это мечты о мире и единении, о могучем заступнике, который может и выступить против несправедливости князя, и дать отпор кочевникам. В современном обществе - стремление иметь защитника в борьбе с преступностью, стихийными бедствиями, терроризмом, иностранными вторжениями, произволом властей и т.д. Кроме того, данные героические сюжеты являются своеобразным индикатором состояния этноса, что подчеркивает особую значимость героических образов в становлении и развитии народа и его культуры.
Литература
1. Балашов Д.М., Новичкова Т.А. Русский былинный эпос. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://feb-web.ru/feb/byliny/texts/bl1/bl1-021-.htm (дата обращения:
17.08.2010).
2. Гумилев Л.Н. От Руси до России: очерки этнической истории / послесловие С.Б. Лаврова. - М.: Айрис-пресс, 2003. - 320 с.
3. Красный Страж (Marvel Comics). Материал из Википедии - свободной энциклопедии. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 15.03.2011).
4. Пропп В.Я. Русский героический эпос. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://feb-
web.ru/feb/byliny/critics/rge/rge-001-.htm (дата обращения:
04.02.2011).
5. Тойнби А. Дж. Исследование истории: возникновение, рост и распад цивилизаций / пер. с англ. К. Я. Кожури-на. - М.: АСТ: АСТ МОСКВА, 2009. - 670 с.
6. Русское устное народное творчество. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://rusprogram.ru/f-31 (дата обращения: 18.03.2011).
7. Селиванов Ф.М. Богатырский эпос русского народа
[Электронный ресурс] - Режим доступа: http://feb-
web.ru/feb/byliny/texts/rf1/rf1-005-.htm?cmd=2 (дата обращения: 08.06.2011).
8. Субботина Н.Д. Суггестия и контрсуггестия в обществе. - М.: КомКнига, 2006. - 208 с.
9. Супергерой. Материал из Википедии - свободной энциклопедии. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/ (дата обращения: 16.03.2011).
Алексеев Дмитрий Сергеевич, соискатель Забайкальского государственного гуманитарнопедагогического университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Чита, e-mail: [email protected]. Бекишева Аксинья Викторовна, аспирант, ассистент кафедры изобразительного искусства и дизайна Института культуры и искусства Забайкальского государственного гуманитарно-педагогического университета им. Н.Г. Чернышевского, г. Чита, e-mail: [email protected].
Alexeev Dmitry Sergeyevich, competitor, Zabaikalsky State Humanitarian Pedagogical University named after N.G. Chernishevsky, Chita, e-mail:
Bekisheva Axinya Viktorovna, postgraduate student, assistant, department of arts and design, institute of culture and arts, Zabaikalsky State Humanitarian Pedagogical University named after N.G. Chernishevsky, Chita, email: [email protected].
УДК 316.3 - 053.81(082) © Л.Ю. Антонова
ХОББИ КАК СРЕДСТВО КУЛЬТУРНОЙ ИНТЕГРАЦИИ МОЛОДЕЖИ
В статье рассматривается хобби-деятельность в современных социально-экономических, социальнокультурных условиях. Способность хобби генерировать социально-культурную активность личности, а также роль хобби в социализации молодёжи.
Ключевые слова: досуг, свободное время, инициатива, культурная интеграция, культурная деятельность, общение, самовоспитание, социум, хобби.
L.Yu. Antonowa
HOBBY AS POSSIBILITY OF CULTURAL INTEGRATION OF YOUTH IN SOCIETY
In article the hobby-activity in modern social and economic, welfare conditions is considered. Ability of a hobby to generate welfare activity of the person, and also a hobby role in youth socialization.
Key words: leisure, free time, the initiative, cultural integration, cultural activity, dialogue, self-education, society, a hobby.
Современный человек чаще рассматривает мода, реклама, социальный статус. В ходе люби-
досуг как личное волеизъявление, в рамках ко- тельской деятельности каждый человек осознает
торого он реализует свободу действий, но на свою идентичность с культурной средой, глубже
выбор тех или иных занятий в свободное время интегрируется в жизненное пространство всего
влияют также социальные факторы, например, общества [1, c. 88].
