Научная статья на тему 'Ходарская средняя школа имени И. Н. Ульянова (к 145-летию со дня открытия)'

Ходарская средняя школа имени И. Н. Ульянова (к 145-летию со дня открытия) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
212
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УЧИТЕЛЬ / ИНСПЕКТОР / И.Н. УЛЬЯНОВ / И.Я. ЯКОВЛЕВ / НАРОДНОЕ УЧИЛИЩЕ / ШКОЛА / TEACHER / INSPECTOR / I.N. ULYANOV / I.YA. YAKOVLEV / PUBLIC SCHOOL / SCHOOL

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Сергеев Тихон Сергеевич

На примере одной из чувашских школ многонациональной Симбирской губернии продемонстрирована неутомимая созидательная работа просветителя народов Среднего Поволжья И.Н. Ульянова. Подчеркнута роль Ходарской средней школы имени И.Н. Ульянова в повышении культурного уровня местного населения. Целью статьи является изложение краткой истории данного очага культуры, основанного инспектором народных училищ Симбирской губернии И.Н. Ульяновым и функционирующего в течение 145 лет. Статья опирается в основном на опубликованную литературу и текущий архив образовательного учреждения. Она написана с учетом достижений современной историко-педагогической науки. Ее материалы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе и для пополнения музейных фондов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HODAR SECONDARY SCHOOL NAMED AFTER I.N. ULYANOV (TO THE 140th ANNIVERSARY FROM THE DATE OF OPENING)

The role of Hodar secondary school in the rise of cultural level of local people is shown. On the example of one of the Chuvash schools of multinational Simbirsk province demonstrated a tireless creative work of the enlightener of the peoples of the Middle Volga region I.N. Ulyanov. The role of Hodar secondary school named after I.N. Ulyanov is emphasized in raising the cultural level of the local population. The purpose of this article is to present a brief history of this cultural center founded by the inspector of public schools in Simbirsk province I.N. Ulyanov and operating in over 145 years. The article is mainly based on published literature and the current archive of the educational institution. It is written taking the achievements of modern historical-pedagogical science into account. Its materials can be used in the educational process and for replenishment of Museum collections.

Текст научной работы на тему «Ходарская средняя школа имени И. Н. Ульянова (к 145-летию со дня открытия)»

УДК 37.015(470.344) ББК 74.03(2Рос.Чув)5-42

Т.С. СЕРГЕЕВ

ХОДАРСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА ИМЕНИ И.Н. УЛЬЯНОВА (к 145-летию со дня открытия)

Ключевые слова: учитель, инспектор, И.Н. Ульянов, И.Я. Яковлев, народное училище, школа.

На примере одной из чувашских школ многонациональной Симбирской губернии продемонстрирована неутомимая созидательная работа просветителя народов Среднего Поволжья И.Н. Ульянова. Подчеркнута роль Ходарской средней школы имени И.Н. Ульянова в повышении культурного уровня местного населения. Целью статьи является изложение краткой истории данного очага культуры, основанного инспектором народных училищ Симбирской губернии И.Н. Ульяновым и функционирующего в течение 145 лет. Статья опирается в основном на опубликованную литературу и текущий архив образовательного учреждения. Она написана с учетом достижений современной историко-педагогической науки. Ее материалы могут быть использованы в учебно-воспитательном процессе и для пополнения музейных фондов.

Административно-педагогическая деятельность И.Н. Ульянова (1831-1886), работавшего инспектором (1869-1874) и директором народных училищ в полиэтнической и многоконфессиональной Симбирской губернии (1874-1886), на треть населенной «инородцами», включала широкий комплекс проблем: изыскание государственных и общественных средств на школьное дело, на реструктуризацию сети народных училищ, открытие новых школ и строительство для них соответствующих помещений, подбор подготовленных учителей, снабжение учебниками и наглядными пособиями, регулярное инспектирование подведомственных дирекции народных училищ образовательных заведений, оказание методической помощи педагогам, совершенствование методов и приемов обучения и воспитания в духе педагогической системы К.Д. Ушин-ского, воспитание толерантного отношения к учащимся независимо от их социального положения, пола, национальности, конфессиональной принадлежности. На симбирский период жизни и административно-педагогической деятельности И.Н. Ульянова приходится наибольший объем его заслуг: благодаря его неустанной заботе в губернии за 16 лет (1869-1886) было открыто 250 новых школ, в том числе 52 в городах и 198 в сельской местности, построено 261 школьное здание [1. С. 5], число учащихся удвоилось.

