Научная статья на тему 'Ходжаган - теократические вожди Восточного Туркестана от эпохи мин до Цин'

Ходжаган - теократические вожди Восточного Туркестана от эпохи мин до Цин Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
517
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
KHOJA / EASTERN TURKESTAN / YETISHAAR / MING / QING

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Кадырбаев Александр Шайдатович

The article deals with the issues of Eastern Turkestan history connected with the rule and ambitions of local religious leaders khojas.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Khojagan - Theocratic Leaders of Eastern Turkestan from Ming to Qing

The article deals with the issues of Eastern Turkestan history connected with the rule and ambitions of local religious leaders khojas.

Текст научной работы на тему «Ходжаган - теократические вожди Восточного Туркестана от эпохи мин до Цин»

А.Ш. Кадырбаев*

Ходжаган — теократические вожди Восточного Туркестана от эпохи Мин до Цин

К началу XVII века Восточный Туркестан объединяло Могольское государство, по своей структуре аналогичное государствам Средней Азии того времени, при этом отличаясь ещё меньшей интеграцией. Могольское государство возникло на руинах Чагатайского Улуса — монгольского государства потомков второго сына Чингиз-хана — Чагатая, включавшего в свой состав Среднюю Азию с частью Семиречья и запад Восточного Туркестана — Кашгарию. Подданные Мо-гольского государства назывались моголами, так трансформировалось в произношении среднеазиатских жителей название «монгол». Однако моголы были уже тюркизированными кочевниками, постепенно переходящими к полукочевому и оседлому образу жизни. Мо-гольская военно-кочевая знать и её роды занимали все престижные посты как в столице Яркенде, так и в уделах Восточного Туркестана. В первой половине XVII века на могольской службе появляются западные монголы-ойраты из Джунгарского ханства, также называемые по-тюркски калмаками или калмыками, по-русски зенгорцами и зюн-горцами, по-китайски ва-ла, чьё могущество в это время в Центральной Азии возрастало, и кыргызы, вытесненые ойратами и казахами в Восточный Туркестан, где они сменили казахов, ранее служивших Моголам, ушедшими в пределы Казахского ханства делить степные владения. Кстати, современные калмыки являются потомками той части ойратов, которые в первой половине XVII века ушли из-под власти Джунгарского ханства в пределы Российского государства, где основали в это же время зависимое от него Калмыцкое ханство в нижнем Поволжье [6, с. 342-407].

* Кадырбаев Александр Шайдатович, д.и.н., Институт востоковедения РАН, ВШЭ. Москва, Россия. E-mail: kadyr 50@ mail.ru

© Кадырбаев А.Ш., 2015

482

Вместе с ойратами и кыргызами основной опорой могольских правителей также становятся влиятельные мусульманские религиозные авторитеты — ходжи, главы суфийского ордена накшбандие — ход-жаган, в XVII веке распространившего свою деятельность на Восточный Туркестан. Название суфийского ордена происходит от ремесла (накшбанд — чеканщик) крупнейшего представителя среднеазиатского суфизма XIV века таджика Баха ад-Дина Мухаммада б. Бурхан ад-Дина Мухаммада ал-Бухари, уроженца Бухоро-Шериф — «благородной Бухары», заложившего организационные основы будущего братства накшбандие, которые окончательно оформились уже при его преемниках. Среди представителей накшбандие известные персонажи среднеазиатской и персидской истории и культуры — выдающиеся поэты Джами, творивший на языке фарси, Алишер Навои, произведения которого на двух языках — чагатайском (среднеазиатском тюрки) и фарси, ходжа Убайдуллах Ахрар, способствовавший свержению с трона империи Тимуридов великого учёного Улугбека, и 40 лет фактически правивший в Средней Азии. Начиная с XV века накшбандие постепенно превратилось в самое распространённое после ал-кадирийя суфийское духовное братство в исламском мире, функционировавшее на огромной территории от Каира и Боснии до Ганьсу — северо-запада Китая и острова Суматры в Юго-Восточной Азии и от Поволжья и Северного Кавказа до юга Индии и Аравийского полуострова. Братство сыграло исключительную роль в окончательной исламизации Мавераннахра — междуречья Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи, кыргызских и казахских родов и племён, а также Восточного Туркестана [4, с. 186-188].

