Научная статья на тему 'Хиппи Краснодара: элементы костюма и их коммуникативные функции'

Хиппи Краснодара: элементы костюма и их коммуникативные функции Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
519
180
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник Евразии
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Хиппи Краснодара: элементы костюма и их коммуникативные функции»

ОБЩЕНИЕ

Хиппи Краснодара: элементы костюма и их коммуникативные функции

Александра Гуринова

Я вышел рано утром,

Со сна негромко зевая.

Между путями трамвая Сел, «Хиппи Шейк» напевая. Пачку достал сигарет —

Хиппи я или нет?

Рядом присела девчонка В свитере до колен.

Я ей представился: — Мартин. Она ответила: — N.

Извлекла молоко из сумки, Следом — печенья «Крокет». Хиппи N или нет?

Потом подошла группа наших Очень славных ребят.

У одного из них волосы Были до самых пят.

Мы снова были все вместе — Дайте же всем нам ответ:

Хиппи мы или нет?

На Горской нас все-таки взяли, Когда я пытался запеть.

Злыдни крыла заломали —

Нам оставалось терпеть.

Но я агитнул сержанта:

— Послушай, тебе ж двадцать лет! Хиппи ты или мент!

А. Кириллов1

Александра Валерьевна Гуринова, студентка Института экономики и управления Кубанской государственной медицинской академии, стажер-исследователь Центра антропологических исследований, Краснодар, участник Школы молодого автора 2004 года.

Цель настоящей статьи — исследование символических функций материальных предметов одного из сообществ хиппи города Краснодара. Рассматривать предметный мир изолированно, без внимания к тем сферам, которые им регулируются, невозможно2. В связи с этим я сочла необходимым затронуть такие темы, как вхождение в группу хиппи, статусный рост внутри группы, стандартные интеракции и др. Таким образом, основным объектом исследования являются сообщества хиппи Краснодара, предметом же — вещи из повседневного обихода хиппи и знаковые функции этих вещей.

Достижение указанной цели предусматривает постановку и решение следующих задач: вхождение в поле, установление контакта; сбор материалов, анализ и интерпретация полученных данных. Исследование находится на начальном этапе, поэтому здесь я ограничусь представлением материалов этнографического характера, которые мне удалось изучить наиболее основательно.

В современной российской науке тема предлагаемого исследования представлена лишь несколькими публикациями3, поэтому любые новые данные, на мой взгляд, будут иметь самостоятельное эвристического значение. Сообщества хиппи Краснодара, как и мир вещей-символов, значимых для коммуникации внутри этих сообществ, насколько мне известно, вообще не становились предметом исследования. Больше повезло столичным хиппи. В 1990—1991 годах Т. Б. Щепанская4 в течение длительного времени наблюдала за представителями их сообществ в Москве и Ленинграде (теперь Санкт-Петербург), затем, основываясь на собранной информации, подготовила и опубликовала монографию. В этой работе рассмотрены символы и их значение для входящих в систему (то есть для самих хиппи), а также прочтение этих символов основным обществом (так исследователи иногда именуют городскую публичность)5. Ще-панская обращается к изучению таких актуальных для наблюдавшихся ею сообществ символов, как смерть, сумасшествие, криминал и наркотики, детство, бедность, бесполость, бесстатусность, естественность, пассивность и другие6. Следует отметить, что перечисленные символы значимы и для краснодарских хиппи, однако у них эти символы выражены не так ярко, а некоторые вообще теряют свою актуальность. Большое внимание Щепанская уделяет фенечкам, которые считает ключевым символом: обрядам их дарения, мифам о феньках, видам фенечек. Многое из того, о чем она пишет в этой части работы, не является приемлемым для краснодарских групп хиппи, например, деление фенек на личные и на те, которые

изготавливаются для постоянного передаривания. Также при изучении краснодарских сообществ мне не доводилось встречаться с феноменом «вечных фенек», то есть шрамов — хотя, возможно, в будущем появятся новые данные на этот счет. В целом, в монографии Щепанской достаточно полно описаны «системы» Москвы и Ленинграда 1990—1991 годов, однако без детального рассмотрения остались такие важные для сообщества хиппи символы, как хайрат-ник, ксивник и прическа; поэтому в своей статье я специально на них останавливаюсь.

