Problemy istorii, filologii, kul'tury Проблемы истории, филологии, культуры
4 (2021), 163-173 4 (2021), 163-173
© The Author(s) 2021 ©Автор(ы) 2021
DOI: 10.18503/1992-0431-2021-4-74-163-173
ХИОССКАЯ КЕРАМИКА И ЕЕ ИМИТАЦИИ ИЗ РАСКОПОК ХЕРСОНЕСА ТАВРИЧЕСКОГО
Е.С. Лесная
Государственный историко-археологический музей-заповедник «Херсонес Таврический», Севастополь, Россия lesnaya.kat@gmail.com
Аннотация. Публикация посвящена находкам хиосской столовой керамики, обнаруженным при раскопках городища и некрополя Херсонеса Таврического. Эти сосуды рассматриваются в контексте формирования ранней керамической коллекции памятника и распространения хиосского импорта в античных центрах Северного Причерноморья. Среди редких типов - неангобированный чернофигурный канфар позднего варианта. Из-за плохой сохранности сложно определить основной сюжет росписи. Однако благодаря находкам аналогичных сосудов в закрытых комплексах Ольвии и Нимфея, херсонесский экземпляр может быть отнесен к первой половине V в. до н.э. Ангобированные формы представлены фрагментами миниатюрной чаши и закрытого сосуда (ольпы?), датирующимися второй половиной VI в. до н.э. Обнаружение этих сосудов в Херсонесе подтверждает верхнюю хронологическую границу периода их бытования, установленную по материалам Ольвии и Березани. В свою очередь, они являются одними из самых ранних находок в керамической коллекции Херсонеса. Несколькими экземплярами представлены ангобированные канфары. Целая форма происходит из погребения в раннем некрополе, ещё два фрагментированных сосуда обнаружены на городище. Их датировка ограничивается началом V в. до н.э. Помимо ангобированных канфаров, в Херсонесе известны три фрагмента монохромных чернолаковых канфаров. Исходя из особенностей профилировки их следует датировать концом V - первой половиной IV вв. до н.э. Также удалось выделить около 10 сероглиняных сосудов, являющихся имитациями чернолаковых канфаров. Они полностью повторяют их форму и имеют тёмное лакообразное покрытие. Эти находки происходят из комплексов с материалами конца V - первой половины IV в. до н.э., то есть синхронны своим прототипам. Место их изготовления на данный момент не установлено.
Ключевые слова: Херсонес Таврический, хиосская керамика, сероглиняная керамика, греческая колонизация, хронология.
В составе ранней керамической коллекции Херсонеса хиосские сосуды и их имитации представляют сравнительно небольшую, но разнообразную группу находок. Продукция керамических мастерских Хиоса включает в основном простые
Данные об авторе: Лесная Екатерина Сергеевна - научный сотрудник отдела античной истории Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический».
ангобированные и чернолаковые столовые формы. Всего же в настоящее время нам удалось идентифицировать фрагменты от 9 экземпляров1.
Особый интерес представляет обломок верхней части неангобированного сосуда, расписанного в чернофигурном стиле с использованием белой накладной краски, пурпура и гравировки (рис. 1, 1). Край на внешней поверхности декорирован фризом из наклонных сигм (zeta-фриз). Фигуру, смотрящую влево, в основной части росписи сложно уверенно распознать из-за плохой сохранности фрагмента (возможно, это петух?). За ней изображен слегка раскрывшийся бутон лотоса. Внутренняя поверхность изделия покрыта плотным слоем черного лака, узкая полоса по верхнему краю оставлена в резерве. Данный сосуд можно соотнести с достаточно редкой разновидностью хиосских расписных форм - неангобированными черно-фигурными канфарами2. Они появляются во второй четверти VI в.3 и получают распространение в третьей четверти - второй половине столетия4. Для их росписей характерны изображения птиц (петухов, куриц, гусей / лебедей), дельфинов, фигуры людей встречаются редко. Внутренняя поверхность обычно декорирована цветами лотоса и/или полосами, нанесенными белой краской, пурпуром либо лаком.
