Л. 177.], они состоялись уже в КФССР декабре 1940 г. В июне того же года на территории новой союзной республики прошли выборы в Верховный Совет СССР и Верховный Совет КФССР.
Для власти выборы стали серьезным политическим экзаменом, потребовали больших организационных усилий. Местные советы составляли списки избирателей. В условиях высокой миграционной активности непросто было добиться полноты учета избирателей. В 1937-1938 гг. раскручивался маховик репрессий, арестованных граждан не всегда успевали вычеркнуть из списков избирателей. С этим связывают относительно невысокую явку на выборы в 1937 г. в ряде поселений. Например, в рабочем поселке Кондопога не пришли на выборы 10 % избирателей [НАРК. Ф. 3. Оп. 4. Д. 234. Л. 50]. В 1940 г. выборы впервые проводились на территориях, вошедших в состав Карелии после советско-финляндской войны. Состав населения там постоянно менялся в связи с прибытием переселенцев и перемещениями воинских частей, что затрудняло подготовку избирательной документации.
Для приема избирательных бюллетеней и подсчета голосов создавались участковые избирательные комиссии численностью 6-10 человек из расчета одна комиссия на 1,5-2 тыс. избирателей. Регистрацию кандидатов, снабжение участковых избирательных комиссий бюллетенями, утверждение результатов выборов по округу, выдачу депутатских удостоверений об избрании проводили окружные избирательные комиссии. На выборах в Верховный Совет КАССР в 1938 г. в работе избирательных комиссий участвовало 4,9 тыс. человек. В 1940 г. на выборах в Верховный Совет КФССР численность работников избиркомов увеличилась до 10,4 тыс. человек, в местные советы Карелии в избирательных комиссиях работало более 35 тыс. человек, около трети из них составляли женщины [НАРК. Ф. 1215. Оп. 1. Д. 1/1. Л. 177].
Партийные организации контролировали состав избирательных комиссий, особое внимание уделяли подбору кандидатур председателя и секретаря комиссии. Подсчет голосов на избирательных участках проводился часто в присутствии секретарей райкомов партии и других партийных работников.
Девятая глава Конституции КАССР определяла, что выставлять кандидатов в депутаты имеют право общественные организации и общества трудящихся. Они были четко перечислены: коммунистическая партия, профсоюзы, кооперативы, организации молодежи, культурные общества (ст. 109). Когда
обсуждался проект Конституции, поступали предложения о том, чтобы разрешить выставлять кандидатов в депутаты отдельным избирателям, но эти предложения решительно отклонялись [НАРК. Ф. 1215. Оп. 1. Д. 1/1. Л. 116].
Общественные организации выдвигали кандидатуры, предложенные партийными органами. Открыто критиковать такую практику могли позволить себе немногие, например, представители силовых структур, но и для них это было небезопасно. М. Б. Шнеерсон, заместитель начальника Сегежстроя Беломорско-Балтийского комбината НКВД, в выступлении на XIV областной партконференции (июнь 1938 г.) назвал процедуру навязывания трудовому коллективу кандидата в депутаты «бесцеремонным нарушением основ нашей демократии». При этом он отмечал: «Мы никаких претензий против кандидата, которого нам предложили, не имеем, да и не можем иметь, так как мы мало его знаем». Не устраивало то, что трудовому коллективу не дозволялось самому определить достойного, а ведь «мы — самая крупная стройка в крае». О кандидате руководителю предприятия сообщили партийные органы, когда тот уже выехал на предприятие: «Звонят по телефону: приезжает человек. И выкладывай его перед народом» [НАРК. Ф. 3. Оп. 5. Д. 184/5. Л. 89-90]. В октябре 1938 г. Шнеерсон арестован как «участник контрреволюционного заговора» и в феврале 1939 г. расстрелян.
