УДК 141
HOMO HOLISTIC ИЛИ INTEGRITY OF HUMAN'S BODY: РАЗНИЦА ПОДхОДОВ В ВОСПРИЯТИИ ЦЕЛОСТНОСТИ БЫТИЯ
человека
Пеннер Регина Владимировна,
Южно-Уральский государственный университет (НИУ), доцент кафедры философии, кандидат философских наук, г. Челябинск, Россия. E-mail: penner.r.v@gmail.com
Аннотация
Предметом статьи стала проблема целостности бытия человека. Автор статьи рассматривает заявленную проблему, изучая тематику публикаций из базы данных Scopus и содержание отдельных работ. Ключевой метод, примененный в статье, -контент-анализ. При исследовании контента публикаций из Scopus автор приходит к выводу о том, что в изученных публикациях ученые уделяют внимание целостности тела (в рамках медицинской проблематики), нежели целостности бытия человека (в рамках философской проблематики).
Ключевые понятия: целостность, бытие, homo holistic, integrity, философия, Scopus,
философская практика.
Вопросом о целостности бытия задавались еще греки. Этот вопрос актуален в том случае, когда человек рефлексирует о своей природе, своем назначении, своей сущности. Проблема целостности бытия человека получила окончательное выражение только в ХХ в., однако в античной, средневековой философии и в философии Нового времени различные мыслители выражали озабоченность проблемой гармоничного сосуществования тела и души (Платон, Эпикур); тела, души и духа (Августин, Фома Аквинский); тела и разума (Р. Декарт, Г. Лейбниц); природного и культурного в человеке (Ж.-Ж. Руссо, Т. Гоббс). Вместе с тем, проблема целостности бытия человека в философии до ХХ в. не стояла остро. По мнению Р. Барта, «классическая метафизика не видела никакой беды в "разделении" личности ... наоборот, будучи разделена на два противоположных начала (высокое/низкое, плоть/дух, небо/земля), личность работала как правильная парадигма; и две борющиеся инстанции примирялись в образовании смысла - это и был смысл Человека» [1, с. 117].
Вопрос о целостности бытия человека наиболее остро встал в ХХ в. в философии экзистенциализма и постмодернизма. Проблема вопрошания человека о своей целостности кроется в том, закономерно ли это вопрошание в дискурсе современности. Постмодернисты сконструировали (даже несмотря на периодически совершаемую ими деконструкцию) предельно фрагментарное плато, каждая из частей которого существует автономно. Каждая из частей плато при этом не обладает ни подлинностью, ни суверенностью, как «нити марионетки - ризомы или множества - отсылают не к предполагаемой воле актера или кукловода, а к множеству нервных волокон, образующему, в свою очередь, другую марионетку, следуя иным измерениям, соединенным с первыми» [5, с. 14]. Бытие современного человека подобно ризоме. В нем нет точек опоры. Есть лишь линии развития.
Иными словами, бытие человека XXI в. фрагментарно. Но и бытие человека иных эпох не отличалось гармоничной целостностью. Философа в контексте проблемы целостности бытия привлекает тот факт, что целостность бытия превратилась в искомый идеал для современного человека. И в этом кардинальное отличие современного человека от его предшественников. Еще на рубеже Х1Х-ХХ вв. человек не конструировал свое бытие и мир вокруг себя. Мировоззрение и
мироповедение были предзаданы человеку. Человек обретал нормы и идеалы, вкушая плоды культуры. Современный человек, в свою очередь, есть self-made man. Искомыми для него становятся не нормы и идеалы, а линии обретения себя «в противоположность центрированным (даже полицентри-рованным) системам с иерархической коммуникацией и предустановленными связями. Это ризома, которая является ацентрирован-ной, неиерархической и неозначающей системой - без Генерала, без организаторской памяти или центрального автомата, уникально определяемых лишь циркуляцией состояний. Что подлежит обсуждению в ризоме, так это ее отношения с сексуальностью, а также с животным, растением, миром, политикой, книгой, с естественными и искусственными вещами, - отношение, полностью отличное от древовидного отношения: любые виды "становлений"» [5, с. 38]. Создающий себя сам или, в дискурсе Ж. Делеза и Ф. Гваттари, «становящийся», человек в своем становлении ищет опору. И находит ее в культуре.
