Научная статья на тему 'ХОЛОДНЫЙ ПУТЬ В МОСКОВИЮ: ЕВРОПЕЙСКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ XV-XVII ВЕКОВ В УСЛОВИЯХ РУССКОЙ ЗИМЫ'

ХОЛОДНЫЙ ПУТЬ В МОСКОВИЮ: ЕВРОПЕЙСКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ XV-XVII ВЕКОВ В УСЛОВИЯХ РУССКОЙ ЗИМЫ Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY-NC
486
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОРОГА / ВОСПРИЯТИЕ ДОРОГИ / ПУТЕШЕСТВИЕ / БЫТ ПУТЕШЕСТВЕННИКА / ЗИМА / ХОЛОДА / ЗАПИСКИ ИНОСТРАНЦЕВ / РУССКОЕ ГОСУДАРСТВО / МАЛЫЙ ЛЕДНИКОВЫЙ ПЕРИОД / ДОРОЖНАЯ ИНФРАСТРУКТУРА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Колпаков Максим Юрьевич, Михеев Дмитрий Владимирович

В XV-XVII вв. фиксируется интенсификация торговых, политических и культурных контактов между европейскими странами и Русским государством. Большие размеры страны, особенности географической среды, состояние дорожной сети, торговые и политические интересы, потребовали от европейцев длительных зимних путешествий. Итоговый массив данных, содержащий изложение и осмысление личного опыта европейских путешественников, представлен 27 сочинениями и связан с 32 визитами или проживанием на территории Русского государства. Из репрезентативного комплекса источников были выделены характеристики зим, оценки качества зимних дорог, описания используемой одежды и дорожного снаряжения, основных способов передвижения, рассказы об особенностях зимнего ночлега в помещениях и на открытом воздухе, указания на обычные и нетипичные приемы борьбы с холодом, описание способов лечения обморожения. Субъективность либо объективность «зимних» свидетельств иностранцев устанавливалась с помощью климатических характеристик одновременных региональных зимних сезонов в текстах русских летописей. Результаты анализа природно-климатических обстановок в Европе и Русском государстве на фоне изменения гелиофизических параметров позволяют утверждать, что европейские путешественники эпохи т.н. «Малого ледникового периода» приезжали из региона, где холодные зимы носили по времени более масштабный характер. В европейской части Русского государства аномальные морозы наступали несколько позже и не были столь продолжительными. За три столетия зимних путешествий к границам Московии и зимних поездок по владениям русского царя европейцы переняли опыт и технологии местного населения, выработали оригинальные рекомендации для иностранцев, желающих жить и работать в условиях «русской зимы». Новый этап адаптации экономической деятельности и быта людей к воздействию холодного климата станет возможным после появления новых видов транспорта, усовершенствования системы коммуникаций в Новое время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COLD ROUTE TO MUSCOVY: EUROPEAN TRAVELERS OF THE XV - XVII CENTURIES IN THE CONDITIONS OF RUSSIAN WINTER

The XV - XVII centuries mark the intensification of trade, political and cultural contacts between the European countries and the Russian State. The large territory of the country, geographical peculiarities, road network, trade and political interests required long winter travels from the Europeans. The final data array, which describes the experience of European travelers is comprised of 27 essays and reflects 32 visits or stay in the territory of the Russian State. From the representative range of sources, the author determines the characteristics of winters, assessments of the quality of winter roads, descriptions of clothes and road equipment, main methods of transportation, stories about the peculiarities of winter indoor and outdoor night lodging, common and uncommon methods against cold weather, and methods of treating freeze burns. The subjectivity or objectivity of “winter” testimonies of the foreigners was established in accordance with the climatic characteristics of simultaneous regional winter seasons in the texts of the Russian chronicles. The results of analysis of the natural and climatic conditions in Europe and the Russian State against the background of changes in heliophysical parameters allow asserting that European travelers of the so-called period of “Little Ice Age” came from the region with longer or colder winters. In the European part of the Russian State, abnormal freezing temperatures were marked later and not so longstanding. Over the three centuries of winter travels to Muscovy and trips to the domains of the tsar, the Europeans have adopted the experience and technologies of the local population, as well as developed the original recommendations for foreigners, who desired to live and work in the conditions of the “Russian winter”. A new stage in adaptation of economic activity and everyday life of the population to the impact of cold climate would become possible after the emergence of new types of transport and improvement of communication system in Modern Age.

Текст научной работы на тему «ХОЛОДНЫЙ ПУТЬ В МОСКОВИЮ: ЕВРОПЕЙСКИЕ ПУТЕШЕСТВЕННИКИ XV-XVII ВЕКОВ В УСЛОВИЯХ РУССКОЙ ЗИМЫ»

Genesis: исторические исследования

Правильная ссылка на статью:

Колпаков М.Ю., Михеев Д.В. —Холодный путь в Московию: европейские пугепБСгвенники XV—XVII веков в условиях русской зимы//Genesis: исторические исследования. -2021. -№ 5. DOI: 10.25136/2409-868X2021.5.35653 URL: https^ibpubMTCOiiArary_read_article.plp?id=35653

Холодный путь в Московию: европейские путешественники XV-XVII веков в условиях русской зимы

Колпаков Максим Юрьевич

кандидат исторических наук

доцент, кафедра всеобщэй истории и регионоведения, Псковский государственный университет 180000, Россия, Псковская область, г. Псков, ул. Леона Поземского, 6, каб. 207

И kolpakov.m@gmail.com

Михеев Дмитрий Владимирович

кандидат исторических наук

доцент, кафедра всеобщэй истории, Российский государственный педагогический университет им. АИ. Герцена; научный сотрудник, научно-исследовательская лаборатория «Центр комплексного изучения проблем региональной безопасное™», Псковский государственный университет

191186, Россия, город федерального значения Санкт-Петербург, г. Санкт-Петербург, наб. Реки Мойки, 48

И Tankred85@mail.ru

Статья из рубрики "Историческое время и пространство"

DOI:

10.25136/2409-868Х.2021.5.35653

Дата направления статьи в редакцию:

08-05-2021

Дата публикации:

16-05-2021

Аннотация: В XV-XVII вв. фиксируется интенсификация торговых, политических и культурных контактов между европейскими странами и Русским государством. Большие размеры страны, особенности географической среды, состояние дорожной сети, торговые и политические интересы, потребовали от европейцев длительных зимних путешествий. Итоговый массив данных, содержащий изложение и осмысление личного опыта европейских путешественников, представлен 27 сочинениями и связан с 32 визитами или проживанием на территории Русского государства.Из репрезентативного комплекса источников были выделены характеристики зим, оценки качества зимних дорог, описания используемой одежды и дорожного снаряжения, основных способов передвижения, рассказы об особенностях зимнего ночлега в помещениях и на открытом

воздухе, указания на обычные и нетипичные приемы борьбы с холодом, описание способов лечения обморожения .Субъективность либо объективность «зимних» свидетельств иностранцев устанавливалась с помощью климатических характеристик одновременных региональных зимних сезонов в текстах русских летописей. Результаты анализа природно-климатических обстановок в Европе и Русском государстве на фоне изменения гелиофизических параметров позволяют утверждать, что европейские путешественники эпохи т.н. «Малого ледникового периода» приезжали из региона, где холодные зимы носили по времени более масштабный характер. В европейской части Русского государства аномальные морозы наступали несколько позже и не были столь продолжительными. За три столетия зимних путешествий к границам Московии и зимних поездок по владениям русского царя европейцы переняли опыт и технологии местного населения, выработали оригинальные рекомендации для иностранцев, желающих жить и работать в условиях «русской зимы». Новый этап адаптации экономической деятельности и быта людей к воздействию холодного климата станет возможным после появления новых видов транспорта, усовершенствования системы коммуникаций в Новое время.

