тов Тульского государственного университета «Молодежные инновации»: Тезисы докладов / под общ. ред. д-ра техн. наук, проф. Е.А. Ядыкина. Тула: ГУП - Издательство «Левша», 2008. С. 160-162.
E.A. Fedorova, E.V. Levakhina
Formation of parameters determining the competitiveness of industry companies operating in the russian market package
Identified and classified by function factors determining the competitiveness of the pulp and paper industry, which enables us to construct the model and generate a methodology to assess the competitiveness of enterprises in the context of these factors, and to judge the performance of each company in one direction or another.
Keywords: competitiveness of companies, competitive factors, the factors of internal environment, environmental factors, pulp and paper industry.
УДК 65.01
В.Н. Бабанов, профессор, (4872) 36-48-74, [email protected], (Россия, Тула, ТФ РГТЭУ)
ХОЛДИНГОВАЯ СИСТЕМА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ И ЕЕ ПРЕИМУЩЕСТВА
Рассмотрены перспективная форма и преимущества холдинговой системы взаимодействия предприятий в условиях модернизации отечественной экономики и вступления России в ВТО.
Ключевые слова: холдинг, холдинговая система, взаимодействие, преимущество.
Вступление России в ВТО и намеченная модернизация ее экономики требуют поиска новых перспективных форм организации хозяйственной и обслуживающих ее видов деятельности предприятий.
Новации, появившиеся в экономических процессах в 80-90-х годах прошлого столетия, повлекли за собой изменение подходов к организации деятельности и управлению на предприятиях.
Вынужденные адаптироваться к постоянно изменяющимся внешним условиям и ужесточению конкурентной борьбы многие из российских предприятий пошли по пути создания различных объединений, прежде всего, в форме корпораций и холдингов.
Этот процесс активизировался в начале XXI в., когда экономика России вступила в устойчивую фазу развития и у многих развивающихся компаний возникла потребность в модернизации организационных форм своей деятельности.
Одной из перспективных форм организации деятельности предприятий в той или иной сфере экономики является, по нашему мнению, холдинговая система их взаимодействия по направлениям, имеющим стратегическое значение в новых условиях хозяйствования.
В основе холдинговой системы лежат принципы холдинга, т. е. выполнение одним из элементов системы некоторой управляющей функции, важной для деятельности всех иных элементов системы. При этом, на наш взгляд, холдинговая система отличается от «чистого» холдинга тем, что элемент, выполняющий управляющую функцию, определяет только вектор развития, но его реализацию осуществляет исключительно на договорной взаимовыгодной основе с другими элементами холдинговой системы.
Для того чтобы определить предпочтительную структуру холдинговой системы, рассмотрим примеры организации и развития холдингов.
Первое упоминание о холдинге в российском законодательстве появилось в Законе РСФСР «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» от 03 июля 1991 г.
В Гражданском кодексе РФ такой институт, как холдинг, отсутствует. В п. 4 ст. 8 указанного выше закона говорилось: «На основе предприятий, входящих в объединение (ассоциацию, концерн) или находящихся в ведении органов государственного управления и местной администрации, с согласия Государственного комитета Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур для содействия кооперации предприятий-смежников могут быть созданы холдинговые компании. Не допускается создание холдинговых компаний, приводящее к монополизации производства тех или иных видов продукции (работ), оказания услуг». При этом определения холдинговой компании не давалось.
Отсутствие четкого законодательного определения понятий холдинга и холдинговой компании обусловило то, что существует различное понимание данных понятий.
Одни считают холдингом сложную хозяйственную структуру типа корпорации. Подобное определение, однако, является довольно-таки неопределенным и поэтому не может быть принято в качестве научного определения понятия холдинга.
Другие рассматривают холдинг как совокупность взаимосвязанных участников (хозяйствующих субъектов), осуществляющих совместную деятельность [6].
Существующие понятия холдинга, прежде всего, указывают на его вертикально структурированную природу.
Правомерность такого толкования сущности холдинга оправдывалась состоянием и тенденциями развития хозяйственных связей, имевшими место в конце прошлого столетия.
Как предпринимательское объединение холдинг должен был отвечать следующим условиям:
1) выступать в гражданском обороте в качестве единого субъекта;
2) один из участников объединения — его головной элемент — определяет решения, принимаемые другими участниками этого же объединения;
3) объединение проводит единую политику в сфере гражданского оборота [2].
