Научная статья на тему 'Homo eruditus (человек образованный) как элемент системы Человечества'

Homo eruditus (человек образованный) как элемент системы Человечества Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
194
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Открытое образование
ВАК
Область наук
Ключевые слова
УРОВЕНЬ ОБРАЗОВАННОСТИ / ИЕРАРХИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА / МЕТАЭВОЛЮЦИЯ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / HOMO ERUDITUS ("ЧЕЛОВЕК ОБРАЗОВАННЫЙ") / ОБЩЕСТВО ЗНАНИЙ / ERUDITION LEVEL / HIERARCHICAL SYSTEM OF MANKIND / META-EVOLUTION / INFORMATION TECHNOLOGIES / HOMO ERUDITUS / KNOWLEDGE SOCIETY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гринченко С. Н.

Рассмотрение Человечества, как последовательно возрастающей в ходе своего развития иерархической системы самоуправления, дает возможность провести аналогию между основными фазами такого развития и фазами роста образованности отдельного человека. На этой базе удается определить основные образовательные характеристики последовательно формирующегося Homo eruditus (Человека образованного).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Considering mankind as consistently developing hierarchic system of self-control enables to realize the analogy between the main phases of such evolution and phases of individual human erudition growth. On this basis the chief educational characteristics of Homo eruditus («Human erudite») which is being gradually formed can be determined.

Текст научной работы на тему «Homo eruditus (человек образованный) как элемент системы Человечества»

HOMO ERUDITUS (ЧЕЛОВЕК ОБРАЗОВАННЫЙ) КАК ЭЛЕМЕНТ СИСТЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

С.Н. Гринченко, д.т.н., проф., в.н.с. Тел.: (495) 433-5297; E-mail: sgrinchenko@ipiran.ru Институт проблем информатики РАН http://www.ipiran.ru http://www.ipiran.ru/info/?grinchenko

Considering mankind as consistently developing hierarchic system of self-control enables to realize the analogy between the main phases of such evolution and phases of individual human erudition growth. On this basis the chief educational characteristics of Homo eruditus («Human erudite») which is being gradually formed can be determined.

Рассмотрение Человечества, как последовательно возрастающей в ходе своего развития иерархической системы самоуправления, дает возможность провести аналогию между основными фазами такого развития и фазами роста образованности отдельного человека. На этой базе удается определить основные образовательные характеристики последовательно формирующегося Homo eruditus (Человека образованного).

Ключевые слова: уровень образованности, иерархическая система Человечества, метаэволюция, информационные технологии, Homo eruditus («Человек образованный»), общество знаний.

Keywords: erudition level, hierarchical system of mankind, meta-evolution, information technologies, Homo eruditus, knowledge society.

«Образование - то, что остается, когда все выученное забыто»

Макс фон Лауэ

зация ^ «сетевизация» ^ «нановизация» ^

...».

Исходя из предлагаемой интерпретации, уместно задасться вопросом: каков должен быть с этой позиции уровень образованности людей, которые, собственно, и должны (способны) реализовывать - в рамках Человечества как целостной системы - вышеперечисленные информационные технологии? Чтобы попытаться ответить на него, необходимо предварительно, хотя бы вкратце, изложить - на ин-форматико-управленческом языке - основные положения предлагаемой концепции.

1. Человечество как система самоуправления

В рамках настоящей концепции Человечество предлагается рассматривать как иерархическую систему самоуправления, процессы приспособительного поведения в которой наиболее адекватно воспроизводятся с помощью информатико-управленческих механизмов (иерархической адаптивной поисковой оптимизации) и описываются на информатико-управленческом языке [1-2].