Это религиозное движение, во всяком случае в Восточном Туркестане XVII века, тяготело к экстремизму и вело борьбу за власть. Могольские правители активно раздавали ходжам лучшие земли в своих уделах и яшмовые копи, что обеспечило последним финансовые средства и сделало их сильнейшими владетелями страны. В результате под их влиянием оказались сами правители Моголов, во взаимных распрях стремившиеся опереться на ходжей, что дорого им обошлось. Из-за интриг ходжей могольские правители Султан Махмуд-хан и Йолбарс были убиты, Султан Ахмад-шах и Абдаллах были лишены власти и изгнаны из страны. Попытки последнего правителя Могольского государства Исмаил-хана свести к минимуму влияние ходжей не увенчались успехом, в 1683 году он был свергнут в результате разветвлённого заговора, участниками которого помимо ходжей были немусульмане — правитель, хунтайджи Джунгарского ханства Галдан Бошокту-хан, глава Тибета и руководство ламаистской тибетской буддийской церкви.

483

Врастание ходжей в политическую жизнь Могольского государства характеризовалось жестоким противоборством их группировок — «актаглык» («белогорцев») и «каратаглык» («черногорцев»). Соперничество их определяли не религиозные мотивы, а политические разногласия, точнее сказать, борьба за власть над страной. Вражда их восходит к соперничеству двух братьев — Мухаммада Амина (Ишан-и Калан), лидера «белогорцев», и Мухаммада Исхак-Вали, вождя «черногорцев». В Восточном Туркестане развернулась борьба этих религиозных направлений суфийского ордена накшбандие. Инициатор свержения Исмаил-хана, вождь «белогорцев» ходжа Аппак стал духовным и светским главой Восточного Туркестана — теократическим монархом. В его лице Джунгарское ханство, находившееся тогда на пике могущества, получило верного вассала. Единственным местом в Восточном Туркестане, где Моголы, также ставшие вассалами джун-гар-ойратов, сохранили свою власть, был Турфанский удел. Зависимость Восточного Туркестана от Джунгарского ханства ещё более возросла, когда в 1713 году, по восшествии на джунгарский трон хун-тайджи Цэван-Рабтана, ходжей увезли как аманатов-заложников в Джунгарию. В 1720 году ходжа «черногорцев» Даниял был возвращён в Кашгарию, восстановлен в правах джунгарского вассала, а его сыновья получили уделы по всей стране, кроме старшего — аманата при дворе хунтайджи. После смерти Данияла этот старший сын ходжа Джихан получил от нового хунтайджи Галдан-Цэрэна яркендский удел, но не верховную власть над Восточным Туркестаном.

Таким образом, в XVII — начале XVIII веков во внутриполитической жизни и внешнеполитическом положении Восточного Туркестана произошли заметные перемены. Внутренняя дестабилизация державы Моголов, чему в немалой степени способствовали ходжи суфийского ордена накшбандие, завершилась потерей независимости и угасанием её правящей династии. Вместе с тем, появление ходжей и возрастание их роли в Восточном Туркестане не внесло нового в расстановку и противоборство политических сил. Борьба уделов и клик внутри уделов дополнилась междоусобицей ходжей. В Восточном Туркестане того времени заметно наличие четырёх центров власти: восточного, распавшегося на два удела — Комул и Турфан, центральных районов, чьи владетели не доверяли ходжам Яркенда и Кашгара, а также черногорского центра в Яркенде и белогорского в Кашгаре. Население упомянутых оазисов Восточного Туркестана к этому времени было полностью мусульманским и тюркоязычным, а их оседлые жители, ныне известные как уйгуры, тогда не обозначались этим этнонимом, так как название «уйгур», относившееся в XIII-XIV векам к оседлому тюркоязычному населению Турфанского оазиса, исповедо-

