Научная статья на тему 'Хищение коммунальных ресурсов: детерминанты и меры противодействия'

Хищение коммунальных ресурсов: детерминанты и меры противодействия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
536
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Виктимология
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО / КОММУНАЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ / СПОСОБЫ ХИЩЕНИЯ РЕСУРСОВ / ДЕТЕРМИНАНТЫ ПРИСВОЕНИЯ КОММУНАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ / МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ / ZHILISHCHNO-KOMMUNAL'NOYE KHOZYAYSTVO / KOMMUNAL'NYYE RESURSY / SPOSOBY KHI-SHCHENIYA RESURSOV / DETERMINANTY PRISVOYENIYA KOMMUNAL'NYKH RESURSOV / MERY PRO-TIVODEYSTVIYA

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бойко О.А., Панов С.Л.

В статье рассматриваются проблемы, связанные с присвоением потребителями коммунальных ресурсов в жилищно-коммунальной сфере, анализируются причины и условия присвоения гражданами потребляемых коммунальных ресурсов, предлагаются меры по противодействию указанному негативно-криминальному явлению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Purification of municipal resources: Determinants and measures of co-operation

The article deals with the problem related to the appropriation by consumers of communal resources in the housing and communal sector, analyzes the reasons and conditions for appropriation of communal resources by citizens, suggests measures to counteract this negative criminal phenomenon.

Текст научной работы на тему «Хищение коммунальных ресурсов: детерминанты и меры противодействия»

Виктимология 2(12) / 2017, с. 24-29

Бойко О. А. Панов С. Л.

ХИЩЕНИЕ КОММУНАЛЬНЫХ РЕСУРСОВ: ДЕТЕРМИНАНТЫ И МЕРЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ

В статье рассматриваются проблемы, связанные с присвоением потребителями коммунальных ресурсов в жилищно-коммунальной сфере, анализируются причины и условия присвоения гражданами потребляемых коммунальных ресурсов, предлагаются меры по противодействию указанному негативно-криминальному явлению.

Ключевые слова: Жилищно-коммунальное хозяйство, коммунальные ресурсы, способы хищения ресурсов, детерминанты присвоения коммунальных ресурсов, меры противодействия.

В условиях рыночной экономики природные ресурсы представляет собой товар, который можно не только продать или купить, но также украсть, растратить или присвоить. В настоящее время в условиях постоянного роста цен на коммунальные услуги вопрос экономии таких затрат является насущным для значительного числа граждан России. В связи с этим, немало граждан страны, которые хотят сэкономить на оплате потребляемых коммунальных ресурсов (все виды природных и энергетических ресурсов, доносимые поставщиками до потребителей независимо от типа жилья[8]) путем механического воздействия на счетчики воды, газа, тепла и электроэнергии.

Существует огромное множество способов отмотки или остановки счетчиков, — от банального просверливания отверстия в корпусе счетчика и торможения колесика при помощи иголки до применения сложных электронных устройств. Способы хищения потребляемых ресурсов зависят также как от типа энергоресурса, так и от группы потребителей. Однако большинство экспертов сходятся на том, что значительное число хищений коммунальных ресурсов базируется на несовершенстве приборов учета[4, с. 83].

Сегодня, технические параметры приборов учета потребляемых ресурсов нередко отстают от методов и способов

хищения. Так, в последнее время одним из «популярных» способов замедления (остановки) работы приборов учета коммунальных ресурсов — является метод использования возможностей неодимовых магнитов, представляющих собой уникальный сплав железа, бора и редкоземельного металла неодима и обладающих достаточно сильной индукцией для того, чтобы эффективно воздействовать на другие механизмы на расстоянии[9]. Принцип действия неодимовых магнитов заключается в остановке вращения некоторых моделей счетчиков при подаче электроэнергии, воды и газа. Снятие или устранение магнита восстанавливает полную работоспособность систем. Хищения коммунальных ресурсов (в том числе с помощью неодимовых магнитов) имеют достаточно четкую тенденцию к росту, особенно в регионах с низким уровнем жизни граждан.