Вход в поле

Еще до того, как я обратилась к социально-антропологическому изучению движения хиппи, я, волею случая, оказалась причастной к одному из сообществ хиппи Краснодара. Общение с представителями группы, знакомство с рассказами о «волосатых» постепенно предопределили формирование у меня научного интереса к этому сообществу, мой «круг чтения». Иначе говоря, поскольку одна из сфер моей повседневности стала также сферой научного интереса, «вход в поле» произошел прежде, чем было принято осознанное решение «войти».

Первые контакты с хиппи случились на фестивале самодеятельной песни (КСП), куда я была приглашена подругой. Фестиваль проводится в Краснодарском крае три раза в год и собирает большое количество молодежи. Благодаря дружеской атмосфере, царящей на КСП, я приобрела много новых друзей, среди которых оказались и сторонники «хиппизма». Слабо выраженная иерархия позволила без труда войти в группу хиппи, я стала посещать места их встреч (тусовок), знакомиться с их культурой и с тем, что можно назвать формами реализации их идентичности. Возникший научный интерес к данной группе я попыталась сфокусировать на тех материальных предметах, которыми наглядно удостоверяется принадлежность их владельцев к хиппи. Свои наблюдения я фиксировала в полевом дневнике. Позднее удалось взять интервью у некоторых представителей одного из краснодарских сообществ хиппи. В ходе интервью затрагивались следующие темы.

1. Источники получения информации о движении хиппи (до вхождения в группу).

2. Как состоялся первый контакт, как стать членом сообщества, первые впечатления от членства.

3. Статусная иерархия, разделение на пионеров (недавно примкнувших) и олдовых (давно принадлежащих к общине).

4. Соотношение элементов костюма со статусной иерархией.

5. Фенечки: кто их дарит и как, каким значением они наделяются; изменение восприятия значения фенечек со временем (с возрастанием статуса); значение волос, в том числе — в какой момент они были обрезаны и что на это повлияло.

6. Места тусовок: Утриш7, КСП.

7. Феномен объединения молодежи в отдельные сообщества.

8. «Изменение мышления», «переоценка ценностей».

9. Отказ от «хипповского» образа жизни.

Таким образом, основными источниками исследования явились материалы глубинных интервью и записи полевого дневника8.

Те, кто вступает в группы хиппи, узнают об этом движении из телевизионных передач (общая информация) и/или от знакомых (как правило, являющихся одновременно и посредниками, приглашающими в группу хиппи). Один из моих информантов, Максим, рассказывает: «Идут два чувака с длинными волосами, с тесемками на голове, в джинсах, в клетчатых рубашках и босиком. Но я не знал кто это. Я спросил Татьяну Ивановну, учительницу по истории искусств, кто это такие, она сказала хиппи».

Вход в группу предполагает демонстрирование элементов костюма (фенечек, длинных волос), значимых внутри сообщества, которые и определяют в глазах хиппи принадлежность к этому сообществу. «Пионеры» придают большое значение этим элементам, а также жестам и арго, посредством их чрезмерного использования всячески подчеркивают свою принадлежность к группе. Олдовые, увидев незнакомого человека, стремятся получить максимум информации о нем. Сведения о данном новичке позволяют участникам интеракции понять, чего он ждет от них и что они могут ожидать от него. Для этого в их распоряжении имеются многие знаковые системы: костюм, язык, жесты. Свой первый контакт с краснодарскими хиппи мой информант Андрей описывает так: «Я был волосатый, в майке «Let it be», очень грязный, несчастный; я был молодой, они старые. Они меня увидели». Так с помощью «читаемых» в сообществе хиппи знаковых систем осуществилась коммуникация, и Андрей, до того — одиночка в незнакомом городе, получил пищу, место для ночлега и общение.