484

вавшему буддизм и христианство несторианского толка, исчезло после исламизации региона. Во времена правления ходжей вплоть до начала XX в. жители Кашгара, Яркенда, Комула и Турфана были известны под названиями «мусульмане», «восточные тюрки», «сарты Малой Бухарии» или как «кашгарлыки» — кашгарцы, «турапанлы-ки» — турфанцы и т.д. Но следует иметь в виду, что эти центры находились в вассальной зависимости от Джунгарского ханства. Так государственность Восточного Туркестана просуществовала около полувека вплоть до времени экспансии в регион маньчжурских богдыханов — правителей империи Цин, чьи армии в 1644 году взяли Пекин, положив начало завоеванию Китая. Рассматривать политику маньчжурских повелителей Китая в отношении Восточного Туркестана следует в контексте цинско-джунгарских отношений, когда обе стороны ясно осознавали значимость ходжей в борьбе за регион. В противоборстве с хунтайджи Галданом Цины понимали стратегическую ценность Комула и Турфана у ворот Кашгарии, земли которой во второй половине XVIII века стали базой джунгарских походов на Халху — Восточную Монголию, союзника Цинов. К 1720 году цин-ские войска — китайцы, маньчжуры, халха-монголы уже находились в Комуле, Пинчане и Турфане. Ходжи опять раскололись. Клика Эмин-ходжи поддерживала Цинов, а Азиз-ходжи сражалась с ними и после падения Турфана отступила в Аксу и Уш. Цины, стараясь удержать Турфан, усилили здесь свой гарнизон, объявили, что воюют только с джунгарами и отпустили пленных турфанцев. При этом стремились заключить союз с Российской империей против джунгар. Но Россия, хотя и пыталась в 1715-1716 годах неудачно захватить у джунгар Яркенд, в 1730 и 1731 годах отвергла предложения Цин о совместных военных действиях против Джунгарского ханства.

В 1755-1758 годах армии Цин сокрушили Джунгарское ханство, вырезав большинство ойратов, до миллиона человек, что привело к резкому сокращению общей численности монголоязычных народов в Восточном Туркестане. В этой войне предводитель ойратов Амур-сана был поддержан турфанцами, истребившими цинский гарнизон в Турфане. Белогорские ходжи поддержали Цин и смогли овладеть Кашгаром, Яркендом, истребив черногорских ходжей и устранив их с политической арены Восточного Туркестана.

После победы в 1758 году над Джунгарским ханством цинские войска из Турфана двинулись на запад Восточного Туркестана. В их составе были и союзные им отряды Эмин-ходжи. Они взяли Карашар и после многомесячной осады — Кучар, где разбили своих бывших союзников — войска белогорских ходжей. Хотя ходжи вырвались из осаждённого Кучара, им не удалось закрепиться ни в Аксу, ни в

485

Уше. Вчерашние союзники Цин, а ныне их злейшие враги — бело-горские ходжи Бурхан ад-дин и Хан-Ходжа пытались организовать оборону Кашгара. Но Цинам удалось нейтрализовать потенциальных союзников ходжей — кыргызов, прибегнув к увещеваниям, угрозам, подкупам. Тем не менее, под стенами Яркенда цинское войско потерпело поражение. Но этот тактический успех лишь продлил агонию ходжей. Силы Цин получили подкрепление из 20 тысяч воинов и нанесли главный удар через Уш на Кашгар, чтобы отрезать ходжей от баз их поддержки в Фергане и Бухаре. Вспомогательный удар был нанесён Цинами через Хотан против Яркенда. 6 августа 1759 года были взяты цинскими войсками Кашгар и Яркенд, а ходжи Бурхан ад-дин и Хан-Ходжа бежали через Памир в Бадахшан на территорию Афганистана. Узнав о завоевании Восточного Туркестана, цинский император Цяньлун приказал схватить ходжей и уже в 1759 году ходжи погибли в Бадахшане при подозрительных обстоятельствах. Цинские войска с боями дошли до озера Яшикуль и вернулись в Кашгар [2, с. 106-113].

Цинское завоевание Восточного Туркестана было предопределено отсутствием единства в правящей верхушке восточнотуркестан-ского общества, когда ходжи предавались междоусобицам безо всякой оглядки сначала на Джунгарское ханство, а затем на империю Цин. В силу этих причин ислам также не смог стать цементирующей идеологией единства Восточного Туркестана, хотя к этому времени уже был преобладающей религией в регионе. Цинам удалось стать арбитром междоусобиц ходжей из-за иллюзий последних относительно цинского миролюбия, политической незрелости ходжей и их неспособности поставить интересы своей страны и духовные исламские ценности, выразителями которых ходжи, казалось бы, являлись, выше личного эгоизма, потерявших даже инстинкт самосохранения, что привело к гибели и страну и их самих.