Недобросовестные потребители коммунальных услуг надеются на то, что об их манипуляциях с приборами учета не станет известно в ресурсно-снабжающих компаниях, а они смогут полноценно потреблять ресурсы в неограниченном количестве без осуществления полноценных выплат.

К основным причинам присвоения потребителями коммунальных ресурсов (полностью или частично) следует отнести:

1. До сих пор воровство (в том числе коммунальных ресурсов), хотя бы «по мелочам», воспринимается отдельными гражданами как само собой разумеющееся — способ «борьбы за существование» [6, с. 11]. Необоснованное в ряде случаев значительное повышение цен на коммунальные ресурсы «подталкивает» часть потребителей на подтасовку показаний приборов учета, воспринимаясь как способ восстановления справедливости.

2. Существование в данной сфере жизнедеятельности так называемого «замкнутого круга»: наличие неплательщиков и убытков, связанных с хищениями коммунальных ресурсов вынуждают поставляющие компании постоянно повышать тарифы (например, увеличение платы за общедомовое потребление электроэнергии), которые вновь подталкивают отдельных несознательных граждан на различные махинации с приборами учета.

3. Рост тарифов на коммунальные ресурсы с одновременным увеличением количества «мощной» бытовой техники, используемой потребителями (в первую очередь владельцами коттеджей, дач) вызывает «желание» у последних пользоваться коммунальными ресурсами или в «тайне» от поставщиков (например, «на-брос» проводов нагрузки на линию электропередачи помимо счетчика), или снижать официальные показатели потребляемых ресурсов путем воздействия на приборы учета.

4. Определенные категории граждан (неработающие, многодетные семьи и др.) используют различные способы понижения фактических показателей приборов учета не в силу того, что они против повышения тарифов на коммунальные ресурсы, а потому, что вынуждены большую часть доходов расходовать на продукты питания, лекарства, которые в настоящее время значительно подорожали в связи с экономической ситуаций в стране. Если в среднем по стране доля платежей за коммунальные услуги в семейном бюджете — 12-15% (что уже выше среднемирового), то для неимущих слоев достигает 50% и более[1].

5. Большинство граждан страны незнакомы с нормативно-правовыми основами деятельности на рынках естественных монополий, принципами формирования тарифов на коммунальные услуги,

поэтому информация о структуре необходимых платежей, даже в случае ее обнародования, сложна для их понимания и дает основания по-разному ее толковать, нередко не в пользу поставщиков ресурсов.

6. В настоящее время нередки случаи, когда в квартирах, не обеспеченных проборами учета прописан один гражданин (исходя из этого начисляется оплата за потребление ряда коммунальных ресурсов), а постоянно проживает несколько человек, следовательно, и расходуется большее количество ресурсов, чем фактически оплачивается.

7. Установленные Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии России требования (например, ГОСТ-Р 51649-2014 «Тепловые счетчики для водяных систем теплоснабжения. Общие технические усло-вия»[11]) в отношении приборов учета, фактически не выполняются. В частности, приборы не проходят испытания на электромагнитную совместимость. Ни один из испытательных центров не проводит предусмотренные ГОСТом испытания на предмет проверки защищенности от несанкционированного доступа в память приборов. Доказать в последствие, что потребитель сознательно искажает показания приборов, очень сложно.

8. Отсутствие у поставляющих коммунальные услуги компаний из-за возможных санкций со стороны федеральной антимонопольной службы страны права на запрет использования потребителями типов счетчиков, которые «легко» поддаются внешнему воздействию. Незащищенность приборов учета представляет серьезную проблему для ресурсно-снабжающих компаний, которые практически в одиночку противодействуют незаконному потреблению коммунальных ресурсов.

9. Сотрудники ресурсно-снабжающих компаний, оформляющие платежные документы так загружены «бумажной» работой, что не в состоянии заниматься регулярным анализом ежемесячных показателей использования коммунальных ресурсов физическими лицами с целью обнаружения фактов резкого снижения их потребления в тот или иной период времени.