Открытие школ было связано с необходимостью преодоления неимоверных трудностей различного характера: помимо своей бедности большинство крестьянского населения не понимало значения образования, представители духовенства отстаивали только религиозное воспитание, губернские и уездные земства впервые столкнулись со школьным делом, не хватало подготовленных и отвечающих духу времени учителей, в губернских и местных учреждениях процветали волокита, коррупция [2. С. 111]. Одну из таких народных училищ для чувашских детей ему удалось открыть 6 декабря 1870 г. в глухом лесном краю, в чувашском селе Ходары Курмышского уезда Симбирской губернии. Он помог крестьянам исходатайствовать лес для здания сельской школы, которое было построено через три года. В школу было принято 12 мальчиков. Подобран был местный учитель А. Рождественский, знающий чувашский язык [3. С. 42]. В разное время И.Н. Ульянов с проверками посетил эту школу не менее 5 раз. Архивное дело только по переписке относительно этого очага культуры (об открытии школы, назначении учителей, принятии и страховании школьного здания, присылке наглядных пособий и учебников,

благоустройстве территории школы, введении ремесел, испытаниях в конце учебного года и т.д.) содержит 105 листов.

После смерти И.Н. Ульянова судьба Ходарского инородческого училища оказалась в заботливых руках продолжателя его дела, инспектора чувашских школ Казанского учебного округа И.Я. Яковлева [4. С. 54]. Обращает на себя внимание то, что в течение 11 лет (с 1876 по 1887 г.) среди назначенных в Хо-дары учителей четверо (И. Иванов, К. Макаров, П. Скворцов, А. Доброхотов) сначала работали на родине И.Я. Яковлева - в Кошкинском одноклассном училище. Такое внимание со стороны чувашского инспектора способствовало улучшению работы Ходарской школы и росту ее авторитета среди населения. В 1895 г. из 14 окружающих деревень ее посещали 56 учеников. В 1899/1900 учебном году обучалось 67 человек, а желающих было 110. Кроме чувашей. среди учащихся были 7 русских, 2 мордвина, девочек было всего четверо.

И.Я. Яковлеву удалось преобразовать Ходарское одноклассное училище в двухклассное и построить новое деревянное здание (в нем до конца ХХ в. размещался склад учебных и наглядных пособий). Несколько позднее, в 1906 г., появились надворные постройки. Улучшилась база для занятий по трудовому воспитанию детей.

При содействии И.Я. Яковлева постоянно пополнялась Ходарская школьная библиотека, основанная в свое время И.Н. Ульяновым. На начало 1903 г. Ходарская учительская библиотека насчитывала 225 томов (162 названия) на сумму 311 руб. 29 коп., ученическая библиотека - 341 том (123 названия) на сумму 73 руб. 77 коп. Имелось учебных пособий 454 единицы (47 названий) на сумму 165 руб. 33 коп. При расширении библиотечного фонда И.Я. Яковлев и учителя старались пополнять ее прежде всего за счет книг на чувашском языке. Так, в конце отчета за 1901 г. учитель Н.М. Максимов заказывал на следующий год 135 книг, из них 85 - на чувашском языке [5].

Каждую встречу с крестьянами И.Я. Яковлев старался использовать для организации помощи школе, учителям, учащимся. В частности, он поддерживал идею П. Скворцова об осушении заболоченного участка в центре села и увеличении пришкольной десятины. Вероятно, не без участия и подсказки со стороны инспектора весной 1902 г. при Ходарском училище был заложен сад.

О неоднократных посещениях И.Я. Яковлевым Ходар в дни учебы и в период экзаменов, о его задушевных беседах с крестьянами на экономические, культурно-бытовые, педагогические темы рассказывали И.П. Павлов, Ф.Н. Мурашкин, Ф.Е. Мигушов, Е.А. Долгова, И.Е. Моисеева и другие старожилы села.

По представлению И.Я. Яковлева в 1905 г. в Ходарскую школу был направлен выпускник его Симбирской чувашской учительской школы Н.И. Вере-тенкин, который трудился здесь до 1920 г. Несколько позднее в Ходарах стал работать выпускник Симбирской чувашской школы И.М. Максимов - брат учительствовавшего в Ходарах в 1895-1905 гг. Н.М. Максимова.

До октябрьского переворота 1917 г. в Ходарском училище первоначальное образование получили до 500 крестьянских детей [3. С. 42].

