Научная статья на тему 'Hi-Tech и Hi-Hume: новые требования к подготовке профессионала'

Hi-Tech и Hi-Hume: новые требования к подготовке профессионала Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1537
120
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Жукова Е. А.

Hi-Tech и Hi-Hume: новые требования к подготовке профессионала Жукова Е.А. Hi-Tech и Hi-Hume: новые требования к подготовке профессионала

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Hi-Tech and Hi-Hume: New Requirements to a Professional's Training ZHukova_E._A. Forming post-industrial society is characterized by emerging and wide spreading of high technologies (hitech) that leads to changing of the whole structure of the management, which is based on high socio-humanitarian technologies (hi-hume). This raises demands to training of competitive specialists in the sphere of education, science and industry.

Текст научной работы на тему «Hi-Tech и Hi-Hume: новые требования к подготовке профессионала»

- порядок координации взаимодействия подразделений с налоговыми органами.

Чтобы обеспечить выполнение поставленных перед налоговым отделом целей и задач, необходимо разработать действенную систему контроля их реализации. Для этого нужно сформулировать критерии эффективности управления налогами. В качестве таких критериев можно использовать следующие:

- уровень налоговых ставок;

- совокупный уровень признанных компанией налоговых доначислений и санкций по результатам налоговых проверок за год;

- совокупный уровень налоговых рисков, вероятность которых оценена аудиторами как «высокая» по результатам проверки деятельности компании за год.

Критериями работы налогового отдела может стать исполнение текущих задач, таких как обеспечение своевременности подачи налоговой отчетности компании в налоговые органы или же сокращение времени на

подготовку налоговой декларации по различным налогам за счет внедрения более эффективных процедур составления и проверки налоговых деклараций.

В заключение следует отметить, что постановка налогового планирования является трудоемкой задачей, решение которой может потребовать перестройки многих внутренних процедур компании. Однако в результате компания получит эффективный механизм контроля и управления налоговыми обязательствами.

Налоговое планирование в России является одним из важнейших аспектов управления финансами предприятия в целом. Уделять внимание управлению налоговыми рисками и обязательствами заставляют растущие конкуренция между компаниями в сфере совершенствования технологий управления и профессиональный уровень специалистов налоговых служб. Таким образом, если компания не станет развивать это направление деятельности, то будет проигрывать конкурентам.

Е.А. Жукова

HI-TECH И HI-HUME: НОВЫЕ ТРЕБОВАНИЯ К ПОДГОТОВКЕ ПРОФЕССИОНАЛА

Томский государственный педагогический университет

Формирующееся постиндустриальное общество характеризуется возникновением и широким распространением принципиально новых технологий, получивших название high technology (Hi-Tech), т.е. высокие технологии, которые и составляют технологическую основу данного общества. Появление высоких технологий оказало значительное влияние на все сферы общества: материально-производственную, социальную, духовную и политическую. Изменениям подвергаются и профессиональная среда, и повседневная жизнь современного человека развитого общества. Все это, в свою очередь, оказывает значительное влияние на функционирование современного рынка труда и формирует новые требования к конкурентоспособным специалистам, особенно это касается профессионалов, которые связаны с высокотехнологичными отраслями производства. В данном случае речь идет не только о тех специалистах, которые трудятся непосредственно в высокотехнологичных отраслях экономики, но и тех, которые занимаются разработкой высоких технологий, и тех, которые готовят кадры для данного производства.

Понятие «высокие технологии» появилось и стало употребляться со второй половины XX в. Феномен, описываемый данным понятием, еще не подвергнут адекватному философско-методологическому анализу, а среди ученых нет единодушия в его понимании. Показателем недостаточной изученности данного феномена служит хотя бы то, что в современных словарях, в первую очередь философских, практически не удается найти определения понятия высоких техноло-

гий. В данной статье под высокой технологией мы будем понимать условное обозначение наукоемкой, универсальной, многофункциональной, многоцелевой технологии, имеющей широкую сферу применения, способной вызвать цепную реакцию нововведений и оказывающей значительное воздействие на социокультурную сферу. В мировой практике к высоким технологиям, как правило, относят те производственные технологии, в которых непосредственно использованы новейшие достижения фундаментальных и прикладных наук, например физики, химии, генетики и информатики. Это такие технологии, как нанотехнологии, микроэлектроника, информационные и телекоммуникационные технологии, биотехнологии, создание новых материалов и др.

Одной из главных характеристик высоких технологий является высокая наукоемкость, т.е. значительное увеличение доли научных знаний во всей совокупности знаний, используемых в технологии. Для высоких технологий характерно быстрое моральное старение, которое наступает иногда уже к моменту их внедрения в производство.

