Научная статья на тему 'Хореографическая зарисовка мордовской свадьбы: проблемы сопоставления'

Хореографическая зарисовка мордовской свадьбы: проблемы сопоставления Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
217
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финно-угорский мир
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ КАРТИНКИ / ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ ЗАРИСОВКИ / ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПОСТАНОВКА / ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ПЛАСТИКА / ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЙ ТЕКСТ / МОРДОВСКАЯ СВАДЬБА / CHOREOGRAPHIC VIEW / CHOREOGRAPHY / CHOREOGRAPHIC PERFORMANCE / PLASTIQUE / CHOREOGRAPHIC TEXT / MORDOVIAN WEDDING

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Бурнаев Александр Гаврилович, Левина Екатерина Валериевна

Анализируются отдельные работы хореографов на тему мордовской свадьбы, рассматриваются вопросы сопоставления сценических и традиционных версий, связанных с этническим содержанием, индивидуальным осмыслением и воплощением свадебных персонажей на сцене.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Dance view of Mordovian wedding: the problem of comparison

The article analyses the selected works of choreographers on Mordovian weddings, and raises the issues of matching scenic and traditional versions of ethnic content, which are connected with individual reflection and the embodiment of wedding characters on stage.

Текст научной работы на тему «Хореографическая зарисовка мордовской свадьбы: проблемы сопоставления»

ХОРЕОГРАФИЧЕСКАЯ ЗАРИСОВКА МОРДОВСКОЙ СВАДЬБЫ: проблемы сопоставления

А. Г. БУРНАЕВ,

доктор искусствоведения, профессор, заведующий кафедрой национальной хореографии ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва»

Е. В. ЛЕВИНА,

студентка IV курса направления подготовки «Народная художественная культура» ФГБОУ ВО «МГУ им. Н. П. Огарёва» (Саранск, РФ)

Жизненный путь человека - явление сложное и неоднозначное. Каждый проходит его по-своему. Путь отдельно взятого человека или этноса от этого приобретает непохожий ни на кого оттенок. Однако есть вехи, через которые должен пройти каждый: это рождение, взросление, становление и свадьба, с которой связано появление детей и их воспитание. Самому печальному событию нашей жизни - смерти - все народы уделяли особое внимание, но свадьбе как важному обрядовому ритуалу отводилось большее значение, так как она является одним из самых впечатляющих и красивых моментов будущего пути человека.

Приведем примеры энциклопедических трактовок свадьбы. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова определяют свадьбу как «брачный обряд» [5, 607]; В. И. Даль -как «обрученье, совершенье брака, женитьбу и замужество, повенчанье, со всеми брачными обрядами и пирушками» [2, 578]; Ф. А. Брокгауз и И. А. Ефрон в отличие от предыдущих авторов выделяют свадебное событие как «юридический, окончательный акт заключения брака, придающий последнему полную юридическую силу; в прежнее время различались три акта, имевшие в разные эпохи неодинаковое значение: договор о браке с родителями невесты, пере-

дача невесты и плотское соединение» [1, 575].

Сопоставив авторские трактовки и формулировки народных обрядово-ритуальных действ свадьбы, мы можем утверждать, что существует четкая поэтапная традиция, где присутствуют сватовство, смотрины, помолвка, плач (вы-тие), девичник, мальчишник, свадебный поезд, свадебный выкуп, венчание, гуляние, даже свадебный пир и многое другое. Именно поэтому «Новая иллюстрированная энциклопедия» определяет свадьбу как множество обрядов, сопровождающих заключение брака: «сватовство, помолвка, ритуализированный переезд невесты из дома родителей в дом жениха, обмен подарками, пир и т. д.» [4, 127]. Однако нас интересуют не только смысловое содержание самой свадьбы и ее этапы, но и сценические версии и танцевальные интерпретации.

Мордовская свадьба в разных хореографических зарисовках представлена в балете «Игра в свадьбу» (2003 г., либретто А. Г. Бурнаева и И. В. Алексеевой), «Хореографических картинках на тему мордовской свадьбы» (2013 г., либретто А. Г. Бурнаева) и многих других, в выпускных квалификационных работах студентов в соавторстве с их руководителями, педагогами и балетмейстерами Института национальной культуры Мор© Бурнаев А. Г., Левина Е. В., 2016

довского государственного университета им. Н. П. Огарева. Аналогичная картина встречается и в национальном балете «Алена Арзамасская» (2012 г., либретто А. А. Батракова, Ю. А. Кондратенко; балетмейстер А. А. Батраков) Мордовского государственного музыкального театра им. И. М. Яушева.