Добрые семена, посеянные И.Н. Ульяновым и И.Я. Яковлевым, дали пышные всходы в годы советской власти, когда пробужденные к новой жизни ходар-цы все больше втягивались в политическую, экономическую и культурную жизнь страны. Назовем лишь основные вехи истории ходарского очага культуры: в 1920 г. двухклассное училище преобразовано в школу второй ступени, в 1922 г. -в школу-шестилетку, в 1929 г. - в школу крестьянской молодежи (в 30-х гг. - школа колхозной молодежи), в 1933 г. - в общеобразовательную среднюю школу. В строительстве двухэтажного деревянного здания школы на 400 мест в 1936 г. участвовали все взрослые ходарцы, а для школьной столярной мастерской по-

дарили более ста инструментов. К этому времени в Ходарской школе работали два самодеятельных драмкружка, молодежный хор, струнный оркестр.

Под руководством учителя труда С.И. Макарова ходарские школьники привели в культурное агротехническое состояние заболоченный участок около школы и в 1930-х гг. получили на нем в пересчете на гектар до 500 ц свеклы, 1000 ц капусты, 200 ц помидоров. Никогда до этого ходарские поля и огороды не давали такого урожая. Опыт школы заинтересовал многих крестьян, даже соседних сел.

Школа, наряду с участковой больницей, выступила в авангарде борцов за санитарное оздоровление быта, за ликвидацию тяжелых недугов прошлого, особенно трахомы. На передвижной медицинской выставке, организованной в Ходарской школе республиканским Домом санитарного просвещения в декабре 1929 г., из окружающих селений побывало 700 мужчин, 600 женщин и около 400 школьников. Ходарская средняя школа по праву считалась в числе образцовых [5].

В 1940 г. в 16 классах обучалось 535 учащихся. С ними занимались 19 педагогов, из которых 5 имели высшее, 7 - незаконченное высшее, 7 - среднее образование. В 1934-1945 гг. педагогическим коллективом руководил А.А. Петров. Учителя И.В. Моисеев, А.Х. Таньков, С.И. Федоров, В.К. Иваничев были выпускниками этой же школы.

16 января 1941 г. за заслуги в области народного образования и в связи с 70-летием со дня открытия Указом Президиума Верховного Совета Чувашской АССР Ходарской средней школе было присвоено имя ее основателя -И.Н. Ульянова. Это было данью уважения правительства Чувашии и ее народа великому педагогу-интернационалисту.

В годы Великой Отечественной войны трудовое и патриотическое воспитание было организовано в духе времени. Школьники ухаживали за посевами, за колхозными и домашними животными и птицей, помогали взрослым во всех видах работ, вносили свой посильный вклад в фонд обороны страны в виде трудодней.

В послевоенный период, когда залечивались военные раны и шло восстановление и дальнейшее развитие народного хозяйства, ходарские школьники принимали посильное участие в масштабных делах по развитию Нечерноземной зоны РСФСР. С 1959 г. в школе действует ученическая производственная бригада (УПБ). В 1960-х гг. Ходарская школа четырежды была удостоена права представлять свои производственные достижения как участница ВДНХ СССР.

С 1978 г. сдано в эксплуатацию двухэтажное каменное здание типа восьмилетней школы. В 1981 г. сюда было перенесено первое здание, построенное при И.Н. Ульянове, представляющее для современников «Музей-мемориал И.Н. Ульянова». Ученических мест явно не хватало для приема всех желающих учиться. Число учащихся достигло 700, а учителей - 40 человек. Осуществленный в 1992 г. пристрой к зданию школы позволил увеличить число посадочных ученических мест до 640 [5].

В 1996 г. Ходарская средняя школа, как школа инновационного типа, в числе первых сельских школ была преобразована в школу-гимназию. В 1999 г. она стала победительницей Первого республиканского конкурса «Школа Года - 99» в номинации «Школа - хранительница села». В 2000 г. за эффективное ведение подсобного хозяйства коллектив школы-гимназии был удостоен Диплома лауреата Республиканского конкурса «Лучшее подсобное хозяйство». В том же году образовательное учреждение получило статус гимназии. В этом статусе она в 2006 г. стала обладательницей Гранта Президента Чувашской Республики в размере 200 тыс. руб. С этого времени в 10-11 классах началось профильное обучение. С сентября 2011 г. учреждение функционирует как Ходарская средняя

общеобразовательная школа (СОШ) [5]. Тем не менее материальная база школы продолжала укрепляться. В Ходарской школьной библиотеке, основанной в свое время И.Н. Ульяновым (некоторые книги были с его дарственной надписью) насчитывается около 5 тыс. книг, в том числе 4300 экз. - учебной литературы. Выписываются газеты и журналы 12 наименований [6].