Следующий важный аспект, связанный с Hi-Tech, заключается в том, что они требуют для своего создания комплексного, межотраслевого и междисциплинарного знания. Высокие технологии взаимосвязаны между собой и взаимообусловливают друг друга. Появление Hi-Tech связано с революцией в вычислительной технике, приведшей к созданию компьютеров нового поколения и высоких информационных технологий. Без современных компьютеров появле-

Е.А. Жукова. Hi-Tech и Hi-Hume: новые требования к подготовке профессионала

ние нано- и биотехнологий было бы просто невозможно, так как для их создания необходимы сложные и многочисленные расчеты и создание многофакторных моделей. Благодаря достижениям в нанотехнологиях и вычислительной технике стали реальностью генетические исследования, приведшие к расшифровке генома живых существ, и на их основе создание биотехнологий. А созданные на основе нанотехнологий новые материалы в свою очередь значительно увеличили возможности вычислительной техники. И это только несколько примеров.

Применительно к созданию Hi-Tech речь идет не только о междисциплинарных исследованиях в сфере естественных и технических наук, но и о вовлечении в эти исследования социогуманитарного знания. Так, современные исследования в сфере машинного перевода и математической лингвистики (например по созданию программ-переводчиков) требуют совместной работы лингвистов, специалистов по программному обеспечению, математиков, дизайнеров и др.

Технологизация современной социальной жизни стремительно нарастает. Технологизируются не только материальное производство, но и остальные сферы общества, а также жизнедеятельность самого человека. В последние десятилетия XX в. ряд ученых стали отмечать, что феномен Hi-Tech «вышел» за рамки материального производства и Hi-Hume вызвал появление таких технологий, которые стали называть высокими гуманитарными (или социогуманитар-ными) технологиями (Hi-Hume или Hi-Hume-Tech). Отметим, что, хотя сущность данных технологий еще менее изучена и существует значительная путаница в отнесении различных социальных явлений и процессов к Hi-Hume, здесь речь идет не об «очеловечивании» техники и технологий.

Обозначим ключевые моменты, характеризующие феномен Hi-Hume, понимая, что он требует дальнейшего серьезного научного и философского осмысления: 1) гуманитарными (или социогуманитарными) следует считать такие технологии, которые предназначены для изменения человеческого сознания, как индивидуального, так и массового; изменению подвергается сам человек или социальные процессы; 2) высокими гуманитарными технологиями следует считать только такие, которые используют новейшие достижения социогуманитарных наук, как фундаментальных, так и прикладных, и основаны на междисциплинарном синтезе знаний из различных наук; 3) Hi-Hume по определению направлены на социогума-нитарную сферу, на целенаправленное формирование определенного поведения людей, их взаимоотношений и действий; 4) появление Hi-Hume стало возможно только после того, как появились и получили распространение современные информационные и телекоммуникационные технологии, позволившие обрабатывать огромные массивы информации и транслировать на большие территории нужные информаци-

онные потоки с заданной длительностью в необходимых количествах; 5) Hi-Hume, как правило, требуют для своей разработки привлечения серьезного математического аппарата; 6) технологии Hi-Hume связаны в первую очередь с информацией: с определенной ее подачей, переработкой и программируемым ее усвоением со стороны потребителя; 7) Hi-Hume сами по себе ценностно нейтральны, они могут носить либо позитивный, либо негативный характер («грязные», «черные» технологии) в зависимости от целей, которые ставят перед собой те, кто их использует; 8) развитие Hi-Hume в значительной степени обусловлено развитием Hi-Tech; 9) Hi-Hume часто трудно по содержанию отнести к определенному классу. Они могут принимать характер метатехнологий, становясь базой для эффективной реализации социальных технологий другого содержания (например, маркетинговые технологии выступают базой для технологий политических, образовательных, государственного управления и т.д., и наоборот).

В настоящее время еще не разработана четкая классификация Hi-Hume и не проведена их систематизация. Например, мы полагаем, что по уровню охвата социальных общностей и групп можно выделить следующие виды Hi-Hume: 1) глобальные. В данном случае речь идет о технологиях, «работающих» на геополитическом, геофинансовом, геоэкономическом, гео-культурном уровнях. К числу таковых можно отнести, например, технологии, задающие «правила игры» на глобальных финансовых рынках (П.Г. Щедровицкий), высокие геоэкономические технологии (Э. Кочетков) и др.; 2) локальные. К их числу можно отнести высокие политические технологии, PR-технологии, маркетинговые технологии, бизнес-технологии, кризисные технологии, технологии информационных войн и др. Но такое деление весьма условно, так как благодаря современным информационным и телекоммуникационным технологиям локальные технологии все чаще могут приобретать глобальный характер.

Hi-Hume в начале XXI в. становятся тем интеллектуальным ресурсом, который позволяет не только изучать и прогнозировать различные социальные изменения, но и дает действенные инструменты для оказания эффективного управляющего воздействия на социальное пространство и получения прогнозируемого социального результата. Hi-Hume выступают также той основой, на которой базируется современный менеджмент.

