Научная статья на тему 'Хорхе Исаакс как писательская личность'

Хорхе Исаакс как писательская личность Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
105
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
латиноамериканская литература / история Колумбии / Хорхе Исаакс / Latin American literature / history of Colombia / Jorge Isaacs

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Непомнящая Мария Леонидовна

Статья посвящена колумбийскому писателю XIX в. Хорхе Исааксу. Жизнь и творчество писателя рассматриваются в контексте сложного процесса становления молодой культуры. Биография писателя имеет огромное значение для понимания его творчества, ставшего ценным вкладом в развитие национальной литературы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Life and literary heritage of Jorge Isaacs

This article is dedicated to the 19th-century Colombian writer Jorge Isaacs. His life and literary heritage are examined in the context of emerging Colombian culture. The writer’s biography is a key to understanding his literary works that made a valuable contribution to Colombian national literature.

Текст научной работы на тему «Хорхе Исаакс как писательская личность»

УДК 82

Вестник СПбГУ. Сер. 9. 2010. Вып. 2

М. Л. Непомнящая

ХОРХЕ ИСААКС КАК ПИСАТЕЛЬСКАЯ ЛИЧНОСТЬ

Как известно, в Латинской Америке формирование общества и национальной культуры происходило синкретично, в сжатые сроки, личность и общество претерпевали во время этого процесса, длившегося весь XIX в., огромные нагрузки резких перемен. В этой связи приобретает особый интерес развитие сильной писательской личности, отражающей существенные стороны становления национальной культуры. Биография писателя имеет огромное значение и для понимания его творчества, которое, в свою очередь, становилось ценным вкладом в развитие национальной литературы. Как писал В. Б. Земсков про 50-70-е годы XIX в. в Аргентине: «...аргентинцы той поры как бы не имеют личных биографий, их жизнь — это сам стремительный ход напряженной политической и военной борьбы...» [5, с. 124]; подобное можно сказать, с оговоркой, и о всех странах Латинской Америки того времени. Почти любой творческий акт был неразрывно связан с процессами, происходившими в стране; в сложный период самоопределения и становления новых наций не могло появиться литературное произведение, которое так или иначе, порой парадоксально, не отражало бы социальной или политической жизни. Литература была и прямым орудием борьбы наравне с публицистикой или даже оружием: каждый сражался за свои взгляды и идеалы, как мог. Органический синтез общественного деятеля и литератора — вот тип политика той эпохи. Жанровой основой литературы была патриотическая лирика, героические оды, политическая сатира, памфлеты. Показателен пример Хосе Хоакина Фернандеса де Лисарди, который начал писать свой знаменитый роман «Перикильо Сарньенто» только после того, как запретили издание его журнала «Пенсадор Мехикано».

Это время для Латинской Америки — тяжелый период Войны за независимость, гражданских войн и формирования национального самосознания; эпоха, в которой особенно органично связаны жизнь конкретной творческой личности и большая история. Это было время, когда «писатели брались за управление страной, поэты искали поэтические метафоры для философского осмысления жизни» [7, с. 15-16], когда писатель был политиком, а политик — писателем; глубокий синтез общественного деятеля и литератора — вот человек той эпохи.

«Америка — первый на земле опыт освоения-заселения новой планеты, звезды в космическом пространстве» [3, с. 31] — так писал об Америке Г. Гачев, в своих работах предлагавший рассматривать каждую нацию в совокупности ее духовных и материальных ценностей; он писал о том, что для полноценного исследования того или иного вида творчества надо ловить «бабочку духа сачком климата» [4, с. 58]. Настоящая статья представляет собой попытку следовать наставлениям этого яркого ученого.

Хорхе Рикардо Исаакс родился в колумбийском городе Кали 1 апреля 1837 г. Он был сыном английского гражданина еврейского происхождения Джорджа Генри Иса-акса Адольфуса и колумбийской девушки Мануэлы Феррер Скарпетты, дочери каталонского военного. Отец Хорхе Исаакса прибыл в Колумбию в 1822 г. из Ямайки с намерением разрабатывать месторождения золота в Чоко. В 1827 г. он становится коммерсантом и обосновывается в Кибдо; через год принимает католическую веру, чтобы жениться. В 1829 г. получает из рук самого Освободителя бумагу о колумбийском граж-

© М. Л. Непомнящая, 2010

данстве. Встает очевидный вопрос о национальных корнях писателя. Сам он позднее так напишет об этом: «Помимо своего природного происхождения, я — гражданин всей Латинской Америки, брат всех тех, кто благословенно работает и победоносно сражается здесь, продолжая дело наших освободителей» [2, р. 334].

