Научная статья на тему 'Хиджаб замедленного действия'

Хиджаб замедленного действия Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
64
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Петров Александр

"НГ-религии", М., 21 июля 2004 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Хиджаб замедленного действия»

Александр Петров,

журналист

ХИДЖАБ ЗАМЕДЛЕННОГО ДЕЙСТВИЯ

«Дело о хиджабе», уже ставшее общеевропейской головной болью, получило новое развитие после того, как исламские активисты, выступающие в защиту права мусульманских женщин на ношение традиционного головного убора, провели конференцию в Лондоне. Место проведения конференции было выбрано не случайно: в Англии право мусульманок носить хиджаб защищено законодательством.

На конференции в лондонском Сити-Холле 12 июля 2004 г. присутствовали 250 делегатов из 14 стран мира. Было принято решение начать политическую кампанию по лоббированию интересов мусульман в Европарламенте. Это стало своеобразным ответом на вердикт Европейского суда по правам человека. Как известно, суд отказал в иске турецкой студентке, которая пыталась отстоять свое право носить хиджаб в высшем учебном заведении. Решение Европейского суда создало юридический прецедент, который в дальнейшем может определить судьбу всей проблемы.

В защиту хиджаба, обращаясь к участникам конференции, выступил скандально известный богослов, шейх Юсуф Кардави, которому из-за связей с радикальными исламистами еще в 1999 г. был запрещен въезд на территорию США. Кардави призвал французское правительство полностью пересмотреть закон, запрещающий ношение религиозных символов в школе. По его мнению, принятие этого закона только обострит ситуацию. Запрет на ношение религиозных символов осудил и мэр Лондона Кен Ливингстон, полагающий, что новое законодательство «является наиболее реакционным предложением, которое когда-либо рассматривалось Европейским парламентом со времен Второй мировой войны». Он отметил, что этот закон «означает шаг в сторону религиозной нетерпимости». Законодательство, ограничивающее ношение хиджаба в госучреждениях, уже принято в Германии, Франции и Бельгии. При этом в других странах Евросоюза, где «мусульманская проблема» стоит не так остро, этот вопрос пока еще только обсуждается.

Законодательный прессинг в отношении мусульман начался еще в декабре 2003 г. с телевизионного обращения президента Жака Ширака к французской нации. В нем президент Франции заявил, что на территории государственных школ нет места ни хиджабу, ни кипе,

ни распятию. Французский парламент также не заставил себя долго ждать. Уже в начале 2004 г. был принят Закон «О светскости», вводящий запрет на ношение религиозных символов в госучреждениях. В отличие от ранее действовавшего акта 1905 г. об отделении Церкви от государства, новый закон внес ряд ограничений на публичное исповедание веры и вызвал волну возмущения во всем исламском мире. Как следствие в Париже прошли многотысячные демонстрации протеста против запрета на ношение в школах хиджаба. Лидеры мусульманской общины Франции, которая насчитывает более 5 млн. человек, восприняли нововведение как «направленное против ислама» и обвинили власти Франции в расизме.

Против ношения традиционной мусульманской одежды в школах не раз высказывался и канцлер ФРГ Герхард Шрёдер. В настоящий момент в некоторых федеральных землях Германии ношение хиджаба запрещено. Как отмечают наблюдатели, инициированная президентом Франции политика не только не способствует интеграции мусульман в общественную жизнь Европы, но может привести к объединению разрозненных мусульманских общин, которые в данной ситуации вынуждены сообща отстаивать свои права. Чем активнее правительства стран Евросоюза пропагандируют секулярный образ жизни, тем сильнее идет процесс маргинализации арабо-мусульманских общин Европы, которые до сих пор так и не смогли органично вписаться в европейский ландшафт. Обратная сторона этого процесса — эскалация экстремистских настроений, которые могут быть использованы радикальными исламистскими группировками.

«НГ-религии», М., 21 июля 2004 г.

«АЛЬ-ДЖАЗИРА» НЕ ХОЧЕТ БЫТЬ АРАБСКОЙ CNN

На стене белого здания с голубой крышей надпись по-английски и по-арабски — «Спутниковый канал "Аль-Джазира"». У входа — полки с письмами зрителей. Причем обратный адрес — не только Катар и не только страны арабского мира, но и США, Канада, ЮАР, Европа. Аудитория «Аль-Джазиры» — 35 млн. человек. И с каждым годом эта цифра увеличивается. Только в Европе — 8 млн., в США — 135 тыс. Самый резкий рост подписчиков пришелся на март

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.