Научная статья на тему 'ХИП-ХОП И АНДЕГРАУНД КУЛЬТУРА КАК СОВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВА'

ХИП-ХОП И АНДЕГРАУНД КУЛЬТУРА КАК СОВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВА Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
686
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Наука-2020
Область наук
Ключевые слова
РЭП / МОЛОДЕЖЬ / ГРАФФИТИ / БРЕЙК - ДАНС / КУЛЬТУРА / ХИП - ХОП / ГЕТТО / СТИЛЬ / ТАНЕЦ / БАТЛ / UNDERGROUND

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Гудин Кирилл Игоревич, Брыкина Валентина Анатольевна

В статье рассматривается хип - хоп и андеграунд культура как проявление современного искусства. Авторы передают особенности хип - хоп танца, репа и граффити - основных составляющих этой субкультуры, его философию, жизненную позицию и влияние на современную молодежь. Дается краткий анализ сложной и необычной истории танца, проводится исследование структуры хип - хоп батлов для представителей данного движения. В тексте предметом изучения является документальный фильм Тони Сильвера, музыка Eminem, Grandmaster Flash, интервью от волгоградского танцора, его личный опыт. На основе этого материала проводится анализ для понимания хип - хопа, его пользы и значения для организма. Дается прогноз дальнейшего развития этого направления среди современной молодежи нашей страны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HIP-HOP AND UNDERGROUND CULTURE AS A MODERN ART

The article examines hip - hop and underground culture as a manifestation of contemporary art. The authors convey the features of hip - hop dance, rap and graffiti - the main components of this subculture, its philosophy, position in life and influence on modern youth. A brief analysis of the complex and unusual history of dance is given, and a study of the structure of hip - hop battles for representatives of this movement is carried out. In the text, the subject of study is a documentary film by Tony Silver, music by Eminem, Grandmaster Flash, an interview from a Volgograd dancer, his personal experience. Based on this material, an analysis is carried out to understand hip - hop, its benefits and significance for the body. A forecast is given for the further development of this direction among the modern youth of our country.

Текст научной работы на тему «ХИП-ХОП И АНДЕГРАУНД КУЛЬТУРА КАК СОВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВА»

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА

УДК 7.067

ХИП-ХОП И АНДЕГРАУНД КУЛЬТУРА КАК СОВРЕМЕННЫЕ ВИДЫ ИСКУССТВА

HIP-HOP AND UNDERGROUND CULTURE AS A MODERN ART

Гудин Кирилл Игоревич

cmydeHm

Институт художественного образования Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Gudin Kirill Igorevich student

Institute of art education Volgograd state social and pedagogical university

Volgograd, Russia

Брыкина Валентина Анатольевна

старший преподаватель кафедра физической культуры Волгоградский государственный социально-педагогический университет

г. Волгоград, Россия Brykina Valentina Anatolievna senior lecturer department of physical education Volgograd state social and pedagogical university

Volgograd, Russia

Аннотация. В статье рассматривается хип-хоп и андеграунд культура как проявление современного искусства. Авторы передают особенности хип-хоп танца, репа и граффити - основных составляющих этой субкультуры, его философию, жизненную позицию и влияние на современную молодежь. Дается краткий анализ сложной и необычной истории танца, проводится исследование структуры хип-хоп батлов для представителей данного движения. В тексте предметом изучения является докумен-тальный фильм Тони Сильвера, музыка Eminem, Grandmaster Flash, интервью от волгоградского танцора, его личный опыт. На основе этого материала проводится анализ для понимания хип-хопа, его пользы и значения для организма. Дается прогноз дальнейшего развития этого направления среди современной молодежи нашей страны.

Abstract. The article examines hip-hop and underground culture as a manifestation of contemporary art. The authors convey the features of hip-hop dance, rap and graffiti - the main components of this subculture, its philosophy, position in life and influence on modern youth. A brief analysis of the complex and unusual history of dance is given, and a study of the structure of hip-hop battles for representatives of this movement is carried out. In the text, the subject of study is a documentary film by Tony Silver, music by Eminem, Grandmaster Flash, an interview from a Volgograd dancer, his personal experience. Based on this material, an analysis is carried out to

understand hip-hop, its benefits and significance for the body. A forecast is given for the further development of this direction among the modern youth of our country.

Ключевые слова: реп; молодежь; граффити; брейк-данс; культура; хип-хоп; гетто; стиль; танец; батл; underground.