Для более полного представления о последних сценических версиях мордовской свадьбы рассмотрим «Вокально-хореографическую зарисовку свадебного обряда мордвы», показанную на сцене Дворца культуры и искусств МГУ им. Н. П. Огарева в 2015 г. (хореография студентов-выпускников направления подготовки «Народная художественная культура», рук. М. А. Костерина, музыка фольклорного ансамбля «Гайги моро», рук. Е. О. Модина (Кутаева)).

Действие хореографической зарисовки начинается с музыкального вступления, исполняемого скрипками и ударными инструментами. Далее идет выход жениха, его отца и друзей, которые ведут бутафорского коня. Перед ними появляются родственники невесты, отец с кнутом-плетью, за ним мать с дочерью и ее подругами. Начинается сватовство со свадебного договора отцов молодых. Они закрепляют этот акт через рукоби-тие и рукопожатие, своеобразную укладку рук, положа левую на плечо соседа, а также перемещения в этой позе вправо по кругу. Жених подходит к отцу невесты за благословением и опускается на колени. Последний надевает рукавицу, ударяет его кнутом-плетью три раза по левому плечу и дарит драгоценное орудие, выражая данным жестом свое согласие. Жених берет коня под уздцы и уводит со сцены. Вокально-танцевальное действие свадебного торжества продолжает свое развитие. Присутствующие персонажи здороваются друг с другом, делятся на две части (мужскую и женскую). В одной из них подруги невесты водят прощальный хоровод, мать причитает над своей дочерью, сожалеет о том, что она переходит в дом жениха; в другой располагаются остальные гости, ко-

торые поют о горькой судьбе будущей супруги.

Невеста, стоя неподвижно, молчит. Ее пластика скромна и степенна, так как мысли сосредоточены на предстоящей свадьбе. Хоровод грусти и печали подруг вокруг невесты начинается с плавного перемещения женских фигур с поднятыми вверх руками и переходит в свадебный пляс, в котором танцевально-пластический сюжет с красочным платком-шалью продолжает одна из любимых подруг. В процессе танца она накрывает им голову невесты. Жених выводит коня, а его друг помогает невесте сесть на него.

Центром хореографической свадебной композиции являются не только танец и массовая народная пляска, но и пантомимные сцены героев, пластика, которая в танцевально-вокальном произведении решена в народно-сценической манере.

Начинается шествие по кругу с песнями и плясками, называемое свадебным поездом. Он останавливается в центре сцены, и жених передает уздечку другу и помогает невесте спуститься с коня, а подруги, поочередно подходя к ней, надевают бусы, эрзянское набедренное украшение (пулай) и головной убор (панго). После облачения невесты в свадебный наряд (сряду) друзья жениха и подруги невесты образуют малые круги и начинают водить хороводы. Мать невесты подходит к молодым, которые располагаются в центре сцены, отгоняет от них злых духов, соединяет их руки вышитым полотенцем и ведет по кругу, извещая всех гостей, стоящих по бокам, о возникновении новой семьи. Песенно-танцевальная процессия приглашенных гостей присоединяется к центральному действию, увеличивая движенческий ход, закручивается в «улитку», но прерывает свое шествие. Свадебный поезд останавливается. Участники театрализованного торжества начинают массовое песенно-

танцевальное веселье. В этом эпизоде присутствуют величальные песни, парный танец и пляс молодых с кружением невесты. Вокально-хореографическое действие не заканчивается, оно перестраивается в линейный рисунок на авансцене. Сценическая зарисовка мордовской свадьбы подходит к своему финальному разрешению, где гости, выстраиваясь в статичную картинку, кланяются молодым поочередно, проходят через символические ворота, образуемые соединением рук жениха и невесты.

Отметим, что центром хореографической композиции являются не только танец и массовая народная пляска, но и пантомимные сцены героев, пластика, которая в танцевально-вокальном произведении решена в народно-сценической манере. Безусловно, данная хореография должна подчиняться фольклорному песенно-музыкальному материалу, но в нашем случае присутствует свободная пластика телодвижений у подруг невесты, а также друзей жениха. Чтобы разобраться в этом сложном современном синтезе, необходимо пояснение словесным текстом, его иллюстративное уточнение. Видимо, незамысловатое наполнение и акцентирование такого рода материалом (спокойными, размеренными движениями, подскоками, выстукиваниями (дробями), статикой рук и их всплесками, наклонами корпуса и головы) не противоречат традиции, а дополняют пластическую форму и выделяют рисунок танца, который состоит из прямых линий, малых и больших кругов, различных «ручейков», «ворот» и зигзагов, от этого хореографический текст становится более насыщенным и своеобразным.