Законодательно не запрещалось выдвижение нескольких кандидатов в депутаты, но на практике во всех избирательных округах выдвигался только один кандидат. Власти боялись альтернативных выборов после коллективизации, падения уровня жизни начала 1930-х гг., стремились запугать и изолировать потенциально недовольных властью. Не случайно избирательная кампания 19371938 гг. совпала с «большим террором». На каждого из кандидатов запрашивались данные из НКВД. По результатам проверки вместо выдвижения в депутаты гражданина могли даже арестовать. Так, в разгар избирательной кампании кандидата в депутаты Верховного Совета СССР председателя Олонецкого районного исполнительного комитета (РИК) Ивана Сидоровича Тимофеева арестовали как «врага народа» и через месяц расстреляли [НАРК. Ф. 1552. Оп. 1. Д. 432. Л. 9, 11].
После одобрения партийных органов и НКВД следовало «официальное» выдвижение кандидатуры на собрании трудового коллектива. На данном этапе могли звучать критические высказывания в адрес предложенных райкомами кандидатов, при голосовании они получали несколько голосов «против». Выдвиженец, как правило, работал в этом трудовом коллективе, люди хорошо знали и его сильные стороны, и его недостатки.
С невиданным доселе размахом развертывалась агитационная работа. Газеты печатали фотографии и биографии кандидатов, мнение о них сослуживцев. В печати обязательно акцентировалось крестьянское или рабочее происхождение кандидата, тяготы жизни его семьи до революции, подчеркивался его вклад в социалистическое строительство, прежде всего, его участие в стахановском движении, из личных качеств человека выделялись трудолюбие, чувство долга. Власть сумела отобрать на выборы действительно много достойных и порядочных людей, пользовавшихся авторитетом среди земляков.
Для их поддержки был сформирован многочисленный отряд агитаторов. На выборах местных советов в 1940 г. с населением работало более 15 тыс. агитаторов. Агитатор должен был посетить каждую семью в доме, к которому был
прикреплен. Во-первых, это позволяло вести работу с учетом потребностей избирателей разного возраста, статуса, образования, во-вторых, каждый избиратель попадал в зону контроля.
Промолчав на собраниях, в беседе с агитатором в домашней обстановке граждане позволяли себе высказать критическое отношение к избирательному процессу. Так, проживающий на хуторе «Сиг-завод» Пегиев пришедшему к нему домой агитатору заявил: «Я уже несколько раз читал эти биографии, а за Лебедеву все равно голосовать не буду, и заставить меня никто не может. Зачем выдвинули только двух, а не четырех кандидатов и не тех, кого мы хотим» [Советы Карелии..., 1993: 203]. Данное высказывание сразу же попало в сводку НКВД, ибо одной из задач агитаторов было изучать общественные настроения и выявлять нелояльно настроенных.
В день выборов контроль за избирателями приобретал особую значимость: по часам велась оперативная отчетность с целью своевременно «принять меры для обеспечения 100 % явки» [НАРК. Ф. 8. Оп. 1. Д. 56. Л. 16]. Гонка за количественными показателями всячески поощрялась. Рабочих по окончании смены привозили на избирательные участки организованно. Всякий случай отказа от участия в выборах расценивался как проявление антисоветских настроений.
К избирательной кампании широко привлекали деятелей профессионального и самодеятельного искусства. Они помогали создавать в день выборов праздничную атмосферу. На избирательных участках находились гармонисты и баянисты, звучали патефоны. На близлежащих улицах устраивались танцы, выступления художественной самодеятельности, играли духовые оркестры. На каждом участке с раннего утра работали буфеты, в которые сразу же выстраивались очереди. Голосование начиналось в 6 часов утра. К этому времени у избирательных участков уже стояли десятки людей, желавших проголосовать первыми.
Избирательные кампании позволили действующей власти утверждать, что она опирается на доверие народа. Так, в выборах в Верховный Совет КФССР в 1940 г. участвовало 99,66 % избирателей. Из них за предложенных кандидатов проголосовало 98,48 %. Итоги выборов на сессии Верховного Совета КФССР в июле 1940 г. характеризовались как «преданность карело-финского народа советскому правительству, большевистской партии и вождю народов» [НАРК. Ф. 1215. Оп. 1. Д. 1/1. Л. 95, 164].
