Научная статья на тему 'Хоровые обработки М. П. Фоменкова как образец хоровой песни а Capella'

Хоровые обработки М. П. Фоменкова как образец хоровой песни а Capella Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
611
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ХОРОВОЕ ИСПОЛНИТЕЛЬСТВО / ОБРАБОТКИ НАРОДНЫХ ПЕСЕН / ХОРОВАЯ ФАКТУРА / ЛИРИЧЕСКАЯ ПЕСНЯ / КЫСКА-КЮЙ / CHORAL PERFORMANCE / ADAPTATIONS OF FOLK SONGS / CHORAL STYLE / LYRICAL SONG / KYSKA-KYUI ("SHORT SONG")

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Хазеева Ирина Наильевна

В статье рассматривается деятельность М. П. Фоменкова, хорового дирижера, педагога, общественного деятеля, его вклад в развитие хоровой музыки и хорового исполнительства Республики Башкортостан. Обработки народных песен М. П. Фоменкова отличаются мелодичностью, бережным отношением к фольклорному первоисточнику, яркими музыкальными образами, естественностью голосоведения. В работе приведены примеры, иллюстрирующие индивидуальный почерк и мастерство композитора. Хоровые обработки народных песен до сих пор являются актуальными в хоровой практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

M. P. FOMENKOV’S CHORAL ADAPTATIONS AS AN EXAMPLE OF THE CHORAL SONG A CAPELLA

This article deals with the activity of M. P. Fomenkov, a choral conductor, a teacher and a public figure and his contribution to the development of choral music and performance in the Republic of Bashkortostan. M. P. Fomenkov’s adaptations of folk songs are notable for melodiousness and solicitous attitude to the original folklore sources, bright musical images, and naturalness of voice-leading. In the work the examples that illustrate the composer’s individual patterns and mastery are presented. The choral adaptations of folk songs are still wide-spread in the choral practice nowadays.

Текст научной работы на тему «Хоровые обработки М. П. Фоменкова как образец хоровой песни а Capella»

Хазеева Ирина Наильевна

ХОРОВЫЕ ОБРАБОТКИ М. П. ФОМЕНКОВА КАК ОБРАЗЕЦ ХОРОВОЙ ПЕСНИ А CAPELLA

В статье рассматривается деятельность М. П. Фоменкова, хорового дирижера, педагога, общественного деятеля, его вклад в развитие хоровой музыки и хорового исполнительства Республики Башкортостан. Обработки народных песен М. П. Фоменкова отличаются мелодичностью, бережным отношением к фольклорному первоисточнику, яркими музыкальными образами, естественностью голосоведения. В работе приведены примеры, иллюстрирующие индивидуальный почерк и мастерство композитора. Хоровые обработки народных песен до сих пор являются актуальными в хоровой практике. Адрес статьи: \칫.агато1а.пе1/та1ег1а18/3/2017/10-1/47.1^т!

Источник

Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики

Тамбов: Грамота, 2017. № 10(84) : в 2-х ч. Ч. 1. C. 180-183. ISSN 1997-292X.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/3.html

Содержание данного номера журнала: www .gramota.net/mate rials/3/2017/10-1/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.aramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

9. Козлов А. Г. Его создавали энтузиасты // Магаданская правда. 1999. 30 марта.

10. Козлов А. Г. Со времен Дальстроя и Севвостлага // Магаданская правда. 1994. 31 марта.

11. Комарова Л. И. Областной краеведческий музей 1934-1984 гг.: буклет. Магадан, 1984. 6 с.

12. Комарова Л. И. Сквозь призму времени: к 50-летию Магаданского областного краеведческого музея // Краеведческие записки / Магаданский областной краеведческий музей. Магадан, 1984. Вып. XIII. С. 3-16.

13. Комарова Л. И. Хранилища истории // Магаданская правда. 1984. 18 февраля.

14. Коробова С. Этот город нашей судьбы // Магаданская правда. 1998. 29 декабря.

15. Научный архив Магаданского областного краеведческого музея (НА МОКМ). Ф. Д-3. Отчет сотрудника ОККМ Дидык К. К. по обследованию полуострова Кони в марте 1941 г.

16. НА МОКМ. Ф. Д-3. Отчеты об экспедициях, командировках сотрудников музея. 1946-1956 гг.

17. НА МОКМ. Ф. Д-5. Документы по научному проектированию экспозиций и выставок 1934-1935 гг.

18. НА МОКМ. Ф. Д-5. Документы по научному проектированию экспозиций и выставок 1949-1954 гг.

19. Областной краеведческий музей 1934-1984 гг.: буклет / сост. Л. И. Комарова. Магадан, 1984. 6 с.

