Научная статья на тему 'Химический состав длиннейшей мышцы спины и конверсия протеина и энергии кормов в мясную продукцию бычков различных генотипов'

Химический состав длиннейшей мышцы спины и конверсия протеина и энергии кормов в мясную продукцию бычков различных генотипов Текст научной статьи по специальности «Животноводство и молочное дело»

CC BY
114
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДЛИННЕЙШАЯ МЫШЦА СПИНЫ / ХИМИЧЕСКИЙ СОСТАВ / CHEMICAL COMPOSITION / ВНУТРИМЫШЕЧНЫЙ ЖИР / INTRAMUSCULAR FAT / ВЛАГА / MOISTURE / СУХОЕ ВЕЩЕСТВО / DRY MATTER / ПРОТЕИН / PROTEIN / ЭНЕРГЕТИЧЕСКАЯ ЦЕННОСТЬ / ENERGY VALUE / БКП / ТРИПТОФАН / TRYPTOPHAN / ОКСИПРОЛИН / OXYPROLINE / RIB EYE / BIOCLIMATIC POTENTIAL

Аннотация научной статьи по животноводству и молочному делу, автор научной работы — Харламов Анатолий Васильевич, Мирошников Александр Михайлович, Завьялов Олег Александрович, Фролов Алексей Николаевич

Для характеристики продуктивности бычков различных генотипов при откорме на барде был изучен химический состав длиннейшей мышцы спины и конверсия протеина и энергии кормов в мясную продукцию. Полученные данные показали, что содержание протеина в длиннейшей мышце спины было на уровне 20,12-20,60%, причём наибольшим его количеством характеризовались бычки III группы, а наименьшим I и II групп. Наибольший выход протеина в расчёте на 1 кг живой массы был установлен у молодняка III группы и составил 90,56 г, тогда как у бычков I и II групп этот показатель равнялся 85,66 и 88,92 г. Наибольшим значение ККОЭ было зафиксировано в III группе 7,50%, что на 1,22% выше, чем в I группе и на 1,36% выше, чем во II группе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по животноводству и молочному делу , автор научной работы — Харламов Анатолий Васильевич, Мирошников Александр Михайлович, Завьялов Олег Александрович, Фролов Алексей Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

To characterize the productivity of bulls of different genotypes during fattening on distiller’s grain the chemical composition of the rib and conversion of protein and fodder energy in meat production was studied. The received data demonstrated that the protein content of the rib eye was at level 20,12-20,60%, bulls of group III was characterized by its highest amount, and I and II had the lowest amount. The highest yield of protein per 1 kg of live weight was found in the group III of young cattle and was 90,56 g, whereas bulls of groups I and II had 85,66 and 88,92. The highest value of Conversion Ration of Metabolizable Energy was registered in the III group 7,50%, that is 1,22% higher than in group I and by 1,36% lower than in group II.

Текст научной работы на тему «Химический состав длиннейшей мышцы спины и конверсия протеина и энергии кормов в мясную продукцию бычков различных генотипов»

УДК 636.2.084:636.088.31

Химический состав длиннейшей мышцы спины и конверсия протеина и энергии кормов в мясную продукцию бычков различных генотипов

А.В.Харламов, А.М.Мирошников, О.А.Завьялов, А.Н.Фролов

ГНУ Всероссийский НИИ мясного скотоводства

Аннотация. Для характеристики продуктивности бычков различных генотипов при откорме на барде был изучен химический состав длиннейшей мышцы спины и конверсия протеина и энергии кормов в мясную продукцию. Полученные данные показали, что содержание протеина в длиннейшей мышце спины было на уровне 20,12-20,60%, причём наибольшим его количеством характеризовались бычки III группы, а наименьшим - I и II групп. Наибольший выход протеина в расчёте на 1 кг живой массы был установлен у молодняка III группы и составил 90,56 г, тогда как у бычков I и II групп этот показатель равнялся 85,66 и 88,92 г. Наибольшим значение ККОЭ было зафиксировано в III группе -7,50%, что на 1,22% выше, чем в I группе и на 1,36% выше, чем во II группе.

Summary. To characterize the productivity of bulls of different genotypes during fattening on distiller's grain the chemical composition of the rib and conversion of protein and fodder energy in meat production was studied. The received data demonstrated that the protein content of the rib eye was at level 20,12-20,60%, bulls of group III was characterized by its highest amount, and I and II had the lowest amount. The highest yield of protein per 1 kg of live weight was found in the group III of young cattle and was 90,56 g, whereas bulls of groups I and II had 85,66 and 88,92. The highest value of Conversion Ration of Metabolizable Energy was registered in the III group - 7,50%, that is 1,22% higher than in group I and by 1,36% lower than in group II.