Происхождение писателя окажет большое влияние на разработку художественного мира «Марии». Европейский романтизм обратил свой взор в Новый Свет в поисках необычности; туда бежали романтические герои. Латиноамерианский романтизм, которому принадлежит «Мария», не нуждался в экзотике. В XIX в. перед Латинской Америкой остро встал вопрос самопознания, «самооткрытия». Писатели повернулись лицом к своему миру, чтобы если не познать, то хотя бы описать его. Исаакс создал один из первых латиноамериканских романов, который сыграл важную роль в развитии этого жанра на латиноамериканской почве, но при этом писатель смог привнести в роман элементы экзотики. Иудейство, с которым Исаакс был знаком не понаслышке, присутствует в романе как религиозно-эстетическая система, проходящая через весь роман. Главная героиня романа Мария — иудейского происхождения, она приняла крещение в 3 года, до того ее имя было Эстер (Эсфирь). Отец главного героя — обращенный иудей. Описывая Марию, Эфраин часто употребляет словосочетание «ее народ» («глаза женщин ее народа», например). Эта религиозно-эстетическая система широко обсуждается среди исследователей творчества Исаакса, и почти все сходятся во мнении, что, воспользовавшись благоприятным для него фактом своего происхождения, Исаакс умело и тонко создал ряд экзотико-ориенталистских образов, которые придают художественному миру романа романтические черты. Таким образом, без знакомства с биографией писателя было бы трудно дать верную оценку подобной тематике в романе.

К 1833 г. семья становится состоятельной и переезжает в Кали, где отец писателя активно участвует в политической жизни. В 1840 г. он покупает два больших сахарных предприятия в окрестностях Пальмира: «Мануэлита», названное так в честь его жены, и «Санта-Рите». В 1854 г. он приобретает имение с поразительным названием Эль-Параисо (Рай), которое позже станет местом действия романа «Мария» и где писатель провел годы своего отрочества. Исаакс учился сначала в колледже Кали, потом в округе Попайан в школе учителя Мануэля Луны. В 1848 г., одиннадцати лет, родители отправили его в Боготу, чтобы учиться в Колледже Эспириту Санто, под руководством знаменитого профессора Лоренсо Марии Льераса. Там Исаакс учился с 1848 по 1852 г.; эти годы стали важным этапом в формировании Исаакса как писателя.

Лоренсо Льерас в 1846 г. основал колледж Эспириту Санто, который имел одну педагогическую особенность: театральная деятельность занимала центральное место в учебном расписании. Актовый зал был оформлен как театр, в котором постоянно ставились различные пьесы латиноамериканских писателей, а также с английского и французского переводились произведения европейских романтиков. Другой спецификой этого колледжа было преподавание «современных» языков: английского и французского, в отличие от колониальной модели, где основной акцент делался на латыни. Лоренсо Льерас был значительной фигурой зарождающегося романтического театра Колумбии: он был директором Театра Боготы с 1855 по 1859 г., организовал первую в республике Драматическую национальную труппу, имел собственный театр и был переводчиком опер Гаэтано Доницетти и Джузеппе Верди.

За четыре года, проведенные в подобном учебном заведении, трудно было не начать писать. Перу Исаакса принадлежат четыре пьесы, которые он написал между 1860 и 1863 гг.: «Паулина Ламберти, Эмми Робсарт» (одни исследователи считают, что сюжет этой пьесы был взят из романа Вальтера Скотта «Замок Кенилворт», другие — что она

была написана под влиянием Гюго), «Мария Адриан, или Горцы из Лиона» и четвертая пьеса — не что иное, как черновик романа «Мария», который изначально был пьесой. Карлос Мадринян упоминает еще одну пьесу: «Последняя ночь в Капуа».

Исаакс хотел продолжить обучение в Лондоне, получить медицинское образование, но семья его разорилась, и писатель лишился возможности получить систематическое образование; такая же ситуация складывается и у главного героя «Марии» Эфраина. Он вынужден довольствоваться случайными заработками. В это время он входит в бурную политическую жизнь Колумбии. В семнадцать лет Исаакс присоединяется к армии полковника Мануэля Техады, защитника правительства против восстания генерала Хосе Марии Мело. Восстание продолжилось семь месяцев, по истечении которых Исаакс пробовал без успеха наладить коммерческие дела в Кали. В 1856 г. он рано, в девятнадцать лет, женился на Фелисе Гонсалес Уманье, которой было тогда всего четырнадцать.