Культурная интеграция - это неотъемлемая составная часть процесса социальной интеграции, связанная с повышением уровня культурного развития общества в целом и старшеклассников в частности. Культурная интеграция -глобальный процесс сближения национальных культур и ценностей, укрепления культурных, коммуникационных, цивилизационных связей, в ходе которого достижения науки и искусства, новые формы социальной и политической деятельности быстро распространяются и усваиваются в современном мире, формируя его целостность. Постепенно оформляются элементы новой, интегральной мировой культуры, которая соединяет в себе основные ценностные представления различных регионов, религий, культур. Распространяются ценности, благоприятствующие сближению народов и культур - терпимость и признание равноценности различных культурных систем, отказ от завышенной оценки собственной системы ценностей, признание ценностного многообразия. Вместе с тем культурная интеграция не означает унификации культурных норм, способов восприятия и осознания мира, культурных генотипов, систем традиций. Всякий этнос, государство, общество воспринимают из глобальной системы общекультурных связей и взаимодействий то, что соответствует традициям, менталитету, психологическому складу [5].
Культурная интеграция осуществляется на основе комплексной реализации мер политического, социально-экономического, психологопедагогического характера и активного усвоения социально-культурного опыта, а также участие молодёжи во всех видах жизнедеятельности общества. Среди них особую роль играет хобби как средство культурной интеграции молодёжи в социум.
Детская потребность в хобби - оптимальная возможность для родителей, педагогов, организаторов социально-культурной деятельности, максимально способствуя осуществлению хобби-деятельности, поддерживать и направлять в нужное русло любую детскую позитивную инициативу.
Хобби - вид человеческой деятельности, разновидность развлечения, любимое занятие, увлечение человека, на досуге для себя, для души. Хобби выступает как основополагающий фактор творческой деятельности в пространстве досуга, направленной на освоение ценностей культуры.
Хобби является источником социальнокультурной активности личности и определяет динамику перехода от инициативной деятельно-
сти к активному социально-культурному творчеству, ведущему к процессам социализации и инкультурации личности.
Хобби-деятельность в современных социально-экономических, социально-культурных условиях может становиться не только способом самовыражения и самореализации увлеченной личности, но, и экономическим стимулом, и действенным средством самообеспечения субъектов любительской инициативы в сфере досуга, и основой для самостоятельного вида деятельности таких как, предпринимательство, бизнес.
Вместе с тем, необходимо отметить, что в разных видах хобби его инициирующая роль различается по степени активности. И.М. Верещагина предлагает дифференцировать все хобби-занятия на три категории: а) активные, связанные с движением человека - это туризм, путешествия, ролевые игры, спортивные занятия, садоводство, коллекционирование, экстремальные увлечения, посещение выставок, театров и т.д.; б) пассивно-познавательные характеризуются тем, что при относительно спокойной динамике индивида происходит довольно активный процесс его познания через следующие увлечения: кроссворды, головоломки, интеллектуальные и «стратегические» настольные и компьютерные игры, чтение серьезной литературы, занятия творчеством, изобретательство, техническое моделирование и т.д.; в) пассивносозерцательные, то есть без изменения объекта любительства, занятие вязанием, шитьем, изготовлением поделок, рисованием, прослушиванием музыки, чтением занимательных книг и журналов, просмотром телесериалов - предпочитают заниматься интроверты, больше сосредоточенные на своем внутреннем мире, малообщительные и инертные [3, с. 48].
Больше всего возможностей для творческой активности, общения и реализации инициатив в тех организациях, которые представляют собой инициативное объединение людей на основе общего интереса. Это разнообразные кружки для детей и подростков (например, кружок любителей макраме, игрушек и поделок, технического моделирования и т.д.); любительские объединения молодежи и взрослых (объединения любителей фантастики, театра, фотографии, туризма и т.д.); инициативные клубы, которые представляют собой «разветвленную многофункциональную самодеятельную организацию увлеченных людей, инициатива которых ведет и к образованию кружков, и к созданию любительских объединений, и к развитию других активных форм социально-культурной деятельно-
сти, ориентированных на удовлетворение запросов и интересов не только клубистов, но и других категорий населения» [6, с. 112].