Отличные от официальной точки зрения версии происходящего избиратели все же доносили до властей, но специфически. В кабине для тайного голосования порой создавались пространные записки-рассуждения, наполненные то горечью, то иронией. В спецсообщении НКВД приводилась, например, записка, выявленная на избирательном участке № 34: «.Хотят нам, дуракам, глаза замутить выборами и конституциями. чтобы каждый советский гражданин был в УСЛОНе не год, не пять, а 25 лет, и этого добиваются наши руководители, чтобы работали остальной век свой бесплатно и жили из-под палки. Зато жить стало лучше и веселее, но дать стало нечего есть рабочему» [Советы Карелии, 1993: 203]. Критические по отношению к власти настроения проявились в характерных надписях на избирательных бюллетенях: «Все равно коммунисты без нас кого хотят, того и выберут»; «Теперь в Карелии орудуют настоящие националисты, а арестовывают ни в чем неповинных честных финнов» [НА РК. Ф. П-3. Оп. 4. Д. 271].
Согласно ст. 19 Конституции КАССР, Верховный Совет являлся высшим органом государственной власти КАССР. Верховный Совет КАССР был избран в июне 1938 г. В его состав вошло 102 депутата. Ранее на Всекарельские съезды Советов избиралось намного больше делегатов, что отнюдь не способствовало эффективной работе «хозяина Карельской земли». Выделим в составе депутатского корпуса несколько значимых групп. Депутатами Верховного Совета КАССР стали члены Политбюро ЦК ВКП(б) и лично И. В. Сталин. Практической работы в Верховном Совете Карелии они, конечно, не вели, их избрание, скорее, символизировало почтение и преданность населения вождям и обеспечивало контроль центра над деятельностью представительной власти карельской автономии. Депутатами являлись 8 ответственных партийных работников, 11 членов республиканского правительства, 7 сотрудников НКВД, 5 военнослужащих. Партийные функционеры и государственные служащие обеспечивали стабильность и преемственность государственной работы, сохранение сложившейся модели управления. Депутатами стали всего 2 директора завода, но 8 рабочих и мелких служащих. Победу колхозного строя в Карелии символизировало избрание депутатами 12 колхозников и 5 работников МТС [НАРК. Ф. 414. Оп. 1. Д. 1/8. Л. 99]. Избранные в высший законодательный орган республики рабочие и крестьяне не имели опыта законотворческой деятельности, они хорошо знали трудности жизни населения и являлись связующим звеном между номенклатурной властью и простыми людьми.
За время своей работы депутаты провели три сессии Верховного Совета КАССР. Первая сессия состоялась в дни празднования 15-летия КАССР — 26-29 июля 1938 г. На сессии был избран председатель Верховного Совета КАССР. Им стал ответственный партийный работник — второй секретарь Карельского обкома ВКП(б) тверской карел Дмитрий Петрович Смирнов. В годы Гражданской войны он служил в ВЧК, в 1920-1930-е гг. находился на руководящей партийной работе в национальных регионах — в Башкирии, Казахстане, Украине, в 1937 г. по решению ЦК ВКП(б) направлен в Карелию [Медвежьегорский..., 1938]. На высоком государственном посту Смирнов проработал четыре месяца. Несмотря на то, что по закону он обладал неприкосновенностью (ст. 33 КК), председатель Верховного Совета КАССР был арестован по «делу лингвистов». Когда массовый террор был остановлен, дело о якобы финнизации литературного карельского языка развалилось [Белоусов, 2014], Смирнов был освобожден и уехал в Москву. В августе 1939 г. председателем Верховного Совета был избран Николай Афиногенович Орлов, редактор республиканской газеты «Красная Карелия». В его обязанности входило в основном руководство заседаниями Верховного Совета (ст. 26 Конституции КАССР).
На первой сессии депутаты создали постоянные комиссии Верховного Совета КАССР: для разработки проектов республиканских законов — Комиссию законодательных предположений (председатель Павел Илларионович Мищенко); для рассмотрения бюджета и проверки его использования — Бюджетную комиссию (председатель Александр Васильевич Егоров).
Был решен вопрос о возмещении депутатам расходов, связанных с выполнением депутатских обязанностей. С этой целью каждому депутату из бюджета выделялось 300 рублей ежемесячно, во время сессий выплачивались суточные в размере 50 рублей. Депутаты получили право бесплатного проезда по железнодорожным и водным путям Карелии.
