Научная статья на тему 'Хищения -- основная причина потерь дохода операторов'

Хищения -- основная причина потерь дохода операторов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
55
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Век качества
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Существует целый ряд причин, из-за которых операторские компании всего мира несут потери своих доходов от предоставления услуг связи. Однако по-прежнему наибольшее беспокойство вызывают различного рода хищения в области связи. Объясняется это тем, что услуги следующего поколения будут иметь еще большую стоимость и, кроме того, они основаны на технологически более сложных коммуникациях между многочисленными фирмами-партнерами, каждый из которых будет терпеть убытки от хищений в коллективном бизнесе. Таким образом, у злоумышленников появится больше не только желания, но и возможностей для совершения хищений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Хищения -- основная причина потерь дохода операторов»

II

Хищения - основная причина потерь дохода операторов

Существует целый ряд причин, из-за которых операторские компании всего мира несут потери своих доходов от предоставления услуг связи. Однако по-прежнему наибольшее беспокойство вызывают различного рода хищения в области связи. Объясняется это тем, что услуги следующего поколения будут иметь еще большую стоимость и, кроме того, они основаны на технологически более сложных коммуникациях между многочисленными фирмами-партнерами, каждый из которых будет терпеть убытки от хищений в коллективном бизнесе. Таким образом, у злоумышленников появится больше не только желания, но и возможностей для совершения хищений

Для того чтобы подготовить свои компании к подобным неприятностям, операторы уже в планах внедрения новой телекоммуникационной продукции должны предусматривать меры по обеспечению гарантий будущих доходов.

Проблема настолько актуальна, что ряд крупных аналитических компаний проводит исследования с тем, чтобы помочь операторам как можно более успешно бороться с противозаконной деятельностью и реально оценивать потери своих доходов. Так, в течение последних нескольких лет по заказу фирмы Subex (в прошлом Azure Systems) аналитическая компания Analysys Research провела исследование с целью оценки проблем, связанных

с хищениями в области телекоммуникаций.

Проведенные опросы операторских компаний показали, что в среднем в результате хищений они теряют около 11-12% своих доходов. В целом телекоммуникационная отрасль ежегодно теряет от этого до 100 млрд долл.

По мнению специалистов Analysys Research, с внедрением IP-сетей ситуация может еще больше усложниться. Операторам необходимо заранее подготовиться к такому нежелательному явлению, как хищения, поскольку после реализации IP-сетей сложившуюся ситуацию будет слишком сложно исправить.

Хищения являются проблемой как с точки зрения розничной, так и оптовой торговли услугами. При

ПРАКТИКА I Из зарубежных источников

розничной торговле наиболее часто встречаются хищения при подписке на услуги. Они совершаются людьми, называемыми скаммерами (scammers), которые желают получить услуги без последующей оплаты за них. Случается, что злоумышленники используют при этом поддельные имена или же предоставляют заведомо ложную информацию. «Call cell» scams - название, принятое в США, является еще одним видом хищений при подписке. В этом случае злоумышленник старается представить себя малым предпринимателем, владеющим, по крайней мере, 12 линиями связи. Приблизительно в течение месяца или двух такие мнимые предприниматели продают услуги дальней связи по часовому тарифу, после чего исчезают, не совершив необходимых оплат основному оператору.

Организованная преступность в области хищении

Независимо от того, кем совершаются хищения - частным лицом или же организованными преступными элементами - всякого рода хитроумные организации типа «Call cell organization» потенциально могут изъять у оператора 1 млн долл. в течение всего нескольких дней.

Второй вид хищений - это хищения, совершаемые в процессе взаимосвязи между стационарной и мобильной сетями, в результате которого происходит кража оплаты за завершение вызова, поскольку разговор переводится на другую сеть. В этот тип хищений включается и несанкционированное использование сети. Перепродажи эфирного времени, организация обходных путей на другие сети и произвольный доступ относятся к наиболее частым видам хищений организованного типа, с которыми сталкивается телекоммуникационное сообщество.

Одним из европейских пользователей были идентифицированы операторские компании, пропускающие SMS-спам в свои сети, используя при этом выдуманные адреса для получения доступа к сетям. SMS-сообщения приходили от операторских компаний, не имеющих разрешения на доступ к этим сетям. По существу хищение при подключении включает манипуляцию, фальсификацию или же удаление записей для того, чтобы спутать денежные расчеты между операторами.

Хищения в области мобильной связи можно рассматривать как беспроводную форму магазинных краж. Отличие состоит в том, что этот тип хищений не только наносит наибольший ущерб доходам операторов, но и приводит к снижению лояльности пользователей. В буду-

Сентябрь 2008 г.

51

ПРАКТИКА I Из зарубежных источников

щем при появлении IP-сетей и внедрения новых, все более сложных мобильных терминалов, в число которых входят смартфоны, наводняющие телекоммуникационные рынки, этот вид хищений станет наиболее распространеннным.

