Научная статья на тему '«Homo legens» в концепте постмодернистской эстетики'

«Homo legens» в концепте постмодернистской эстетики Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
171
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Даренская Наталья Александровна

Рассматривается вопрос влияния формирования стиля в современном литературоведении. Сама постановка вопроса актуализирует сущность эстетики постмодернизма. Таким образом, поэтика постмодернизма поливалентна, а постмодернистский художественный мир не только продуцирует очень гибкую, динамичную и на редкость толерантную образную модель культуры, но и, безусловно, формирует определенный художественный стиль мышления читателя и исследователя.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The paper considers issue of influence of style formation in modern literary criticism. The statement of the problem itself emphasizes essence of the postmodernism's aesthetics. Thus, the poetics of postmodernism is polyvalent, and the postmodernist art world not only produces very flexible, dynamical, and extremely tolerant figurative model of culture but also, certainly, forms certain art style of thinking of the reader and the researcher.

Текст научной работы на тему ««Homo legens» в концепте постмодернистской эстетики»

УДК 18 Н.А. ДАРЕНСКАЯ

«HOMO LEGENS» В КОНЦЕПТЕ ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ЭСТЕТИКИ

Насколько эстетика постмодернизма повлияла на формирование стиля мышления читателя, исследовательского стиля в современном литературоведении? Иными словами, насколько цитатность, распад стилистического единства произведения, особые отношения между авторами и его персонажами, мир, рассматриваемый как текст, и другие черты постмодернистского художественного образа мира конструируют новый методологический «стиль» чтения и анализа текста? Данный вопрос вызван, прежде всего, очевидной тенденцией отказа исследователей литературы от традиционных категорий исторической поэтики, стремлением описать в системе терминов постмодернизма многие явления прозы и поэзии, на первый взгляд, далекие от эстетики поставангардной культуры. К примеру, полицитатность становится приметой самых разнообразных типов индивидуального художественного мышления -от Пушкина до Мандельштама, а исследователь превращается в некого «переводчика-интерпретатора», сопрягающего код одного текста с кодами других. Безусловно, исследователь пытается дистанцироваться от текста, чтобы объективно работать с цитатами с целью выявления их знаковой природы и их объективного социального статуса. В результате исследователь, с одной стороны, творит свой Смысл, пытаясь отстоять его значимость и преимущество перед другими в силу природы научного познания, с другой стороны, он избегает категоричности в оценках и суждениях, назидательного тона, понимая, что его текст в узком смысле - часть научного дискурса, в широком - субъективная микромодель творения культуры, субъективный опыт познания.

Сама постановка вопроса актуализирует сущность эстетики постмодернизма. Очевидно, что постмодернизм превратил культурологию в особый метод художест-

венного мышления. Философский смысл постмодернизма как гибкой, динамичной, толерантной образной модели культуры пытались определить многие исследовате-ли-теоретики1. Философский принцип постмодернизма заключается в том, что он целенаправленно разрушает иерархические модели культуры, отстаивает эстетический паритет разнообразных культурных кодов. Определяя философский смысл постмодернизма как образной модели культуры, Р. Барт писал: «Текст осуществляет своего рода социальную утопию в сфере означающего: опережая Историю, он делает прозрачным пусть не социальные, но хотя бы языковые отношения; в его пространстве ни один язык не имеет преимущества перед другими, они свободно циркулируют» [1, с. 422]. Если суммировать основные признаки эстетики постмодернизма, выделенные американским исследователем И. Хассаном, то можно выстроить следующую классификацию: 1) неопределенность, включающая в себя все виды неясностей, двусмысленностей, разрывов повествования, перестановок; 2) фрагментарность. Художник-постмодернист занимается деконструкцией, предпочитает коллаж, монтаж, используя готовый или расчлененный литературный текст; 3) деканонизация, относящаяся ко всем канонам и всем официальным условностям; 4) безличность, поверхностность. Постмо-

1 См., например, работы современных исследователей: Фоккема Д.Д. История литературы: модернизм и постмодернизм. Варшава, 1994; Ильин И. Постструктурализм. Деконструктивизм. Постмодернизм. М., 1996; Липовец-кий М. Русский постмодернизм: поэтика прозы. М., 1996; Мириманов В.Б. Русский авангард и эстетическая революция ХХ века. Другая парадигма вечности. М., 1995; Богданова О.В. Современный литературный процесс. К вопросу о постмодернизме в русской литературе 70-90-х годов ХХ века. СПб., 2001; Скоропанова И.С. Русская постмодернистская литература: Новая философия, новый язык. Минск, 2000; Смирнов И.П. Порождение интертекста. СПб., 1995; Вейдле В.В. Умирание искусства. Размышления о судьбе литературы и художественного творчества. СПб., 1996; и др.

дернизм отказывается от традиционного «я», усиливает стирание личности, подчеркивает множественность «я»; 5) не-представимость, непредставляемость. Искусство постмодернизма ирреалистично; 6) ироничность; 7) гибридизация, или мутантное изменение жанров, разрушение канонических жанровых представлений; 8) карнавализация, означающая «веселую относительность предметов», участие в диком беспорядке жизни, имманентность смеха.

Таким образом, поэтика постмодернизма поливалентна. Поливалентность проявляется не только в появлении новых гибридных литературных форм, но и в цитатно-пародийном многоязычии, в растворении голоса автора в используемых дискурсах, в игре с культурными знаками и кодами, в травестийном снижении классических образцов, иронизации и пародировании, в использовании культурфилософ-ской символики «мир-текст-книга-словарь-энциклопедия-библиотека-лабиринт» и ее вариантов и др.