На первой сессии было сформировано правительство республики. При обсуждении этого вопроса прежде парадный настрой выступлений сменился острой критикой ситуации на местах, поскольку в ведении республиканского правительства находились отрасли, существенно влиявшие на повседневную жизнь граждан. Много нареканий звучало в адрес Наркомата местной промышленности: ни одно из предприятий республиканского подчинения не выполнило полугодовой план, руководители местных производств плохо знали запросы потребителей. Резкой критике подверглась работа Наркомата торговли. Хотя в 1934-1937 гг. товарооборот в Карелии вырос вдвое, в торговле многими товарами сохранялись перебои [Первая сессия., 1938: 58]. Остро критиковали депутаты работу Наркомата коммунального хозяйства. В Карелии осваивалось меньше половины средств, отпущенных на жилищное строительство, нехватка жилья оставалась одной из самых острых социальных проблем [Там же: 63]. Были выявлены существенные недостатки в работе Наркомата здравоохранения. Запаздывал ввод в действие родильных домов и детской больницы, в районах не хватало врачей [Там же: 62]. Покритиковав деятельность республиканского правительства, депутаты тем не менее единогласно утвердили новый состав СНК КАССР, в котором большинство членов правительства сохранили свои посты.
На первой сессии Верховного Совета КАССР суровой критике подверглась национальная политика, проводившаяся в Карелии в 1920-х — начале 1930-х гг. Осуждались повсеместное выдвижение финнов на руководящие посты, насаждение финского языка, финской литературы, искусства. Критикуя административные методы, насаждение институтов финской культуры, председатель Президиума Верховного Совета КАССР Марк Васильевич Горбачев категорично заявил, что финский язык «вовсе не нужен карельскому населению» [Красная Карелия, 1938]. На этой сессии депутаты единогласно приняли решение об исключении из Конституции КАССР финского языка как государственного и внесли соответствующие изменения в текст Основного закона. Тем не менее через два года Верховный Совет КФССР фактически признал неверным это политизированное решение, принятое в условиях массовых репрессий. В докладе председателя Президиума Верховного Совета КФССР Отто Вильгельмовича Куусинена на первой сессии Верховного Совета КФССР подчеркивалось: «Мы к финскому языку относимся с почетом, и у нас финский язык является государственным языком, у нас печатаются книги, газеты на финском языке, обучение в школах с осени будет проходить на финском языке» [НАРК. Ф. 1215. Оп. 1. Д. 1/1. Л. 57].
Вторая сессия Верховного Совета КАССР состоялась с нарушением конституционных сроков созыва, через год — 7-10 августа 1939 г. На ней был рассмотрен вопрос об исполнении республиканского бюджета за 1938 г. [Вторая сессия., 1939: 8, 10]. Этот бюджет не проходил утверждения в Верховном Совете, и многие депутаты впервые знакомились с ним. Нарком финансов КАССР Сергей Степанович Ракчеев доложил, что доходы Карелии в 1938 г. составили 189,3 млн руб. — 99,8 % назначения. Полностью получить запланированные доходы не удалось из-за того, что республиканская промышленность не справилась с производственными заданиями. Расходная часть республиканского бюджета — 184,8 млн руб. была выполнена на 98,1 %. Недовыполнение было связано с тем, что в республике не смогли полностью освоить средства на строительство жилья и объектов здравоохранения.
Депутаты заслушали два доклада о бюджете КАССР на 1939 г. — наркома финансов Ракчеева и председателя Бюджетной комиссии Верховного Совета КАССР Егорова. Верховный Совет принял Закон о бюджете Карельской АССР на 1939 г., в нем предусматривались бюджетные доходы в сумме 217,5 млн руб. и расходы — 195,1 млн руб. Доходы, превышающие расходы, подлежали передаче на общегосударственные нужды [Там же: 57]. Были также утверждены районные бюджеты, бюджет Петрозаводска, дотации из республиканского бюджета в бюджеты местных Советов. Решение о бюджете 1939 г., принятое в августе того же года, запоздало, но бюджет СССР, частью которого являлся бюджет Карелии, был утвержден также с запозданием. Исполнение этого бюджета депутаты, избранные в 1938 г., уже не рассматривали.