В настоящее время развитие любительства проходит в основном в форме самоорганизации объединений, которая способствует наиболее полной реализации социально-культурной активности индивидов, их воспитанию и самовоспитанию в процессе хобби-деятельности. Рассмотрим это на примере блоггинга и википедии - новых видов Интернет-хобби, которые стали значимым социальным явлением в жизни современной молодежи.
Блоггинг, или ведение публичных дневников в Интернете - наглядное подтверждение сочетания личностного саморазвития и социальной активности. Интернет-подписка на чтение дневников друг друга привела к тому, что блоггинг превратился в универсальную форму общения в Интернете и появились такие понятия, как «виртуальное сообщество», «электронная коммуникация». Сегодня с помощью блогов молодежь познает, трудится, самообразовывается, дискутирует, знакомится, играет; занимается творчеством, торговлей, посредничеством в делах и т.д. [4].
Аналитики называют блоггерство гражданской журналистикой, так как интересные, социально значимые события моментально находят отклик в миллионах дневников по всему миру. Известно, что блоггеры передавали информацию с места захвата террористами «Норд-Оста» в России; вели прямые репортажи во время боев в Ираке и в ходе ликвидации последствий цунами в Индийском океане; публиковали сводки и фоторепортажи о революционных событиях в Киргизии и т. д.
Блоги не только способ проведения досуга, общения с друзьями, с их помощью решается широкий спектр социально важных проблем. Популярность дневников в молодежной среде привела к тому, что они легко превратились в хобби не только школьников и студентов, но и многих известных людей: народных депутатов, журналистов, писателей, артистов, учителей, общественных деятелей и др.
Таким образом, динамизация блогинга от внутреннего анализа личности к средству ее социальной активности стала проявлять себя в России с 2001 года, когда появились первые русские блоги, и до настоящего времени, когда они трансформировались в массовое активное Интернет- хобби.
Другим примером перехода внутренней функции «виртуального клубного сообщества»
(саморазвитие) во внешнюю функцию (работа для других) является вики-движение [4].
Википедия - это онлайн-энциклопедия, которую могут редактировать все пользователи сети Интернет. Такое увлекательное занятие, как выписывание определений и прочей информации из книг, подбор цитат, создание учебных пособий, обычно являлось делом сугубо индивидуальным. Однако современные технологии Интернет позволили сделать составление энциклопедии массовым хобби для всех пользователей мировой сети и, более того, средством социального общения. При редактировании статей сталкиваются в дискуссиях разные мнения «редакторов», которым приходится, чтобы достойно отстаивать свою точку зрения, изучать специальную литературу по обсуждаемой теме, читать монографии, справочники и т.п. Так, постепенно википедия начинает способствовать не только активному общению, но и дает реальную возможность для самообразования ее редакторов.
В отличие от блогов, на википедиях существует иерархия пользователей («юзеры» - «админы» - «бюрократы»), которая приводит к образованию сложной социальной структуры с наличием партий, занимающих разные позиции по вопросам редактирования статей, выборов, голосований, системы википедических судов. Можно утверждать, что википедия становится не только энциклопедией, но и средством социально-культурной коммуникации, школой культуры социального взаимодействия и демократии.
Старшеклассники, чей досуг испытывает дефицит педагогического наполнения, ищут опасных приключений - в результате появляются нецивилизованные игры на грани жизни и смерти как своеобразный вызов общественной системе правопорядка. Любительская инициатива в данной ситуации не несет позитивности, а свободное время превращается в зону повышенного риска и деструктивных форм поведения.
Хобби способно генерировать социальнокультурную активность личности, проявляющуюся в ее стремлении к общественно значимым преобразованиям и культуротворчеству при целенаправленной любительской деятельности.
