СЕКЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО И МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА
DOI: 10.24412/cl-37114-2023-1-34-37 Айтжанова Жанна Нургалиевна
Казахский национальный женский педагогический университет (г. Алматы, Республика Казахстан), старший преподаватель
Хоровое пение как развитие музыкального и эстетического воспитания
младших школьников
Аннотация. В статье анализируется значение хорового пения при формировании эстетической культуры ребенка как наиболее эффективной формы приобщения детей к музыкальному искусству.
Ключевые слова: Эстетическое восприятие, школьная песня, хоровое пение, формирование эстетической культуры.
Abstract. The article analyzes the importance of choral singing in the formation of a child's aesthetic culture as the most effective form of introducing children to the art of music. Key words: Aesthetic perception, school song, choral singing, the formation of aesthetic culture.
Музыкальное воспитание рассматривается в музыкальной педагогике как неотъемлемая часть нравственного воспитания подрастающего поколения, итогом которого является формирование общей культуры личности. В нашей стране музыкальное воспитание рассматривается не как сфера, доступная лишь избранным особо одарённым детям, но как составная часть общего развития всего подрастающего поколения. «Выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания. «Умение слушать и понимать музыку - один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания»,- писал он [2].
Важно подчеркнуть, что музыка - это необходимое дополнительное условие, способствующее воспитать ребенка достойной личностью. »Главной задачей музыкального обучения и воспитания является не столько обучение музыке, сколько воздействие через музыку на духовный мир человека, на его нравственность» -говорил композитор, ученый исследователь Дмитрий Кабалевский [4]. Музыкальное воспитание - это формирование, прежде всего, эмоциональной сферы восприятия очевидной действительности, эстетического взгляда на окружающую действительность. Главным здесь является приобщение и воспитание к восприятию предлагаемого музыкального материала. Детям с раннего возраста присуще стремление ко всему красивому, доброму и прекрасному, и именно поэтому в эстетическом воспитании ребенка важно применять музыкальное искусство. Музыкальные произведения обладают огромным психологическим воздействием, что может пробуждать в человеке положительные эмоции, а в дальнейшем может сыграть роль в развитии творческого вкуса, понимания и восприятия культуры, формировании интеллекта и нравственности личности [1]. Музыкально-эстетическое воспитание обучающихся на
уроках музыки происходит через вовлечение их в процесс собственного художественного созидания, направленного на познание и освоение окружающего мира.
В области музыкального воспитания перед общеобразовательной школой стоит задача большой важности: воспитание средствами музыки эстетических и нравственных чувств учащихся, их музыкального вкуса, любви к музыке, активно-творческого отношения к ней. Интерес к музыке, увлечённость музыкой, любовь к ней - обязательные условия для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту, чтобы она могла выполнить свою воспитательную и познавательную роль, чтобы она служила формированию духовной культуры. Понятие «воспитание» включает в себя значения образования (овладение системой музыкальных знаний), обучения (усвоение практических музыкально-творческих навыков), развития личности школьника, формирования его музыкальных способностей. Музыкально-эстетическое воспитание - область эстетического воспитания; приобщение личности к музыкальной культуре. Музыкальное воспитание школьников всё настойчивее входит в разряд первостепенных задач, волнующих общественность, что даёт простор для радикального решения ряда важнейших аспектов проблемы музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения. Творческая деятельность на уроках музыки раскрывает специфические связи искусства с окружающим миром. Творческие задания пронизывают весь урок от начала до конца. С одной стороны, они постоянно обращаются к жизненным примерам, впечатлениям школьников, а с другой - к произведениям искусства, в которых запечатлены знакомые учащимся образы, явления, ситуации. Младший школьный возраст считается самым подходящим для равномерного умственного и физического развития с чрезвычайно активной любознательностью. Эстетическое и музыкальное воспитание имеют много общего, так как музыка может вызывать бурю эмоциональных всплесков, положительных или отрицательных эмоций, что в свою очередь способствует формированию художественного вкуса. Главное, что и в том и другом случае воспитывается нравственная сторона личности, одновременно развиваются чувства удовольствия и радости, пробуждая еще дремлющие творческие способности ребенка. Получить данные знания, развить свой музыкально-эстетический вкус ребенок может именно на уроках музыки, и важно не упустить то золотое время, когда ребенок готов творить и развиваться, всецело погружаясь в мир искусства. На данных занятиях, под четким руководством педагога зарождается то самое правильное и важное звено цепочки восприятия мира в целом, понимание прекрасного, воспитание нравственных качеств, т. е. происходит взросление и становление интеллектуально развитой, правильно сформированной личности.
