Научная статья на тему 'Холловские двигатели на забортном воздухе для космических аппаратов на низкой опорной орбите'

Холловские двигатели на забортном воздухе для космических аппаратов на низкой опорной орбите Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
557
315
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬ С АНОДНЫМ СЛОЕМ / ХОЛЛОВСКИЕ ДВИГАТЕЛИ / НИЗКАЯ ОПОРНАЯ ОРБИТА

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Духопельников Д. В., Ивахненко С. Г., Курилович Д. А.

Рассмотрена возможность использования холловского электроракетного двигателя, работающего на забортном воздухе, для удержания космического аппарата на низкой опорной орбите. Получена зависимость тяги двигателя и воздушного сопротивления аппарата от высоты орбиты. Показано, что существует критическое значение ускоряющего напряжения, обеспечивающего равенство силы тяги и силы воздушного сопротивления. Получена зависимость критического напряжения от скорости движения аппарата, тягового КПД двигателя и соотношения между площадью воздухозаборника и площадью аппарата. Предложены основные способы повышения тягового КПД для холловского двигателя, работающего на забортном воздухе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Духопельников Д. В., Ивахненко С. Г., Курилович Д. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Холловские двигатели на забортном воздухе для космических аппаратов на низкой опорной орбите»

НАУЧНОЕ ИЗДАНИЕ МГТУ ИМ. Н. Э. БАУМАНА

НАУКА и ОБРАЗОВАНИЕ

Эл № ФС77 • 48211. Государственная регистрация №0421200025. ISSN 1994-0408

электронный научно-технический журнал

Холловские двигатели на забортном воздухе для космических аппаратов на низкой опорной орбите # 12, декабрь 2013 Б01: 10.7463/1213.0660910

Духопельников Д. В., Ивахненко С. Г., Курилович Д. А.

УДК 621.455.4

Россия, МГТУ им. Н.Э. Баумана duh@power.bmstu.ru ivakhnenko@bmstu.ru kurilovich@bmstu.ru

Искусственные спутники Земли стали неотъемлемой частью повседневной жизни. Они являются основой систем связи, навигации и метеорологии, дистанционного зондирования Земли, а также систем предупреждения чрезвычайных ситуаций.

В последнее время проявляется интерес к использованию малогабаритных космических аппаратов, расположенных на низкой опорной орбите (НОО), как для военного, так и для гражданского применений [1].

Несмотря на то, что с увеличением высоты над Землёй, плотность атмосферы снижается, аппарат, расположенный на НОО, испытывает значительное аэродинамическое сопротивление. Поэтому двигатели спутников должны непрерывно работать, поддерживая заданную высоту орбиты. При этом время жизни аппарата ограничено запасом рабочего вещества, большое количество которого приводит к уменьшению полезной нагрузки. Накладываемые ограничения делают невозможным использование обычных двигателей на спутниках малой массы.

Ситуацию можно изменить, используя забортный воздух в качестве рабочего вещества электроракетного двигателя (например, двигателя с

анодным слоем). Перспектива создания такого двигателя дает возможность вообще отказаться от всей системы хранения и подачи рабочего вещества (СХПРВ), которая составляет существенную часть современных электроракетных двигательных установок (ЭРДУ) (баллон со сжатым ксеноном, арматура, система автоматики и т. д.).

В последнее время появились работы, в которых исследуется возможность использования компонентов атмосферы в качестве рабочего вещества для различных типов электроракетных двигателей, предназначенных для малых спутников [1-8].

В данной работе рассматривается возможность использования холловских двигателей для работы на забортном воздухе. Показано, что минимально допустимая высота спутника, снабженного таким двигателем, определяется электрической мощностью двигателя, тяговым КПД, ускоряющим напряжением и соотношением площади спутника и площади воздухозаборника.

Тяга двигателя, использующего забортный воздух Оценим тягу и электрическую мощность холловского двигателя, использующего набегающий поток воздуха в качестве рабочего вещества. Забортный воздух на высоте И при давлении р(И) представляет собой смесь нескольких компонентов с парциальными давлениями

где а - объемная доля /-ой компоненты воздуха.

Тогда для массового расхода /-го компонента воздуха можно записать соотношение

где & - площадь сечения воздухозаборника, М - атомная масса /-го компонента, х - количество атомов в молекуле /-го компонента, Уа -

Р/ (И) = а/Р( И),

(1)

Ж

кТ

скорость аппарата, Т — температура забортного воздуха, k - постоянная Больцмана.

