Научная статья на тему 'Хореографический коллектив как средство развития творческой самореализации личности'

Хореографический коллектив как средство развития творческой самореализации личности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1056
104
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТВОРЧЕСКАЯ САМОРЕАЛИЗАЦИЯ ЛИЧНОСТИ / ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / ПРОЦЕСС РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ / CREATIVE SELF-REALIZATION OF PERSON / CHOREOGRAPHIC COLLECTIVE / PROCESS DEVELOPMENT AND FORMATIONS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельникова Екатерина Павловна

В статье рассматривается феномен развития творческой самореализации личности в условиях детского хореографического коллектива.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article tells us about a phenomenon creative self-realization of person in terms Choreographic collective.

Текст научной работы на тему «Хореографический коллектив как средство развития творческой самореализации личности»

.....

I I I ■ M I I I

158 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 5 (43) сентябрь-октябрь

В целом население сегодня настроено лояльно по отношению к власти. Однако это отнюдь не означает, что оно довольно власти предержащими и государством в целом. Лишь 18% опрошенных считают, что государство обеспечивает охрану их конституционных прав как граждан России, подавляющее большинство (76%) считают, что оно не обеспечивает их охрану. 68% населения не одобряет деятельности учреждения культуры по патриотическому воспитанию детей.

Полученные результаты свидетельствуют, что самыми активными участниками художественной самодеятельности оказались учащиеся колледжей (27%).

А в диапазон от «редких» до «постоянных посетителей» попали: 50% постоянных посетителей дискотек, 49% любителей рок-музыки. Разница между «дискотечниками» и «рокерами» невелика, всего 1%. И те, и другие определенно составляют авангардную социально-культурную группу активной части молодежи, что обусловливает необходимость применения активным методов по патриоти-

ческому воспитанию со стороны всех государственных и общественных организаций и ведомств.

Среда обитания, круг знакомых, друзья и близкие во многом определяют поведение человека, особенно молодого, участвуют в формировании его мироощущения и мировоззрения, ценностных ориентаций на патриотическое воспитание. Групповые интересы, групповые пристрастия, модели поведения имеют порою решающее значение для совершения тех или иных поступков, поведенческих стереотипов, выбора жизненного пути каждого человека, не зависимо от его возраста и пола.

Поэтому в патриотическом воспитании среда, окружение играет очень значительную роль, которая сможет быть как губительной, так и спасительной для человека, чьи жизненные установки, модели поведения, ценностные ориентации находятся всегда в стадии формирования, подвижны и легко поддаются переориентации, коррекции, трансформации в зависимости от тех или иных обстоятельств и факторов.

ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ КОЛЛЕКТИВ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ

ТВОРЧЕСКОЙ САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ Е. П. Мельникова

Московский государственный университет культуры и искусств

В статье рассматривается феномен развития творческой самореализации личности в условиях детского хореографического коллектива.

Ключевые слова: творческая самореализация личности, хореографический коллектив, процесс развития и воспитания.

This article tells us about a phenomenon creative self-realization of person in terms Choreographic collective.

Key words: creative self-realization of person, choreographic collective, process Development and formations.

1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 5(43)сентябрь-октябрь 2011 158-162

.....

ш

Социально-культурная деятельность 159

В настоящее время наибольшим потенциалом для развития творческой самореализации, самоопределения личности обладает система учреждений культуры. Поскольку основное предназначение учреждений культуры -развитие мотиваций у участников к познанию, творчеству, самообразованию через участие в культурно-досуговых программах и предметной деятельности, хореографический коллектив как сложнейшая педагогическая сфера представляет собой наиболее креативное самостоятельное явление. Хореографический коллектив отражает главную идею воспитания - приоритет развития актуальных и потенциальных возможностей личности, ее способностей и потребностей, готовности к самопознанию, самореализации. Содержание и направленность всего процесса развития и воспитания определяют следующие целевые ориентиры: целеустремленность и настойчивость в достижении цели; работоспособность и готовность к самостоятельным решениям в ситуации выбора. Усидчивость, старательность, аккуратность, стремление доводить начатое до конца - если эти качества не развиваются на этапе начального образования, вряд ли их удастся развить позже. Причем труднее всего руководителю развить стремление доводить начатое до конца. Это может быть связано с множеством причин: потеря интереса, усталость, не сформированы необходимые умения, навыки, возникло затруднение, не хватает волевых усилий. При всех этих вариантах необходима психолого-педагогическая поддержка: повысить интерес, авансировать успех, помочь в освоении нужных приемов деятельности и т.п.

