Научная статья на тему 'ХЕЙСИНЫ, ТОНКОНОГОВЫ И ФЛЕЕРЫ: ЕНИСЕЙСКИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ И БЛАГОТВОРИТЕЛИ (1830–1910-Е ГОДЫ)'

ХЕЙСИНЫ, ТОНКОНОГОВЫ И ФЛЕЕРЫ: ЕНИСЕЙСКИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ И БЛАГОТВОРИТЕЛИ (1830–1910-Е ГОДЫ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Енисейск / купечество / евреи / Хейсины / Тонконоговы / Флееры / предпринимательство / торговля / благотворительность / Yeniseysk / merchants / Jews / the Heisins / the Tonkonogovs / the Fleers / entrepreneurship / trade / charity

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Татьяна Александровна Гафарова

В статье освещается предпринимательская и благотворительная деятельность семей Тонконоговых, Хейсиных и Флееров, проживавших в Енисейске с 30-х гг. XIX в. по начало XX в. Носители этих фамилий по рождению были евреями, по вероисповеданию – иудеями. Автор рассматривает, как они смогли встроиться в жизнь принимающего сообщества, сохраняя самобытность, традиции и язык. Выявлено, что Сибирь неслучайно была выбрана этими семьями для проживания. Возможно, семьи Хейсиных и Тонконоговых – одни из немногих, кто успел переехать из черты еврейской оседлости, воспользовавшись Сенатским указом от 20 ноября 1836 г., позволяющим евреям переселяться для освоения необжитых северных просторов. Каждая из этих семей, попытав счастья в золотопромышленности, приняла решение заниматься коммерцией, выбирая для себя наиболее оптимальные варианты, позволяющие накопить первоначальный капитал. Так, [Исай Моисеевич] Хейсин владел винокуренным заводом в округе, а в 1880 г. стал совладельцем пивоваренного завода в Енисейске. Тонконоговы специализировались на торговле хлебом, пушниной, мануфактурными товарами, а также владели питейными заведениями, долгое время занимались доставкой товаров на прииски. Еще одним источником доходов у Тонконоговых был взятый в 1875 г. в аренду Троицкий солеваренный завод. Флееры сначала торговали в Енисейском округе, а затем окончательно перебрались в город. Ассортимент товаров в магазине Л.Ф. Флеера был необычайно разнообразен: книги, газеты, игрушки, музыкальные инструменты, а также аптекарские, мануфактурные и канцелярские товары. Помимо торгового дела, он владел и небольшим кирпичным производством. Изучение биографий представителей этих семейств позволяет заключить, что они сумели найти и занять свободные ниши в торговле, а их предпринимательская деятельность выходила за пределы Енисейской губернии. Накопленные средства дали возможность заниматься благотворительностью, которая распространялась на всех, независимо от веры и национальной принадлежности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE HEISINS, TONKONOGOVS AND FLYERS: YENISEYSK ENTREPRENEURS AND PHILANTHROPISTS (1830–1910S)

The article highlights the entrepreneurial and charitable activities of the Tonkonogov, Heisin and Fleer families who lived in the city of Yeniseysk from the 30s of the 19th to the early 20th century. The bearers of these surnames were Jews by birth, and Jews by religion. The author discusses how they were able to integrate into the life of the host community, preserving their identity, traditions and language. Siberia was not chosen by these families to live in by chance. It is possible that the Heisin and Tonkonogov families were ones of the few who managed to move out of the Jewish Pale of Settlement, taking advantage of the Senate decree of November 20, 1836, which allowed Jews to move to develop uninhabited northern expanses. Each of these families, having tried their luck in the gold industry, decided to engage in commerce in their own direction, choosing the most optimal options for themselves, allowing them to accumulate initial capital. So, Isai Heisin owned a distillery in the district, and in 1880 he became a coowner of a brewery in Yeniseysk. The wine trade was one of the most profitable businesses. The Tonkonogovs specialized in the trade of bread, furs, manufactured goods, and also owned drinking establishments, and for a long time were engaged in the delivery of goods to the mines. Another source of income for the Tonkonogovs was the Trinity Salt Works, leased in 1875. Flyers first traded in the Yenisey district, and then finally moved to the city. The range of goods in L.F. Fleer’s store was extremely diverse: books, newspapers, toys, musical instruments, as well as pharmacy, both manufactory and stationery. In addition to trading, Fleer owned a small brick production. The study of biographies of representatives of these families allows to conclude that they managed to find and occupy free niches in trade, their entrepreneurial activity went beyond the borders of the Yenisey province. The accumulated funds made it possible to engage in charity, which extended to everyone, regardless of faith and nationality.

Текст научной работы на тему «ХЕЙСИНЫ, ТОНКОНОГОВЫ И ФЛЕЕРЫ: ЕНИСЕЙСКИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ И БЛАГОТВОРИТЕЛИ (1830–1910-Е ГОДЫ)»

Т.А. Гафарова*

ХЕИСИНЫ, ТОНКОНОГОВЫ И ФЛЕЕРЫ: ЕНИСЕЙСКИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ И БЛАГОТВОРИТЕЛИ (1830-1910-Е ГОДЫ)

doi:10.31518/2618-9100-2023-6-14 УДК 323.326+364.054

Выходные данные для цитирования:

Гафарова Т.А. Хейсины, Тонконоговы и Флееры: енисейские предприниматели и благотворители (1830-1910-е годы) // Исторический курьер. 2023. № 6 (32). С. 190-205. URL: http://istkurier.ru/data/2023/ISTKURIER-2023-6-14.pdf

T.A. Gafarova* THE HEISINS, TONKONOGOVS AND FLYERS:

YENISEYSK ENTREPRENEURS AND PHILANTHROPISTS (1830-1910S)

doi:10.31518/2618-9100-2023-6-14 How to cite:

Gafarova T.A. The Heisins, Tonkonogovs and Flyers: Yeniseysk Entrepreneurs and Philanthropists (1830-1910s) // Historical Courier, 2023, No. 6 (32), pp. 190-205. [Available online: http://istkurier.ru/data/2023/ISTKURIER-2023-6-14.pdf]

Abstract. The article highlights the entrepreneurial and charitable activities of the Tonkonogov, Heisin and Fleer families who lived in the city of Yeniseysk from the 30s of the 19th to the early 20th century. The bearers of these surnames were Jews by birth, and Jews by religion. The author discusses how they were able to integrate into the life of the host community, preserving their identity, traditions and language. Siberia was not chosen by these families to live in by chance. It is possible that the Heisin and Tonkonogov families were ones of the few who managed to move out of the Jewish Pale of Settlement, taking advantage of the Senate decree of November 20, 1836, which allowed Jews to move to develop uninhabited northern expanses. Each of these families, having tried their luck in the gold industry, decided to engage in commerce in their own direction, choosing the most optimal options for themselves, allowing them to accumulate initial capital. So, Isai Heisin owned a distillery in the district, and in 1880 he became a co-owner of a brewery in Yeniseysk. The wine trade was one of the most profitable businesses. The Tonkonogovs specialized in the trade of bread, furs, manufactured goods, and also owned drinking establishments, and for a long time were engaged in the delivery of goods to the mines. Another source of income for the Tonkonogovs was the Trinity Salt Works, leased in 1875. Flyers first traded in the Yenisey district, and then finally moved to the city. The range of goods in L.F. Fleer's store was extremely diverse: books, newspapers, toys, musical instruments, as well as pharmacy, both manufactory and stationery. In addition to trading, Fleer owned a small brick production. The study of biographies of representatives of these families allows to conclude that they managed to find and occupy free niches in trade, their entrepreneurial activity went beyond the borders of the Yenisey province. The accumulated funds made it possible to engage in charity, which extended to everyone, regardless of faith and nationality.

Keywords: Yeniseysk, merchants, Jews, the Heisins, the Tonkonogovs, the Fleers, entrepreneurship, trade, charity.

The article has been received by the editor on 16.08.2023. Full text of the article in Russian and references in English are available below.

* Татьяна Александровна Гафарова, научный сотрудник, Енисейский историко-архитектурный музей-заповедник им. А.И. Кытманова, Енисейск, Россия, e-mail: tanyagafarova1976@mail.ru

Tatiana Alexandrovna Gafarova, Researcher, Yeniseysk Historical and Architectural Museum-Reserve named after A.I. Kytmanov, Yeniseysk, Russia, e-mail: tanyagafarova1976@mail.ru

Аннотация. В статье освещается предпринимательская и благотворительная деятельность семей Тонконоговых, Хейсиных и Флееров, проживавших в Енисейске с 30-х гг. XIX в. по начало XX в. Носители этих фамилий по рождению были евреями, по вероисповеданию - иудеями. Автор рассматривает, как они смогли встроиться в жизнь принимающего сообщества, сохраняя самобытность, традиции и язык. Выявлено, что Сибирь неслучайно была выбрана этими семьями для проживания. Возможно, семьи Хейсиных и Тонконоговых - одни из немногих, кто успел переехать из черты еврейской оседлости, воспользовавшись Сенатским указом от 20 ноября 1836 г., позволяющим евреям переселяться для освоения необжитых северных просторов. Каждая из этих семей, попытав счастья в золотопромышленности, приняла решение заниматься коммерцией, выбирая для себя наиболее оптимальные варианты, позволяющие накопить первоначальный капитал. Так, [Исай Моисеевич] Хейсин владел винокуренным заводом в округе, а в 1880 г. стал совладельцем пивоваренного завода в Енисейске. Тонконоговы специализировались на торговле хлебом, пушниной, мануфактурными товарами, а также владели питейными заведениями, долгое время занимались доставкой товаров на прииски. Еще одним источником доходов у Тонконоговых был взятый в 1875 г. в аренду Троицкий солеваренный завод. Флееры сначала торговали в Енисейском округе, а затем окончательно перебрались в город. Ассортимент товаров в магазине Л.Ф. Флеера был необычайно разнообразен: книги, газеты, игрушки, музыкальные инструменты, а также аптекарские, мануфактурные и канцелярские товары. Помимо торгового дела, он владел и небольшим кирпичным производством. Изучение биографий представителей этих семейств позволяет заключить, что они сумели найти и занять свободные ниши в торговле, а их предпринимательская деятельность выходила за пределы Енисейской губернии. Накопленные средства дали возможность заниматься благотворительностью, которая распространялась на всех, независимо от веры и национальной принадлежности.