В Северном Причерноморье находки чернофигурных неангобированных кан-фаров засвидетельствованы на Березани5, в Ольвии6, Пантикапее7. Из раскопок Ольвии и Нимфея происходят сосуды наиболее позднего варианта, их отличает отсутствие декора внутренней поверхности. Стиль росписи внешней части объединяет в себе влияния клазоменской, коринфской и аттической школ8. Так, на фрагментированном канфаре из Нимфея сохранились пальметты в зоне ручек, вероятно, фланкирующие сюжетное изображение9. Верхний край выделен фризом из точек черного лака, расположенных в шахматном порядке. Окончания листьев пальметт подчеркнуты белыми точками. Сосуд был обнаружен в засыпи ямы позд-неклассической эпохи, но по морфологии датирован Д.Е. Чистовым более ранним временем - первой половиной V в.10
В росписи ольвийского экземпляра, на котором частично сохранились изображения фигур мужчины и коня, использованы пурпур и белая краска, а детали рисунка подчеркнуты гравировкой11. Верхний край также декорирован фризом с точечным орнаментом в шахматном порядке. Находка происходит из заполнения ямы, засыпь которой приходится на третью четверть V в. Основываясь на особенностях стилистики росписи и формы сосуда (близость аттическим чернолаковым канфарам с высокими ручками), А.В. Буйских отнесла его ко второй четверти V в.12
1 Статья является расширенной и доработанной версией тезисов доклада, прочитанного автором на международной конференции «Patrimoniul cultural: cercetare, valorificare, promovare», которая проходила в г. Кишинев 29-31 октября 2019 г.
2 Благодарю Аллу Валерьевну Буйских за помощь в атрибуции этого фрагмента.
3 Здесь и далее все даты указаны до н.э.
4 Boardman 1967, 168; Lemos 1991, 175-177, 190; Буйских 2013, 162; Буйських 2017, 112-113.
5 Буйських 2017, 111-112, рис. 1.
6 Буйских 2013, кат. 10.50-10.54, рис. 158; Буйських 2017, 113-114, рис. 2.
7 Сидорова 1992, 154-155, рис. 10.
8 Буйських 2017, 117.
9 Cistov, Domzalski 2003, 130, cat. 260, fig. 15.15, pl. XXII.2.
10 Cistov, Domzalski 2003, 107.
11 Буйських 2017, 114, рис. 2, 7.
12 Буйських 2017, 114.
Рис. 1. Хиосский неангобированный чернофигурный канфар (1) и ангобированные сосуды: миниатюрная чаша (2), ольпа(?) (3), канфары (4, 5)
Fig. 1. Chian unslipped black-figured kantharos (1) and white-slip vessels: a miniature cup (2) and a close-shaped vessel (olpe?) (3), kantharoi (4, 5)
Херсонесский фрагмент происходит из раскопок Р.Х Лепера 1913 г., и в настоящее время установить точный контекст этой находки не представляется возможным. Вместе с тем приведенные аналогии из Нимфея и Ольвии позволяют датировать его в рамках первой половины V в. К сожалению, степень сохранности рассматриваемого образца не позволяет нам существенно обогатить уже известный набор сюжетов, используемых в росписи поздних неангобированных канфа-ров. Тем не менее круг памятников региона, куда поступали эти редкие изделия, теперь дополняет и Херсонес.
Ангобированные формы представлены, прежде всего, фрагментом редкой миниатюрной чаши, декорированной узкими полосами лака по внутренней поверхности (рис. 1, 2). Находки подобных чаш известны в комплексах второй половины VI в. в Ольвии13 и на Березани14. Херсонесский экземпляр И.И. Вдовиченко соотнесла с аттическими миниатюрными киликами и датировала ок. 460 г. 15 Однако приведенные нами аналогии свидетельствуют не в пользу такой атрибуции.
Фрагмент нижней части закрытого сосуда на кольцевом поддоне, вероятно, принадлежит ольпе(?). Этот тип хиосских сосудов был недавно выделен на материалах Ольвии и датирован второй половиной VI - началом V вв. 16 В придонной части тулова нанесена тонкая полоса коричневого лака, а на внешнюю поверхность поддона - широкая полоса темно-коричневого лака (рис. 1, 3).
