Научная статья на тему 'Холдинговая модель организации бизнеса в современных условиях'

Холдинговая модель организации бизнеса в современных условиях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
879
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
холдинговые компании / организация бизнеса / интегрированные структуры. / holding companies / business organization / integrated structure.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Симонова Е.В., Яндиев А.Т.

В статье рассматриваются экономико-правовыепроблемы холдинговой модели организации бизнеса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considers the economic and legal problems holding model of business organization.

Текст научной работы на тему «Холдинговая модель организации бизнеса в современных условиях»

Территория науки, 2013, № 2

7. Марченкова, Л.М. Роль демографической политики в воспроизводстве национального человеческого капитала [Текст] / Л.М. -Марченкова, И.Б. Илюхина // Вестник ОрёлГИЭТ - 2011. - № 3. - С. 81-85.

8. Скоблякова, И.В. Инвестиции в человеческий капитал и эффекты образования. [Текст] / И.В. Скоблякова // Финансы и кредит. - 2006. -№ 23. - С.76-79.

9. Скоблякова, И.В. Критерии развития постиндустриального

общества и роль человеческого капитала. URL [электронный ресурс]. Режим доступа: http://bali.ostu.rU/umc/arhiv/2006/1/Skobliykova.doc

(дата обращения: 01.02.2013 г.)

Симонова Е.В., Яндиев А.Т.

ХОЛДИНГОВАЯ МОДЕЛЬ ОРГАНИЗАЦИИ БИЗНЕСА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

Орловский государственный институт экономики и торговли Воронежский экономико-правовой институт, г. Орел

Ключевые слова: холдинговые компании, организация бизнеса, интегрированные структуры.

Аннотация: в статье рассматриваются экономико-правовые

проблемы холдинговой модели организации бизнеса.

Keywords: holding companies, business organization, integrated structure.

Abstract: The article considers the economic and legal problems holding model of business organization.

Вопросы, связанные в возникновением, функционированием и правовым регулированием холдинговых структур в экономике России в настоящий момент не являются урегулированными. Момент появления первых холдинговых структур в России начинается в конце 90-х годов [1].

Впервые понятие «холдинг» в законодательстве упомянуто в законе РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ» от 03.07.1991 г. (ст. 8). Образование холдингов возможно было для содействия кооперации предприятий-смежников, за исключением монополизации производства продукции (работ, услуг).

Определение холдингов и правила их создания (в процессе приватизации, при доле государства не менее 25%) впервые

208

Территория науки, 2013, № 2

сформулированы во «Временном положении о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества» (утв. Указом Президента РФ №1392 от 16.11.1992 г. «О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий»).

Холдинговая компания - это предприятие, независимо от его организационно-правовой формы, в состав активов которого входят контрольные пакеты акций других (дочерних) предприятий. Под контрольным пакетом акций понимается любая форма участия в капитале, которая дает безусловное право принятия (отклонения) определенных решений в органах управления акционерного общества (в т.ч. «золотая акция», право «вето», право назначения директоров и др.). Создание холдингов и дочерних компаний осуществляется в форме открытых акционерных обществ. Дочерним предприятиям запрещено владеть акциями холдинговой компании (включая залог и траст). В ст. 106 описывается также «зависимое общество» (если другое владеет более чем 20% его акций). Эта норма имеет лишь информационное значение.

Предусмотрены случаи для образования холдинговых компаний: при реорганизации крупных предприятий с выделением подразделений в дочерние компании, при объединении пакетов акций юридически самостоятельных предприятий (в целях сохранения хозяйственных связей и единой политики), при учреждении новых акционерных обществ, при акционировании объединений, ассоциаций, союзов и других аналогичных структур управления предприятиями.

Создание холдинга возможно как в «добровольном» порядке, так и «сверху». При добровольном порядке предприятия объединяют пакеты акций в холдинге. Например, это создание холдинга «Мостекс» на базе бывшего концерна текстильной промышленности, в который входили предприятия по территориальному принципу. Объединению предшествовала необходимость формирования сырьевой базы (хлопка). Образование холдинга «сверху» предусмотрено для крупнейших предприятий (объединений), приватизация которых ограничена или необходимо сохранение влияния государства (ТЭК, ВПК, связь, лесопромышленный комплекс и др.).