Ключевые слова: Енисейск, купечество, евреи, Хейсины, Тонко-ноговы, Флееры, предпринимательство, торговля, благотворительность.

Статья поступила в редакцию 16.08.2023 г.

Старинный провинциальный городок Енисейск имеет богатую 400-летнюю историю. Сегодня его главное достояние - культурное наследие, а туризм - ведущее направление в стратегии развития. Многие современные исследователи в своих работах обращаются к истории купечества, в том числе енисейского, благодаря чему появилась возможность ближе познакомиться с семьями Баландиных, Дементьевых, Захаровых, Кытмановых и многими другими1. Хочется продолжить эту тему и подойти к ее освещению немного с иной стороны.

1 Комлева Е.В. Енисейское купечество в последней четверти XVIII - первой половине XIX в. М., 2006; Комлева Е.В. Енисейское купечество второй половины XIX в. глазами современников: дневник Н.В. Скорня-кова // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: История, филология. 2012. Т. 11, вып. 1: История. С. 55-59; Комлева Е.В. Енисейские купцы Хорошевы: хозяйственная деятельность и образ жизни // Сибирский город XVIII-XX веков: сб. науч. ст. Иркутск, 2015. Вып. Х. С. 37-47; Комлева Е.В. Купцы Скорня-ковы в истории Енисейска (XVIII-XIX вв.) // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2016. № 3 (19). С. 80-92; Комлева Е.В. Информация о енисейских купцах Кытмановых в периодической печати Восточной Сибири (вторая половина XIX - начала XX в.) // Духовная культура и общественная мысль России в литературных и исторических памятниках XVI-XXI вв.: сб. науч. тр. (Археография и источниковедение Сибири; вып. 35). Новосибирск, 2016. С. 158-170; Комлева Е.В. Династия енисейских купцов Дементьевых (вторая половина XVIII - начало XX в.) // Исторический курьер. 2018. № 1. С. 8-20. [Электронный ресурс]. URL: http://istkurier.ru/data/2018/ISTKURIER-2018-1-01.pdf (дата обращения: 15.08.2023); Комлева Е.В. Енисейская купеческая династия Фунтосовых: вклад в освоение Сибири (конец XVIII - XIX в.) // Современное историческое сибиреведение XVIII - начала XX в.: сб. науч. тр. СПб., 2020. С. 39-54; Komleva E.V. The dynasty of the Yeniseysk merchants Kobychevs: formation, entrepreneurship, participa-

Историю Сибири невозможно постичь без изучения истории населяющих ее народов. Многонациональный состав региона складывался постепенно. Основными факторами, повлиявшими на его формирование, стали интенсивная военная колонизация территории русскими, начавшаяся с конца XVI в., затем хозяйственное заселение и освоение земель крестьянами, пополнение населения и расширение его национального состава за счет каторжан и ссыльных. Следует отметить, что к концу XIX в. в результате притока переселенцев произошло значительное сокращение удельного веса численности аборигенных этносов в сибирском социуме. По статистическим данным Первой всеобщей переписи населения Российской империи 1897 г., самый высокий процент в национальном составе сибирских губерний составляли русские. На долю других национальностей приходилось в общей сложности лишь 17 % от общей численности, причем половина из них - это коренные народы, остальная часть была представлена украинцами, поляками, татарами и самой малочисленной группой - евреями2. Помимо численности, последние отличались от всех остальных национальностей тем, что были единственным народом, который на протяжении многих веков оставался безземельным и тем не менее, несмотря ни на что, сохранил свою культуру и обычаи.

Основные этапы изучения истории евреев в России делятся на три периода: дореволюционный, советский и современный. Ведущие представители дореволюционной историографии Ю.И. Гессен и С.М. Дубнов изучали законодательство, регламентировавшее положение евреев в Российской империи, взаимоотношения государства и еврейского сообщества, большое внимание уделяли внутренней самобытной жизни еврейских общин3. Однако в центре их внимания преимущественно находились еврейские общины в черте оседлости. Одними из первых публикаций о евреях, проживавших в Сибири, стали статьи в журнале «Сибирские вопросы» (это издание освещало региональные проблемы, касающиеся образования, развития экономики, местного самоуправления). Так, Т.И. Тихонов обратил внимание на то, что гражданские права евреи могли получить лишь за особую доблесть, между тем как другие национальности пользовались ими как естественными правами каждого члена общества4. В области анализа законодательства, касающегося евреев Сибири, большую работу провел юрист Г.А. Белковский5. Жизни сибирских еврейских общин в XIX - начале ХХ в. были посвящены очерковые заметки Ю. Островского, в которых подчеркивалось различие в укладе жизни сибирских евреев от их единоверцев из европейской части России6. В книге «Евреи в Иркутске» всесторонне описана иркутская еврейская община7. Что касается

tion in public life // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2020. № 13 (7). P. 11441152; Комлева Е.В. «...В сердцах людей, его близко знавших, имя его останется»: купцы Грязновы в истории Енисейска // Ученые записки Минусинского краеведческого музея им. Н.М. Мартьянова. Минусинск, 2021. Вып. 3. С. 41-56; Быконя Г.Ф., Комлева Е.В., Погребняк А.И. Енисейское купечество в лицах (XVIII -начало XX в.). Новосибирск, 2012; Аксёнова А.А., Гонина Н.В., Дворецкая А.П., Терскова А.А. Мир культуры г. Енисейска второй половины XIX - начала XX века: словарь основных характеристик, понятий и персоналий (к 400-летию Енисейска). Красноярск, 2019; Поздеева Н.В. Кытмановы: истории из жизни енисейского купеческого рода // IX Краеведческие чтения: Енисейская губерния: лица истории: сб. мат-лов. Красноярск, 2022. С. 256-262; Погребняк А.И. Педагогическая, просветительная и воспитательная деятельность В.А. Баландиной // XX Красноярские краевые Рождественские образовательные чтения «Великая Победа: наследие и наследники»: мат-лы и доклады межрегион. науч.-практ. конф. Красноярск, 2020. С. 62-85; Погребняк А.И. Вклад В.А. Баландиной в систему просвещения Енисейской губернии // Гришаевские чтения: мат-лы III национальной науч. конф., посвящ. памяти Василия Васильевича Гришаева. Красноярск, 2021. С. 107-120; Погребняк А.И. Участие В.А. Баландиной в развитии просвещения и агрокультуры Енисейской губернии // Ученые записки Минусинского краеведческого музея им. Н.М. Мартьянова: межрегион. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Минусинск, 2021. С. 57-90.

2 Предисловие // Сибирь многонациональная: мат-лы Сибирского исторического форума. Красноярск, 2425 октября 2018 г. Красноярск, 2018. С. 6.

3 Гессен Ю.И. Закон и жизнь. Как создавались ограничительные законы о жительстве в России. СПб., 1911; Дубнов С.М. Евреи в России и Западной Европе в эпоху антисемитской реакции. М.; Петроград, 1923.

4 Тихонов Т.И. Сибирские евреи, их права и нужды // Сибирские вопросы. 1905. № 1. С. 278-309.

5 Белковский Г.А. Русское законодательство о евреях Сибири. СПб., 1905.

6 Островский Ю. Сибирские евреи. СПб., 1911.

7 Войтинский В.С., Горнштейн А.Я. Евреи в Иркутске. Иркутск, 1915.

Енисейска, проживавшие здесь евреи упоминались в работах таких авторов XIX в., как И. Пестов8, А.П. Степанов9, М.Ф. Кривошапкин10, Н.В. Латкин11, А.И. Кытманов12 и др.

В советский период новая идеология и атеизм диктовали свои подходы к изучению еврейства, и с 1930-х гг. разработка еврейской тематики не приветствовалась, хотя, конечно, отдельные сведения о крупных предпринимателях из еврейской среды можно встретить в трудах, посвященных, например, золотопромышленности13.