Ключевые слова: дорога, восприятие дороги, путешествие, быт путешественника, зима, холода, записки иностранцев, Русское государство, Малый ледниковый период, дорожная инфраструктура

Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ и БРФФИ в рамках научного проекта № 20-59-00015 «Антропология дороги: коммуникации русско-белорусского пограничья в Х1\/-Х\/Ш вв.».

Объединение русских земель и дальнейшее развитие государства в ХУ-ХУ11 вв. превратило Великое княжество Московское, а затем и Российское царство в значимого участника европейских международных отношений. Восстановление двухсторонних связей вернуло Московию в реальное общеевропейское пространство международных отношений. Русские власти были заинтересованы в стабильных торговых связях с европейскими партнерами. Экономический потенциал огромного рынка, перспективы относительно безопасного пути к богатствам Востока привлекали в Русское государство негоциантов, дипломатов, путешественников-исследователей, наемников и авантюристов

Путешествия из Европы к границам Русского государства и поездки по огромной неустроенной Московии «удлинялись, становились бесконечными, нечеловеческими» ——Интенсификация контактов происходила несмотря на господствовавшие в сознании стереотипные представления о неблагоприятном климате и длинной (до шести

месяцев и даже более) суровой русской зиме Г3, С1—120' 4' С1—261~2621, в условиях климатических аномалий «Малого ледникового периода». Особенности географической среды, состояние дорожной сети, торговые и политические интересы подталкивали

людей к долгому нахождению на открытом воздухе ———24°"2491. Отсутствие специального труда по «антропологии русской дороги» подталкивает исследователя к обобщению субъективного опыта европейских путешественников ХУ-ХУН вв.

Из иностранных свидетельств, датированных ХУ-ХУ11 вв.Г6' 7\ нами были отобраны тексты только лично посетивших Русское государство европейцев. Далее из выделенного свода были исключены сочинения, в которых не содержится изложение или осмысление

личного опыта преодоления трудностей «русской зимы». В корпус источников мы сознательно не включили военный нарратив, поскольку изучение военной логистики и хода кампаний в зимнее время требует отдельного исследования.

Итоговый массив данных представлен 29 сочинениями и связан с 34 визитами или продолжительным проживанием в Русском государстве.

Таблица 1. Персоналии.

Автор сообщения, статус автора сообщения Время пребывания в Русском государстве. Цели визита Маршрут

Гильбер де Ланноа. Бургундский дипломат, путешественник. Зима 1413/1414 г. Частный визит. Из Ливонии с группой купцов через Нарву в Великий Новгород, затем в Псков, далее по льду реки Великой и Псковского озера в Дерпт.

Амброджо Контарини. Посол Венецианской республики к персидскому шаху Узун-Хасану. Сентябрь 1476 г. -январь 1477 г. Возврат долга (ссуда для выкупа из плена) перед возвращением в Венецию. Из Астрахани вдоль Волги в Москву. Проживание в Москве. Отъезд в Литву через Вязьму и Смоленск.

Сигизмунд фон Герберштейн. Дипломат. Посол германского императора Максимилиана I Габсбурга. Представитель эрцгерцога австрийского Фердинанда в императорском посольстве. Март - декабрь 1517 г. Подготовка русско- польских переговоров. Из Вильно через Полоцкую землю на Опочку, затем через Порхов и великий Новгород до Москвы. Проживание в Москве. Возвращение в Вильно.

Март - ноябрь 1526 г. Подготовка русско- польских переговоров. Из Вильно через Минск, Оршу, Дубровно к русской границе. Проживание в Москве, затем в Можайске. Отъезд к границе. Возвращение в Литву.

Ричард Ченслер и Климент Адаме. Мореплаватели, участники английской экспедиции Хью Уиллоуби, оставившие первое английское сочинение о Август 1553 г. апрель 1554 г. Поиск северного пути в Индию. От устья Северной Двины через Вологду, Ярославль и Ростов в Москву. Проживание в Москве. Возвращение в Холмогоры.

Московском государстве.

Энтони Дженкинсон. Английский дипломат и путешественник, представитель английской короны и Московской компании при дворе Ивана IV. Лето 1557 - лето 1559 г. Первое посольство ко двору Ивана IV. Путешествие в Бухару. Рейд Св. Николая (Николо-Карельский монастырь), Холмогоры, Вологда, Ярославль, Ростов, Москва. Проживание в Москве. Визит в Бухару, через Астрахань. Возвращение на родину тем же маршрутом, через рейд Св. Николая.

Рафаэль Барберини. Итальянский аристократ, путешественник Весна - зима 1564 г. Частный визит и получение торговой привилегии. Из Любека в Нарву, затем через Великий Новгород и Тверь в Москву. Возвращение в Нарву тем же маршрутом.

Иоанн Бох. Голландский путешественник. 1578 г. Частный визит. Из Рима в Польшу, далее через Смоленск в Москву. Проживание в Москве. Возвращение, предположительно, морским путем из Архангельска.

Антонио Поссевино. Миссионер, иезуит, дипломат, посол папы Григория XIII. Август 1581 г. -март 1582 г. Посредничество в русско-польских переговорах и обсуждение церковной унии. Через Полоцк и Смоленск в Старицу, затем под Псков. Нахождение в лагере Стефана Батория. Посредничество на переговорах в Запольском Яме. Отъезд в Москву. Проживание в Москве. Отъезд в Ригу.

Мартин Груневег. Торговец, секретарь армянского купца Богдана Ашвадура. Впоследствии монах доминиканского ордена. Декабрь 1584 г. -август 1585 г. Торговая миссия в Москву. От Новгорода-Северского через Трубчевск и Брянск в Москву. Проживание в Москве. Возвращение тем же маршрутом.

Джильс Флетчер. Дипломат, посол английской королевы Елизаветы Тюдор. Осень 1588 г. -весна 1589 г. Получение монополии для Московской компании на торговлю с северными русскими городами. Прибытие и возвращение Архангельским маршрутом. Проживание в Москве.

Иоганн Брамбах. Март - август 1603 Приезд через Смоленск,

Секретарь посольства г. Возобновление Можайск и Вязьму в

Ганзейского союза к царю торговых Москву. С конца марта до

Борису Годунову отношений. начала июня проживание в Москве. Возвращение в Ливонию через Тверь, Великий Новгород, Псков и Печоры.

Петр Петрей 1601-1605 гг. Проживание в Москве.

Шведский дипломат. Сбор информации.

1609-1610 гг., 1611 Миссии в Великом

г., 1612 г., 1613 г. Новгороде/

Дипломатическое

сопровождение

корпуса Делагарди.

Исаак Масса. 1601-1609 гг. и 1612-1634 гг. Проживание в Москве.

Голландский купец. Торговый резидент.

Рейнгоут ван Бредероде. Октябрь 1615 г. - Из Нарвы до Пскова и до

март 1616 г. Великого Новгорода.

Голландский аристократ. Выезд в Старую Руссу.

Президент Верховного Посредничество на Проведение переговоров

Совета Голландии, русско-шведских под Осташковом.

Зеландии и Западной переговорах. Возвращение в Новгород.

Фрисландии, глава Отъезд в Нарву.

нидерландского

посольства.

Антонис Хутеерис.

Дипломат. Казначей и

гофмейстер

нидерландского

посольства.

Альберт Иоакими.

Дипломат. Участник

нидерландского

посольства.

Дидерих Басс.

Бургомистр Амстердама и

дипломат. Участник

нидерландского

посольства.

Адам Олеарий Лето 1634 г. Из Нарвы в Великий

январь 1635 г. Новгород до Москвы.

Секретарь посольств Получение Проживание в Москве.

голштинского герцога разрешение на Возвращение в Нарву.

Фридриха к царю Михаилу торговлю с

Федоровичу

Март - июль 1636 г. Посольство в Персию. Из Нарвы в Великий Новгород до Москвы. Проживание в Москве. Отъезд по Волге к Каспию.