Идея творческой самореализации личности нашла свое отражение в свободно-гуманистическом направлении. В понимании К.Н. Вентцеля учащийся может реализовать себя в результате самостоятельного познания и творчества, когда есть возможность прийти к постановке собственной цели и сознательно ее достигнуть, а не когда совершается «умышленное формирование ребенка сообразно тому образу человека, который находится в

голове воспитателя». К.Н. Вентцель утверждал, что ребенок развивается по своим собственным законам, установленным природой, и задачей воспитателя является открыть ему эти законы и найти для каждой личности свою оригинальную систему, которая помогла бы ей раскрыться.

В педагогических работах П.П. Блонско-го, В.П. Вахтерова, П.Ф. Каптерева и др. высоко оцениваются учебный процесс деятельнос-тного характера, способность к умственному самообразованию, нравственному самоопределению. П.Ф. Каптерев был убежден, что значительное влияние на ученика образовательное учреждение окажет, если основой образования будет самоопределение, самообразование, саморазвитие. Педагог отводит огромную роль потребности саморазвития у учащихся: «Дитя несознательно выбирает то, что ему нравится, что отвечает его личным природным задаткам, энергично сопротивляется не сродному его природе» (2, с. 74). При этом педагогу, по словам ученого, следует оказать помощь в саморазвитии, усовершенствовании личности, с помощью устранения препятствий с пути естественного развития; поддержки в развитии имеющихся способностей; искоренении недостатков и «насаждении ценных свойств».

Самореализация личности связана с воплощением ее сущностных черт, качеств в результатах практической деятельности. Л.Н. Коган, раскрывая сущность самореализации, пишет, что она «как практическая деятельность (материальная или духовная) предполагает опредмечивание сущностных сил человека в вещах, предметах и других общественных результатах его деятельности» (3, с. 37). Самореализация является всегда свободной деятельностью, обусловленной исключительно духовными потребностями личности, а не внешними (материальными, карьерными и т.п.) стимулами. Современный хореографический коллектив является движущей силой духовных, личностных потребностей каждого участника, способствующий развитию творческой самореализации.

.....

ш

160 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 5 (43) сентябрь-октябрь

Для нашего исследования размышления классиков педагогики представляют ценность, поскольку они обращены к свободе и самостоятельности мысли, осознанию уникальности личности, творческому развитию ее индивидуальности Выдвинутый в педагогике принцип «свободы развития» предполагает осознание учеником природы своей личности, свободной и самореализующейся.

В настоящий момент можно выделить четыре уровня изучения проблемы творческой самореализации личности. Первый (философский) уровень анализирует вопросы о смысле человеческой жизни, сущностных силах человека и возможностях его экстериоризации (Н.А. Бердяев, С.Н.Булгаков, И.А. Ильин, А.Ф.Лосев, Н.О. Лосский, В.В. Розанов, В.С. Соловьев, С.Н. Трубецкой, П.А. Флоренский и др.). Второй (психологический) уровень исследует мотивационную основу самореализации, личностные качества и взаимообусловленность внешних и внутренних процессов, приводящих к созданию творческого продукта (А. Адлер, А. Маслоу, К. Роджерс, В.Г. Маралов, В.А. Ситаров и др.). Третий (социологический) уровень рассматривает вопросы о способах самореализации личности в конкретной общественной структуре определенного социально-исторического периода (Е.В. Бондаревская, П.П. Блонский, Л.С. Выготский, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.Н. Леонтьев, Д.С. Лихачев, Д.Б. Эльконин и др.). Четвертый (педагогический) уровень решает проблему разработки методологических, психолого-педагогических и дидактических условий, обеспечивающих возможность творческой самореализации учеников на протяжении всего периода обучения (К.А. Абульханова-Славская, Л.С. Выготский, Г.К. Селевко, Л.В. Трубайчук, А.В. Хуторской и др.).

Творческая самореализация личности в учреждениях дополнительного образования трактуется как синтез учебной и концертной деятельности по формированию внутренней и внешней культуры личности участника. Одним из факторов развития творческой самореализации личности в коллективе является

фактор эстетизации быта. А.С. Макаренко в своей педагогической работе уделял огромное внимание этому фактору: «Коллектив надо украшать и внешним образом. Поэтому я даже тогда, когда коллектив наш был очень беден, первым делом строил оранжерею. И обязательно розы, не какие-нибудь дрянные цветочки, а хризантемы, розы» (4, с. 139). Таким образом, быт, окружение являются лакмусовой бумажкой уровня творческого (креативного) развития личности, коллектива. Эстетика поведения и внешний облик преподавателя - не менее значительный фактор в развитии творчески реализующейся личности. Как отмечает К.В. Гавриловец: «В своей работе, учитель влияет на воспитанников всем своим внешним обликом. В его костюме, прическе проявляется эстетический вкус, отношение к моде, которое не может не влиять на вкусы юных» (1, с. 112). Согласно высказываниям В.А. Сухомлинского, «сила воспитательного воздействия внутриколлективных отношений на развитие личности заключается в том, что опыт общения, даже если он недостаточно осознается, глубоко переживается человеком. Это переживание "себя среди людей", стремление занять желаемое положение среди них является мощным внутренним стимулом формирования личности» (5, с. 54).

