Артамонов Олег Николаевич
ХИМИЧЕСКИЕ РЕСУРСЫ ИНТЕРНЕТ
В настоящее время, когда число пользователей сети Интернет возрастает со временем в геометрической прогрессии, а интересные материалы на всевозможных страничках и сайтах появляются ежедневно, игнорировать возможности для образования во всех отраслях познания, которые может предоставить всемирная паутина, - значит, во многом себя обделить. В данной статье мы попытаемся рассмотреть, каким образом Интернет может помочь в непростом деле школьного образования по химии.
Нужно сразу сказать, что ресурсы www, по крайней мере, в ближайшее время не заменят добротно написанного учебника по химии. Хотя бы по той простой причине, что учебник предполагает единый стиль изложения, и уделение внимания каждому вопросу пропорционально его объему и сложности. Все это отсутствует в пестром наборе паутинной информации. Сайты создаются многими людьми из различных мест, а потому отличаются не только по стилю изложения, но и по оформлению, профессионализму исполнения, а иногда и по степени достоверности представляемой информации. Вторая причина - напечатанную на бумаге книгу легче и приятнее читать, чем ту же книгу, переведенную на экран дисплея, да и для здоровья безопаснее, ведь мониторы на жидких кристаллах очень дороги и в России в массовом использовании появятся весьма не скоро. Поэтому ресурсы Интернет при обучении интересны прежде всего как вспомогательный материал, способный предоставить такие
возможности, которые простой бумажный учебник дать не в состоянии, или как справочная информация оперативного доступа. Необходимо принять во внимание еще и тот факт, что многие школьники, к сожалению, за компьютером проводят гораздо больше времени, чем за книгами, и для таких детей вероятность того, что они прочтут что-либо, набрав www-адрес, выше, чем то, что они прочитают то же самое, открыв учебник.
Интернет, как известно, - это место, где число пишущих превышает число читающих и, по сути, огромная свалка. Поэтому, чем больше полезных адресов будет знать обращающийся в www за информацией, тем выше будет КПД его деятельности и тем меньше времени он потратит попусту. На помощь, конечно, приходят поисковые системы, которых очень много, хороших и разных, и которые каждый пользователь выбирает на свой вкус, но любая подобная система на почти любой конкретный запрос выдаст несколько ссылок, вплоть до нескольких сотен. На один хороший и нужный адрес приходятся десятки совершенно бесполезных. А если еще учесть, что нас интересуют ресурсы по химии, на русском языке и для школьников, то процентное соотношение нужных ссылок будет и того меньше. Чтобы не быть голословным, приведу пример. В одной из поисковых систем я набрал для поиска слово «соли» - такой раздел есть в школьном учебнике по неорганической химии. Тут же были выданы ссылки: «солевые ванны», «питание при беременности», «цены на соль на
ПЕРИОДИЧЕСКИЙ ЗАКОН
http://www■ort■spb■ru/(Win)/eproject/ сЬеш81ху/таш.Ь1т
Строение атома и периодический закон.
Приводится графическое изображение таблицы Д. И. Менделеева и общие сведения о ней с акцентом на строение электронные оболочек атомов элементов. Изображены1 графические электронные формулы1 водорода, гелия, лития, бериллия, бора, углерода, азота, кислорода фтора, неона и скандия.
http://www.russian.ee/~star/period Периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева.
Просто красочное изображение таблицы1 крупным планом.
http://www.informika.ru/windows/database/ chemy/Data/Ch1 3.html Периодический закон Д. И. Менделеева.
Основные сведения: физический смыкл химической периодичности.
http://www.botik.ru/ICCC/Archives/source/ osen99/mendeleev
Периодическая система элементов Д. И. Менделеева.
Помимо красочного изображения таблицы,
фондовой бирже», «домашние соления» и даже «101 вид самоубийства». Часто бывает, что ударившемуся в поиск какого-либо ресурса школьнику надоедает просматривать метры пробегающих ссылок, и он бросает это занятие или щелкает мышкой на постороннюю ссылку, забывая о том, с чего, собственно, все началось; теряется иногда драгоценное время.
Мне пришлось потратить немало времени, чтобы составить сборник из www-адресов, где были бы в той или иной мере представлены все разделы школьной неорганической и органической химии. Привожу адреса и названия найденных мной ссылок с аннотациями к каждой из них, сгруппированные по основным темам.