Костюм хиппи

П. Г. Богатырев выделяет следующие типы костюма: будничный, праздничный, торжественный и обрядовый9, однако данная типология неактуальна для краснодарских хиппи. Можно лишь отметить, что их праздничный костюм отличается от повседневного большим количеством разного рода украшений; в целом же между ними нет существенных различий, костюм хиппи можно рассматривать одновременно и как будничный, и как праздничный. Возможно, объясняется это тем, что большинство хиппи не занято на производстве, существуя за счет средств, полученных аском10. Те же представители краснодарского сообщества, которые работают, стараются занять такие рабочие места, где бы терпимо или безразлично относились к их специфическому костюму.

Рассмотрим, вслед за Богатыревым, некоторые функции костюма.

Практическая функция вполне свойственна костюму краснодарских хиппи, что связано, видимо, с важной ролью путешествий, являющихся неотъемлемым атрибутом культуры хиппи. Такие непременные элементы костюма, как майка, джинсы, кеды рассматриваются представителями сообществ хиппи как «очень удобные и практичные». Хиппи часто приходится ночевать на улице, в лесу, в заброшенных зданиях («если нет вписки» п), то есть оказываться в ситуациях, когда бессмысленно заботиться о том, чтобы одежда не была помята или испачкана.

Эстетическая функция. Люди, принадлежащие к «основному обществу», говорят о «неопрятности» хиппи, имея в виду в первую очередь растянутые свитера и потертые джинсы. Но в кругу самих хиппи нарочитая неряшливость имеет смысловое значение: приобретая новую вещь, ее стремятся как можно быстрее лишить стандартной обезличенности, «оживить». Красиво то, что «живое», «настоящее»; особенно же красивой считается вещь, в создании которой участвовал тот, кто ее носит. Обычные способы участия — вклиненный в джинсы клеш, надпись на майке, бубенчики, перья, другие элементы.

Функция возрастной стратификации. Для тех, кто недавно вошел в сообщество, вещи важнее, чем действия. Новичка можно определить по обилию украшений, некоему максимализму в их использовании. Так, знак мира пацифик12 у них увеличенных размеров, цветы вышиваются в избытке, зачастую они пишут на стенах битловское «All you need is love», даже не зная перевода. Олдовым не нужна

самопрезентация такого рода. Обычно они ограничиваются одной надписью на майке, которая, по их мнению, имеет более глубокий смысл, чем все изощрения новичка.

Функция половой дифференциации, напротив, не свойственна костюму хиппи. Мужской и женский костюмы не имеют различий, отсутствуют, например, такие элементы принадлежности к определенному полу, как декольте, подчеркнутая талия, разрезы. Увидев толпу хиппи, мало кто сможет сразу безошибочно определить пол того или иного представителя сообщества: у всех длинные, распущенные волосы, свободные майки, джинсы, фенечки. Возможно, это связано с идеей равенства всех людей, независимо от их социального статуса и пола.

Для того, чтобы ясно представлять региональные особенности костюма и соответствующие им функции, необходимо провести сравнение краснодарских хиппи с сообществами других регионов, что я и планирую сделать в будущем.

Фенечки

Если говорить о фенечках как об элементе культуры хиппи, то они имеют несколько значений13. Более взрослые хиппи14 считают их главным атрибутом костюма, у нынешнего поколения они приобрели статус украшения, изменив или утратив сакральное значение. Считается важным подарить феньку другу/подруге; когда же плетешь феньки, необходимо, по мнению хиппи, думать о том, кому они предназначаются. Фенечка — это всегда подарок, ее никогда не плетут для себя. Нельзя покупать фенечки в магазинах, в этом случае теряется их значение.

Материалом для изготовления фенечек у краснодарских хиппи обычно служат нитки «мулине», бисер, стеклярус. Нитяные феньки (рис. 1) ценятся больше, потому что их сложнее плести. Вообще изготовление фенечек весьма трудоемкое занятие, требующее внимательности и сосредоточенности. У многих представителей сообщества хиппи имеются самодельные станки для плетения фенек, которые несколько упрощают процесс. Это закрепленные на плоскости иголки, в которые продеваются нитки. Фенечка не снимается, поэтому обычно ее довязывают на руке и она не имеет застежек. Носят же ее до тех пор, пока не перетрутся нитки и она не потеряется.