Благополучное эмоциональное самочувствие, состояние защищенности, как назвал его А.С. Макаренко, стимулирует наиболее полное самовыражение личности в коллективе, создает благоприятную атмосферу для развития творческих задатков учеников, обнажает красоту чутких отношений друг к другу (дружба, взаимопомощь, порядочность, верность, доброта, чуткость, внимание). Участие детей в совместной деятельности со взрослыми накладывает глубокий отпечаток на детскую личность.

Современный хореографический коллектив выступает динамичным явлением в процессе развития творческой самореализации личности и осуществляется прежде всего на материале и средствами хореографического искусства. Хореографический коллектив мно-

.....

I I I ■ М I I I

Социально-культурная деятельность 161

гофункционален, так как его деятельность обращена на его участников и на аудиторию. Хореографический коллектив - это средство познания культуры и искусства, средство овладения «секретами» хореографического мастерства и в какой-то мере средство познания жизни. В нем не ограничиваются только работой над материалом произведения, но решается широкий круг художественно-образовательных и учебных задач. Хореография выступает в нем своеобразным феноменом телесно-пластического движения.

Развитие личности в хореографическом коллективе - это процесс, в котором соединяются воедино физическое и умственное, эмоциональное и интеллектуальное, общечеловеческое и специально-художественное, личное и общественное, словом, те аспекты, которые позволяют рассматривать ученика как предпосылку их гармоничного развития. Следует отметить, что для возникновения устойчивых интересов у ученика недостаточно просто познакомить его с новой сферой деятельности. У него должно возникнуть положительное эмоциональное отношение к новому, способствующее включению участника в совместную с взрослыми деятельность. В процессе занятий ученик должен постепенно обогащаться новым опытом и насыщать этот опыт новыми знаниями о различных областях действительности. Это вызывает познавательную активность участника. Чем больше перед учениками открывается сторон окружающей действительности, тем шире возможности для возникновения и закрепления у них устойчивых познавательных интересов.

Хореографический коллектив способствует разрешению возникающих проблем у учеников, с помощью системы воспитания и образования: снимает отрицательные факторы (закомплексованность в движении, походке, поведении в обществе, занятиях, различных концертных мероприятиях и т.д.); воспитывает ответственность (необходимая черта в характере маленького человека, так как безответственное отношение одних порой раздражает и расслабляет других); убирает тен-

денцию «исключительности» некоторых учеников (это отрицательно влияет на весь коллектив); бережет учеников от нездорового соперничества, злорадства, «звездной болезни», что является важной задачей в воспитании. Руководитель хореографического коллектива должен научить учеников способности сопереживать чужой беде, умению защищать, возможно, вопреки всему коллективу. Выразив свою точку зрения, отстояв ее, ученик учится в хореографическом коллективе. Руководитель активно воспитывает в них порядочность, долг и честь в человеческих отношениях, независимо от изменений их суждений и позиций.

Таким образом, определяя ведущую роль хореографического коллектива в развитии творческой самореализации личности, можно представить триединый блок взаимосвязанных определений творческой самореализации:

1) это процесс перехода потенциальных возможностей ученика в актуальные при достаточном обеспечении условий этого перехода;

2) это динамичное саморазвертывающееся взаимодействие ученика с миром в деятельно-стной форме активности, при котором осуществляется выделенный выше переход; 3) это компонент жизнедеятельности ученика, включающий личностное осмысление и решение жизненных задач в системе его взаимодействия с миром путем социально принятых и ситуативно возможных способов поведения личности и проявляющийся в индивидуальном порядке.

Таким образом, современное образование в нашей стране должно быть направлено не только на подготовку грамотного специалиста-исполнителя, но и на формирование самостоятельной, творческой личности, способной к самореализации и ориентации в стремительно нарастающем потоке информации. Творческая личность должна быть готова к непрерывному самообразованию и саморазвитию, к эффективному выполнению разнообразных профессиональных задач, стремящейся к достижению высот профессионализма, то есть к полной самореализации в общественной жизни.

гтттт

ш

162 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 5 (43) сентябрь-октябрь ^ Примечания

1. Гавриловец, К. В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников: [книга для учителя] / К.В. Гаврило-вец, И.И. Казимирская. - Минск, 1988.

2. Каптерев, П. Ф. Избранные педагогические сочинения / П.Ф. Каптерев. - М.: Просвещение, 1982.

3. Коган, Л. Н. Цель и смысл жизни человека / Л.Н. Каган. - М.: Мысль, 1984.

4. Макаренко, А. С. Педагогические сочинения / А.С. Макаренко. - М., 1986. - Т. 1.

5. Сухомлинский, В. А. Сердце отдаю детям / В.А. Сухомлинский. - Киев, 1972.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.