Оба фрагмента обнаружены при раскопках на городище в раннем культурном слое. Как правило, этот слой содержит материалы широкого хронологического периода - от конца VI в. до второй четверти IV в., что исключает возможность уточнить датировку фрагментов по сопутствующему контексту. Судя по находкам керамики других восточногреческих центров, начало поступления массового керамического импорта в Херсонес фиксируется с конца VI / рубежа VI-V вв.17 Следовательно, в данном случае рассматриваемые нами находки как раз подтверждают верхнюю границу датировки, установленную для этих типов хиосских столовых сосудов.
На данный момент в херсонесской коллекции нам известны три экземпляра ангобированных канфаров. Целая форма происходит из детского погребения в амфоре (раскопки Р.Х. Лепера) и уже неоднократно упоминалась в литературе18 (рис. 1, 4). Р.В. Стоянов датировал находку временем не позднее начала V в.19, и на данный момент эта дата ни у кого из исследователей не вызывает возражений. Фрагменты еще двух сосудов обнаружены в ходе исследований на городище. Их следует относить к этому же времени - они имеют плавный изгиб стенки в зоне нижнего прилепа ручек, а в интерьере полосу под краем, оставленную в резерве или покрытую тонким слоем ангоба, что характерно для позднего варианта со-судов20 (рис. 1, 5; 2, 1).
13 Буйских 2013, кат. № 10.105, 10.106.
14 Чистов 2006, илл. 29, 2, 3.
15 Вдовиченко, Рыжов, Жесткова 2019, 137, кат. 391.
16 Буйских 2013, 175, кат. № 10.152.
17 Лесная 2020, 109.
18 Белов 1972, рис. 1; Золотарёв 1993, кат. 198, табл. XIV, 1; Монахов, Абросимов 1993, 135, табл. 12, № 40.
19 Стоянов 2005, 41, рис. 2, II 1.
20 Буйских 2013, 173.
Рис. 2. Хиосские канфары: ангобированный (1) и чернолаковые (2-4) Fig. 2. Chian kantharoi: white-slip (1) and black-glazed (2-4)
Также удалось выделить фрагменты трех монохромных чернолаковых канфа-ров (рис. 2, 2-4). Это изделия колоколовидной формы, их поверхность, за исключением дна и придонной части, покрыта матовым черным лаком, роспись отсутствует. Глина светло-оранжевая с мелкими светлыми включениями и частицами слюды. Впервые такие сосуды были подробно описаны К.И. Зайцевой на основе коллекции из раскопок Ольвии21. По ее мнению, их изготовление началось не позднее середины V в. и продолжалось в следующем столетии. У ранних образцов приземистое тулово и широкое устье, у поздних же пропорции более вытянутые. Всего исследовательница выделила три хронологические группы. Основная часть
21 Зайцева 1972, 95, рис. 3.
ольвийских находок вошла во вторую группу, которая охватывает период с конца
V по первую половину IV вв.22 К этой же хронологической группе относятся кан-фары, обнаруженные в Никонии. Они изготовлены из глины коричневато-оранжевого и красновато-коричневого тонов, тесто содержит мелкие светлые и тёмные включения. Внутренняя и внешняя поверхность (за исключением дна) покрыта тусклым лаком с металлическим блеском23. Херсонесские сосуды, исходя из особенностей их формы, следует датировать этим же временем. Среди материалов раскопок курганного некрополя Истрии известен ещё один экземпляр. Судя по описанию, его глина имеет розово-коричневый цвет, лак тусклый с металлическим блеском. Он датируется в рамках всего V в.24
Кроме собственно хиосских монохромных канфаров, в херсонесской коллекции встречаются сосуды, являющиеся их имитациями. Они сероглиняные и имеют матовое или глянцевое покрытие, имитирующее черный лак (рис. 3, 1-11). Вертикальные ручки слегка приподняты над краем сосуда, в зоне их нижнего прилепа тулово плавно изгибается, дно плоское или уплощенное. Покрытие, как правило, нанесено неравномерным слоем, в процессе обжига оно приобретало серый, темно-коричневый или черный цвет. В некоторых случаях «лак» полностью покрывает и внутреннюю поверхность изделия, но чаще - только его верхнюю часть. В целом, эти сосуды практически полностью повторяют облик хиосских чернолаковых канфаров.