В целом появление и широкое распространение высоких технологий серьезно повлияло на всю жизнь современного человека, изменив образ его жизни и мыслей, систему ценностей и мотиваций, образ будущего и способы коммуникации. Самое важное то, что Hi-Tech и Hi-Hume все больше «приближаются» к самому человеку, непосредственно воздействуя на его биосоциальную сущность и духовные основания, существенно меняя и их. При этом техника в современном обществе превращается в некое подобие

допинга, потребность в котором постоянно растет. Именно поэтому современный человек должен научится существовать в мире, «пронизанном» высокими технологиями, таким образом, чтобы не превратиться в раба техники и не потерять свою индивидуальность. И именно поэтому способность человека свободно ориентироваться в созданном искусственном мире - сегодня это новый мир Hi-Tech - очень важна. Но пока положение дел таково, что зависимость человека от современных технологий возрастает, а понимание природы и смысла используемых технологических объектов со стороны потребителей неуклонно снижается. Современная техника и технологии в виду своей сложности становятся совершенно непостижимыми для большинства обывателей. Мир современной техники и технологий теряет наглядность и понятность функционирования. При этом техническая грамотность населения катастрофическими темпами снижается. В результате в массовом сознании формируется отношение к высоким технологиям как к чуду. Происходит мифологизация Hi-Tech, которые в обыденном сознании все чаще ассоциируются с волшебством и мистикой. Этому в значительной степени способствуют современные СМИ и киноиндустрия, проводящие популяризацию Hi-Tech на уровне примитивизма.

Учитывая изложенное выше, к числу основных требований, предъявляемых современным рынком труда к профессионалам высокой квалификации, связанным с высокотехнологичными областями производства, помимо быстро устаревающих узкоспециализированных знаний и умений мы относим следующие:

1. Качественную фундаментальную естественнонаучную и гуманитарную подготовку на основе университетского образования.

2. Готовность к постоянному переобучению на протяжении всей профессиональной деятельности.

3. Высокую технологическую культуру. Технологическая культура, с нашей точки зрения, включает как минимум несколько важных составляющих: 1) техническую (или технологическую) грамотность, понимаемую нами как владение таким комплексом технических знаний и навыков, которые позволяют эффективно использовать технику и технологии по их прямому назначению, не нарушая техники безопасности. Мы полагаем, если в случае функциональной грамот-

ности речь идет прежде всего о процедурном знании («я знаю, как применить...»), то в случае технологической грамотности к процедурному дополняется содержательное знание («я знаю, как это работает.»); 2) способность технологизировать свою профессиональную деятельность; 3) совокупность знаний и умений, которые описываются совокупностью таких понятий, как «информационная культура», «медиаграмотность», «компьютерная грамотность», «интернетная грамотность» и ряда других. Данные понятия, с нашей точки зрения, с разных сторон лишь отражают различные аспекты такого феномена, как «технологическая культура»; 4) умение распознавать манипу-лятивные воздействия извне (Hi-Hume), способность противостоять им и преодолевать их.

4. Экономическую грамотность и навыки работы в бизнесе.

5. Способности к налаживанию межкультурных коммуникаций (умение учитывать в профессиональных коммуникациях особенности менталитета конкретной страны, региона или социальной группы; владение языками международного общения, среди которых основным является английский).

6. Самомаркетинг (умение «продать себя» на внутреннем и внешнем рынках труда).

Большинство данных требований современная система университетского образования, в первую очередь российская, учитывает незначительно или вообще не учитывает. Это приводит к тому, что у молодого специалиста резко снижается конкурентоспособность на рынке труда и затрудняется прохождение периода профессиональной адаптации. Мы утверждаем, что особо следует обратить внимание на формирование технологической культуры. В постиндустриальном обществе ориентация на функциональную грамотность катастрофична. Функционально грамотные люди - это всего лишь полуграмотные люди. Это надо понимать. И чем позже в обществе и в научном сообществе произойдет осознание того, что нельзя останавливаться на подобной цели, тем больше вероятность того, что общество в ближайшее время столкнется с рядом серьезных проблем, связанных с широким распространением Hi-Tech и Hi-Hume.

Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ № 04-0680192.

Ф.Ф. Идрисов, М.Р. Рустамов СТАТИСТИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ ПЕРИОДИЧНОСТИ ВНУТРИФИРМЕННОГО АУДИТА

Томский государственный

Важной задачей при организации внутрифирменного аудита является оценка периодичности его проведения. В идеале, с точки зрения достижения финансовых целей, более предпочтительным являлся бы непрерывный аудит. Но такое решение чревато больши-

педагогический университет

ми затратами. Не проводиты аудит вообще тоже неразумно. Видимо, компромисс находится где-то между этими двумя крайностями.

Представляется достаточно естественным решаты задачу определения периодичности аудита исходя из

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.