Ключевые слова: длиннейшая мышца спины, химический состав, внутримышечный жир, влага, сухое вещество, протеин, энергетическая ценность, БКП, триптофан, оксипролин.

Key words: rib eye, chemical composition, intramuscular fat, moisture, dry matter, protein, energy value, bioclimatic potential, tryptophan, oxyproline.

При изучении химического состава большое внимание уделяют анализу мускулов. В большинстве случаев для этой цели используют длиннейший мускул спины, наиболее крупный и целесообразный для использования. Что касается необходимости изучения качественного состава отдельных мускулов, то это объясняется тем, что средняя проба мякоти туш включает в себя не только мускулы, но и подкожный, межмускульный и внутримускульный жиры. В связи с этим многие исследователи [1, 2, 3, 4, 5, 6, 7] для характеристики химического состава мышечной ткани и выяснения степени отложения внутримышечного жира берут длиннейший мускул спины, который позволяет более объективно судить о качестве мышечной ткани всей туши. Считается, что он находится в прямой зависимости от количества и качества мякоти туш.

По данным химического состава можно с успехом сравнивать качественные показатели мяса различных пород. Поэтому для полной характеристики мясной продуктивности бычков красной степной (I группа), симментальской (II) и казахской белоголовой (III) при откорме на барде мы изучали показатели химического состава длиннейшего мускула спины (табл. 1).

Приведённые данные показывают, что содержание протеина в длиннейшем мускуле спины изучаемых групп было на уровне 2,60-20,12%, причём наибольшим его количеством характеризовались бычки III группы, а наименьшим - I и II группы, однако существенной разницы между группами не установлено. По накоплению внутримышечного жира между бычками подопытных групп имели место различия. Наибольшим накоплением внутримышечного жира отличался длиннейший мускул спины бычков опытных групп и особенно III группы - 2,15%. Они превосходили по этому показателю сверстников I и II групп на 0,15 и 0,59%.

При этом, как видно из таблицы, увеличение содержания внутримышечного жира в длиннейшем мускуле спины бычков III группы сопровождалось уменьшением количества влаги.

Длиннейший мускул спины молодняка III группы характеризовался и более высокой величиной энергетической ценности. Если таковая 1 кг длиннейшего мускула спины бычков II группы составляла 4,09 МДж, то у молодняка I и III групп она была больше на 3,42 и 6,84%.

Таблица 1. Химический состав длиннейшего мускула спины подопытных бычков, %

Показатель Группа

I II III

Влага 76,90 77,16 76,25

Сухое вещество 23,10 22,84 23,75

Протеин 20,12 20,30 20,60

Жир 2,00 1,56 2,15

Энергетическая ценность 1 кг

мускула, МДж 4,23 4,09 4,37

Триптофан, мг% 328,65 341,76 343,78

Оксипролин, мг% 58,06 58,60 58,19

Белковый качественный

показатель 5,66 5,83 5,91

Мясо - продукт белкового питания. Белок, являясь наиболее ценной частью, содержит незаменимые аминокислоты, которые жизненно необходимы для питания человека и не синтезируются в его организме. Поэтому качество белков имеет первостепенное значение. Для представления о биологической ценности мяса, полученного от бычков разных генотипов, выращенных в условиях промышленного комплекса по откорму на барде, были определены аминокислоты триптофан, входящий в состав полноценных белков мышечной ткани и оксипролин, составляющий основу соединительно-тканевых белков, а также их соотношение, то есть белковый качественный показатель (БКП), принятый нами за показатель биологической ценности.

По нашим данным наибольшее количество триптофана содержалось в длиннейшем мускуле спины бычков III группы и наименьшее - у молодняка I группы. Последние уступали по содержанию триптофана бычкам II группы на 13,11 мг% (3,84%), бычкам III группы - 15,13 мг% (4,40%). Что касается аминокислоты оксипролина, то его содержание наименьшим (лучшим) было в длиннейшем мускуле спины бычков I группы.

Различное содержание аминокислот триптофана и оксипролина в длиннейшем мускуле бычков разных генотипов отразилось и на их соотношении - белковом качественном показателе. Судя по величине БКП, биологическая ценность длиннейшего мускула спины бычков III группы была несколько выше, чем у молодняка I и II группы. Различия по величине БКП между животными I и II группами составили 3,00% в пользу II группы, между I и III - 4,42% в пользу III группы и между II и III группами -1,37% в пользу последней. Белковый качественный показатель длиннейшего мускула спины бычков всех групп был выше 5, что говорит о его высоком качестве.