В Херсонесе они встречаются в комплексах с материалом второй половины
V - первой трети IV вв. Например, яма «Г» 1983 г. в III квартале25 (рис. 3, 1); яма 1992 г. в помещении 9 X «А» квартала (рис. 3, 3, 8); в засыпи т.н. «нимфеума»26 (рис. 3, 6, 7). Один экземпляр обнаружен в погребении раннего некрополя, которое по стратиграфии датируется не позднее начала IV в. (рис. 3, 2)27. Подобный сосуд происходит из погребения 3 кургана 75 Елизаветовского могильника, где комплекс находок дает близкую дату28. К этому же времени, началу IV в., Е.Я. Рогов отнес аналогичный канфар из могилы 34 некрополя Панское 129
Представленные нами образцы сформованы из плотной глины в разной степени насыщенной светлыми известковыми включениями. Из-за условий обжига черепок на сколе в ряде случаев имеет серо-розовый или серо-коричневый цвет. Для глины канфаров, отождествляемых К.И. Зайцевой с местной ольвий-ской продукцией, характерны светло-желтый, реже оранжевый или красный цвет, включения кварцевого песка, серебристые примеси слюды, белые и чёрные
22 Зайцева 1972, 93.
23 Кокоржицкая 1986, 81.
24 Alexandrescu 1966, 230, pl. 102, m3,1.
25 Золотарьов 1990, рис. 5; Монахов, Кузнецова, Чурекова 2017, 31-32.
26 В настоящее время опубликованы только керамические клейма из этого комплекса (см.: Ива-щенко 2014).
27 Монахов, Абросимов 1993, 135-136, табл. 12, № 41; Стоянов 2005, 41-42, рис. 2, II, 3.
28 Брашинский 1980, кат. 205, табл. XVI, 205, табл. XX, 205. В этом же погребении обнаружена хиосская амфора с колпачковой ножкой (см.: Брашинский 1980, кат. 22; Монахов 2003, табл. 11, 4), чернолаковый килик (см.: Брашинский 1980, кат. 162). На указанной в каталоге таблице XIV чертёж данного килика отсутствует, И.Б. Брашинский в качестве аналогии к нему приводит сосуд типа Delicate class concave rim последней четверти V в. (см.: Sparkes, Talcott 1970, № 494) и красноглиня-ный канфар (см.: Брашинский 1980, кат. 228).
29 Рогов 2011, кат. 84, рис. 48, 6.
Рис. 3. Имитации хиосских канфаров - сероглиняные сосуды неустановленного центра производства(1-11)
Fig. 3. Imitations of the Chian black-glazed kantharoi - greyware vessels of unidentified production center (1-11)
вкрапления30. Сероглиняные изделия в ее выборке включают всего несколько экземпляров, включая канфар из Нимфея, отнесённый К.И. Зайцевой к боспорскому производству31. Все они отличаются от херсонесских находок деталями профилировки. Сосуды, похожие на рассматриваемые нами, не засвидетельствованы и в недавних публикациях сероглиняной керамики из раскопок Ольвии32.
30 Зайцева 1984, 120-121.
31 Зайцева 1972, 93-95; 1984, 110, 113-114, 121.
32 Крашвша 2007; Karjaka 2010; Лейпунская, Крапивина, Буравчук 2014.
Состав глины канфара из некрополя Панское-1 Е.Я. Рогов описал как «совершенно идентичный образцам достоверно ольвийского производства»33: она имеет оранжевый цвет и содержит мелкие частицы слюды. Лаковое покрытие в процессе обжига приобрело тусклый красноватый оттенок34. В случае с сосудом из Елизаветовского могильника, И.Б. Брашинский указал только на «сероватый, тусклый» лак35. Исходя из сказанного, можно заключить, что в настоящее время уверенно локализовать центр изготовления сероглиняных канфаров, обнаруженных в Херсонесе, не представляется возможным.