Данные песенно-танцевально-пласти-ческие действия мы находим в традиционной культуре мордвы, но они разнятся локальными особенностями этноса и зависят от географии расположения. Именно поэтому структура свадебного обряда имеет и региональные традиции, относящиеся к дохристианским истокам, как это было и есть у двух крупных субэтносов мордвы: эрзи и мокши.

Наше представление об этом удивительном обрядово-ритуальном действии формируется на основе описаний исследователя Русского географического общества П. И. Мельникова (А. Печерско-го). Сам свадебный обряд символизировал не только переход девушки из рода отца в род мужа, но и другие аспекты жизнедеятельности будущей семьи.

У эрзи предсвадебное действо проходит следующим образом: если в доме нужна сноха, родители жениха решают сватать невесту, а ее родители требуют запоя. В выбранный для этого обряда день сторона невесты дает свое согласие на сватовство.

Подчеркнем немаловажные детали запоя, основой которого является договор -торг или «ряда». Делается он на стол, на венец, на пироги. При этом действии жених сидит в углу и молчит. Родственники жениха в обозначенный на запое день едут к невесте на пироги, в телегу кладут 5 ситных караваев, девичью лепешку с грушей, пиво и вино. После этого обычая невеста не имеет права выйти замуж за другого, а родители - называть дочь своей. Все это обрядовое действо проходит в молитве. П. И. Мельников-Печерский отмечает, что здесь присутствуют не только молитвы, но и игры со свадебными песнями, пляски, сопровождающиеся игрой на дуде, национальном музыкальном инструменте, тростниковой дудочке «нюди» [3, 111].

После дня пирогов, т. е. на третий день, отец жениха едет к невесте, где назначается день свадьбы. Накануне венчания к невесте приходят подруги, топят баню, заплетают ей косу, а она при этом причитает и горько плачет. Девушки ужинают и готовят дары невесты, сопровождая весь процесс свадебными песнями. Перед рассветом невеста приходит к отцу с матерью, просит благословения и, получив его, идет в огород, причитает с любимой подругой. Утром мать невесты угощает их блинами. Причитания невесты продолжаются: она идет на блины к своим подругам по старшинству. Обойдя всех засветло, невеста продолжает

свой путь с подругами, идет в дом соседей. Там ее собирают в свадебный мордовский наряд (сряда): на рубашку надевается верхняя рубашка из холста (по-лоскопайка), а также вышитая супдаря с широкими рукавами. Поверх всего комплекса нижней одежды накидывается вышитая рубаха (шелковый дудяшник), повязывается кушак. К нему прикрепляется пояс (вакстери) с бахромой типа набедренника.

В традицию свадебного обряда входит и причесывание волос невесты особым образом: они заплетаются в двадцать пять кос, в каждую из которых вплетается голубой шерстяной шнурок - своеобразный хвост, идущий от затылка, украшенный привесками из бисера, монет, раковин каури. На голову надевается венец с серебряными монетами и бисером, в вершине которого располагаются кольца (обручики), прикрепленные шелковыми нитями. В уши вдевают серьги (плетни), грудь и шею украшают шумяще-звенящим нарядом с колокольчиками, цоковками и чавками из раковин каури.

Мужской свадебный наряд в отличие от женского не имеет многочисленного набора деталей, он гораздо проще: поверх кафтана надевается белый балахон, опоясанный кушаком с красными кистями, к которому привешивается полотенце (потомбаце).

Далее идет свадебный пир с песнями и плясками. Он начинается в избе невесты, после благословения ее родителями, и продолжается сценой с воплями и плачем, подносом даров поезжанам, одеванием невесты в верхнюю рубаху (по-поняху). Затем проходят проводы невесты из своего дома под руки и укладка ее в телегу (головой вперед). Заканчивается этот эпизод поездкой в церковь, где совершается обряд венчания.

Другая сцена выстраивается после венчания, когда невесту сажают в телегу со свекровью и поезд едет ко двору жениха. По обычаю предков жених, выйдя из церкви, убегает от невесты в соседний двор и прячется там до самой ночи.

Свадебный поезд, продолжая свое движение, останавливается у дома жениха, где его родители благословляют невесту и уводят в амбар для снятия верхней одежды.