Изменения начала 1990-х гг. позволили ученым возобновить работу, начатую в дореволюционный период. Постепенно стали появляться монографии о сибирских еврейских диаспорах. Одной из первых была книга А.Г. Гройсмана «Евреи в Якутии»14. Затем вышли труды об общинах евреев Западного Забайкалья15, Иркутска16, Томской губернии17, Западной18 и Восточной Сибири19. К исследованию хозяйственной деятельности и повседневной жизни еврейских общин на территории Енисейской губернии в начале XXI в. обратились Н.А. Орехова и Я.М. Кофман, выделившие четыре этапа экономической активности проживавших в данном регионе евреев20 (эта периодизация подтверждается и сведениями о еврейских семьях, рассматриваемых в данной статье). Разработкой истории евреев в Приенисейском крае в последние годы активно занимается Т.А. Кискидосова21. И все же тематика, связанная с историей и культурной еврейской диаспоры в Сибири, в том числе Енисейска и прилегающей в нему территории, далеко не исчерпана.

В данной статье мы остановимся на судьбе представителей трех еврейских семей, осевших в Енисейске в 1830-1860-х гг., занимавшихся предпринимательством в крупных размерах и внесших свой вклад в развитие экономики и общественной жизни среднего течения и низовья Енисея. Это семейства Хейсиных, Тонконоговых и Флееров. На примере этих фамилий рассмотрим, как евреям удавалось встраиваться в жизнь принимающего сообщества, сохраняя свою самобытность, традиции и язык.

8 Пестов И. Записки об Енисейской губернии Восточной Сибири. 1831. М., 1833.

9 Степанов А.П. Описание Енисейской губернии. СПб., 1835.

10 Кривошапкин М.Ф. Енисейский округ и его жизнь. СПб., 1865.

11 Латкин Н.В. Енисейская губерния, ее прошлое и настоящее. СПб., 1892.

12 Кытманов А.И. Краткая летопись Енисейского уезда и Туруханского края Енисейской губернии, 15941893 год. Красноярск, 2016.

13 Нагаев А.С. Золотопромышленность Восточной Сибири в 30-50-е годы XIX века и ее влияние на социально-экономическое развитие края // Ученые записки Енисейского педагогического института. Енисейск, 1958. Т. 1, вып. 1. С. 3-121; Рабинович Г.Х. Из истории золотопромышленности Енисейской губернии // Вопросы истории Сибири. Томск, 1964. Вып. 1; Рабинович Г.Х. Крупная буржуазия и монополистический капитал в экономике Сибири конца XIX - начала ХХ вв. Томск, 1975.

14 Гройсман А.Г. Евреи в Якутии. Ч. I: Община. Якутск, 1995.

15 Кальмина Л.В., Курас Л.В. Еврейская община Западного Забайкалья (60-е годы XIX века - февраль 1917 г.). Улан-Удэ, 1999.

16 Рабинович В.Ю. Евреи дореволюционного Иркутска: меняющееся меньшинство в меняющемся обществе. Красноярск, 2002.

17 Галашова Н.Б. Евреи в Томской губернии во второй половине XIX - начале XX вв. Красноярск, 2006.

18 Гончаров Ю.М. Еврейские общины Западной Сибири (XIX - начало XX в.). Барнаул, 2013.

19 Кальмина Л.В. Еврейские общины Восточной Сибири (середина XIX века - февраль 1917 года). Улан-Удэ, 2003.

20 Орехова Н.А., Кофман Я.М. Еврейские общины на территории Енисейской губернии (XIX - начало 30-х гг. XX вв.). Красноярск: Красноярский писатель, 2009. (Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность). Вып. 5 (27).

21 Кискидосова Т.А Национально-конфессиональный состав населения Енисейска во второй половине XIX - начале XX в. // Межэтнические и этноконфессиональные отношения: проблемы взаимодействия: мат-лы Всерос. конф. с междунар. участием, посвящ. 130-летию со дня рождения С.И. Руденко. Уфа, 2015. С. 256-262; Кискидосова ТА. Метрические книги еврейской синагоги Енисейска как источник по истории городского населения в конце ХК -начале XX века // Библиография. Археография. Источниковедение: сб. статей и мат-лов. СПб.; М., 2019. С. 201-206; Кискидосова Т.А «Отличались трезвостью, изворотливостью и энергией»: региональная периодика о еврейской общине в городах енисейской губернии во второй половине ХК - начале XX в. // Конфессиональные и этнические группы российских регионов в XIX-XX вв.: сб. науч. тр. М., 2020. Т. 2. С. 184-193; Кискидосова Т.А Сведения о городах и городском населении Восточной Сибири в 1850-1880-е годы: по материалам всеподданнейших отчетов генерал-губернаторов // Гуманитарный вектор. 2022. Т. 17, № 3. С. 109-118.

Итак, Хейсины, Тонконоговы, Флееры - все они добровольно выбрали своим местом жительства Сибирь. Хейсины в 1830-х гг. попадают в поле зрения енисейского «летописца» А.И. Кытманова. Он упоминает их как «вольных землепашцев»22. В это время Леонтий Абрамович Тонконогов, живший в селе Абаканском, служил приказчиком у Герша Мордухо-вича Вильнера23. После деловой поездки в Енисейск он решил переехать туда со всей семьей, так как увидел хорошие перспективы для развития собственной торговли. Первое документальное упоминание фамилии Флеер в Енисейске встречается в «Краткой летописи» А.И. Кытманова за 1868 г.24 Один из представителей династии Флееров владел в то время оптовым винным складом в городе. Возможно, это был Фишель Лейбович или его сын Лейвик Фишелевич. При этом Фишель еще оставался томским купцом 2-й гильдии. Все, что могло приносить доход, попадало в их поле зрения.

Надо сказать, что Сибирь неслучайно была выбрана этими семьями для проживания. 20 ноября 1836 г. вышел Сенатский указ, позволяющий евреям переселяться в Тобольскую губернию и Омскую область для освоения необжитых просторов. Возможно, семьи Хейсиных и Тонконоговых - одни из немногих, кто успел выехать из черты еврейской оседлости. Дело в том, что этот закон действовал очень короткое время - всего 45 дней. В 18301840-х гг. Сибирь - активно развивающаяся территория, где вовсю шла разработка золотых приисков, которые требовали поставки различных товаров для стабильной работы. В поисках своей ниши в предпринимательской деятельности представители этих семей пробуют силы в различных направлениях, выбирая для себя наиболее оптимальные варианты, позволяющие накопить первоначальный капитал. Так, Исай Хейсин в 1859-1871 гг.25 занимается транспортировкой грузов и провианта на золотые прииски. С доставкой товаров были связаны и Тонконоговы26.

В 1870 г. был введен устав о частной золотопромышленности, который позволял заниматься добычей золота лицам всех состояний, русским и иностранцам. «Евреям разрешено заниматься золотопромышленностью, если они имеют законное жительство в местах промысла или если они имеют разрешение на пребывание во всех губерниях России», - писал А.И. Кытманов27. Купцы Тонконоговы (фирма «Израиль Пинкусович Тонконогов и К°») опередили официальное разрешение и уже в 1864 г. заключили договор на участие в разработках приисков28. Исай Хейсин и мещанин Лейвик Флеер в 1870 г. одними из первых получили разрешение на занятие золотым промыслом. Но не все вложения приносили желанный доход. Об этом пишет А.И. Кытманов в своей летописи за 1875 г.: «как разыгрались аппетиты у енисейских золотопромышленников, когда разнесся слух, что ссыльный Васильев заявил на имя врача Антоновича прииск по Зырянке с содержанием в восемь золотников. Зырянка впадает в Енисей всего в 10 верстах от Енисейска и потому все поспешили на заявки мнимых богатств, которые действительно оказались мечтой, и партии Хейсина, Фунтосова, Баландина и др[угих] возвратились ни с чем»29.

У каждого желавшего попробовать свои силы в поисках золотых россыпей должна была быть под рукой «Справочная книга для золотопромышленников». В ней содержались сведения о законах и правилах, образцы документов, касающихся золотодобычи, а также информация о приисках и их владельцах. Такой справочник имел и А.Л. Тонконогов. Состояние книги говорит о том, что к ней часто обращались, а владельческий штамп «Тонконогов» - о том, что справочником дорожили30.

22 Кытманов А.И. Краткая летопись... С. 249.

23 Вильнер Г.М. Как сибирский крестьянин стал купцом первой гильдии. Минусинск, 2021. С. 19.

24 Кытманов А.И. Краткая летопись. С. 445.

25 Там же. С. 369, 471.

26 Орехова Н.А., Кофман Я.М. Еврейские общины. С. 177.

27 Там же. С. 191.

28 Там же.

29 Кытманов А.И. Краткая летопись. С. 516.

30 Енисейский краеведческий музей (ЕКМ). Библиотека. 3666. Справочная книга для золотопромышленников, издаваемая Восточно-Сибирским Отделением Русского Технического Общества. Выпуск второй под редакцией Н.И. Сурина, Столоначальника Горного Отделения Главного Управления Восточной Сибири. Иркутск, 1871.

Насколько были удачны вложения Л.Ф. Флеера в разработку золотых приисков, информации не сохранилось. Но в книге Т. Спожакиной «Золотое сердце Сибири» упоминается «енисейский купец-миллионер Тонконогов», который вложил значительные средства в Авенировский рудник. В 1915 г. он «принес своим владельцам 376 килограммов золота»31.