Большое внимание депутаты уделили подготовке к выборам в районные, городские, сельские и поселковые советы, намечавшимся на осень 1939 г. Вторая сессия приняла Закон о внесении изменений и дополнений в ст. 108 Конституции КАССР, уточняющую порядок проведения выборов. Сессия утвердила Положение о выборах, однако в связи с начавшейся советско-финляндской войной выборы в Карелии в 1939 г. не состоялись.
На второй сессии Верховный Совет избрал сроком на 5 лет высший судебный орган Республики — Верховный суд КАССР. Согласно статье 75 Конституции КАССР, на Верховный суд возлагался надзор за деятельностью всех судебных органов Карелии. Председателем высшего судебного органа стал Павел Илларионович Мищенко, направленный в Карелию в конце 1937 г. из Ленинградского областного суда, когда отстранили от работы прежних руководителей судебной системы республики.
Таким образом, в течение первого года работы Верховный Совет КАССР как высший государственный орган принял несколько законов конституционного характера, в целях совершенствования законодательного процесса создал постоянно действующие комиссии для подготовки заключений и поправок к законопроектам, провел работу по формированию органов исполнительной и судебной власти Карелии, утвердил годовой бюджет региона. В период массовых репрессий Верховный Совет КАССР следовал в фарватере государственной политики, нарушалась неприкосновенность депутатов, законодательная работа была излишне политизирована.
В перерывах между сессиями Верховного Совета высшим органом власти в Карелии являлся Президиум Верховного Совета КАССР. Он был избран Верховным Советом КАССР на первой сессии в июле 1938 г. В его состав вошло 12 депутатов, в том числе 4 карела, 1 вепс, 7 русских (национальный состав депутатов тщательно отслеживался). Председателем Президиума Верховного Совета КАССР был избран вепс М. В. Горбачев. В 1930-е гг. после учебы в Ленинградской финансовой академии он работал заместителем управляющего Карельской конторой Госбанка, управляющим Кандалакшским управлением Госбанка [Народные избранники., 2006: 240]. Секретарем Президиума Верховного Совета КАССР стал выпускник лесного техникума и комсомольский работник карел Тимофей Федорович Вакулькин. Председатель и секретарь Президиума Верховного Совета КАССР имели небольшой опыт советской работы, они были выдвинуты в ЦИК КАССР в разгар «чисток» госаппарата: в 1937 г. Горбачев сменил арестованного председателя ЦИК КАССР Николая Архипова, а Вакулькин — арестованного секретаря ЦИК КАССР Ивана Хейкконена [Там же: 60].
Заместителем председателя Президиума Верховного Совета КАССР стал секретарь Заонежского райкома партии русский Василий Георгиевич Базулев. Помимо него в Президиум входили еще два ответственных партийных работника: первый секретарь обкома партии Геннадий Николаевич Куприянов и секретарь Олонецкого райкома ВКП(б) Андрей Дементьевич Богданов. Их участие обеспечивало партийный контроль деятельности этого высокого органа власти.
Вторым заместителем председателя Президиума Верховного Совета КАССР стала рабочая лыжной фабрики карелка Мария Гавриловна Борисова, стахановка, не раз получившая поощрения от руководства фабрики. О своем выдвижении в депутаты 24-летняя приемщица лыж Борисова узнала, находясь на курорте в Ессентуках, откуда прислала телеграмму о согласии баллотироваться [НАРК. Ф. 689. Оп. 7. Д. 2/13. Л. 18]. Производственников в Президиуме представлял также орденоносец Иван Алексеевич Федоров. В марте 1935 г. старший стрелочник станции Медвежья Гора Федоров, рискуя жизнью, предотвратил аварию поезда. По здоровью (вагоном ему передавило руку) выполнять прежнюю работу он не мог, тогда руководство послало Федорова на 6-месячные курсы переподготовки, по их окончании он работал начальником станции Пергуба [Медвежьегорский большевик, 1938]. В 1936 г. к герою-железнодорожнику приезжал писатель Андрей Платонов, в то время он входил в состав бригады литераторов, получивших задание «создать «Чапаева» железнодорожного транспорта». Производственного очерка по итогам поездки в Медвежью Гору Платонов не написал, но на основе художественного осмысления истории Федорова родился один из лучших его рассказов «Среди животных и растений» [Спиридонова, 2011: 284].