В последние годы, в связи с известными демографическими процессами, а также с открытием средних школ в соседних деревнях, количество учащихся в Ходарской средней школе им. И.Н. Ульянова заметно снизилось. В 2015/2016 учебном году за партами в сельской гимназии сидело 167 детей, с которыми работали 26 педагогов [5].

Из педагогов Ходарской СОШ им. И.Н. Ульянова 5 имеют высшую категорию, 21 - первую категорию, среди них 2 заслуженных учителя ЧР, 1 - заслуженный работник культуры чР, 6 почетных работников общего образования РФ, 1 - почетный работник народного просвещения РФ, 2 награждены Почетными грамотами Министерства образования и науки РФ и 16 - Почетными грамотами Министерства образования ЧР. Такой высококвалифицированный состав учителей способен выполнять задачи, связанные с модернизацией образования в рыночных условиях и в период перехода в правовое государство.

Анкетный опрос, проведенный в декабре 2015 г. среди старшеклассников, показал, что в различных жизненных ситуациях они готовы к выживанию (см. таблицу) [5].

Результаты опроса среди старшеклассников Ходарской СОШ имени И.Н. Ульянова (декабрь 2015 г.), %

Владение навыками 9 класс 10 класс 11 класс

Водить автомашину 30 55 60

Водить трактор 10 55 15

Водить минитрактор 10 27 20

Водить мотоцикл, мопед 40 36,4 40

Плотничать 40 0 50

Слесарничать 40 45,5 5

Запрягать коня 0 9 5

Доить корову 40 82 65

Приготовить еду 100 100 100

За время своего 145-летнего существования Ходарская школа, носящая с 1940 г. имя своего основателя, с сентября 2011 г. именуемая «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Ходарская средняя общеобразовательная гимназия имени И.Н. Ульянова"», пережила ряд реорганизаций. Она дала образование более чем 8 тысячам крестьянских детей, из которых 4860 человек получили аттестаты о среднем образовании и гордо носят имя выпускника школы имени И.Н. Ульянова. Ее выпускники, став позднее специалистами различных отраслей народного хозяйства и культуры, находились в гуще событий, вносили посильный вклад в укрепление экономической мощи и независимости и престижа страны. Достаточно отметить, что среди выпускников школы - 13 докторов и свыше 30 кандидатов наук. В числе первых - В.П. Ар-сютов, В.А. Великов, Г.М. Волков, В.И. Ильдеменов, В.З. Мидуков, В.С. Макаров, К.С. Макарова, С.Д. Краснов, Г.М. Михеев, А.И. Петрухин, М.И. Ундрицов, Г.И. Федоров, В.И. Федюков. Достаточно велик список деятелей художественной культуры: писатели и поэты В.А. Долгов, А.В. Малов, А.Х. Таньков, Н.П. Иванов (Хутар), Ф.В. Федоров, художник П.В. Сизов, композиторы Д.Д. Ку-даков, Ю.Д. Кудаков, артисты эстрады В.М. Арисова, Е.В. Петрова, А.В. Улян-дина и др. Среди выпускников «ульяновской школы» - государственные мужи:

мэр г. Чебоксары Л.И. Черкесов, председатель Государственного комитета ЧР по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям В.И. Петров, уполномоченный по правам ребенка в ЧР В.В. Рафинов, председатель Чувашского регионального отделения Общероссийской общественной организации инвалидов войны в Афганистане Г.П. Матвеев, глава Шумерлинского района (20012011) В.А. Мурашкин, депутат Государственного совета ЧР В.П. Мидуков, руководители и специалисты самых различных отраслей народного хозяйства и культуры. В частности, 70 выпускников данной школы работают врачами [5]. Большинство из них после Ходарской школы имени И.Н. Ульянова поступили в Чувашский университет имени И.Н. Ульянова. «Ульяновская школа» поставляет своих выпускников в «Ульяновский университет», - с гордостью заявляют ходарцы. Каждый из выпускников Ходарской школы работает на своем поприще с самоотдачей, как это делал основатель школы.

Основателем Ходарского инородческого училища Буинского уезда Симбирской губернии (ныне Ходарская средняя общеобразовательная школа имени И.Н. Ульянова Шумерлинского района ЧР) был инспектор народных училищ многонациональной Симбирской губернии И.Н. Ульянов. Благодаря постоянной поддержке со стороны его соратника И.Я. Яковлева школа развивалась и стала центром просвещения в этом глухом уголке губернии. За 145 лет существования данный очаг культуры дал образование 8 тысячам сельских детей, из которых 4860 человек получили полное среднее образование и стали нужными стране специалистами и руководителями народного хозяйства и культуры.