Попытав счастья в золотопромышленности, каждая из этих семей продолжила заниматься коммерцией в своем направлении. Тонконоговы специализировались на торговле хлебом32, пушниной33, мануфактурными товарами, а также владели питейными заведе-ниями34. Накопленные средства позволили им приобрести в 1871 г. недвижимость по Набережной улице в Енисейске35. Герш Мордухович Вильнер в своей книге упоминает, что дом Тонконогова был деревянный, имел два этажа и каменный флигель во дворе, располагался недалеко от берега Енисея36.

Еще одним источником доходов у Тонконоговых был взятый в 1875 г. в аренду Троицкий солеваренный завод. Производительность завода в 1880 г. достигала 1 296,4 т соли37. В 1887 г. капитал А.Л. Тонконогова по приблизительной оценке составлял 50 тыс. руб.38 Его считали богатым, он пользовался большим доверием и авторитетом среди купцов. Пинхус (Павел) и Салфит Абрамовичи Тонконоговы ездили на Ирбитскую и Нижегородскую ярмарки, продавали пушнину за границу39. Также Тонконоговы покупали много товаров для Енисейска и Енисейского округа. Пинхус и Файвиш Абрамовичи на протяжении тридцати лет занимались доставкой товаров на прииски40. Хлебными продуктами и другими товарами они снабжали Туруханский край и золотые прииски Енисейской губернии. Сложность поставки обусловливалась тем, что это северные территории и дороги устанавливаются только зимой, когда замерзают реки. Заготовка хлебных продуктов и других товаров начинается с октября месяца и продолжается в течение всей зимы в разных пунктах, для чего требу -ются постоянные разъезды. Для контроля поставок Тонконоговы нанимали служащих, которые следили, чтобы все товары были рассортированы и упакованы к моменту отхода парохода в Туруханский край. Для отправки и распределения хлеба и товаров как по станкам Туруханского края, так и по приискам требовалось знание этих районов и огромный опыт41.

В «Отчете по статистико-экономическому и техническому исследованию золотопромышленности северной части Енисейского округа» отмечено, что, наряду с небольшими складами жизненно необходимых продуктов и товаров некоторых золотопромышленников в городе Енисейске, самым главным складом хлеба и товаров, предназначенных для тайги, «является резиденция поставщиков бр[атьев] Тонконоговых в дер. Назимовой, где, независимо от обширных амбаров на обоих берегах Енисея, приплавляемый хлеб летом сохраняется, преимущественно, в барках, до выгрузки его уже зимою в тайгу. Отправка хлеба на прииски производится <...> по Назимовскому пути гужом»42. О масштабе коммерческой деятельности братьев Тонконоговых косвенно может говорить и тот факт, что они содержали контору со штатом от десяти до двенадцати человек для обслуживания и бухгалтерского учета их торговых операций43.

31 Спожакина Т. Золотое сердце Сибири. Книга первая. Красноярск, 2002. С. 29.

32 Сибирский торгово-промышленный и справочный календарь на 1900 год. Отдел III (справочный). Томск, 1900. С. 188.

33 Сибирский Торгово-промышленный и справочный календарь на 1895 год. Томск, 1895. С. 438.

34 КытмановА.И. Краткая летопись... С. 502.

35 Архив г. Енисейска (АГЕ). Ф. 9. Оп. 1. Д. 38. Л. 148.

36 Вильнер Г.М. Как сибирский крестьянин стал купцом первой гильдии: автобиографические воспоминания. Минусинск, 2021. С. 32.

37 Погребняк А.И. Купцы-предприниматели Енисейской губернии. Красноярск, 2002. С. 212.

38 Вильнер Г.М. Как сибирский крестьянин. С. 32.

39 Погребняк А.И. Купцы-предприниматели. С. 212.

40 Государственный архив Красноярского края (ГАКК). Ф. 24. Оп. 2. Д. 72. Л. 133.

41 ГАКК. Ф. 24. Оп. 2. Д. 72. Л. 133-135.

42 Внуковский В.М. Отчет по статистико-экономическому и техническому исследованию золотопромышленности северной части Енисейского округа. СПб., 1905. С. 438.

43 ГАКК. Ф. 24. Оп. 2. Д. 72. Л. 135.

В 1913 г. братья Тонконоговы внесли в Енисейскую городскую думу предложение о постройке на собственные средства красивого торгового деревянного корпуса под железной крышей, который украсил бы своим видом Базарную площадь в центре города. Но при этом они выдвинули условие, что это здание перейдет в собственность города после двенадцати лет использования его самими Тонконоговыми. Дума ограничила срок до десяти лет, и постройке не суждено было осуществиться44.

И.М. Хейсин завел свое небольшое дело-склад и питейный дом еще в 1862 г. А.И. Кытманов так пишет про это в своей «Летописи» за 1866 г.: «Винная торговля в округе и городе усиливалась, открывались и ее вредные последствия. Многочисленные кабаки процветали не столько от продажи вина, сколько от злоупотреблений в торговле плохой водкой...»45. В 1867 г. Хейсин открыл винокуренный завод в селе Каменском сначала совместно с Каминером, затем с Баландиным. В Енисейске владел пиво-медоваренным заводом на речке Лазаревке. Винная торговля была одним из прибыльнейших дел, однако стихийные бедствия вносили свои коррективы в жизнь енисейцев.

Так, 1869 г. вошел в историю города как год страшных пожаров, которые унесли много человеческих жизней и уничтожили большую часть города. У И.М. Хейсина, как и у многих горожан, сгорел собственный деревянный дом. Следует отдать должное его предусмотрительности: он единственный, кто застраховал свое жилье на 7 тыс. руб., которые и получил через два месяца46. В округе тоже были пожары, где у Хейсина сгорели винокурня и водокачка в Каменском заводе, которыми он владел совместно с А.С. Баландиным. Несмотря ни на что, он занимался виноторговлей, а она неизменно продолжала приносить прекрасный доход. Торговые дела требовали расширения деятельности и защиты интересов на уровне местного самоуправления. В 1872 г. И.М. Хейсина избирают гласным городской думы на первое четырехлетие - 1873-1877 гг.47 На следующий период, с 1877 по 1881 г., избирателей-евреев насчитывалось четыре, но гласным был выбран всего один - И.М. Хейсин48.

В 1880 г. совместно с В.М. Харченко он построил пивоваренный завод, который составил конкуренцию единственному винокуренному заводчику в округе - городскому голове А.С. Баландину49. Природная смекалка и практичность помогли И.М. Хейсину воплотить это строительство в жизнь. Идея создания завода в Енисейске у Хейсина появилась, когда он заинтересовался технической новинкой - пульзометром (насосом). Его приобрел для приисков К.М. Полежаева управляющий К.Н. Балакшин и проверил действие механизма в Енисейске на речке Мельничной. И.М. Хейсин, увидевший работающий пульзометр, понял, что его можно использовать и для завода50. Так его удачная идея воплотилась в жизнь. Но все же качество продаваемого вина в питейных заведениях И.М. Хейсина оставалось низким. В Государственном архиве Красноярского края отложилось дело со следующим заголовком: «По заявлению крестьянина Рахмеля Рябцева о продаже в питейном заведении купца Хейсина низкопробного вина»51. И.М. Хейсин использует все доступные средства для сокращения расходов: например, в 1881 г. по разрешению министра финансов беспошлинно морским путем ввозит части мельничного постава и паровой машины52.

Лейвик Фишелевич Флеер также обладал предпринимательской жилкой, способствовавшей успешному ведению торгового дела. Сначала он торговал в Енисейском округе, а затем окончательно перебрался в город. Состоял в 1-й гильдии в 1885 и 1896 гг., а в 19051906 гг. - во 2-й. Он торгует самыми разнообразными товарами: мануфактурными, канцелярскими и аптекарскими, а в 1904 г. было удовлетворено его ходатайство о продаже в аптекар-

44 Енисейск в записках Михаила Прокопьевича Миндаровского. 1891-1935 гг. Красноярск, 2019. С. 243.

45 Кытманов А.И. Краткая летопись. С. 431.

46 Маркс М.О. Записки старика. СПб., 2021. С. 265.

47 Кытманов А.И. Краткая летопись. С. 480.

48 Там же. С. 527.

49 Там же. С. 552.

50 Там же. С. 547-548.

51 ГАКК. Ф. 595. Оп. 17. Д. 6744.

52 Кытманов А.И. Краткая летопись. С. 563.

ском магазине разных газет и книг53. На прилавке его магазина можно было увидеть и почтовые открытки с видами города. Возможно, снимки для этих открыток делал он сам, так как владел фотоаппаратом, а на обороте одной из открыток написано: «Изд. магаз. Л.Ф. Флеера». К 1913 г. ассортимент предлагавшихся товаров значительно расширился: не считая канцелярских и писчебумажных принадлежностей, Л.Ф. Флеер торговал игрушками, галантереей, музыкальными инструментами, парфюмерией, москательными товарами54. Его торговые лавки располагались в центре города и привлекали большое количество покупателей. В то же время они находились и в поле зрения преступников. На страницах газеты «Томский листок» 1895 г. № 257 размещено сообщение о том, что магазин Лейвика Фишелевича Флеера ограбили, забрав выручку и ценный товар55. Но, несмотря ни на что, Флеер умел преодолевать трудности и его торговые дела шли в гору. Помимо торгового дела, Л.Ф. Флеер владел и небольшим кирпичным производством56.