При этом систему «Человечество» предлагается воспринимать как совокупность нескольких иерархических подсистем (различной высоты в иерархии), функционирующих одновременно и параллельно, что и образует реально наблюдаемые процессы и явления. Возникают эти подсистемы в ходе метаэволюции -процедуры последовательного наращивания числа уровней/ярусов иерархической природ-

Введение

Важность роли информационных технологий в развитии Человечества, особенно возросшей в последние десятилетия, не вызывает сомнений. Но есть все основания утверждать, что именно информационные технологии, а также тесно связанные с ними иные высокие технологии не только лежат в основе развития цивилизации, но и могут рассматриваться как факторы, определяющие основные этапы такого развития [1]. То есть ход исторического развития Человечества определяется тройкой основных факторов, ведущим из них является информационный, которым необходимо инициирует двойку в составе социального фактора (формирования сообществ людей на все больших территориях) и тесно связанного с ним производственно-технологического фактора

(создания все более «тонких» антропогенных технологий преобразования окружающей природы). При этом этапы усложнения определяющего развитие Человечества информационного фактора, или соответствующей информационной технологии, следующие: «... ^ язык/речь ^ письменность ^ тиражирование информации (книгопечатание) ^ компьютери-

ной системы в ходе ее формирования. Последовательные этапы метаэволюции - между возникновениями в ней новых иерархических уровней/ярусов - называются метафазами.

Примеры упрощенных схем нескольких таких подсистем Человечества, взаимодействующих между собой, приведены на рис. 1-3.

На них указаны рассчитанные на базе предла-

_

"Сверхрайоны" аграриев и охотников-собирателей

гаемой концепции количественные оценки размеров ареала как разрастающегося Человечества в целом, так и отдельных его иерархических составляющих. Кроме того, в подписях к ним приведены расчетные оценки длительности метафаз - периодов времени в историческом развитии Человечества, в которые форми-решались его иерархические составляющие.

л ■

"О крут" охотник о в-собирателей

километры

на 1Г

"Поселения" охот-ников-собирателеи

К

"Дворы" (семьи) тгников-соВирателе

декаметры

Зо::

Люди + речь/язык Срхотники-собирагепи)

меттзы

к/

"Округи" а грариев

километру

н.

"Поселения аграриев

К

ы" (семьи) аграриев

аашшзш

"Х|| I

~в;\\\ ■

Люди + письменность

+ письмень (аграрии)

: 1едэы

Яг

. технологические ярусы .

т

Рис. 1. Схема взаимодействия (коэволюции) двух подсистем социально-технологической системы Человечества, происходящего в период от 8,1 тыс. лет назад (начала письменности) до середины

XV века нашей эры

_

"С верхстраны" индустриалов, аграриев и охотников-собирателей

Нг ПНгТ|. Ы

"Сверхрайоны" аграриев и охотников-собирателей

Т11 ИЛ--Иг1Г-Ь

"Оф1тГ олопI ИЛ-ИтНЫ

^_*±А

ПО«Ле| 14" огс-т-1ноих0|рителе I гптон*трп~

1гШ_ "Дв оры" (семь-и) охотников-собирателе и д$И»Т|)и

Люди + ре 41=,/язык (охотники-тбир этели) 0 №Т|:ы -

'■■ н

"■::■ н> ■. п" а |рлр1 е

Я И

"Поселения ™ " афарие в

Гт1Т-НтТ|Ы

&

"Дворы" (семьи) аграриев

ДтПИтТЩ

и-

С?

й' ■

■1 1

I I I I

Люди + письменность _(аграрии)

Ш1

а/

я

■ ■ ч

ЕI-в I• г.- ^ 1 ■ . 1 I

\OOTI I И.Ы

__ "ОНЛГГ 11Д'т1стр1 ало

Я

имицц

а

"Поселения индустриалов т: " чт^т

а

_ "Дворы" (семьи) индустриалов

Дт1ДИтТ|-Ы

У

Люди+тиражирование информации ('индустриалы')

НЁТ|>.

*2У.

.телолопчесне я^сы .

*

Рис. 2. Схема взаимодействия (коэволюции) трех подсистем социально-технологической системы Человечества, происходящего в период от середины XV века (1446 г. - начала книгопечатания) до

середины XX века (1946 г.)