Р. Мэй в своем исследовании тревоги сделал интересное сопоставление: тревога человека ХХ в. коренится в эпохе Ренессанса. Согласно мнению теоретика экзистенциальной психологии, в эпоху Ренессанса произошел поворот человека от коллективных к индивидуальным ценностям. В становлении своего Я человек двинулся не к раскрытию internus facultatis, но к соревнованию с другим: «В нашей культуре значение успеха в соревновании настолько высоко, а тревога по поводу возможного "провала" на пути к успеху настолько велика, что можно высказать следующее предположение: успех человека в социальном соревновании с другими является доминирующей ценностью нашей культуры и одновременно наиболее распространенным поводом для тревоги» [8, с. 144]. При этом Р. Мэй утверждал о весьма конкретном соревновании - стремлении к материальному успеху. Подобное стремление весьма закономерно в век прагматики. Тем не менее прагматика поработила человека. Современный человек стремится оправдать «желания» общества, а его «тревога связана с потребностью казаться сильным и независимым победителем, для чего он вытесняет свою потребность в зависимости» [8, с. 144]. Вытесненная потребность проявляет себя на соматическом уровне, в том числе в язвенной болезни, как в заболевании честолюбивого и стремящегося к достижениям человека западной цивилизации.
В отношении проблемы целостности
бытия человека в дискурсе современности необходимо рассмотреть пласт эмпирического знания. В том числе речь идет о работах современных исследователей, о тезисах ученых и мыслителей, находящихся в свободном доступе. С этой целью необходимо прежде всего обратиться к базе Scopus - крупнейшей в мире базе данных рецензируемой литературы.
Формулировка запроса в базе данных Scopus включала в себя следующие ключевые слова: integrity, being, human (целостность, бытие, человек). По запросу было обнаружено свыше 67 тыс. публикаций, так или иначе содержащих в тексте ключевые слова. Первая публикация по обозначенному запросу датирована 1935 г. Это статья М. Баума «Уильям Джеймс и исследование психики» [10]. Ключевые слова фигурируют в аннотации к статье М. Баума и в тексте самой статьи. В работе М. Баум зафиксировал, что У. Джеймс одним из первых предпринял целостное исследование психических явлений. Несмотря на то что исследование психики оставалось «самым презираемым» с научной точки зрения, У. Джеймс обратился к психике, т. к. она отражает бытие человека и опыт его деятельности. Из аннотации и ключевых слов статьи можно сделать вывод о том, что эта работа из области психологии, не философии. Вместе с тем статья М. Баума остается в границах социально-гуманитарного знания и использует методы и подходы к пониманию психической целостности человека. Этот момент принципиально важен в связи с изменением контекста, в котором фигурируют ключевые слова в публикациях последующих лет.
В течение длительного периода (с 1935 по 1963 г.) количество публикаций по ключевым словам не превышало трех работ в год. С 1964 г. (7 документов в Scopus) наблюдается динамика, которая достигает пика в 2014 г. с результирующим показателем в 4991 документ.
Схожие результаты были получены при запросе по ключевым словам holistic being (целостное бытие). Первая публикация по этому запросу датирована 2017 г. Это тоже статья по психологии, подготовленная профессором Чикагского университета Ч. Карром, «Природа ментальных процессов» [11]. В своей статье Ч. Карр утверждал необходимость применения целостного подхода в психологии.