Благодаря смекалке Лейвик Фишелевич обходил конкурентов. Например, в 1895 г. в его аптекарском магазине по рецептам приезжего «целителя» господина Берегги, пользовавшегося популярностью у простодушных клиентов, провизор с учениками готовили секретные исцеляющие снадобья для продажи57. Следует отметить, что в силу объективных причин евреи жили закрытым сообществом, поэтому неудивительно, что все сотрудники его магазина были евреями. В свое время, по воспоминаниям енисейского учителя С.М. Наумова, известный революционер А.Г. Перенсон также служил в его магазине приказчиком58.

Успешная коммерческая деятельность способствовала накоплению капитала и дала возможность заниматься благотворительностью. Как пишут Н.Я. Орехова и Я.М. Кофман, «одна из важнейших еврейских традиций - бескорыстно оказывать помощь ближним, поддерживать нуждающихся <...> делать добровольные пожертвования - уникальна, она имеет глубокие корни и тесно связана с религией. Благотворительность подразумевает идею подаяния, сострадания и снисхождения. Человек, дающий "цдаку", становится посредником между Богом и нуждающимся. Благотворительность считается важной и полезной не только для тех, кто получает помощь, но и для тех, кто ее оказывает».

Несмотря на дискриминацию со стороны государства, которое законодательно ограничивало права евреев, каждая из рассматриваемых семей лояльно относилась к окружающему сообществу, помогая не только своим единоверцам. Об этом говорит их участие в благотворительности, которая была направлена на поддержку самых разных сфер общественной жизни города. Так, например, они участвовали в сборе средств по подписным листам для приобретения книг для Енисейской общественной библиотеки, в 1883 г. - для устройства Енисейского общественного местного музея. В 1888 г. в Енисейске было построено большое деревянное здание синагоги на средства еврейского общества (рис. 1). Во внутреннем устройстве новой молельни принял участие Абрам Тонконогов, пожертвовав шкаф для свиток60. В метрических книгах синагоги за 1886, 1887 и 1898 гг. он заверяет записи как староста молельни61. При енисейском молитвенном доме было открыто начальное еврейское училище (хедер)62.

53 ГАКК. Ф. 595. Оп. 8. Д. 6230.

54 Сибирский Торгово-промышленный ежегодник 1913. Отдел IV. Торгово-промышленный указатель населенных пунктов Сибири, Маньчжурии, Монголии и Туркестана. СПб., 1913. С. 145-146.

55 ЕКМ. Книга поступлений. 3491. Д. 255. Енисейский округ. Вырезки из газет: «Енисей» 1895 г., «Енисейский листок» 1892 г. и др. [тетрадь 1]. Л. 3.

56 АГЕ. Ф. 9. Оп. 1. Д. 6. Л. 32.

57 ЕКМ. Книга поступлений. 3491. Д. 255. Енисейский округ. Вырезки из газет: «Енисей» 1895 г., «Енисейский листок» 1892 г. и др. [тетрадь 2]. Л. 4.

58 Там же. 5442/2. Д. 585/3. Наумов С.М. Воспоминание о политссыльных в г. Енисейске. Л. 11.

59 Орехова Н.А., Кофман Я.М. Еврейские общины. С. 142.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

60 Кытманов А.И. Краткая летопись. С. 619.

61 АГЕ. Ф. Р-273. Оп. 1. Д. 129. Л. 6.

62 Орехова Н.А., Кофман Я.М. Еврейские общины. С. 157.

Рис. 1. Еврейская синагога на Большой улице. Неизвестный фотограф. (Фотография из фондов Енисейского музея-заповедника)

Образованию придавалось очень большое значение. Фамилии Хейсиных, Тонконо-говых и Флееров мы встречаем в списках жертвователей и действительных членов совета Общества попечения о начальном образовании (позднее - Общества попечения о народном образовании) в Енисейске начиная с середины 1880-х гг.63 Помимо внесения ежегодных членских взносов, они участвовали в устройстве рождественских праздников для детей

64

и музыкально-вокальных вечеров, лотереи-аллегри и маскарада64, жертвовали вещи в пользу Енисейской женской гимназии65.

В 1906 г. в Енисейске появилось Общество пособия бедным евреям66. Потребность организации этого общества объясняется тем, что только постоянная систематическая поддержка бедных еврейских семей и отдельных нуждающихся членов еврейской общины смогла бы улучшить их положение. Пожертвования и членские взносы, сборы от благотворительных мероприятий, которые устраивало Общество, служили источниками финансового обеспечения этой организации. Помощь заключалась не только в единовременной денежной поддержке, но и в выдаче теплых вещей и беспроцентных ссуд. Следует отметить, что это было первое Общество пособия бедным евреям, открытое в Енисейской губернии, а основателями его стали еврейские женщины - жены енисейских купцов - Рахиль Марковна Тонконогова и София Моисеевна Мильштейн67.

Как уже отмечалось выше, благотворительная деятельность состоятельных енисейских евреев не ограничивалась поддержкой лишь местной еврейской общины. Вот еще несколько тому примеров. Весенние наводнения в Енисейске - нередкое явление, но в 1906 г. вода поднялась особенно высоко. Для помощи енисейцам был организован Комитет помощи

63 Отчет Совета Общества попечения о начальном образовании в городе Енисейске за 1887 год. Енисейск, 1888. С. 12; Отчет Совета Общества попечения о начальном образовании в г. Енисейске за 1891 год. Енисейск, 1892. С. 48; Отчет Совета Общества попечения о начальном образовании в городе Енисейске за 1892 год. Енисейск, 1893. С. 6; Отчет Общества попечения о начальном образовании в г. Енисейске за 1893 год. Красноярск, 1894. С. 4.

64 Отчет Совета Общества попечения о начальном образовании в г. Енисейске по устройству в пользу Общества лоттереи-аллегри и маскарада в помещении Общественного Собрания 28-го декабря 1903 года. Енисейск, 1904. С. 11.

65 Отчет по устройству лотереи-аллегри и маскарада 28 декабря 1904 года в пользу Енисейской женской гимназии. Енисейск, 1905. С. 8-9.

66 Орехова Н.А., Кофман Я.М. Еврейские общины. С. 146.

67 Там же. С. 148.

пострадавшим от наводнения в городе Енисейске, председателем которого стал М. Бород-кин, товарищем председателя - М. Тонконогов. Они же внесли самые большие денежные пожертвования: М. Бородкин - 400 руб., М. Тонконогов - 200 руб. Собранные средства обеспечили возможность раздавать нуждающимся обеды и хлеб, тем самым спасти людей от голода68.

Наряду с Обществом пособия бедным евреям существовало и общество, помогавшее всем нуждающимся горожанам. В отчете Общества пособия бедным Енисейска за 1909 г. в числе лиц, пожертвовавших деньги, числится А.П. Тонконогов. Также Тонконоговы включены в список лиц, заказавших обеды для бесплатной выдачи. Сумма их пожертвования была максимальной в этом списке и составила 100 руб. Среди действительных членов этого общества был и Леонтий Федорович Флеер. На собранные средства для бедных содержались

69

столовая, чайная и ночлежный дом69.

Желая принести пользу обществу и оставить о себе хорошую память после смерти, Лейвик Фишелевич Флеер завещал своим детям «вносить в Енисейский общественный банк ежегодно по 100 рублей для накопления капитала, достаточного на открытие в Енисейске школы и библиотеки имени умершего, и затем по смерти его наследников должна перейти в собственность города и его недвижимая собственность - существующий двухэтажный каменный дом со службами на углу Базарной площади и Алексеевского переулка. <...> городом выдано обязательство на выполнение воли завещателя, а дом за отказом от него города вскоре же был продан наследниками губернскому союзу кооперативов <...>. По соглашению с наследниками Флеера при ликвидации ими торгового дела их отца город купил у них остатки товаров аптекарского магазина <...> с тем чтобы магазин этот обратить в аптеку и тем выполнить волю завещателя». Так в 1917 г. в Енисейске открылась первая аптека, с прибылью проработавшая до 1920 г., когда произошла смена власти70.

Так сложилось, что время экономического расцвета города осталось в далеком прошлом. Енисейск окончательно потерял свои позиции, когда в конце XIX в. через Красноярск была проведена Транссибирская магистраль. На протяжении нескольких поколений Хейсины, Тонконоговы и Флееры успешно вели торговые дела не только благодаря деловой хватке, креативному подходу, но и умению чутко реагировать на изменения экономической и политической ситуации. Проследить судьбы этих семей после революции сложно. У каждой из них возникли объективные причины для переезда. По времени появления в Енисейске семья Хейсиных была первой и первой покинула его. По воспоминаниям родственников, Исай Моисеевич Хейсин умер в 1895 г. Дела семьи на тот момент находились в расстроенном состоянии. Переезд семьи был делом решенным71.

Еще до переворота, по информации из Государственного архива Томской области, Лейвик Фишелевич Флеер на протяжении 1906-1914 гг. вел переписку о разрешении проживать в Томске, которое и получил72. Его семья покинула город. По данным Государственного архива Красноярского края, в списке граждан, имеющих право участвовать в выборах в городскую думу Енисейска в 1919 г., из большой семьи Тонконоговых указаны только четыре ее представителя: Елена Абрамовна, ее дочь Фрума, сын Миней и внук Давид Павлович73. И все же их имена остались в истории города навсегда.

