УДК 78
Е.В. Александрова
ХОРОВОЕ ПЕНИЕ В СИСТЕМЕ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ЛИЧНОСТИ
Данная статья посвящена хоровому пению, которое является значительным явлением нашей общественной и культурной жизни и имеет особую социальную значимость. Автор изучает хоровое пение исходя из современных позиций хорового искусства, его социально-педагогического потенциала. Предпринята попытка рассмотреть хоровое пение в срезе проблемы социализации, воспитания и развития личности.
Ключевые слова: образование, социализация, социальный опыт, социокультурное воспитание, личность, хоровое пение.
Хоровое пение - одна из самых древних и богатых областей музыкального ис. кусства. На протяжении огромного исторического периода оно более других искусств было широко и непосредственно вплетено в процесс материальной жизни людей. Русское песенно-хоровое искусство имеет многовековые традиции и представляет собой одно из величайших сокровищ национальной культуры. Хоровое пение как исполнительское искусство с его многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным воздействием на эмоциональный, нравственный строй как исполнителей, так и слушателей остается испытанным средством социокультурного воспитания, формирования социального опыта и социально значимых позиций личности.
Хоровое пение - важнейшая сфера музыкальной культуры, исторически составляющая исток музыки, ее фундамент и в то же время доступная абсолютно для всех, поскольку необходимыми для него инструментами от природы обладает каждый человек. Хорошо известно, что пение, особенно хоровое, совместное - это, верный показатель здоровья нации. Народ, воспитанный на одухотворенной песне, благороден и велик. Россия всегда славилась многоголосным хоровым пением. Это было естественным содержанием нашей природы, нашей внутренней потребностью и фундаментом особого феномена русской жизни - соборностью. Сегодня же мы утратили это свое извечное качество, став носителями диссонанса и какофонии, и это одна из основных причин вырождения нашего народа, деградации молодых поколений и страны в целом. Почему же это произошло?
Русский народ пел всегда: в праздники и в буцни, в радости и в горе, на работе и на отдыхе.
Пели все, от мала до велика. Пели в семьях, в приходских школах, гимназиях и училищах. Многовековые традиции были уничтожены не сразу. В каждом учебном заведении любили и умели петь красиво, на несколько голосов. Огромная роль в музыкальном образовании народа еще с дореволюционных времен принадлежала учителю, который был всесторонне, в том числе музыкально, образован.
В образовании советского человека в недавние времена значение музыкального воспитания никто не оспаривал. В 1930-1950-е годы в Советском союзе наш народ еще пел. Постепенно хоров становилось все меньше и меньше, поскольку система музыкального образования повсеместно работала против хорового пения. Еще были живы известные корифеи хорового искусства П.Г. Чесноков, Г. А. Дмитревский, А.В. Свешников, В.Г. Соколов, К.Б. Птица и др. когда из программ консерваторий и музыкальных училищ пропал обязательный для всех хоровой класс.
В конце 1950-х годов была уничтожена и экономическая база хорового дела в учебных заведениях и домах культуры, хоровые коллективы поддерживались лишь усилиями энтузиастов. Так высокая музыка постепенно ушла из жизни школы и семьи, из жизни общества. И место высоких образцов народной и классической музыки занял рок, разрушающий психику и нравственную сферу детей, подростков и молодежи. А затем постепенно и уроки музыки в общеобразовательной школе стали повсеместно вытесняться другими «главными» предметами. Речь идет не просто о музыке (хоровом пении) как школьном предмете, а об одной из самых важных составных частей воспитания и духовного возвышения человека. Именно хоровое пение в семье, детских садах и школах, основанное на народных традициях
314
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009
© Е.В. Александрова, 2009
и классической музыке, создающее вокруг детей гармонично звучащее жизненное пространство, способно преодолеть тот хаос, который сегодня захватывает души детей с самого раннего возраста и блокирует развертывание и реализацию их генетических человеческих программ, их социализации. Согласно А.В. Мудрику социализация -это «развитие и самоизменение человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры, что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах» [2, с. 9]. Социолог И.П. Салтанович, изучавшая музыку как элемент возрастной субкультуры в аспекте преемственности и конфликтности поколений, отмечает: «В настоящее время идет резкое усиление коммерциализации и рационализации обыденного сознания, прежде всего молодежи. Гуманитаризация образования, в которой музыке как наиболее «сильнодействующему средству» должно быть уделено особое внимание, призвана сыграть роль противовеса, чтобы предотвратить деформацию духовного мира молодого человека» [4, с. 18]. Активное воздействие на человека музыкальной культуры (в т.ч. хоровой) с самых ранних лет - важнейшее условие становления и развития его личности. Музыка несет в себе не только художественно-эстетическое начало, но и является фундаментальным биогенетическим механизмом, формирующим в человеке его человеческую сущность, социально-значимые качества. Высокая музыка (хоровая) должна всегда находиться рядом при формировании нравственности молодых людей. Музыка и литература, музыка и история, музыка и живопись, музыка и природа, музыка и труд, музыка и физическая культура - именно в таком тесном соединении можно говорить о всестороннем, комплексном воспитании человека с самого младшего, дошкольного, а затем школьного и студенческого возраста. Развитие музыкального и специфически-вокаль-ного слуха, чувство ритма и лада, осознание музыкальной формы и средств музыкального выражения, развитие музыкального восприятия и художественного вкуса, овладение умениями пения по нотам и участия в ансамбле - все это воспитывается с ранних лет в процессе полноценно осуществляемого хорового пения, которое является тем зерном, из которого вырастает общая музыкальная культура народа.