Согласно динамике публикаций, по ключевому запросу «holistic being» в период с 1917 по 1949 г. было опубликовано не
более двух работ. Незначительное увеличение произошло в 1950 г. (3 публикации). Значительный рост зафиксирован только в 1989 г., когда общее количество публикаций достигло 215 работ. Количество публикаций по запросу «holistic being» достигло пика в 2015 г. - 5480 документов. Общее количество публикаций на данный момент составляет свыше 61 тыс. документов. Можно выделить следующие направления тематики работ: 29,7 % от общего количества публикаций посвящены медицине; 19,2 % - социальным наукам; 15,5 % - техническим наукам; 13,8 % - компьютерным дисциплинам; 9,8 % - сестринскому делу. Процентное соотношение иных тем (бизнес, менеджмент, психология, культура и искусства и т. п.) не превышает 8 %. Аналогичная картина представлена в отношении авторства. Автором 158 публикаций по запросу является Д. Шэк, профессор медицины из Гонконгского политехнического университета [19]; 118 публикаций принадлежат представителю Отдела по вопросам нарушений в интеллектуальном развитии детей Министерства социальных дел Израиля Х. Меррику [20]; наконец 108 публикаций написаны С. Вентегодтом, профессором медицины из Центра исследований качества жизни в Капенгагене [23].
Учитывая то, что общее количество работ по ключевым словам «integrity», «being», «human» превышает количество работ по запросу «holistic being», подробнее остановимся на результатах первого запроса. Следует отметить, что в поле исследовательского интереса не входит изучение всех 67355 публикаций. Проблематика целостности бытия современного человека задает рамки всему исследованию. Обратим внимание на период с 2013 по 2015 г. Публикации обозначенного периода отражают тенденции современности. Кроме того, в сравнении с публикациями 2016 г., например, большинство публикаций 2013-2015 гг. включены в базу данных Scopus и доступны обозревателям.
Количество публикаций по ключевым словам «integrity», «being», «human» в 2013 г. составило 4543 документа. Из них 62,1 % посвящены медицине, 33,2 % - биохимии, генетике и молекулярной биологии, 11,1 % - неврологии, 8,1 % - сельскохозяйственным и биологическим наукам. Количество публикаций в иных областях знания (фармакология, токсикология, иммунология, микробиология и т. п.) не превысило 6 %. При учете того, что целостность бытия человека интересует нас
с позиций философского дискурса, пристальное внимание обратим на результаты по социальным наукам. Общее количество публикаций по социальным наукам составило 4,4 % - это 199 документов. Несмотря на специфику тематики, публикации из области социальных наук отражают общий тренд проблематики 2013 г. Речь идет о телесном здоровье. Например, статья А.Е. Крамера Диаза, С.Р. Спирса Джонсона, Т.А. Эркьюри «Различия в интерпретации научной целостности в исследованиях в области здравоохранения» [15]; законодательный акт «Защита пациента и доступные медицинские законы» [17]; статья Н. Стрикера, Д. Сэлэта, Дж. Фоли, В. Милберга и Е. Леритца «Снижение целостности белого вещества в головном мозге определяется когнитивным нарушением и не зависит от утончения коры» [21].
Результаты по запросу 2014 г. таковы: общее количество публикаций - 4991 документ; из них 74,7 % посвящены медицинской тематике, 34,8 % - биохимии, генетике и молекулярной биологии, 12,1 % - неврологии. Средний процент в остальных областях знания не превысил 7 %. При этом общее количество публикаций по социальным наукам составило 4,1 %. В сравнении с 2013 г. этот процент ниже, но само количество документов больше - 204-х публикации. Из этих 204-х публикаций по две публикации соответственно принадлежат следующим авторам: А. Беран, профессору медицины Мельбурнского университета (Австралия), главе департамента фармакологии и терапии [12], М.-Ю. Хо, профессору медицины Национального Тайваньского университета медицины (Тайвань) [14], Л. Б. Маккалох, главе департамента медицины из Байлорского колледжа медицины (США) [13]. Представленные примеры, как и публикации 2013 г., иллюстрируют тенденцию исследования телесной целостности человека, в том числе в дискурсе медицины, в рамках развития медицинских технологий и применения их.