Статистика подтверждает факт появления еще более изощренных видов хищений в области мобильной связи. Согласно данным американской Ассоциации контроля за хищениями в области телекоммуникаций (Communications Fraud Control Assоciation - CCFA), 85% операторских компаний (как мобильной, так и стационарной связи) сообщают о том, что с 2003 г. потери от хищений возросли на 52%. В настоящее время потери от хищений во всем мире в денежном выражении составляют от 54 до 60 млрд долл.

Необходимо отметить, что существуют также хищения услуг мобильного роуминга. Данный вид хищения может произойти в случае, если местный поставщик услуг не передаст достаточно быстро информацию о протекании процесса использования услуги роуминга абонентом, переключившимся на сеть другого провайдера. В результате местный оператор вынужден будет платить оператору гостевой сети за деятельность мошенников в местной сети.

Хищения в области контента

С появлением услуги мобильной коммерции (ш-сошшегсе) хищения в области контента становятся для операторов всех стран мира еще более насущной проблемой. Например, если пользователь делает попытку загрузить клип, а затем заканчивает загрузку на уровне 95% до завершения процесса, он имеет право потребовать возмещения расходов, хотя при этом им получен практически завершенный клип, который затем многократно может быть им с успехом перепродан.

Подобные проблемы являются постоянной «головной болью» западных компаний, хотя у подобных историй есть и позитивная сторона.

По мнению президента ССЕЛ, опыт американских и западноевропейских операторов по выявлению хищений и борьбе с ними представляет огромную ценность для стран с развивающимися телекоммуникационными рынками, поскольку помогает их операторам заранее предусматривать в планах развития своего бизнеса уже проверенные меры по сохранению и защите доходов своих предприятий от хищений.

При возникновении хищений операторы, работающие на новых телекоммуникационных рынках, зачастую недостаточно хорошо оснащены, чтобы иметь возможность от-

следить свои потери, а порою даже не имеют представления о том, что произошло, поскольку такие хищения являются новыми для отрасли. Однако опыт США и Европы помогает некоторым таким операторам защищать свой бизнес от действий мошенников и сохранять доходы. К примеру, в апреле 2007 г. мобильный оператор Болгарии M-Tel, имеющий пользовательскую базу в 4 млн человек (53% болгарского рынка), сделал заказ на систему поддержки доходов фирме Ectel.

Аналогичное действие было предпринято грузинским оператором Geocell, выбравшим в сентябре 2007 г. компанию Orga Systems Media Control Point для поставки системы оплаты услуги передачи данных в масштабе реального времени. Работа в масштабе реального времени дает возможность исключить потери доходов от передачи SMS-сообщений и других услуг передачи данных, а также позволяет операторской компании контролировать все проводимые трансакции. Специалисты считают это весьма гибким подходом к решению проблемы.

Борьба с возможными лазеИками для хищениИ

Операторские компании проделали огромную работу по разработке технических методов для закры-

:::

c»news

І й h и М 1 О й и

30октября EOQ0 года, СЬти: ■ J«Mimip Wn I №1

Информационные технологии завтра

£

ЦНф0рВД™3311№ Фзгнлнэи&ч. стчрт «ВСЫ1ЩН1*!

ПСрЬГ 111.1Ь. Г11 | : Г' -: 11I:! 11 ЛЛЦЛ JEN::. И J.II ■! 1ГС ’□.■.IDIILT 11/

нб

Что дальше?

Г' -ВОДОгтомгс-!-! ||Э Г,!!' lit*-*'4

Kf ''zuiijrv-i ijBMiMT.iiri l пи: '■ p! nj uiifti hjmiir -1 IVHIP-1 Ц1ШНПИ I IT ~-l- IFnIla '

H.H :ih 1Л .л гтлнгЬ'л глглпгл!

іг-.імт-і

I*—.— -------■-*-*ц —

Ъ-г*---І- ЧІЦЛ—

rtPHUUIE 3111 ГкО-H-iLt < ЙЛОСЕЖЛНП

ri^.i-n-1 ■ 4 LI.■ і't-і' ■«Jh

П I 1-UPWB “ІІГЧ і niiv rl Р±іТ-Т.-!,i г,ІЧІ.jq-1

ПРИМИТЕ УЧАСТИЕ

е FASWlЖ rftiTpPTOft'kt

ti- dir U'm-. IU

■ > І.ІТИ Wi111 it І ііь'гччпгі

52

Век Качества N° 5

II

ПРАКТИКА I Из зарубежных источников

тия лазеек для хакеров, а идентификация краж и хищений при подписке является одним из наиболее обычных методов, применяемых для определения несанкционированного доступа к сетям. Появление услуг IP-телефонии (VoIP) вызвало совершенно иной подход к проблеме. Президент CCFA полагает, что в настоящее время операторы стремятся остановить хищения уже в самом начале процесса, так же как и предотвратить развитие проблемы хищений в сети до ее возникновения.

В последнее время хищениями уделяется гораздо больше внимания, чем это было ранее. Когда организация CCFA только начинала свою деятельность (1984 г.), никто вообще не упоминал о хищениях. Как правило, в компаниях существовал специальный департамент по борьбе с ними, но он практически бездействовал. Сейчас же операторы гораздо серьезнее обеспокоены потерями своих доходов.