Школа ставит своей задачей привить детям любовь и интерес к музыке. Понятно, что музыка может оказать свое воспитательное влияние лишь при том условии, если весь процесс обучения детей основывается на их непосредственном общении с ней. Вопрос эстетического и музыкального воспитания детей по средствам хорового пения не терял своей актуальности. На протяжении всех исторических времен теория и практика эстетического и музыкального воспитания школьников оставались важнейшим средством нравственного и умственного воспитания. По мнению педагогов-исследователей - А.С.Макаренко, В.А.Сухамлинского, К.Д. Ушин-ског-именно школьный возраст является особо благоприятным для формирования эстетической культуры, воспитания чувства прекрасного, развития интереса к музыкальному и хоровому искусству. Основой эстетического воспитания школьников можно считать искусство-хоровое, вокальное, художественное, литературное. Отсюда следует, что хоровое искусство является одним из основных составляющих эстетики как науки.Уроки музыки в начальной школе складываются из хорового пения. Задача учителя - научить детей понимать музыку и формировать у детей представление о связи музыки с жизнью.
Основой урока является хоровое пение. Хоровое пение представляет собой сложный жанр музыкального искусства, требующих от учащихся прочного владения певческими навыками. Выработка вокально-хоровых навыков достигается с помощью упражнений, приминаемых в определенном порядке и последовательности. Здесь прослеживается не разрывная связь между совершенствованием музыкальных способностей, развитием основных вокально-хоровых навыков и формированием гармонично развитой, эстетически культурной личности.
Главная задача урока музыки - это эстетическое воспитание детей средствами музыкального искусства, и в частности средствами хорового пения. Хоровое пение является наиболее массовой формой активного приобщения детей к музыке. Петь для ребенка является естественным и доступным способом выражения эстетических потребностей чувств, настроений. На уроках музыки, в классе и при пении в хоре ученики имеют дело с восприятием и воспроизведением музыкальных звуков. Творческая деятельность на уроках музыки раскрывает специфические связи искусства с окружающим миром. Творческие задания пронизывают весь урок от начала до конца. С одной стороны, они постоянно обращаются к жизненным примерам, впечатлениям школьников, а с другой - к произведениям искусства, в которых запечатлены знакомые учащимся образы, явления, ситуации. В области музыкального воспитания перед общеобразовательной школой стоит задача большой важности: воспитание средствами музыки эстетических и нравственных чувств учащихся, их музыкального вкуса, любви к музыке, активно-творческого отношения к ней. Интерес к музыке, увлечённость музыкой, любовь к ней - обязательные условия для того, чтобы она широко раскрыла и подарила детям свою красоту, чтобы она могла выполнить свою воспитательную и познавательную роль, чтобы она служила формированию духовной культуры. Понятие «воспитание» включает в себя значения образования (овладение системой музыкальных знаний), обучения (усвоение практических музыкально-творческих навыков), развития личности школьника, формирования его музыкальных способностей. Музыкальное воспитание - область эстетического воспитания; приобщение личности к музыкальной культуре [2]. Музыкальное воспитание школьников всё настойчивее входит в разряд первостепенных задач, волнующих общественность, что даёт простор для радикального решения ряда важнейших аспектов проблемы музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения. Музыкально-эстетическое воспитание младших школьников направлено на формирование личностных качеств ребенка, его всестороннее и гармоничное развитие. Являясь неотъемлемой частью духовного нравственного воспитания личности ребенка, музыкально-эстетическое воспитание направлено не только на развитие специальных знаний, умений и навыков, но и на развитие эмоций, чувств, личностного отношения к богатству проявлений окружающего мира. Для того чтобы осуществить задачи музыкального воспитания необходимо научить школьников не только исполнять музыку, но и слушать ее. Основная задача слушания музыки развивает восприятие музыки и ее понимание. Уроки музыки в начальной школе складываются из хорового пения. Задача учителя - научить детей понимать музыку и формировать у детей представление о связи музыки с жизнью. Цели уроков заключаются в следующем:
Используя хоровое пение, как средство музыкального воспитания учащихся, учитель ставит перед собой следующие задачи: развивать у детей любовь к пению; воспитать эмоциональную отзывчивость на музыку; воспитать художественный вкус, развить певческий голос; развить музыкальный слух.