В 2015 г. произошел небольшой спад числа публикаций по запросу в сравнении с 2014 г. Общее количество документов 4661; из них 74,9 % - по медицине, 34,7 % -биохимии, генетике и молекулярной биологии, 12 % - неврологии, 7,7 % - фармакологии, токсикологии, фармацевтике. Средний процент в остальных областях знания не превысил 7 %. Общее количество публикаций по социальным наукам составило 3,8 %, 178 документов. Это самое малое число публикаций в сравнении с
2014 г. и 2013 г. Автор четырех публикаций из области социальных наук - С.Р. Рофф, глава центра медицинского образования Университета Данди (Великобритания). Среди его работ следует выделить статьи «Провалы в академической целостности (на примере двух пакистанских медицинских колледжей)» [20], «Рекомендуемые санкции за провалы в профессионализме со стороны студентов и преподавателей (на примере работы респондентов из полипрофессиональной программы): академическая целостность в одной медицинской школе в Саудовской Аравии» [9], «Установление норм академической целостности как помощь в активном регулировании студентов-медиков» [18]. В обозначенных публикациях, как и в работах за 2013 г., 2014 г., прослеживается тренд, согласно которому интерес научного сообщества лежит в области телесной целостности человека. Эта проблема, даже в рамках социальных наук, решается посредством медицинского вмешательства. С. Р. Рофф, в свою очередь, уделяет внимание тому, как подготовить грамотных специалистов в сфере медицины. Выявленный тренд подводит нас к вопрошанию на тему о том, почему столь пристальное внимание уделено целостности человеческого тела, а не homo holistic per se.
В своей титульной работе «Символический обмен и смерть» Ж. Бодрийяр зафиксировал: «По сравнению с дикарями, которые называли "людьми" только членов своего племени, наше определение "человеческого" значительно шире, теперь это понятие универсальное ... Сегодня люди - это все люди. В действительности основу такой универсальности составляет просто тавтологическое удвоение - именно в нем "человеческое" обретает силу нравственного закона и принципа исключения. Ведь "человеческое" изначально задает и своего структурного двойника - нечеловеческое. Оно, собственно, именно в этом и состоит, так что прогресс Человечности и Культуры есть просто цепь новых и новых дискриминаций, которые объявляют "Других" нечеловечными, то есть несуществующими. Для дикарей, называющих самих себя "людьми", другие представляют собой нечто иное. Для нас же, живущих под знаком Человеческого как универсального понятия, другие суть ничто ... определение Человеческого неумолимо сужается: каждый "объективный" шаг цивилизации на пути к универсальности соответствует еще более строгой дискриминации, так
что можно предвидеть, что эпоха окончательной универсализации Человека совпадет с отлучение от этого понятия всех людей - останется сиять в пустоте один лишь чистый концепт» [2, с. 231-232]. Больные и мертвые, согласно Ж. Бодрийяру, в дискурсе современной цивилизации попадают в класс «ничто». Становятся они никем по одной простой причине - они не в состоянии производить материальные ценности. Вследствие того, что их тело немощно или функционирующего тела нет вовсе, больные и мертвые не могут быть полноправными членами культуры. На наш взгляд, этот тезис может стать объяснительной рамкой тематического тренда публикаций в Scopus.
Таким образом, ориентируясь исключительно на данные по запросам на ключевые слова «integrity», «being», «human» и «holistic being» в базе научных публикаций Scopus, можно сделать вывод о том, что преобладающее большинство публикаций посвящены проблематике целостности, но не целостному бытию человека. В тех случаях, когда публикации отражают человеческое бытие, преобладающее большинство из них посвящено телесной целостности человека. Подобная тенденция научного видения человека закрепляет не целостный, но фрагментарный взгляд на бытие современного человека. Об этом же говорит и А. А. Дыдров, утверждая, что в дискурсе трансгуманизма, например, речь идет только о совершенствовании человеческого тела (кибернетизация) или избавлении от него (перенос сознания человека на иной материальный носитель) [6; 7]. Сделанный анализ публикаций из Scopus подтверждает, что на целостность человека смотрят сквозь призму телоцентризма. Следует учитывать, конечно, и то, что специфика изданий (журналы, конференции, издательства), включенных в базу данных, носит техно- и телоцентрированный характер, что видно уже из предметных областей базы (науки о жизни >4300 наименований изданий, медицинские науки > 6800 наименований изданий, физические науки > 7200 наименований изданий, общественные и гуманитарные науки > 5300 наименований изданий) [https://www.scopus.com/].