Публикуемые предметы, конечно, являют собой предельно скромную выборку, но вместе с тем и весьма ценную для уточнения времени бытования отдельных типов хиосской столовой посуды. В свою очередь, фрагменты миниатюрной чаши и ольпы являются одними из наиболее ранних в керамической коллекции Херсо-неса. В ее составе среди керамики, изготовленной в других восточногреческих центрах, также встречаются изделия, датировка которых охватывает всю вторую половину VI в.36 Все эти сосуды, в том числе и ангобированные хиосские канфа-ры, подтверждают предложенную нами ранее дату начала поступления массового керамического импорта на городище - конец VI / рубеж VI - V вв.37 Обращает на себя внимание присутствие в выборке редких форм, которые не входили в «базовый» ассортимент керамической продукции Хиоса. Сероглиняные сосуды, подобные хиосским чернолаковым монохромным канфарам второй хронологической группы по К.И. Зайцевой, синхронны своим прототипам. Они бытовали в конце V - первой половине IV в. и встречаются как в засыпи хозяйственных комплексов на городище, так и на некрополе. Центр их производства пока остается неизвестным.
ЛИТЕРАТУРА
Белов, Г. Д. 1972: Ионийская керамика из Херсонеса. ТГЭ XIII, 17-26. Брашинский, И.Б. 1980: Греческий керамический импорт на Нижнем Дону в V—III вв. до н.э. Л.
Буйских, А.В. 2013: Архаическая расписная керамика из Ольвии (восточногреческая, ла-
конская, коринфская, имитации). Киев. Буйських, А.В. 2017: Хюський чорнофиурний канфар з Борисфена. Археологгя i давня iс-
торгя Украти 3 (24), 111-115. Вдовиченко, И.И., Рыжов, С.Г., Жесткова, Г.И. 2019: Античная расписная керамика Херсонеса Таврического из раскопок С.Г. Рыжова в 1976-2011 годах. Севастополь. Зайцева, К.И. 1972: Кубки V-IV вв. до н.э. из Ольвии. ТГЭ XIII, 90-97. Зайцева, К.И. 1984: Ольвийские кубки VI-IV вв. до н.э. ТГЭ XXIV, 110-124. Золотарев, М.И. 1993: Херсонесская архаика. Севастополь.
Золотарьов, М.1. 1990: Про початковий етап будiвництва в античному Херсонеа. Архео-логiя 3, 68-76.
Иващенко, М.В. 2014: Керамические клейма из херсонесского «нимфеума». Stratum plus 6, 273-281.
33 Рогов 2011, 119.
34 Рогов, Тункина 1998, 167.
35 Брашинский 1980, 134.
36 Лесная 2020, 102, 105, 107.
37 Лесная 2020, 109.
Кокоржицкая, Т.Н. 1986: Хиосские чернолаковые кубки из Никония. В сб.: Г. А. Дзис-Райко (отв. ред.), Памятники древнего искусства Северо-Западного Причерноморья. К., 79-82.
Крашвша, В.В. 2007: Ороглшяна керамта Ольви VI-V ст. до н.е. Археологiя 1, 98-106.
Лейпунская, Н.А., Крапивина, В.В., Буравчук, О.Е. 2014: Сероглиняная керашка. В кн.: С. Д. Крыжицкий (ред.), Жилые дома Центрального квартала Ольвии (МАИЭТ Suppl. 13). Симферополь-Керчь, 410-434.
Лесная, Е.С. 2020: Восточногреческая керамика из раскопок Херсонеса Таврического. АВ 27, 99-112.
Монахов, С.Ю. 2003: Греческие амфоры в Причерноморье. Типология амфор ведущих центров-экспортеров товаров в керамической таре: Каталог-определитель. М.Саратов.