Активность - необходимое условие развития личности. Творческая активность в любительской деятельности становится важнейшей чертой самовыражения личности, ее свободы действий, самореализации. Ориентация на развитие и саморазвитие личности предполагает такую организацию хобби-занятий, которые нацелены
на всестороннее развитие и воспитание социально-культурной активности индивида.
Большинство исследователей педагогики досуга (Ю.А. Стрельцов, В.Е. Триодин, В.В. Туев,
Н.Н. Ярошенко и др.) считают, что главный способ обеспечения подрастающему поколению полноценного досуга состоит в том, чтобы предоставить возможности каждому индивиду активно проявить себя, свою инициативу в различных видах отдыха и развлечения. Наиболее удобные формы добровольного единения людей на основе общего интереса уже выработаны самой жизнью - это любительские объединения, кружки и клубы по интересам, инициативные клубы.
В хобби-деятельности человек осваивает новые для себя увлечения или совершенствует уже имеющиеся, увеличивая коммуникативное пространство, чему способствуют следующие значимые процессы:
1) направленность в системе связей, присутствующих в каждом виде деятельности. Это означает выявление личностью особо предпочтительных аспектов деятельности и усвоение их (личностный выбор определенного вида занятий);
2) сосредоточение внимания личности на своем выборе и подчинение ему всех остальных видов деятельности;
3) освоение и осмысление личностью новых социальных ролей.
Указанные процессы увеличивают возможности самовыражения и самоутверждения жизненной позиции молодого человека, активного проявления его творческих возможностей.
Ближайшая социальная среда, общество в целом должны создать благоприятные условия, обеспечивающие равные возможности для развертывания потребностей и способностей субъектов многообразной любительской деятельности. Чтобы представители молодого поколения посредством любимых занятий могли освоить культурное наследие, фольклор, народные игры, музыку, нравственные ценности; реализовать творческий потенциал и личностные качества, которые определяют конструктивное развитие индивида в течение последующей жизни [2, с. 89].
Социализация - это усвоение и воспроизведение человеком знаний, ценностей, норм, накопленных обществом. Наиболее интенсивен этот процесс в детстве и юности, когда подрастающее поколение с приобретением знаний и опыта начинает осмысливать свое место и роль в обществе. Хобби на данном возрастном этапе
может стать лучшим стимулом для формирования разносторонней личности и - в этом заключены его прогрессивные возможности, но хобби может превратиться в силу, отрицательно воздействующую на молодого человека, привести к ограничению его духовного мира и даже к асоциальным явлениям.
В этой связи особую актуальность приобретает проблема соотношения между направленным процессом социализации и количественно преобладающим стихийным, нередко негативным воздействием на индивида. Разрешение указанного противоречия заключается в целенаправленной деятельности различных социальных институтов, ориентированных на равновесие лично значимого и общественно значимого, на формирование общечеловеческих ценностей молодого поколения. Необходимо, чтобы у каждого человека было свое любимое занятие, реализующее социальные функции, которые больше всего отвечают его личным интересам и потребностям [3, с. 68].
На различных этапах жизни человека социализация имеет свои существенные особенности. Определены следующие возрастные этапы социализации через хобби-деятельность:
1. Социализация детей через хобби как игру и творчество имеет специфику, состоящую в том, что дети не могут самостоятельно распоряжаться временем и делать мотивированный выбор того или иного увлечения. В большей степени родители решают, какие склонности ребенка им следует развивать, направляя его в соответствующие кружки и студии. Формирование потребности в хобби у детей приводит к социализации их в творческом коллективе кружка, усвоению социальных ценностей от его руководителя, а это создает подходящие условия для проявления педагогического воздействия в хобби-деятельности.
2. Социализация подростков происходит в кружках, секциях, клубах по интересам, а также иных формах времяпрепровождения, которые они выбирают самостоятельно и в хобби-процессе не только получают полезные практические навыки, но и общаются со сверстниками и взрослыми, приобретая реальный опыт социального взаимодействия в коллективе.