Таким образом, изучение разбросанных по разным источникам биографических сведений о представителях проживавших в Енисейске в 1830-1910-х гг. еврейских купеческих семей Хейсиных, Тонконоговых и Флееров позволяет заключить, что все они сумели

68 Отчет о приходе, расходе и остатке денежных сумм Комитета помощи пострадавшим от наводнения в городе Енисейске в 1906 году. Енисейск, 1906. С. 4, 27.

69 Отчет правления Общества пособия бедным г. Енисейска за 1909-й год. Енисейск, 1911. С. 12, 15, 19.

70 Енисейск в записках. С. 269.

71 Шемряков А.Д. Автор-составитель о фотоальбоме «Красноярск 1911-2011» // Pandia.ru [Электронный ресурс]. URL: https://pandia.ru/text/80/120/58264.php (дата обращения: 01.12.2023).

72 Справка областного государственного казенного учреждения «Государственный архив Томской области» от 13.02.2019 г. № 531-г.

73 ГАКК. Ф. 897. Оп. 1. Д. 1. С. 116.

найти и занять свободные ниши в торговле, а их предпринимательская деятельность выходила за пределы Енисейской губернии. Накопленные средства дали им возможность заниматься благотворительностью, которая распространялась на всех независимо от веры и национальной принадлежности и которую можно считать одним из важнейших факторов развития сибирского социума.

Литература

Аксёнова А.А., Гонина Н.В., Дворецкая А.П., Терскова А.А. Мир культуры г. Енисейска второй половины XIX - начала XX века: словарь основных характеристик, понятий и персоналий (к 400-летию Енисейска). Красноярск: Краснояр. гос. аграр. ун-т, 2019. 538 с.

Белковский Г.А. Русское законодательство о евреях Сибири. СПб.: «Центральная» типолитография М.Я. Минкова, 1905. 160 с.

Быконя Г.Ф., Комлева Е.В., Погребняк А.И. Енисейское купечество в лицах (XVIII -начало XX в.). Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2012. 316 с.

Вильнер Г.М. Как сибирский крестьянин стал купцом первой гильдии: автобиографические воспоминания. Минусинск, 2021. 120 с.

Войтинский В.С., Горнштейн А.Я. Евреи в Иркутске. Иркутск: Типо-литография П.И.Макушина и В.М. Посохина, 1915. [2], XVI, 393 с.

Галашова Н.Б. Евреи в Томской губернии во второй половине XIX - начала XX вв. Красноярск: Красноярский писатель, 2006. 241 с.

Гессен Ю.И. Закон и жизнь. Как создавались ограничительные законы о жительстве в России. СПб.: Типография А.Г. Розена, 1911. 187 с.

Дубнов С.М. Евреи в России и Западной Европе в эпоху антисемитской реакции. М.; Петроград: Издательство Л.Д. Френкель, 1923. 388 с.

Гончаров Ю.М. Еврейские общины Западной Сибири (XIX - начало XX в.). Барнаул: АЗБУКА, 2013. 174 с.

Гройсман А.Г. Евреи в Якутии. Ч. I: Община. Якутск, 1995. 110, [2] с.

Енисейск в записках Михаила Прокопьевича Миндаровского / ред.-сост. М.А. Лаптева, Н.В. Поздеева, А.В. Ульверт. Красноярск: Поликор, 2019. 512 с.

Кальмина Л.В. Еврейские общины Восточной Сибири (середина XIX века - февраль 1917 года). Улан-Удэ: Изд.-полиграф. комплекс ВСГАКИ, 2003. 422 с.

Кальмина Л.В., Курас Л.В. Еврейская община Западного Забайкалья (60-е годы XIX века - февраль 1917 г.). Улан-Удэ: БНЦ СО РАН, 1999. 172 с.

Кискидосова Т.А. «Отличались трезвостью, изворотливостью и энергией»: региональная периодика о еврейской общине в городах Енисейской губернии во второй половине

XIX - начале XX в. // Конфессиональные и этнические группы российских регионов в XIX-

XX вв.: сб. науч. тр. М., 2020. Т. 2. С. 184-193.

Кискидосова Т.А. Метрические книги еврейской синагоги Енисейска как источник по истории городского населения в конце XIX - начале XX века // Библиография. Археография. Источниковедение: сб. статей и мат-лов. СПб.; М., 2019. С. 201-206.

Кискидосова Т.А. Национально-конфессиональный состав населения Енисейска во второй половине XIX - начале XX в. // Межэтнические и этноконфессиональные отношения: проблемы взаимодействия: мат-лы Всерос. конф. с междунар. участием, посвящ. 130-летию со дня рождения С.И. Руденко. Уфа, 2015. С. 256-262.

Кискидосова Т.А. Сведения о городах и городском населении Восточной Сибири в 1850-1880-е годы: по материалам всеподданнейших отчетов генерал-губернаторов // Гуманитарный вектор. 2022. Т. 17, № 3. С. 109-118.

Комлева Е.В. Династия енисейских купцов Дементьевых (вторая половина XVIII -начало XX в.) // Исторический курьер. 2018. № 1. С. 8-20. [Электронный ресурс]. URL: http://istkurier.ru/data/2018/ISTKURIER-2018-1-01.pdf (дата обращения: 15.08.2023).

Комлева Е.В. Енисейская купеческая династия Фунтосовых: вклад в освоение Сибири (конец XVIII - XIX в.) // Современное историческое сибиреведение XVIII - начала XX в.: сб. науч. тр. СПб., 2020. С. 39-54.

Комлева Е.В. Енисейские купцы Хорошевы: хозяйственная деятельность и образ жизни // Сибирский город XVIII-XX веков: сб. науч. ст. Иркутск, 2015. Вып. Х. С. 37-47.

Комлева Е.В. Енисейское купечество в последней четверти XVIII - первой половине XIX в. М.: Academia, 2006. 381 с.

Комлева Е.В. Енисейское купечество второй половины XIX в. глазами современников: дневник Н.В. Скорнякова // Вестник Новосибирского государственного университета. Сер.: История, филология. 2012. Т. 11, вып. 1: История. С. 55-59.

Комлева Е.В. Информация о енисейских купцах Кытмановых в периодической печати Восточной Сибири (вторая половина XIX - начала XX в.) // Духовная культура и общественная мысль России в литературных и исторических памятниках XVI-XXI вв.: сб. науч. тр. (Археография и источниковедение Сибири; вып. 35). Новосибирск, 2016. С. 158-170.

Комлева Е.В. Купцы Скорняковы в истории Енисейска (XVIII-XIX вв.) // Вестник Оренбургского государственного педагогического университета. 2016. № 3 (19). С. 80-92.

Комлева Е.В. «...В сердцах людей, его близко знавших, имя его останется»: купцы Грязновы в истории Енисейска // Ученые записки Минусинского краеведческого музея им. Н.М. Мартьянова. Минусинск, 2021. Вып. 3. С. 41-56.

Кривошапкин М.Ф. Енисейский округ и его жизнь. СПб.: издание Императорского Русского географического общества, на иждивении В.А. Кокорева, 1865. 650 с.

Кытманов А.И. Краткая летопись Енисейского уезда и Туруханского края Енисейской губернии 1594-1893 год. Красноярск: Сиб. федер. ун-т, 2016. 888 с.

Латкин Н.В. Енисейская губерния, ее прошлое и настоящее. СПб.: Типография и литография В.А. Тиханова, 1892. [2], II, IV, 467 с.

Маркс М.О. Записки старика. СПб.: Алетейя, 2021. 306 с.

Нагаев А.С. Золотопромышленность Восточной Сибири в 30-50-е годы XIX века и ее влияние на социально-экономическое развитие края // Ученые записки Енисейского педагогического института. Енисейск, 1958. Т. 1, вып. 1. С. 3-121.

Орехова Н.А., Кофман Я.М. Еврейские общины на территории Енисейской губернии (XIX - начало 30-х гг. XX вв.). Красноярск: Красноярский писатель, 2009. (Евреи в Сибири и на Дальнем Востоке: история и современность). Вып. 5 (27). 328 с.

Островский Ю. Сибирские евреи. СПб.: Типография И. Лурье и Ко, 1911. 62 с.

Пестов И. Записки об Енисейской губернии Восточной Сибири. 1831. М.: Университетская типография, 1833. [2], 298, X с., 13 л. ил., карт.

Погребняк А.И. Купцы-предприниматели Енисейской губернии: учеб. пособие. Красноярск: Краснояр. гос. торг.-экон. ин-т 2002. 432 с.

Погребняк А.И. Вклад В.А. Баландиной в систему просвещения Енисейской губернии // Гришаевские чтения: мат-лы III национальной науч. конф., посвящ. памяти Василия Васильевича Гришаева. Красноярск, 2021. С. 107-120.

Погребняк А.И. Участие В.А. Баландиной в развитии просвещения и агрокультуры Енисейской губернии // Ученые записки Минусинского краеведческого музея им. Н.М. Мартьянова: межрегион. науч.-практ. конф. с междунар. участием. Минусинск, 2021. С. 57-90.

Погребняк А.И. Педагогическая, просветительная и воспитательная деятельность

B.А. Баландиной // XX Красноярские краевые Рождественские образовательные чтения «Великая Победа: наследие и наследники»: мат-лы и доклады межрегион. науч.-практ. конф. Красноярск, 2020. С. 62-85.