2. Аналогия в развитии биологических и социально-технологических систем

Еще в конце XIX века, на основании обобщения большого количества эмпирически полученных фактов, биологи установили, что между филогенезом живых организмов и их онтогенезом есть определенная связь (не сводящаяся, впрочем, к конкрет-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ному эмбриологическому повторению вторым первого). Для отражения этой связи был сформулирован так называемый «биогенетический закон» (Геккеля-Мюллера-Бэра), который гласит, что каждое живое существо в своем индивидуальном развитии (т.е. в онтогенезе) повторяет в известной степени формы, пройденные в своем развитии его

видом (т.е. в филогенезе) [3]. Несмотря на то, что величина («известность») степени соответствия этих процессов друг другу до сих пор является предметом дискуссии спе-

н:_

циалистов, большинство согласно с тем, что определенное подобие эти процессы демонстрируют.

"Планетарное" Человечество югеров, тдтртргалов, а"рариев и охшнн(ов-собц)ателей

Сверхотраны" индустриалов, агр^иев и охотников-собирателей

"Сверхрайоны" агр^эиев и онотнивов-собирателей

и

"Д ЕС И" С ч.

™тм ЙВ-С0£ ¡рятеле!

ч ■1

Д__О

Люди + ре^ь£иык (охотнмки-мбиратели)

У?

I "Поселения ™ аграриев

[рар1и

_(I

семьи)

'-ев

5. 0. Люди + письменность _Аграрии)_

.-.-.у д

н

туумрнч-шн

Я И

''Поселения" индустрналов

Г "Дворы "(семьи) Т|щУэтриалов

к

. ^ Г Люди+тиражирн гание »г | инф ормау1иХинд\стриалы)

Ь-ЯЙ* 11

тг

РС, тг

■,. .

имш

тг

»"Окр|га"киеров у --

Я

"Поселения" югеров

К"

___1

--ДГ

"Дворы" (семьи) юо еров

\

5

и

Люди + компьютеры (юзеры)

■ ■■■

1----Ф

: = = = 1м|

9,1""

"""I

№ - П- 11

ш-ли'-ь . ,1: м|г, :ы

Рис. 3. Схема взаимодействия (коэволюции) четырех подсистем социально-технологической системы Человечества, происходящего в период от 1946 г. (появления первых компьютеров) до 1979 г. (начала

развития сетевых информационных технологий)

Сложность системы социально-технологического сравнима со сложностью системы живого, если ее не превосходит. Следовательно, используя аналогию с «биогенетической» закономерностью, характерной для системы живого, вполне логично предположить, что и в системе Человечества должно наблюдаться нечто сходное, а именно: человек (как личность) в своем развитии в известной степени повторяет формы, пройденные Человечеством в ходе его мета-эволюции.

И действительно, БСЭ указывает, что «имеется соответствие между эволюцией всего живого, в частности историческим развитием общества, и индивидуальным развитием ребенка (напр., соответствие между поведением первобытного человека и дошкольника, поведением человека античной эпохи и младшего школьника и т.д.)» [4]. То есть отмечается, что и особь, и личность в своем развитии кратко повторяют (в среднем) тот путь, который прошло Человечество в своем развитии.

Рассмотрим аргументацию, подтверждающую справедливость данной аналогии, т.е. проанализируем соответствующие особенности метаэволюции системы Человечества.

В [1] сформулированы три довольно очевидных тезиса:

а) овладение даже простейшими техно-

логиями интеллектуализации - речью/языком и чтением/письмом - требует как от обучаемого, так и от обучающего не только некоторых усилий, но и существования поддерживающей эти процессы организационной и технологической структуры;

б) как известно, этими двумя технологиями интеллектуализации человек овладевает не сразу, а последовательно - сначала речью/языком, а впоследствии (сегодня -как правило) - и чтением/письмом;

в) предыдущий тезис справедлив и для Человечества в целом.

Согласившись же с этими тезисами, можно констатировать, что тем самым утверждается взаимно однозначное соответствие между самой возможностью реализации соответствующих иерархических подсистем Человечества и необходимостью овладения людьми (слагающими соответствующую подсистему Человечества) именно указанными технологиями интеллектуализации.

Ранее в рамках предлагаемой концепции расчетным путем был получен ряд временных оценок основных информационных переворотов, происшедших в историческом прошлом Человечества: ...~28,2 млн лет назад ^ ~1,86 млн лет назад ^ ~123 тыс. лет назад ^ ~8,1 тыс. лет назад ^ ~1446 г. ^ 1946 г. ^ ~1979 г. ^ ~1981 г. ^ ~1981 г. ^ ~1981 г. ^ ... [1]. Таким образом, расчетные оценки возможного начала процесса

овладения Человечеством речью/языком составляют около 123 тыс. лет назад, а начала процесса овладения им чтением/письмом -около 8,1 тыс. лет назад.