Таким образом, холдинг являлся полноправным субъектом предпринимательского права.
Головной участник мог оказывать существенное влияние на решения, принимаемые иными участниками холдинга. Такое влияние обеспечивалось различными способами.
Во-первых, путем наличия преобладающего участия в уставном капитале. Определяющее влияние головного общества может выражаться в распределении функциональных обязанностей между структурами холдинга, где головное общество наряду с владением контрольными пакетами акций других участников холдинга ведет также самостоятельную производственную и (или) коммерческую деятельность. Головное общество, как правило, организует финансовые потоки, осуществляет планирование, правовое, кадровое, информационное обеспечение дочерних или зависимых обществ, ведет консолидированный бухгалтерский учет, статистическую отчетность, организует изучение рынка сбыта и проводит сбыт продукции иных участников холдинга.
Для холдинговых объединений характерно, что хозяйственные общества, участники холдинга, будучи экономически и организационно зависимы от головной компании, обладают в то же время имущественной обособленностью и юридической самостоятельностью.
В результате создания холдинга описываемого нами типа образуется единый финансовый фонд, из которого можно перераспределять капитал, руководствуясь различными соображениями: или поддерживая бедствующие в данный момент хозяйственные общества, или же усиливая приоритетные направления, чтобы обеспечить всему холдингу необходимую прибыль.
Важным инструментом, обеспечивающим единство политики холдинга, являлось долевое участие головного общества в капитале других юридически самостоятельных хозяйствующих субъектов — участников холдинга.
Если головная компания холдинга имеет решающее участие в капитале других участников холдинга, то в холдинге возникают вертикальные
финансовые, правовые, директивно-правовые или управленческо-организационные отношения [5].
Другая известная форма холдингов — горизонтальные холдинги.
Горизонтальные холдинги — объединения действующих в одной сфере бизнеса территориально распределенных компаний.
Главной целью такого объединения является единая система поставщиков и много дочерних обществ, выполняющих функции сбыта. Холдинг проводит единую политику в отношении конкретного вида реализуемых товаров. При этом централизация управления играет важную роль в выработке общей политики.
Наряду с упомянутыми выше формами холдингов существуют так называемые диверсифицированные холдинги.
В такой холдинг входят структуры, напрямую не связанные ни торговыми, ни производственными отношениями. Например, банки, инвестирующие средства в какие-то хозяйственные общества и исполняющие, таким образом, функции головной компании. Однако при этом главная задача такого банка — куда-то вложить средства и затем их с выгодой своевременно изъять. По существу, это инвестиционные проекты, организационно реализуемые в форме холдинга.
Структура любого из описанных выше холдингов состоит, как минимум, из двух необходимых компонентов: головной компании; иных участников холдинга в виде дочерних, зависимых хозяйственных обществ.
При рассмотрении схем построения холдинга можно выделить три основных его вида:
1) холдинг на основе разделения производственных функций (например сбыт, производство, научные исследования, финансы);
2) холдинга на основе юридически самостоятельных, функционально замкнутых хозяйственных обществ;
3) холдинга на основе смешанной структуры из юридически самостоятельных предприятий, ориентированных на выполнение отдельных функций.
Анализ холдинговых структур позволяет выделить некоторые положения, определяющие функционирование холдингов. Эти положения находят отражение в основных принципах организации холдинговых объединений.
Можно выделить три принципа организации холдинговых объединений:
1) принцип целостности холдинга — его содержание составляют положения, определяющие функционирование холдинговой структуры как единого целого;
2) принцип централизма — положения, образующие данный принцип, определяют отношения между головной компанией холдинга и другими, зависимыми его участниками;
3) принцип равенства хозяйственных обществ, участников холдинга, — данный принцип определяет взаимоотношения между участниками холдинга по горизонтали.
В содержание принципа целостности холдинга входят следующие положения.
1. Наделение участников холдинга необходимыми средствами. Данное положение заключается в том, что головное хозяйственное общество выделяет материальные и денежные ресурсы дочерним или зависимым хозяйственным обществам, наделяя их необходимыми основными и оборотными средствами для эффективного функционирования.