содержатся следующие сведения о каждом элементе: плотность, температуры плавления и кипения, изотопы1, агрегатное состояние, сведения о цвете и запахе, активность, применение, вхождение в состав и др. Лучшее, что мне попадалось на эту тему.
СТРОЕНИЕ АТОМА, АТОМНО-МОЛЕКУЛЯРНАЯ ТЕОРИЯ, СВЯЗИ
http://www.informika.ru/windows/database/ chemy/Data/Ch1 2.html Строение атома.
Основные сведения: квантовые числа электронов, принципы1 заполнения орбиталей, полная электронная формула элемента.
http ://cnit. ssau.ru: 8101/organics/chem4/ o 11.htm
Строение кислорода.
Электронная конфигурация кислорода и его соединений. Наглядные схемы.
http ://cnit. ssau.ru: 8103/organics/chem4/ o12.htm
Химические связи кислорода.
Наглядные схемы и таблицы, объясняющие, каким образом строение и свойства соединений кислорода определяются характером его химических связей и типом гибридизации.
НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ, ЭЛЕМЕНТЫ
http://www.informika.ru/windows/database/
chemy/D ata/Ch 1 1.html
Основные понятия и законы химии.
Начальные основные химические понятия: предмет химии, атомно-молекулярное учение, закон сохранения массы1 и др. Приведены примеры с решениями.
http://www.kubannet.ru/~school87/plotn/ molec.htm
Строение вещества и плотность тел.
Общие сведения. Картинки: некоторые атомы и молекулы, положение атомов веществ в различных агрегатных состояниях.
http://cnit.ssau.ru:8100/organics/chem3/ z22.htm
Моль, молярная масса.
Даны1 основные определения, а также приведен пример с решением.
http://www.informika.ru/ windows/database/chemy/ Data/Ch1 4.html Химическая связь.
Рассказывается о химической, ковалентной, ионной, водородной, металлической связях и о гибридизации орби-талей. Приводятся схемы .
http://web.bashnet.ru/bgau/distedu/chemist/ chemist.htm
Неорганическая химия.
Представлены оригинальны е упражнения, задания и тесты по следующим темам: 1) классификация неорганических веществ; состав, номенклатура, графические формулы, получение и химические свойства оксидов, оснований, кислот и солей; 2) растворы , электролитическая диссоциация, сильны е и слабы е электролиты , ионны е уравнения реакций, гидролиз солей; 3) периодические закон и система химических элементов, строение атома, химическая связь, степень окисления элементов, валентность; 4) окислительно-восстановитель-
ные реакции, метод электронного баланса.
http://www.marstu.mari.su/mmlab/home/ CHEM/www/default.htm Гипермедиа обучающий учебник: «Общая и неорганическая химия для WWW».
Строение атома, окислительно-восстано-вительны1е реакции, химическая связь и строение, теория электролитической диссоциации, элементы1 различные подгрупп. Приведены1 сведения, есть рубрики: учеба, тесты, опыты, именной и предметный ин-дексы1. Хорошее графическое оформление. Если когда-нибудь будет работать в полном объеме, то будет одной из лучших обучающих программ в своем роде.
http://www.informika.ru/windows/database/ chemy/Data/Chl 7.html Основные классы неорганических соединений.
Классификация неорганических веществ, основания, оксиды, кислоты, соли, генетическая связь. Приведены формулы, схемы, таблицы.
http://www 1. sch265. spb.ru/vorobey/
nachalo2.htm
Хлор.
Полная информация о хлоре: распространение в природе, физические и химические свойства, получение, применение, хлор в организме, история, использование хлора в...
http://www.informika.ru/windows/database/
chemy/Data/Ch2 1.html
Водород.
Сведения: водород, изотопы1, физические и химические свойства, получение, применение.
http://www.informika.ru/windows/database/
chemy/Data/Ch2 2.html
Вода.
Сведения: вода, ее аномалии и свойства.
http://www.informika.ru/windows/database/ chemy/Data/Ch2 3.html Пероксид водорода.
Физические и химические свойства, получение, применение, хранение.
http://www.informika.ru/windows/database/
chemy/Data/Ch2 4.html
Галогены.