В состав Президиума Верховного Совета КАССР были избраны красные командиры: награжденный орденом Красного Знамени командир дивизии Иван Николаевич Черепанов из Петрозаводска и начальник погранотряда Иван Алексеевич Петров из Видлиц. Последний вскоре после избрания был переведен на работу в Главное Управление погранвойск НКВД, уехал из Карелии, поэтому в августе 1939 г. он был освобожден от обязанностей члена Президиума, тогда же членом Президиума Верховного Совета КАССР была избрана агроном Нина Ивановна Малютина. С этого времени в составе Президиума работали 4 женщины. В этом органе власти оказалось 4 депутата с высшим образованием, в том числе 2 женщины: Малютина и учитель биологии Александра Гавриловна Полякова. С другой стороны, член Президиума свинарка колхоза «Путь Ленина» Анна Ивановна Никитина была вообще неграмотной, вместе с Борисовой они входили в группу депутатов Верховного Совета КАССР, посещавших курсы для малограмотных.
Члены Президиума были очень молоды. Лишь двое из них родились до 1900 г. Средний возраст родившихся в XX в. составлял 30 лет. Важные государственные посты в республике были доверены молодежи.
Заседания Президиума должны были проводиться 1 раз в месяц, в 1938 г. состоялось 6 заседаний, в 1939 г. — 15, в 1940 г. — 2. С марта 1940 г. заседания не проводились, решения принимались опросным порядком.
Президиум Верховного Совета РСФСР нацеливал власти автономных республик добиваться повышения эффективности в работе госаппарата, усиливать его ответственность перед гражданами. Для Президиума Верховного Совета Карелии это направление деятельности постепенно становилось ведущим.
На заседаниях Президиума систематически рассматривались вопросы о состоянии работы с жалобами трудящихся в республиканских наркоматах и районных исполнительных комитетах Советов. Обсуждения показывали, что некоторые жалобы лежали в папках, «ожидающих ответа», более года или были вообще утеряны в потоке бумаг. Нарушались сроки рассмотрения жалоб и заявлений граждан. Вскрылись случаи пренебрежительного, формального отношения к жалобам. На одном заседании РИК могло рассматриваться 50-60 жалоб и заявлений граждан [НАРК. Ф. 689. Оп. 15. Д. 8/17. Л.87]. Жалобы могли направлять на рассмотрение тому лицу, на которого жалоба была подана [НАРК. Ф. 689. Оп. 15. Д. 8/17. Л.16, 67].
За состояние дел на местах отвечали местные Советы. В их ведении находились предприятия местной промышленности, коммунальное хозяйство, то есть сферы, слабо развитые и отстающие. Советы пытались наладить местное производство, стремились контролировать состояние жилищного фонда, при этом депутаты жаловались, что «ретивые хозяйственники» мало считаются с ними [НАРК. Ф. 1394. Оп. 3. Д. 19/136. Л. 203]. Жизнь села местные Советы организовывали совместно с колхозными правлениями. Нерешенность проблем с эффективной организацией сельскохозяйственного производства, социальных вопросов на селе негативно сказывались на их авторитете. Ряд сельских Советов свел свою деятельность к выдаче разных справок.
Депутаты местных Советов редко отчитывались перед избирателями: в 1938 г. из 174 депутатов в Прионежском районе отчитались лишь 25 [НАРК. Ф. 689. Оп. 15. Д. 8/18. Л. 26]. Выполнение наказов избирателей контролировалось слабо. В отчете Беломорского РИК указывалось, что в Шиженском сельсовете из 37 наказов избирателей выполнено 20, в Солунинском сельсовете из 57 — 32 [НАРК. Ф. 689. Оп. 15. Д. 8/18. Л.1, 2]. Для исправления ситуации и помощи советским работникам на места выезжали депутаты Вакулькин, Прокофьев и др.