Философы, как показали результаты анализа, уделяют проблеме целостности сравнительно небольшое внимание. Колоссальные социальные, культурные, политические и экономические сдвиги современности являются тревожными сигналами:
целостность бытия человека - тема, требующая пристального внимания представителей социально-гуманитарных наук. Возможно, поэтому относительно новое направление философской мысли и философского деяния - философская практика - уделяет пристальное внимание реальным проблемам человеческого существования, в том числе проблеме целостности бытия человека, о чем говорит С. В. Борисов [3; 4]. В настоящее время существуют три основных формы работы философов-практиков: философское кафе, философское консультирование и философское партнерство. В философском кафе используется метод сократического диалога. В рамках консультирования философ дает клиенту возможность высказать все свои страхи, сомнения и опасения. Партнерство, в свою очередь, предполагает совместные усилия равных друг другу участников для открытия глубины каждым партнером, формирования понимания в единении. Таким образом, «философия существует не только в границах университетских курсов и для академических философов, но и для водителя автобуса Мэри или для Джона, банковского кассира», которые не разрешают проблему целостности своего бытия посредством философской практики, но обращаются к этой проблеме и ищут способы ее преодоления» [16, с. 11].
1. Барт, Р. Ролан Барт о Ролане Барте [Текст] / Р. Барт. М.: Ad Marginem / Сталкер, 2002, 288 с.
2. Бодрийяр, Ж. Символический обмен и смерть [Текст] / Ж. Бодрийяр. Екатеринбург: Доб-росвет, 2015. 392 с.
3. Борисов, С.В. Философская практика как «опыт заботы о себе» [Текст] / С.В. Борисов. Челябинск: В сборнике: Наука ЮУрГУ: Материалы 68-й научной конференции. Министерство образования и науки Российской Федерации; Южно-Уральский государственный университет. 2016. С. 457-465.
4. Борисов, С.В. Дазайнанализ как философская практика: философские основания и медитативные упражнения [Текст] / С.В. Борисов. М.: Философская мысль. 2016. № 5. С. 35-46.
5. Делез, Ж., Гваттари, Ф. Тысяча плато. Капитализм и шизофрения [Текст] / Ж. Делез, Ф. Гваттари. М: Астрель, 2010. 896 с.
6. Дыдров, А.А. Человек будущего в трансгуманизме: семиотический анализ концепции о неочеловеке [Текст] / А.А. Дыдров / / Вестник ЮжноУральского государственного университета. Серия: Социально-гуманитарные науки. 2014. Т. 14. № 2. С. 81-84.
7. Дыдров, А.А. Манифест отечественного трансгуманима (семиотический подход) [Текст] / А.А. Дыдров / / Вестник Таджикского национального университета. 2015. № 3-3 (166). С. 175-179.
8. Мэй, Р. Смысл тревоги [Текст] / Р. Мэй. М.: Институт общегуманитарных исследований, 2016. 416 с.
9. Babelli, S., Chandratilake, M., Roff, S. Recommended sanctions for lapses in professionalism
by student and faculty respondents to Dundee Poly-professionalism Inventory I: Academic Integrity in one medical school in Saudi Arabia [Text] / Medical Teacher. 2015. 37 (2), pp. 162-167.
10. Baum, M. William James and psychical research [Text] / Journal of Abnormal and Social Psychology. 30 (1), pp. 111-118.
11. Carr, H. The nature of mental processes [Text] / Psychological Review. Volume 24, Issue 3, May 1917, pp. 181-187.
12. Desalegn, A.A. Berhan, A. Berhan, Y. Absenteeism among medical and health science undergraduate students at Hawassa University, Ethiopia [Text] / BMC Medical Education. 2014. 14 (1), p. 81.