Keywords: rap; youth; graffiti; brake dance; culture; hip-hop; ghetto; style; dance; battle; underground.

Хип-хоп - это современное искусство, молодежная субкультура, которая зародилась в Южном Бронксе в 1973 году в здании SEDGWICK&CEDAR. Она произошла из чернокожей и латиноамериканской культуры 60-70-х. 12 ноября 1974 года Аврика Бамбата официально ввел термин «хип-хоп». Хип-хоп - это не танец, это целая уличная культура, которая к 1980 году набрала огромную популярность и стала полноценной частью молодежной жизни по всему миру. Для многих хип-хоп - это возможность стать частью чего-то большего, проявить себя, выбраться из бедности, это свобода от страхов и предрассудков. Широкая яркая одежда и больше кожаные кеды - вот она, победа над повседневностью. Включив эту музыку, вы уже не сможете устоять неподвижно, это звучание пробирается сквозь каждую клеточку вашего тела и дергает за тончайшие струны души. Именно этим он неповторим [5].

Хип-хоп является разновидностью танцевальной аэробики и характеризуется высокой интенсивностью и энергозатратностью. За один час занятий сжигается до 500 ккал, поэтому это направление идеально подходит желающим похудеть. Хип-хоп представляет собой гармоничное сочетание разных стилей [4]. В этом уличном танце присутствует частичка брейк-данса и акробатики, поппинга, электростайла. Занятия проходят под ритмичную музыку в стиле «реп», сочетают в себе элементы хореографии, а также аэробных упражнений. Исследователи из США установили, что хип-хоп является очень полезным танцем, так как заставляет двигаться больше всего. Источников литературы по этой теме немного, поэтому мы использовали различные форумы, музыку, интервью танцоров и музыкантов, самые популярные фильмы про underground (подполье) — совокупность творческих направлений в современном искусстве (музыке, литературе, кино, изобразительном искусстве и другие), противопоставляющихся массовой культуре, мейнстриму и офи-циальному искусству.

Анализ фильма

Начнем знакомство с хип-хопом с документального фильма «Война стилей» Тони Сильвера, вышедшего в далеком 1983 году. Фильм показывает изнанку жизни в гетто и деятелей андерграунда, построен на формате интервью, раскрывающим всю суть. Главное - борьба, по большей части это дети нищих районов Нью-Йорка, которые хотят «бомбить» систему и стать известными, чего родители и взрослые не одобряют, дух протеста относится ко всем сферам хип-хопа. Многие артисты того времени считали, что «граффити - это визуальное оформление, «реп» - слово, сказанное под бит, а потом, есть оскорбительный язык тела, называемый «брейк». Каждое ответвление этого движения пропитано бесконечной энергией молодости, протестом и самовыражением. Принято считать, что хип-хоп - это стиль жизни испанцев и темнокожих, но это лишь стереотип. Райтер (граффити-художник) в интервью говорит о том, что белых парней на улицах не меньше, что хип-хоп открыт для всех

наций. Дети придумывают новые движения прямо на улице, в переулке, давая им слэнговые названия, такие как: Humpty Dance, Kick it, Running man, Shamrock, Kick and slide и так продолжая. А затем они участвуют в хип-хоп батлах. Вот это и есть ринг для борьбы, цитируя: «хип-хоп - это как борьба, как оскорб-ление, но не словом, а движением».

Также отдельное место уделено искусству граффити, которое тесно развива-лось с брейк-дансом — это огромная культура свободных художников, которые называют себя «райтеры», в фильме указываются самые первые в мире деятели этого направления, такие как: Junior 181, Zaki 183, Papo 184 - все это относится к началу семидесятых, это были бедные парни с Бруклина, чтобы избежать закона имена они заменяли псевдонимами, а цифра значила номер родной улицы. Кто-то называет это гениальностью, кто-то считает вандализмом, но нельзя отнять одного, в Нью-Йорке так много граффити, что это буквально стало визитной карточкой города, туристы надолго запомнят эти цветные псевдонимы на стенах зданий, заборов, метро и поездах. Противники граффити не дремали, и уже к концу семидесятых стали появляться первые акции протеста, главным слоганом которых было: «Оставь свой след в социуме, а не на социуме». И все же дух бедности и отчаяния чувствуется во всем искусстве хип-хопа, ведь когда в жизни все есть, вряд ли захочется идти рисовать на поездах. Чуть позже, стало популярным рисовать граффити на холстах, продавая богачам частичку хип-хопа, для кого-то это было единственным шансом выбраться из нищеты, к тому времени граффити разошлось по Нью-Йорку от Бруклина до Манхеттена.