Но тогда возникает следующий вопрос: какие формы обучения человека соответствуют более развитым технологиям интеллектуализации, определяющим реализацию других подсистем Человечества, с большим числом иерархических ярусов? Ответ на него базируется на интерпретации процедуры овладения речью/языком как процесса «прото-образования» (т.е. предварительного этапа образования) ребенка, а процедуры овладения им чтением/письмом - как процесса «дошкольного» образования (думается, что в первом приближении подобная интерпретация вполне оправдана).

3. Метаэволюция системы Человечества и образованность людей, его составляющих

Необходимые для указанной интерпретации исходные данные [1] и следствия, получившиеся в ее результате, сведены в таблицу.

В первом столбце таблицы приведен номер метафазы метаэволюции Человечества, который может трактоваться и как номер уровня образованности современного - и будущего - человека.

Второй столбец таблицы содержит информацию о той технологии интеллектуализации базисных элементов системы Человечества, которая формируется на данном этапе, а также расчетные времена начала ее формирования и пика ее расцвета. Под базисным элементом, или «человеко-аппаратурной интеллектуальной единицей», здесь понимается совокупность типичного для каждой метафазы метаэволюционирующего Человечества человека и используемой им (характерной для такой метафазы) информационной технологии.

Третий столбец таблицы содержит информацию о типичных для данной метафазы максимальной протяженности ареала реализации инфраструктурно-коммуникационной технологии и максимальной достигаемой при этом точности рабочей технологии.

Наконец, в четвертом столбце таблицы приведен теоретически представимый для каждой метафазы метаэволюционирующего Человечества уровень образованности человеческого компонента базисного элемента, а также диапазон примерных возрастов образовываемого (как они представляются на сегодня).

Для выявления теоретических количественных оценок времен (периодов) овладения

человеком последовательно повышающимися уровнями его образованности целесообразно опереться на так называемое «золотое сечение» (соотношение смежных членов числового ряда, равное 1,618. при увеличении ряда либо 0,618. при его уменьшении). Адекватность использования «золотого сечения» при выработке количественных оценок в самых различных областях знания достаточно хорошо известна. Применительно к периодизации истории Человечества в археологическую эпоху это продемонстрировано Ю.Л.Щаповой [5], согласование подхода к такой периодизации на основе «золотого сечения» и предлагаемого информатико - управленческого подхода проведено в работе [6]. Обобщая эти примеры, будем использовать золотое сечение и в рассматриваемом случае.

Таким образом, цифры, приведенные в четвертом столбце таблицы, рассчитаны исходя именно из «золотого сечения», опирающегося на ориентировочную оценку завершения человеком среднего образования к 18 годам (на сегодня). Это дало возможность построить следующий числовой ряд (в годах): ... - 1,0 - 1,6 - 2,6 - 4,2 - 6,9 - 11,1 -18 - 29,1 - 47,1 - 76,2 - 123,4 - ...

Последовательные пары смежных чисел из этого ряда и приведены в четвертом столбце таблицы, где они образуют последовательность периодов, которые можно интерпретировать как примерные времена получения человеком соответствующего уровня образования.

Сравним эти цифры с имеющимися в литературе эмпирическими оценками. Так, педагоги отмечают, что «Э.Эриксон выделил 8 стадий, определяя целостный жизненный путь развития человека: младенческий возраст (с момента рождения до 1 года), ранний возраст (1-3 года), дошкольный возраст (3-6, 7 лет), подростковый возраст (7-12 лет), юность (13-18 лет), ранняя зрелость (третье десятилетие), средний возраст (четвертое и пятое десятилетия жизни), поздняя зрелость (после шестого десятка лет жизни)» [7]. Как видно, эти полученные из опыта цифры достаточно близки к приведенным выше возрастным расчетным оценкам, которые дают при этом несколько более подробную периодизацию ранних возрастов.

