Научная статья на тему 'ХИМИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ'

ХИМИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

78
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
медицинское образование / химия / интегративномодульное обучение.

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Т. Н. Литвинова, М. Г. Литвинова

Химическая подготовка студентов-медиковважная часть их профессиональной подготовки. Разработанная методическая система интегративно-модульного обучения химии студентов медицинского вуза адаптирована к требованиям ФГОС ВО (3++). Курс химии представлен в виде трех модулей содержания. В учебном процессе активно реализуется принцип профессиональной направленности. При изучении химии опора на деятельностный подход и активное использование личностно-ориентированных технологий, обеспечивающих продуктивное и мотивированное освоение химии, развитие и воспитание личности студентов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ХИМИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ»

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023 Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar

ХИМИЯ В МЕДИЦИНСКОМ ВУЗЕ: СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ И ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ

Т. Н. Литвинова, М. Г. Литвинова

ФГБОУ ВО КубГМУ Минздрава России, Краснодар, Россия

АННОТАЦИЯ

Химическая подготовка студентов-медиков- важная часть их профессиональной подготовки. Разработанная методическая система интегративно-модульного обучения химии студентов медицинского вуза адаптирована к требованиям ФГОС ВО (3++). Курс химии представлен в виде трех модулей содержания. В учебном процессе активно реализуется принцип профессиональной направленности. При изучении химии опора на деятельностный подход и активное использование личностно-ориентированных технологий, обеспечивающих продуктивное и мотивированное освоение химии, развитие и воспитание личности студентов.

Ключевые слова: медицинское образование, химия, интегративно-модульное обучение.

Введение. Профессиональная деятельность врача направлена на сохранение здоровья людей, оказание высококвалифицированной медицинской и профилактической помощи. В процессе реализации концепции развития высшего медицинского образования как составной части системы здравоохранения РФ по мнению А. Амирова [1], и мы с ним согласны, должны быть решены такие основные задачи, как обеспечение выпускников необходимым объемом теоретических знаний, практических умений и навыков, необходимых для первоначального этапа вхождения в профессиональную деятельность; формирование у студентов навыков работы с источниками информации и умений организовывать и осуществлять самостоятельную профессионально-познавательную деятельность.

В Федеральном государственном стандарте (ФГОС ВО) - специалист по специальности 31.05.01 Лечебное дело (также, как и по другим специальностям) определены требования к результатам освоения программы специалитета в виде универсальных (УК) общепрофесиональных компетенций (ОП

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023 Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar

Профессиональные компетенции формируются вузом на основе профессиональных стандартов (ПС).

Химическое образование - неотъемлемая и важная часть медицинского образования, тем более учитывая активное развитие молекулярной медицины в настоящее время.

Цель нашей работы - адаптация разработанной нами [2] методической системы непрерывной и преемственной химической подготовки студентов медицинского вуза с учетом внедрения в учебный процесс медицинских вузов России новых образовательных стандартов (ФГОС ВО 3++), основной особенностью которых является опора на компетентностный подход, четкое выделение видов профессиональной деятельности, требований к результатам освоения основных образовательных программ подготовки специалиста в виде УК и ОПК. На основе компетентностного подхода нами уточнены понятия «Химические компетенции», «Химическая компетентность врача» [3].

Методология. Принципиальное значение для адаптации курса химии и методики его изучения приобрели выделенные и научно обоснованные нами исходные методолого-теоретические основы, как ориентиры для определения стратегии и методических преобразований. Системный подход, а также его важнейшие методы системно-структурного и структурно-функционального анализа и моделирования мы использовали для структурирования учебного содержания курса химии с целью его минимизации, выделения его инварианта.

Специфика медицинской профессии такова, что необходимо осуществить отбор химических знаний и умений, структурировать химический учебный материал, выделить методологические подходы и принципы для создания профессионально ориентированного химического курса.

Используя интегративно-модульный подход, мы структурировали содержание курса химии в виде трех модулей:

1. Основы общей химии

2. Основы биоорганической химии

3. Основы физической и коллоидной химии.

В основу построения фундаментальной дисциплины химия в условиях профессиональной подготовки будущих врачей мы положили следующие принципы:

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023

Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar

y

- целевой обоснованности отбора компонентов знаний каждой выделяемой для изучения теоретической системы курса;

- познавательной значимости и дидактической ценности;

- внутри- и межпредметной интеграции знаний; интеграции содержания образования и процесса обучения;

- личностной ориентации содержания образования, усиления в нем деятельностного компонента и практической направленности образования;

- методологической, экологической, медико-биологической направленности, предполагающей использование фундаментальных химических знаний в решении медико-биологических и экологических проблем;

- существенного вклада данной теоретической системы знаний в развитие и воспитание личности студентов.

Результаты. Разработанный нами курс химии, построенный на принципах внутри- и межпредметной интеграции, модульности, фундаментализации, профессиональной направленности, обеспечивает не только качественное усвоение основ данной науки и развитие интеллектуальных способностей, но и формирование предметных химических компетенций как основы универсальных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций (таблица).

Обсуждение. Важным аспектом адаптации методической системы обучения химии является процессуальный. При изучении химии мы опираемся на деятельностный подход и активное использование личностно-ориентированных технологий, обеспечивающих продуктивное и мотивированное освоение химии, развитие и воспитание личности обучаемых с учетом того, что химия изучается на 1 курсе, а большинство студентов -вчерашние школьники. Хорошо зарекомендовало себя сочетание проведения занятий в очном и дистанционном формате, использование химического эксперимента реального и виртуального.