Особое значение придается цвету, который подбирается индивидуально, для конкретного человека. Существуют устойчивые цветовые сочетания-символы, например, красно-белое означает free love, различное сочетание желто-зелено-коричневых цветов — пристрастие к марихуане, голубой цвет — покой и умиротворенность, желтый — тоску, белый — свободу, черный — мистику. Перед тем как начать плести феньку, продумывается рисунок. Он должен быть неповторимым, очень важно, чтобы не было второй такой фенечки — тогда тот, для кого она плетется, получит талисман, «способный наделить силой именно его».

Надевая фенечку, загадывают желание: считается, что когда она теряется или рвется — желание исполняется. Как утверждает Андрей: «Желания реально сбываются». В тусовке часто можно услышать истории о магических функциях фенечек. Одна из самых распространенных легенд повествует о девочке, носившей фенечки и придававшей им сакральное значение. Она поспорила со всем Краснодаром, что в том месте, где она закопает одну из фенек, вырастет дерево. Дерево действительно выросло. Причем пересказчики этой истории утверждают, что сами видели дерево и что оно «волшебное». В целом, наблюдается функциональное разделение: одни используют фенечки как украшение, другие — как талисманы и амулеты.

На голове у представителя сообщества хиппи можно иногда увидеть вышитую тесьму, или кожаный шнур — хайратник (рис. 2). Его, в отличие от фенечек, носят не постоянно и далеко не все. Процесс изготовления хайратника сходен с процессом изготовления фенечек. Олдовые надевают хайратник, когда находятся среди «своих» и хотят поделиться опытом, рассказать одну из историй «о жизни, полной любви». Я присутствовала на тусовке, где олдовый рассказывал о далекой стране Христиании. Перед тем, как начать рассказ, он достал из холщовой сумки хайратник и стал повязывать его вокруг головы. Он не произносил ни слова, не предлагал послушать его, однако все (в том числе и я) стали рассаживаться на полу в ожидании. Считается, что хайратник имеет сразу несколько функций: удерживает волосы; «защищает разум от плохих мыслей»; «активизирует умственную деятельность».

Ксивник — небольшая, но очень удобная сумочка, которую носят на груди (рис. 3). Шьется преимущественно «своими руками», однако возможно и приобретение его в магазинах. Важен материал, из которого ксивник сшит. Желательны натуральные материалы: конопля, лен, хлопок: они дают «ощущение единства с природой, естественность». Как правило, на ксивнике вышиваются бисерные узоры (цветы, пацифик) или просто, обычной ручкой, делаются

Рис. 2. У Васи. На голове хозяина — хайратник

надписи (имена, названия городов, пожелания, оставленные друзьями). Ксивник незаменим в путешествии автостопом — в него кладут документы, деньги, ценные вещи. Хиппи может отправиться в путешествие без рюкзака с теплыми вещами и сухарями, но для него немыслимо выйти на трассу без ксивника.

Еще один значимый атрибут хиппи, присущий и краснодарским группам, — специфическая прическа. Длинные волосы — это протест, противопоставление себя «основному обществу», где волосы коротко стригут, сбривают или укладывают во всевозможные прически. «Пионеры» считают длинные волосы очень важным знаком, наделяют их магическим значением, считают, что чем длиннее волосы, тем большим авторитетом обладает данный хиппи. «Ветераны» движения утверждают, что нельзя доверять расчесывание волос случайному человеку, а волосы, выпавшие при расчесывании, выкидывать нельзя, нужно сжигать15. «Пионеры» полагают, что, отпустив волосы, они смогут более глубоко проникнуться «хипповской идеей». Девушки видят в длинных волосах у молодых людей некую эстетику («это просто красиво»).

Пробыв в сообществе некоторое время16, хиппи перестают придавать большое значение прическе и разного рода украшениям. Ан-

дрей называет этот момент «переоценкой ценностей» и связывает его с «взрослением». Как правило, на руке остается всего одна фенечка, позже отказываются и от нее. Волосы обрезаются по самым различным причинам. «Яносил длинные волосы. Ну, мама как-то сказала: давай пострижемся. И я постригся. Не хотелось из-за такой ерунды портить отношения с мамой, — говорит Андрей, — хотя мама уже практически потеряла надежду увидеть меня с короткой стрижкой». В какой-то момент семиотический статус вещи перестает быть актуальным, то, что считалось неотъемлемым и очень важным знаком, становится «ерундой, из-за которой не хочется портить отношения с мамой». Называются и иные причины: «гопники достали», «депрессия», служба в армии.