Общая характеристика, фтор и его соединения, хлор и его соединения, бром и его соединения, йод и его соединения.
http://www.informika.ru/windows/database/ chemy/Data/Ch2 5.html Подгруппа кислорода.
Общая характеристика, кислород (свойства, горение в нем), сера и ее соединения (сероводород, оксиды1 серы1, серная кислота).
http://www.informika.ru/windows/database/ chemy/Data/Ch2 6.html Подгруппа азота.
Общая характеристика, азот и его соединения (аммиак, соли аммония, оксиды азота, азотистая кислота, азотная кислота, разложение нитратов), фосфор и его соединения.
http://www.informika.ru/ windows/database/chemy/ Data/Ch2 7.html Подгруппа углерода.
Углерод (аллотропия, адсорбция, угольная кислота и ее соли), кремний (аллот-
ропия, кислотный оксид, кремниевая кислота).
http://www.informika.ru/windows/database/
chemy/Data/Ch2 8.html
Металлы.
Пока содержатся лишь сведения о подгруппе цинка.
http://www1.sch265.spb.ru/diablo/work/
frame.htm
Азот и аммиак.
Все о физических и химических свойствах, строении молекулы, применении и получении.
http://www.informika.ru/windows/database/ chemy/Data/Chl 5.html Кинетика химических реакций.
Основные сведения о скорости химических реакций и о химическом равновесии: факторы, влияющие на скорость химических реакций, закон действующих масс, способы смещения равновесия. Приводятся примеры и графики.
http://www.informika.ru/windows/database/ chemy/Data/Chl 8.html Окислительно-восстановительные реакции.
Степень окисления, ее расчет, реакции без изменения и с изменением степени окисления, важнейшие окислители и восстановители, классификация, составление уравнений, электролиз и многое другое. Приведены уравнения, примеры и решения.
ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ
http://cnit.ssau.ru:8102/or ganics/index.htm Органическая химия (электронный учебник для средней школы, 10-11 классы).
Лучшее в своем роде из всего, что мне попадалось. Введение в органическую химию, углеводороды, методика решения задач, кислородсодержащие соединения, азотсодержащие соединения, высокомолекулярные соединения. Есть контрольные вопросы с вариантами ответов, VRML-модели и анимации (возможность покрутить-повертеть молекулы и соединения).
http://teach.chem.msu.ru/win/stud/ metodichki/chemmet.htm Выдающиеся соединения органической химии.
Занимательные сведения по теме.
http://www.informika.ru/windows/database/
chemy/Data/Ch3 1.html
Предмет и пути развития органической
химии.
Общие сведения, классификации органических соединений и их реакций.
http://www.informika.ru/windows/database/ chemy/Data/Ch3 2.html Предельные углеводороды.
Пока в стадии разработки.
http://www.informika.ru/windows/database/ chemy/Data/Ch3 3.html Непредельные углеводороды.
Подробно: алкены1, алкадиены1, алкины1.
http://www.informika.ru/windows/database/ chemy/Data/Ch3 4.html Ароматические соединения.
Сведения, строение бензола, изометрия.
http://www.informika.ru/windows/database/ chemy/Data/Ch3 5.html Азотсодержащие соединения (амины).
Сведения, таблица.
УРОКИ, КОНТРОЛЬНЫЕ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ
http ://www. archive. 1 september.ru/him/1999/ no19.htm
Занимательные формы контроля знаний учащихся по химии (8 класс).
Представлены дидактические игры, кото-ры1е в качестве нетрадиционной формы1 обучения восьмиклассников могут быть ис-пользованы1 как командные, способствующие развитию организационные и коммуникативные умений, так и как индивидуальные, служащие для проверки и коррекции знаний конкретного ученика.
http://www.mifi.ru/chemistry-lesson-1.htm
Химия 9 класс.
Урок: сведения, примеры1 и контрольные задания (с ответами) по теме «расчеты1 по уравнениям химических реакций».
http://www.mifi.ru/chemistry-lesson-2.htm Химия 10 класс.
Урок: сведения, таблицы1, примеры1, контрольные задания (с ответами) и методические указания по теме «алканы1».
http://www.mifi.ru/chemistry-lesson-3.htm Химия 11 класс.