Осень 1638 г. -март 1639 г. Возвращение из Персии в Европу. Из Астрахани в Москву. Проживание в Москве. Возвращение в Нарву через Тверь и Новгород.

Франциск Гундулич. Маршал, член посольства, отправленного императором Фердинандом III к царю Алексею Михайловичу. Осень 1655 г. июнь 1656 г. Подготовка русско-польских переговоров и посредничество на переговорах. Из Ревеля через Нарву и Великий Новгород в Москву. Проживание в Москве. Из Москвы через Великий Новгород, Псков и Опочку в Полоцк.

Патрик Гордон. Шотландский офицер на русской службе. Лето 1661 г. отбыл из Польши на русскую службу (служба до 1699 г.). Варшава, Прага, Рига, Псков, Новгород, Тверь, Москва. Длительное проживание в Москве.

Направлен в качестве царского посланника в Англию летом 1666 - летом 1667 гг. Москва, Тверь, Новгород, Псков, Рига, далее на корабле. Возвращение тем же маршрутом.

Зима - лето 1686 г. второй раз направлен в Англию, исполняя дипломатическое поручение. Москва, Тверь, Новгород, Псков, Рига, далее на корабле. Возвращение тем же маршрутом.

Николаас Витсен. Ученый, государственный деятель, участник нидерландского посольства к царю Алексею Михайловичу. Декабрь 1664 г. -июнь 1665 г. Переговоры о титуле Генеральных Штатов, разбор жалоб голландских купцов и обсуждение условий торговли. Из Нейгаузена через Печоры, Псков, Великий Новгород в Москву. Проживание в Москве. Возвращение в Нейгаузен через Новгород и Псков.

Ян Стрейс. Голландский путешественник, парусный мастер. Октябрь 1668 г. -август 1669 г. Служба на русском корабле «Орел». Из Риги к русской границе, далее через Печоры, Псков, Великий Новгород в Москву. Проживание в Москве. Отъезд в Дединово. Путешествия на корабле.

Ганс Мориц Айрманн. Осень 1669 г. - Из Варшавы через

Немецкий дворянин на шведской службе в посольской свите графа Христиана Горна. февраль 1670 г. Урегулирование конфликта после провала русских кандидатов на выборах короля Смоленск в Москву. Проживание в Москве. Отъезд в Новгород. Возвращение через Финляндию.

Яков Рейтенфельс. Дворянин из Курляндии. Племянник Йохана фон Розенбурха, личного врача царя Алексея Михайловича. Речи Посполитой. 1670-1673 гг. Служба (?). Проживание в Москве.

Иоганн Арнольд Бранд. Юрист, доктор права (1680), профессор Дуйсбургского университета (1683) Ноябрь - декабрь 1673 г. Участник бранденбургского посольства к царю Алексею Михайловичу Из Риги в Нейгаузен близ русской границы, далее через Печоры, Псков, Великий Новгород в Москву. Проживание в Москве. Отъезд к границе через Тверь, Великий Новгород, Псков, Печоры.

Эрик Пальмквист. Шведский дворянин. Военный инженер. 1673-1674 гг. Участник посольства графа Г. Оксеншерны в Русское государство для заключения оборонительного и наступательного союза против Турции и разрешения некоторых спорных вопросов. Знакомство с состоянием русских крепостей, дорог и объектов стратегического значения (зарисовка и словесное описание).

Балтазар Койэт. Голландский дворянин, дипломат, участник чрезвычайного посольства Генеральных Штатов Соединенных Нидерландов в Москву. Сентябрь 1675 г. -сентябрь 1676 г. Заключение оборонительного и наступательного союза против Швеции. Прибытие в Архангельск. Далее через Вологду и Ярославль в Москву. Проживание в Москве. Отъезд в Архангельск через Ярославль, Вологду и Устюг.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Бернгард Таннер Чешский путешественник. Участник польской дипломатической миссии Апрель - сентябрь 1678 г. Проведение переговоров о «вечном мире» Из Польши через Минск, Борисов, Могилев в Смоленск. Далее через Дорогобуж в Москву. Проживание в Москве.

в Москву под руководством Михаила Ежи Чарторыйского. Возвращение через Вязьму, Дорогобуж и Смоленск.

Филипп Авриль. Французский иезуит, путешественник. Июнь 1686 г. февраль 1687 г. Разведка сухопутной дороги в Китай. Прибытие из Персии в Астрахань. Проживание в Астрахани. Отъезд в Москву через Саратов и Пензу. Проживание в Москве. Отъезд в Речь Посполитую.

Зима 1688/1689 гг. Разведка сухопутной дороги в Китай. Выезд из Варшавы через Вильно, Минск в направлении Смоленска. Ожидание на границе. Присоединение к делегации Иосифа Лядинского. Въезд в Россию и поездка в Москву. Проживание в Москве. Отъезд в Речь Посполитую.

Иоганн Георг Корб. Немецкий дипломат и государственный деятель. Апрель 1698 г. -август 1699 г. Дипломатическая миссия, секретарь посольства Священной Римской Империи. Прибытие через Вильно, Минск в Смоленск. Оттуда через Вязьму и Можайск в Москву. Проживание в Москве. Отъезд в Речь Посполитую через Можайск, Вязьму, Смоленск.

Из репрезентативного комплекса источников были выделены характеристики зим, оценки качества зимних дорог, описания используемой одежды и дорожного снаряжения, перечисления способов передвижения, рассказы об особенностях зимнего ночлега в помещениях и на открытом воздухе, указания на нетипичные приемы борьбы с холодом, описание способов лечения обморожения. Эти субъективные свидетельства последовательно систематизировались на основе историко-генетического метода, что позволило приблизиться к созданию типичной и реальной истории объекта.

Человеческий организм подчиняется законам окружающей среды, реагирует на изменения температуры, суточные и сезонные ритмы, и эти влияния особо ярко

проявляются в «неблагоприятные» климатические периоды Климатическая

характеристика региональных зимних сезонов в период пребывания европейцев в

Русском государстве была извлечена из русских летописей Г9, С1 328~3781. Она позволяет дополнительно оценить степень субъективности «зимних» свидетельств иностранцев.

Таблица 2. Характеристика зимнего сезона в русском нарративе.

Время Климатическая характеристика зимнего сезона в

регионе по данным русских летописей

пребывания

европейца

в России

зима 1413/1414 г. Многоснежная и холодная зима в русских землях и Литве. Сильные морозы в течение 27 недель. Голодные смерти.

сентябрь 1476 январь 1477 г. Сухая и морозная осень. Холодная бесснежная зима.

март - декабрь 1517 г. Климатические аномалий не фиксируются.

март - ноябрь 1526 г. Неурожайный год. Голодные смерти. Жестокая зима.

август 1553 - апрель 1554 г. Климатические аномалии не фиксируются.

лето 1557 - лето 1559 г. Суровая многоснежная зима в 1557-1558 гг., с Рождества зима без снега в 1558-1559 гг.

весна - зима 1564 г. Дождливая и долгая осень. Отсутствие стабильного ледового покрова на реках до Рождества.

1578 г. Климатические аномалии не фиксируются.

август 1581 - март 1582 г. Климатические аномалий не фиксируются.

декабрь 1584 г. август 1585 г. Суровая «великая» зима.

осень 1588 - весна 1589 г. Дождливая и долгая осень. Возвращение морозов в мае.

март - август 1603 г. Морозная суровая весна.

1601-1613 гг. Экстремально холодные зимы и сильные летний заморозки в 1601-1602 гг., великие морозы 1607 г., многоснежная зима 1608 г.

октябрь 1615 - март 1616 г. Климатические аномалии не фиксируются.

лето 1634 - январь 1635 г. Климатические аномалии не фиксируются.

осень 1638 - март 1639 г. Климатические аномалии не фиксируются.