Так как в состав воздуха входят молекулярные газы N2 и 02, то в состав реактивной струи ускорителя будут входить, как атомарные 0+, так и молекулярные ионы N2+, 02+. Тогда сила тяги, созданная /-ой компонентой,

будет равна

Е = У Е. =У ЬУ.-г- = У Ь

Ст, мт^, dmi \2eUy

сИ У ' Ж V /'М{ '

У ^М ,, г , (3)

/ / / где Ьу— массовая доля ионов /-го компонента, содержащих/ атомов.

Подставляя в (3) выражение для массового расхода /-го компонента воздуха (2), получаем

Е =У Ь,8*™ ха

]

2гиуМ,

~т~. (4)

кТ ' 'У

Силу тяги определим суммируя силы тяги, созданные каждой компонентой воздуха:

Е =УЕ =8Укт^ууЬ',*л^. (5)

Если считать, что ионы на выходе из ускорителя атомарные (/=1, Ь/=1), то выражение для тяги, с учетом тягового КПД Пт, приобретает вид:

Ет = Пт 8¥а1Рт(кУ ха^

(6)

кТ .

Сила сопротивления воздуха

Сила сопротивления воздуха может быть найдена из выражения [11]

Ес = 2 р( И) су 8, (7)

где 8 — площадь сечения аппарата, Су — коэффициент формы, р(Н) — плотность воздуха на высоте И.

Для оценки плотности воздуха в верхних слоях атмосферы используется модель атмосферы воздуха М8Т8Е-90 [9].

Однако для простоты оценим плотность воздуха на высоте к формулой

Р(к) = IР = IМП = рр I МЛ . (8)

Подставляя (8) в (7), получим выражение для силы сопротивления воздуха

, ч р(к)СУа2

Ес (к) 2кта I Ма. (9)

Критическое ускоряющее напряжение и электрическая мощность

Для дальнейшего анализа будет удобно использовать удельные силу тяги Тт(к) и силу воздушного сопротивления спутникаТс(к), равные силе тяги ¥Т и силе воздушного сопротивления ГС, отнесенным к площади сечения аппарата:

, ч р(к)СУ2

Тс (к) = РУ 2у а IМа, (10)

Тт (к) = Пт ^кГ^ ; у= ^. (11)

На рисунке 1 показаны удельная тяга двигателя Тт(к) и удельное воздушное сопротивление аппарата ТС(к) на разных высотах. Для поддержания заданной высоты орбиты сила тяги двигателя должна быть равна или превышать силу сопротивления воздуха.

100 150 200 250 300 350 400 450 500

И, КМ

Рис. 1. Зависимость удельной тяги двигателя/Т(И) и воздушного сопротивления аппарата/С(И) от высоты орбиты

Как видно из (10), тяга двигателя при неизменной высоте орбиты зависит от ускоряющего напряжения иу и отношения площади воздухозаборника к площади аппарата у. Получим выражение для критического ускоряющего напряжения, при котором сила тяги будет равна силе воздушного сопротивления аппарата. Для этого приравниваем (10) и (11) и после преобразования получаем

Из выражения (12) можно определить необходимое для работы двигателя ускоряющее напряжение и выбрать тип холловского двигателя (стационарный плазменный двигатель или двигатель с анодным слоем) в зависимости от геометрических размеров аппарата воздухозаборника и высоты орбиты. Расчёты показывают, что для значений у=0,2 и цт=0,5 напряжение икр составляет около 480 В, что является характерным значением для стационарного плазменного двигателя (СПД). Для значения у=0,1

(12)

напряжение икр составит около 1900 В, что характерно для двигателя с анодным слоем (ДАС).

Электрическая мощность, вкладываемая в двигатель для поддержания заданной высоты орбиты при критическом напряжении икр, равна

^ (И) = ± У £ст = _!_ У ^ ^оРШ х а М = элУ ' пТ I 2 Сг 2щ т Мг кТ 111

и 8уаР(И)У

(13)

ПТ кТ

Из полученной зависимости можно определить необходимую мощность двигательной установки для работы на орбите заданной высоты либо минимальную высоту орбиты для заданной мощности. Например, при высоте орбиты 200 км и площади воздухозаборника 1 м и у=0,15 потребляемая мощность будет составлять около 15000 Вт.

Тяговый КПД двигателя на забортном воздухе и пути его увеличения

Из выражения (13) видно, что тяговый КПД является определяющей величиной для допустимой высоты орбиты при заданной электрической мощности двигателя. Для поддержания аппарата на более низких орбитах при ограниченной мощности бортовой энергоустановки необходимо повышать тяговый КПД двигателя.