Поздеева Н.В. Кытмановы: истории из жизни енисейского купеческого рода // IX Краеведческие чтения: Енисейская губерния: лица истории: сб. мат-лов. Красноярск, 2022.

C. 256-262.

Рабинович В.Ю. Евреи дореволюционного Иркутска: меняющееся меньшинство в меняющемся обществе. Красноярск: Кларетианум, 2002. 240 с.

Рабинович Г.Х. Из истории золотопромышленности Енисейской губернии // Вопросы истории Сибири. Томск, 1964. Вып. 1. С. 67-68.

Рабинович Г.Х. Крупная буржуазия и монополистический капитал в экономике Сибири конца XIX - начала ХХ вв. Томск: Изд-во Томского университета, 1975. 327 с.

Сибирь многонациональная. Материалы Сибирского исторического форума. Красноярск, 24-25 октября 2018 г. Красноярск: Резонанс, 2018. 256 с.

Спожакина Т. Золотое сердце Сибири. Кн. 1. Красноярск: Горница, 2002. 352 с.

Справочная книга для золотопромышленников, издаваемая Восточно-Сибирским Отделением Русского Технического Общества. Вып. 2 / под ред. Н.И. Сурина, Столоначальника Горного Отделения Главного Управления Восточной Сибири. Иркутск: Типография Сини-цына, 1871. Титульный лист.

Степанов А.П. Енисейская губерния. СПб.: Типография Конрада Вингебера, 1835. 364 с.

Тихонов Т.И. Сибирские евреи, их права и нужды // Сибирские вопросы. СПб.: Типография Альтшулера, 1905. № 1. IV, 384 с.

Komleva E.V. The dynasty of the Yeniseysk merchants Kobychevs: formation, entrepreneur-ship, participation in public life // Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. 2020. № 13 (7). P. 1144-1152.

References

Aksyonova, A.A., Gonina, N.V., Dvoretskaya, A.P., Terskova, A.A. (2019). Mir kul'tury Yeniseyska vtoroy poloviny XIX - nachala XX veka: slovar' osnovnykh kharakteristik, ponyatiy i personaliy (k 400-letiyu Yeniseyska) [The World of Culture of Yeniseysk in the Second Half of the 19th - Early 20th Centuries: A Dictionary of Main Characteristics, Concepts and Personalities (For the 400th Anniversary of Yeniseysk)]. Krasnoyarsk, Krasnoyarskiy gosudarstvennyy agrarnyy universitet. 538 p.

Belkovskiy, G.A. (1905). Russkoe zakonodatel'stvo o evreyakh Sibiri [Russian Legislation on the Jews of Siberia]. St. Petersburg, "Tsentral'naya" tipo-litografiya M.Ya. Minkova. 160 p.

Bykonya, G.F., Komleva, E.V., Pogrebnyak, A.I. (2012). Yeniseyskoe kupechestvo v litsakh (XVIII - nachalo XX v.) [Yenisey Merchants in Persons (18th - Early 20th Century)]. Novosibirsk, Izdatel'stvo SO RAN. 316 p.

Dubnov, S.M. (1923). Evrei v Rossii i Zapadnoy Evrope v epokhu antisemitskoy reaktsii [Jews in Russia and Western Europe in the Era of Anti-Semitic Reaction]. Moscow, Petrograd, Izdatel'stvo L.D. Frenkel'. 388 p.

Galashova, N.B. (2006). Evrei v Tomskoy gubernii vo vtoroy polovine XIX - nachala XX vv. [Jews in Tomsk Province in the Second Half of the 19th - Early 20th Centuries]. Krasnoyarsk, Krasnoyarskiy pisatel'. 241 p.

Gessen, Yu.I. (1911). Zakon i zhizn'. Kak sozidalis' ogranichitel'nye zakony o zhitel'stve v Rossii [Law and Life. How Restrictive Laws on Residence in Russia were Created]. St. Petersburg, tip. A.G. Rozena. 187 p.

Goncharov, Yu.M. (2013). Evreyskie obshchiny Zapadnoy Sibiri (XIX - nachalo XX v.) [Jewish Communities of Western Siberia (19th - Early 20th Centuries)]. Barnaul, AZBUKA. 174 p.

Groysman, A.G. (1995). Evrei v Yakutii. Ch. I: Obshchina [Jews in Yakutia. Part I: Community]. Yakutsk, Izdatel'stvo YaNTs SO RAN. 110 p.

Kal'mina, L.V. (2003). Evreyskie obshchiny Vostochnoy Sibiri (seredina XIX veka - fevral' 1917 g.) [Jewish Communities of the East (Mid-19th Century - February 1917)]. Ulan-Ude, Izdatel'sko-poligraficheskiy kompleks VSGAKI. 422 p.

Kal'mina, L.V., Kuras, L.V. (1999). Evreyskaya obshchina Zapadnogo Zabaykal'ya (60-e gody XIX veka - fevral' 1917 g.) [Jewish Community of Western Transbaykalia (The 60s of the 19th Century - February 1917)]. Ulan-Ude, BNTS SO RAN. 172 p.

Kiskidosova, T.A. (2015). Natsional'no-konfessional'nyy sostav naseleniya Yeniseyska vo vtoroy polovine XIX - nachale XX v. [National and Religious Composition of the Population of Yeniseysk in the Second Half of the 19th - Early 20th Centuries]. In Mezhetnicheskie i etnokonfessional'nye

otnosheniya: problemy vzaimodeystviya. Materialy Vserossiyskoy konferentsii s mezhdunarodnym uchastiem, posvyaschennoy 130-letiyu so dnya rozhdeniya S.I. Rudenko. Ufa, pp. 256-262.

Kiskidosova, T.A. (2019). Metricheskie knigi evreyskoy sinagogi Yeniseyska kak istochnik po istorii gorodskogo naseleniya v kontse XIX - nachale XX veka [Parish Books of the Jewish Synagogue of Yeniseysk as a Source on the History of the Urban Population at the End of the 19th -Beginning of the 20th Century]. In Bibliografiya. Arkheografiya. Istochnikovedenie. Moscow, St. Petersburg, pp. 201-206.

Kiskidosova, T.A. (2020). "Otlichalis' trezvost'yu, izvorotlivost'yu i energiey": regional'naya periodika o evreyskoy obshchine v gorodakh Yeniseyskoy gubernii vo vtoroy polovine XIX -nachale XX v. ["They were Distinguished by Their Sobriety, Resourcefulness and Energy": Regional Periodicals about the Jewish Community in the Cities of the Yenisey Province in the Second Half of the 19th - Early 20th Centuries]. In Konfessional'nye i etnicheskie gruppy rossiyskikh regionov v XIX-XX vv. Moscow. Vol. 2, pp. 184-193.

Kiskidosova, T.A. (2022). Svedeniya o gorodakh i gorodskom naselenii Vostochnoy Sibiri v 1850-1880-e gody: po materialam vsepoddanneyshikh otchetov general-gubernatorov [Information about the Cities and Urban Population of Eastern Siberia in the 1850-1880s: Based on Materials from the Most Comprehensive Reports of Governors General]. In Gumanitarnyy vector. Vol. 17, No. 3, pp. 109-118.

Komleva, E.V. (2006). Yeniseyskoe kupechestvo v posledney chetverti XVIII - pervoy polovine XIX v. [Yenisey Merchants in the Last Quarter of the 18th - First Half of the 19th Century]. Moscow, Academia. 381 p.

Komleva, E.V. (2012). Yeniseyskoe kupechestvo vtoroy poloviny XIX v. glazami sovremen-nikov: dnevnik N.V. Skornyakova [Yenisey Merchants of the Second Half of the 19th Century Through the Eyes of Contemporaries: The Diary of N.V. Skornyakov]. In Vestnik Novosibirskogo gosudarstvennogo universiteta. Seriya: Istoriya, filologiya. Vol. 11, Iss. 1: Istoriya, pp. 55-59.

Komleva, E.V. (2015). Yeniseyskie kuptsy Khoroshevy: khozyaystvennaya deyatel'nost' i obraz zhizni [The Yenisey Merchants Khoroshevs: Economic Activity and Way of Life]. In Sibirskiy gorod XVIII-XX vekov. Irkutsk. Vol. 10, pp. 37-47.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Komleva, E.V. (2016). Informatsiya o yeniseyskikh kuptsakh Kytmanovykh v periodicheskoy pechati Vostochnoy Sibiri (vtoraya polovina XIX - nachalo XX v.) [Information about the Yenisey Merchants Kytmanovs in the Periodical Press of Eastern Siberia (Second Half of the 19th - Early 20th Centuries)]. In Dukhovnaya kul'tura i obshchestvennaya mysl' Rossii v literaturnykh i istori-cheskikh pamyatnikakh XVI-XXI vv. Arkheografiya i istochnikovedeniye Sibiri. Iss. 35. Novosibirsk, pp. 158-170.

Komleva, E.V. (2016). Kuptsy Skornyakovy v istorii Yeniseyska (XVIII-XIX vv.) [Merchants Skornyakovs in the History of Yeniseysk (18th - 19th Centuries)]. In Vestnik Oren-burgskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. No. 3 (19), pp. 80-92.