Но история ходжей на этом не закончилась. В 1815 году в Восточном Туркестане цинскими властями было подавлено мусульманское восстание, которое возглавлял черногорский ахун Зия ад-Дин. Вместе с оседлыми мусульманами в нём приняли участие и кыргызы. Всё это происходило на фоне сложных отношений Цинской империи с Ко-кандским ханством в Средней Азии, оспаривавшим власть Цинов в Восточном Туркестане. В 1828 году кокандские ханы фактически вынудили Цинскую империю к совместному управлению Кашгарией, получив право сбора налогов со своих купцов, торгующих в Кашгаре и Яркенде, освободив их от податей в пользу цинских податей. Российские официальные источники того времени свидетельствуют: «Действительный статский советник Любимов приводит замечание,

486

что после размолвки, которая была в 1828 г. у кокандцев с китайцами, хан Кокандский выговорил у Китайского правительства для своих подданных право свободной торговли во всех Кашгарских городах и не только изъятие их от всяких пошлин, но разрешение даже собирать в свою казну пошлину с Кокандцев, Ташкентцев и Бухарцев, при всякой мене их с Китайцами. Для этого и для защиты своих купцов в Кашкарии, от Кокандского правительства назначены два чиновника, из коих один живёт в Кашгаре, другой в Яркенте...» [8, л. 21-28].

В других городах Восточного Туркестана, например, в Хойбу и его окрестностях жили целые общины торговцев и землепашцев — выходцев из Коканда, т.е. Кокандское ханство фактически осуществляло кондоминимум, совместное с Цинской империей управление Кашгаром и Яркендом. Поэтому кокандские ханы давали приют борцам против цинских завоевателей, помогали материально, оружием и войсками мусульманским повстанцам. Часто приходили на помощь мусульманским повстанцам казахи и кыргызы, имевшие сезонные пастбища на территории Восточного Туркестана в Тарба-гатайском и Илийском округах, в Кобдо.

Жившие в Коканде в начале XIX века ходжи Джахангир и Юсуф — наследники бывших белогорских ходжей, правителей Кашгара — возглавили движение за восстановление независимости края. Среди мусульманского населения Восточного Туркестана авторитет ходжей был высок, народ в них видел борцов за мусульманскую веру и избавителей от иноземного владычества. Белогорские ходжи стремились вернуть себе власть в Кашгарии. С 1820 по 1827 годы полыхало в Восточном Туркестане антицинское восстание, которое возглавил ходжа Джахангир, заручившийся поддержкой кокандского хана Ма-меда-Али. Отряды Джахангира, сформированные с начала восстания из кокандцев, таджиков и кыргызов, сумели поднять на газават — священную войну против Цинов белогорские кишлаки, взяли Кашгар, Яркенд, Хотан, осадили Аксу и Уч-Турфан. На помощь Джахангиру прибыл с войском кокандский хан Мамед-Али. Но эти успехи оказались временными. Противоречия между белогорскими и черногорскими ходжами, местными мусульманами и служившими в армии Джахангира пришельцами из Средней Азии — кыргызами, коканд-цами, андижанцами и таджиками, нерешительность Джахангира и потеря им военной инициативы привели в итоге к поражению восстания. Джахангир попал в плен и был казнён в Пекине в 1828 году. Это восстание потрясло основы цинского господства в Восточном Туркестане, а его кровавое подавление создавало почву для нового мусульманского выступления. Теперь все надежды возлагались на брата Джахангира Юсуфа-ходжу, который в 1830 году при поддержке

487

кокандцев вступил в Кашгар и Яркенд, овладел Янги-Гиссаром. Но он не был поддержан черногорскими ходжами, помогавшими Цинам обороняться от повстанцев. Цинские власти умело использовали старую черногорско-белогорскую вражду и после упорных боёв и кровавых расправ подавили восстание, изгнав в конце 1830 года Юсуфа-ходжу в Коканд. В 1832 году в Хотане, в 1858 году в Кашгаре под руководством племянника Джахангира Валихана-тюря (о чём сообщил офицер российской военной разведки Ч.Ч. Валиханов, тайно проникший в этом же году в Кашгар под видом купца из Бухары), когда восставшие выявили и убили немецкого учёного и британского агента А. Шлагинтвейта, в июне 1864 году вновь в Хотане под началом муллы Хабиб-уллаха, вспыхивали мусульманские восстания, жестоко подавленные Цинами. В это же время восстал Кашгар, куда прибыл отряд во главе с сыном Джахангира Бузруком-ходжой, радостно встреченный населением. Но это были последние восстания под руководством ходжей. Хотя и последующие волнения тоже происходили под религиозными исламскими лозунгами, но лидерство в этих движениях ходжи и их потомки постепенно утрачивают [5, с. 377382]. Однако террор против китайцев и других иноверцев затронул и мусульманское население, что привело к падению авторитета ходжей в мусульманских массах до такой степени, что отмечены случаи, когда мусульмане приветствовали маньчжуро-китайские войска, устав от хаоса и беспорядков [1, с. 97-237].

