STUD NET
ХОЛАКРАТИЯ, КАК ПОДХОД В МЕНЕДЖМЕНТЕ
HOLACRACY AS AN APPROACH TO MANAGEMENT
Дементьева Александра Олеговна,
студент,
Государственный университет по землеустройству, г. Москва, Dementeva A.O. [email protected]
Аннотация
В данной статье рассматривается сам термин холакратия, самоуправляемые команды и предназначения компаний, их стиль жизни и основная идея, как отпустить власть и не бояться, что рухнет без главнокомандующих, достоинства и недостатки холакратии, рассмотрение организаций, которым она доступна.
Summary
This article discusses the term holacracy, self-governing teams and destinations of companies, their lifestyle and the basic idea of how to let go of power and not be afraid that collapse without commanders, the merits and demerits of holacracy, consideration of organizations to which it is available.
Ключевые слова: холакратия, руководитель, фреймворк, скрам, социократия, цель.
Keywords: holacracy, supervisor, framework, scrum, sociocracy, target.
Холакратия - это целая система управления компанией, в которой ответственность и полномочия за принятие решений распределяются между всеми ее сотрудниками, вместо управленческой иерархии. Обучает людей и компании по всему миру быстро и эффективно работать, ставить новые цели и брать на себя ответственность, зная, для чего они выполняют задачи, учит грамотно распределять полномочия.
На сегодняшний день всё больше возникает потребность проявлять в компании инициативность, когда усложняется бизнес-среда, когда больше сигналов необходимо учитывать в принятии решений, всё это толкает к исследованию различных подходов в самоорганизации, к тому, чтобы передавать инициативу вниз, для развития корпоративного предпринимательства.
Как правило, люди, работающие в иерархической культуре недовольны, потому что внизу нет власти, большинство их инициатив пресекают на корню, от них требуют подчинения жёстким правилам. Существуют различные форматы, много разных фреймворков, разных подходов, замечательных по своей сути, которые действительно централизуют принятие решений и. Проблема в том, что больше половины случаев их использования не взлетают. Компании чуть ли не ломают себе зубы и всё остальное в процессе попыток в данных способов.
Фреймворк - структура для логической классификации и организации комплексной информации. В каждой организации есть совпадающие элементы управление, ведения бизнеса, а различаются как раз только в каких-то частях, например, бизнес-логикой, личными запросами компании. То есть фреймворк позволяет использовать уже готовую систему и лишь самостоятельно добавлять недостающие элементы бизнес-логики, как бы callback. Также фреймворк включается в себя методологию scrum, agile и д.р.
Если задаться прямым вопросом как внедрить холакратию, как писал Брайан Робертсон, поэтапно начертить холакратию, только целиком можно внедрить, только полностью конституцию, а это 40 страниц правил, иначе не будет работать. Но проблема в том, что нет очень важного ингредиента, который оживил бы данную систему.
Все проблемы, которые возникают в организации, когда правовая ответственность расходится в разные стороны, то есть пока у начальника есть право изменять ситуацию, и именно с него будут спрашивать за каждый итог по принятому решению, он все будет делать хорошо, так как ответственность на нем. Как выход, либо отдать права тому, кто несет ответственность, либо ответственность отдать тому, у кого есть право. Нужно давать людям возможность решать те задачи, за которые они отвечают.
Почему есть сотни примеров неудачного внедрения этих подходов, так вот, для того, чтобы сделать что-то простое нужен фундаментальный сдвиг в парадигме руководителя, нужен переход от власти над, к власти вместе, а это как оказаться на другой планете для большинства руководителей и подчиненных. В результате сотрудники чувствуют себя бесправными и эксплуатируемыми, а руководители страдают от того, что на них лежит вся ответственность, в том числе и за все отмечаемые сотрудниками точки напряжения.
Переход состоит от парадигмы руководителя в том, что он должен запланировать результат и проконтролировать его достижения к парадигме что он должен заметить значимые сигналы и возможности, которые ведут к
тому чтобы сделать дело и на них отреагировать. Лидерство, основанное на ощущении ситуации и точном акупунктурном ответе.
Проблемы в компании возникают из-за системы, в которой окончательное решение любой задачи зависит от одного или нескольких человек. Сотрудникам надо напоминать об обратном: «Вы обладаете полномочиями принять такое решение и несете за него ответственность; оно исключительно ваше, и начальник не обязан благословлять ваше решение».
Холакратия подойдет лишь тем организациям, в которых может сформироваться культура готовая жить по ее принципам. Например, «бирюзовые» организации готовы работать по принципам холакратии, но таковых ничтожно мало. Если внедрение будет происходить в компании, которая не достигла необходимого уровня, то повышаются шансы на возникновение следующих проблем:
- сложность радикально поменять организационную структуру;
- риск снижение дисциплины, если сотрудники недостаточно самоорганизованы или самомотивированы;
- риск непонимания сотрудниками процессов и принципов;
- риск срыва сроков.
По сути, если назвать управленческую пирамиду иначе, она не исчезнет. Когда нет основы процесс подвисает. Следует обратить внимание не на то как сделать, а кто может это сделать, и развивать в себе эти качества.
Литература:
1. Брайан Робертсон. «Холакратия. Революционный подход в менеджменте» 2015г.
2. Кен Швабер. «Скрам. Гибкое управление продуктом и бизнесом» 2004г.
3. Зузана Шохова. « Scrum Master Way» 2017г.
4. Рей Далио. «Принципы» 2017г.
5. Джефф Сазерленд. «Scrum. Революционный метод управления проектами» 2016г.
6. Дэвид Андерсон. «Канбан: альтернативный путь в Agile» 2010г.
7. Эд Кэтмелл. «Корпорация гениев. Как управлять командой творческих людей» 2014г.
Literature:
1. Brian Robertson. "Holacracy. A revolutionary approach to management "2015
2. Ken Schwaber. "Scrum. Flexible product and business management "2004
3. Zuzana Shokhov. Scrum Master Way 2017
4. Ray Dalio. "Principles" 2017
5. Jeff Sutherland. "Scrum. The revolutionary method of project management "2016
6. David Anderson. Kanban: An Alternative Way to Agile 2010
7. Ed Catmell. "Corporation of geniuses. How to manage a team of creative people "2014