10. В Интернете (рекламные брошюры в почтовых ящиках) помещено значи-

тельное количество сайтов, которые предлагают с доставкой на дом широкий спектр (по размерам, мощности и цене) «умных» и «ресурсосберегающих» приборов учета (с изображением устройств для наглядности), влияющих на показание тех или иных видов счетчиков. Такие «умные» приборы учета практически не отличаются от обычных, имея схожую с заводскую пломбу, которую контролеры сетевых организаций в соответствии с действующим законодательством не имеет права вскрывать[3].

11. Ресурсно-снабжающие компании недостаточно эффективно выявляют факты присвоения коммунальных ресурсов. Это в основном связано с двумя при-чинами[16, с. 165]:

а) поставщики ресурсов компании знают, что они все равно эти деньги получат с владельцев жилья путем распределения потребленных ресурсов (расходов) в качестве общедомовых на всех собственников;

б) сложность выявления недобросовестных потребителей заключается в том, что в случае отказа квартиросъемщиков впустить контролеров для проверки показаний приборов учета, фактически лишает последних возможности выявить факты хищений коммунальных ресурсов.

12. Неизжитые до сих пор случаи получения сетевыми контролерами от недобросовестных потребителей взяток за сокрытие выявленных фактов хищения потребляемых коммунальных ресурсов.

13. К сожалению, в настоящее время сфера ЖКХ «не доросла» до эффективных рыночных отношений, связанных с развитием действительной конкуренции между предприятиями в указанном виде деятельности и предоставлением потребителям реального выбора определенного набора услуг по приемлемым ценам [12, с. 74].

14. Недостаточная правовая пропаганда со стороны представителей ресурсно-снабжающих компаний среди потребителей по вопросам последствий и ответственности за хищения коммунальных ресурсов.

Условия, способствующие хищению потребляемых услуг:

— приборы учета потребляемых ресурсов находятся обычно в доступном месте (как правило, в помещении владельца),

следовательно, нарушать их работу можно, не привлекая внимания, как со стороны соседей, так и контролирующих органов;

— наличие воздушных линий электропередачи напряжением до 1000 вольт и ввод в здания электропроводов без изоляции, имеющих значительное количество ответвлений и спусков, — создает условия для подключения нагрузки (как правило, бытовой) помимо учета;

— правовая безграмотность и пассивность собственников помещений в многоквартирных домах.

К мерам противодействия присвоению коммунальных ресурсов потребителями следует отнести[2, с. 26, 7, 10 с. 137]:

1. Полномасштабное использование правовых административно-уголовных мер для неотвратимого воздействия на расхитителей коммунальных ресурсов.

Присвоения потребителями коммунальных ресурсов квалифицируются как административные правонарушения (ст. 7.19 КоАП РФ «Самовольное подключение и использование электрической, тепловой энергии, нефти и газа», ст. 7.20. КоАП РФ «Самовольное подключение к централизованным системам водоснабжения и водоотведения») и влекут за собой компенсацию в гражданском порядке реально причиненного ущерба и наложение административного штрафа.

В случае причинения вреда в крупном размере на сумму свыше 250 тыс. рублей в результате безучетного использования коммунальных услуг наступает уголовная ответственность по ч. 1 ст. 165 УК РФ (причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием).

За действия, связанные с рекламой на сайтах Интернета приспособлений (например, неодимовых магнитов), предназначенных для «отмотки» показаний счетчиков предусмотрена административная ответственность по ст. 14.3 КоАП РФ «Нарушение законодательства о рекламе».

2. Реализация на практике положений, закрепленных в Федеральном законе № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства», направленных на повышение уровня информированности граждан по вопросам предоставления услуг жилищно-коммунального хозяйства

и эффективности деятельности профильных органов власти, создания условий повышения качества, полноты и эффективности оказания коммунальных услуг населению и организациям[15].