осень 1655 г. -июнь 1656 г. Необычайное половодье на Днепре в апреле 1665 г.

декабрь 1664 - июнь 1665 г. Климатические аномалии не фиксируются.

октябрь 1668 - август 1669 г. Климатические аномалии не фиксируются.

осень 1669 - февраль 1670 г. Климатические аномалии не фиксируются.

1670-1673 гг. Сильные весенние заморозки в 1670 г., долгая дождливая осень в 1672 г. и 1673 г.

1673-1674 гг. Необычайно сильные морозы и очень глубокий снежный покров на Юге и Юго-Западе Московского царства.

сентябрь 1675 г. -сентябрь 1676 г. Климатические аномалии не фиксируются.

______ ______ _____~...........~_______

апрель — 1678 г. 1 луиикии 1ИСЖИЫИ иик^ив.

зима - весна 1686 г. Ранняя весна.

июнь 1686 г. февраль 1687 г. Климатические аномалии не фиксируются.

зима 1688/1689 гг. Климатические аномалии не фиксируются.

апрель 1698 г. август 1699 г. Ветренная и холодная зима к югу от Москвы.

Логика системного анализа и сравнительно-исторического метода потребовала сопоставления полученной информации с результатами анализа природно-климатических обстановок в Европе и Русском государстве на фоне изменения гелиофизических

параметров Г10' Европейские путешественники эпохи «Малого ледникового периода» приезжали из региона, где холодные зимы носили по времени более масштабный характер. Кроме того, в европейской части Русского государства аномальные морозы наступали несколько позже и не были столь продолжительными.

Представление о Русском государстве, как стране нестерпимого холода, значительную часть года, скованную льдом и снегом, на долгие столетия закрепилось в сознании европейцев. Этот образ в сознании многих жителей Западной Европы сложился очень быстро, так что выражение о русском климате становится фактически синонимом нестерпимых для обычного человека холодов уже к XVI столетию. Вероятно, наиболее лаконично и ёмко выразил представление о русской зиме и холодах Джильс Флетчер: «От одного взгляда на зиму в России можно почувствовать холод» Г12, с- 181.

Зима для иностранца в России становилась серьёзным испытанием. Для плохо подготовленного человека русская стужа была страшной угрозой. Путешественники XV -начала XVII вв. транслировали европейскому обществу характерные черты этого опасного сезона: деревья раскалываются от верхушки до корней от морозов; вода в глиняном горшке, поставленном на огонь, кипит и замерзает одновременно Г13- Р- 34-351-капающая из сырого дерева в камине влага замерзает сосульками ^^———48-491. металлические изделиями примерзают к рукам Г12, с- 18-19; 13, р. 341- невероятные морозы заставляют сидеть дома девять месяцев в году Г15, с' 2281; ужасные северные ветра; от стужи трещат и лопаются бревенчатые избы [16, с. 291 Следует отметить, что местные жители не воспринимали зимний период как экстремально холодный. Было выявлено шесть случаев, когда в европейском и в русском нарративе сезон отмечается в качестве аномального: зима 1413-1414 г., осень 1476 - зима 1477 г., 1557-1558 гг., 1601-1602 гг., 1603 г., 1607 г.

Европейские авторы XVII в. менее эмоциональны в своих оценках климатической зимы. Аномальные холодные и долгие зимы стали реалиями и западноевропейских стран. Иоганн Корб оставил такое описание русского зимнего сезона 1698-1699 гг.: «Впрочем, общий вид всех этих областей резко изменяется в разные времена года: так, в течение пяти зимних месяцев, то есть с первых чисел ноября до конца марта и нередко даже до последних чисел апреля, страна постоянно покрыта весьма глубокими снегами, в особенности же около Яренска. На всех реках (даже самых быстрых) образуется весьма толстый лед, и только в апреле месяце начинают таять снега и лед. Воздух в течение вышеозначенных месяцев до того холоден, что брошенные вверх капли воды замерзают прежде нежели упадут на землю. Рассказывают, что множество людей в городе на площади или где ни на есть в поле, на дороге либо совершенно замерзают от жестокого

холода, либо, с трудом оправившись от болезни, вследствие отморожения внешних членов остаются калеками. Но так как мы, во время пребывания нашего в Московии, не испытывали столь неумеренного холода, то я только то рассказываю, что известно мне по уверениям людей, которые, по моему мнению, ввиду продолжительности пребывания их в Московии, заслуживают настолько доверия, чтобы верить их показаниям» Г1Л с- 2301

Николаас Витсен так охарактеризовал прогулку по Пскову 16 декабря 1664 г.: «Был такой сильный мороз, что влага в носу замерзала, как только выйдешь на воздух. Когда я однажды слишком долго был на улице, у меня лицо и рот так окоченели, что я с трудом мог говорить» [18. с. 621 д СурОВОМ морозе 13 февраля 1676 г. в Москве писал Балтазар Койэт: «В этот день и в некоторые следующие был такой сильный мороз, что у иных

омертвевали нос, уши и щеки» Г19, С1 4391. Несмотря на упоминание, что «другие от холода совершенно испускали дух», голландец признает в итоге, что причиной смерти местных жителей было алкогольное опьянение: «В эти дни, представляющие канун поста, происходит такое неистовство в пьянстве, не только среди мужчин, но и среди женщин, что они из кабаков или харчевен выводятся, даже выносятся и, как животные, кладутся в сани, в которых иногда от сильного мороза замерзают» Г19, С1 4391.

Итак, зимний климат Московского царства перестал казаться экстремальным, но никогда не оценивался в качестве комфортного. «Одним словом, в России господствуют: холод почти постоянный, зной - кратковременный, дожди - нередко проливные, снега -поистине глубочайшие, и только грозы бывают очень редко» [20, с. 3791

Некоторые путешественники научились получать удовольствие от путешествий по морозным владениям русского царя. Например, голландцы Ян Стрейс и Эльс Питере во время отдыха по дороге в Москву катались на коньках Г21, с- 150, 152-1531 2б ноября 1669 г. развлечение на тонком речном льду чуть не закончилось для голландцев трагически. «Лед был ровным и крепким, по тонким из-за быстрого течения, так что наш бедный Эльс провалился, когда мы отбежали немного дальше. Я хотел ему помочь, но лед провалился и подо мною, и я тоже начал барахтаться. Я, правда, спасся сам и довольно ловко выбрался из проруби, так как хорошо плаваю, но мой товарищ то выплывал, то нырял и начал тонуть; увидев, что он долго не выдержит, я снова прыгнул в воду, чтобы его спасти, и мы наконец вышли из беды. После забавы мы приняли холодную ванну, и вода с нас текла ручьями, когда мы спешили на постоялый двор» [21, с. 1531 Ганс Мориц Айрманн, во время нахождения шведской посольской миссии в Москве, пристрастился к мытью в русской бане. «Удивительно смотреть, насколько эти люди природно закалены. Когда они выходят из бани, то они часто по всему телу красны, как раки, да еще усаживаются на изрядное время в снег. И так же они приучают к купанью своих совсем маленьких детей. Так как у нас этот обычай мытья неизвестен, а я часто участвовал в таковом, что мне очень нравилось, то я захотел рассказать об этом несколько пространно». [22, с. 3031

Рис. 1. Участок дороги Нарва-Псков Г23' 24\

По данным анализируемых свидетельств дорожная сеть русского пограничья и самой Московии была больше приспособлена именно для зимних поездок. Многие дороги были проложены по лесистой местности, изобилующей водными объектами (реки, болота). Уплотнение поверхности грунтовых дорог достигалось в процессе их многократного использования. Дороги с низким транспортным трафиком имели большую вязкость дорожного полотна. На заболоченных и размытых участниках дорог укладывался дополнительный слой верхнего полотна из древесины (бревен, ветвей). Такое замощение не образовывало ровную сплошную поверхность, снижало скорость движения, являлось причиной травматизма и поломок транспорта.

