ХОРОШЕЕ ДЕЛО ЭЖцДом НЕ НАЗОВУТ
Анатолий Борисович Вифлеемский,
действительный член Академии педагогических и социальных наук, доктор экономических наук
На страницах журнала «Народное образование» мы неоднократно обращались к проблемам электронных классных журналов и дневников. Несмотря на то, что за это время сменился министр образования и науки, реформаторский зуд у Минобрнауки России остался. И на смену ранее принятым методическим рекомендациям по ведению электронных классных журналов и дневников министерство планирует принять новые. И по сложившейся традиции, а также, вероятно, по причине отсутствия в министерстве квалифицированных специалистов, для разработки этих рекомендаций заключён государственный контракт, цена которого составляет 20 млн рублей. Рассмотрим, за что же платит такую сумму Минобрнауки России, и какие последствия новые рекомендации могут повлечь для школы.
• Министерство образования и науки • закупки • электронный журнал
• персональные данные • незаконные действия чиновника
Что такое ЭЖиД
Между Минобрнауки России и АНО «Евро-класс» заключён государственный контракт № 03.030.11.0024 от 27 июня 2016 г. на выполнение работ (оказание услуг) по проекту «Разработка единых требований и рекомендаций к электронным журналам и дневникам, методологических рекомендаций по нормированию школьного задания», проводимому в рамках Мероприятия 2.6 «Формирование новой технологической среды общего образования» Задачи 2 «Развитие современных механизмов и техноло-
гий общего образования» Федеральной целевой программы развития образования на 2016—2020 годы, в соответствии с решением научно-координационного совета Федеральной целевой программы развития образования на 2016—2020 годы (протокол от « 28 » декабря 2015 года № ПНКСФЦПРО-2).
28 сентября 2016 года директором департамента управления программами и конкурсных процедур Минобрнауки России Поповым М.С. подписан акт о проведении работ по указанному государственному контракту, в том числе о том, что разработаны «Единые функциональные и технологические требования и рекомендации к системам элек-
тронных журналов и дневников (ЭЖиД)», при этом указано, что обязательства исполнителя исполнены надлежащим образом и в полном объёме. В этих Требованиях, расположенных на 11 листочках формата А4 (включая титульный лист и оглавление), даётся такое определение: «ЭЖиД — системы электронного журнала и дневника». При этом под электронным журналом предлагается понимать «ПО или электронные сервисы, обеспечивающие учёт выполнения учебной программы, в том числе успеваемости и посещаемости учащихся», а под электронным дневником — «ПО или электронные сервисы, обеспечивающие в электронном виде информирование учащихся и их родителей (законных представителей) о ходе и результатах учебного процесса».
Назначение сего документа, как следует из п. 1.1. Требований, — установление минимальных требований к информационным системам, которые могут использоваться в образовательных организациях Российской Федерации, с целью фиксации хода и результатов образовательной деятельности, а также нормирования школьных заданий. Требования предназначены для разработчиков систем ведения электронных журналов и дневников в части обеспечения необходимой функциональности и для администраторов ОО в части выбора конкретной ИС в зависимости от потребностей учёта в ОО и имеющихся технических условий.
Что принципиально нового требует ЭЖиД?
В соответствии с п. 3.6. ЭЖиД в целях повышения надёжности ЭЖиД должен быть предусмотрен один из следующих вариантов функционирования электронной системы:
• наличие локальной версии (резервной копии), синхронизуемой с сетевой по мере ликвидации проблем интернет-канала (превышение доступного к обработке количества обращений, технические сбои);
• наличие возможности выгружать электронный классный журнал класса в удобном формате (MS Excel или аналогичных форматах) для работы в нём на персональном устройстве без доступа в Интернет с последующей загрузкой журнала в систему ЭЖиД.
Согласно п. 4.3. ЭЖиД в Журнале должен быть обеспечен некий единый формат регистрации посещаемости и проставления оценок в соответствии с классным журналом на бумажном носителе. Однако при этом согласно п. 2.1. того же ЭЖиД функциональность ЭЖиД должна обеспечивать возможность полной замены журналов и дневников на бумажном носителе.
В соответствии с п. 4.5. ЭЖиД по умолчанию должны быть настроены роли с минимально необходимым функционалом для ряда пользователей, включая «Учитель — ведение классного журнала (проставление оценок и регистрация фактов посещаемости, заполнение тем уроков), назначение домашнего задания, формирование отчётности по успеваемости и посещаемости, возможность коммуникации с участниками образовательного процесса». Таким образом, в качестве минимального функционала устанавливается обязательность коммуникаций посредством сети Интернет учителей с учащимися и их родителями. Все ли учителя будут рады таким новым обязанностям?! И такой функционал слишком явно напоминает функционал «Дневник.ру». Не под эту ли систему писались новые рекомендации малоизвестным АНО «Евро-класс», и им ли вообще писались эти рекомендации, учитывая, что основной вид деятельности этого АНО — дополнительное образование детей?