Из 89 обязательных постановлений, вынесенных РИК и горсоветами Карелии в 1939 г., 65 были изданы с нарушениями законодательства РСФСР [НАРК. Ф. 689. Оп. 15. Д. 8/19. Л. 32]. Президиум Верховного Совета КАССР отменял решения исполкомов Советов, налагающие на граждан незаконные штрафы и обязательства. Так, 26 ноября 1938 г. Президиум отменил постановления Ведлозерского РИК об оплате жилых помещений, о борьбе со снежными заносами, об охране лесов от пожаров [НАРК. Ф. 689. Оп. 15. Д. 8/17. Л. 79, 91]. 26 января 1939 г. были отменены постановления Медвежьегорского РИК «О мероприятиях по снегоуборке на железнодорожном транспорте», Беломорского РИК «Об упорядочении зимнего лова наваги в Колежемской губе Белого моря» [НАРК. Ф. 689. Оп. 15. Д. 8/18. Л. 7].
Улучшить работу местных Советов пытались за счет обновления состава депутатов и усиления партийного представительства. На выборах в декабре 1940 г. было избрано 5699 депутатов, 26 % составляли карелы, вепсы и финны, 4104 депутата (почти три четверти из общего числа) впервые приступили к государственной деятельности. Депутатский корпус формировался в основном из молодежи, 78 % избранных составили лица моложе 40 лет. Более половины депутатов местных Советов являлись членами ВКП(б) [НАРК. Ф. П-8. Оп. 1. Д. 86. Л. 96].
Одним из приоритетных направлений работы Президиума Верховного Совета КАССР была социальная защита семей и детства. 26 августа 1938 г. принят Указ Президиума Верховного Совета КАССР «О состоянии работы детских
учреждений Петрозаводска» в связи со сложившейся тревожной ситуацией в туберкулезных яслях и доме малютки, где в первой половине 1938 г. умерло 42 малыша [НАРК. Ф. 689. Оп. 15. Д. 8/17. Л. 21]. 26 октября 1938 г. принят Указ Президиума Верховного Совета КАССР «О ходе ликвидации детской беспризорности и безнадзорности по Карельской АССР». Он обязал наркоматы и ведомства предоставить работу 69 безнадзорным подросткам, создать им необходимые бытовые условия [НАРК. Ф. 689. Оп. 15. Д. 8/17. Л. 65]. В период советско-финляндской войны Президиум Верховного Совета КАССР рассматривал вопрос о пособиях семьям мобилизованных граждан (часть семей с детьми и стариками не имела других источников дохода кроме заработка ушедшего на войну мужчины).
Основную работу депутаты вели в своих округах. Их отчеты показывают, что они являлись надежными пропагандистами проводившегося политического и экономического курса, активно участвовали в текущих политических и хозяйственных кампаниях. Ведущей формой связи являлись письма избирателей, в основном это были жалобы и просьбы помочь. Очень часто депутаты превращались в «ходоков». Так, большинство избирателей депутата из Лехты врача Анастасии Николаевны Журавлевой составляли жители трудпоселков. Депутат помогала добыть необходимые документы молодежи для поступления на учебу, а старикам для возвращения к родственникам на родину, хлопотала об устройстве больных в медицинские учреждения, помогала получить задержанную зарплату, отменить незаконное увольнение. Журавлева отмечала: «Вся моя работа состоит в переписке, в устройстве отдельных личностей» [НАРК. Ф. 689. Оп. 12. Д. 4/37. Л. 17]. Полномочия депутата Верховного Совета КАССР позволяли помогать особо нуждающимся гражданам, решать местные злободневные проблемы, однако возможности депутатов системно решить социальные проблемы через законотворческую деятельность в конце 1930-х гг. оставались незначите льными.
Общественно-политическую жизнь пограничной Карелии существенно изменило начало Второй мировой войны. Сталин счел, что ему удастся использовать ослабление столкнувшихся в смертельной схватке западных стран для того, чтобы вернуть территории, утраченные с развалом Российской империи, укрепить безопасность стратегически важных рубежей страны, расширить коммунистическое влияние.