Рис. 2. Гать через болото

Движение всадников, торговых и посольских обозов было мучительной борьбой с грязью и трясиной. Ганс Мориц Айрманн приводитописание дорожной гати у берега Западной Двины: «Тут мы около трех миль должны были с большой опасностью и затруднениями проехать верхом по мало обрубленным и еле ободранным бревнам, наложенным по

трясине в виде помоста, так что наш покойный господин граф вследствие неудачного шага своего коня так свалился, что жалко было на него смотреть (такие небрежные дороги имеются в большом количестве как в Польше, Литве, Московии, так и в Лифляндии, вследствие чего по этим странам лучше путешествовать зимой, чем летом, ибо зимой все большие дороги столь же ровны и гладки, как в комнате)» Г22, с- 2881

В отчете нидерландского посольства ван Бредероде, Басса и Иоакими охарактеризована поездка от Нарвы до Великого Новгорода по Ивангородской дороге в октябре 1615 г.: «Мы не могли ехать быстро, ибо дни были короткие, дороги очень дурны; почти половина дороги состоит из деревьев, которые кладутся по болоту. Деревья эти во многих местах были переломаны, иногда нельзя было ни проехать, ни пройти; и так как во всей окрестности не было домов, то мы должны были много ночей провести в лесах» Г26, С1 Антонис Хутеерис дополняет это свидетельство рисунком и пояснением, что таких дорог в России много, а сплошная длина отдельных гатей доходила до 14 миль. «Многие бревна во многих местах от старости истлели и поломались, а кое-где прогнило от пяти и более бревен подряд, и сверху на них положены новые, причем эти новые никак не закреплены и катаются туда-сюда, что создает большие проблемы для людей, а лошадям с грузом еще труднее» ^^——361. Лошади натыкались на обломки бревен, поскальзывались на незакрепленном дорожном покрытии и падали вместе с всадниками. Транспортные средства при движении по гатям ломались, а багаж повреждался. Руководителя посольской миссии Рейнгоута ван Бредероде так растрясло от поездки в карете по замощенной дороге, что у него начались колики Г27. 5- 431

Результаты археологических раскопок исторических дорог Г28' 291, изучение истории дорог Новгородской земли, выполненное преимущественно на основе письменных свидетельств Г30; 311^ подтверждают эти нелестные отзывы.

Не устраивало путешественников и качество мостов через реки. Они были сделаны «из грубого неотесанного материала» и поэтому на них часто ломались повозки Р2, с. 2061 На участке дороги от Дубровно в Смоленск с польским посольством 8 сентября 1678 г. произошли еще большие неприятности: «не без повреждения опрокинулась нагруженная лучшими вещами повозка; у другой повозки упали лошади с моста; благодаря крепости постромок они долго пробыли на весу, барахтаясь несчастные на воде и с большой

трудностью были освобождены из этого опасного положения, но без всякого вреда»

с' 1191. Наплавной мост через реку Великую к городу Опочке, «что-то вроде больших настилов, связанных друг с другом; если один несколько погружается, то два других -сзади и спереди - поддерживают его настолько, чтобы можно было переступить на другой», не показался Сигизмунду Герберштейну надежным и удобным, потому что по

плавучему мосту лошади «переправляются по большей части по колено в воде» Р4, С1 6121. в поездке европейцам приходилось осуществлять оперативный ремонт мостов и налаживать переправы с помощью местного населения или своими силами. Даже в конце XVII в. через крупные реки на целом ряде участков дорог путешественники переправлялись на лодках, плотах или паромах.

Рис. 3. Переправа через реку Г35' с- 51.

Поэтому иностранцы расценивали морозы, сковывавшие грязь и прочие недостатки дорог, как благо: «в зимнее время русские ездят на санях и в городе и в деревне, так как дорога крепкая и гладкая от снега; все воды и реки замерзают, и одна лошадь, запряженная в санки, может провезти человека до 400 миль в три дня; но в летнее

время дороги покрыты глубокой грязью, и путешествие очень тяжело» ^^——— «путешествие по той и другой дороге, вследствие частых болот и лесов, изобилующих

реками, удобно только при настланных мостах, скованных льдом» Г34, С1 3531; «зимой вода скована морозами и по ней можно проехать даже в повозке» [32, с. 2061- <<в зимнее время, напротив, по этой гладкой и ровной дороге едешь как по специально со всем тщанием проложенному пути» [37, с. 2081 с иностранцами были согласны и местные жители. Например, 23 декабря 1584 г., когда львовский торговый обоз получил разрешение от русских властей на пересечение русской границы, измученные ожиданием купцы собирались немедленно продолжить поездку в Москву. Но профессиональные извозчики убедили своих нанимателей дождаться «более крепкого мороза и большего снега» [38, с. 1851

Однако и зимние поездки не были комфортными. Обильные снегопады затрудняли продвижение, поскольку единственным используемым в тот период способом расчистки больших участков дороги являлось ее «накатывание» транспортным потоком [34, с. 355; 39,

——4241 Внезапная оттепель могла испортить санный путь. 13-14 января 1585 г. львовский торговый караван, передвигавшийся по льду реки Десны, убедился, что снежный наст стал «мокрым», слабо пригодным для проезда груженных саней. Это заставило воспользоваться непривлекательными сухопутными маршрутами («берегом» и «проселочной дорогой»), [38, с. 186-1901

Патрик Гордон, путешествовавший в феврале 1686 г. отмечал сложности пути из-за аномально теплой погоды, как на русской территории, так и в шведской Ливонии, где ранняя оттепель сделала дорогу плохо проходимой [40, с. 88-901

Глубокий рыхлый снег и талая вода превращали ранние весенние путешествия в

экстремальные приключения. Избежать этой распутицы было очень сложно и по причине огромных размеров страны.

Поездка германских дипломатов в марте 1517 г. от Полоцка к Опочке стал настоящим испытанием. На льду озер уже стояла вода, а болота начали оттаивать, поэтому приходилось сильно петлять, фактически двигаясь летним путем. Нижняя часть санной дороги превратилась в лед, а верхняя часть состояла из рыхлого тающего снега. Лесные участки дороги перемежались открытыми пространствами, на которых снега было гораздо больше. Вечер 24 марта застал посольство в пути. В наступившей темноте на изрытой заснеженной поляне многие люди упали, «переворачиваясь со своим конем и санями». [34, с. 613, 6151 Резкое таяние снега доставило неприятности германскому посольству и в апреле 1526 г. Часть дорожного покрытия состояла из рыхлого снега, на других участках поверх льда и снега стояла вода. Русские приставы организовали строительство мостов, но «мосты, сделанные час, два или три тому назад, уплывали от разлива вод» [34, с. 5391

На участке дороги от Крупков к Бобру дорожный рельеф и снег создали очень серьезные трудности 25 марта 1698 г. германскому посольству: даже порожние сани сильно вязли в глубоких сугробах, образовавшихся в низинах (Корб, 1997, С. 46). А уже в апреле 1698 г. весеннее тепло очень сильно испортило качество дороги. Она была грязная и проходила через топкие болота. Лошади, тянувшие повозки, проваливались глубоко («видна была одна лишь голова, остальная же часть тела чуть приметна»). Дорожное полотно заливали ручьи и реки. Мосты приходилось ремонтировать. Для организации паромной переправы через Днепр 30 «мужикам» пришлось разрубить прибрежную полосу льда и с трудом опустить паром на воду. Во время переправы по Днепру несло большие льдины. [17, с- 53-541

Существовала опасность провалиться под лед во время поездки на санях по замершим водоемам. Некоторые участки рек не замерзали даже в сильные морозы: «Достойно замечания, что от Новгорода на расстоянии двух миль вода не только не замерзает зимой, но даже кое-где видно течение» [41, с. 1461 Ранней весной санный путь по реке был еще накатан, но лед уже начал отходить от берегов [34, с. 6131

Длительное пребывание зимой на природе (в дороге, при вынужденной ночевке) изменило отношение европейцев к своему костюму и дорожному снаряжению. Опытные путешественники, обобщая свой личный опыт, рекомендовали носить длинную верхнюю одежду и головные уборы; завести дорожные плащи, подбитые мехами, или тулупы; иметь достаточный запас суконных или войлочных одеял, медвежьи шкуры. Самые предусмотрительные советовали везти с собой палатки [32, с. 731 и большой запас провизии.