И все же, несмотря на существующее понимание проблемы, хищение далеко не всегда является основной причиной потери доходов операторскими компаниями. В не меньшей степени компании теряют свои доходы из-за неэффективного ведения бизнеса, а именно - из-за многочисленных административных ошибок.

Интересно мнение по данному вопросу специалистов ассоциации Глобального биллинга (Global Billing Association - GBA), являющейся в настоящее время составной частью Форума телекоммуникационного менеджмента (TeleManagement Forum). Они полагают, что вопрос защиты от действий криминального мира не является самым насущным для операторов. Главная проблема заключается в обеспечении гарантий получения стабильных доходов за все услуги и приложения, поставляемые пользователям, благодаря чему операторские компании обретут уверенность. Это означает, что должна существовать возможность в определении и последующем исключении всех систематически случаю-

щихся ложных подключений, происходящих в процессе обслуживания пользователя с помощью традиционных компонентов системы эксплуатационной поддержки (OSS) и специальных систем, которые созданы той или иной компанией для противодействия потерям доходов.

Упомянутые специалисты также считают, что соответствующая работа в области защиты от хищений и обеспечения гарантий доходов операторов должна носить перманентный характер. Однако нужны и новые инвестиции в разработку новых, более сложных систем защиты от хищений. Действуя таким образом, компаниям удастся снизить потери доходов до 1-2%, но пока будут существовать сотрудники, в чьи обязанности входит сбор денежных средств за предоставляемые услуги, потери доходов продолжатся. По мнению аналитиков

TeleManagement Forum, в настоящее время в операторских компаниях трудятся люди, не обладающие профессиональными навыками должного уровня. Согласно данным GBA, наличие квалифицированного персонала весьма важный фактор, поскольку сотрудники, не имеющие необходимых навыков, не могут даже войти в базу данных клиентских заказов.

Если сравнивать финансовые потери компаний, вызванные хищениями, то придется констатировать, что существенно меньше страдают так называемые традиционные операторы по сравнению с операторами мобильной связи и альтернативными операторами стационарных сетей. Это объясняется тем, что традиционные операторы, как правило, обладают большим временем и более профессиональным штатом сотрудников, что позволяет им более тщательно идентифицировать потери доходов и разрабатывать стратегии и процедуры адаптации к подобному явлению. Региональные различия

Опросы, проведенные аналитической компанией Analysys Research, помогают определить различия по-

терь операторов в зависимости от места их деятельности. Выяснилось, что наибольшие потери несут операторские компании Северной Америки (до 14% от получаемых доходов). В отличие от своих североамериканских коллег потери западноевропейских операторов составляют в среднем около 5%. Объяснить такое различие - задача непростая. По мнению ряда экспертов, пытавшихся разобраться в данной ситуации, такое явление связано не столько с технологическими процессами, сколько с различиями в существующих национальных корпоративных законодательствах, касающихся составления отчетов о деятельности операторских компаний (в ряде стран они достаточно жесткие). Принятие некоторых законов, например закона Sarbanes-Oxley, вынуждает организации проводить прозрачную политику при составлении отчетов о своих прибылях и потерях доходов и быть более честными в признании существующих проблем. Таким образом, североамериканским компаниям рекомендуется при проведении опросов давать более полную информацию о своей деятельности и предоставлять реальные данные о финансовых потерях.

Компанией Anaysys Research также отмечается, что операторы Тихоокеанского региона имеют потери доходов выше среднего мирового уровня. Это происходит по двум причинам.

Во-первых, на ряде телекоммуникационных рынков данного региона отсутствует даже понимание самой концепции «гарантированности доходов». Во-вторых, телекоммуникационный рынок региона в целом представляет собой «коктейль» из либерализованных рынков и операторских компаний, приступивших к эксплуатации сетей следующего поколения. Это означает, что практика внедрения систем и мероприятий, обеспечивающих «гарантированные доходы», находится на самой ранней стадии освоения, как применительно к существующим, так и к будущим сетям. о

По материалам журнала Global Telecom Business

ХРОНИКА I Мероприятия

Постоянно действующая выставка Оренбургской области

1-3 октября в Оренбурге состоится X специализированная выставка «Техинформ. Связь. Безопасность». Организаторы выставки: Правительство Оренбургской области, Администрация г. Оренбурга, Торгово-промышленная палата и ОАО «УралЭкспо».

Сейчас в России, как и во всем мире, много внимания уделяется физической, информационной, экономической безопасности. Именно тема безопасности стала в последние годы основной на выставках «Техинформ. Связь. Безопасность». Обеспечение безопасности позволяет предприятию функционировать в спокойном режиме. Компании, предоставляющие услуги по охране здоровья людей, охране помеще-

й

ний, защите информации, демонстрируют свои услуги на выставке для всех посетителей.

Выставка «Техинформ. Связь. Безопасность» стала своеобразным смотром достижений и востребованным мероприятием для тех, кто стремится быть в курсе стремительного развития высоких технологий и их внедрения во все сферы жизни. www.uralexpo.ru

Сентябрь 2008 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.