20. Петренко Е. В. «Живой» музей Магаданской области (1935-1954) // Взаимодействие науки и практики в социальных и гуманитарных науках: материалы Всероссийской заоч. науч.-практ. конф. (г. Магадан, 26-30 ноября 2013 г.) / под ред. Ю. Е. Якуниной. Магадан: СВГУ, 2014. С. 95-99.

21. Утехина И. Г. История организации заповедника «Магаданский» // Геология, география и биологическое разнообразие Северо-Востока России: материалы Дальневосточной региональной конференции, посвященной памяти А. П. Васьков-ского и в честь его 95-летия (г. Магадан, 28-30 ноября 2006 г.). Магадан: СВНЦ ДВО РАН, 2006. C. 38-40.

22. Хмелинин А. П. 109 посетителей в день // Советская Колыма. 1938. 15 июля.

23. Хмелинин А. П. Охотско-Колымский музей // Колыма. 1939. № 3. С. 151-152.

INNOVATOR OF THE KOLYMA TERRITORY (THE FIRST NATURAL SCIENTIST OF THE NORTH-EAST OF THE USSR A. P. KHMELININ)

Khazan Evgeniya Valer'evna Pustovoit Galina Anatol'evna, Ph. D. in History North-Eastern State University, Magadan shanya93@rambler. ru; g.pustowoit2009@yandex. ru

The article examines the history of the development of the scientific and educational institution - Okhotsk-Kolyma Museum of Local Lore - in retrospection of the life and work of the enthusiast - local historian A. P. Khmelinin, which allows deeper understanding of the practice of developing the region, revealing the historical and cultural heritage of the local community. A. P. Khmelinin's contribution to the formation of the local history movement, the museum affairs of the North-East of the USSR, the organization of natural and historical monuments of state and regional importance is highlighted.

Key words and phrases: North-East; Dalstroi; A. P. Khmelinin's activity; Okhotsk-Kolyma Museum of Local Lore; development.

УДК 784.3 Искусствоведение

В статье рассматривается деятельность М. П. Фоменкова, хорового дирижера, педагога, общественного деятеля, его вклад в развитие хоровой музыки и хорового исполнительства Республики Башкортостан. Обработки народных песен М. П. Фоменкова отличаются мелодичностью, бережным отношением к фольклорному первоисточнику, яркими музыкальными образами, естественностью голосоведения. В работе приведены примеры, иллюстрирующие индивидуальный почерк и мастерство композитора. Хоровые обработки народных песен до сих пор являются актуальными в хоровой практике.

Ключевые слова и фразы: хоровое исполнительство; обработки народных песен; хоровая фактура; лирическая песня; кыска-кюй.

Хазеева Ирина Наильевна, к. пед. н.

Нижневартовский государственный университет hazeeva_ira@mail. гы

ХОРОВЫЕ ОБРАБОТКИ М. П. ФОМЕНКОВА КАК ОБРАЗЕЦ ХОРОВОЙ ПЕСНИ А CAPELLA

Хоровое искусство в России испокон веков было одним из ярчайших проявлений музыкальной культуры страны и, одним из достойных пластов в этом огромном мире хоровой музыки являются произведения для хора а саре11а и, в частности, обработки народных песен. Обрабатывая для хора народную песню, композитор создает новое оригинальное сочинение, в котором одноголосная мелодия получает свое второе рождение. Каждый композитор по-своему использует, развивает присущие народной мелодии элементы, поэтому обработки одного и того же напева, созданные композиторами различных творческих индивидуальностей, в свойственной им манере, отличаются друг от друга. Приемы хорового письма, найденные композиторами в процессе хоровых обработок, используются ими при создании оригинальных хоровых сочинений.

Процесс развития хорового искусства в Башкирии начался именно с обработки народной песни. Впоследствии в республике появились композиторы, которые создавали не только хоровые миниатюры, но и крупные сочинения кантатно-ораториального жанра, такие как Н. Сабитов, З. Исмагилов, Р. Хасанов и др. Но в процессе развития хорового исполнительства, несомненно, большую роль внесли хоровые дирижеры. Это и М. П. Фо-менков, который, будучи преподавателем Уфимского государственного института искусств, был и руководителем большого хорового коллектива, который первым в республике исполнил «Патетическую ораторию» Г. Свиридова. К этой же плеяде можно отнести дирижеров-педагогов Б. И. Шестакова, Р. М. Бикмухаметову, Ш. М. Бикмухаметова [3; 4]. Именно они и создали основу для развития хорового искусства в республике и, в частности, создали целый пласт хоровых произведений а саре11а, составляющих жемчужину хорового репертуара многих учебных, профессиональных и самодеятельных хоровых коллективов.

Обращаясь к хоровым обработкам М. П. Фоменкова, можно увидеть традиционный подход к народной песне, очень комплементарный с особенностями интонационного, ритмического, гармонического строя, что говорит о большом уважении к самому народному творчеству.