Рис. 4. Путешественник в открытых санях 1251.

Рис. 5. Открытые сани 1421

Рис. 6. Митрополит в открытых санях Г20, с- 451

Рис. 7. Архимандрит в открытых санях Г2°г с- 461

VaUrtf. у: ri „ .

■ 3~rmneati t'c Vtyiiqi'iu -2. ¿frttuu'att t-V' Atoskou ~ ■ Ssreanfau t ¡* 2JaiUt,u

Рис. 10. Разновидности дорожных саней И5, р- 1501

В условиях русской зимы европейцы перемещались на санях, полностью переняв опыт местного населения ———73"1541. Энтони Дженкинсон так описывает традицию путешествовать на санях в зимнее время: «Если русский имеет хоть какие-нибудь средства, он никогда не выходит из дому пешком, но зимой выезжает на санях, а летом верхом; в санях он сидит на ковре или на шкуре белого медведя. Сани везет богато убранная лошадь с множеством лисьих и волчьих хвостов вокруг шеи; ею правит

мальчик, сидящий на лошади; слуги стоят на запятках» Г36, с- 8°1.

Рис. 11. Санные кортежи у деревни Муравейно 1441.

Рис. 12. Кортеж бранденбургского посольства

Рис. 13. Посольский зимний кортеж -ИШ..

Если поездка была длительной и приходилась не только на зимние месяцы, но и на позднюю осень или раннюю весну, путешественники использовали разнообразные виды транспортных средств. Например, 17 ноября 1673 г. бранденбургское посольство подъезжало к Великому Новгороду в «санях, каретах и повозках»—^—190-191] Путешествие на санях многим представилось удобным. «Ради сильных холодов и обилия снега, имеющеюся в России и Лифляндии, здесь хорошо путешествовать и можно для езды пользоваться широкими русскими санями из луба или липовой коры. Некоторые из нас устраивали в санях войлочную подстилку, на которой ложились в длинных овчинных шубах, которые там можно очень дешево приобрести, а сверху покрывали сани

войлочным или суконным одеялом: при такой обстановке мы находились в тепле и даже потели и спали в то время, как нас везли крестьяне» И9, с. 1531

Рис. 15. Рисунок «Каракан» (таракан) из «Описания» Бернгарда Таннера Г50, р- 351

В рассказах об особенностях зимнего ночлега в помещениях и на открытом воздухе отмечены очевидные преимущества первого способа организации постоя. После топки печи, по свидетельству Антониса Хутеериса, «в комнате так тепло, что зимой вы можете лежать и спать какое-то время почти голыми» Г27, 5- 541 Однако постоялые дворы,

крестьянские избы, станции-ямы не предоставляли желаемого комфорта: они были слишком тесные и грязные —с.—221 Квинтэссенцией всех бед, случающихся с иностранцем, является свидетельство Витсена. «Корчма, как обычно здесь, была очень грязной и закопченной, щели полны черных тараканов. От нас сбежали несколько возчиков, которые нас обокрали. Когда мне постелили постель около домашних икон, меня предупредили, чтобы я не лег к ним ногами, это они считали большим неуважением и грехом» [18. с. 641

Рис. 16. Зимний лагерь путешественников 1511.

Рис. 17. Зимний лагерь в деревне Милагона 1251.

Рис. 18. Зимний лагерь в деревне Глебово 1251

Рис. 20. Ночевка у костров в деревне Поселявино 1251

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимость организации ночлега вне стационарных помещений возникала из-за отсутствия или нехватки таковых, либо являлась форс-мажором (поломки, плохие дорожные или погодные условия, усталость, бегство персонала, травмы лошадей, потеря пути). Опробованные европейцами варианты ночевки на природе в условиях русской зимы многообразны: ночевка в санях под одеялами и шкурами [15, с. 232] сон в одеялах у

костра Г15, с. 232; 21, с.—1471. НОчевка в телегах, расставленных вокруг костра, под войлочными одеялами Г18, Ci—41L на стогах сена с обильным потреблением еды и алкогольных напитков перед сном ^^———6291. в отапливаемых и неотапливаемых палатках [32, с. 57; 26, с. 2531- в шалашах и помещениях полуразрушенных домов вокруг разведенного костра Г27, s- 35, 47-481

К нетипичным способам борьбы с морозом можно отнести бег за санями: «Начался сильный мороз, мы сходили с саней и бежали за ними, чтобы согреться» Г2*, с- 1501 Зимой 1565 г. Рафаэль Барберини спасал замерзших путников с помощью спиртных напитков: «Тут, когда мы отправились в путь, дорогою нашел я множество трупов замерзших людей, а также волов и лошадей; другие же были при последнем дыхании, и так уже окоченели, что насилу ножами могли мы раскрыть им рот, после чего стали им вливать туда упомянутую водку и оттирать ею все тело; и что же? Только таким образом успели мы, наконец, привести их в чувство, а быть может и воскресить на всю жизнь» [16, с. 271 Размещение в повозке грелки с углями для отопления описано Патриком Гордоном, но свидетельство не относится к «русскому» этапу его карьеры [52, с. 2101

К сожалению, типичным атрибутом повседневности европейцев на русской зимней дороге являлись обморожения конечностей, носа, ушей. Пострадавших старались поместить в тепло. «Голландец Арендт Классен, долго служивший в царской аптеке и пользовавшийся почетом у тамошних вельмож, как правду рассказывал ..., что он поехал в свое поместье или деревню, и это случилось зимой, и проезжая по запустелой стране, он нашел дитя, казалось, еще живое и лежащее в снегу без памяти от холода и голода; он поднял дитя и положил в сани под шубы и медвежьи шкуры, которые там были, и, прибыв в одну деревню, где еще оставалось в живых несколько человек, он принес закутанное в шубу дитя в избу и тотчас положил на горячую печку, и когда маленькая девочка стала приходить в себя, он немного покормил и напоил ее горячим, тем, что у

него было, так что она оправилась и могла немного говорить и понимать слова...» Г39, Ci

Действенными, опробованными на себе, способами лечения обморожения путешественники признавали растирание снегом [34, с. 6971^ припарки [53, с. 31 самой необычной стоит признать историю излечения Гордона, который вместо растирания снегом грел обмороженные ступни ног, лечился пластырями от хирурга, а выздоровел благодаря старушечьему снадобью из мозгов грача или ворона [54, с. 197-1981

За три столетия зимних путешествий к границам Московии и зимних поездок по заснеженным просторам Русского государства европейцы переняли опыт и технологии местного населения, выработали оригинальные рекомендации для иностранцев, желающих жить и работать в условиях «русской зимы». Это было необходимым условием для дальнейшего развития интеграции формирующего высокодоходного российского внутреннего рынка с зарождавшимся общеевропейским экономическим пространством. Новый этап адаптации экономической деятельности и быта людей к воздействию холодного климата станет возможным после появления новых видов транспорта и усовершенствования системы коммуникаций в Новое время.

Библиография

1. Подробнее см.: Черникова Т. В. Европеизация России во второй половине XV-XVII веках. М.: МГИМО-Университет, 2012. 944 с.

2- Бродель Ф. Материальная цивилизация, экономика и капитализм, XV-XVIII вв. Т. 3. М.: Прогресс, 1992. 679 с.