Монахов, С.Ю., Абросимов, Э.Н. 1993: Новое о старых материалах из херсонесского некрополя. АМА 9, 118-159.
Монахов, С.Ю., Кузнецова, Е.В., Чурекова, Н.Б. 2017: Амфоры V-II вв. до н.э. из собрания Государственного историко-археологического музея-заповедника «Херсонес Таврический»: Каталог. Саратов.
Рогов, Е.Я. 2011: Некрополь Панское 1 в Северо-Западном Крыму (МАИЭТ Suppl. 10). Симферополь.
Рогов, Е.Я., Тункина, И.В. 1998: Расписная и чернолаковая керамика из некрополя Панское I. АВ 5, 159-174.
Рыжов, С.Г., Лесная, Е.С. 2018: О некоторых находках из раскопок 6-й поперечной улицы в Херсонесе. БЧ XIX, 409-414.
Сидорова, Н.А. 1992: Керамика архаического периода из раскопок Пантикапея 19651985 гг. (кроме аттической краснофигурной). СГМИИ 10, 131-172.
Стоянов, Р.В. 2005: Расписная и чернолаковая керамика из некрополя Херсонеса Таврического V-I вв. до н. э. БИ 8, 39-53.
Чистов, Д.Е. 2006: Работы на острове Березань археологической экспедиции Государственного Эрмитажа. В кн.: Материалы Березанской (Нижнебугской) античной археологической экспедиции. Т. 1. СПб, 55-112.
Alexandrescu, P. 1966: Necropola tumulara. Bucure§ti.
Boardman, J. 1967: Excavations in Chios 1952-1955. GreekEmporio. Oxford.
Cistov, D.E., Domzalski, K. 2001: Nymphaion - results of excavations in sector N, 1994-1998. Archeologia LII, 97-137.
Kaijaka, A.V 2010: Greyware Pottery. In: N.A. Lejpunskaya & others (eds.) The Lower City of Olbia (Sector NGS) in the 6th Century BC to the 4th Century AD. Vol. 1. Aarhus, 289-304.
Lemos, A.A. 1991: Archaic Pottery of Chios. The Decorated Styles. Oxford.
Sparkes, B.A., Talcott, L. 1970: Black and Plain pottery of the 6th, 5th, 4th centuries B.C. Princeton.
REFERENCES
Alexandrescu, P. 1966: Necropola tumulara. Bucure§ti.
Belov, G.D. 1972: Ioniyskaya keramika iz Khersonesa [Ionian pottery from Chersonesos]. Trudy Gosudarstvennogo Ermytazha [Transactions of the State Hermitage Museum] XIII, 17-26.
Boardman, J. 1967: Excavations in Chios 1952-1955. Greek Emporio. Oxford.
Brashinskiy, I.B. 1980: Grecheskiy keramicheskiy import na Nizhnem Donu v V-III vv. do n.e. [Greek ceramic import on Lower Don in 5th - 3th centuries BC] Leningrad.
Buyskikh, A.V 2013: Arkhaicheskaya raspisnaya keramika iz Ol'vii (vostochnogrecheskaya, lakonskaya, korinfskaya, imitatsii) [Archaic painted pottery from Olbia (East Greek, Laco-nian, Corinthian, imitations)]. Kiev.
Buys'kikh, A.V. 2017: Khios'kiy chornofigurniy kanfar z Borisfena [Chian blackfigured kan-tharos from Borisfen]. Arkheologiya i davnya istoriya Ukraïni [Archaeology and Ancient History of Ukraine] 3 (24), 111-115.
Chistov, D.E. 2006: Raboty na ostrove Berezan' arkheologicheskoy ekspeditsii Gosudarstven-nogo Ermitazha. In: Materialy Berezanskoy (Nizhnebugskoy) antichnoy arkheologicheskoy ekspeditsii. V.1. Saint Petersburg, 55-112.
Cistov, D.E., Domzalski, K. 2001: Nymphaion - results of excavations in sector N, 1994-1998. Archeologia LII, 97-137.