Сложный процесс переваривания питательных веществ корма с дальнейшим переносом их и включением в ткани животных никогда не прекращается в живом организме. Причём вновь поступившие вещества используются не только для формирования новых структур организма, но и для обновления старых, что происходит со значительной интенсивностью. Эти процессы недостаточно оценить по живой массе, её среднесуточному приросту, массе туши и внутреннего жира, выходу туши и убойному выходу, выходу мякоти тканей, а также физиологическим показателям мяса.

Комплексная оценка основных количественных и качественных данных продуктивности животных и использования питательных веществ кормов может быть осуществлена путём определения выхода пищевого белка, жира и энергии, а также расчёта коэффициентов конверсии или трансформации питательных веществ корма в продукцию.

Изучение вопросов трансформации протеина и энергии корма в продукцию следует считать надёжным методом комплексной оценки количественных и качественных показателей мясной продуктивности животных [8, 9, 10, 11, 12, 13, 14].

Трансформация протеина и энергии корма в съедобную часть тела бычков, полученную в наших исследованиях, приведена в табл. 2.

Таблица 2. Трансформация протеина и энергии корма в съедобную часть тела бычков

Показатель Группа

I II III

Съедобная часть тканей тела, кг 188,5 205,7 208,3

Отложилось в тканях:

протеина, кг 32,92 36,19 36,25

жира, кг 31,74 30,45 36,26

энергии, МДж 2027,58 2054,38 2284,13

Выход на 1 кг предубойной массы:

протеина, г 85,66 88,92 90,56

жира, г 82,59 74,82 90,58

энергии, МДж 5,28 5,05 5,71

Коэффициент конверсии

протеина (ККП), % 6,92 7,02 7,79

Коэффициент конверсии

энергии (ККОЭ), % 6,28 6,14 7,50

Поэтому определённый интерес в нашем исследовании представляют результаты трансформации протеина и энергии корма в продукцию у бычков сравниваемых пород при откорме на барде.

Как свидетельствуют результаты исследований, в теле молодняка II и III групп откладывалось несколько больше протеина по сравнению со сверстниками из I группы. Бычки I группы уступали по накоплению протеина животным из II группы на 3,27 кг (9,04%), из III группы - на 3,34 кг (9,19%).

Наименьшее отложение жира в теле было у бычков II группы, они уступали по данному показателю сверстникам I и III групп на 1,29 кг (4,07%) и 5,81 кг (6,03%).

Наибольший выход протеина в расчёте на 1 кг живой массы установлен у молодняка III группы и составил 90,56 г, тогда как у бычков I и II групп этот показатель равнялся 85,66 и 88,92 г. Наименьшим выходом жира в расчёте на 1 кг живой массы характеризовался молодняк II группы (74,82 г), у сверстников I и III этот показатель был соответственно 82,59 и 90,56 г.

Неодинаковое потребление и использование питательных веществ корма и отложение их в мякоти туш у бычков различных пород при откорме на барде оказало определённое влияние на коэффициент конверсии протеина. Различия между группами по данному показателю составляли 0,10-0,87% в пользу животных II и III групп. Важным показателем при изучении конверсионных показателей организма является коэффициент конверсии обменной энергии (ККОЭ), который учитывает содержание белка и жира в организме. Наибольшее значение ККОЭ было зафиксировано в III группе - 7,50%, что на 1,22% выше, чем во II группе.

Таким образом, проведённые нами исследования показали наличие определённых различий в величине массы съедобных частей туши, их морфологическом и химическом составе, количестве животного белка, а также в характере накопления и распределения жира в мясе бычков различных пород, откормленных на барде в условиях промышленного комплекса.

Литература

1. Харламов А.В., Мирошников А.М., Ковалев С.А. Влияние различных по составу комбикормов на химический состав длиннейшей мышцы спины бычков красной степной породы // Вестник мясного скотоводства. 2009. Вып. 62(2). С. 84-87.

2. Косилов В.И., Артамонов А.С., Никонова Е.А. Качество мясной продукции чистопородных и помесных бычков-кастратов // Вестник мясного скотоводства. 2011. Вып. 64(3). С. 65-78.

3. Фролов А.Н. Химическая и биологическая ценность длиннейшего мускула спины бычков симментальской породы и её помесей с герефордами // Разработка и освоение инноваций в животноводстве: материалы междунар. науч.-практ. конф. Оренбург: ВНИИМС, 2013. С. 85-87.

4. Харламов А.В., Мирошников А.М., Харламов В.А. Химический состав мякоти туш бычков различных пород при откорме на барде // Вестник мясного скотоводства. 2013. № 2(80). С. 47-50.