Жизненный уклад башкир, кочевой быт, отсутствие постоянного общения явились теми факторами, определяющими развитие башкирской музыки как монодической, с богатыми традициями импровизационного сольного исполнения, которые передавались от поколения к поколению в творчестве безвестных народных певцов [2, с. 24].

Одним из излюбленных жанров любого народа, в том числе и башкирского, является жанр лирической песни. «Тюяляс» - одна из красивейших лирико-созерцательных песен, в которой воспевается красота родного края. Мелодическая линия этой песни отличается певучестью, размеренностью разворачивания музыкальной мысли, что навевает о неспешном течении небольшой реки, в честь которой и сложена эта песня. Много дум видела эта река, много людских слез и радости, и также не спеша она уносит с собой всё, что поведали ей в минуты откровения.

Мелодическая линия песни лишена орнаментальных украшений, в ней только внутрислоговые распевы.

Щ Не спеша, певуче

Лишь в дополнении, которое имеет характер заключительного кадансового построения, встречается опеваю-щий орнаментальный вокализ. Это дополнение можно объяснить тем, что с начала XIX века в народном песенном творчестве появились произведения, в мелодической структуре которых большое значение приобретает периодичность, тогда как в ранних образцах протяжной песни ярко выражено импровизационное начало.

Некоторый звуковой и ритмический контраст плавному и неторопливому звучанию основной темы придаёт это дополнение благодаря включению форшлага и триоли, имитирующих возглас главного героя, воспевающего красоту родного края. В фольклорном оригинале песни этот орнаментальный распев представляет собой волнообразное движение мелодии в диапазоне большой сексты и представляет определённую метроритмическую сложность для хорового исполнения.

В обработке используется метод динамизации хоровой фактуры, где с каждым новым проведением темы появляется новый голос, который обогащает хоровую фактуру и к концу произведения звучит богатый полноценный состав смешанного хора. Такой прием очень украшает куплетную форму и очень логично подводит к кульминационному моменту в произведении. В целом, проанализировав эту обработку для хора, можно

сказать, что в основе драматургии лежит сквозное развитие в рамках куплетно-вариационной формы, хоровая фактура отличается ясностью лада, ярко выраженной плагальностью гармонического языка, использованием различных фактурных приемов хорового письма [1].

Во многих лирических песнях воспевается река Агидель, с которой издавна связана жизнь башкирского народа. Образ реки «Агидель», что в переводе означает «Белая река», «Светлая», часто в песнях сочетается не только с образами красивой природы, лирическими чувствами, но и с философскими размышлениями.

В песне «Агидель» в обработке М. П. Фоменкова - образ весенней природы, готовой цвести, любить и радоваться новой жизни. Драматургию хорового произведения автор выстраивает подобно небольшим волнам, создавая три динамических этапа, но при этом отсутствует ярко выраженная кульминация произведения в целом. С самого начала в развитии музыкального материала чувствуется близость к народно-песенному творчеству. Это проявляется в метроритмической свободе, особенностях фактурного изложения и имитационных принципах развертывания темы. Следует отметить, что композитор использует полифонический прием проведения основной темы, что придаёт звучанию объемность, рельефность и многослойность. Взаимопроникновение мело-дико-структурных элементов в сочетании с непрерывным имитационным движением мелодических линий, каноническое вступление голосов создают интонационное, структурное единство произведения [4, с. 219].

Музыка насыщена плагальностью, при этом не исключено использование пустого доминантового созвучия (без терции). Отсутствие вводного тона сглаживает гармоническую окраску, тем более что для народной музыки не характерно применение вводнотонового звучания.

Среди бытовых жанровых песен большое место занимают скорые песни - кыска-кюй. Кыска-кюй лишены орнаментальной распевности, их мелодике свойственны короткие, энергичные попевки-мотивы. Мелодическая и метроритмическая структура мелодий кыска-кюй отличается квадратностью, периодичностью, идущей от моторной ритмики и периодичности танца. Если сопоставить данный жанр с аналогичными в творчестве других народов, то можно его сравнить с частушкой. К данному жанру относится «Иряндык» - старинная охотничья песня, известная еще и как инструментальный наигрыш. С течением времени поэтическое содержание песни претерпело изменения, но в ней сохранился клич «санк-санк», которым охотники призывали сокола.

Начинается «Иряндык» с искромётного, яркого зачина «Хай!» в октавный унисон всего хора. Скорый темп, гибкая динамика, движение мелодии ровными короткими длительностями насытили музыкально-поэтическую мысль более быстрым и концентрированным развитием. По своему интонационному строю тема достаточно проста, привлекает своей незамысловатостью. Близость мелодической линии к танцевальному жанру определяется обыгрыванием главных ступеней трезвучия, её кружащимся движением, повтор-ностью строения, опорой на ритмоформулу плясового характера, двудольным размером [5, с. 96].