В двигателях с анодным слоем, выполненных по одноступенчатой схеме основной причиной потери тяги является большой разброс ионов по энергиям на выходе из двигателя (низкий энергетический КПД). Это связано с тем, что в ДАС зона ускорения практически совмещена с зоной ионизации, и разброс мест рождения ионов по ускорительному каналу приводит к значительному разбросу энергии ионов на выходе из двигателя. Причем переход с ксенона на аргон или на иные газы приводит к еще большему снижению средней энергии ионов. Эффективным способом повышения

средней энергии ионов и, следовательно, тягового КПД двигателя с анодным слоем является переход к двухступенчатой схеме [10]. В такой схеме зона ионизации и зона ускорения разнесены. При этом, процессы ионизации происходят в первой ступени при напряжениях порядка 300 В, а основное ускорение в ступени при напряжениях около 2000 В, что обеспечивает малый разброс ионов по энергиям на выходе из ускорителя.

Как было показано в работах [12-14], существенным эффектом, приводящим к потере тяги холловского двигателя, может быть азимутальная закрутка ионов, вылетающих из ускорительного канала. Это явление вызвано отклонением траектории иона на угол а в поперечном магнитном поле, в результате чего траектория ионов становится непараллельной оси двигателя и пучок принимает форму однополосного гиперболоида. Зависимость тягового КПД от угла поворота иона получена в работе [13] и имеет вид

Угол азимутального отклонения однозарядных ионов определяется выражением

где О - величина, равная магнитному потоку, пронизывающему разрядный промежуток, ограниченный траекторией движения частицы, отнесенному к длине средней окружности канала [13].

Из (14) и (15) видно, что использование в качестве рабочего тела веществ с низкой атомарной массой приводит к увеличению угла азимутального поворота и, как следствие, снижению тягового КПД. Поэтому работа на воздухе из-за малой атомарной массы его компонентов приведет к ухудшению характеристик двигателя. Например, при характерных величинах удельного магнитного потока О = (0,45...1,20)-10- Тл-м и напряжениях 400.. .2000 В углы отклонения атомарных ионов азота составят а = 1° - 6°.

1

(14)

Для устранения азимутального поворота ионов в работе предложено установить за срезом ускорительного канала двигателя дополнительную магнитную систему. Эта система создает магнитное поле, компенсирующее азимутальный поворот ионов. Для такой системы должно выполняться условие [15]

то

J B,dL = 0, (16)

0

где Bj - индукция магнитного поля, L - ось канала двигателя.

При этом обеспечивается устранение азимутального поворота для ионов любой массы и с любым зарядом, что обеспечивает эффективную работу на газовой смеси.

Выводы

Использование компонентов воздуха в качестве рабочего вещества холловских двигателей позволит значительно увеличить время пребывания спутника на низкой опорной орбите при максимальной массе полезной нагрузки. Однако использование неоптимальной для работы таких двигателей газовой смеси приведет к значительному снижению тягового КПД двигателя. Для решения этой проблемы необходимо проводить конструкторскую проработку схем, обеспечивающих устранение азимутального поворота легких ионов, а также оптимизировать ионизационные процессы в ускорительном канале двигателя.

Список литературы

1. Garrigues L. Study of a Hall effect thruster working with ambient atmospheric gas as propellant for low earth orbit missions // 32nd International Electric Propulsion Conference (Wiesbaden, Germany, September 2011). IEPC-2011-142.

2. Pekker L., Keidar M. Analysis of Air Breathing Hall Effect Thruster // 42nd AIAA Plasmadynamics and Lasers Conference (Honolulu, HI, June 2011). AIAA-2011-3737. DOI: 10.2514/6.2011-3737

3. Nishiyama K. Air Breathing Ion Engine // 24th International Symposium on Space Technology and Science (Miyazaki City, Japan, May-June 2004). ISTS 2004-o-3-05v.

4. Hisamoto Y., Nishiyama K., Kuninaka H. Development Statue of Atomic Oxygen Simulator for Air Breathing Ion Engine // 32nd International Electric Propulsion Conference (Wiesbaden, Germany, September 2011). IEPC-2011-294.

5. Tagawa M., Yokota K., Nishiyama K., Kuninaka H., Yoshizawa Y., Yamamoto D., Tsuboi T. Experimental Study of Air Breathing Ion Engine Using Laser Detonation Beam Source // Journal of Propulsion and Power. 2013. Vol. 29, no. 3. P. 501-506. DOI: 10.2514/1.B34530

6. Jones C., Masse D., Glass C., Wilhite A., Walker M. PHARO - Propellant Harvesting of Atmospheric Resources in Orbit // IEEE Aerospace Conference, Big Sky, MT, March 2010. DOI: 10.1109/AERO.2010.5447034

7. DiCara D., Gonzalez del Amo J., Santovincenzo A., Dominguez B.C., Arcioni M., Caldwell A., Roma I. RAM Electric Propulsion for Low Earth Orbit Operation: an ESA study // 30th International Electric Propulsion Conference (Florence, Italy, September 2007). IEPC-2007-162.