Какова модель постмодернистского художественного образа мира? Во-первых, исходным для поэтической философии постмодернизма является отождествление Мира и Текста. Постмодернизм нашел культуру как несомненную жизненную реальность. Он всего лишь осознал мир как огромный текст, а точнее, как интертекст. Однако понимание мира как текста не сводится просто к изобилию переиначенных цитат и реминисценций. Речь идет о переосмыслении прошлого культурного опыта. Очень точно охарактеризовал модель постмодернистского художественного образа мира Умберто Эко: «По-видимому, каждая эпоха подходит к порогу кризиса, подобного описанному у Ницше в «Несвоевременных размышлениях», там, где говорится о вреде историзма. Прошлое давит, тяготит, шантажирует. Исторический авангард (однако в данном случае я беру и авангард как метаисторическую категорию) хочет откреститься от прошлого... Авангард разрушает, деформирует прошлое... Авангард не останавливается: разрушает образ, отменяет образ, доходит до

абстракции, до безобразности, до чистого холста, до дырки в холсте, до сожженного холста... Но наступает предел, когда авангарду (модернизму) дальше идти некуда, поскольку им выработан метаязык, описывающий его собственные невероятные тексты (то есть концептуальное искусство). Постмодернизм - это ответ модернизму: раз уж прошлое невозможно уничтожить, ибо его уничтожение ведет к немоте, его нужно переосмыслить: иронично, без наивности» [3, с. 460-461]. Таким образом акцентуализируется игровое начало. Если модернизм отличается стремлением к абсолютной власти, то постмодернизм - это опыт конечности, опыт, в котором находит отражение обреченность всех завоевательных планов.

Во-вторых, текст освобождается от традиционных категорий художественной поэтики: сюжет, структура, персонаж и т.д. В текстах нет ни сюжета, ни персонажей, ни устойчивой композиции. Целое текста предельно аморфно и невнятно. Как очень точно отмечает М. Эпштейн, постмодернистская проза - это «поток письма, в который можно войти и дважды, и трижды, ничего не узнавая вокруг, - как будто с каждой фразы она начинается сначала... Если авангард стремился взорвать систему правил, то арьегард избавляется от них более экономным способом - возводя в правило каждое словоупотребление» [3, с. 226-227]. Кардинально изменяется хронотоп: пространство-время максимально тяготеет к абстрактности.

В-третьих, автор превращается в мнимого творца, ибо сам он - персонаж иного, большего или даже просто смежного текста. Бог не он, а сам текст. Автор всего лишь переводчик, сопрягающий код одного текста с кодами других. Текст, рождающийся в результате такого «перевода», автору не вполне принадлежит, скорее автор воспринимает себя как необходимый атрибут возникшего текста.

В постмодернистской прозе складываются совершенно необычные отношения между автором и текстом, автором и его персонажами, автором и читателем. Произведение как бы рождается на наших

глазах, автор создает иллюзию спонтанного возникновения текста и кропотливо ее поддерживает самыми разнообразными средствами. Смысл этого приема очевиден: творение текста, в которое погружен и соучастником которого становится не только автор, но и читатель, это микромодель творения Культуры и шире - Текста Бытия.

Таким образом, постмодернистский художественный мир не только продуцирует очень гибкую, динамичную и на редкость толерантную образную модель культуры, но и, безусловно, формирует определенный художественный стиль мышления читателя и исследователя. В условиях, когда текст конструирует и художественную модель его восприятия, читатель-исследователь должен уметь этот текст читать, то есть обладать изощренной способностью воспринимать и интерпретировать живое биение культурных организмов. Как

УДК 155.4:574

ЭКОЛОГИЯ

Творчество - одно из интереснейших и сложнейших понятий, несмотря на кажущуюся очевидность несет в себе великое множество загадок.

Можно выделить виды творчества:

> научное;

^ производственно-техническое;

> изобразительное;

> организационно-организаторское;

> философское;

^ художественное и др.

Границы между этими видами весьма условны, подчас они переплетаются самым неожиданным, непредсказуемым образом.

Процессы творчества еще К.С. Станиславский считал высшей концентрацией духовных сил. В творчестве, на наш взгляд, следует отметить телеологические процессы, наиболее полно выражающие направленность и завершающие конечные цели самого творческого процесса.

отмечает Б. Гройс: «...стратегия, которую принято называть постмодернистской, состоит в сознательном отказе от ориентации на оригинальность и в дистанцированной и объективной работе с цитатами с целью выявления их знаковой природы» [4, с. 1]. Размывая грани между реальностью и текстом, постмодернистская эстетика предлагает прозревать в пугающем хаосе социума и истории живую, и, главное, нестрашную, понятную игру культурных знаков и кодов.

Библиографический список

1. Барт Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. М., 1989.

2. Эко Умберто. Заметки на полях «Имени розы» // Имя розы. М., 1989.

3. Эпштейн М. После будущего. О новом сознании в литературе // Знамя. 1991. № 1.

4. Гройс Б. Вечное возвращение нового // Искусство. 1989. № 10.

А.В. МАЛИНОВСКИЙ

ТВОРЧЕСТВА

В человеческом творчестве мы ясно обнаруживаем совокупность:

> знаний, компетентности;

> фантазии;

> предвидения;

> интуиции;

> гипотезы;

Сферой нашего интереса является «экология творчества», ориентированная на сознательное управление креативными процессами в различных сферах жизнедеятельности людей с целью их поддержания в состоянии динамического равновесия. Выделим системы внутренних факторов, вызывающих и направляющих ориентированное на достижение цели поведение человека, т.е. по существу о мотивации его деятельности.

В процессе творчества его участники часто испытывают вполне объяснимые чувства амбивалентности, позволяющие

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.