3. Осуществление во всех регионах страны необходимых мер по внедрению автоматизированной системы коммерческого учета энергетических ресурсов (АСКУЭ) в качестве расчетной системы учета, которая позволяет реализовать следующие возможности: организовать точный, достоверный и одновременный учет у потребителей всех поставляемых коммунальных ресурсов; своевременно выявить попытки вмешательства в работу приборов учета с целью искажения данных о потреблении ресурсов или их хищения; дистанционно ограничить или прекратить подачу электрической энергии недобросовестным потребителям и др.

4. Одна из мер эффективной борьбы с «подкручиванием» счетчиков — установка в квартирах потребителей «умных» электронных приборов учета, постепенно приходящих на смену индукционным. Например, установка потребителям коммунальных ресурсов счетчиков модели «Пульсар», оснащенных электронным блоком и передающим сигнал тревоги по собственному радиоканалу. Считывать с них информацию можно при помощи специального прибора на расстоянии и без уведомления владельцев, занимающихся хищениями коммунальных ресурсов.

5. С учетом выявления ресурсно-снабжающими компаниями значительного числа хищений коммунальных ресурсов с помощью неодимовых магнитов, повсеместное внедрение в систему контроля за работой приборов учета пломб-индикаторов магнитного поля «АНТИ МАГНИТ». Оснащение приборов учета пломбами «АНТИ МАГНИТ» позволяет не только выявить, но и доказать факт хищения ресурсов с применением магнита.

6. С целью эффективного противодействия незаконному вмешательству в работу приборов учета коммунальных ресурсов — установка при их приемке в эксплуатацию специальной антимагнитной наклейки, представляющей собой пластиковую двухслойную основу с встроенной специальной капсулой и имеющей индивидуальный порядковый номер.

При попытке сорвать пломбу верхний слой отслаивается и проявляется надпись вскрыто, восстановить которую путем возврата на место не возможно. При воздействии магнитного поля в капсуле суспензии разрывается и заполняет собой пространство счетчика.

7. Использование повсеместно положительного опыта ряда регионов страны, где в системе «Энергосбыта» сформированы и действуют мобильные рейдовые бригады, укомплектованные современным оборудованием и транспортом, что позволяет с большой точностью определить место несанкционированного отбора энергии и оперативно прибыть на место правонарушения[5].

8. Постоянный анализ контролерами ресурсно-снабжающих компаний способов хищения коммунальных ресурсов потребителями, что позволит повысить эффективность работы по данному направлению.

9. Подключение к работе по противодействию хищениям коммунальных ресурсов в многоквартирных домах добросовестных плательщиков, которые вынуждены платить из-за действий расхитителей значительные денежные средства в счет общедомовых расходов. Кроме того, возможно использование ресурсно-снабжающими компаниями в работе с населением такого механизма, как выплата материального вознаграждения за информацию о хищениях коммунальных ресурсов. Также внедрение системы поощрений со стороны товариществ собственников жилья заключающейся в том, что за своевременную оплату потребляемых ресурсов к собственнику будет применяться система бонусов, включающая в себя льготную помощь в виде оказания коммунально-бытовых услуг.

10. Усиление роли региональных «Обществ защиты прав потребителей» по вопросам защиты интересов владельцев жилья в спорах с ресурсно-снабжающими компаниями, неоправданно завышающих тарифы на коммунальные услу-ги[14, с. 37].

11. Создание в поставляющих компаниях бесплатного телефонов доверия, на которые круглосуточно граждане могли бы позвонить и сообщить об ставших им известных фактах хищения коммунальных ресурсов.

12. Пропаганда среди потребителей

законных способов уменьшения платы за коммунальные ресурсы: например, использование энергосберегающих приборов и ламп, установка электронных счётчиков с тарифами для ночного и дневного потребления и т.д. [13, с. 54]

Предложенные меры по противодей-

ствию присвоению коммунальных ресурсов не являются исчерпывающими, но их реализация положительным образом скажется на улучшении ситуации в данной сфере жизнедеятельности граждан и повлияет на снижение объемов хищений ресурсов.