2. Назначение руководителей участников холдинга. Это положение означает, что для управления хозяйственными обществами, участниками холдинга, головное хозяйственное общество назначает директоров этих обществ, на которых возлагается ответственность за эффективность работы.
3. Узкая специализация. Создание и функционирование обществ, входящих в холдинг, осуществляется по принципу узкой специализации. Любое нерентабельное хозяйственное общество, исходя из неблагоприятной рыночной ситуации, подлежит ликвидации или смене специализации.
4. Единство условий деятельности. Для всех хозяйственных обществ, входящих в холдинг, устанавливаются одинаковые условия хозяйственной деятельности. Это означает, что в своей деятельности хозяйственные общества, участники холдинга, исходят из единых целей и проводят согласованную хозяйственную политику.
Принцип централизма закрепляет иерархическую структуру холдинга и определяет субординацию между его участниками. К положениям, входящим в содержание принципа централизма, можно отнести следующие.
1. Разделение стратегического и оперативного планирования. Действие данного положения заключается в том, что вопросы стратегического планирования находятся в исключительном ведении головной компании холдинга. Вопросы оперативного планирования текущей деятельности предприятий находятся в самостоятельном ведении руководства участников холдинга.
2. Контроль над соблюдением установленных условий деятельности. Руководитель управляющей компании осуществляет контроль над соблюдением установленных условий для хозяйственных обществ холдинга и уровнем эффективности их функционирования. В случае недобросовестного выполнения своих обязанностей любым из директоров обществ холдинга, также в случае систематического невыполнения хозяйственными обществами плана по доходам и прибыли или в случае убыточного функционирования хозяйственного общества, а также в случае нарушения установленных правил функционирования хозяйственного общества руководитель
головной компании должен немедленно вынести вопрос о соответствии данного директора занимаемой должности на совет директоров управляющего или головного общества.
3. Отчисления на содержание управляющего или головного общества. Каждое хозяйственное общество холдинга, находящееся на самофинансировании и самоокупаемости, должно отчислять определенную сумму на содержание управляющего или головного общества. Также с этой целью может выплачиваться определенный процент от прибыли или сверхнормативной прибыли данных обществ.
4. Невмешательство в оперативное управление. В связи с тем что директора хозяйственных обществ, участников холдинга, персонально отвечают за эффективность управления хозяйственным обществом, головное хозяйственное общество не должно вмешиваться в вопросы оперативного управления.
5. Открытость дочернего (зависимого) хозяйственного общества к проверкам со стороны управляющего или головного общества. В связи с тем что головное хозяйственное общество не должно вмешиваться в оперативное управление хозяйственным обществом, оно имеет право в любое время проводить любые проверки на предмет выполнения директором принятых на себя обязательств и соблюдения правил функционирования хозяйственного общества. Директор хозяйственного общества, участника холдинга, не имеет права препятствовать проведению проверок со стороны управляющего или головного общества.
6. Ограничение полномочий директоров обществ, входящих в холдинг. Директора хозяйственных обществ, входящих в холдинг, не имеют права самостоятельно без согласования с управляющим обществом изменять установленные правила функционирования обществ, заключать сделки и брать ссуды сверх установленных сумм, а также самостоятельно продавать и закладывать имущество хозяйственного общества.
7. Ограничения на изъятие средств из оборота обществ, входящих в холдинг. В связи с тем, что директора хозяйственных обществ, участников холдинга, несут персональную ответственность за функционирование общества, входящего в холдинг и находящегося на самофинансировании и самоокупаемости, управляющее хозяйственное общество не должно без учета интересов общества изымать их средства сверх установленных нормативов отчислений из прибыли, в том числе и на новые проекты. Дополнительное изъятие средств может сказаться на эффективности работы хозяйственного общества. Поэтому в таких случаях со стороны руководства холдинга не допускается давление на директора хозяйственного общества.
8. Учет интересов участников холдинга. Управляющее хозяйственное общество не должно без учета интересов хозяйственного общества, находящегося на самофинансировании и самоокупаемости, навязывать ему дополнительные затраты, не связанные с прямой производственной дея-
тельностью или необоснованно увеличивающие себестоимость услуг или продукции хозяйственного общества. При этом руководство управляющего общества также не должно оказывать давление на директора хозяйственного общества.