Анализ музыки

Чтобы понять хип-хоп как танец, нужно обратиться к музыке, мы взяли хип-хоп хиты:

1) The message от Grandmaster Flash. Эта песня увидела свет в 1982 году на пике популярности хип-хоп движения. Вступление начинается с фразы:

Иногда это похоже на джунгли.

Я удивляюсь, как я до сих пор не ушел на дно.

Повсюду разбитое стекло,

У меня нет денег, чтобы переехать. Видно, у меня нет выбора.

Я не могу выносить этот запах, не могу выносить этот шум.

n w w

В моей гостиной — крысы, в кладовке — тараканы,

Я пытался сбежать, но не смог уйти далеко,

Потому что эвакуатор забрал мою машину за долги.

Уже по этой части песни можно прочувствовать всю атмосферу нищеты и безнадежности деятелей хип-хопа, бедные писали музыку для бедных, мечтая выбраться из такой жизни. Гетто, Нью-Йорк и молодые парни с грезами о лучшей жизни, вот что такое хип-хоп. Дальше часть, именуемая в репе как hook (Хук — часть песни или композиции, которая каким-либо образом выделяется и особенно нравится слушателю, «цепляет» его).

Не толкайте меня, потому что я на краю попасти.

Я пытаюсь не потерять голову.

Стоя перед подъездом или высунувшись в окно,

Я смотрю на проезжающие машины, гудящие, как ветер,

И на одну сумасшедшую, живущую в мешке.

Мой братишка поступил нехорошо: украл у мамы телевизор,

Коллекторы названивают мне по телефону.

У меня никакого образования, в стране двойная инфляция,

Я верчусь как белка в колесе, уже свернул себе шею,

Постоянные мигрени, рак пустил метастазы,

Иногда мне кажется, что я схожу с ума.

Клянусь, я способен угнать самолет!

Представитель underground^ пишет о безвыходности положения, о долговых ямах, болезнях и преступлениях, он не имеет образования, но по-прежнему верит, что может выбраться. Последняя фраза метафорична и указывает на веру в себя и невозможность применить свои силы. Хоть и хип-хоп треки грустны и агрессивны, но они по-прежнему звучат мелодично и заставляют нас танцевать. Репер придается ностальгии и повествует нам о не самых светлых моментах его жизни, рассказывает о тяжелом детстве, все это преподносится с угрозами в агрессивном стиле.

2) Eminem-rap god. Эту песню знают и взрослые, и дети, это идеальный пример того, что хип-хоп помог не просто выбраться из бедности, а стать известным во всем мире и заработать состояние. Премьера песни состоялась 14 октября 2013 года, она занесена в Книгу рекордов Гиннеса, как хит с самым большим количеством слов (1560). Сингл стал четырежды платиновым. Помните Hot Stylz, чикагскую рэп-группу, выпустившую комедийный сингл «Looking Boy» с Yung Joc в 2007 году? Если не помните, то не переживайте, потому что Эминем вам напомнит, включив некоторые кусочки из текста песни этой группы во второй куплет «Rap God» и обыграв их. Еще круче, когда в третьем куплете он отсылает к женской хип-хоп группе 1980-х Fad и использует строчки из их сингла «Supersonic» 1987 года». Песня Eminem - идеальный пример того, что хип-хоп не забывает свое происхождение. Спустя много лет, он все такой же грубый, агрессивный, свежий, бурлящий.

Брейк-данс и батлы

В продолжение стоит затронуть брейк-данс и батлы. С самого появления в брейк-дансе ценится индивидуальность, неповторимость и отлаженность. Брейк-данс -- это уникальные танцоры, где каждый хочет показать крутое шоу в собственной манере и выяснить, кто же лучше, делается это в особом кругу и называется батл (от англ. Battle сражение). Существует батл и джем. Батл - это зеркальное повторение противника, расценивается, кто сделал лучше, джем - это творческая импровизация, шоу на определенную тему. Как и в остальных аспектах хип-хопа самое главное здесь борьба, но не словом, а движением. Брейк-данс включает в себя группы движений, такие как фризы (freezes), топрок (toprock), пауэр мувс (power moves), Бруклин апрок (uprock).

