Научная статья на тему 'ХИМИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ РЕСУРСНЫХ ЦЕНТРАХ РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ'

ХИМИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ РЕСУРСНЫХ ЦЕНТРАХ РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

124
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
экспорт образования / преподавание химии / обучение онлайн. / export of education / teaching chemistry / learning online

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Краснощеков Виктор Владимирович, Новикова Ольга Анатольевна, Келлер Максим Геннадьевич

в статье рассматриваются проблемы и достижения в обучении химии школьников зарубежных ресурсных центров российских университетов, созданных по федеральному проекту «Экспорт образования». Авторы сравнивают различные формы образовательных программ, в том числе, реализуемых в дистанционном формате.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Краснощеков Виктор Владимирович, Новикова Ольга Анатольевна, Келлер Максим Геннадьевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHEMISTRY IN FOREIGN RESOURCE CENTERS OF RUSSIAN UNIVERSITIES

the article examines the problems and achievements in teaching chemistry to schoolchildren of foreign resource centers of Russian universities, created under the federal project "Export of Education". The authors compare various forms of educational programs including those implemented via e-learning.

Текст научной работы на тему «ХИМИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ РЕСУРСНЫХ ЦЕНТРАХ РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ»

VIII Международная научно-практическая конференция

15. Чиркина В.Г. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. - 3-е изд., доп. - М.: АРКТИ, 2003

УДК 372.854:378.1

Краснощеков Виктор Владимирович Krasnoshchekov Viktor Vladimirovich

кандидат технических наук, доцент, директор candidate of technical sciences, associate professor, director

Новикова Ольга Анатольевна Novikova Olga Anatolyevna руководитель программ подготовки в вуз head of pre-university training programs Келлер Максим Геннадьевич Keller Maxim Gennadievich старший педагог дополнительного образования senior lecturer of vocational training Высшая школа международных образовательных программ Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого Higher school of international educational programs Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University

ХИМИЯ В ЗАРУБЕЖНЫХ РЕСУРСНЫХ ЦЕНТРАХ РОССИЙСКИХ УНИВЕРСИТЕТОВ

CHEMISTRY IN FOREIGN RESOURCE CENTERS OF RUSSIAN

UNIVERSITIES

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы и достижения в обучении химии школьников зарубежных ресурсных центров российских университетов, созданных по федеральному проекту «Экспорт образования». Авторы сравнивают различные формы образовательных программ, в том числе, реализуемых в дистанционном формате.

Abstract: the article examines the problems and achievements in teaching chemistry to schoolchildren of foreign resource centers of Russian universities, created under the federal project

«Научные междисциплинарные исследования» "Export of Education". The authors compare various forms of educational programs including those implemented via e-learning.

Ключевые слова: экспорт образования, преподавание химии, обучение онлайн.

Key words: export of education, teaching chemistry, learning online.

Федеральный проект «Экспорт образования» национального проекта «Образование» имеет важное значение, во-первых, для формирования положительного имиджа России в свете концепции «мягкой силы» [1; 2], во-вторых, для привлечения средств финансирования российских вузов [3]. Частью федерального проекта является проект «Создание и развитие ресурсных центров для детей и педагогов, обеспечивающих популяризацию изучения общеобразовательных предметов (математика, биология, химия, физика и другие) на углубленном уровне (на русском языке) в странах-партнерах». Проект стартовал в 2019 г., когда был образован консорциум из 7 вузов во главе с Российским университетом дружбы народов, и были созданы 5 ресурсных центров на базе русских школ в Монголии, Таджикистане, Кыргызстане, Турции и Болгарии. Представители вузов консорциума провели недельное обучение школьников ресурсных центров. В 2020 г. были открыты центры в Молдове и Сирии, а консорциум пополнился 3 новыми членами. Конечная цель проекта -создание 50 ресурсных центров различных типов, ориентированных на разные уровни владения школьниками русским языком.

Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого (СПбПУ) отвечает за обучение зарубежных школьников химии. Выбор дисциплины был обусловлен богатыми традициями обучения химии иностранных граждан в СПбПУ - как на подготовительном отделении, так и по основным образовательным программам [4; 5; 6]. В химических классах 2019 г. принял участие 281 ученик. В 2020 г., несмотря на пандемию коронавирусной инфекции, обучение химии получило дальнейшее развитие. Было реализовано 2 образовательных программы: «Химия для зарубежных средних школ» (291 участник) и «Зимняя школа по химии для зарубежных средних школ» (140

VIII Международная научно-практическая конференция участников). При разработке программ был использован также опыт других

вузов [7].

Первая программа (40 часов), преимущественно ориентирована на материал, включенный в программу общеобразовательной средней школы России по химии. Программа реализована в двух альтернативных вариантах -базовом и продвинутом. Дело в том, что многие выпускники ресурсных центров станут абитуриентами российских вузов. Кому-то химия нужна только как обязательная строчка в аттестате о среднем образовании - они выбрали базовый уровень. Другие будут штурмовать медицинские вузы - поэтому на продвинутом уровне большое внимание уделено решению заданий российского ЕГЭ по химии.

Вторая программа - зимняя школа (42 часа) ориентирована на мотивированных, заинтересованных в изучении химии ребят. Она раздвигает границы школьной программы. Значительную часть школы занимает интернет-демонстрация опытов, как сложных, так и простых, которые ученики смогут повторить у себя без необходимости использовать дорогостоящие реактивы. В программу зимней школы также был включен существенный экологический раздел, касающийся глобальных проблем Земли. Школьники также познакомились с началами проектной деятельности в области химии и экологии. И, конечно, не обошлось без разъяснения наиболее сложных задач российского ЕГЭ.

Для учителей была проведена программа повышения квалификации (48 часов) «Методика преподавания химии в зарубежных средних школах». Основное внимание было уделено вопросам повышения мотивации обучающихся, внедрению основ проектной деятельности. Зарубежных педагогов познакомили с доступными интернет-ресурсами по химии, необходимыми для организации самостоятельной работы в условиях ограниченности ресурсов [8; 9]. Разумеется, большое внимание было уделено методике работы с лучшими учениками, подходам к научению выполнения самых сложных заданий российского ЕГЭ по химии.

«Научные междисциплинарные исследования»

Значительные трудности доставила организация процесса обучения в

условиях применения дистанционных технологий [10]. Очевидно, что большую роль в преподавании химии играет лабораторно-практическая составляющая. Ее пришлось восполнять двумя способами - видеосъемкой собственных опытов и использованием существующих интернет-ресурсов, размещенных на общедоступных интернет-платформах, например, YouTube. Основной платформой для организации обучения была выбрана MOODLE [11], для проведения онлайн-занятий, конференций, коммуникации использовалась платформа Zoom [12].

Выводы. Обучение химии школьников ресурсных центров российских вузов за рубежом и повышение квалификации учителей зарубежных средних школ привело к совершенствованию компетенций обучающихся в области химии и педагогов в сфере методики преподавания химии. Деятельность преподавателей СПбПУ, участвующих в реализации проекта по созданию и развитию ресурсных центров, получила самые высокие оценки школьников и учителей в финальных анкетах. Это, несомненно, способствует улучшению имиджа российского образования в международной сфере.

Библиографический список:

1. Неймарк М.А. «Мягкая сила» в мировой политике. М.: Дашков и К°, 2017. 272 с.

2. Ганощенко А.А. «Мягкая сила»: добровольное взаимодействие и доступ к ресурсам // Международная жизнью 2017. № 8. С. 175-185.

3. Мусаткина Б.В., Игнатов О.В., Кообар А.А. Инструменты реализации федерального проекта «Экспорт образования» в российских университетах // Modern education systems in the USA, the EU and the Post-Soviet countries: conference proceedings. February 12-13, 2020. Seattle: KindleDP, 2020. URL: https://www.sworld.com.ua/index.php/secciius01 -7/32109-us01 -041 (дата обращения 16.12.2020).