Ivashchenko, M.V. 2014: Keramicheskie kleyma iz khersonesskogo «nimfeuma» [Ceramic stamps from the Chersonesian 'nimfeum']. Stratum plus 6, 273-281.
Karjaka, A.V. 2010: Greyware Pottery. In: N.A. Lejpunskaya & others (eds.), The Lower City of Olbia (Sector NGS) in the 6th Century BC to the 4th Century AD. Vol. 1. Aarhus, 289-304.
Kokorzhitskaya, T.N. 1986: Khiosskie chernolakovye kubki iz Nikoniya [Chian black-glazed chalices from Nikonion]. In: G.A. Dzis-Rayko (ed.), Pamyatniki drevnego iskusstva Seve-ro-Zapadnogo Prichernomor 'ya [Monuments of ancient art from the Northwest Black Sea region]. K., 79-82.
Krapivina, V.V. 2007: Siroglinyana keramika Ol'viï VI-V st. do n.e. [Greyware pottery of the 6th - 5th centuries BC of Olbia]. Arkheologiya [Archaeology] 1, 98-106.
Lemos, A.A. 1991: Archaic Pottery of Chios. The Decorated Styles. Oxford.
Lesnaya, E.S. 2020: Vostochnogrecheskaya keramika iz raskopok Khersonesa Tavricheskogo [Eastgreek pottery from the excavation at Tauric Chersonese]. Arkheologicheskie vesti [Ar-cheological Proceedings] 27, 99-112.
Leypunskaya, N.A., Krapivina, V.V., Buravchuk, O.E. 2014: Seroglinyanaya keramika [Grey pottery ceramics]. In: Kryzhitskiy S.D. Zhilye doma Tsentral'nogo kvartala Ol'vii: mono-grafiya [Dwelling houses in the Central Quarter of Olbia: monograph] (Materialy po ar-heologii, istorii i jetnografii Tavrii [Materials in Archaeology, History and Ethnography of Tauria Suppl. 13). Simferopol-Kerch, 410-434.
Monakhov, S.Yu. 2003: Grecheskie amfory v Prichernomor 'e. Tipologiya amfor vedushchikh tsentrov-eksporterov tovarov v keramicheskoy tare: Katalog-opredelitel ' [Greek amphorae in the Black Sea Region: Typology of amphorae of the leading centers-exporters of goods in ceramic containers: Catalogue]. Moscow-Saratov.
Monakhov, S.Yu., Abrosimov, E.N. 1993: Novoe o starykh materialakh iz khersonesskogo nek-ropolya [The new about old materials from the necropolis of Tauric Chersonese]. Antichnyy mir i arkheologiya [Ancient World and Archaeology] 9, 118-159.
Monakhov, S.Yu., Kuznetsova, E.V., Churekova, N.B. 2017: Amfory V-II vv. do n.e. iz sobra-niya Gosudarstvennogo istoriko-arkheologicheskogo muzeya-zapovednika "Khersones Tavricheskiy": Katalog [Amphorae of the 5th - 2nd centuries from the Collection of the State Museum-Preserve "Tauric Chersonese": Catalogue]. Saratov.
Rogov, E.Ja. 2011: Nekropol' Panskoe 1 v Severo-Zapadnom Krymu [Necropolis Panskoe 1 in the Northwestern Crimea] (Materialy po arheologii, istorii i jetnografii Tavrii [Materials in Archaeology, History and Ethnography of Tauria Suppl. 10). Simferopol.
Rogov, E.Ya., Tunkina, I.V. 1998: Raspisnaya i chernolakovaya keramika iz nekropolya Panskoe I [Painted and black-glazed pottery from the necropolis Panskoe I]. Arkheologicheskie vesti [Archaeological Proceedings] 5, 159-174.
Ryzhov, S.G., Lesnaya, E.S. 2018: O nekotorykh nakhodkakh iz raskopok 6-y poperechnoy ulitsy v Khersonese [About some finds from the excavations 6th cross-street in Tauric Chersonese]. Bosporskie chteniya [Bosporan Readings] XIX, 409-414.