3. Социализация молодежи и взрослых заключается в том, что, в отличие от детей и подростков, которые социальный опыт усваивают, взрослые, занимаясь любительством, проявляя инициативу в создании объединений, клубов и других досуговых форм, этот социальный опыт воспроизводят либо приобретают новый.
Процесс социализации личности тесно связан с инкультурацией - это процесс приобщения индивида к культуре, усвоение им существующих привычек, норм поведения, свойственных данной культуре. Если сущность социума - делать человека общественно активным, то сущность культуры - способствовать формированию духовно целостной личности и преодолению социально-ролевой ограниченности человека.
Творчество в хобби-деятельности в значительной степени формирует особенности культурного мира индивида, выступая одним из способов его инкультурации. Инкультурация молодых людей через элитарную культуру осуществляется индивидуально либо во всевозможных объединениях и клубах по интересам. Она сопровождается усвоением общечеловеческих ценностей и разнообразных знаний из области мировой культуры, подготавливая к высшему учебному заведению.
Правильно организованные хобби-занятия ведут к созданию коллектива, общности, способной к рациональной организации свободного времени, творческому созиданию; объединяют людей и открывают ранее неизвестные возможности личности. Как видно из вышеизложенного, спектр увлечений и деятельности российской молодежи достаточно широк, и в организации досуга подрастающего поколения мы наблюдаем сложные и противоречивые явления.
Таким образом, инициация творческой деятельности, проявляющаяся в хобби, должна, на наш взгляд, сопровождаться организационнопедагогическим и социально-культурным обеспечением этой деятельности, поиском таких управленческих решений, которые будут способствовать социализации и инкультурации включающихся в творчество индивидов, педаго-гизации их общения и досуга. Эта задача в современных условиях крайне сложная, требую-
щая гибких и эффективных методов, органически сочетающих управление и самоуправление, воспитание и самовоспитание и, в конечном счете, его гармоничное развитие.
Социально-культурная поддержка хобби как личностной любительской инициативы, т.е. целенаправленная деятельность социально-
культурных учреждений по организационнометодическому сопровождению и ресурсному обеспечению индивидуального любительства в сфере досуга, может способствовать развитию социальной активности личности и трансформации любительской деятельности энтузиастов досуга в активное социально-культурное творчество.
Литература
1. Аванесова Г.А. Культурно-досуговая деятельность : теория и практика организации: учеб. пособие - М.: Аспект Пресс, 2006. - 236 с.
2. Бестужев-Лада И.В. В субботу вечером // Воспитание увлечением. - М.: Молодая гвардия, 1985. - 156 с.
3. Верещагина И.М. Социально-культурная поддержка хобби как личностной любительской инициативы: дис. ... канд.пед.наук (13. 00. 05) - Кемерово, 2008. - 181 с.
4. Википедия: свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
5. Культурология: краткий тематический словарь / под ред. Г.В. Драч, Т.П. Матяш. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. -192 с.
6. Туев В. В. Технология организации инициативного клуба - М.: МГУКИ, 1999. - 250 с.
Антонова Людмила Юрьевна, старший преподаватель кафедры менеджмента социально-культурной деятельности Института сервиса и социальнокультурных коммуникаций Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий, г. Тюмень, e-mail: [email protected]. Antonowa Lyudmila Yurevna, senior lecturer, department of management of welfare activity, institute of service and welfare communications, Tyumen State Academy of Culture, Arts and Social Technologies, Tyumen, e-mail: [email protected].
УДК 821.512.31.0-13 © А.Л. Ангархаев, И.С. Болдонова
НЕКОТОРЫЕ МОТИВЫ В СОВРЕМЕННОЙ БУРЯТСКОЙ ПОЭЗИИ
В статье рассматриваются мотивы бурятской поэзии, оформившиеся на рубеже XX-XXI вв.
Ключевые слова: фольклорные мотивы, поэтическая интуиция, особенность анализа, мотивы восточной поэзии.
A.L. Angarkhaev, I.S. Boldonova SOME MOTIVES IN THE MODERN BURYAT POETRY