Учитывая основной вид деятельности, это АНО является образовательной организацией, однако сайта и предусмотренной Федеральным законом «Об образовании в РФ» информации о деятельности этой организации найти нам не удалось. А вот адрес её регистрации (119454, город Москва, проспект Вернадского, 50 стр. 1) оказался адресом массовой регистрации юридических лиц.
Однако вернёмся к принципиально новым требованиям, придуманным АНО «Евро-класс». Согласно п. 5.1.1.
Требований «Выставление оценки за работу на уроке должно быть ограничено по времени. Оценка учащегося за работу на уроке должна быть поставлена учителем в Журнал не позднее, чем через 15 минут после окончания урока». Причём согласно п. 5.1.2. «Оценка должна появляться в Дневнике сразу после её выставления в Журнал». Хотя это никак не вяжется с п. 3.6, предусматривающим выгрузку данных при работе без доступа в Интернет. Неужели надо после урока сразу волшебным образом обеспечить Интернет и выгрузить данные?
Ещё более странными и написанными явно под конкретного разработчика являются требования п. 5.1.5. «Должен быть сформирован раздел «Фонд оценочных средств (ФОС)» для диагностики и оценки предметных и мета-предметных результатов обучения. ФОС должен быть создан в электронном виде, иметь структуру — в соответствии с оцениваемыми параметрами, тематикой, классом и группой. Для каждого контрольного или диагностического задания ФОС должны быть сформулированы критерии оценивания».
Пункт 5.1.6. требует, чтобы для равномерного распределения учебной нагрузки учащихся по трём уровням общего образования (начальное, основное и среднее) сервис ЭЖиД должен предоставлять следующие возможности:
• указание учителем временных затрат, необходимых для выполнения домашнего задания;
• для учащихся — возможность проставить к себе в дневник количество часов, фактически затраченных на выполнение задания. Учитель не должен видеть, кто из учеников проставил эту оценку, — только среднее количество затраченных на задание часов по всему классу;
• законным представителям учащегося получать информацию о планируемых временных затратах на выполнение конкретного задания;
• законным представителям учащегося сообщить учителю о наличии дополнительных внешних обстоятельств, которые мешают выполнить указанный объём в соответствующие сроки (медицинские мероприятия, санаторно-курортное лечение, мероприятия, связанные с занятостью в системе дополнительного образования);
• наглядные инструменты (например, в виде отчёта с цветовым выделением) для информирования о превышении объёма заданий на основании превышения норматива времени по СанПиН, то есть должна быть реализована возможность построения отчётов с информацией по загруженности учащихся домашним заданием.
Тем самым ЭЖиД становится местом переписки между учителями, учащимися и их родителями по поводу временных затрат на выполнение домашних заданий. Естественно, что по ряду «неважных» предметов окажется, что домашние задания требуют слишком много времени и являются невыполнимыми.
Для учителей при этом должен быть предусмотрен сервис, позволяющий
• учителю давать ученикам рекомендации по выполнению домашнего задания в произвольной форме, ограниченной только количеством знаков;
• учителю, при выдаче домашнего задания, в обязательном порядке указывать оценку количества академических часов, которое требуется учащемуся, наименее успевающему по данному предмету в классе, для выполнения данного задания.
Вместе с тем согласно п. 5.2. Требований электронный дневник должен превратиться в портфолио учащегося, причём в Дневнике должна быть реализована возможность просмотра и редактирования личного Портфолио учащегося. Правда, не написано, а кем, собственно, должно будет редактироваться это портфолио. Само же портфолио должно включать в том числе
«данные о дополнительном образовании учащегося (кружки, курсы, секции) — с указанием графика для корректного учёта внеаудиторной нагрузки учащегося; научные, творческие и иные виды работ учащегося».
И, наконец, откровение — все электронные классные журналы должны быть похожи на «Дневник.ру». Ведь именно так можно интерпретировать п. 5.4. Требований, согласно которому:
• ЭЖиД должны предоставлять возможность коммуникации пользователей в рамках системы в формате личных сообщений.
• У ОО должна быть возможность настраивать групповые сообщества и приглашать новых участников в данные сообщества.
Итак, электронный классный журнал, согласно созданным АНО «Евро-класс» Требованиям, должен обязательно превратиться в социальную сеть.
Ещё сильнее «уши» ООО «Дневник.ру» вылезают в п. 6. «Требования к рекламному и платному контенту». Тем самым, в случае утверждения этих Требований, электронные дневники и классные журналы в школах должны будут превратиться в рекламно-социальную сеть наподобие «Дневник.ру».
Последствия принятия Минобрнауки ЭЖиД
Для понимания педагогических последствий превращения школьных электронных дневников и классных журналов в рекламно-социальную сеть наподобие «Дневник.ру» хотелось бы отослать читателей к весьма интересной статье Д.В. Верина-Галицкого, учителя средней школы № 32 г. Хабаровск, опубликованной в № 8 за 2014 год «Народного образования». Учитель поднимает в статье ряд крайне важных вопросов, называя вещи своими именами. И взгляд учителя на ООО «Дневник.ру» весьма поучителен. Ведь использование в школах «Дневника.ру» загоняет учителей в самое настоящее образовательное рабство. И учитель совершенно верно пишет о вреде для воспитательного процесса этой социальной сети.