Sidorova, N.A. 1992: Keramika arkhaicheskogo perioda iz raskopok Pantikapeya 1965-1985 gg. (krome atticheskoy krasnofigurnoy). Soobshcheniya Gosudarstvennogo muzeya izobrazitel'nykh iskusstv [Communications of the State Museum of Fine Arts] 10, 131-172.
Sparkes, B.A., Talcott, L. 1970: Black and Plain pottery ofthe 6th, 5th, 4th centuries B.C. Princeton.
Stoyanov, R.V. 2005: Raspisnaya i chernolakovaya keramika iz nekropolya Khersonesa Tavricheskogo V-I vv. do n. e. [The 5 th to 1 cc. BC painted and black-glazed pottery from the Tauric Chersonese necropolis]. Bosporskie issledovanija [Bosporan Studies] 8, 39-53.
Vdovichenko, I.I., Ryzhov, S.G., Zhestkova, G.I. 2019: Antichnaya raspisnaya keramika Khersonesa Tavricheskogo iz raskopok S.G. Ryzhova v 1976-2011 godakh [Greek painted pottery ofthe Tauric Chersonese from excavation by S.G. Ryzhov in 1976-2011]. Sevastopol.
Zaytseva, K.I. 1972: Kubki V-IV vv. do n.e. iz Ol'vii [Chalices of the 5th - 4th centuries BC from Olbia]. Trudy Gosudarstvennogo Ermytazha [Transactions of the State Hermitage Museum] XIII, 90-97.
Zaytseva, K.I. 1984: Ol'viyskie kubki VI-IV vv. do n.e. [Olbian chalices of the 6th - 4th centuries
BC] Trudy Gosudarstvennogo Ermytazha [Transactions of the State Hermitage Museum] XXIV, 110-124.
Zolotarev, M.I. 1993: Khersonesskaya arkhaika [Chersonesian archaic]. Sevastopol'.
Zolotarev, M. I. 1990: Pro pochatkoviy etap budivnitstva v antichnomu Khersonesi [About the first building period in ancient Chersonesos]. Arkheologiya [Archaeology] 3, 68-76.
CHIAN POTTERY AND ITS IMITATIONS FROM EXCAVATIONS AT TAURIC CHERSONESE
Ekaterina S. Lesnaya
State Museum-Preserve "Tauric Chersonese'' Sevastopol, Russia
lesnaya.kat@gmail.com
Abstract. This article is devoted to the Chian pottery found during excavations at Tauric Chersonese. These vessels are considered in the context of the formation of the early ceramic collection of the site and distribution of Chian imports to Greek sites in the Northern Black Sea region. There are unslipped black-figure kantharos of the late variant among rare types of Chian imports. We have no opportunity to determine the main painting plot because of a poor preservation of the fragment. But similar vessels from the ceramic deposits at Olbia and Nymfaion allow us to date Chersonesian sherd to the first part of the 5th cent. BC. White-slip forms are presented by fragments of a miniature cup and a close-shaped vessel (olpe?) decorated with brown-painted bands. Their date is limited to the second half of the 6th cent. BC. Finding of these vessels at Chersonese confirms the upper chronological border of the period of its production that was determined according to the Olbian and Berezan finds. With that these sherds are one of the earliest in the Chersonesian ceramic collection. Also several white-slip kantharoi are known. One complete vessel was found in the burial and two fragmentary forms were found in the city. This type was widespread until the beginning of the 5th cent. BC. Apart from white-slip kantharoi, there are three monochrome black-glazed kantharoi in the Chersonesian collection. Based on the features of their shape they should be dated within the frame of the end of the 5th and the first half of the 4th cent. BC. At the same time, I know about a dozen sherds of greyware vessels that seem to be imitations of the black-glazed kantharoi. They completely copied Chian shape and are covered with dark slip. These vessels were found in the ceramic deposits of the end of the 5th and the first half of the 4th cent. BC. That is they were in sync with their prototypes. It is still not clear where greyware kantharoi were imported from.
Keywords: Tauric Chersonese, Chian pottery, greyware pottery, Greek colonization, chronology.