Современные хореографы берут за основу не этнические признаки, а отдельные наиболее обобщенные компоненты свадебного обрядового действа мордвы и на этом основывают свои вокально-хореографические трактовки.

Подчеркнем, что песни, пляски, игры в дуду начинаются после обеда, а вечером, когда разъедутся гости жениха, его находят и приводят к молодой жене. Утром она раздает дары родственникам мужа, который угощает всех пивом, и идет со свекровью за водой. Именно на этом моменте заканчивается традиционный свадебный обряд у мордвы-эрзи с предсказанием неразлучной жизни молодых.

Сравнительный анализ традиционного свадебного обряда помогает глубже понять проблему сценического воплощения и сопоставления, но уже с противоположной стороны - другого этноса мордвы. Рассмотрим свадебный обряд мордвы-мокши.

В отличие от эрзи у мокши не было обряда похищения невесты, однако присутствовали сватовство с погоней, а также жертвоприношения, где отец и мать жениха варили животных, птиц, клали их под порог дома, кланяясь богине двора Юрт-аве. Выделим важные моменты мокшанского сватовства: отец жениха садился на коня и тайно отправлялся к дому предполагаемой невесты; клал горбушку с медом на столб, который стоял около избы; громко кричал, убегая от отца невесты.

В давние времена существовало поверье, что если отец невесты догонит отца жениха, изобьет его, бросит в лицо горбушку, то свадьбы не будет. Согласно другому варианту, если отец невесты не догонит отца жениха, ему необходи-

мо пойти к его избе и спросить, дома ли хозяин. Если ответят «нет», то свадьба не состоится, а если «да» - будет свадебный пир с песнями и плясками.

Далее за невесту назначали плату. Ее отец, отпуская из родительского дома, вручал дочери восковую свечу (шта-тол), с которой она должна войти в дом жениха. Там ее встречала свекровь и совершала обряд очищения. Она ставила на правую ногу невестки сковороду с зажженным хмелем, сноха сбрасывала ее, и по этому обряду определяли будущую жизнь молодых. Если сковорода не перевернулась вверх дном - их жизнь будет счастливой. Затем следовал обряд нарекания имени и прикармливания невесты. Жертвенный обряд, связанный с богинями Ведь-авой и Баня-авой (реки и бани), завершал испытание молодой. Свадебный пир переходил из дома жениха в дом невесты спустя неделю. Именно так заканчивались свадебные обряды мордвы-мокши.

Подводя итог нашего исследования, сравнив сценическое прочтение мордовской свадьбы с традиционным обрядовым действием, мы можем отметить, что она сопровождалась не только молитвами и причитаниями невесты, но и песнями, игровыми хороводами и плясками. Сценические версии свадьбы (в отличие от традиционных действий) не имеют столь глубинной смысловой нагрузки. Современные хореографы берут за основу не этнические признаки, а отдельные наиболее обобщенные компоненты свадебного обрядового действа мордвы и на этом основывают свои вокально-хореографические трактовки. Поэтому представленная в разных хореографических зарисовках и картинах мордовская свадьба не имеет традиционного композиционного построения. Она решена у каждого хореографа по-своему. У современных балетмейстеров XXI в. этническая эклектика присутствует не только в пластике, но и в одежде.

Поступила 10.12.2015

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК BIBLIOGRAPHY

1. Брокгауз, Ф. А. Энциклопедический словарь / Ф. А. Брокгауз, И. А. Ефрон. - Москва : Эксмо, 2002. - 672 с.

2. Даль, В. И. Толковый словарь русского языка / В. И. Даль - Москва : Эксмо, 2006. - 736 с.

3. Мельников, П. И. Очерки мордвы / П. И. Мельников - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1981. - 136 с.

4. Новая иллюстрированная энциклопе-дия. - Москва : Большая Российская энциклопедия ; ООО ТД «Изд-во Мир книги», 2006. - Кн. 16. - 256 с.

5. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова. - Москва : Рус. яз., 1987. - 797 с.

1. Brockhaus, F. A., Efron, I. A. (2002), Encyclopedic Dictionary, Moscow: Eksmo.

2. Dal', V. I. (2006), Explanatory Dictionary of the Russian language, Moscow: Eksmo.

3. Melnikov, P. I. (1981), Essays on Mordo-vians, Saransk: Mordovia Press.

4. New Illustrated Encyclopedia (2006), Moscow: Great Russian Encyclopedia; Publishing House of the Book World, Vol. 16.

5. Ozhegov, S. I., Shvedova, N. Yu. (1987), Dictionary of the Russian language, Moscow: Russian language.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.