Усвоение и развитие в музыкальном творчестве всего прогрессивного из классического наследия должны быть отнесены к области исполнительства, в частности хорового исполнительства. Отметая все косное и реакционное в хоровой культуре прошлого, мы должны использовать все ценное и значительное, что в ней безусловно имеется. Сюда относится богатейший опыт органической связи творчества и исполнительства - опыт, взаимно обогащавший композиторов и хоровые коллективы - высокая культура многоголосного пения и пения «а капелла», исполнительское и педагогическое мастерство выдающихся русских хоровых дирижеров. Сюда же относится и ценный опыт хорового обучения, воспитания и просвещения.
Хоровой коллектив должен быть информационной, культурологической и музыкальной основой для современного общества в формировании подхода к оценке и приятию музыкальной культуры. Основными целями и задачами его деятельности является формирование слушательской культуры личности, а также формирование основных базисных понятий, позиций, и умений, ведущих к постижению музыкального содержания произведений, позволяющих открыть эмоционально-образный смысл звучащей музыкальной речи. Руководитель (хормейстер) и участники хорового коллектива, готовящиеся к осуществлению музыкального образования (просвещения) и воспитания общества (особенно молодого поколения) средствами слушания хоровой музыки, должны владеть определенными музыкально-теоретическими знаниями и исповедовать некое кредо, рассматривая музыку с определенных эстетико-культурологических и социальных позиций.
Принятие участником хорового коллектива социальной роли музыканта-исполнителя связано с социально обусловленным генезисом хоровой деятельности:
1) посредством хоровой деятельности осуществляется художественно-коммуникативный процесс между автором музыкального произведения и слушателем, где исполнитель выполняет социальную функцию посредника-интерпретатора, доносящего до слушателя мысли и чувства автора;
2) в процессе концертно-хоровой деятельности исполнитель создает особый продукт - исполнительскую интерпретацию музыкального произведения, эстетическая ценность которой опре-
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009
315
деляется духовными потребностями данного исторического социума;
3) концертно-исполнительская хоровая деятельность выполняет такие социальные функции как коммуникативная (актуализация творчества композитора в акте общественного достояния), познавательная (познание нового в музыкальном искусстве), общественно-просветительская, воспитательная (развитие музыкального мышления, воспитание культуры эмоций, слушательской культуры и др.), гедонестическая (эстетическое наслаждение) [1, с. 271].
Слушание музыки (аналитическое слушание музыки) как метода массового (социального) музыкального образования и воспитания рассматривался многими социологами, эстетиками, психологами, педагогами, музыкальными теоретиками (Б.Л. Яворским, В.Н. Шатской, Б.Э. Абдуллиным, Б.В. Асафьевым, Л.С. Выготским, Ю.Г. Кон, Л.А. Мазель, В.В. Медушевским, В.И. Петрушиным, Г.М. Ципиным, Л.А. Ежовой и др.).
«Слушание является формой контактно-коммуникативных отношений... «субъект - объект» («слушатель - музыкальное произведение») и «субъект - субъект» («слушатель - автор музыки или ее исполнитель»). Диалогический характер такого взаимодействия заключается в том, что музыка становится для слушателя выражением мироощущения и мировоззрения того «другого», который обращается к слушателю на языке музыки, сообщает ему нечто важное о себе, своей эпохе, делится опытом отношений с миром как личным духовным достоянием. Такой диалог носит личный характер, в результате которого эмоции и чувства автора музыки или исполнителя передаются слушателю, опосредуются в контексте его личного духовного мира. Накопление слушательского опыта является условием качественного преобразования - способности человека к слушанию, а точнее - слышанию музыки» [3, с. 67].
Исходя из выше изложенного, автор пришел к следующему заключению, что условиями воспитания слушательской культуры и познавательного интереса к музыкальной культуре средствами хорового коллектива следует считать различные уровни образования слушателя, а также наличие образовательных процессов внутри коллектива, сопровождаемых процессами обучения и воспитания самих участников хора.
Хоровое пение всегда было, есть и будет неотъемлемой частью отечественной и мировой
культуры, незаменимым, веками проверенным фактором формирования духовного, творческого потенциала и социального опыта общества. Также хоровое пение это природосообразная (сообразная природе человека) воспитательная технология формирования в человеке гармоничного строя души как способности к восприятию и сопереживанию гармоничной целостности жизни, что является основой строительства в человеке его человеческой сути, его нравственного сознания, его социально значимых качеств, его личности.