VIII Международная научно-практическая конференция

4. Блинов Л.Н., Перфилова И.Л., Соколова Т.В., Юмашева Л.В. Химическая составляющая инженерного образования в техническом университете // Актуальные вопросы международной деятельности. Сб. науч.-метод. трудов / Отв. ред. А.М. Алексанков. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2016. Т. 2. С. 309-331. URL: https://iep.spbstu.ru/userfiles/files/pdf/Aktualnie-voprosi-mezhdunarodnoy-deyatedlnosti-2-tom.pdf (дата обращения 16.12.2020).

5. Гаршин А.П. Некоторые особенности преподавания химии и биологии иностранным студентам в Санкт-Петербургском политехническом университете Петра Великого // Актуальные проблемы химического и биологического образования. Материалы X Всероссийской научно-методической конференции с международным участием. Москва, 15-16 апреля 2019 г. М.: МШ'У, 2019. С. 130-135.

6. Краснощеков В.В., Блинов Л.Н., Перфилова И.Л. Химия и твоя будущая специальность. СПб.: ПОЛИТЕХ-ПРЕСС, 2020. 82 с.

7. Новикова Л.Н., Курило И.И., Ашуйко В.А. Организация процесса обучения химии иностранных студентов // Труды БГТУ. №8. Учебно-методическая работа. 2014. № 8 (172). С. 118-120.

8. Зиганшина Д.М. Дистанционное обучение в самообразовании учащихся на уроках химии // Научно-методический электронный журнал «Концепт». -2015. - № 6 (июнь). - С. 71-75. - URL: http://e-koncept.ru/2015/15187.htm (дата обращения 17.12.2020).

9. Курило И.И., Новикова Л.Н., Черник А.А., Ашуйко В.А. Организация самостоятельной работы при изучении химических дисциплин // Труды БГТУ. №8. Учебно-методическая работа. 2016. № 8 (190). С. 147-150.

10. Алехина Е.А., Макарова Н.А. Особенности организации дистанционного обучения органической химии в педагогическом вузе в условиях пандемии коронавирусной инфекции // Открытое образование. 2020. Т. 24. № 5. С. 36-46.

11. Малашонок И.Е., Курило И.И., Радченко С.Л. Дистанционное обучение теоретическим основам химии и неорганической химии с использованием

«Научные междисциплинарные исследования»

системы MOODLE // Труды БГТУ. №8. Учебно-методическая работа. 2015. № 8 (181). С. 137-140.

12. Балданова Д.М. Дистанционные занятия по химии с применением платформы Zoom // Преподаватель года 2020. Сборник статей Международного научно-методического конкурса. Петрозаводск, 03 мая 2020 г. / Ред. В.А. Чвякин. Петрозаводск: Новая наука, 2020. Ч. 2. С. 267-271.

УДК 37.013.42

Кузьменко Ирина Васильевна Kuzmenko Irina Vasilyevna

кандидат педагогических наук, доцент Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor Шуйский филиал Ивановского государственного университета

Shuya Branch of Ivanovo State University

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ГОТОВНОСТЬ РОДИТЕЛЕЙ К ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL READINESS OF PARENTS TO RAISE CHILDREN WITH DISABILITIES

Аннотация: В статье отмечается важность поддержки семей, воспитывающих детей с инвалидностью. Рассмотрены принципы и компоненты психологической и педагогической готовности родителей к воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья.

Abstract: The importance of supporting families raising children with disabilities is noted in the article. The principles and components of the psychological and pedagogical readiness of parents to raise children with disabilities are considered. Abstract. Key words:

Ключевые слова: психологическая готовность, педагогическая готовность, дети с ограниченными возможностями здоровья, семьи, воспитывающие детей с инвалидностью, работа с родителями

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.