Итак, привязав периоды начала овладения ребенком речью и письмом к третьей и четвертой метафазам метаэволюции Человечества, можно провести сопоставление и других возможных пар «уровень образован-

ности человека - метафаза» и произвести на данной основе экстраполяцию этих исходных уровней образованности человеческого компонента базисного элемента (и примерного возраста образовываемого) на другие метафазы. Более того, становится возможным соотнести оценки достигаемых Челове-

чеством в ходе его метаэволюции протяженности инфраструктурно-коммуни-кационной технологии и точности соответствующей рабочей технологии с аналогичными характеристиками, достигаемыми человеком в ходе его социального и «производственного» развития.

Таблица.

Тенденции изменения основных параметров системы Человечества в ходе его метаэволюции

№ метафазы Технология интеллектуали-ицин (TZ) базисных -элемента® — «челавеко-аппаратурных интеллектуальных единиц»: расчетные времена началаформирсеа-шн ТИ и расцвета TZ Протяженность ин-фраструкгурто-коммуникационной технологии « точность соответствуют ей р ajo ач ей технологии Уровень образованности человеческого компонента базисного элемента; примерный возраст образовываемого (сегодня)

1 ; 3 4

1 «позы» Hominoidea,-28,2ikiH. лет назади —9.2кш. лет назад .6.4м — 28. см выра&отка младенцами сигнальных поз- 1,0-1,6 лет

2 «мимика жесты» Homo erectus, —1,86 млн. летназади -612 тыс. летназад 1м «— .1,8.см окз а дение р еоенком мимикой жестами: начальное понимание речи - 1,6-2,6 лет

3 речь/язык Homo sapiens, -J 23 тыс. лem назад и "40,3 лет назад 15 км —1,2 .мм овладение речъхз/языг.ом /иротооб-разование) - 2,6^4,2 лет

4 письменность кАГРО-людей + уникальных текстов», -8,1 лет назад и -2,7 тыс. лет назад 2.22.КМ 80 мкм овладение чтением'писъ.мом (дошкольное о оразование) - 4,2-6,9 лет

5 тиражирование информации«ПГОМ-людей + книги. -1446 г. и-1806г. 3.,3.7.Мм i мкм нач а льно е о ер азование -6,9-11 Л лет

6 ТИ «КОМИ-людей - компьютеров». = 1946г. и~1970г. 5.1 Мм размер Земли, или «гло №лы») — 0,35 мкм ср еднее о &р азование -11.1-18 лет

7 ТИ «КОСМ 1 -люден - сетей». -1979 г. и-2004 г. 0,77 Гм — 23 нм высше е о бр а зование + «а спир ангара»- 18-29,1 лет

8 ТИ «КОСМ2-людей - носителей технологий, базирующихся на нанотехноло-гилх». -1981г. и ? г. 11,7Гм — 1,5 нм «докторантура» -29,Ы7,1 лет

9 ТИ «КОСМЗ-людей - носителей ??-технологий, оазир^'ющихсяна cv0HaH0Tex-нологиях». -1981 г. и ??г. 1,18 астр.ед. — 0,1 нм «сверх -д окт ор антур а» -47,1-76,2 лет

10 ТИ «ЗВЕЗД1 -людей- носителей ???-технологий, базирующихся на гшкотехноло-гиях»: -1981 г. и 177т. 18 астр.ед. — 6,6 пм «сверх-сверх -докт ор анг^р а» - 76.2 -.1.23,4. Л- ???

Так, согласно расчетным цифрам, выработка младенцами сигнальных поз происходит в период примерно ~ 1,0-1,6 лет. И, действительно, психологи отмечают, что «... к концу первого года жизни ... диапазон движений увеличивается, появляются совершенно неожиданные позы, движения» [8]. В этот период младенцы могут учиться воспринимать и осваивать внешний мир (проявлять «зародыш» социализации) в пределах радиуса окружающего их условного круга до 64 м. При этом они могут учиться преобразовывать внешний мир с точностью лишь до десятков сантиметров (28 см).