Гражданский кодекс РФ не содержит определение холдинга как самостоятельного субъекта. Однако, Гражданский кодекс РФ содержит понятие «дочернее общество» (ст. 105), отличающееся такими характеристиками как: наличие в уставном капитале преобладающего участия основного общества, либо наличие договора, либо иные способы, с помощью которых основное общество может определять

209

Территория науки, 2013, № 2

решения касательно дочернего общества. Описанное выше напоминает отношения, сходные по описанию с существующими холдингами в США и концернами в Германии.

Законодательство о холдингах в настоящее время весьма фрагментарно. За исключением некоторых узкоспециализированных норм, относящихся к разным отраслям законодательства -приватизационного (где действует устаревшее Временное положение о холдинговых компаниях, создаваемых при преобразовании государственных предприятий в акционерные общества, утвержденное Указом Президента РФ от 16 ноября 1992 г. № 1392) и банковского (ст. 4, 8, 42, 43 Федеральный закон от 2 декабря 1990 г. № 395-I «О банках и банковской деятельности»), а также ст.ст. 105-106 Гражданского кодекса РФ (основные, дочерние и зависимые общества), понятие и статус холдингов остаются неурегулированным практически полностью.

В связи с таким правовым дефицитом существует объективная необходимость в формировании эффективных механизмов правового регулирования процессов создания и деятельности холдингов в виде комплексного федерального закона, позволяющего сбалансировать интересы и решить связанные с их реализацией проблемы всех заинтересованных субъектов.

Обратим внимание на международную практику и справочную литературу. Отметим, что эти источники не определяют холдинг единогласно. Определения отличаются по характеру, например, в люксембургском законодательстве к понятию холдинг законодатели отнесли и понятие хозяйственное общество, регулирование которых отличается от отечественных обществ.

В Оксфордском энциклопедическом словаре холдинговая компания (holding company) представляет собой компанию, целью которой является владение акциями иных компаний, над которыми она осуществляет контроль[2].

Совершенно иное решение проблемы понятия холдинга предложено законодателем в отклоненном проекте Федерального закона «О холдингах» (проект N 99049555-2).

На сегодняшний день закон «О холдингах» является одной из необходимых ступеней для дальнейшего развития российского бизнеса. В России существуют и функционируют холдинги, но до сих пор нет федерального закона, регулирующих их деятельность. Отметим, что закон «О холдингах» был принят Государственной думой в декабре 1999 года, одобрен Советом Федерации в июле 2000 года, но

210

Территория науки, 2013, № 2

отклонен Президентом РФ В.В. Путиным в июле 2001 года и до настоящего момента так и не был принят.

Возможно в 2013-2014 гг. данное законодательство появится на свет, тем боле что проект уже существует некоторое количество лет и в разных вариантах. Первые попытки его сформулировать предпринимались еще в 90-е годы, но в тот момент времени общество не было настроено к его принятию.

Принятие законопроекта продиктовано необходимостью создания условий для более уверенного и надежного существования холдингов; правовой защищенности субъектов правоотношений; регулирования интеграционных процессов хозяйствующих субъектов в рамках холдингов. Именно претворение в жизнь всего вышесказанного даст возможность выровнять баланс между всеми субъектами, участвующими в правоотношениях.

Рассматриваемый законопроект регулирует порядок образования, особенности управления холдингов, включая отношения как внутренние, так и внешние (имеются в виду органы государственной власти).

Прописаны способы образования холдингов: добровольный (или договорнаый) и посредством установления отношений экономической зависимости холдинговой компании над другими участниками холдинга. Что касается второго способа, то законодательная база для его применения отсутствует, в связи с чем он не имеет практического применения, хотя, как показывает зарубежный опыт, данный способ имел бы успех применительно к нашим реалиям.

Законопроект предполагает создание правового механизма управленческого воздействия холдинговой компании на иных участников холдинга, формирование возможностей проведения единой финансовой, корпоративной, коммерческой, конкурентной, научнотехнической, маркетинговой и иных политик внутри холдинга. Юридическое обеспечение единой технологической цепочки холдингов, интеграции науки и производства сможет обеспечить улучшение качества и степени переработки сырья, что способствует диверсификации и инноватизации экономики.

Однако, учитывая, что холдинговая компания будет иметь возможность распоряжаться достаточно большим объемом полномочий, нависает угроза злоупотребления правом в отношении других участников холдинга. В связи с чем в проекте предусмотрено регулирование, связанное с обеспечением защиты законных интересов как непосредственное участников холдинга, так и хозяйствующих субъектов, кредиторов и потребителей.