В 1860 г. он снова возвращается на поле сражения, на этот раз для борьбы против восстания, во главе которого стоял Томас Сиприано де Москера. Именно в то время судьба занесла его в Антиокию, где он познакомился с поэтом Грегорио Гутьерресом Гонсалесом; Исаакс начинает писать стихи. Многие из его поэм, включая нашумевшую «Рио Моро», были написаны во время его участия в военных кампаниях. Он возвратился в Кауку в 1861 г.—из-за смерти отца, по завещанию которого Исаакс должен был взять на себя заботу о коммерческих делах семьи. Неопытный юноша не смог как следует наладить то, что еще при жизни отца перестало приносить доход. Можно думать, что самозабвенные занятия литературой стали одной из причин неудачи в коммерческих делах, так как именно этими годами датируются некоторые из его драматических и поэтических работ. В конце 1863 г. он оставляет семейные дела в руках своего брата Альсидеса и уезжает в Боготу. Кредиторы преследуют семью Исаакса. Чтобы расплатиться с долгами, пришлось продать сахарные предприятия, а поместье Эль-Параисо было продано еще при жизни отца. Кредиторы преследовали писателя и в Боготе, так что ему пришлось прибегнуть к помощи Анибала Галиндо и Хосе Марии Вергара-и-Вергара, адвокатов, известных как отличные литераторы и члены литературного общества «Мозаика», которое выпускало двухнедельный журнал. В мае 1864 г. Исаакс был приглашен на один из вечеров, чтобы прочитать свои рукописи на одном из собраний в доме Хосе Марии Сампер. Присутствующие встретили аплодисментами поэмы молодого писателя, и их издали, представив сборник как «литературную новинку» (таким образом появился первый и единственный сборник стихов Исаакса, который так и назывался «Стихотворения» («Poesías», 1864)). Однако славы автору этот сборник не принес.

Встреча с единомышленниками оказалась жизненно важной для литературной деятельности поэта. Общение с членами «Мозаики» оказало на писателя большое влияние. Все, что было написано им до этой встречи, было неплохим, но все же подражанием французским писателям-романтикам. Знакомство с лирикой Исаакса позволяет увидеть, насколько сильна была зависимость писателя от европейской системы романтизма. Если в качестве литературных источников «Марии» справедливо называют Шатобриана и Бернардена де Сент-Пьера, то его лирика опирается на поэзию Ламартина, Виктора Гюго, Альфреда де Виньи. В стихотворениях Исаакса присутствуют такие устойчивые романтические образы, как битва, смерть, могила, бурная река. Костумбристкая ориентация его новых товарищей и влияние такой крупной фигуры, как Вергара-и-Вергара, заставили Исаакса отказаться от первоначальной версии «Марии», которая была задумана как очередная пьеса, и именно костум-

бризму роман обязан своими реалистическими описаниями природы и быта. Совет Хосе Марии Вергары-и-Вергары переделать пьесу и сделать из нее роман превратил мелодраму во французском стиле в один из первых американских романов, который станет важным шагом в развитии национальной литературы и романа в частности.

В год выхода сборника стихов Исаакс испытывал финансовые затруднения, ему необходимо было кормить семью, и он стал инспектором строящейся железной дороги к порту Буэнавентура. Условия труда были очень тяжелыми, и Исаакс заболел лихорадкой. Именно во время этой болезни Исаакс начал писать свой роман «Мария». В 1865 г. он показывает черновики рукописи своему брату, преподавателю грамматики, и друзьям — Вергаре-и-Вергаре, Маррокину, Томасу Карраскилье.

В июне 1867 г. в издательстве Гайтан появляются первые 800 экземпляров романа «Мария», который увековечил имя писателя. Но это никак не повлияло на его финансовое положение: издатели обманывали Исаакса, а он был слишком горд, чтобы чего-то требовать от них. В 1866 г. консерваторы Кали выбирают Исаакса депутатом парламента, но симпатии его начинают склоняться в сторону либералов.