* *

*

Специфический предметный мир позволяет разграничить хиппи и не хиппи (имеются в виду как другие молодежные сообщества, так и «основное общество»). Вещи функционируют как знаки, служащие своеобразными паролями доступа в группу, моделируют интеракции, визуализируют статусную иерархию. Дальнейшее изучение хиппи позволит более детально рассмотреть эти аспекты функционирования сообществ хиппи и другие, связанные с иными знаковыми системами, среди которых можно назвать мифологические нарративы, протестное поведение, места тусовок и способы их организации, отношение к приготовлению и употреблению пищи, отношение к жилищу и т. д.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Текст песни новосибирской группы «Калинов мост» «Хиппи ты или нет».

2 Байбурин А. К. Семиотический статус вещей и мифология // Кунсткамера (Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН): Избранные статьи / Сост.

А. К. Байбурин, Н. М. Гиренко, К. В. Чистов. СПб., 1995. С. 80-96.

3 См.: Щепанская Т. Б. Женщина, группа, символ (На материалах молодежной субкультуры) // Этнические стереотипы мужского и женского поведения. СПб., 1991. С. 17-28; она же. Имена социального (Функциональный анализ поверий об энергии) // Этносы и этнические процессы: Памяти Р. Ф. Итса. Сб. ст. СПб., 1993. С. 329-341; она же. Символика молодежной субкультуры. Опыт этнографического исследования системы: 1986-1989 гг. СПб., Наука, 1993; она же. Антропология молодежного активизма // Молодежные движения и субкультуры Санкт-Петербурга / Ред.

B. В. Костюшев. СПб., 1999. С. 262—302; она же. Трасса: культ дороги в молодежной культуре // Современный городской фольклор / Ред. С. Ю. Неклюдов. М., РГГУ, 2003; Бочаров В. В. Антропология возраста. СПб., Издательство СПб. ун-та, 2001.

4 Щепанская Т. Б. Символика молодежной субкультуры... С. 26.

5 Термин Щепанской.

6 Щепанская Т. Б. Указ. соч. С. 53—73.

7 Утриш — заповедник, расположенный в Краснодарском крае, недалеко от г. Анапы, излюбленное место тусовок хиппи Краснодара.

8 В полевом дневнике фиксировались результаты наблюдений и общения с представителями группы хиппи.

9 Богатырев П. Г. Вопросы теории народного искусства. М., Искусство, 1971.

C. 307-308.

10 Аск (от англ. to ask — просить, спрашивать) — попрошайничество посредством игры на музыкальных инструментах в общественных местах.

11 Вписка — жилое помещение, где можно остановиться на некоторое время, чаще на ночь. Вписаться можно у незнакомых людей, для этого важно знать адреса и имена тех, кто сам принадлежит к сообществу хиппи. Как правило, хиппи никому не отказывают в ночлеге и пище.

12 Пацифик — отпечаток голубиной лапки, заключенный в круг.

13 Для анализа и интерпретации символических функций костюма я использовала некоторые положения, изложенные в работах: Богатырев П. Г. Указ. соч. С. 297-367; Кузнецов И. В. Одежда армян Понта: Семиотика материальной культуры. М., Восточная литература, 1995. С. 26-52.

14 Мне встречались (правда, вне Краснодара) хиппи 40-50-летнего возраста, которые видят в фенечках некий «фетиш». На фенечки распространяются личностные отношения человека: им даются имена, с ними разговаривают, советуются.

15 Ср. с: Н. И. Толстой, В. В. Усачева. Волосы // Славянская мифология. Энциклопедический словарь. М., 1995. С. 105; О. В. Горшунова. Внешний облик узбекской женщины: эволюция эстетических представлений (конец XIX — начало XX в.) // Этнографическое обозрение, 2001. № 5. С. 26.

16 Определить четкие временные границы не представляется возможным, скорее всего они просто отсутствуют.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.