ПРИМЕЧАНИЕ:

1. Иванишина Т. Пять главных причин, почему люди не платят за квартиру // Сред-неуральская волна. 2014. № 62. 8 апр.

2. Канаев П. «Закручивание гаек» против подкручивания счетчиков // Энергетика и промышленность России. 2013. № 8. С. 26-27.

3. Красновская Т. Антимагнитные пломбы позволят уменьшить ОДН // Великолукская правда. 2014. 20 март.

4. Кривоногов С.В. Анализ хищений электроэнергии в коммунально-бытовом секторе // Вестник НГИЭИ. 2014. № 10. С. 82-88.

5. Кузьмичев С. Щит от хищений // Богородская газета. 2013. 5 апр.

6. Логинов Д. За свет не платим! // ЭЖ-Юрист. 2012. № 3. С. 11-12.

7. Мариничева О., Соловова Т. Экзамен для счетчика // Электронный журнал «Коммунальный Комплекс России». 2015. № 1.

8. Постановление Правительства РФ от 6 мая 2011 года № 354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»): в ред. постановления Правительства РФ от 27 февраля 2017 года № 232 // СЗ. РФ. 2011. № 22, ст. 3168

9. Стаценко Д. Жулики наживаются на махинациях с магнитами для электросчетчиков // Петербургский дневник. 2013. 28 дек.

10. Степанов В.В. Актуальные вопросы противодействия преступлениям в сфере ЖКХ (на примере Пермского края) // Криминологический журнал. 2014. № 3. С. 135-139.

11. Теплосчетчики для водяных систем теплоснабжения. Общие технические условия. ГОСТ Р 51649-2014. М. Стандартинформ, 2015.

12. Тюрина Д. Острый вопрос — ЖКХ // Государственная служба. 2016. № 2. С. 74-75.

13. Учет потребления энергоресурсов. Права, обязанности и ответственность поставщиков и потребителей: Круглый стол 25 февраля 2016 г., Госдума, Москва // Энергетика и право. 2016. № 1. С. 53-61

14. Фатыхов М.Х. Защита интересов граждан в сфере тарифообразования // Законность. 2015. № 5. С. 37-39.

15. Федеральный закон от 21 июля 2014 года № 209-ФЗ «О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства»: в ред. Федерального закона от 28 декабря 2016 года № 469-ФЗ // СЗ РФ. 2014. № 30 (Часть I), ст. 4210.

16. Якименко О.Ю. Задолженность за коммунальные ресурсы как предмет ведения органов местного самоуправления // Пробелы в российском законодательстве. 2013. № 5. С. 165-167.

О

БОЙКО Ольга Альбертовна, кандидат юридических наук, доцент кафедры криминологии, психологии и педагогики Омской академии МВД России. E-mail: mario011@mail.ru

ПАНОВ Сергей Леонидович, кандидат юридических наук, ветеран МВД России (Омск).

E-mail: spanov1960@mail.ru

Boyko O. A. Panov S. L.

PURIFICATION OF MUNICIPAL RESOURCES: DETERMINANTS AND MEASURES OF CO-OPERATION

The article deals with the problem related to the appropriation by consumers of communal resources in the housing and communal sector, analyzes the reasons and conditions for appropriation of communal resources by citizens, suggests measures to counteract this negative criminal phenomenon.

Keywords: Housing and communal services, utilities, ways to steal resources, the determinants of appropriation of communal resources, countermeasures.

BOYKO Olga Albertovna, Candidate of Law, Associate Professor of the Chair of Criminology, Psychology and Pedagogy of the Omsk Academy of the Ministry of Internal Affairs of Russia. E-mail: mario011@mail.ru

PANOV Sergey, Candidate of Law, Veteran of the Ministry of the Interior of Russia (Omsk).

E-mail: spanov1960@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.