- топрок (toprock) - движение танцора на ногах, фризы исполняются с помощью рук и ног;

- пауэр мувс (power moves) - это flare, свайп (swipe), мельница (windmill);

- Бруклин uprock - тот же топрок, только предполагающий битву танцоров -баттл;

- локинг (Locking) - эта форма танца характеризуется движением - замира-нием-«замком» (lock). Танцор делает внезапную паузу, так же как и в фризе - замораживание. Лок - это основное движение в этой форме;

- -поппинг (popping): основа техники - резкое напряжение и расслабление мускулов - «сокращения» в такт музыке. Используется так же много подтипов поп-пинга, например, жидкость, анимация;

- крамп (krump) - это самая вольная форма в танце. Это эмоциональный настрой, постоянные движения грудной клеткой, колебания руками, движения ногами. Самый популярный чемпионат (батл) в мире - это Red Bull BC One All Stars.

Цитируя Red Bull: Современный брейкинг - это симбиоз спорта и искусства. Для приличного результата на мировой сцене больше не хватает одной только акробатики или мощных power moves, без прокачанного футворка и умения хорошо растанцеваться наверху. Часто би-бой с оригинальными версиями базовых движений переигрывает соперника, рубящего более сложные, но стереотипные трюки. Сейчас важен стиль, умение сделать свой танец узнаваемым.

Реп-батлы

В реп-батлах все ровно наоборот, все решается словом. Классическое понимание реп-батла: это словесная перепалка оппонентов в реп-стиле, суть состоит в унижении своего противника, посредством игры слов, рифм и панч-лайнов (это оскорбительное высказывание о сопернике по рэп-батлу или просто так). В переводе с английского «punch» - удар кулаком по лицу, а «line» - это в данном случае «строчка из текста». Обычно поединок имеет три поочередных раунда, по итогу которых, судьи дают комментарии и выбирают победителя. Versus battle разошелся по популярности на всю Россию, многие нынешние популярные реперы, такие как Oxxxymiron, Слава КПСС и другие, начинали именно с этого реп-батла, сейчас репер Оксимирон - медиа-звезда, актер и композитор. В очередной раз это доказывает, что хип-хоп отличный способ выбраться из бедности и стать известным.

Мы провели беседу с местным волгоградским брейк-данс танцором, который назвал несколько основных правил для новичков и профи:

1. Держи свой взгляд на противнике, даже при сложном движении не своди с него глаз, ведь ты здесь победитель.

2. Повторяй движения противника только в том случае, если уверен, что сделаешь это лучше него.

3. Никогда не делай элементов, которые ты еще не выучил, ведь это бой, а не тренировка, здесь нужны только отточенные навыки.

4. Победу принесет мысль, думай, строй тактику, читай противника, придумав тактику, ты всегда останешься в выигрыше. Не спать! Меньше слов, больше дела, зднесь не реп-батл.

5. Заставь противника бояться, покажи не танец, а сражение.

6. Не делай несколько выходов за раз, после первого ты уже ослаб, и можешь все испортить.

7. Есть круг, батл и шоу, постарайся гармонично разделить все свои трюки и движения на все виды танца.

8. Умей принять поражение достойно.

Польза хип-хопа:

1. Способствует укреплению мышц, повышает общую выносливость организма, развивает координацию.

2. Улучшает осанку и пластику движений.

3. Развивает творческий потенциал, умение слушать музыку.

4. Помогает выразить свои внутренние чувства, переживания, эмоции.

5. Помогает раскрепоститься и снять стресс, получить позитив.

6. Способствует снижению лишнего веса, формирует красивую фигуру.

7. Укрепляет сердечно-сосудистую систему, очищает сосуды от холестерина.

8. Укрепляет опорно-двигательный аппарат.

9. Расширяет круг общения, объединяет людей [1].

10. Повышает самооценку и уверенность в себе.

Подводя итог, брейк-данс рассматривать отдельно нельзя, это часть огромнейшей культуры, которая формировалась десятилетиями. Бедные подростки от наших отцов, до наших младших братьев создали это движение, вложив в него свою кипящую молодую кровь. Хип-хоп с годами модифицируется, но чтит традиции. Они остались неизменными: борьба, протест ненависть. Хип-хоп принимает в себя все нации, и собирает в себе всех людей, в погоне решить, кто же круче и достоин победы на батлах. Далеко не все смогут понять культуру и искусство андерграунда, ведь это, прежде всего, рвение сломать систему, анархия (разрушение) ради блага.