13. Escobar, M.A., Hartin, C.W., McCullough, L.B. Should general surgery residents be taught laparoscopic pyloromyotomies? An ethical perspective [Text] / Journal of Surgical Education. 2014. 71 (1), pp. 102-109.
14. Ho, M.0150J., Yu, K.0150H., Pan, H., Nor-ris, J.L., Liang, Y.-S., Li, J.-N., Hirsh, D. A tale of two cities: Understanding the differences in medical professionalism between two chinese cultural contexts [Text] / Academic Medicine. 2014. 89 (6), pp. 944-950.
15. Kraemer Diaz, A.E., Spears Johnson, C.R., Ar-cury, T.A. Variation in the interpretation of scientific integrity in community-based participatory health research [Text] / Social Science and Medicine. 2013. 97, pp. 134-142.
16. Lahav, R. Handbook of philosophical companionships. Principles, procedures, exercises [Text] / R. Lahav. Vermont: Loyev Books, 2016. 80 c.
17. Patient Protection and Affordable Care Act; program integrity: exchange, premium stabilization programs, and market standards; amendments to the HHS notice of benefit and payment parameters for 2014. Final rule [Text] / Federal register. 2013. 78 (210), pp. 65045-65105.
18. Roff, S., Druce, M., Livingston, K., Roberts, C.M., Stephenson, A. Mapping norms of academic integrity as an aid to proactive regulation [Text] / Journal of Medical Licensure and Discipline. 2015. 101 (3), pp. 24-31.
19. Shek, D.T.L., Wong, K.K. Do adolescent developmental issues disappear overnight? Reflections about holistic development in university students [Text] / The Scientific World Journal. 2011. 11, pp. 353-361.
20. Shukr, I., Roff, S. Prevalence of lapses in academic integrity in two Pakistani medical colleges [Text] / Medical Teacher. 2015. 37 (5), pp. 470475.
21. Stricker, N.H., Salat, D.H., Foley, J.M., Milberg, W.P., Leritz, E.C. Decreased white matter integrity in Neuropsychologically defined mild cognitive impairment is independent of cortical thinning [Text] / Journal of the International Neuropsychologi-cal Society. 2013. 19 (8), pp. 925-937.
22. Ventegodt, S., Kandel, I., Ervin, D.A., Merrick, J. Concepts of holistic care. Health Care for People with Intellectual and Developmental Disabilities [Text] / Across the Lifespan. 2016. pp. 1935-1941.
23. Ventegodt, S., Merrick, J. The human heart or recovering the meaning of life: A theory integrating sexuality, meaning of life, and sense of coherence applied in holistic therapy [Text] / The Human Quest for Meaning: Theories, Research, and Applications. 2013. pp. 573-584.
References
1. Bart R. (2002) Rolan Bart o Rolane Barte. Moscow, «Ad Marginem», 288 p. [in Rus].
2. Bodrijjar Zh. (2015) Simvolicheskij obmen i smert'. Ekaterinburg, «Dobrosvet», 392 p. [in Rus].
3. Borisov S.V. (2016) Filosofskaja praktika kak «opyt zaboty o sebe». Cheljabinsk: V sbornike: «Nauka JuUrGU Materialy 68-j nauchnoj konferencii. Ministerstvo obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii; Juzhno-Ural'skij gosudarstvennyj universitet», pp. 457-465 [in Rus].
4. Borisov S.V. (2016) Filosofskaja mysl', no. 5, pp. 35-46 [in Rus].
5. Delez Zh., Gvattari F. (2010) Tysjacha plato. Kapitalizm i shizofrenija. Moscow, «Astrel'», 896 p. [in Rus].
6. Dydrov A.A. (2014) Vestnik Juzhno-Ural'skogo gosudarstvennogo universiteta. Serija: Social'no-gu-manitarnye nauki, t. 14, no. 2, pp. 81-84 [in Rus].