Далее, согласно расчетным цифрам, овладение ребенком мимикой/жестами и начало восприятия им речи окружающих (пока пассивного) происходит в период примерно ~ 1,6-2,6 лет. И, действительно, «. нейрофизиологи отмечают, что именно в период 1 г. 6 мес. - 1 г. 9 мес. наблюдается качественный «скачок» в развитии отделов головного мозга ребенка, которые отвечают за познавательное и речевое развитие» [9]. В этот период дети могут осваивать внешний мир (проявлять начатки социализации) в пределах радиуса окружающего их условного круга до 1 км. При этом они могут учить-

ся преобразовывать внешний мир с точностью уже до сантиметра (1,8 см).

Умение активно владеть речью и языком приходит к ребенку в период примерно ~ 2,6-4,2 лет. В этот период дети могут осваивать внешний мир (начинать социализироваться в нем) в пределах радиуса окружающего их условного круга до 15 км.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

При этом они учатся - теоретически знакомятся и практически приобретают навыки освоения рабочих технологий, обладающих точностью до миллиметра (1,2 мм). Подобная точность действий достаточна даже для современных неквалифицированных работников, например, батраков, чернорабочих, землекопов, грузчиков и т.п. Данный процесс обучения можно назвать «протооб-разованием».

Овладение чтением/письмом происходит в период примерно ~ 4,2-6,9 лет. В этот период дети способны осваивать внешний мир (социализироваться в нем) в пределах радиуса окружающего их условного круга до 222 км. При этом они могут учиться преобразовывать внешний мир с точностью до нескольких десятков микрон (80 мкм). Подобная точность действий и навыки чтения/письма достаточны для значительной части даже современных крестьян (особенно в развивающихся странах), например, так называемых «единоличников» и мелких фермеров, которые могут фиксировать в письменном виде и сохранять нужное время производственно необходимую документацию в виде оперативных записей, планов работы, дневников, памяток и т.п. Без такой рукописной документации невозможно представить себе профессиональную деятельность людей аграрной эпохи. Данный процесс обучения можно назвать дошкольным образованием.

Педагоги отмечают, что «. изобретение письменности, математической символики произвело переворот не только в способах накопления, хранения и передачи информации, но и радикально изменило содержание образования и методы обучения. Усвоение учебного материала требовало ежедневных специальных занятий в течение ряда лет. Для организации учения нужны были люди, подготовленные к этому. Таким образом, произошло выделение из единого процесса воспроизводства общественной жизни духовного воспроизводства - образования, осуществляемого с помощью обучения и воспитания в приспособленных для этих целей учреждениях. Это означало и пе-

реход от неинституциональной социализации к институциональной» [10]. С такой оценкой роли изобретения письменности можно только согласиться.

Начальное образование, согласно расчетным цифрам, происходит в период примерно ~ 6,9-11,1 лет. В этот период дети способны осваивать внешний мир (социализироваться в нем) - получая информацию о нем главным образом с помощью книг - в пределах радиуса окружающего их условного круга до 3370 км. При этом они могут учиться преобразовывать внешний мир с точностью до нескольких микрон (5 мкм). Без настольных книг - справочников, энциклопедий, руководств, инструкций и т.п. -невозможно представить себе профессиональную, да и иную, деятельность людей промышленной эпохи.

Среднее образование, согласно расчетным цифрам, происходит в период примерно ~ 11,1-18 лет. В этот период подростки теоретически способны осваивать внешний мир (социализироваться в нем) в пределах радиуса окружающего их условного круга до 51 тысяч км (т.е. порядка размеров земного шара, или «глобулы» - что соответствует процессу «планетаризации» Человечества [1], строгого формального определения глобализации). При этом они могут учиться преобразовывать внешний мир с точностью до долей микрона (0,35 мкм). Важной составляющей - и результатом - среднего образования является компьютерная грамотность выпускников школы, которые в своей массе уже не могут обходиться в своей профессиональной деятельности без персонального компьютера.

Очевидно, что расчетные сроки начального и среднего образования в основном соответствуют существующей практике образовательной деятельности в мире.