9. Соблюдение единоначалия в руководстве хозяйственным обществом. Персонал хозяйственного общества подчиняется только директору хозяйственного общества.
Руководство холдинговой компании не должно давать распоряжения персоналу хозяйственного общества через голову директора, а только соблюдая субординацию.
10. Планирование, отчетность и ответственность за нарушение сроков по отчетам. Каждое хозяйственное общество, входящее в холдинг, должно своевременно подавать в холдинговую или управляющую компанию необходимые планы и отчеты. В случае нарушения данных сроков руководители хозяйственных обществ должны платить управляющему или головному обществу неустойку, размер которой устанавливается единым для всех хозяйственных обществ, входящих в холдинг.
Принцип равенства хозяйственных обществ, участников холдинга, включают следующие положения:
1. Взаимовыгодное сотрудничество. Горизонтальные взаимоотношения между хозяйственными обществами холдинга должны строиться на началах взаимовыгодного сотрудничества. В случае нарушения условий сотрудничества одним из обществ холдинга, находящимся на самофинансировании и самоокупаемости, если это повлекло за собой ущерб для другого хозяйственного общества холдинга, последнее должно подать претензию первому. Разрешение споров между хозяйственными обществами холдинга производится третейским судом в лице управляющего общества холдинга.
2. Свобода выбора партнера. Свобода выбора партнера означает, что любое хозяйственное общество холдинга, находящееся на самофинансировании и самоокупаемости, может вступать в деловые отношения с конкурентами другого хозяйственного общества холдинга, если это выгодно для первого.
3. Соблюдение интересов каждого хозяйственного общества холдинга. Не допускается навязывание любых решений, ущемляющих интересы какого-либо одного хозяйственного общества холдинга, находящегося на самофинансировании и самоокупаемости, в пользу другого [1].
Существующий опыт создания и функционирования холдингов дает возможность сделать вывод о том, что объединение усилий отдельных субъектов хозяйствования практически в любой его сфере обеспечивает получение значительных положительных результатов.
Однако некоторые черты существующих холдингов, по нашему мнению, могут препятствовать консолидации усилий.
Иерархический принцип взаимоотношений между участниками холдинга во многих случаях ущемляет хозяйственную самостоятельность отдельных участников. Начинает действовать фактор несправедливости. Ясно, что в итоге снижается эффективность взаимодействия участников холдинга.
По нашему мнению, было бы уместным ввести в научный оборот понятие холдинговой системы, понимая под этим систему организации взаимодействия заинтересованных в конкретном рыночном результате тех или иных предприятий, участников холдинговой системы, реализующей результатообразующие принципы холдинговой организации, но не ущемляющей хозяйственную самостоятельность любого из ее участников. Анализ гражданского законодательства указывает, что приемлемой с точки зрения названных выше требований является такая организационно-правовая форма холдинговой системы взаимодействия предприятий, как некоммерческое партнерство.
Преимущества организации взаимодействия предприятий в целях достижения важных для них результатов в рамках холдинговой системы прямо вытекают из особенностей такой формы ее организации, как некоммерческое партнерство.
Библиографический список
1. Драчева Е., Либман А. Проблемы определения и классификации интегрированных корпоративных структур // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 4. С. 11.
2. Клейнер Г., Качалов Р., Данилина Я. Управление малыми многопрофильными корпорациями // Проблемы теории и практики управления. 1999. № 5. С. 9.
3. Скрипко Л. Особенности построения систем менеджмента качества корпораций и холдингов // Стандарты и качество. 2003. № 5. С. 7.
4. Якутии Ю. Еще раз к анализу эффективности становящихся российских корпораций // Российский экономический журнал. 2002. № 9. С. 33.
5. Дементьев В. Акционерные и неимущественные механизмы интеграции в российских бизнес-группах // Российский экономический журнал. 2004. № 1. С. 14.
6. Портной К. Правовое положение холдингов в России: научно-практическое пособие. М.: Волтерс Клувер, 2004. 125 с.
V.N. Babanov
Holding system-business and its advantages
Considered promising form and the advantages of holding system of interaction of the enterprises in conditions of modernization of the domestic economy and the entry of Russia into the WTO.
Keywords: holding, a holding system, interaction advantage.