8. Diamant K.D. A 2-Stage Cylindrical Hall Thruster for Air Breathing Electric Propulsion // 46th AIAA/ASME/SAE/ASEE Joint Propulsion Conference & Exhibi (Nashville, TN, July 2010). AIAA-2010-6522. DOI: 10.2514/6.2010-6522

9. Hedin A.E. Extension of the MSIS Thermospheric Model into the Middle and Lower Atmosphere // Journal of Geophysical Research. 1991. Vol. 96, no. A2. P. 1159-1172.

10. Гришин С.Д., Лесков Л.В., Козлов Н.П. Электрические ракетные двигатели. М.: Машиностроение, 1975. 272 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11. Stone W.C., Witzgall C. Evaluation of Aerodynamic Drag and Torque for External Tanks in Low Earth Orbit // Journal of Research of the National Institute

of Standards and Technology. 2006. Vol. 111, no. 2. P. 143-159. DOI: 10.6028/ires. 111.014

12. Духопельников Д.В., Ивахненко С.Г. Влияние азимутального отклонения ионов на форму пучка двигателя с анодным слоем // Наука и образование. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2012. № 10. Режим доступа: http://technomag.edu.ru/doc/483832.html (дата обращения 01.11.2013).

13. Марахтанов М.К., Духопельников Д.В., Ивахненко С.Г., Воробьев Е.В., Крылов В.И. Влияние азимутального отклонения ионов плазменной струи на тяговый КПД двигателя с анодным слоем // Наука и образование. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2012. № 12. DOI: 10.7463/1212.0483944

14. Марахтанов М.К., Духопельников Д.В., Ивахненко С.Г., Воробьев Е.В. Экспериментальное подтверждение эффекта азимутального отклонения ионов в двигателях с анодным слоем // Наука и образование. МГТУ им. Н.Э. Баумана. Электрон. журн. 2012. № 11. DOI: 10.7463/1112.0483882

15. Воробьев Е.В., Духопельников Д.В., Ивахненко С.Г., Жуков А.В., Кириллов Д.В., Марахтанов М.К. Холловский ускоритель с фокусированным пучком для наноразмерной обработки крупногабаритных зеркал оптических телескопов // Вестник МГТУ им. Н.Э. Баумана. Сер. Машиностроение. 2011. Спец. вып. "Ионно-плазменные технологии". С. 35-41.

SCIENTIFIC PERIODICAL OF THE BAUMAN MSTU

SCIENCE and EDUCATION

EL № FS77 - 48211. №0421200025. ISSN 1994-040S

electronic scientific and technical journal

Air breathing Hall Effect thrusters for Low Earth Orbit spacecraft # 12, December 2013 DOI: 10.7463/1213.0660910

Duhopel'nikov V.V., Ivakhnenko S.G., Kurilovich D.A.

Bauman Moscow State Technical University, 105005, Moscow, Russian Federation

duh@power.bmstu.ru ivakhnenko@bmstu.ru kurilovich@bmstu.ru

The authors consider a possibility of using a Hall Effect thruster working with an ambient atmospheric gas for orbital station-keeping. Relation between thrust and atmospheric drag force was obtained. It was shown that there is a critical value of accelerating voltage which provides equality of thrust and air drag force. Relation between this critical accelerating voltage and spacecraft velocity, as well as relation between thrust efficiency and the ratio of air intake area to the spacecraft's area, were obtained. Basic ways of improving efficiency of the air breathing Hall Effect thruster were proposed.

Publications with keywords: anode layer thruster, Air Breathing Hall Effect thruster, low earth orbit

Publications with words: anode layer thruster, Air Breathing Hall Effect thruster, low earth orbit

References

1. Garrigues L. Study of a Hall effect thruster working with ambient atmospheric gas as propellant for low earth orbit missions. In: Proc. 32n International Electric Propulsion Conference, Wiesbaden, Germany, September 2011, IEPC-2011-142.

2. Pekker L., Keidar M. Analysis of Air Breathing Hall Effect Thruster. In: Proc. 42nd AIAA Plasmadynamics and Lasers Conference, Honolulu, HI, June 2011, AIAA-2011-3737. DOI: 10.2514/6.2011-3737

3. Nishiyama K. Air Breathing Ion Engine. In: Proc. 24th International Symposium on Space Technology and Science, Miyazaki City, Japan, May-June 2004, ISTS 2004-o-3-05v.