Следующий период от 18 лет до 29,1 лет вполне соответствует этапу получения высшего образования (до 6 лет) + аспирантуры (формально еще 3 года) + дополнительных 2,1 года «резервных» (т.е. высшего + послевузовского образования). Интересно, что именно такой уровень образования -имеется в виду реальная квалификация, а не «дипломированность» как таковая - необходим людям, активно и грамотно реализующим «сетевую» подсистему Человечества, охватывающую ближайший Космос (в пределах орбиты Луны) и опирающуюся на антропогенные производственные технологии, обладающие точностью до десятков нано-

метров (23 нм). Важной составляющей - и результатом - «высшего+послевузовского» образования является ИНТЕРНЕТ-грамотность обучающихся, которые в своей массе уже не могут обходиться без сетевых средств коммуникации (включая мобильную телефонию) и обеспечения своей профессиональной интеллектуальной деятельности.

В свою очередь, расчетные сроки овладения квалификацией уровня доктора наук соответствуют периоду от 29,1 года до 47,1, что в среднем достаточно хорошо соответствует срокам, реально наблюдаемым в наши дни на практике. Интересно, что именно такой уровень образования теоретически необходим людям, активно и грамотно реализующим пока еще не сформулированную и поэтому пока безымянную «^-информационную» технологию (см. таблицу) в рамках подсистемы Человечества, выходящей в близкий Космос на порядок далее расстояния до Луны и опирающейся на антропогенные производственные технологии, обладающие точностью до нанометра (1,5 нм) - т.е. на актуальные в последнее время нанотехнологии. Можно констатировать, что усилия соответствующим образом квалифицированных участников передового фронта современной науки сейчас направлены как раз на разработку тех или иных фрагментов подобных технологий.

Дальнейшая экстраполяция очевидна: получение неким человеком (с квалификацией уровня доктора наук) более высокой квалификации, соответствующей компетенции гипотетического «сверх-доктора» наук, теоретически должно происходить в период с расчетными сроками от 47,1 года до 76,2 лет. Именно такой уровень образования будет необходим людям, которые будут активно и грамотно реализовывать пока не сформулированную (если не считать уже появляющихся отдельных ее зачатков) и поэтому пока безымянную следующую «??-информаци-онную» технологию (см. таблицу) в рамках подсистемы Человечества, выходящей в близкий Космос на два порядка далее расстояния до Луны (т.е. в сферу планет земной группы) и опирающейся на антропогенные производственные технологии, обладающие точностью до долей нанометра (0,1 нм) - т.е. на перспективные субнанотехнологии.

Наконец, гипотетическое получение неким обладателем квалификации «сверхдоктора» наук дополнительной квалификации, соответствующей компетенции еще более гипотетического «сверх-сверх-доктора»

наук, теоретически должно происходить в период с расчетным возрастом от 76,2 лет до 123,4 лет. Очевидно, что эти расчетные величины далеко выходят не только за рамки сроков активной жизнедеятельности (типичных на сегодня), но и за рамки наблюдающейся сейчас средней продолжительности человеческой жизни. Но именно до такого уровня должны будут повысить свою образованность те «сверх-доктора»-долгожители, которые смогут активно и грамотно осуществлять реализацию пока не сформулированной (если не считать некоторых ее первичных зачатков) и поэтому пока безымянной «???-информационной» технологии в рамках подсистемы Человечества, выходящей в Космос на порядок далее сферы планет земной группы и опирающейся на антропогенные производственные технологии, обладающие точностью до нескольких пикометров (6,6 пм) - т.е. на будущие пикотехнологии. Осуществление этой перспективы представляется вероятным лишь в отдаленном будущем - как минимум, при достижении Человечеством существенного увеличения продолжительности активной жизни составляющих его людей.

Таким образом, соответствие последовательно усложняющихся в ходе индивидуального развития человека форм его обучения и достигаемых при этом уровней квалификации - последовательно усложняющимся в развитии Человечества формам и основным характеристикам его иерархической системы можно считать установленным и достаточно плодотворным. При этом уместно еще раз отметить, что под уровнем образованности всюду понимается отнюдь не формальное обладание неким аттестатом, дипломом, сертификатом etc., а реальное овладение (что называется, «по гамбургскому счету») обучаемым соответствующими квалификацией, знаниями и навыками, т.е. его реальную компетентность (измеряемую, скажем, в реалиях сегодняшнего дня). Это делает уровень образованности некоей идеальной планкой, достижение которой должно являться «сверхцелью» каждого человека - притом, что собственную «высоту»» этой планки в каждый отдельный момент своего жизненного пути каждый устанавливает для себя сам (если устанавливает вообще...).