Komleva, E.V. (2018). Dinastiya yeniseyskikh kuptsov Dement'evykh (vtoraya polovina XVIII - nachalo XX v.) [Dynasty of Yenisey Merchants Dementievs (Second Half of the 18th -Beginning of the 20th Century)]. In Istoricheskiy kur'yer. No. 1, pp. 8-20. Available at: URL: http://istkurier.ru/data/2018/ISTKURIER-2018-1-01.pdf (date of access 27.11.2023).

Komleva, E.V. (2020). The dynasty of the Yeniseysk merchants Kobychevs: formation, entrepreneurship, participation in public life. In Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences. No. 13 (7), pp. 1144-1152.

Komleva, E.V. (2020). Yeniseyskaya kupecheskaya dinastiya Funtosovykh: vklad v osvoenie Sibiri (konets XVIII - XIX v.) [Yenisey Merchant Dynasty of the Funtosovs: Contribution to the Development of Siberia (Late 18th - 19th Centuries)]. In Sovremennoe istoricheskoe sibirevedenie XVIII - nachala XX v. St. Petersburg, pp. 39-54.

Komleva, E.V. (2021). "...V serdtsakh lyudey, ego blizko znavshikh, imya ego ostanetsya": kuptsy Gryaznovy v istorii Yeniseyska [".In the Hearts of People Who Knew Him Closely, His Name will Remain": The Gryaznov Merchants in the History of Yeniseysk]. In Uchenye zapiski Minusinskogo kraevedcheskogo muzeya im. N.M. Mart'yanova. Minusinsk. Vol. 3, pp. 41-56.

Krivoshapkin, M.F. (1865). Yeniseyskiy okrug i ego zhizn' [Yenisey District and Its Life]. St. Petersburg, izdanie Imperatorskogo Russkogo geograficheskogo obshchestva, na izhdivenii V.A. Kokoreva. 650 p.

Kytmanov, A.I. (2016). Kratkaya letopis' Yeniseyskogo uezda i Turukhanskogo kraya Yeniseyskoy gubernii 1594-1893 god [Brief Chronicle of the Yenisey District and Turukhansk Region of the Yenisey Province 1594-1893]. Krasnoyarsk, Sibirskiy federal'nyy universitet. 888 p.

Lapteva, M.A., Pozdeyeva, N.V., Ul'vert, A.V. (Eds.). (2019). Yeniseysk v zapiskakh Mikhaila Prokop'yevicha Mindarovskogo [Yeniseysk in the Notes of Mikhail Prokopyevich Mindarovsky]. Krasnoyarsk, Polikor. 512 p.

Latkin, N.V. (1892). Yeniseyskaya guberniya, ee proshloe i nastoyashchee [Yenisey Province, Its Past and Present]. St. Petersburg, Tipografiya i litografiya V.A. Tikhanova. 467 p.

Marks, M.O. (2021). Zapiski starika [Old Man's Notes]. St. Petersburg, Aleteyya. 306 p.

Nagaev, A.S. (1958). Zolotopromyshlennost' Vostochnoy Sibiri v 30-50-e gody XIX veka i ee vliyanie na sotsial'no-ekonomicheskoe razvitie kraya [Gold Mining in Eastern Siberia in the 30-50s of the 19th Century and Its Influence on the Socio-Economic Development of the Region]. In Uchenye zapiski Yeniseyskogo pedagogicheskogo instituta. Yeniseysk, pp. 3-121.

Orekhova, N.A., Kofman, Ya.M. (2009). Yevreyskie obshchiny na territorii Yeniseyskoy gubernii (XIX - nachalo 30-kh gg. XX vv.) [Jewish Communities on the Territory of the Yenisey Province 19th - Early 30s of the 20th Centuries)]. In Evrei v Sibiri i na Dal'nem Vostoke: istoriya i sovremennost'. Krasnoyarsk, Krasnoyarskiy pisatel'. Vol. 5 (27). 328 p.

Ostrovskiy, Yu. (1911). Sibirskie evrei [Siberian Jews]. St. Petersburg, Tipografiya I. Lur'e i Ko. 62 p.

Pestov, I. (1833). Zapiski ob Yeniseyskoy gubernii Vostochnoy Sibiri, 1831 goda [Notes on the Yenisey Province of Eastern Siberia, 1831]. Moscow, Universitetskaya tipografiya. 298 p.

Pogrebnyak, A.I. (2002). Kuptsy-predprinimateli Yeniseyskoy gubernii: uchebnoe posobie [Merchants-Entrepreneurs of the Yenisey Province: Textbook]. Krasnoyarsk, Krasnoyarskiy gosudarstvennyy torgovo-ekonomicheskiy institut. 432 p.

Pogrebnyak, A.I. (2020). Pedagogicheskaya, prosvetitel'naya i vospitatel'naya deyatel'nost' V.A. Balandinoy [Pedagogical, Educational and Educational Activities of V.A. Balandina]. In XX Krasnoyarskie kraevye Rozhdestvenskie obrazovatel'nye chteniya "Velikaya Pobeda: nasledie i nasledniki". Materialy i doklady mezhregional'noy nauchno-prakticheskoy konferentsii. Krasnoyarsk, pp. 62-85.

Pogrebnyak, A.I. (2021). Uchastie V.A. Balandinoy v razvitii prosveshcheniya i agrokul'tury Yeniseyskoy gubernii [Participation of V.A. Balandina in the Development of Education and Agriculture in the Yenisey Province]. In Uchenye zapiski Minusinskogo kraevedcheskogo muzeya im. N.M. Mart'yanova. Mezhregional'naya nauchno-prakticheskaya konferentsiya s mezhdunarodnym uchastiem. Minusinsk, pp. 57-90.

Pogrebnyak, A.I. (2021). Vklad V.A. Balandinoy v sistemu prosveshcheniya Yeniseyskoy gubernii [V.A. Balandina's Contribution into the Education System of the Yenisey Province]. In Grishaevskie chteniya: materialy III natsional'noy nauchnoy konferentsii, posvyashchennoy pamyati Vasiliya Vasil'evicha Grishaeva. Krasnoyarsk, pp. 107-120.

Pozdeeva, N.V. (2022). Kytmanovy: istorii iz zhizni eniseyskogo kupecheskogo roda [Kytmanovs: Stories from the Life of the Yenisey Merchant Family]. In IX Kraevedcheskie chteniya: Yeniseyskaya guberniya: litsa istorii. Krasnoyarsk, pp. 256-262.

Rabinovich, G.Kh. (1964). Iz istorii zolotopromyshlennosti Yeniseyskoy gubernii kontsa XIX v [From the History of Gold Mining in the Yenisey Province at the End of the 19th Century]. In Voprosy istorii Sibiri. Tomsk. Vol. 1, pp. 67-68.

Rabinovich, G.Kh. (1975). Krupnaya burzhuaziya i monopolisticheskiy kapital v ekonomike Sibiri kontsa XIX - nachala XX vv. [The Big Bourgeoisie and Monopoly Capital in the Economy of Siberia at the End of the 19th - Beginning of the 20th Centuries]. Tomsk, Izdatel'vo Tomskogo universiteta. 327 p.

Rabinovich, V.Yu. (2002). Evrei dorevolyutsionnogo Irkutska: menyayushcheesya men'shin-stvo v menyayushchemsya obshchestve [Jews of Pre-Revolutionary Irkutsk: A Changing Minority in a Changing Society]. Krasnoyarsk, Klaretianum. 240 p.

Sibir' mnogonatsional'naya. Materialy Sibirskogo istoricheskogo foruma. Krasnoyarsk, 2425 oktyabrya 2018 g. [Siberia the Multinational. Materials of the Siberian Historical Forum. Krasnoyarsk, October 24-25, 2018]. Krasnoyarsk, Rezonans. 256 p.

Spozhakina, T. (2002). Zolotoe serdtse Sibiri [Golden Heart of Siberia]. Krasnoyarsk, Gornitsa, b. 1. 352 p.

Stepanov, A.P. (1835). Yeniseyskaya guberniya [Yenisey Province]. St. Petersburg, Tipografiya Konrada Vingebera. 364 p.

Surin, N.I. (Ed.). (1871). Spravochnaya kniga dlya zolotopromyshlennikov, izdavaemaya Vostochno-Sibirskim Otdeleniem Russkogo Tekhnicheskogo Obshchestva [A Reference Book for Gold Miners, Published by the East Siberian Branch of the Russian Technical Society]. Irkutsk, Tipografiya Sinitsyna. Vol. 2, pp. 265-505.

Tikhonov, T.I. (1905). Sibirskie evrei, ikh prava i nuzhdy [Siberian Jews, Their Rights and Needs]. In Sibirskie voprosy. St. Petersburg, Tipografiya Al'tshulera. No. 1. 384 p.

Vilner, G.M. (2021). Kak sibirskiy krest'yanin stal kuptsom pervoy gil'dii: avtobiografi-cheskie vospominaniya [How a Siberian Peasant became a Merchant of the First Guild: Autobiographical Memoirs]. Minusinsk, MBUK "Minusinskiy regional'nyy kraevedcheskiy muzey imeni N.M. Mart'yanova". 120 p.

Voytinskiy, V.S., Gornshteyn, A.Ya. (1915). Evrei v Irkutske [Jews in Irkutsk]. Irkutsk, Tipo-litografiya P.I. Makushina i V.M. Posokhina. 393 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.