Так как такие песни чаще всего исполнялись под аккомпанемент национального духового инструмента -курая, автор использует фонизм кварто-квинтового созвучия в аккомпанирующих партиях. Объединяющим фактором этого произведения является сквозное постепенное уплотнение хоровой фактуры. Во-первых, происходят ритмические изменения в аккомпанирующей группе. Выдержанное остинатное звучание сменяется короткими аккордами, имитирующими звучание другого национального инструмента башкир -кубыза. Во-вторых, ведение основной мелодии поручается мужской партии - тенорам, до этого момента не принимавшим участие в проведении темы.

Проанализировав представленные обработки башкирских песен для хора, можно обратить внимание на некоторые характерные черты стиля автора.

Партитуры обработок рассчитаны в основном на четырёхголосный смешанный состав хора. Благодаря использованию гомофонно-гармонической фактуры с элементами имитационного типа изложения, применению смены тембра, состав хора варьируется - создается впечатление своеобразной фактурной переменности. Основываясь на прекрасном знании тембровых возможностей хоровых партий, автор соединяет их в различных вариантах, добиваясь большей выразительности.

Автор использует различные принципы использования фольклорного материала, но при этом следует отметить бережный подход к первоисточнику. Основные мелодии народных песен остались неизменны, некоторые изменения коснулись метроритмической структуры, фактурных особенностей и приёмов голосоведения.

В заключение можно сделать вывод, что, несмотря на уже достаточно долгое время существования представленных обработок для хора М. П. Фоменкова, они и по сей день не утратили своей значимости благодаря высокой художественной ценности, образной яркости, разнообразию форм обработок, удобству в хоровом исполнении.

Список источников

1. Живов В. Исполнительский анализ хорового произведения. М.: Музыка, 1987. 95 с.

2. Исламгулова Р. Хоровое творчество башкирских композиторов. Уфа: УГИИ, 2002. 59 с.

3. Сафаргулова Ф. И. Творчество современных композиторов Башкортостана и традиции национальной культуры: автореф. дисс. ... к. искусствоведения. М., 2006. 26 с.

4. Скурко Е. Башкирская академическая музыка: традиции и современность. Уфа: Гилем, 2005. 320 с.

5. Фоменков М. П. Очерки истории развития хорового искусства Башкортостана. Уфа, 2001. 192 с.

M. P. FOMENKOV'S CHORAL ADAPTATIONS AS AN EXAMPLE OF THE CHORAL SONG A CAPELLA

Khazeeva Irina Nail'evna, Ph. D. in Pedagogy Nizhnevartovsk State University hazeeva_ira@mail. ru

This article deals with the activity of M. P. Fomenkov, a choral conductor, a teacher and a public figure and his contribution to the development of choral music and performance in the Republic of Bashkortostan. M. P. Fomenkov's adaptations of folk songs are notable for melodiousness and solicitous attitude to the original folklore sources, bright musical images, and naturalness of voice-leading. In the work the examples that illustrate the composer's individual patterns and mastery are presented. The choral adaptations of folk songs are still wide-spread in the choral practice nowadays.

Key words and phrases: choral performance; adaptations of folk songs; choral style; lyrical song; kyska-kyui ("short song").

УДК 94(430)

Исторические науки и археология

Статья раскрывает особенности социально-экономической интеграции мигрантов в странах Балтийского региона в условиях миграционного кризиса 2014-2015 гг. Особое внимание уделено месту мигрантов на рынках труда и уровню занятости. Работа обращается к индикаторам, влияющим на степень интеграции: уровень безработицы в стране, профессиональная квалификация мигрантов, доступ к образованию и переподготовке и пр. В результате автор приходит к выводам о целесообразности углубления экономической интеграции мигрантов вследствие изменения демографической ситуации в странах Балтийского региона.

Ключевые слова и фразы: Балтийский регион; миграционный кризис; миграционная политика; интеграция мигрантов; рынок труда.

Хришкевич Татьяна Георгиевна, к.и.н., доцент

Псковский государственный университет faschoda@mail. т

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИНТЕГРАЦИИ МИГРАНТОВ В ГОСУДАРСТВАХ БАЛТИЙСКОГО РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ МИГРАЦИОННОГО КРИЗИСА 2014-2015 ГГ.

Работа выполнена в рамках исследовательского проекта РГНФ 17-01-60002 «Миграционная политика в Балтийском регионе: Северо-Запад Российской Федерации и страны Европейского Союза - сотрудничество в условиях миграционного кризиса».

В 2014-2015 гг. Европейский Союз столкнулся с проблемой, последствия которой поставили под удар социальное благополучие населения и основополагающие принципы европейского единства. Миграционный

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.