5. Мирошников А.М., Харламов А.В., Ковалев С.А. Влияние различных по составу комбикормов на химический состав длиннейшей мышцы спины бычков красной степной породы // Вестник мясного скотоводства. 2009. Вып. 62(2). С. 89-93.

6. Химический состав мякоти туш и длиннейшей мышцы спины бычков и кастратов красной степной и чёрно-пёстрой пород / А.В. Харламов, А.М. Мирошников, А.В. Провоторов, С.А. Ковалев // Вестник мясного скотоводства. 2010. Вып. 63(3). С. 143-148.

7. Левахин Ю.И., Галиев Б.Х. Влияние различных кормов из донника на химический состав мяса и длиннейшего мускула спины откармливаемых бычков // Вестник мясного скотоводства: материалы междунар. науч.-практ. конф. М.: Вестник РАСХН, 2003. Вып. 56. С. 338-340.

8. Гуткин С.С. Увеличение производства пищевого белка и конверсия протеина корма // Вестник сельскохозяйственной науки. 1982. № 11. С. 108.

9. Буйная П.Н. Выход основных питательных веществ и конверсия протеина в пищевой белок животных, полученных от промышленного скрещивания // Выявление наиболее эффективных путей производства пищевого белка в животноводстве и птицеводстве. Тарту, 1979. С. 19-24.

10. Гуткин С.С. Оценка мясной продуктивности по эффективности конверсии корма // Вестник Россельхозакадемии. 1998. Вып. 51. С. 40-44.

11. Салихов А.А. Оценка мясной продуктивности молодняка казахской белоголовой породы по выходу питательных веществ и конверсии протеина и энергии корма // Материалы международной научно-практической конференции, посвящённой 100-летию со дня рождения К.А. Акопяна. Оренбург, 2001. С. 261-266.

12. Конверсия протеина и энергии корма в белок и энергию съедобных частей тканей тела /В.И. Левахин, В.Д. Баширов, Р.С. Саетов, Р.Г. Исхаков, Ю.И. Левахин // Повышение эффективности производства говядины в молочном и мясном скотоводстве: монография. Казань: Изд-во Фэй, 2002. С. 140141.

13. Фролов А.Н., Левахин В.И., Исхаков Р.Г. Комплексная оценка мясной продуктивности бычков различных генотипов и эффективности конверсии корма // Известия Оренбургского государственного аграрного университета. 2007. № 13-1, Т. 1. С. 112-113.

14. Яушев Р.Р., Ажмулдинов Е.А., Титов М.Г. Конверсия протеина и энергии кормов в питательные веществ мясной продукции бычков при кормлении различными бобовыми культурами // Вестник мясного скотоводства. 2013. № 3(81). С. 83-85.

Харламов Анатолий Васильевич, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, заведующий отделом технологии мясного скотоводства и производства говядины ГНУ Всероссийского НИИ мясного скотоводства, 460000, г. Оренбург, ул. 9 Января, 29, тел.: 8(3532)77-25-28

Мирошников Александр Михайлович, доктор сельскохозяйственных наук, профессор, ведущий научный сотрудник отдела технологии мясного скотоводства и производства говядины ГНУ Всероссийского НИИ мясного скотоводства, 460000, г. Оренбург, ул. 9 Января, 29, тел.: 8(3532)77-25-28

Завьялов Олег Александрович, кандидат сельскохозяйственных наук, старший научный сотрудник отдела технологии мясного скотоводства и производства говядины ГНУ Всероссийского НИИ мясного скотоводства, 460000, г. Оренбург, ул. 9 Января, 29, тел.: 8(3532)77-25-28

Фролов Алексей Николаевич, кандидат сельскохозяйственных наук, старший научный сотрудник отдела технологии мясного скотоводства и производства говядины ГНУ Всероссийского НИИ мясного скотоводства, 460000, г. Оренбург, ул. 9 Января, 29, тел.: 8(3532)77-25-28

УДК 636.088.31

Биотехнологический приём сокращения потерь мясной продукции бычков при транспортном и

предубойном стрессах

М.М.Поберухин, В.И.Левахин

ГНУ Всероссийский НИИ мясного скотоводства

Аннотация. Скармливание бычкам за 7 суток до транспортировки на мясокомбинат препаратов ХКА, мивал-Агро или МАХ позволяет снизить потери живой массы на 3,2-7,0 кг (9,3-20,4 %) и повысить убойный выход на 0,15-0,46 %, что увеличивает прибыль от реализации на 219-419 руб. в расчёте на 1 голову.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.