7. Dydrov A.A. (2015) Vestnik Tadzhikskogo nacional'nogo universiteta, no. 3-3 (166) pp. 175-179 [in Rus].
8. Mjej R. (2016) Smysl trevogi. Moscow, «Institut obshhegumanitarnyh issledovanij», 416 p. [in Rus].
9. Babelli S., Chandratilake M., Roff S. (2015) Recommended sanctions for lapses in professionalism by student and faculty respondents to Dundee Polyprofessionalism Inventory I: Academic Integrity in one medical school in Saudi Arabia. «Medical Teacher», no. 37 (2) [in Eng].
10. Baum M. Journal of Abnormal and Social Psychology, no. 30 (1), pp. 111-118 [in Eng].
11. Carr H. (1917) Psychological Review, volume 24, issue 3, pp. 181-187 [in Eng].
12. Desalegn A.A. Berhan A. Berhan Y. (2014) BMC Medical Education, no. 14 (1), p. 81 [in Eng].
13. Escobar M.A., Hartin C.W., McCullough L.B. (2014) Journal of Surgical Education, no. 71 (1), pp. 102-109 [in Eng].
14. Ho M.-J., Yu K.-H., Pan H., Norris J.L., Liang Y.-S., Li J.-N., Hirsh D. (2014) Academic Medicine, no. 89 (6), pp. 944-950 [in Eng].
15. Kraemer Diaz A.E., Spears Johnson C.R., Arcury T.A. (2013) Social Science and Medicine, no. 97, pp. 134-142 [in Eng].
16. Lahav R. (2016) Handbook of philosophical companionships. Principles, procedures, exercises. Vermont, «Loyev Books», 80 p. [in Eng].
17. Patient Protection and Affordable Care Act; program integrity: exchange, premium stabilization programs, and market standards; amendments to the HHS notice of benefit and payment parameters for 2014. Final rule. «Federal register». 2013. no. 78 (210), pp. 65045-65105 [in Eng].
18. Roff S., Druce M., Livingston K., Roberts C. M., Stephenson A. (2015) Journal of Medical Licensure and Discipline, no. 101 (3), pp. 24-31 [in Eng].
19. Shek D.T.L., Wong K.K. (2011) The Scientific World Journal, no. 11, pp. 353-361 [in Eng].
20. Shukr I., Roff S. (2015) Medical Teacher, no. 37 (5), pp. 470-475 [in Eng].
21. Stricker N.H., Salat D.H., Foley J.M., Milberg W.P., Leritz E.C. (2013) Journal of the International Neuropsychological Society, no. 19 (8), pp. 925-937 [in Eng].
22. Ventegodt S., Kandel I., Ervin D.A., Merrick J. (2016) Concepts of holistic care. Health Care for People with Intellectual and Developmental Disabilities. «Across the Lifespan», pp. 1935-1941 [in Eng].
23. Ventegodt S., Merrick J. (2013) The human heart or recovering the meaning of life: A theory integrating sexuality, meaning of life, and sense of coherence applied in holistic therapy. «The Human Quest for Meaning: Theories, Research, and Applications», pp. 573-584 [in Eng].
UDC 141
HOMO HOLISTIC OR INTEGRITY OF HUMAN'S BODY: DIFFERENCE IN APPROACHES WHEN PERCEIVING THE WHOLENESS OF HUMAN'S EXISTENCE
Penner Regina Vladimirovna,
South Ural State University (NRU), Associate Professor of the Department Chair of Philosophy, Cand. Sc. (Philosophy), Chelyabinsk, Russia. E-mail: penner.r.v@gmail.com
Annotation
The subject matter of the article is the problem of the wholeness of human's existence. The author considers the stated problem studying the topics of publications from the «Scopus» database and the content of certain articles. The key method used in the article is content-analysis. When studying the content of publication from «Scopus» the author comes to the conclusion that the scientists pay attention rather to the integrity of the body (in the framework of medical problematics) than the wholeness of human's existence (in the framework of philosophic problematics).
Key concepts:
wholeness,
existence,
homo holistic,
integrity,
philosophy,
Scopus,
philosophic practice.