Многим, на первый взгляд, это кажется бесперспективным, но людям хип-хоп дал будущее, признание и деньги. Молодежь отличается острой потребностью в социокультурной ориентации, является наиболее ценной социальной общностью в культурной реальности [2].

Художественные практики хип-хопа и многие другие, связанные с ними общекультурные составляющие, постепенно вошли в современную российскую жизнь. Хип-хоп стал очень популярен в нашей стране, так как условия возникновения культуры в США очень близки по своему духу тем, что наблюдались в конце 80-х, начале 90-х гг. в России. Нестабильная социальная и экономическая обстановка, вызвала потребность поиска новых форм самовыражения в молодежной среде. Культура хип-хопа является мощным носителем энергетики, которая очень необходима молодежи: соревновательный дух в сочетании со стремлением к художественному самовыражению [3].

Основные идеологические принципы хип-хопа: мир, любовь, единение - имеют яркую гуманистическую направленность. Хип-хоп культура имеет свою внутреннюю системную организацию, является глобальной универсальной интернациональной коммуникационной системой, чье возникновение обусловлено процессами глобализации и интенсивных межкультурных коммуникаций.

Литература

1. Андриенко Т. А., Павленко Е. П., Серженко Е. В. Элективный курс по физической культуре и спорту «фитнес-аэробика» как средство социализации студентов // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-3. С. 21-24.

2. Бреусова В. С., Лукьянова Л. М. Укрепление здоровья нации с помощью инновационных физкультурно-оздоровительных технологий // Наука-2020. 2021. № 4 (49). С. 104-109. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45838196 (дата обращения 15.04.2022).

3. Васильева В. Р., Коробейникова Е. И. Применение инновационных технологий на уроках физической культуры // Наука-2020. 2021. № 6 (51). С. 131-136. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46501379 (дата обращения 17.04.2022).

4. Головинова И. Ю., Меркулова А. А. Инновационные технологии в физической культуре // Наука-2020. 2019. № 5 (30). С. 54-69. URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39203083 (дата обращения 15.04.2022).

5. Стешенко В. В., Палкин А. В. Хип-хоп культура: история и современность // Перспективные направления в области физической культуры, спорта и туризма: материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. (г. Нижневартовск, 23-24 марта 2018 г.). Нижневартовск : Нижневартовский государственный университет. С. 511-513.

References

1. Andrienko T. A., Pavlenko E. P., Serzhenko E. V. Elektivnyy kurs po fizicheskoy kul'ture i sportu «fitnes-aerobika» kak sredstvo sotsializatsii studentov [Elective course in physical culture and sports "fitness - aerobics" as a means of socialization of students]. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya - Problems of modern pedagogical education, 2018, no. 59-3, pp. 21-24.

2. Breusova V. S., Luk'yanova L. M. Ukreplenie zdorov'ya natsii s pomoshch'yu innova-tsionnykh fizkul'turno-ozdorovitel'nykh tekhnologiy [Strengthening the health of the nation with the help of innovative physical culture and wellness technologies]. Nauka-2020 - Science-2020, 2021, no. 4 (49), pp. 104-109. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45838196 (accessed 15.04.2022).

3. Vasil'yeva V. R., Korobeynikova Ye. I. Primenenie innovatsionnykh tekhnologiy na urokakh fizicheskoy kul'tury [Primeneniye innovatsionnykh tekhnologiy na urokakh fizicheskoy kul'tury]. Nauka-2020 - Science-2020, 2021, no. 6 (51), pp. 131-136. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46501379 (accessed 17.04.2022).

4. Golovinova I. Yu., Merkulova A. A. Innovatsionnye tekhnologii v fizicheskoy kul'ture [Innovative technologies in physical culture]. Nauka-2020 — Science-2020, 2019, no. 5 (30), pp. 54-69. Available at: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=39203083 (accessed 15.04.2022).

5. Steshenko V. V., Palkin A. V. [Hip-hop culture: history and modernity]. Perspektivnye napravleniya v oblasti fizicheskoy kul'tury, sporta i turizma. Materialy VIII Vserossiyskoy nauchno-prakticheskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem. (g. Nizhnevartovsk, 23-24 marta 2018 g.) [Promising directions in the field of physical culture, sports and tourism: materials of the VIII All-Russian Scientific and Practical Conference with international participation (Nizhnevartovsk, March 23-24, 2018)]. Nizhnevartovsk, Nizhnevartovsk State University Publ., pp. 511-513. (In Russia).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.