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023

Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar

Таблица

Модульная структура курса химии для студентов лечебного факультета

Основной курс «Химия», 5 зачетных единиц Форма контроля - экзамен

Модуль «Основы общей химии»

Модульные единицы:

- Элементы химической термодинамики, термохимии.

- Основы химической кинетики, химического равновесия. Особенности ферментативного катализа.

- Коллигативные свойства растворов.

- Сильные и слабые электролиты, особенности, биологическая роль.

- Теории кислот и оснований (Аррениуса, Бренстеда-Лоури, Льюиса). Протолитические реакции, их биологическое значение.

- Буферные системы, рН буферных растворов; буферные системы организма человека, механизм действия, биологическая роль.

- Гетерогенные реакции, биологическая роль.

- Окислительно-восстановительные реакции, активные формы кислотрода, антиоксидан-тная система.

- Биогенные s-, р-, ^-элементы.

- Лигандообменные процессы и равновесия.

Контроль -- защита модуля

Модуль «Основы биоорганической химии»

Модульные единицы:

- Общие закономерности реакционной способности органических соединений как химическая основа их биологического функцио-нирования

- Спирты, фенолы, тиолы: строение, характерные химические свойства, биологическая роль.

- Альдегиды и кетоны. Карбоновые кислоты. Строение, характерные химические свойства, биологическая роль.

- Аминокислоты. Строение, классификация, биологическая роль. Химические свойства аминокислот.

- Белки, структурная организация белков, их свойства, гидролиз, биологическая роль. Белки как необходимый компонент продуктов питания.

- Углеводы, строение, свойства, биологическая роль.

- Липиды, классификация, строение, свойства, био-логическая роль. Липиды в продуктах питания -Гетероциклы, нуклеиновые кислоты, строение, биологическая роль Контроль - защита

модуля

Модуль «Основы физической и коллоидной химии»

Модульные единицы:

- Поверхностные явления. Адсорбция, биологическая роль. Понятие о хроматографии.

- Дисперсные системы. Лиофобные коллоиды, биологическая роль. Строение мицеллы лиофобного золя.

- Устойчивость коллоидных систем. Коагуляция, виды коагуляции. Пептизация. Коллоидная защита, биологическая роль.

- Получение и свойства лиофильных коллоидов (ПАВ и ВМС), их особенности. Белки как полиамфолиты.

- Электрическая проводимость растворов. Кондукто-метрия. Применение в медицинской практике.

- Электрические потенциалы. Потенциометрия. Применение в медицинской практике.

Контроль -- защита модуля

Включение задач с медико-биологической направленностью способствует развитию мотивации, ценностного отношения к химическим знаниям и умениям.

May 6

33

Tashkent Medical Academy Integration of Science, Education and Practice in Modern Psychology and Pedagogy: Problems and Solutions

Volume 4 | TMA Conference | 2023

Zamonaviy psixologiya, pedagogikada fan, ta'lim va amaliyot integratsiyasi: muammo va yechimlar

y

Например: растворы хлорида кальция с массовой долей 5-10% используется в качестве противоаллергического, противовоспалительного, гемостатического и дезинтоксикационного средства. Рассчитайте ионную силу и активность ионов кальция в его 5%-ном растворе (р = 1,0835 г/мл). Биологическое значение ионной силы растворов электролитов.

Для методического обеспечения учебного процесса нами создан учебник [4], а также учебно-методические пособия к каждому модулю курса химии.

Заключение. Предложенные нами модули объединяют в себе наиболее важные для медицины разделы химии и связанные с ними биохимические, медико-профессиональные, экологические, культурологические компоненты содержания. Универсальные законы и теории, а также фундаментальные понятия науки пронизывают весь курс и все выделенные системы знаний. Системы теоретических знаний полифункциональны, выполняют гносеологическую, системообразующую и методологическую функции, но главное их назначение -всесторонне характеризовать, объяснять и прогнозировать химические процессы и явления, происходящие в живом организме.

Сочетание рационально отобранного, профессионально-направленного содержания курса химии и построения учебного процесса позволяет получать результаты, соответствующие требованиям ФГОС ВО.

REFERENCES

1. Амиров А. Современные ориентиры медицинского образования в России // Высшее образование в России. - 2008. - №3.

2. Литвинова Т.Н. Теоретические основы интегративно-модульного обучения общей химии студентов медицинского вуза. Совершенствование содержания и методов обучения химии в средней и высшей школе // Сборник научных трудов. - РГПУ им. А.И. Герцена, ЛОИРО, СПб. - 2006. - С.83-87.

3. Литвинова, Т.Н. Роль и место химического компонента в структуре профессиональных компетенций будущего врача / Т.Н. Литвинова. -Актуальные проблемы химического образования в средней и высшей школе: сборник научных статей / редкол.: А.П. Солодков (гл. ред.) [и др.]. - Витебск: ВГУ имени П.М. Машерова, 2013. - С. 202-204.

4. Литвинова Т.Н. Химия. Основы химии для студентов медицинских вузов: учебник для вузов / Т.Н. Литвинова, В.В. Хорунжий. - л

изд., испр. т дор. - Санкт-Петербург : Лань, 2022. - 532

ил. - Текст : непосредственный.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.