Заключение

Следует признать, что в метаэволюции социально-технологической системы наличествует общая тенденция, которую можно назвать «вектором повышения уровня образо-

Отечественный и зарубежный опыт

ванности» людей, образующих Человечество.

Анализ таблицы тенденций изменения основных параметров системы Человечества в ходе его метаэволюции дает возможность сформулировать следующий основной вывод: прогрессивное развитие Человечества как системы необходимо требует появления в его составе групп людей все более и более образованных, использующих все более эффективные информационные технологии, обладающих большим кругозором и более тонкими технологиями преобразования окружающего мира, - т.е. создания и совершенствования Homo eruditus («Человека образованного»), гражданина будущего «Общества знаний», формирование которого

сейчас только начинается.

Именно Homo eruditus следует называть тех ярких представителей Человечества, которые достигают в своем образовании и самообразовании квалификации и компетенции, наивысших из теоретически возможных на каждой метафазе социально-технологической метаэволюции. Следовательно, системы образования Человечества в целом и отдельных его сообществ в отдельности (например, государств), призванные обеспечивать прогрессивное развитие Человечества, должны рассматривать содействие этим процессам в качестве своей основной стратегической цели.

Литература

1. Гринченко С.Н. Метаэволюция (систем неживой, живой и социально-технологической природы). - М.: ИПИРАН, 2007. - 456 с. - см. также http://www.ipiran.ru/publications/publications/grinchenko/book_2/

2. Гринченко С.Н. Системная память живого (как основа его метаэволюции и периодической структуры). - М.: ИПИРАН, Мир, 2004. - 512 с. - см. также http://www.ipiran.ru/publications/publications/ grinchenko/

3. Биогенетический закон - http://ru.wikipedia.org/ (дата обращения: 04.02.2009).

4. Ярошевский М.Г. Биогенетический закон в психологии // БСЭ. - Т. 3. - М.: Сов. энциклопедия, 1970. - С. 327.

5. Щапова Ю.Л. Археологическая эпоха: хронология, периодизация, теория, модель. - М.: КомКни-га, 2005. - 192 с.

6. Гринченко С.Н., Щапова Ю.Л. Развитие Человечества. - Ч. 3: кибернетическое и математическое моделирование // Труды II (XVIII) Всероссийского археологического съезда в Суздале. - T.III. - М.: Институт археологии РАН, 2008. - С. 190-192.

7. Бордовская Н., Реан А. Педагогика. - Гл. III. Образование и культура. Образование как способ вхождения человека в мир науки и культуры. Возрастная динамика развития человека в процессе образования. - С. 74 -http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/Bordo/03.php

8. Абрамова Г.С. Возрастная психология. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 672 с. - см. также http://www.medbookaide.ru/books/fold1002/book1300/p47 .php

9. Павлова Л. Мы растем! Все о развитии ребенка от 1 года 6 месяцев до 1 года 9 месяцев // Мама и малыш. - 2005. - № 6, 7 - см. также http://www.2mm.ru/razvitie/360

10. Сластенин В. А. и др. Педагогика / В.А.Сластенин, И.Ф.Исаев, Е.Н.Шиянов. - М.: Изд. центр «Академия», 2002. - 576 с. - см. также http://book.studentport.su/load.php7id_book =22581&put_book=catalog\Teacher\pedagog.rar&read=1

ПРИМЕНЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧ УПРАВЛЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ МАРКЕТИНГА

О.В. Китова, к. ф.-м. н., проф. каф. Информационных систем в экономике и менеджменте

Тел.: (903) 594-81-40; E-mail: Olga.Kitova@mail.ru Российская экономическая академия им.Г.В.Плеханова http://www.rea.ru/portal/Departments.nsf/(Index)/II

The article looks at the causes and characteristics of Marketing Performance Management conception. Marketing Performance Management system is considered as a sound multileveled system. The method of using integrated informational systems to manage marketing performance is offered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.