211

Территория науки, 2013, № 2

В соответствии с нормами рассматриваемого законопроекта холдинговая компания - это субъект налоговых правоотношений, выступающий консолидированным налогоплательщиком и ведущий сводный учет и отчетность по всем участникам холдинга. И как итог консолидации основных финансово-экономических показателей холдинг будет иметь значительное преимущество при уплате налогов на прибыль.

Законопроект позволит холдингам оптимизировать налоговые платежи и съэкономить таким образом издержки при закупке продукции и поддержать низкорентабельные сферы бизнеса. При этом такая оптимизация в результате повышения рентабельности холдинга в перспективе приведет к увеличению налогооблагаемой базы, и, соответственно, к увеличению объема налоговых поступлений в бюджет.

Законопроект позволит безвозмездно передавать имущество в рамках холдинга, устанавливать правовой режим совершения сделок с заинтересованностью между участниками холдинга, что позволит уменьшить непроизводительные расходы компании, связанные с корпоративным управлением.

Также в законопроекте вырисовывается помощь со стороны государства, а именно: предоставление государством инвестиционных кредитов для реализации проектов холдинга, что даст возможность делать взаимовыгодные вложения, положительно сказывающиеся на экономическом состоянии страны, на финансовых показателях отдельно взятого холдинга. Выгоду будет иметь как государство, так и холдинги.

Стоит упомянуть и о государственной регистрации холдингов в добровольном порядке.

Холдинги могут создаваться и осуществлять свою деятельность и без государственной регистрации. Регистрация необходима в том случае, если холдинговая компания желает получить государственные инвестиционные кредиты или иные меры государственной поддержки, а также применять внутри холдинга трансфертные цены и безвозмездно передавать имущество между участниками холдинга. Как известно, коммерческие организации не стремятся к открытости во избежание организации корпоративных захватов и иного использования раскрытой ими информации против них. Поэтому в законопроекте процедура государственной регистрации четко регламентирована. Отметим, что перечень документов, требуемых для государственной регистрации, является небольшим и закрытым, информация о деятельности холдингов должна предоставляться

212

Территория науки, 2013, № 2

исключительно в рамках данного перечня в строго определенных им объемах.

Подводя итог вышесказанному, отметим, что, принятие проекта федерального закона «О холдингах» действительно снимет ограничения в развитии холдингов, имеющиеся в настоящее время, а в перспективе будет способствовать большей их устойчивости и эффективности хозяйственной деятельности, что, в свою очередь, послужит благотворным импульсом для развития экономики страны.

Помимо этого закон наконец-то введет понятие «холдинг» на правовом уровне - это основополагающее понятие любого серьезного бизнеса, ведь бизнес не может состоять только из одной компании. Обязательно должен быть центр, управляющая компания, компания, которая владеет основным пакетом акций, или компания-бренд, являющаяся основным держателем активов. Закон сделает структуру российского бизнеса более понятной и прозрачной для инвесторов -как для внутренних, так и для внешних. Также, такой закон позволит защитить законными методами бизнес от незаконных недружественных слияний и поглощений, повысится эффективность управления и развития бизнеса.

Принятие закона о холдингах позволило бы унифицировать более чем 200 нормативных актов как федерального, так и местного уровней, затрагивающих работу холдингов и смежные юридические вопросы. В настоящее время нормы, касающиеся холдинговых отношений, содержатся и в гражданском, и в налоговом, и в административном праве. Поэтому необходимо убрать существующие противоречия в действующем законодательстве, привести нормативно-правовые акты в соответствие с будущим законом «О холдингах». Только подобная работа позволит избежать правового хаоса и обеспечить единообразие правоприменительной практики в деятельности холдинговых структур.

Список литературы

1. Radygin A.: “Spontaneous privatization: motivations, forms and stages”.-In: Studies on Soviet Economic Development. Birmingham, 1992, Vol.3, N 5, pp. 341-347.

2. The Oxford Encyclopedic English Dictionary. Oxford. 1999. P. 679.

3. Шиткина И.С. Холдинги: правовое регулирование и

корпоративное управление. Научно-практическое издание. М.: Волтерс Клувер, 2008. - 648 стр.

213

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.