Литература

1. Воробьев В.К. Школы Симбирского края, открытые и построенные при И.Н. Ульянове. Ульяновск: Вектор-С, 2008. 12 с.

2. Сергеев Т.С. Административная и инспекторская деятельность И.Н. Ульянова // Образование и общество. 2009. № 4 (5). С. 110-114.

3. Сергеев Т.С. Ходарская средняя школа имени И.Н. Ульянова Чувашской Республики (К 140-летию со дня открытия) // Фундаментальные исследования. 2011. № 4. С. 41-43.

4. Сергеев Т.С. Совместная деятельность И.Н. Ульянова и И.Я. Яковлева по просвещению чувашского народа // Фундаментальные исследования. 2011. № 8. С. 53-55.

5. Текущий архив Ходарской средней общеобразовательной школы им. И.Н. Ульянова.

6. Ходарская средняя общеобразовательная школа им. И.Н. Ульянова: сайт. 1^1.: http://www.hodargym-shumr.edu21.cap.ru/?t=eduid&eduid=4579 (дата обращения: 15.12.2015).

СЕРГЕЕВ ТИХОН СЕРГЕЕВИЧ - доктор исторических наук, профессор кафедры отечественной и всеобщей истории, Чувашский государственный педагогический университет им. И.Я. Яковлева, Россия, Чебоксары (tikhon-sergeev@yandex.ru).

T. SERGEEV

HODAR SECONDARY SCHOOL NAMED AFTER I.N. ULYANOV (To the 140th anniversary from the date of opening) Key words: teacher, inspector, I.N. Ulyanov, I.Ya. Yakovlev, public school, school.

The role of Hodar secondary school in the rise of cultural level of local people is shown. On the example of one of the Chuvash schools of multinational Simbirsk province demonstrated a tireless creative work of the enlightener of the peoples of the Middle Volga region I.N. Ulyanov. The role of Hodar secondary school named after I.N. Ulyanov is emphasized in raising the cultural level of the local population. The purpose of this article is to present a brief history of this cultural center founded by the inspector of public schools in Simbirsk province I.N. Ulyanov and operating in over 145 years. The article is mainly based on published literature and the current archive of the educational institution. It is written taking the achievements of modern historical-pedagogical science into account. Its materials can be used in the educational process and for replenishment of Museum collections.

References

1. Vorob'ev V.K. Shkoly Simbirskogo kraya, otkrytye i postroennye pri I.N. Ul'yanove [School of Sim-birian region, which were opened and built upon I. N. Ulyanov]. Ulyanovsk, Vektor-S Publ., 2008, 12 p.

2. Sergeev T.S. Administrativnaya i inspektorskaya deyatel'nost' I.N. Ul'yanova [Administrative and inspection activities by I.N Ulyanov]. Education and society, 2009, no. 4(5), pp. 110-114.

3. Sergeev T.S. Khodarskaya srednyaya shkola imeni I.N. Ul'yanova Chuvashskoi Respubliki (K 140-letiyu so dnya otkrytiya) [Hodar Secondary School named after I.N Ulyanov in Chuvash Republic (To the 140th anniversary from the date of opening)]. Fundamental research, 2011, no. 4, pp. 41-43.

4. Sergeev T.S. Sovmestnaya deyatel'nost' I.N. Ul'yanova i I.Ya. Yakovleva po prosveshcheniyu chuvashskogo naroda [Joint activities of I.N. Ulyanov and I.Y. Yakovlev on education of the Chuvash people]. Fundamental research, 2011, no. 8, pp. 53-55.

5. Tekushchii arkhiv Khodarskoi srednei obshcheobrazovatel'noi shkoly im. I.N. Ul'yanova [The Current Archive of Hodar Secondary School named after I.N. Ulyanov].

6. Khodarskaya srednyaya obshcheobrazovatel'naya shkola im. I.N. Ul'yanova: sait [Hodar Secondary School named after I.N. Ulyanov: site. Available at: http://www.hodargym-shumr.edu21.cap.ru/ ?t=eduid&eduid=4579 (Accessed 15 Dec. 2015).

SERGEEV TIKHON - Doctor of Historical Sciences, Professor of Russian and General History Department, Chuvash State Pedagogical University named after I.Ya. Yakovlev, Cheboksary, Russia.

Ссылка на статью: Сергеев Т.С. Ходарская средняя школа имени И.Н. Ульянова (к 145-летию со дня открытия) // Вестник Чувашского университета. - 2016. - № 2. - С. 139-144.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.