Роман «Мария» очень полно демонстрирует метания Исаакса между партиями консерваторов и либералов, взвешивает положительные и отрицательные стороны каждой из них. Довольные рабы на пастбищах отца Эфраина и история Най и Синар, теплая патриархальная атмосфера дома Эфраина и закостенелое чванство дона Херонимо... Размышления, воплощенные писателем в этих образах, привели Исаакса в 1870 г., через три года после выхода «Марии», к смене политической ориентации, и он, еще недавно сражавшийся с оружием в руках на стороне консерваторов, перешел на сторону либералов. Обостренная социально-политическая ситуация в стране и желание активно участвовать в общественной жизни стали одной из причин, по которой Исаакс пожелал хотя бы в своем собственном созданном мире отгородиться от того, что не переставало терзать его. В «Марии» достаточно четко прослеживаются консервативные взгляды Исаакса, однако зародыши сомнений в верности политики консерваторов (отмена запрета на ввоз рабов), а также симпатии к либералам зреют уже во время написания романа.

Приверженность католицизму указывает на консервативные взгляды Исаакса. На протяжении всего романа Мария сравнивается со Святой Девой, истово молится, и весь быт семьи Эфраина строится на патриархальных католических традициях; во вставной новелле о Най и Синар французский миссионер показан как мученик во имя веры. На фоне политических баталий 1860-х годов протестом против либеральной политики антиклерикализма выглядит сцена ужина: «Отец занял место во главе стола, а меня посадил справа; мама, как всегда, села слева от него; сестры и малыши расселись, как попало... Ужин закончился, слуги убрали скатерть; один из них начал читать "Отче наш", и хозяева подхватили молитву» [6, с. 15-16]. В 1867 г. (год выхода «Марии») Томас Си-приано де Москера попытался захватить власть, совершив очередной переворот, страна снова взялась за оружие. Идиллия Исаакса — это еще и попытка показать обществу положительные стороны политики консерваторов, которые ратовали за сохранение традиций.

Не бросая политической деятельности, Исаакс открывает свой магазин привозных книг. Кроме того, с июля по декабрь он является главным редактором газеты «Республика», которая принадлежит к умеренному крылу консерваторов. В 1869 г. Иса-акса выбирают в Палату представителей, где он работает в течение года. Из-за своих страстных публичных выступлений Исаакс нажил много политических врагов. Именно

к этому времени относится переход писателя к либералам и вступление в масонскую ложу.

В 1871 г. правительство назначает Исаакса консулом в Чили. В это время писатель активно занимается литературной деятельностью и мечтает восстановить состояние отца. В 1872 г. он возвращается домой и снова страдает от преследования политических противников, которые совпадают с очередным финансовым кризисом, писатель теряет всякое политическое влияние и вынужден занять ничтожную должность в школьной инспекции Кали. В 1873 г. Исаакс вместе со своим приятелем Рикардо Мигелем Инфанте делает попытку обратиться к коммерции и покупает большое имение, чтобы заняться продажей древесины, какао, скота и сахара. После отъезда компаньона в Чили Исаакс пытается поддержать дело, делая долги, потом, увидев, что доходов нет, продает имение и, в конце концов, объявляет себя банкротом. В романе «Мария» частично отразились эти метания и попытки восстановить отцовское состояние.

В 1875 г. судьба снова улыбается Исааксу. Его двоюродный брат Конто становится во главе правительства провинции Каука и назначает Исаакса главным инспектором ведомства народного просвещения. Писатель участвует в реформировании образования, читает лекции в высшей педагогической школе, где все относятся к нему с величайшим почтением и восхищением, гордясь, что их преподаватель — автор «Марии». В 1876 г., когда в Колумбии снова вспыхивает гражданская война, Исаакс принимает сторону либеральной партии, после победы которой вновь возвращается к своим занятиям. В 1877 г. Конто оставляет пост главы правительства, и Исаакс уходит из ведомства народного просвещения. Некоторое время он посвящает активной борьбе против угнетения индейцев, следствием чего явился «Очерк об индейских племенах округа Магдалена» (1880).

Всю свою бурную жизнь Исаакс провел с пером в руке. Он пишет политические очерки, стихи, пьесы. В Исааксе боролись два начала: политика и литератора. Несмотря на то, что эпоха позволяла совместить их в одно, Исаакс так и не смог этого сделать. Некоторые исследователи предполагают, что Исаакс не мог стать настоящим политиком, потому что его отвлекали творческая деятельность и попытки заработать состояние, и что он оставил бы намного более богатое литратурное наследие, если бы не бурное и страстное участие в общественно-политической жизни страны.