3. Меховский М. Трактат о двух Сарматиях. М.; Л.: Академия наук СССР, 1936. 288 с.

4. Горсей Дж. Записки о России XVI-начало XVII. М.: МГУ, 1991. 288 с.

5. Дулов А. В. Географическая среда и история России, конец XV — середина XIX в. М.: Наука, 1983. 257 с.

6. Подробнее см.: Западноевропейские авторы XV-XVII вв. о России: материалы к библиографическому словарю / сост. П. Д. Малыгин. М.: ИА РАН, 2018. 192 с.

7. Подробнее см.: Рое М. Т. «А People Born to Slavery»: Russia in Early Modern European Ethnography, 1476-1748. Ithaca: Cornell University Press, 2018. 293 p.

8. Baten J., Koepke N. Climate and its Impact on the Biological Standard of Living in North-East, Centre-West and South Europe during the Last 2000 Years // History of Meteorology. 2005. №. 2. P. 147-159.

9. Борисенков Е.П. и Пасецкий В. М. Летопись необычайных явлений природы за 2,5 тысячелетия СПб.: Гидрометеоиздат, 2002. 536 с.

10. Леви К. Г., Воронин В. И., Задонина Н. В., Язев С. А. Малый ледниковый период. Часть 2. Гелиофизические и природно-климатические аспекты // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Геоархеология. Этнология. Антропология. 2014. № 9. С. 2-33.

11. Eddy J. A. The Maunder Minimum // Science. New Series. 1976. Vol. 192. №. 4245. P. 1189-1202.

12. Флетчер Дж. О государстве русском. М.: Захаров, 2002. 176 с.

13. Oeuvres de Ghillebert de Lannoy, voyageur, diplomate et moraliste / ed. by Ch. Potvin. Louvain, 1878. 551 p.

14. Адаме К. Путешествие англичан в Московию // Журнал министерства народного просвещения. 1838. Часть 20. № 10. Отд. 2. С. 35-64.

15. Барбаро и Контарини о России. К истории итало-русских связей XV в. / под ред. Е. Ч. Скрижинской. Л.: Наука, 1971. 275 с.

16. Барберини Р. Путешествие в Московию Рафаэля Барберини в 1565 году // Сын Отечества. 1842. № 7. С. 3-50.

17. Рождение империи: сборник. М.: Фонд Сергея Дубова, 1997. 544 с.

18. Витсен Н. Путешествие в Московию. СПб.: Симпозиум, 1996. 265 с.

19. Посольство Кунраада фан-Кленка к царям Алексею Михайловичу и Федору Алексеевичу. СПб.: Типография Главного Управления Уделов, 1900. 650 с.

20. Утверждение династии: Андрей Роде. Августин Мейерберг. Самуэль Коллинс. Яков Рейтенфельс. М.: Рита-Принт, 1997. 544 с.

21. Стрейс Я. Три путешествия. М.: ОГИЗ-Соцэкгиз, 1935. 416 с.

22. Айрманн Г. М. Записки // Исторические записки. 1945. Т. 17. С. 265-307.

23. Фролов А. А., Голубинский А. А., Кутаков С.С. Веб-ГИС «Чертежи Русского государства XVI —XVII вв.»// Историческая информатика. 2017. № 1. С. 75-84.

24. «Чертеж спорной земли», в РГАДА. Ф. 383. On. 1, № 102 (Стлб. Поместного приказа по Пскову № 23296, л. 281). URL: http://rgada.info/geos2/zapros.php?nomer=768 (дата обращения: 30.04.2021).

25. Goeteeris A. Journael der legatie ghedaen inde jaren 1615 ende 1616 by ... Reynhout van Brederode ...; Dirck Bas ...; ende Aelbrecht Joachimi ... by de ... Staten Generael ... afghesonden aende ... coninghen van Sweden ende Denemercken; mitsgaders

aenden groot-vorst van Moscovien ... Ende namentlick op den vreden-handel tusschen den ... coninck van Sweden ter eenre, ende den groot-vorst van Moscovien ter anderer sijde. Verciert met ... figueren. Haag, 1619. URL:: http://www.digar.ee/id/nlib-

digar: 100929 (дата обращения: 30.04.2021).

26. Проезжая по Московии: Россия XVI-XVII веков глазами дипломатов / под ред. Н. М.

Рогожина. М., 1991. 368 с.

27. Hildebrant S. En hollandsk beskickninges resor i Ryssland, Finland och Sverige. 1615-1616. Stockholm, 1917. URL: https://hdl.handle.net/2027/inu.30000100829278 (дата обращения: 30.04.2021).

28. Бельский С. В., Герасимов Д. В., Липатов А. А. и др. Королевская дорога между Кексгольмом и Кроноборгом: Результаты исследований исторической дороги в Северо-Западном Приладожье // Материалы полевых исследований МАЭ РАН. 2013. Вып. 13 С. 153-173.

29. Салмина Е. В. и Салмин С. А. (2008) Ольгинские I-III раскопы 2006 г. на Завеличье средневекового Пскова // Археология и история Пскова и Псковской земли по материалам LIII заседания семинара им. академика В. В. Седова. Псков, 2008. С. 29-52.

30. Селин А. А. Ивангородская дорога. СПб.: Издательство СПбГУ, 1996. 34 с.

31. Selin A.A. Communications in the Novgorod Region during the Crisis Period of the Time of Troubles // Вестник Санкт-Петербургского университета. История. 2018. Т. 63. Вып. 3. С. 748-762.

32. Поссевино А. Исторические сочинения о России XVI в.(«Московия», «Ливония» и др.). М.: Издательство Московского университета, 1983. 272 с.

33. Таннер Б. Л. Описание путешествия польского посольства в Москву в 1678 году. М.: Университетская типография, 1891. 203 с.

34. Герберштейн С. Записки о Московии. Т. 1. М.: Памятники исторической мысли, 2008. 776 с.

35. Мейерберг А. Рисунки к путешествию по России римско-императорского посланника барона Мейерберга в 1661 и 1662 годах, представляющие виды, народные обычаи, одеяния, портреты и т.п. СПб., 1827. 136 с.

36. Английские путешественники в Московском государстве в XVI веке. М.: Соцэкгиз, 1937. 308 с.

37. Пальмквист Э. Заметки о России, сделанные Эриком Пальмквистом в 1674 году = Nagra Observationer Angaende Ryssland = Some Observations Concerning Russia. M.: ЛомоносовЪ, 2012. 340 с.

38. Мартин Груневег (о. Венцеслав): духовник Марины Мнишек. Записки о торговой поездке в Москву в 1584-1585 гг.: сборник / сост. А. Л. Хорошкевич. М.: Памятники исторической мысли, 2013. 384 с.

39. О начале войн и смут в Московии. М.: Рита-Принт, 1997. 560 с.

40. Гордон П. Дневник 1684-1689. М.: Наука, 2009. 344 с.

41. Гундулич Ф. Путешествие из Вены в Москву в 1655 г. // Русский вестник. 1869. № 9. С.137-165.

42. Olearius А. Vermehrte Newe Beschreibung Der Muscowitischen vnd Persischen Reyse, So durch gelegenheit einer Holsteinischen Gesandschafft an den Russischen Zaar vnd König in Persien geschehen : Worinnen die gelegenheit derer Orter und Länder, durch welche die Reyse gangen, als Liffland, Rußland, Tartarien, Meden vnd Persien, sampt dero Einwohner Natur, Leben, Sitten, Hauß-Welt-vnd Geistlichen Stand mit fleiß auffgezeichnet, und mit vielen meist nach dem Leben gestelleten Figuren gezieret, zu

befinden. Schleßwig, 1656. URL: http://www.digar.ee/id/nlib-digar:277324 (дата обращения: 30.04.2021).