Единые требования «Системы ведения журналов успеваемости учащихся в электронном виде
в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации» (Шифр «Электронный журнал», версия 1.0) были разработаны Министерством образования и науки Российской Федерации и введены в действие с 01 июля 2011 г. Действующие в настоящее время Единые требования к ведению журналов успеваемости учащихся в электронном виде в образовательных учреждениях были направлены Письмом Минобрнауки России от 15.02.2012 № АП-147/07 «О методических рекомендациях по внедрению систем ведения журналов успеваемости в электронном виде».
Можно констатировать, что электронный журнал ООО «Дневник.ру», являющийся социальной сетью, не соответствует этим требованиям. Поэтому предположения учителя Д.В. Верина-Галицкого о лобби этой коммерческой организации в Ми-нобрнауки России находят слишком явное подтверждение.
Юридические последствия превращения дневников и классных журналов в рек-ламно-социальную сеть не менее негативные. Хотя, на мой взгляд, это будет вообще противоправным деянием, а соответствующие пункты ЭЖиД просто противоречат действующему законодательству.
Родители учащихся дают свои согласия на использование персональных данных школой в целях, связанных с образованием своих детей, но никак не для использования этих персональных данных в рекламных целях. И размещение рекламы в электронных классных журналах и дневниках грубо нарушает требования Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных», согласно ч. 1 статьи 9 которого субъект персональных данных принимает решение о предоставлении его персональных данных и даёт согласие на их обработку свободно, своей волей и в своём интересе. Немного найдётся родителей учащихся, жаждущих получить рекламу в дополнение к оценкам своего ребёнка. Согласие на обработку
персональных данных должно быть конкретным, информированным и сознательным. Согласие на обработку персональных данных может быть дано субъектом персональных данных или его представителем в любой позволяющей подтвердить факт его получения форме, если иное не установлено Федеральным законом. При этом в соответствии с ч. 2 ст. 5 указанного закона обработка персональных данных должна ограничиваться достижением конкретных, заранее определённых и законных целей.
Более того, использование персональных данных в коммерческих (рекламных) целях при том, что согласие было дано лишь на их использование в некоммерческих целях, связанных с образованием, нарушает ч. 3 ст. 5 Федерального закона № 152-ФЗ «О персональных данных», так как данные цели обработки персональных данных являются несовместимыми.
ЭЖиД и коррупция
К сожалению, «за руку» никто не пойман, поэтому обвинять в коррупции чиновников Минобрнауки России, явным образом действующих в интересах определённой коммерческой компании, мы не можем. Однако обвинять в незаконных действиях по приёмке конкретным чиновником Минобрнауки России халтуры, названной ЭЖиД, можно и нужно.
И страна должна знать своих «героев». Акт приёмки ЭЖиД подписан директором департамента управления программами и конкурсных процедур Минобрнауки России М.С. Поповым. И этот чиновник, лично подписавший акты приёмки фактически невыполненных работ, до сих пор на своей должности, уголовное дело не возбуждено. Хотя имеющийся в ЕИС контракт наглядно свидетельствует о том, что работа фактически не выполнена. Хотя оплата за ЭЖиД была произведена.
Представленные АНО «Образовательный культурно-научный центр «Евро-класс» Требования размещаются на 11 страницах печатного текста, включая оглавление и титульный лист.
Между тем, в соответствии с п. 1.5. раздела 5 технического задания, являющегося неотъемлемой частью Государственного контракта от 27.06.2016 № 03.030.11.0024, отчётным документом являются Единые требования и рекомендации к электронным журналам и дневникам с целью эффективного администрирования образовательного процесса, предоставления аналитических данных различным участникам образовательных отношений, регулирования и оптимизации учебной нагрузки учащихся объёмом не менее 3 п.л., что более чем в 10 раз превышает объём представленного документа.
В соответствии с техническим заданием Единые требования и рекомендации к электронным журналам и дневникам должны содержать описание методов и средств, применяемых для повышения эффективности администрирования образовательного процесса, описание предлагаемых технологических решений, описание алгоритмов и порядка их внедрения и использования, а также должны включать проекты типовых локальных актов, направленных на их внедрение и использование в образовательной организации.
ЭЖиД, представленный АНО «Образовательный культурно-научный центр «Евро-класс» и принятый М.С. Поповым явным образом не отвечает и этим требованиям технического задания, хотя бы потому, что никаких проектов типовых локальных актов, направленных на их внедрение и использование в образовательной организации, ЭЖиД не содержит.
Разве в этом не видно признаков коррупции?
* * *
Если директорам школ по всей стране говорят «денег нет, держитесь», то слишком велик контраст с тем, как и на что тратит миллионы рублей Минобрнауки России. Может быть, стоит завести в «Народном образовании» рубрику «Закупки нашего ведомства», в рамках которой отслеживать и обсуждать наиболее пикантные закупки этого министерства. НО