Последним аккордом в попытке возрождения государственности Восточного Туркестана в XIX веке был Йетишаар — Семиградье, государство, созданное на западе Восточного Туркестана с центром в Кашгаре выходцем из Коканда, таджиком Якуб-беком, павшее под натиском армий Цин, обеспечивших себе дипломатическую поддержку Российской империи, которая внесла свою военную лепту в разрушение государственности Восточного Туркестана, когда в 1870 году русские войска разгромили Кульджинский султанат, лишили трона его правителя Абиль-оглы и на 10 лет оккупировали Кульджинский край, затем передав его под управление цинского Китая. После ухода русских войск из Кульджинского края в подвластные Российской империи земли Семиречья и Ферганской долины эмигрировало 40 тысяч оседлых тюркоязычных жителей Синьцзяна, известных тогда в Средней Азии под названием «таранчи», а ныне известных как уйгуры, и 4 тысячи хуэй, называемых в Средней Азии дунганами. Йетишаар не спасли помощь и поддержка со стороны Британской и Османской империй, Афганского государства, в виде поставок огнестрельного оружия и присылки османских и афганских военных инструкторов, к которым обращался Якуб-бек,

488

признавший себя вассалом османского падишаха, что внешне выразилось в принятии османского флага как государственного символа Йетишаара, хотя номинально его правитель находился под верховенством Бухарского эмирата [3, с. 139-146].

Стоит отметить, что потомки черногорских и белогорских ходжей, подобно своим предкам и предшественникам, ничего не забыли и ничему не научились, поэтому их попытки реставрации независимой восточнотуркестанской государственности [7, с. 333-539], когда они с упорством, достойным лучшего применения, повторяли прежние ошибки, не извлекая уроков из прошлого, были безуспешны.

Литература

1. Валиханов Ч.Ч. О состоянии Алтышара или шести восточных городов Китайской провинции Нан-лу (Малой Бухарии) в 1858-1859 годах. Собрание сочинений в пяти томах, том 3. Алма-Ата, 1985. С. 97-237.

2. Зотов О.В. Китай и Восточный Туркестан в XV-XVIII вв.: межгосударственные отношения. М., 1991.

3. Зотов О.В. Синьцзян (Восточный Туркестан) в системе геоисторических координат // XXXVI научная конференция «Общество и государство в Китае». М., 2006. С. 139-146; он же. Вопросы историографии Восточного Туркестана в эпоху трёх мировых войн // XXXVII научная конференция «Общество и государство в Китае». М., 2007. С. 126-136; он же. Проблемы «судьбы Синьцзяна» в историографии и действительности // XXXVIII научная конференция «Общество и государство в Китае». М., 2008. С. 98-107.

4. Ислам. Энциклопедический словарь. М., 1991.

5. Непомнин О.Е. История Китая. Эпоха Цин. XVII — начало XX века. М., 2005. С. 377-382.

6. Синьцзян, китайская земля: прошлое и настоящее / Гл. ред. Ли Шэн. Урумчи, 2006.

7. Сыроежкин К. Л. Мифы и реальность этнического сепаратизма в Китае и безопасность Центральной Азии. А., 2003. С. 333-539.

8. Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 410, оп. 2, д. № 1016.

A.Sh. Kadyrbayev* Khojagan — Theocratic Leaders of Eastern Turkestan from Ming to Qing

ABSTRACT: The article deals with the issues of Eastern Turkestan history connected with the rule and ambitions of local religious leaders — khojas.

KEY WORDS: khoja, Eastern Turkestan, Yetishaar, Ming, Qing.

* Kadyrbayev Alexander Shaidatovich, Dr. habil. (History), Institute of Oriental Studies of RAS, Higher School of Economy, Moscow, Russia. E-mail: kadyr 50@mail.ru

489

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.