Урок: сведения и контрольны е задания (с ответами) по теме «окислительно-восстановительные реакции».
http://archive. 1 september.ru/him/1998/
no39.htm
Вещество.
Изучение химии начинается с понятия «вещество», которое не всегда раскрывается должныш образом...
http://archive.1 september.ru/him/1998/ no42.htm
О чем не пишут в учебниках (химические элементы в повседневной жизни).
Забавные и интересные сведения, сопровождаемые иллюстрациями.
http://geg.chem.usu.ru/lab works.htm Лабораторные работы по общей химии.
Сведения в помощь экспериментатору.
http://www.aha.ru/~sf/Exam/index.html Экзамен.
Пример экзаменационного билета, вопросы по основам и свойствам, контрольные вопросы1.
ССЫЛКИ
http://teach.chem.msu.ru/win/stud/
metodichki/chemmet.htm
Учебники и методические пособия по химии
(ресурсы сети химического факультета).
Масса ссыипок на различные материалы1 по неорганической, органической, физической химии и химической технологии.
http://sch130.nsc.ru/cgi-bin/
subjects.cgi?RUS+SUBJ+chem
Химия.
Ссылки на обширные ресурсы (тесты, видео, факультеты, модели молекул и проч.), но, к сожалению, не все пока работает.
http://windoms. sitek.net/~bvmeagle/goto.htm Большой ресурс.
Каталог большого числа ссыипок по разделам: справочники, образовательные сайты, разное.
К сожалению, 80% от этих ресурсов дублируют учебник, так как представляют собой просто информацию в виде текстов, формул, схем, таблиц, рисунков, хотя кое-где встречаются контрольные задания с вариантами ответов. Остальные 20% более оригинальны и представляют больший интерес, так как представляемые там материалы превосходят по степени наглядности и удобства использования материалы из учебника на сходную тему. Ограничимся двумя наиболее характерными и удачными примерами из этой части отобранных мной ссылок. Первый - http:/ /cnit.ssau.ru:8102/organics/index.htm, «Органическая химия (электронный учебник для средней школы, 10-11 классы)» -один из лучших в своем роде. Обратившийся сюда найдет как теоретическую информацию по всем основным разделам вышеупомянутого предмета, так и сможет воочию узреть многие молекулы и соединения, используемые в учебнике. И не толь-
ко увидеть, но и самостоятельно повертеть, подвигать, уменьшить, увеличить, изучить со всех сторон. Кроме того, на сайте представлены контрольные вопросы по всем разделам с вариантами ответов и ми-нимультфильмом в случае верного и неверного ответов, а также наглядные объяснения принципа названий различных органических соединений с построением ложных и верных, коротких и длинных цепочек связей. Ну, и какая же химия без периодической таблицы Менделеева! Таблиц много самых разных на любой вкус, но одна из лучших находится по адресу http://www.botik.ru/ICCC/ АгсЫуе8/8оигсе/о8еп99/шепёе1ееу. Тут на нее можно не только посмотреть, но и щелкнуть мышкой на каждый элемент, и об этом элементе будет выдана дополнительная информация.
В заключение хотелось бы сказать несколько слов о перспективах. Скорость вхождения Интернет в нашу жизнь и быстрота, с которой появляются новые сайты, позволяют сделать оптимистические прогнозы. Как уже было заявлено, ресурсы пополняются каждый день, доделыва-ются на ходу. Так, например, по адресу http://www.marstu.mari.su/mm1ab/home/ CHEM/www/defau1t.htm находится учебник по общей и неорганической химии. Это
прекрасно оформленный сайт с массой дополнительных возможностей, и если он когда-нибудь заработает в полном объеме, то будет одним из лучших электронных учебников химии в сети. Постепенно оформление и предоставляемые возможности будут совершенствоваться и расширяться, не останется обойденных вниманием вопросов и областей химии, каждая область будет освещена в должном объеме и на должном уровне, качество техники тоже не будет стоять на месте и когда-нибудь можно будет всерьез говорить о всеобщем электронном учебнике химии, который, хоть и не вытеснит книгу (как кино не вытеснило театр, а телевидение - кинотеатры), но станет мощным вспомогательным средством, без которого, как знать, может уже в недалеком будущем будет трудно себе представить процесс обучения.
Артамонов Олег Николаевич, выпускник СПбГУ.
НАШИ АВТОРЫ