43. Herberstein S. von Rerum Moscoviticarum commentarii. Wien, 1547. URL: http://daten.digitale-sammlungen.de/~db/0007/bsb00074095/images/index.html? seite = 00001&.l = de (дата обращения 30.04.2021).

44. Palmquist E. Nagre vidh sidste kongl. ambassaden tili tzaren i Muskou giorde observa tioner öfver Rysslandh, des vägar, pass medh fästningar och gräntzer sammandragne äff Erich Palmquist. Anno 1674. URL: https://sok.riksarkivet.se/?

postid = Arkis + 6E946AA4-AEE0-4644-8FAB-CA4AB9D84AAl (дата обращения : 30.04.2021)

45. Avril Ph. Voyage en divers États d'Europe et d'Asie, entrepris pour découvrir un nouveau chemin à la Chine. Paris, 1692. URL:

https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/btvlb86082793 (дата обращения: 30.04.2021).

46. Подробнее см.: Васильев M. И. Русские сани: историко-этнографические исследование. Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2007. 364 с.

47. Brand J. A. von Johan Arnholds von Brand Reysen durch die Marek Brandenburg, Preussen, Churland, Liefland, Peßcovien, Groß-Naugardien, Tweerien und Moskovien in welchen vieles nachdenklich wegen gemeldter Länder .... Wesel, 1702. URL:

http ://daten.digitale-sa mmlungen.de/~zend-bsb/metsexport/7zendid = bsbl 1095376 (дата обращения: 30.04.2021).

48. Klenk К. van Historisch verhael, of, Beschryving van de voyagie, gedaen onder de suite van den heere Koenraad van Klenk, extraordinaris ambassadeur van haer ho. mog. de heeren Staeten Generael en sijn hoogheyt den heere Prince van Orange, aan zijne zaarsche majesteyt van Moscovien: neven een pertinente beschrijvinge van het selve rijck ... : verciert met eenige koopere plaeten, en naeukeurigh beschreven. Amsterdam, 1677. URL: https://archive.org/details/gri_33125008537181/page/n69/mode/2up (дата обращения: 30.04.2021).

49. Олеарий А. Описание путешествия в Московию. Смоленск: Русич, 2003. 480 с.

50. Tanner В. L. F. Legatio Polono-Lithuanica in Moscoviam potentissimi Poloniae regis ac Reipublicae mandato et consensu anno 1678 ... suscepta. Norimbergae, 1689. URL: https ://polona .pl/item/legatio-polono-lithuanica-in-moscoviam-potentissimi-poloniae-regis-ac-reipublicae,OTcwMDcONDM/4/#info (дата обращения: 30.04.2021).

51. Atlas Blaeu-Van der Hem. Bd. 24:38. fol. 74 (27). URL: http://data.onb.ac.at/rec/baal7721761 (дата обращения: 30.04.2021).

52. Гордон П. Дневник 1659-1667. М.: Наука, 2003. 315 с.

53. Бох И. Путешествие в Москву // Записки императорской Академии Наук. Серия VIII. 1901. Т. 5. № 3. С. 2-8.

54. Гордон П. Дневник 1635-1659. М.: Наука, 2005. 278 с

Результаты процедуры рецензирования статьи

В связи с политикой двойного слепого рецензирования личность рецензента не

раскрывается.

Со списком рецензентов издательства можно ознакомиться здесь.

на статью

Холодный путь в Московию: европейские путешественники XV-XVII веков в условиях

русской зимы

Название соответствует содержанию материалов статьи».

В названии статьи условно просматривается научная проблема, на решение которой направлено исследование автора.

Рецензируемая статья представляет относительный научный интерес. Автор не разъяснил выбор темы исследования и не обосновал её актуальность. В статье не сформулирована цель исследования, не указаны объект и предмет исследования. Методы, использованные автором, упоминаются в основном тексте статьи. На взгляд рецензента, основные элементы «программы» исследования просматриваются в названии и тексте статьи.

Автор не представил результатов анализа историографии проблемы и не сформулировал новизну предпринятого исследования, что является существенным недостатком статьи. При изложении материала автор избирательно продемонстрировал результаты анализа историографии проблемы в виде ссылок на актуальные труды по теме исследования. Апелляция к оппонентам в статье отсутствует.

Автор разъяснил выбор и охарактеризовал круг источников, привлеченных им для раскрытия темы.

Автор разъяснил и обосновал выбор хронологических рамок исследования. На взгляд рецензента, автор грамотно использовал источники, выдержал научный стиль изложения, грамотно использовал методы научного познания, соблюдал принципы логичности, систематичности и последовательности изложения материала. Вместо вступления автор сообщил читателю, что «восстановление двухсторонних связей вернуло Московию в реальное общеевропейское пространство международных отношений» т.д. Автор неясно сообщил о том, что «особенности географической среды, состояние дорожной сети, торговые и политические интересы подталкивали людей к долгому нахождению на открытом воздухе» и затем, что «отсутствие специального труда по «антропологии русской дороги» подталкивает исследователя к обобщению субъективного опыта европейских путешественников XV-XVII вв.».

В основной части статьи автор охарактеризовал «корпус источников», но не вполне ясно зачем представил в таблице 1 длинный ряд имён, дат и указания маршрутов (229 сочинений»). Автор сообщил, что «субъективные свидетельства последовательно систематизировались на основе историко-генетического метода, что позволило приблизиться к созданию типичной и реальной истории объекта». В следующей таблице автор сообщил о «времени пребывания европейца в России» и «климатическую характеристику зимнего сезона в регионе по данным русских летописей». Далее автор пояснил, что «представление о Русском государстве, как стране нестерпимого холода, значительную часть года, скованную льдом и снегом, на долгие столетия закрепилось в сознании европейцев» т.д., что «путешественники XV - начала XVII вв. транслировали европейскому обществу характерные черты этого опасного сезона» т.д. и что «европейские авторы XVII в. менее эмоциональны в своих оценках климатической зимы» т.д. Для подтверждения своих оценок автор цитировал источники, в некоторых случаях, на взгляд рецензента, злоупотребляя, например в сюжете о голландских путешественниках 1669 г.

В следующем сюжете автор охарактеризовал состояние русских дорог и объяснил, почему «движение всадников, торговых и посольских обозов было мучительной борьбой с грязью и трясиной», почему «не устраивало путешественников и качество мостов через реки» и почему «и зимние поездки не были комфортными». Затем автор, опираясь на источники, рассказал читателю, как «глубокий рыхлый снег и талая вода превращали ранние весенние путешествия в экстремальные приключения».

Далее автор сообщил, что «длительное пребывание зимой на природе изменило отношение европейцев к своему костюму и дорожному снаряжению» т.д., что «в

условиях русской зимы европейцы перемещались на санях, полностью переняв опыт местного населения» т.д., что «путешественники использовали разнообразные виды транспортных средств» т.д., описал способы «организации ночлега» и риски обморожений.

В статье встречаются незначительные описки, как-то: «происходила несмотря», «археологический раскопок» и др.

Выводы автора носят обобщающий характер, обоснованы, сформулированы ясно. Выводы отчасти позволяют оценить научные достижения автора в рамках проведенного им исследования. На взгляд рецензента, выводы не отражают результатов исследования, проведённого автором, в полном объёме.

В заключительном абзаце статьи автор ограничился сообщением о том, что «европейцы переняли опыт и технологии местного населения, выработали оригинальные рекомендации для иностранцев, желающих жить и работать в условиях «русской зимы» т.д. и что «новый этап адаптации экономической деятельности и быта людей к воздействию холодного климата станет возможным после появления новых видов транспорта и усовершенствования системы коммуникаций в Новое время». На взгляд рецензента, потенциальная цель исследования автором достигнута. Достоинством статьи является иллюстрации, подобранные автором. Публикация может вызвать интерес у аудитории журнала. На взгляд рецензента, статья требует незначительной доработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.