В 1880 г., разочаровавшись в политической деятельности, скорее уставший, чем состарившийся, Исаакс отходит от нее и поселяется в Боготе. Однако писатель не перестает сотрудничать с различными литературными и политическими изданиями, пишет около ста стихотворений, поэму «Саул», две драмы и несколько политических очерков. Полностью разочарованный в политике и предпринимательстве, Исаакс думает эмигрировать в Аргентину, но революция 1885 г. не позволила ему сделать это. В 1888 г. Исаакс переезжает в Ибагуэ, здоровье его подорвано. Его очень волнует то, что ему нечего оставить своим детям. В 1895 г. Хорхе Исаакс умирает. В его бумагах находят три незаконченные рукописи исторических романов: «Таня», «Камило, или Черная душа» и «Одиночество».

Писатель до последнего дня не бросал писать, однако своим почетным местом в латиноамериканской литературе он обязан роману «Мария». Почти все литературоведы отмечают лиричность его поэзии, красоту родной природы, которую он воспевал в своих стихах, но Исаакс-поэт значительно проигрывает Исааксу — автору «Марии»: таково общепринятое мнение критики; но также неоспоримо то, что его поэтическое творчество подготовило благотворную почву для лирического романа, шедевра латиноамериканской прозы. Поэмы «Рио Моро», «Земля Кордова» известны латиноамери-

канскому читателю. Исаакс писал прекрасные стихи и сонеты, а иногда и легкие стихи «на случай», как, например, вот этот:

Я был таким задорным, Она так хороша! Среди вина и женщин Запуталась душа.

«Мария» была написана почти в самом начале творческого пути писателя, однако именно на этот роман повлияли годы обучения в колледже Лоренсо Льераса, которые близко познакомили писателя с европейским романтизмом, творческое общение с Хосе Мария Вергара-и-Вергара и кружком «Мозаика», которым «Мария» обязана своими костумбристскими чертами, активное участие в политической жизни страны и необходимость бороться, чтобы хоть как-то прокормить свою семью, воспоминания о безвозвратно ушедшем счастливом детстве и усадьбе Эль-Параисо, в котором прошли, наверное, самые беззаботные и счастливые годы писателя. Все это нашло свое отражение в небольшом, но емком романе, который на первый взгляд является лишь своеобразной запоздалой идиллией.

Биография Исаакса легко прослеживается на страницах романа. Рассказывая про родителей Эфраина, главного героя романа, Исаакс говорит о своих родителях; говоря о своем отрочестве, Исаакс рассказывает о себе. Существует ряд работ, посвященных биографичности романа, исследователи пытаются найти прототип Марии, главной героини, сравнивают пейзажи романа с природой усадьбы Эль-Параисо — музеем Исаак-са; мы просто примем биографичность романа как доказанный факт.

«Мария» ценна не только как художественный текст; она стала важным этапом формирования жанра романа, а также попыткой саморефлексии и самопознания. Посмотрев на Европу, приняв ее литературный и культурный опыт, Исаакс возвращается в свой родной Валье-дель-Каука, чтобы теперь познать себя. В романе прослеживается сильное влияния французской литературы, однако «Марию» нельзя назвать эпигонским романом; европейский опыт уже переработался в латиноамериканском сознании, и в результате мы имеем причудливое эклектичное сочетание жанров и образов, которые, однако, принадлежат только латиноамериканскому художественному миру и латиноамериканской литературе.

Как было сказано выше, жизнь и творчество латиноамериканского писателя неразделимы. Для Исаакса «Мария» — это «текст, в котором Исаакс воплотил в словесную литературную форму свой общий жизненный опыт» [1, р. 37].

Литература

1. Bedoya L. I. Escritos sobre literatura colombiana. Bogota, 1980.

2. Reyes A. Cartas de Jorge Isaacs // Obras completas de Alfonso Reyes. Vol. 4. Mexico, 1955.

3. Гачев Г. Д. Национальные образы мира. Америка в сравнении с Россией и славянством. М., 1997.

4. Гачев Г. Д. Национальные образы мира. Космо-Психо-Логос. М., 1995.

5. Земсков В. Б. Аргентинская поэзия гаучо. М., 1977.

6. Исаакс Х. Мария / пер. Р. Линцер. М., 1989.

7. История литератур Латинской Америки. Кн. 2. От войны за независимость до завершения национальной государственной консолидации / отв. ред. В. Н. Кутейщикова. М., 1988.

Статья поступила в редакцию 5 апреля 2010 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.