Пение является предметом изучения не только специальной педагогики, но и эстетики, методики, психологии, физиологии, акустики, искусствознания, медицины и др. Создание теории и системы хорового воспитания невозможно без творческого содружества различных наук. Например, пение является и мощным средством балансировки нервной системы и психики; становление речи у детей; профилактики заболеваний голосового аппарата и органов дыхания, как для детей, так и для взрослых. Недаром сегодня, изгнанные из общеобразовательных учреждений, музыка и хоровое пение используются для лечения логопедических, душевных и многих других болезней, в том числе и наркозависимости (о чем убедительно свидетельствует опыт современного Китая, о котором было рассказано в репортаже телепрограммы «Время» от 15 мая 2002 года). Также хоровое пение представляет собой природосообразную оздоровительную технологию -необходимое условие физического и психического здоровья человека и общества в целом.
В основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы выдвигается как важнейшая задача значительное улучшение художественного и эстетического воспитания учащихся. Проблема совершенствования теории и методов обучения всегда актуальна. Она постоянно находится в центре внимания педаго-гов-практиков и исследователей. И в центре внимания должна быть общеобразовательная школа, поскольку через нее проходят все граждане России, далее средние и среднеспециальные учебные заведения, вузы. Поэтому так необходимо поставить и решить задачу объединения общего и музыкального образования в единое целое и таким образом создать целостную музыкальную (в т.ч. хоровую) среду, в которой все способности детей, подростков, молодежи получат наилучшее развитие.
316
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009
Развитие хоровой культуры происходит на основе усвоения лучших традиций хоровой исполнительской культуры. Русская хоровая исполнительская культура, в лице своих лучших коллективов и их мастеров - руководителей, показывает органическое сочетание прогрессивных традиций прошлого с чертами нового, рожденного нашей эпохой и на этих лучших образцах должны учиться многочисленные профессиональные и самодеятельные хоры. Поэтому автор считает, что опыт, накопленный не одним поколением выдающихся деятелей хорового искусства, должен активно использоваться в работе педагогов-хормейстеров в музыкально-педагогическом процессе профессиональной подготовки будущих учителей музыки. К сожалению практика показывает, что изучение и внедрение исторического и социального опыта происходит в форме
художественно-литературного изложения. А преподаватели музыки нуждаются в твердом научном обосновании опыта и создании соответствующих условий его изучения и внедрения.
Библиографический список
1. Бодина Е.А. Воспитательная функция музыки (эволюция и современные тенденции реализации): Дис. ... д-ра пед. наук. - М., 1992. - С. 271.
2. МудрикА.В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В.А. Сластенина. -М.: Академия, 2002. - С. 9.
3. Одоевский В. Ф. Русская и так называемая общая музыка. - М.: Музыка, 1969. - С. 67.
4. Салтанович И.П. Музыка как элемент возрастной субкультуры (преемственность и конфликт поколений): Автореф. дис. . канд. филос. наук. - Минск, 1994. - С. 18.
УДК 316.34 А 861
А.В. Артёмкин
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ВОСПИТАНИЯ ПОДРОСТКОВ
НА ФОЛЬКЛОРНЫХ МУЗЫКАЛЬНЫХ ТРАДИЦИЯХ
В статье выделяются и характеризуются взаимосвязанные педагогические условия, обеспечивающие эффективность процесса воспитания подростков на фольклорных музыкальных традициях в современном образовательном пространстве.
Ключевые слова: фольклорная музыкальная традиция, разновозрастный детский фольклорный коллектив, сбалансированность видов деятельности, координация взаимодействия.
Социальный заказ отечественному образованию на мобильную, гармонично развитую творческую личность, ориентированную на активную созидательную деятельность в интересах государства и общества, актуализирует задачу воспитания нового поколения в соответствии с традициями российской ментальности, воспитания любви и уважительного отношения к Родине, национальной культуре и традициям.
В период отрочества формируется начавшееся в детстве осознание личностью совокупности своих этнических связей и складывается её отношение к этим связям. Поэтому использование этнокультурных традиций в воспитании подростков представляется своевременным и необходимым. В рамках одного из наиболее распространённых в настоящее время в науке подходов категория культурная традиция понимается как меха-
низм или способ воспроизводства социальных институтов, норм и ценностей (В.Б. Власова,
Э.С. Маркарян, М.А. Розов, К.В. Чистов и др.). Важной составляющей этнической культуры, особой областью культурной традиции выступают фольклорные музыкальные традиции. Теоретический анализ сущности понятия «фольклорная музыкальная традиция» даёт основание определить данный феномен как специфический способ существования (наследования, аккумуляции, хранения, трансляции и развития) этнического слоя музыкальной культуры определённого народа, представленного аутентичной сферой народной музыки, а также сферой творчества на современном этапе, сохраняющего её стилистические основы.
Концентрируя в себе духовный опыт многих поколений, отражая в яркой художественной форме национальный характер, они обладают значи-
© А.В. Артёмкин, 2009
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 3, 2009
317