Осенью 1939 г. безрезультатно завершились советско-финляндские переговоры по территориальным вопросам, после чего советское руководство приняло решение отодвинуть границу от Ленинграда военным путем. В начале советско-финляндской войны в городе Териоки было сформировано Народное правительство Финляндской Демократической Республики (ФДР) во главе с секретарем Исполкома Коминтерна Куусиненом. Согласно Договору о взаимопомощи и дружбе между СССР и ФДР, 3 декабря 1939 г. ФДР соглашалась отодвинуть границу с СССР на Карельском перешейке, а взамен получала 70 тыс. км2 к западу от Кировской железной дороги — примерно половину территории КАССР. По приказу центра власти Карелии развернули широкую пропаганду этого договора среди местного населения. В финском обществе идея создания ФДР не получила поддержки. Финны сражались за государственную независимость и сохранили ее, потеряв 11 % территории. После советско-финляндской войны к СССР отошли районы Северного и Западного Приладожья, Карельский перешеек. Эти территории Сталин передал Карелии, которая была выведена из состава
РСФСР и преобразована в Карело-Финскую Советскую Социалистическую Республику. Юридической стороной вопроса пренебрегли. Территория союзной республики, согласно ст. 18 Конституции СССР, не могла быть изменена без ее согласия, а Верховный Совет РСФСР вопрос о выходе Карелии из состава РСФСР не рассматривал. Решение было принято в марте 1940 г. на заседаниях Политбюро ЦК ВКП(б) [Макуров, 2001: 585-590].
13 апреля 1940 г. состоялась внеочередная третья сессия Верховного Совета КАССР. Депутаты единогласно утвердили закон «О преобразовании Карельской АССР в Карело-Финскую ССР», приняли Закон о выборах, избрали конституционную комиссию. 8-11 июля 1940 г. работала первая сессия Верховного Совета КФССР первого созыва. Была утверждена Конституция КФССР, избраны председатель, Президиум Верховного Совета КФССР, постоянно действующие законодательная и бюджетная комиссии, утверждено Правительство КФССР [Представительная власть., 2006: 72].
Члены Народного правительства ФДР возглавили Президиум Верховного Совета КФССР (Отто Вильгельмович Куусинен) и Правительство КФССР (Павел Степанович Прокконен). Важные государственные посты в Карелии получили и другие бывшие члены Народного правительства ФДР. Большинство депутатов Верховного Совета КФССР составили впервые приступившие к политической деятельности граждане. Управленческая верхушка Карелии вновь существенно обновилась.
Таким образом, в ходе рассматриваемой реформы впервые все советские граждане стали избирателями. Избрание депутатов сопровождалось обсуждением их кандидатур в трудовых коллективах, в ряде случаев это обсуждение носило характер демократической процедуры, в то же время избирателю часто навязывали кандидата по разнарядке. После выборов избиратели широко использовали возможности обращения к своему депутату в случае нарушения закона или в трудных житейских обстоятельствах. Депутаты вели определенную работу по совершенствованию аппарата управления, борясь с бюрократизмом, волокитой, нарушениями прав граждан, стремились снизить остроту социальных проблем. Трибуна заседаний использовалась ими для критики исполнительной власти, обеспечивающей повседневные нужды граждан. Вместе с тем депутаты не были самостоятельны в выработке приоритетов работы и выполняли, прежде всего, указания федеральной власти и партийных органов, находясь под жестким контролем силовых структур. Партийный аппарат, существенно пострадавший в период репрессий, не меньше других граждан был заинтересован в укреплении законности и активно участвовал в становлении новых властных органов. В ходе реформы партийным организациям удалось в полной мере сохранить контроль над обществом, расширить представительство ВКП(б) в органах республиканской и местной власти, закрепив безальтернативность выборов, контролируя их проведение, выдвигая членов партии в депутаты, развернув беспрецедентную по масштабам агитационную работу.
Список сокращений
ВКП(б) — Всесоюзная коммунистическая партия (большевиков)
ВЧК — Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем
КК — Конституция КАССР