4. Hisamoto Y., Nishiyama K., Kuninaka H. Development Statue of Atomic Oxygen Simulator for Air Breathing Ion Engine. In: Proc. 32nd International Electric Propulsion Conference, Wiesbaden, Germany, September 2011, IEPC-2011-294.

5. Tagawa M., Yokota K., Nishiyama K., Kuninaka H., Yoshizawa Y., Yamamoto D., Tsuboi T. Experimental Study of Air Breathing Ion Engine Using Laser Detonation Beam Source. Journal of Propulsion and Power, 2013, vol. 29, no. 3, pp. 501-506. DOI: 10.2514/1.B34530

6. Jones C., Masse D., Glass C., Wilhite A., Walker M. PHARO - Propellant Harvesting of Atmospheric Resources in Orbit. IEEE Aerospace Conference, Big Sky, MT, March 2010. DOI: 10.1109/AER0.2010.5447034

7. DiCara D., Gonzalez del Amo J., Santovincenzo A., Dominguez B.C., Arcioni M., Caldwell A., Roma I. RAM Electric Propulsion for Low Earth Orbit Operation: an ESA study. In: Proc. 30th International Electric Propulsion Conference, Florence, Italy, September 2007, IEPC-2007-162.

8. Diamant K.D. A 2-Stage Cylindrical Hall Thruster for Air Breathing Electric Propulsion. In: Proc. 46th AIAA/ASME/SAE/ASEE Joint Propulsion Conference & Exhibi, Nashville, TN, July 2010, AIAA-2010-6522. DOI: 10.2514/6.2010-6522

9. Hedin A.E. Extension of the MSIS Thermospheric Model into the Middle and Lower Atmosphere. Journal of Geophysical Research, 1991, vol. 96, no. A2, pp. 1159-1172.

10. Grishin S.D., Leskov L.V., Kozlov N.P. Elektricheskie raketnye dvigateli [Electric rocket engines]. Moscow, Mashinostroenie, 1975. 272 p.

11. Stone W.C., Witzgall C. Evaluation of Aerodynamic Drag and Torque for External Tanks in Low Earth Orbit. Journal of Research of the National Institute of Standards and Technology, 2006, vol. 111, no. 2, pp. 143-159. DOI: 10.6028/jres.111.014

12. Dukhopel'nikov D.V., Ivakhnenko S.G. Vliyanie azimutal'nogo otkloneniya ionov na formu puchka dvigatelya s anodnym sloem [Influence of azimuthal deflection of ions on the beam shape of the engine with anode layer]. Nauka i obrazovanieMGTUim. N.E. Baumana [Science and Education of the Bauman MSTU], 2012, no. 10. DOI: 10.7463/1012.0483832

13. Marakhtanov M.K., Dukhopel'nikov D.V., Ivakhnenko S.G., Vorob'ev E.V., Krylov V.I. Vliyanie azimutal'nogo otkloneniya ionov plazmennoy strui na tyagovyy KPD dvigatelya s anodnym sloem [The influence of the azimuthal deviation ion plasma jet on the traction motor efficiency with anode layer]. Nauka i obrazovanie MGTU im. N.E. Baumana [Science and Education of the Bauman MSTU], 2012, no. 12. DOI: 10.7463/1212.0483944

14. Marakhtanov M.K., Dukhopel'nikov D.V., Ivakhnenko S.G., Vorob'ev E.V. Eksperimental'noe podtverzhdenie effekta azimutal'nogo otkloneniya ionov v dvigatelyakh s anodnym sloem [Experimental demonstration of azimuthal ion deviation effect in engines with anode layer]. Nauka i obrazovanie MGTU im. N.E. Baumana [Science and Education of the Bauman MSTU], 2012, no. 11. DOI: 10.7463/1112.0483882

15. Vorob'ev E.V., Dukhopel'nikov D.V., Ivakhnenko S.G., Zhukov A.V., Kirillov D.V., Marakhtanov M.K. Khollovskii uskoritel' s fokusirovannym puchkom dlia nanorazmernoi obrabotki krupnogabaritnykh zerkal opticheskikh teleskopov [Hall accelerator with a focused beam for nanoscale processing of large-sized mirrors of optical telescopes]. Vestnik MGTU im. N.E. Baumana. Ser. Mashinostroenie [Herald of the Bauman MSTU. Ser. Mechanical Engineering], 2011, spec. iss. "Ionno-plazmennye tekhnologii" ["Ion-plasma technology"], pp. 35-41.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.