Музыка, как и всякое искусство, отражает действительность. Музыка - это язык чувств. Звуковой образ имеет большую силу воздействия. Понимать музыку - значит воспринимать ее не только эмоционально, но и сознательно отдавать себе отчет в том, что она выражает и как выражает. Любить музыку - значит испытывать потребность в общении с ней. Восприятие музыки зависит от индивидуальных особенно-
стей человека, его интересов, культов. Все знания дети получают на основе слуховых впечатлений. Более глубокому восприятию музыки способствует так же показ портретов композиторов, иллюстрации к песням. Для того чтобы привлечь детей к музыке, учитель должен исполнить яркие и красочные моменты. Тем самым заставить детей внимательно и с интересом слушать музыку. В школьном возрасте эстетическое воспитание занимает особое место. Достаточно полно эта проблема освещена в книге В.Н.Шацкой «Общие вопросы эстетического воспитания в школе». В.Н.Шацкая считает, что эстетическое воспитание не должно ограничиваться только созерцанием действительности, оно должно воспитывать желание создать прекрасное в искусстве и жизни. Многовековой опыт музыкальной педагогики показывает, что эстетическое воспитание детей и юношества осуществляли педагоги-музыканты на базе хорового обучения, исходя из принципа, что музыкально-хоровое обучение носит массовый характер, объединяет различные возрастные и этнические категории, использует разнообразные обучающие программы[5].
В хоровом обучении активизация происходит сразу по двум направлениям: теоретическому (элементарная теория музыки, стили, жанры и пр.) и практическому (развитие и становление индивидуальных исполнительских качеств, формирование личностного отношения к исполняемым произведениям) Последнее особенно ценно тем, что развивает индивидуальный эстетический вкус, закладывает основы позитивных условий эстетического воспитания в целом.
В Казахстане основополагающая роль хорового пения заключается в самобытном складе казахской музыкальной культуры. Очень богат репертуар хорового пения, исполняемого детскими хорами. Важное значение в эстетическом, а главное в музыкальном воспитании имеет казахска народная песня, в обработке выдающмхся композиторов. Каждое направление в хоровом репертуаре по-своему ценно, т.к. оно решает различные исполнительские, вокально-хоровые и эстетические задачи. Свое видение роли хорового пения в процессе музыкально-эстетического воспитания отразил в своих работах Д.С. Лихачев. По мнению Д.С. Лихачева, только воспитание красотой и через красоту, например, музыкального звука, сформировать правильную эстетическую ценностную ориентацию личности, развить вребенке способность к творчеству, желание создавать прекрасное собственными руками. Приобщение детей к сокровищам мировой культуры и хорового пения есть необходимое условие для достижения главной цели эстетического воспитания- формирования творчески развитой, гармонически совершенной целостной личности. Научить ребенка видеть прекрасное везде и во всем - вот истинная цель эстетического имузыкального воспитания, а хоровое пение является активным помощником в решении этой задачи[3].
Эстетическое воспитание в хоровом пении не только открывает душу ребенка для восприятия красок, тембров, и звуков, но и способствует более глубокому пониманию мира. Через хоровое пение раскрывается главная и истинная человеческая протребновть- потребность к красоте, стремление к гармонии, которая заложена в каждом ребенке от природы. Хоровое пение в тесной связи с эстетическим воспитанием дает возможность ребенку прикасаться к красоте на всех этапах становления личности. И именно хоровое пение в музыкально-эстетическом воспитании, позволяет ребенку познать фундаментальные основы человеческого бытия - красоту, добро и истину.
Ссылки на источники
1. Апраксина О.П. «Методика музыкального воспитания в школе»/ М. : Просвещение,1983.-224 с
2. Сухомлинский В.А. «О воспитании»/ М.,1975
3. Лихачев Д.Б. «Теория эстетического воспитания школьников». - М., 2005.
4. Д.Кабалевский «Воспитание ума и сердца» М.1981
5. Шацкая В.Н. «Общие вопросы эстетического воспитания в школе». - М., 1987.